Социально-коммуникативные практики в истории

Заказать уникальный доклад
Тип работы: Доклад
Предмет: Социология общая
  • 17 17 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 24.05.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
-
Фрагмент для ознакомления

В наступившей эпохе «нового племенного человека» господствует миф, а с помощью средств массовой информации, как прогнозирует М. Маклюэн, вскоре можно будет контролировать эмоциональный климат целых культур.Главную идею теории медиа М. Маклюэна можно резюмировать его лозунгом «Медиа – это сообщение», что означает, что структуры сознания человека преобразованы различными медиа, которыми он пользуется. В труде «Понимание средств коммуникации» М. Маклюэн дифференцировал все средства коммуникации на прохладные и горячие, заимствуя терминологию джазовой музыки. В джазе «прохладный» – это спокойный, легкий ритм, горячий – быстрый, чувственный. К «прохладным» средствам общения исследователь относил телевидение и радио, поскольку данные средства массовой коммуникации представляли собой анонимные корпорации без четко выраженной позиции. К «горячим» он относил печатные средства массовой коммуникации, которые всегда отражают авторскую точку зрения и не могут быть нейтральными.Эти положения теории М. Маклюэна неоднократно подвергались критике. В частности, аргументом являлся тот факт, что зритель вынужден потреблять информацию в том виде, в каком она подана редакторами, журналистами. Каждый реципиент при просмотре программ и новостей, задается маклюэновским вопросом: в чем суть сообщения? В 1960-1970-е гг. американские критики Д. Кэрри, С. Финкельстайн, Д. Миллер подвергли критике концепцию М. Маклюэна, утверждая, что они пронизаны техническим детерминизмом и не имеют перспективы в исследовании средств массовой коммуникации. Аналогичного мнения придерживается отечественные исследователь Л. М. Землянова, которая, отмечая разницу в методологических подходах Х. Инниса и М. Маклюэна, указывает, что если Х. Иннис «стремился к историзму, то Маклюэн – к техническому детерминизму». Следует отметить, что точка зрения указанных критиков является достаточно спорной, поскольку и Х. Иннис, и М. Маклюэн рассматривают процесс развития средств коммуникации в диахроническом срезе на обширном историческом материале, и оба утверждают прогрессивное значение новаций в технологиях, которые способствуют появлению новых средств коммуникации. Безусловно, М. Маклюэн был глубоко увлечен идеей новых технологий, фактически спрогнозировав появление Интернета, однако он не отрицал и значения культуры и религии в развитии общества. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса является одним из наиболее полных и глубоких анализов коммуникативной сферы. В 1974 г. выходит публикация немецкого ученого, в которой он дает определение немецкого слова, близкого русскому «публичное/общественное»: «Под Öffentlichkeit мы понимаем в первую очередь область социальной жизни, в которой формируется то, что приближается к общественному мнению. Доступ (туда) гарантирован всем гражданам. Часть Öffentlichkeit происходит в каждом разговоре, в котором частные индивиды собираются с целью сформировать общественную ассоциацию». Ключевыми элементами Öffentlichkeit у раннего Ю. Хабермасастановятся «всеобщий доступ, достоверные источники информации, добровольное участие, рациональный спор и аргументация, свобода высказывания мнений, свобода обсуждать государственные дела, свобода участвовать (в обсуждении) вне институциональных ролей».В 1990-е гг. Хабермас вводит два новых важных элемента в свою политическую теорию. Во-первых, он приходит к пониманию внеисторического контекста тех сил, которые порождают публичную сферу. Во-вторых, Хабермас утверждает сетевую концепцию коммуникации и определяет роль информационных потоков внутри публичной сферы в создании общественного мнения.По мысли Ю. Хабермаса, в западном обществе закладываются границы общественной коммуникации, отмеченные высоким уровнем социальной дифференциации. С нормативной точки зрения речь идет о следующей проблеме: каким образом административная система может быть программирована посредством тех законов и политических установок, которые происходят из процессов спонтанного формирования общественного мнения и воли. Современный медийный подход к концептуализации публичной сферы строится вокруг роли СМИ в конструировании и функционировании публичной сферы. В рамках данного подхода Д. Маккуэйл определяет публичную сферу, как пространство для общественного дискурса и консолидации мнений, в рамках которого СМИ являются ключевым институтом и во многом определяют потенциал такой публичной сферы. Как следует из данного определения, СМИ рассматриваются, как основной структурный элемент публичной сферы, что, с одной стороны, детерминируют их роль формировании представлений о Другом в рамках постколониального дискурса. С другой стороны, СМИ, выполняя своего рода роль селекционного фильтра, решающего, какие события, акторы, позиции будут допущены в публичную сферу, способны повернуть начавшийся деколониальный процесс в колониальное русло. В частности, Дж. Уиммер указывает, что именно таким образом формируется современная европейская публика: «в рамках формирования евроидентичности, которая, в свою очередь, конструируется, обсуждается и меняется преимущественно посредством массмедиа». Вместе с тем, именно европейский опыт конструирования публичной сферы практически с нуля, по мнению Дж. Уимера, демонстрирует, в том числе, ограниченность медийных возможностей по созданию и трансляции ценностей единой евроидентичности на многоязычном и мультикультурном географическом ареале. Это, в свою очередь, значит, что новые медиа располагают вполне реальными возможностями в контексте деколониального поворота.Таким образом, реалии информационного общества обусловили возникновение новой модели коммуникативной культуры. По мере развития сетевых коммуникаций в социологической мысли складывается представлений о том, что формирующаяся новая модель коммуникации способна трансформировать и уже трансформирует социальную и культурную ткань общества на уровне ее самых глубоких структур.Список использованной литературыАмиржан К. Ж. Становление теории информационного общества/ К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54.Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334с.Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.Бодрунова С. С. Концепция публичной сфера и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения / С.С. Бодрунова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. - №1. – С. 110-132Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург :УрО РАН, 2002. – 299 с.Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения:23.04.2022).Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.Сепир Э. Грамматист и его язык [Электронный ресурс] / Э. Сэпир. URL : http:IIwww. philologymIlmguistics1Isapir-93a.htm (дата обращения :23.04.2022). Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир – Москва : Прогресс, 1993. – 656 с.Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Электронный ресурс] / Ю. Хабермас. – Москва : АО «КАМI», ИЦ ACADEMIA, 1995. – 244 с. URL: https://www.rulit.me/books/demokratiya-razum-nravstvennost-moskovskie-lekcii-i-intervyu-download-547484.html (дата обращения: 23.04.2022).

1. Амиржан К. Ж. Становление теории информационного общества/ К.Ж. Амиржан// Вестник Омского университета. – 2014. - № 3 (40). – С. 51-54.
2. Архангельская И. Б. Теория коммуникации в трудах Х. А. Инниса и Г. М. Маклюэна / И.Б. Архангельская // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. - № 3. – С. 148-152.
3. Батракова Л. Г. Организация жизнедеятельности людей в информационном обществе / Л.Г. Батракова // Ярославский педагогический вестник. – 2013. - № 3. – С. 85-87.
4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман – Москва : Медиум, 1995. – 334с.
5. Боднар Е. А. «Интерсубъективность» Ю. Хабермаса и «Солидарность» Р. Рорти / Е.А. Боднар // Гуманитарный акцент. – 2019. - № 2. – С. 20-23.
6. Бодрунова С. С. Концепция публичной сфера и медиакратическая теория: поиск точек соприкосновения / С.С. Бодрунова // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2011. - №1. – С. 110-132
7. Дьякова Е. Г. Массовая коммуникация и власть / Е.Г. Дьякова – Екатеринбург : УрО РАН, 2002. – 299 с.
8. Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика / Л.М. Землянова – Москва : МГУ, 1995. – 271 с.
9. Маклюэн М., Фиоре К. Война и мир в глобальной деревне / М. Маклюэн, К. Фиоре [Электронный ресурс]. URL: https://coollib.com/b/495048/read (дата обращения: 23.04.2022).
10. Папулина О. А. Теория технологического детерминизма и современные медиа / О.А. Папулина // Социально-гуманитарные знания. – 2017. - № 8. – С. 303-308.
11. Сепир Э. Грамматист и его язык [Электронный ресурс] / Э. Сэпир. URL : http:IIwww. philologymIlmguistics1Isapir-93a.htm (дата обращения : 23.04.2022).
12. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Э. Сепир – Москва : Прогресс, 1993. – 656 с.
13. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Электронный ресурс] / Ю. Хабермас. – Москва : АО «КАМI», ИЦ ACADEMIA, 1995. – 244 с. URL: https://www.rulit.me/books/demokratiya-razum-nravstvennost-moskovskie-lekcii-i-intervyu-download-547484.html (дата обращения: 23.04.2022).

Вопрос-ответ:

Какие социально коммуникативные практики доминируют в истории в наступившей эпохе нового племенного человека?

В истории в наступившей эпохе нового племенного человека доминируют социально коммуникативные практики, основанные на использовании мифов и средств массовой информации. Это означает, что люди все больше ориентируются на мифические рассказы и медиа-контент, чтобы взаимодействовать друг с другом и образовывать свое представление о мире.

Как Маршал Маклюэн прогнозирует развитие средств массовой информации?

Маршал Маклюэн прогнозирует, что в скором времени с помощью средств массовой информации будет возможно контролировать эмоциональный климат целых культур. Он считает, что медиа имеют огромное влияние на наше сознание и миропонимание, и их развитие может значительно изменить общественные отношения и религиозные верования.

Что значит лозунг Маршала Маклюэна "Медиа это сообщение"?

Лозунг Маршала Маклюэна "Медиа это сообщение" означает, что средства коммуникации не просто передают информацию, а сами по себе являются важными элементами обмена информацией. Он утверждает, что структуры сознания человека преобразованы различными медиа, которыми мы пользуемся, и что сами средства коммуникации воздействуют на наши мысли, чувства и понимание мира.

Какие структуры сознания человека преобразованы различными медиа, согласно Маршалу Маклюэну?

Согласно Маршалу Маклюэну, различные медиа преобразуют структуры сознания человека. Это означает, что наши мысли, восприятие и понимание мира изменяются под влиянием используемых нами средств коммуникации. Например, использование письменности или телевидения влияет на наш способ мышления и восприятия информации.

Что вкладывается в понятие "понимание средств коммуникации" у Маршала Маклюэна?

У Маршала Маклюэна понимание средств коммуникации означает не только умение использовать инструменты связи, но и осознание того, как они влияют на нашу культуру, мышление и взаимодействие с другими людьми. Он считает, что понимание средств коммуникации важно для расширения наших знаний и обогащения нашего опыта.

Какую главную идею выдвигает М. Маклюэн в своей теории медиа?

Главную идею теории М. Маклюэна можно резюмировать его лозунгом: "Медиа это сообщение", что означает, что структуры сознания человека преобразованы различными медиа, которыми он пользуется.

Какое значение имеют социально коммуникативные практики в истории?

Социально коммуникативные практики играли и играют значительную роль в истории, поскольку они определяют способы и средства общения, взаимодействия и передачи информации в обществе. Они формируют культуру, менталитет и социальные отношения внутри общества.

Какие последствия прогнозирует М. Маклюэн в новой эпохе племенного человека с помощью средств массовой информации?

М. Маклюэн прогнозирует, что в наступившей эпохе нового племенного человека станет возможным контролировать эмоциональный климат целых культур с помощью средств массовой информации. Влияние медиа будет настолько сильным, что они смогут формировать и контролировать эмоции, мысли и поведение людей в обществе.

Что означает лозунг М. Маклюэна "Медиа это сообщение"?

Лозунг М. Маклюэна "Медиа это сообщение" означает, что каждое средство коммуникации (медиа) не только передает определенную информацию, но и влияет на само сознание человека. Структуры сознания меняются под воздействием различных медиа, и это непосредственное влияние медиа на сознание человека является главным аспектом его теории.

Что подразумевает М. Маклюэн под "различными медиа, которыми человек пользуется"?

Под "различными медиа, которыми человек пользуется", М. Маклюэн подразумевает разнообразные средства коммуникации, которые используются для передачи информации, взаимодействия и общения. Это могут быть печатные СМИ, телевидение, радио, интернет, социальные сети и другие средства передачи информации и коммуникации в современном обществе.

Что предсказывал М. Маклюэн относительно эмоционального климата целых культур?

М. Маклюэн предсказывал, что в новой эпохе племенного человека будет возможность контролировать эмоциональный климат целых культур с помощью средств массовой информации.