ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 30 30 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 23.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1. Характеристика диалогической речи детей дошкольного возраста в научных исследованиях 6
1.2. Своеобразие развития диалогической речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМИНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА 19
2.1. Подбор и обоснование диагностических методик исследования 19
2.2. Предполагаемые результаты исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЕ А Описание диагностических методик 35
Фрагмент для ознакомления

В. Занков [Занков], В.Г. Петрова [Петрова], и т.д.В работах В.Г. Петровой отмечено, что дошкольники с интеллектуальными нарушениями имеют существенные особенностив развитии диалогической речи: дети не выявляют потребности в общении со сверстниками, чаще всего их диалог строится на отдельных словах, которые указывают на то или иное действие, также встречается замена речевой деятельности на мимику или жесты, общение характеризуется пассивностью и инертностью[Петрова].Что касается компонентов диалогической речи: чередующиеся обращения (сообщение, вопрос) и реакция (восприятие информации, ответ на вопрос, эмоциональная реакция), то можно отметить следующие особенности развития детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями.Чередующиеся обращения, проявляющиеся в сообщении какой-либо информации, в задавании вопросов, затруднены в силу особенностей познавательной сферы. В.Г. Петрова, анализируя данный вопрос, отмечает, что у старших дошкольников с нарушениями интеллекта достаточно мало проявляется интерес к окружающим людям, они обычно не имеют мотивов для вступления в беседу со взрослыми.Исследователи М.Ф. Гнездов,Г.М. Дульнев отмечают, что в силу особенностей познавательной сферы дети старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениямине умеют правильно формулировать свои мысли, испытывают трудности при составлении вопросов, поэтому чаще всего отказываются от диалогов, прерывая их односложным ответом[Гнездов Дульнев]. Компонент «реакция», подразумевающий восприятие внешней информации, формулирование ответа на вопрос у детей с нарушениями интеллекта также имеет специфические особенности. М.П. Феофанов отмечает, что у дошкольников интеллектуальными нарушениями наблюдается ограниченность и бедность знаний и представлений об окружающем мире, снижен познавательный интерес. Поэтому таким детям бывает достаточно сложно ответить на поставленные вопросы. Часто ситуацию с ответом на вопрос считают проверочной, экзаменационной, что еще больше отталкивает их от диалога со сверстниками и взрослыми. Также В.Г. Петрова отмечает, что у детей имеются трудности восприятия информации в процессе диалогической речи. При участии в диалоге детям необходимо постоянно менять свои позиции с позиции слушателя на позицию говорящего и наоборот. Дошкольники с нарушениями интеллекта в такой ситуации теряются, так как необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, необходимо быстро и точно формулировать собственные мысли. То есть дошкольникам с интеллектуальными нарушениями в процессе диалогической речи достаточно сложно поддерживать контакт с партнером по общению[Петрова]. ТакжеВ.Г. Петрова отмечает: «Психологи и педагоги отмечают так называемую речевую замкнутость детей с интеллектуальными нарушениями» [Петрова, с. 47]. Это проявляется в организации диалога с ребенком, который чаще всего уклоняется от общения. Вместо ответа на вопрос дети молчат, напряженно шевелят ртом или руками, отвечают «не знаю» или кивают головой. Таким образом, анализируя психолого-педагогические источники по проблеме особенностей развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возрастас интеллектуальными нарушениями, нами было сделаны следующие выводы. У детей старшегодошкольноговозрастас интеллектуальными нарушениями наблюдается специфика развития диалогической речи. Вследствие особенностей интеллектуальной сферы у таких детейпроисходит более медленное овладение диалогической речью. Дети старшего дошкольного возраста затрудняются в формулировании, выражении собственных мыслей, затрудняются отвечать на вопросы собеседника. Они плохо улавливают нить разговора. У детей имеются трудности переключения ролей с говорящего на воспринимающего речь и обратно – постоянно отвлекаются, не анализируют речь партнера. Также в силу особенностей у данных детей наблюдаются трудности эмоционального контакта. Они плохо распознают эмоции других людей, затрудняются в анализе и применении внеязыковых средств коммуникации. Из-за особенностей речевого развития дети достаточно часто боятся вступать в диалоги как со сверстниками, так и со взрослыми. Поэтому их ответы на вопросы выражаются киванием головы, молчанием или же кратким ответом («не знаю», «нет», «да»).Также из-за специфических особенностей личностной сферы дети данной категории не воспринимают сверстников как равноправных партнеров по общению. Диалог со сверстником в их понимании не способ установить связи или контакты, а способ достижения определенных целей (попросить игрушку, помощь и т.п.). Исходя из этого, мы считаем, что детям старшего дошкольного возрастас интеллектуальными нарушениями требуется комплексная психолого-педагогическая помощь в профилактике, диагностике и развитии диалогической речи.Выводы по первой главеДошкольный возраст –чувствительный период для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста. Этот тип речи является первой и простейшей формой развития речи, которую ребенок осваивает в дошкольном возрасте. В суть понятия диалогической речи мы включаем форму языкового общения, состоящую из реплик двух или более лиц, направленную на поддержание речевого взаимодействия. Диалогическая речь – это взаимосвязь двух компонентов: чередующихся обращений (сообщение, вопрос) и реакции (восприятие информации, ответ на вопрос, эмоциональная реакция). В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех компонентов диалогической речи: происходит накопление опыта общения со сверстниками, появляется ориентация на партнера по общению. У дошкольников с нарушениями интеллекта развитие диалогической речи, как и формирование других сфер жизнедеятельности, существенно отличается от их сверстников с нормативным развитием. У старших дошкольников отмечаются трудности установления и поддержания контакта, переключения ролей с говорящего на воспринимающего речь и обратно, распознавания и выражения эмоциональных состояний, несформированность умений ориентироваться на партнера по общению.

1. Аксенова А.К. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках / А.К. Аксенова, Э.В. Якубовская // Дефектология, 1987. №6. с.32-37. – Текст : непосредственный.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. / М.М. Алексеева — М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 356 с. – Текст : непосредственный.
3. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М. : Изд. центр Академия, 2006. – 158 с. – Текст: непосредственный.
4. Аркин, А. М Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками / А.М. Аркин // Дошкольное воспитание, 2010. - №5. – 51-61 С. – Текст: непосредственный.
5. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А.Г. Арушанова - М.: Мозаика - Синтез, 1999, 272 с. – Текст : непосредственный.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей/ Методическое пособие для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 128 с. – Текст: непосредственный.
7. Астапов, В.М. Дефектология с основами нейро- и патопсихологии / В.М. Астапов. – М. : Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с. – Текст : непосредственный.
8. Баряева, Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Л.Б. Баряева. – СПб. : КАРО, 2009. — 272 с. Текст : непосредственный.
9. Бородич, А. М. Методика развития диалогической речи детей / А.М. Бородич. – М.: Просвещение, 2011. – 255с. – Текст: непосредственный.
10. Бородич, А.М. Методика развития речи детей/ А.М. Бородич. – М. : Просвещение, 2000. – 256 с. – Текст: непосредственный.
11. Вербенец, А. М. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология / А. М. Вербенец, О. Н. Сомкова, О. В. Солнцева. – СПб. : ООО Из-во Детство-пресс, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
12. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. Текст : непосредственный
13. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6- ти т. Т. 4. Детская психология/ Л.С. Выготский; Под редакцией/ Д.Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с. – Текст: научный.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – СПб.: Детство-Пресс, – 2007. – 472 с. – Текст: непосредственный.
15. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет / Книга для воспитателя детского сада. / В. В. Гербова. – М.: Просвещение, 2003. – 207 с. – Текст: непосредственный.
16. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – М. : ACT: Астрель, 2005. — 351 с. – Текст : непосредственный.
17. Горшкова, Е. А. Учите детей общаться / Е.А. Горшкова // Дошкольное воспитание, 2010. – №12. – 91-93 С. – Текст: непосредственный.
18. Доманецкая, Л.В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста/ Учебное пособие к спецкурсу по психологии/Л.В. Доманецкая-Текст: непосредственный// Красноярский государственный педагогический университет имени Астафьева В.П., 2008. – 164 с. –Текст: непосредственный.
19. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 343 с. – Текст : непосредственный.
20. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец. – М. : 2001. – 429 с. – Текст : непосредственный.
21. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб, заведений / А.А. Катаева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 208 с. – Текст : непосредственный.
22. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М. : Мега, 1994. – 223 с. Текст : непосредственный.
23. Левшина Н.И. Фантазируй, отгадывай, придумывай: учебно-методическое пособие / Н.И. Левшина, А.Р. Сапаева. – Магнитогорск : "Магнитогорский гос. ун-т", Каф. дошк. педагогики и психологии., 2012. – 38с. – Текст: непосредственный.
24. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М.: МПСИ, 1997. – 386 с. – Текст : непосредственный.
25. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М. : Изд-во Моск. ун-та, 1979. – 320 с. Текст: научный.
26. Петрова В.Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова - М.: Педагогика, 1977. – 200 с. – Текст : непосредственный.
27. Селиверстов А.Ю. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская. – М. : Издательский центр «Академия», 2015. – 42 с. – Текст : непосредственный.
28. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М. : Институт Психотерапии, 2013. – 240 с. – Текст: непосредственный.
29. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и Текст : непосредственный. ситуации его развития / Д. И. Фельдштейн. – М : Модэк, 2010. – Текст : непосредственный.
30. Чулкова, А.В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста / А.В. Чулкова. – Волгоград: Перемена, 2013. – 168 с. – Текст: непосредственный.
31. Эльконин Д.Б. Понятие диалогической и монологической речи / Д.Б. Эльконин. – СПб. : Питер, 2010. – 192 с. – Текст: научный.
32. Якубинский, Л.П. О диалогической речи / под ред. Л.В. Щербы. – Спб. : Питер, 2012. – 259 с. – Текст: непосредственный.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта описываются в 1 главе?

В 1 главе статьи описываются особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, включая характеристику диалогической речи детей дошкольного возраста и своеобразие ее развития у детей с нарушениями интеллекта.

Что представляет собой диалогическая речь детей дошкольного возраста?

Диалогическая речь детей дошкольного возраста представляет собой способность ребенка воспроизводить и понимать диалогические высказывания, строить диалоги с окружающими людьми, общаться и сотрудничать с ними.

Какие исследования проводились в области развития диалогической речи детей дошкольного возраста?

В статье рассматриваются научные исследования, которые изучали характеристики диалогической речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, исследования, направленные на выявление своеобразия развития этого вида речи у данной категории детей.

Что особенного в развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Особенностью развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта является то, что они могут испытывать затруднения в овладении навыками диалогического общения, иметь ограниченные возможности воспроизведения и понимания диалогических высказываний, а также испытывать трудности в сотрудничестве с другими людьми.

Что было изучено в экспериментальных исследованиях диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста?

Экспериментальные исследования в статье были посвящены изучению диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Результаты этих исследований позволяют лучше понять особенности развития диалогической речи у данной категории детей.

Какие исследования проводились по диалогической речи детей дошкольного возраста?

В научных исследованиях были проведены работы по изучению диалогической речи детей дошкольного возраста. Было выявлено, что развитие диалогической речи связано с развитием интеллекта и социально-психологическими особенностями ребёнка.

Как особенности развития диалогической речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Дети дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеют своеобразие развития диалогической речи. Они испытывают трудности в социальном взаимодействии, восприятии речи других людей и формировании своего высказывания. Однако с помощью специальных методик и подходов можно оперативно развивать диалогическую речь у таких детей.

Какие исследования были проведены по диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Были проведены исследования, оценивающие состояние диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Было выявлено, что такие дети испытывают трудности в формировании смысловых и синтаксических особенностей речи, а также в способности вести диалог и преодолевать коммуникативные барьеры.

Какими методиками можно развивать диалогическую речь у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Для развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта используются различные методики, основанные на коммуникативных стратегиях. Например, использование игровой деятельности, использование разнообразных наглядных пособий, а также использование специальных программ и техник, направленных на развитие диалогической речи.

Какие особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта рассмотрены в статье?

В статье рассматриваются характеристика диалогической речи детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта и своеобразие ее развития.

Что представляет собой диалогическая речь детей дошкольного возраста согласно научным исследованиям?

В научных исследованиях диалогическая речь детей дошкольного возраста определяется как форма общения, где развивается способность к диалогу и ведению беседы.

Чем отличается развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта?

Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта имеет свои особенности, которые рассматриваются в статье.