Дружба в старшем школьном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 32 32 страницы
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 13.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Психологическая характеристика старшего школьного возраста 5
2. Межличностное общение в старшем школьном возрасте 14
3. Особенности дружбы в старшем школьном возрасте 22
Выводы 26
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Дружеские отношения отличаются от фрагментарных контактов тем, что человек пытается быть представленной в жизнедеятельности других значимыми для себя и для них особенностями своей индивидуальности. А обычные отношения можно свести к использованию коммуникативных средств взаимодействия с одной целью - поддержать сам процесс общения [18].Важным качеством в дружбе является верность, которая основана на любви и обладает способностью проявляться даже в сложных жизненных ситуациях, постоянная забота облагополучии человека. Психологи выделяют следующие типы друзей.1. Строитель. Это тот, кто мотивирует и побуждает перейти на следующийуровень. Это поддерживающий друг, который верит в потенциал другого, вдохновляют на достижение большего каждый день. 2. Чемпион.Чемпионы - это те, кто отстаивает друга и в кого верят. Это верные друзья, с которыми можно смело делиться своим опытом. Они нетерпимы к обману. Когда друг добивается успеха, чемпионы гордятся и делятся этим с другими.3. Коллега. Это друг со схожими интересами. Это может быть спорт, хобби, еда, фильмы, музыка и т.п. Разговаривая с коллегой, человек чувствуетсебя на одной волне с ним, и это может послужить основой длядолгосрочных отношений.4. Компаньон – это лучший друг. Кто-то, кто не только поддерживает, но и буквально помогает. Человек, который останетсярядом, когда все остальные уйдут.Компаньон всегда рядом, независимо от обстоятельств. Компаньоны гордятся дружескими отношениями, ипойдут на жертвы ради друга. 5. Связной. Независимо от того, в чем проблема, связные знают кого-то, кто можетпомочь. Они заводят друзей чаще, чем большинство людей. 6. Энерджайзер.Человек, с которым всегда весело. Кто-то, кто всегда знает отличное место, куда можно пойти, или удивительную вещь,что можно сделать. Энерджайзеры могут быстро привести вчувство, всегда говорят и делают то, чтозаставляет друга чувствовать себя лучше. Энерджайзер обладает способностью точно понимать, что нужно другу.7. Просветитель - это друзья, которые расширяют кругозор ипобуждают принимать новые идеи, возможности, культуру и новыхлюдей. Они заставляют мыслить инновационно и помогают добитьсяпозитивных изменений.8. Навигатор.Навигаторы - это друзья, которые дают советы и поддерживаютдвижение в правильном направлении. Они помогают увидеть позитив в будущем, сохраняя при этом реальный взгляд на вещи. Сними можно поделиться своими целями и мечтами.Кто-то может играть несколько ролей одновременно и играть разные роли для разных друзей[27]. В каждом возрасте дружба понимается по-разному. В младшем школьном возрасте в области отношений со сверстниками доминируют отношения сотрудничества и партнерства в учении. Подростковый возраст вносит свои коррективы в межличностные отношения. Это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д. Для старшего подросткового возраста наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они делятся своими проблемами, заботами, мыслями, чувствами и тревогами, является важным источником жизненной энергии. Подростковые представления о дружбе, которая носит характер приятельства и творчества, постепенно меняются в юности на более сложные, настоящие и доверительные отношения. Отношения подростка к другу становятся все более взрослыми: его больше не устраивает просто "быть вместе", вместе учиться, проводить время, даже иметь общие интересы. Старшеклассник хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частью "я" другого. Друг должен быть идеальным человеком, воплощать в себе все лучшее. Подросток обычно говорит о друге с восторгом. Юношеская дружба не только склонна к крайней эмоциональности, и выражается она не столько в словах и предложениях, сколько в характерных интонациях, акцентах, недомолвках, недомолвках, которые подросток при всем желании не смог бы перевести в понятия, но которые он может донести до своего друга [23].Современный уровень компьютеризации позволяет каждому человеку иметь доступ к сети интернет, создать свой собственный интернет-ресурс (сайт, чат, форум, блог), при этом бесплатно.Овладев информационно-коммуникационными технологиями, люди получили очень сильный стимул повышать компьютерную грамотность, информационную культуру, коммуникативное общение. Значительно расширились возможности самореализации и самообразования. Недавний опрос показал, что 94% подростков зарегистрированы в социальных сетях. Чаще всего подростки зарегистрированы в нескольких социальных сетях. Большинство школьников (89%) имеют аккаунт в ВКонтакте, в Instagram и в Facebook.В большинстве случаев подростки посещают социальные сети с мобильных телефонов, реже школьники пользуются компьютерами и планшетами. В основном пользуются социальными сетями, когда у них есть свободное время. Вместе с этим около 20% подростков находятся в соцсетях даже тогда, когда у них может быть учебное занятие или другие дела. В большинстве своём подростки используют социальные сети для общения со своими друзьями, реже школьники просматривают видео и слушают музыку. В меньшей степени подростки в социальных сетях заводят знакомства и участвуют в обсуждении различных тем [27]. Расширение виртуального круга общения старшеклассников происходит как за счет реальных друзей и знакомых, так и виртуальных друзей, незнакомых подростку в обычной жизни, что ставит вопрос о качестве этих отношений. Виртуальные друзья выступают в роли "обычных попутчиков", ведь с их помощью школьники удовлетворяют потребность в тесном общении, вплоть до интимного. Однако сами подростки осознают недостатки онлайн-общения по сравнению с офлайн-отношениями [30]. В другом исследовании показано, что психологической особенностью межличностных отношений подростков является высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов, а также повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. По мнению старшеклассников, дружба – это более стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка [16]. Подростки считают, что друг не обязательно должен быть одного пола и возраста, главное – найти понимающего собеседника. Важнейшими качествами друга старшеклассники отмечают понимание, доброту, поддержку, честность, доверие, чувство юмора, искренность [16]. Таким образом, несмотря на расширение круга общения современных старшеклассников за счет реальных и виртуальных друзей,реальная дружба занимает одно из приоритетных мест в отношениях между старшими подростками. Дружба понимается как более стабильные и доверительные отношения, чем приятельские отношения.Выводы1. Старший подростковый возраст является противоречивым периодом в жизни человека. Ключевым моментом является изменение функционирования всей структуры самосознания на основе потребности в самопознании и самосовершенствовании, и появления способности самоосознания.2. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает большую значимость. При этом для старшеклассников общение со взрослыми является главной коммуникативной потребностью и главным фактором нравственного развития старшеклассников. Взрослые выступают как передатчики знаний, носители нравственного опыта, который может быть передан только в прямом, неформальном общении.3. Несмотря на расширение круга общения современных старшеклассников за счет реальных и виртуальных друзей,реальная дружба занимает одно из приоритетных мест в отношениях между старшими подростками. Дружба понимается как стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка. Особенностью дружеских отношений современных старшеклассников является их формальность, высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось изучение особенностейдружеских отношений в старшем школьном возрасте.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, чтоподростковый возраст является крайне сложным и противоречивым периодом в жизни человека. Ведущим видом деятельности становится интимно-личностное общение, важным делом также становится общественно-полезная и учебная деятельность.Ключевым моментом в старшем подростковом возрасте является изменение функционирования всей структуры самосознания на основе потребности в самопознании и самосовершенствовании, и появления способности самоосознания.Межличностные отношения - это отношения между людьми, входящими в общую для них группу, которые проявляются в характере и способах взаимовлияний в процессе совместной деятельности и общения. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает большую значимость. Потребность в общении со сверстниками становится центральной, а ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение.Афилиативнаяпотребностьпринадлежатьккакой-то группе проявляетсятенденцией кустановлениюблизкихдоверительных отношений,основанныхнаэмоциональнойпривязанностииобщностиинтересов. При этом для старшеклассников общение со взрослыми является главной коммуникативной потребностью и главным фактором нравственного развития старшеклассников. Взрослые выступают как передатчики знаний, носители нравственного опыта, который может быть передан только в прямом, неформальном общении.Для старшего подросткового возраста наличие близких отношений с другими людьми, с которыми они делятся своими проблемами, заботами, мыслями, чувствами и тревогами, является важным источником жизненной энергии. Подростковые представления о дружбе, которая носит характер приятельства и творчества, постепенно меняются в юности на более сложные, настоящие и доверительные отношения. Психологической особенностью межличностных отношений современных старшеклассников является высокая частота, и, как правило, поверхностность контактов, а также повышенная избирательность в установлении эмоциональных контактов. Однако, дружба для старших подростков это более стабильные, откровенные и доверительные отношения, основой которых являются взаимная симпатия, духовная эмоциональная близость и поддержка.Друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, быть частью "я", должен быть идеальным человеком и воплощать в себе все лучшее. Сами подростки осознают недостатки онлайн-общения по сравнению с офлайн-отношениями, однако многие заводят виртуальных друзей, не имея возможности найти понимание в реальном окружении. Феномен виртуального друга, таким образом, занимает одно из ключевых мест в системе межличностного общения современного старшеклассникаи безусловно требует дальнейшего изучения.Список литературыАверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. ‒ 240 с. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.Бабакаева А.В., Мошкина Н.Г. Формирование межличностных отношений в подростковом возрасте // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. №9(20). – С. 146 – 150. Белецкая А.А., Грищенко А.В. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом возрасте // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. № 1. – С. 178 – 183.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с. Борг Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО «Проект - Ф», 2001. – 204 с.Глушкова Н.И., Хмеленко А.А. Психологические подходы к проблеме одиночества подростка // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 1. – С. 60-62.Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №4 (19). – С. 38 – 41.Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1983. – 24 с. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.Калинина Т.В., Костин С.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 430-433. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2015. – 400 с.Корякина И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 40-43.Кузнецова О.Е,. Царева Е.А. Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подростков) // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 118-119. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с. Легостаева А.А.Дружба как механизм социально-психологической адаптации подростков // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2018. – №15. – С. 254-256.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 304 с. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник.– М.: Академия, 2010. – 452 с. Обухова Л.Ф. Возрастная психология.– М.: Россия, 2011. – 414 с. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 20 – 33. Прихожан А.М., Толстых Н.В. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 8 – 12.Психология общения в учебно-педагогическом процессе. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.Психология человека от рождения до смерти. / А.М. Петровский. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2012. – 656 с. Роль и степень влияния социальных сетей в жизни подростков: информационно-аналитический отчет по результатам социологического исследования // МКУ «ИРСИ», 2018. – 16с.Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 31-42 с.Солдатова Г.У., Теславская О.И.Особенности межличностных отношений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. – 2918.– №3. – С. 12 – 23.Соловьева Е.А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. – С. 201-204 с.Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: дис. … на соиск. учен степ. канд. псих. наук. – СПб, 2004. – 42с.Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии. – М.: Либроком, 2013. – 302 с.

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. Учеб. пособие. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 379 с.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. ‒ М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. ‒ 240 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс,2010. – 375 с.
4. Бабакаева А.В., Мошкина Н.Г. Формирование межличностных отно-шений в подростковом возрасте // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. №9(20). – С. 146 – 150.
5. Белецкая А.А., Грищенко А.В. Сравнительный анализ особенностей межличностных отношений в младшем и старшем подростковом воз-расте // Вестник КРСУ. – 2018. – Том 18. № 1. – С. 178 – 183.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
7. Борг Д. Язык тела. Как понять, что было сказано на самом деле. – М: ВоПурра, 2012. – 304 с.
8. Бороздина Л.В., Молчанова О.Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. – М.: ООО «Проект - Ф», 2001. – 204 с.
9. Глушкова Н.И., Хмеленко А.А. Психологические подходы к проблеме одиночества подростка // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 1. – С. 60-62.
10. Гогицаева О.У. Динамика межличностных отношений подростков // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2014. – №4 (19). – С. 38 – 41.
11. Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1983. – 24 с.
12. Казанская В.Г. Подросток: социальная адаптация. – СПб.: Вотер, 2011. – 288 с.
13. Калинина Т.В., Костин С.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14–17 лет) // Молодой ученый. – 2016. – №23. – С. 430-433.
14. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Про-свещение, 2015. – 400 с.
15. Корякина И.В. Межличностные проблемы в среде подростков и их социально-педагогическое значение // Молодой ученый. – 2015. – №11.1. – С. 40-43.
16. Кузнецова О.Е,. Царева Е.А. Особенности представлений о дружбе у современных подростков (на примере городских и сельских подрост-ков) // Молодой ученый. – 2019. – № 31 (269). – С. 118-119.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2011. – 464 с.
18. Легостаева А.А. Дружба как механизм социально-психологической адаптации подростков // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. – 2018. – №15. – С. 254-256.
19. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
20. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, дет-ство, отрочество: Учебник. – М.: Академия, 2010. – 452 с.
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2011. – 414 с.
23. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. – 2006. – №1. – С. 20 – 33.
24. Прихожан А.М., Толстых Н.В. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников. – 1991. – № 5. – С. 8 – 12.
25. Психология общения в учебно-педагогическом процессе. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.
26. Психология человека от рождения до смерти. / А.М. Петровский. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2012. – 656 с.
27. Роль и степень влияния социальных сетей в жизни подростков: информационно-аналитический отчет по результатам социологического исследования // МКУ «ИРСИ», 2018. – 16с.
28. Соколова Е.Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 31-42 с.
29. Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности межличностных отно-шений российских подростков в социальных сетях // Национальный психологический журнал. – 2918. – №3. – С. 12 – 23.
30. Соловьева Е.А. Психология человека и группы: учеб. пособие / Е. А. Соловьева, Е. С. Ермак, Л. В. Осипова, Е. Ю. Чернякевич, Ю.Л. Лобанова; СПбГАСУ. – СПб., 2018. – 86 с.
31. Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей. – СПб.: Речь, 2009. – 320 с.
32. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014. – С. 201-204 с.
33. Юркова Е.В. Проявление социальных представлений о дружбе в межличностных отношениях: дис. … на соиск. учен степ. канд. псих. наук. – СПб, 2004. – 42с.
34. Ярошевский М.Г. В поисках новой психологии. – М.: Либроком, 2013. – 302 с.

Вопрос-ответ:

Каковы особенности дружеских отношений в старшем школьном возрасте?

В старшем школьном возрасте дружба приобретает более глубокий и устойчивый характер. Друзья в этом возрасте становятся значимыми и важными для личности, они поддерживают и понимают друг друга, обмениваются секретами, проводят время вместе и помогают друг другу в трудностях.

Почему дружба в старшем школьном возрасте отличается от простых отношений?

Дружеские отношения в старшем школьном возрасте отличаются тем, что люди стремятся быть представленными в жизнедеятельности других с особенностями своей индивидуальности, а не просто использовать коммуникацию для достижения своих целей.

Что такое межличностное общение в старшем школьном возрасте?

Межличностное общение в старшем школьном возрасте - это взаимодействие между ребятами, которое осуществляется через различные формы коммуникации: разговоры, игры, общение в социальных сетях и т.д. В этом возрасте межличностное общение становится более сложным и разнообразным, с появлением новых инструментов коммуникации.

Какие особенности характерны для старшего школьного возраста?

Старший школьный возраст характеризуется поиском своего места в обществе, формированием личности, появлением новых интересов и стремлением к самостоятельности. Ребята начинают задумываться о своей будущей профессии, находят свои круги общения и начинают искать друзей, с которыми им будет интересно и комфортно проводить время.

Какие выводы можно сделать на основе данной статьи?

На основе данной статьи можно сделать вывод, что дружба в старшем школьном возрасте играет очень важную роль в жизни ребят. Она помогает им развиваться, найти опору и понимание, а также повлиять на формирование их личности. Поэтому важно уделять внимание и поддержку развитию дружеских отношений в этом возрасте.

Какие особенности характеризуют старший школьный возраст?

Среди основных особенностей старшего школьного возраста можно выделить бурное развитие познавательных и интеллектуальных способностей, формирование самостоятельности и идентичности, появление новых интересов и стремление к самореализации.

Какие виды межличностного общения формируются в старшем школьном возрасте?

В старшем школьном возрасте формируются различные виды межличностного общения, включая дружеские отношения, романтические отношения, отношения со сверстниками и взрослыми, а также различные групповые взаимодействия.

Какие особенности характеризуют дружбу в старшем школьном возрасте?

Дружба в старшем школьном возрасте отличается тем, что становится более осознанной и продуманной. Друзья в этом возрасте ищут поддержку, понимание и симпатию, а также стремятся к взаимному развитию и саморазвитию.

В чем особенность дружеских отношений в старшем школьном возрасте по сравнению с обычными отношениями?

Дружеские отношения в старшем школьном возрасте отличаются от обычных отношений тем, что человек в них стремится быть представленным в жизнедеятельности других значимыми для себя и для них особенностями своей индивидуальности.