Социологические взгляды О. Конта

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социология общая
  • 15 15 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 19.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Истоки социологии О. Конта 5
2.Специфика социологических воззрений О. Конта 8
Заключение 13
Список литературы 15
Фрагмент для ознакомления

В первую очередь, это самый общий и классический смысл, в рамках которого происходит отождествление положительного с реальным, оно носит противоположный характер относительно того, что Конт определяет как химерическое. Во втором смысле данное выражение является указанием на то, что есть контраст между полезным и негодным. В третьем значении осуществляется его употребления для определения противоположности между полюсами достоверного и сомнительного. Четвертое состоит в противопоставлении точногосмутному. Пятое применение менее употребительно относительно других, но всеобщее: осуществляется употребление "положительного" как противоположного отрицательному, в качестве назначенного "по своей природе преимущественно не разрушать, но и не организовывать" [3].Отметим также, что благодаря О. Конту рождается такое направление, как неопозитивизм [3]. Возникновение второго позитивизма произошло в результате того, что наступает кризис первой исторической формы позитивизма, связанный с революцией в физике. Вторая историческая форма позитивизма - это «махизм», или эмпириокритицизм. Его идеи разрабатывали Э.Мах, Р.Авенариус и др.Третий этап в развитии позитивизма – неопозитивизм.В целом, неопозитивизм представляет собой третий этап развития позитивизма. Начальный этап его проявления - примерно 20-е гг. XX в. Именно тогда состоялся семинар по философии в Венском университете (речь идет о так называемом «Венском кружке»), на котором собрались многие философы, представители специальных отраслей наук. Семинар проходил под руководством преемника идей Маха по кафедре философии индуктивных наук австрийского философа и физика М. Шлика (1882 - 1936). Неопозитивизм предпринимал достаточно успешные попытки решения актуальных философско-методологических проблем, например, роли знаково-символических средств научного мышления, взаимоотношения теоретического аппарата и эмпирического базиса. Так, возрастание роли математического аппарата в физической теории выявило, что в теориях науки невозможно все свести к чувственному миру субъекта, а существует несводимый к нему «остаток», характеризующий степень общезначимости теоретических положений, наличие объективного характера познания субъекта. Если в первом позитивизме основное внимание уделялось проблемам систематизации научного знания и классификации наук (эти проблемы ставились в связи с углубляющейся дифференциацией научного знания), то во втором позитивизме на первый план вышли другие проблемы – проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций, понятий, принципов и соотнесения их с реальностью.Заключение Таким образом, именно О. Конт является основателем социологии как науки.Он полагал, что социология – это особая наука, которая базируется на позитивизме, позитивном методе. Социология как наука способна появиться, если общество накопило достаточный уровень знаний. Это наука особого типа, которая систематизирует, упорядочивает, кодифицирует научные выводы и достижения. Исходя из идеи позитивизма, О. Конт настаивал на том, что все природные, общественные феномены должны быть научными. Разум человека устроен таким образом, он проходит в исследовании несколько методов мышления, которые различны и даже противоположны в аспекте своей сущности, а именно, речь идет о теологическом, метафизическом и позитивном методах. Позитивизм в представлении Конта – это путь постижения неизменных естественных законов, которые должны быть открыты, эти законы должны служить общественному прогрессу, так как идея прогресса определяет стабильность и успешность общественной системы. Согласно позиции О. Конта, цель науки заключается в том, чтобы совершенствовать и упорядочивать жизнь личности и общества. И подлинная наука служит стабильности и упорядоченности, причем, в коллективном масштабе. Мысли, чувства и действия – это важнейшие аспекты существования человека. И наука должна направить все усилия на то, чтобы согласовать данные части, чтобы у индивида, общества была возможность обретения гармонии и единства. Единство в представлении Конта действительно, поскольку выступает в качестве синтеза естественных отношений. Соответственно, следует тщательно изучать совокупность естественных отношений. И через такую систематизацию наука способна позитивном влиять на жизнь. Конт уверен, что позитивная наука наделена социальной функцией, которая охватывает мышление, действие и чувство. Итак, достигая своего позитивного состояния, наука пребывает в согласии с собственной миссией.Список литературыБагапов Р. Н., Гаитов Э. Р., Хаматов А. Ф. Позитивизм как гносеологическая концепция // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/136/38146/Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивистская философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.Конт О. Дух позитивной философии. http://royallib.com/book/kont_ogyust/duh_pozitivnoy_filosofii.htmlКохановский В.П. Философия для аспирантов. http://www.twirpx.com/file/409130/Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.

1. Багапов Р. Н., Гаитов Э. Р., Хаматов А. Ф. Позитивизм как гносеологическая концепция // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 753-755. — URL https://moluch.ru/archive/136/38146/
2. Ишниязов Р. М., Семенова Э. Р. Позитивистская философия науки // Уральский научный вестник. 2016. Т. 11. № -2. С. 113–114.
3. Конт О. Дух позитивной философии. http://royallib.com/book/kont_ogyust/duh_pozitivnoy_filosofii.html
4. Кохановский В.П. Философия для аспирантов. http://www.twirpx.com/file/409130/
5. Рахматуллин Р. Ю. Позитивизм как первая философия науки // Вестник ВЭГУ. 2014. № 6 (74). С. 150–159.

Вопрос-ответ:

В чем состоят истоки социологии О. Конта?

Истоки социологии О. Конта состоят в его убеждении, что общество можно изучать научными методами и принципами, а также в его стремлении создать научную теорию общественного развития.

Какую специфику имеют социологические воззрения О. Конта?

Социологические воззрения О. Конта имеют специфику в том, что он рассматривает общество как сложную систему взаимодействующих элементов, исследует его структуру и функции, а также выделяет основные законы социального развития.

Какова роль социологии в контексте мыслей О. Конта?

В мыслях О. Конта социология играет важную роль – она является ключевой наукой, которая позволяет понять общество, его законы функционирования и развития. Он считает социологию основой для построения и прогнозирования будущего общественного устройства.

Что понимается под положительным и реальным в социологических взглядах О. Конта?

Под положительным и реальным в социологических взглядах О. Конта понимается то, что можно изучать и познавать научными методами, то, что существует объективно и может быть предметом научного анализа.

Какие основные точки зрения выделяются у О. Конта в его социологических взглядах?

Основные точки зрения, выделенные у О. Конта в его социологических взглядах, включают в себя рассмотрение общества как органической системы, признание его эволюционного характера и акцент на необходимости научного изучения и предсказания общественного развития.

Какие основные истоки социологии у Огюста Конта?

Основные истоки социологии у Огюста Конта можно найти в его концепции положительной философии и в работе над законами и способами развития человечества.

Какие особенности социологических воззрений Огюста Конта?

Особенности социологических воззрений Огюста Конта заключаются в его стремлении к объективности, использовании наблюдений и фактов в социологических исследованиях, а также в развитии концепции закономерностей социального развития общества.

Какие значения могут иметь термины "положительное" и "химерическое" в социологии Огюста Конта?

В социологии Огюста Конта термин "положительное" может иметь три значения: отождествление положительного с реальным, контраст между полезным и негодным, указание на соответствие истине и основанный на опыте знания. Термин "химерическое" обозначает то, что не соответствует действительности и не имеет оснований в опыте.