Ресурсы управления социокультурными проектами просветительской направленности
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 02.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 5
1.1 Сущность понятия социокультурного проектирования 5
1.2.Организация культурно-просветительской деятельности 8
1.3. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики 12
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ В УСЛОВИЯХ ПОСЁЛКА ГОРОДСКОГО ТИПА 16
2.1. Культурно-просветительская деятельность и ее значение в формировании социокультурной среды посёлка городского типа 16
2.2. Основные направления и формы культурно-просветительской деятельности детской школы искусств в условиях посёлка
городского типа 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Таким образом, культурно-просветительская работа - это компонент непрерывного художественного образования, обеспечивающий освоение новых видов учебной деятельности и развитие учебной мотивации. Она способствует расширению образовательного пространства детской школы искусств, созданию единой художественно-эстетической среды в посёлке городского типа, создаёт дополнительные условия для развития обучающихся, обеспечивает детям и их родителям педагогическое сопровождение и поддержку, социальную адаптацию обучающихся на протяжении всего периода обучения в школе. Важным направление культурно-просветительской деятельности детской школы искусств является ее интеграция в систему общего и дошкольного образования в рамках организации внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных школ посёлка в соответствии с ФГОС общего образования. Большое внимание в этом уделяется реализации проектов гражданско-патриотической направленности, целью которых является развитие познавательного интереса к государственным праздникам и знаменательным датам страны, знакомство с национальными героями и важнейшими событиями истории России, воспитание патриотизма, уважения и гордости к истории и традициям нашей страны. Организуя занятость и культурный досуг обучающихся образовательных учреждений в каникулярный период, посредством просветительских проектов можно оказывать положительное влияние на формирование общей духовной культуры подрастающего поколения, развития у них системы духовно-нравственных идеалов и ценностей средствами различных видов искусств. Еще одним направлением культурно-просветительской работы детской школы искусств является реализация проектов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Терапевтическое влияние музыки на здоровье человека известно ещё со времён Пифагора. И реализация специальных музыкальных проектов может помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в их социализации и адаптации. Примером может быть новогоднее представление с участием особенных детей наряду с обычными в постановке спектакля, где дети с ограниченными возможностями являются не просто зрителями новогоднего представления, а его полноценными участниками, они готовят концертные выступления, которые органично вплетаются в канву всего мероприятия, участвуют в играх, конкурсах, а в коридорах школы оформлены выставки их художественных работ. Культурно-просветительская деятельность может осуществляться в различных формах. Например, в процессе концертно-тематических мероприятий и музыкально-литературных композиций, проводимых в рамках творческих проектов и вариативных программ в сфере отдыха, занятости и оздоровления детей и подростков в каникулярный период учебного года. Проводимые мероприятия в стенах детской школы искусств дают возможность услышать «живую» музыку, вокал, освоить первоначальные 29 навыки игры на различных музыкальных инструментах, прикоснуться к удивительному миру искусства. Разнообразие форм, которые может реализовывать детская школа искусств очень велико. Во многом оно зависит от направлений деятельности конкретной школы, которые позволяют задействовать различные области искусства в культурно-просветительской деятельности. Так, например, если в школе искусств есть музыкальное или хореографическое отделение, то и выбор форм будет варьироваться в основном среди концертов. Это может быть лекция-концерт, концерт-диспут, концерт-беседа, концерт с комментариями, просмотр, а также мастер-класс, конкурс, фестиваль, литературномузыкальные гостиные и др. Охарактеризуем формы культурно-просветительских мероприятий: Концерт – это публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Бывают также концерты литературные, хореографические, эстрадные. Фестиваль (франц. festival - отлат. festivus - праздничный), массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства.Конкурс — (лат.,этимол. см. слово конкуренция) — соискательство нескольких лиц, для получения награды, премии.Другими словами, конкурс - это состязание нескольких участников в области искусства с целью определить лучшего из них, победителя, который получит награду. Конкурсы часто проводятся в несколько этапов. К основным этапам конкурса относятся отборочный, основной и финальный. На первом выбираются кандидаты для соревнований, на втором проводятся состязания между участниками, на третьем происходит борьба сильнейших, в итоге которой и выявляют победителя. Если в детской школе искусств есть художественное отделение, то формы культурно-просветительской деятельности, будут немного иными, зависящими от специфики деятельности «художников» и «прикладников».Это могут быть выставка-показ, выставка-конкурс, выставка-смотр, выставкаэкскурс, показ, мастер-класс, творческая мастерская, художественный салон и др. Выставка является публичной демонстрацией достижений в области культуры, искусства и других областях общественной жизни. При этом выставка трактуется как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. В случае если в школе искусств есть театральное отделение в культурнопросветительской работе не обойтись без таких форм как спектакль, миниспектакль, мюзикл, постановка, конкурс этюдов, театрализованное представление тематический праздник и др. Мюзикл (англ. Musical) (иногда называется музыкальной комедией) — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография, может показывать деятельность всех отделений детской школы искусств, как симбиоз различных видов искусства. Литературно-музыкальная гостиная основывается на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных, видео фрагментов, объединенных общей идеей. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство, развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру.Посиделки – это «собрания сельской молодежи в чьей-либо избе для развлечения и работы». Распределялись посиделки с работой и без нее в основном по календарным срокам, но были свои оттенки и по дням недели.Возможности реализации такой формы в детской школе искусств мы видим в форме взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых по изготовлению традиционных русских берегов, с разговорами, играми, чаепитием. Это форма не только совместной деятельности, но и непринужденного общения в лучших старинных русских традициях по обмену опытом со старшим поколением, с историческими поучительными рассказами. Мастер-класс (англ. Masterclass, нем. Meisterkurs, Musikpädagogik, фр. Classedemaître) — оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) для лиц, достигших достаточного уровня профессионализма в этой сфере деятельности. Эта форма культурнопросветительской деятельности может использоваться педагогами детской школы искусств всех отделений, она пользуется большой популярностью в педагогическом сообществе, так как с одной стороны развивает практический опыт публичной презентации, с другой - дает возможность использования полученных знаний и умений в своей педагогической деятельности. Мероприятия, проводимые детской школой искусств, могут подразделятся в зависимости от уровня, принимающих в нем участников. В мероприятиях, проводимых на внутришкольном уровне принимают участие только обучающиеся школы искусств, как правило это академические просмотры, прослушивания, зрителями на таких мероприятиях чаще всего являются «коллеги по цеху», которые оценивают работу друг друга, учатся друг у друга и друг друга поддерживают, оказывая определенную помощь. На внешкольные мероприятия могут приглашаться обучающиеся других образовательных учреждений, сверстники, друзья «артистов» детской школы искусств. Часто такие мероприятия выполняют функцию пропаганды творчества среди населения, привлечения потенциальных потребителей. Проекты на уровне поселка приглашают всех желающих, неравнодушных к деятельности школы искусств, интересующихся искусством, творчеством, тех кто предпочитает свой досуг скрасить в культурном обществе и получить при этом эстетическое удовольствие. Часто это родители, близкие родственники обучающихся детской школы искусств, их знакомые, гости поселка, выпускники школы искусств, их всегда манит родная школа и они интересуются ее настоящим. На межрайонном, районном или, иногда, областном уровне могут проходить различные фестивали, конкурсы, проекты, на которых представлены солисты, дуэты, ансамбли или коллективы участников одного, нескольких районов или области. Это сложные по организации и проведению масштабные акции, требующие затратных ресурсов и сложной подготовки. Это большие праздники, где дети и взрослые с разных территорий представляют свои работы, обмениваются накопленным опытом, общаются, взаимодействуют и обогащают друг друга. Зрители таких проектов получают огромное эстетическое удовольствие, обогащаются культурно и духовно, узнают много нового и интересного. Школой искусств могут проводится мероприятия для конкретной узкой целевой аудитории, которая может определяться по возрасту, полу, семейному родству или принадлежности к определенной социальной группе. Так, можно выделить культурно-просветительские мероприятия: - для одной или нескольких групп дошкольников; - для одного или нескольких классов общеобразовательной школы; - для одного или нескольких классов воскресной школы; - для детей с ограниченными возможностями здоровья; - для родителей одного или нескольких отделений ДШИ; - для определенного трудового коллектива; - для пенсионеров; - для группы лиц определенных интересов или увлечений; - для всех желающих. Для педагогов детские школы искусств могут проводить мероприятия в следующих формах: семинары, творческие мастерские, мастер-классы, открытые уроки, конференции, курсы. На таких мероприятиях педагоги обучают и обучаются, обмениваются инновационным педагогическим опытом, знакомятся с деятельностью других образовательных организаций. На консультациях, беседах, родительских собраниях преподаватели ведут просветительскую работу, оказывают консультативную и психологическую помощь родителям по воспитанию, социализации и адаптации обучающихся. Таким образом, направления и виды культурно-просветительской деятельности могут быть самыми разнообразными. Всё зависит от возможностей конкретной школы искусств, значимости проводимых мероприятий для конкретной территории, творческого, педагогического и кадрового потенциала детской школы искусств. Качество культурно-просветительской деятельности во многом определяется желанием школы искусств планировать и осуществлять осознанное включение детей, подростков и взрослых в коллективно - полезное дело, вызывать их отклик и инициативу, развивать у них позитивное преобразовательно-организационное отношение к делу. Эффективность данного направления связана с последовательным раскрытием креативности ребенка и побуждением его личности к самостоятельной работе по выстраиванию пути своего развития через участие в социально значимой творческой деятельности. Эффективность данного направления для взрослых состоит в их духовном и нравственном обогащении, воспитательном опыте искусством и причастности к социально значимой культурнопросветительской деятельности.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдним из приоритетных направлений государственной культурной политики является создание условий для культурного и гуманитарного развития российского общества. При этом именно культура рассматривается, как важнейший фактор роста уровня жизни и гармонизации общественных отношений, гарант сохранения единого культурного пространства, территориальной целостности и национальной самобытности России.Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.Успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения им технологией социально-культурного проектирования.Специфика деятельности детских школ искусств заключается в цели функционирования таких учреждений. Она связана с реализацией дополнительных образовательных программ в области искусств, поэтому образовательный процесс, неотъемлемой частью которого является концертно–просветительская и выставочная деятельность направлен, прежде всего, на всестороннее творческое развитие личности, социальную адаптацию и самореализацию обучающихся.Задача культурно- просветительской деятельности состоит в том, чтобы найти интересные способы инициации положительных мотивационных тенденций, пути развития творческих способностей, проводя игровые и тренировочные занятия с детьми и демонстрационные мероприятия со взрослым населением, вовлекая последних в творческий процесс.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫРФ от 04.09.2014 № 1726-р [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/ (дата обращения: 25.04.2022).Об утверждении Основ государственной культурной политики:указ президента РФ от 24.12.2014г № 808) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201412250002.pdf (дата обращения: 25.04.2022).Асанова И.М., Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. / И.М.Асанова, С.О.Дерябина, В.В.Игнатьева. — 3-е изд., стер.—М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.Антология гуманной педагогики. Кабалевский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 224 с.Биттер М.В., Н.А. Симбирцева Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21) C. 226-230.Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. — СПб, ЭЙДОС, 2014. — 639 с.Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики Текст.: уч. пособие / С. Д. Давыдова. Екатеринбург, 2003. — 305 с.Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности [Текст] / Н.И. Дереклеева.- М.: Вербум, 2002. - 64с.Комиссарова Е.В. Креативность провинциальных учреждений культуры как фактор развития российских регионов. / Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и иннновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О.Н. –Спб, ЭЙДОС, 2014.-639с. (с. 469- 485).Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 416 с. С. 6-68.Калайджян Т.В. История развития культурнопросветительской деятельности в отечественном образовании // Российское общество «Знание». – М.: 2019.Калабаева М.Н. Музыкально-просветительская деятельность школьников-подростков // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://student.snauka.ru/2015/04/2431 (дата обращения: 25.04.2022).Колинько И. В. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-proektirovanie-v-sisteme-razrabotki-i-realizatsii-regionalnoy-kulturnoy-politiki-1. (дата обращения 25.04.2022)Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81–84.Симбирцева Наталья Алексеевна. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ. https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelskaya-deyatelnost-strukturno-soderzhatelnyy-analiz-ponyatiya-v-otechestvennoy-traditsii.(дата обращения 25.04.2022).Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [подобщ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос.Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2018. — 160 с.Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Аcademia, 2002. - 218 с.Фомичева Н. Е. Культурно-просветительская деятельность в контексте анализа историко-педагогической литературы.https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-v-kontekste-analiza-istoriko-pedagogicheskoy-literatury.(дата обращения 25.04.2022)
2. Об утверждении Основ государственной культурной политики: указ президента РФ от 24.12.2014г № 808) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201412250002.pdf (дата обращения: 25.04.2022).
3. Асанова И.М., Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. / И.М.Асанова, С.О.Дерябина, В.В.Игнатьева. — 3-е изд., стер.—М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 192 с.
4. Антология гуманной педагогики. Кабалевский. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 224 с.
5. Биттер М.В., Н.А. Симбирцева Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) // Человек в мире культуры. Региональные культурологические исследования. 2017. № 2/3 (21) C. 226-230.
6. Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О. Н. — СПб, ЭЙДОС, 2014. — 639 с.
7. Давыдова С.Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: Вопросы теории и практики Текст.: уч. пособие / С. Д. Давыдова. Екатеринбург, 2003. — 305 с.
8. Дереклеева, Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности [Текст] / Н.И. Дереклеева.- М.: Вербум, 2002. - 64с.
9. Комиссарова Е.В. Креативность провинциальных учреждений культуры как фактор развития российских регионов. / Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и иннновации. Коллективная монография в 2 частях под общ. ред. Астафьевой О.Н. –Спб, ЭЙДОС, 2014.-639с. (с. 469- 485).
10. Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 416 с. С. 6-68.
11. Калайджян Т.В. История развития культурнопросветительской деятельности в отечественном образовании // Российское общество «Знание». – М.: 2019.
12. Калабаева М.Н. Музыкально-просветительская деятельность школьников-подростков // Студенческие научные исследования. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://student.snauka.ru/2015/04/2431 (дата обращения: 25.04.2022).
13. Колинько И. В. Социокультурное проектирование в системе разработки и реализации региональной культурной политики. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiokulturnoe-proektirovanie-v-sisteme-razrabotki-i-realizatsii-regionalnoy-kulturnoy-politiki-1. (дата обращения 25.04.2022)
14. Мусханова И.В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81–84.
15. Симбирцева Наталья Алексеевна. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ТРАДИЦИИ. https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelskaya-deyatelnost-strukturno-soderzhatelnyy-analiz-ponyatiya-v-otechestvennoy-traditsii. (дата обращения 25.04.2022).
16. Социальное проектирование в образовании и практике социальной работы : учеб. пособие / А. В. Старшинова и др. ; [под общ. ред. А. В. Старшиновой] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 160 с.
17. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие / В.М. Сафронова. - М.: Аcademia, 2002. - 218 с.
18. Фомичева Н. Е. Культурно-просветительская деятельность в контексте анализа историко-педагогической литературы. https://cyberleninka.ru/article/n/kulturno-prosvetitelskaya-deyatelnost-v-kontekste-analiza-istoriko-pedagogicheskoy-literatury. (дата обращения 25.04.2022)
Вопрос-ответ:
Что такое социокультурное проектирование?
Социокультурное проектирование - это процесс разработки и реализации проектов, направленных на просвещение и развитие общества через культурные и социальные сферы.
Как организуется культурно-просветительская деятельность?
Культурно-просветительская деятельность организуется путем проведения различных мероприятий: выставок, концертов, лекций, мастер-классов и т.д., которые предназначены для образования и развития аудитории в культурной сфере.
В какой системе используется социокультурное проектирование?
Социокультурное проектирование используется в системе разработки и реализации региональной культурной политики, помогая формировать и реализовывать культурные проекты на местном уровне.
Как организуется культурно-просветительская деятельность детской школы искусств в условиях поселка городского типа?
В поселке городского типа организация культурно-просветительской деятельности детской школы искусств может включать в себя организацию детских концертов, выставок, театральных постановок и других мероприятий, направленных на развитие творческих способностей детей.
Какие ресурсы используются для управления социокультурными проектами просветительской направленности?
Для управления социокультурными проектами просветительской направленности используются различные ресурсы, такие как финансовые, человеческие, информационные и материальные. Финансовые ресурсы позволяют обеспечить финансирование и организацию проектов, человеческие ресурсы - найти и привлечь квалифицированных специалистов, информационные ресурсы - собрать и анализировать информацию, материальные ресурсы - оборудовать помещения и приобрести необходимое оборудование.
Что такое социокультурное проектирование?
Социокультурное проектирование - это процесс разработки и реализации проектов, направленных на развитие социокультурной сферы общества. Оно включает в себя планирование, организацию и контроль различных социокультурных мероприятий.
Как организовывается культурно-просветительская деятельность?
Организация культурно-просветительской деятельности включает выбор и подготовку материалов (лекции, презентации, выставки и т.д.), проведение мероприятий (лекции, семинары, выставки и т.д.) и оценку их эффективности.
Как социокультурное проектирование вписывается в систему разработки и реализации региональной культурной политики?
Социокультурное проектирование является инструментом реализации региональной культурной политики. Оно помогает определить приоритеты и задачи в развитии социокультурной сферы региона и планировать мероприятия, направленные на достижение этих задач.
Как организуются культурно-просветительская деятельность детской школы искусств в условиях Поселка городского типа?
Организация культурно-просветительской деятельности детской школы искусств в Поселке городского типа включает выбор и подготовку программы обучения, организацию занятий и концертов, сотрудничество с другими культурными учреждениями и оценку результатов деятельности.