Художественно-исполнительский анализ произведения Р.М.Глиэра на стихи А.Н.Плещеева «Вечер»

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 10 10 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 23.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

Ощущение воздушного пространства в музыкальной ткани романса создает аккордово-октавный аккомпанемент во вступлении, средней части и заключении романса. Созданию общей атмосферы летнего романтического вечера, наполненного негой, лирикой и мечтаниями способствует и темп произведения - Andantino, позволяющий трактовать общее движение как взволнованно-подвижное, но неторопливое. Агогических изменений в тексте романса нет, на протяжении всего повествования сохраняется темповое единообразие.Не менее важным художественно-выразительным средством выступает динамика. Соответственно жанровой и стилевой направленности произведения, динамический план романса очень подвижен. Преобладающий динамический оттенок музыкальной ткани – р, но композитор активно использует его разнообразные оттенки: рр и mр, кроме каждая фраза не звучит статично-однообразно, а волнообразно наполняется подвижными динамическими оттенками: crescendo и diminuendo. Наиболее ярко на mf звучат начальные эпизоды первой и третьей части, далее эмоциональное состояние уравновешивается и угасает. В качестве основной тональности композитор выбрал ля-минор. Минорный лад как нельзя лучше соответствует нежно-меланхоличному настрою, созерцательно спокойному повествованию, вечернему успокоению и уравновешенности чувств. Ля минор – тональность светлого, лирического звучания, что соответствует основному художественному замыслу композитора, ее главенство определяет образно-эмоциональную суть вокальной пьесы. Глиэром используется как натуральный так и мелодический вид минора, что придает мелодическому материалу тембральное разнообразие. Гармонический язык романса весьма разнообразен, но эмоционально сдержан, выдержан в общей содержательно-смысловой гамме. Композитор активно использует аккорды субдоминантовой и доминантовой группы, трезвучия третьей и седьмой ступеней, небольшие кратковременные отклонения в параллельный мажор. Более гармонически и тембрально разнообразно звучит средняя часть, где для создания атмосферы таинственности, сказочной неги, удивления и тихого восторга, композитором используются септаккорды разных ступеней лада.Еще одним средством выразительности является штриховая характеристика исполняемого музыкального материала. Так крайние части романса звучат legato, наполнено широко и плавно. Этот же штрих используется в фортепианной партии, что объединяет мелодию и аккомпанемент в единое художественно-смысловое целое. Средняя часть отличается некоторой настороженностью, осторожностью, музыкальный текст очень точно следует особенностям поэтического, для чего композитор использует крайне тихую динамическую характеристику и штрих non legato в вокальной партии и staccato в партии фортепиано. Такая штриховая артикуляция создает эффект тихих осторожных шагов. Этому ощущению нереальности помогает выдержанная терцовая педаль, звучащая на протяжении восьми тактов в аккомпанементе. Р.М.Глиэр является композитором, прекрасно разбирающимся в особенностях вокального исполнительства, в связи с чем, его вокальные произведения, и в частности рассматриваемый романс, решены идеально с технической вокальной точки зрения. В данном случае тесситурные условия, диапазон партий, особенности средств выразительности, все компоненты, входящие в исполнительский строй произведения, с одной стороны подчинены художественному содержанию поэтического текста, а с другой направлены на максимально удобное вокальное воспроизведение произведения.Все виды вокального ансамбля, создаваемые в данном произведении: интонационный, ритмический, динамический, тесситурный, тембральный, штриховой – будут естественными, удобными и гармоничными в вокально-практическом отношении, как для партии сопрано, так и для альта. Кроме того ансамбль, рождающийся в процессе исполнения между партией фортепиано и вокальным дуэтом, также максимально единообразен и гармоничен. Фортепианная партия мелодически не дублирует вокальные, обладает достаточной самостоятельностью и в тоже время гармонически и эмоционально единообразна с основной мелодией. Проанализированные характеристики в целом камерно-вокального наследия Р.Глиэра и частные особенности романса «Вечер» составляют единый органически-стилевой комплекс художественно-индивидуального творческого почерка композитора. Рассмотренное романсовое наследие Р.Глиэра выдержало испытание временем в непростом состязании с шедеврами вокальной лирики русских композиторов ХХ столетия и заняло достойное место как в концертном репертуаре большинства знаменитых отечественных и зарубежных вокалистов, в домашнем любительском музицировании, так в вокальном учебно-педагогическом обучении, став частью художественно-исторического наследия российской музыкальной культуры. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Бэлза И. Р.М. Глиэр. / И. Бэлза. - Москва: Музыкальный фонд СССР, 1955. – 112 с.2. Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. / В. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1968 – 98 с. 3. Гулинская З.К. Рэйнгольд Морицевич Глиэр. / - М.: Музыка, 1986 – 214 с.4. Глиэр Р. М. . Биографический и нотографический справочник. - М.: Мемориальный кабинет Р. М. Глиэра, 2011.

1. Бэлза И. Р.М. Глиэр. / И. Бэлза. - Москва: Музыкальный фонд СССР, 1955. – 112 с.
2. Васина-Гроссман В. Мастера советского романса. / В. Васина-Гроссман. - М.: Музыка, 1968 – 98 с.
3. Гулинская З.К. Рэйнгольд Морицевич Глиэр. / - М.: Музыка, 1986 – 214 с.
4. Глиэр Р. М. . Биографический и нотографический справочник. - М.: Мемориальный кабинет Р. М. Глиэра, 2011.

Вопрос-ответ:

Какой эффект создает аккордовый октавный аккомпанемент в романсе Вечер?

Аккордовый октавный аккомпанемент во вступлении, средней части и заключении романса создает ощущение воздушного пространства в музыкальной ткани и помогает создать общую атмосферу летнего романтического вечера.

Какой темп произведения помогает подчеркнуть общее движение и атмосферу романса Вечер?

Темп произведения Вечер - Andantino. Этот темп позволяет трактовать общее движение как взволнованно подвижное, но неторопливое, что способствует созданию атмосферы летнего романтического вечера, наполненного негой, лирикой и мечтаниями.

Какие изменения в тексте способствуют созданию общей атмосферы романса Вечер?

Агогические изменения в тексте помогают создать общую атмосферу романса Вечер. Они передают нейтрально взволнованное настроение, которое характерно для летнего романтического вечера, полного неги, лирики и мечтаний.

Какой эффект создает аккомпанемент в начале и конце романса Вечер?

Аккомпанемент во вступлении и заключении романса Вечер создает ощущение воздушного пространства в музыкальной ткани и помогает установить общую атмосферу летнего романтического вечера, наполненного негой, лирикой и мечтаниями.

Какой эффект создает темп произведения Вечер?

Темп произведения Вечер - Andantino. Он позволяет трактовать общее движение как взволнованно подвижное, но неторопливое, что помогает создать атмосферу летнего романтического вечера, наполненного негой, лирикой и мечтаниями.

Какой эффект создает аккордово-октавный аккомпанемент в романсе Вечер?

Аккордово-октавный аккомпанемент в романсе Вечер создает ощущение воздушного пространства в музыкальной ткани, добавляя легкости и воздушности в произведение.

Какие элементы помогают создать атмосферу летнего романтического вечера в романсе Вечер?

Атмосферу летнего романтического вечера в романсе Вечер создают текст, наполненный негой лирикой и мечтаниями, а также темп произведения - Andantino, который позволяет трактовать общее движение как взволнованно-подвижное, но неторопливое.

Что способствует созданию общей атмосферы в романсе Вечер?

Созданию общей атмосферы в романсе Вечер способствуют текст, наполненный негой лирикой и мечтаниями, а также темп произведения - Andantino, который позволяет трактовать общее движение как взволнованно-подвижное, но неторопливое.

Какие агогические изменения присутствуют в романсе Вечер?

В романсе Вечер присутствуют агогические изменения в тексе, которые помогают акцентировать определенные моменты произведения и передать настроение.

Какой эффект создает аккордово-октавный аккомпанемент во вступлении, средней части и заключении романса Вечер?

Аккордово-октавный аккомпанемент во вступлении, средней части и заключении романса Вечер создает ощущение воздушного пространства, усиливая эффект легкости и воздушности в произведении.

Какое воздушное пространство ощущается в музыкальной ткани романса "Вечер"?

В музыкальной ткани романса "Вечер" ощущается воздушное пространство. Оно создается за счет аккордово-октавного аккомпанемента во вступлении, средней части и заключении произведения.

Какой атмосферой наполнен романс "Вечер"?

Романс "Вечер" наполнен атмосферой летнего романтического вечера, который пронизан негой лирикой и мечтаниями. Это создается благодаря художественно-исполнительскому анализу произведения и общему темпу произведения - Andantino.