Использование цифровых платформ при обучении лексике английского языка в основной школе
Заказать уникальную дипломную работу- 76 76 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 28.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования ИКТ как средства обучения лексике иностранного языка в основной школе 7
1.1. Психологические особенности детей среднего школьного возраста 7
1.2 Теоретические основы обучения лексической стороне речи 20
1.3 ИКТ в учебно-воспитательном процессе 26
Выводы по главе 1 31
ГЛАВА 2. Формирование лексических навыков иностранного языка у учащихся среднего школьного возраста при помощи ИКТ 34
2.1 Средства ИКТ в обучении лексике иностранного языка учащихся основной школы 34
2.2. Анализ существующих средств ИКТ для обучения лексике иностранного языка учащихся основной школы 37
2.3 Разработка комплекса упражнений по английскому языку для учащихся основной школы, направленный на формирование, совершенствование и контроль лексических навыков 45
Выводы по главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 76
По результатам среза был проведен анализ трудностей, которые выявили учащиеся в процессе выполнения тестовых заданий. Лексические трудности охватили стилевая адекватность в отборе ЛО, различении формальных и неформальных ЛО, употреблении эмоционально-оценочной лексики в выразительной речи, понимании прямого и переносного значения слов. Трудности, которые испытывали ученики в процессе выполнения тестовых заданий, были связаны с отсутствием глубоких знаний общекультурного характера в отношении англоязычных стран, с пониманием фразеологических единиц и крылатых выражений и неумением свободно и быстро ориентироваться в широком лексическом диапизони, отбирая целесообразную и в то же время разнообразную лексику. Хотя изолированные ЛО и словосочетания ученики понимали и знали, как их использовать.Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в работе по формированию АЛК необходимо больше учитывать работу над развитием передмовленнєвих лексических навыков: определять лексическое значение слова, понимать его оттенки, уточнять лексическое значение слова через контекст, различать стилистическую адекватность ЛО, распознавать, сопоставлять, противопоставлять, классифицировать, группировать лексические явления, обосновывать правильность выбора слов.Итак, как свидетельствуют результаты экспериментальной работы по выявлению начального уровня сформированности АЛК учащихся 5-7-х классов, у большинства учащихся КГ и ЭГ наблюдался примерно одинаковый низкий уровень. Эти данные дают основание утверждать об объективной необходимости в корректировке процесса языковой подготовки учащихся в направлении более интенсивного формирования АЛК учащихся средствами зрительной наглядности. После анализа полученных результатов предэкспериментального среза мы начали экспериментальное обучение учащихся старших классов по разработанной методике, которую рассмотрим в следующем пункте.Семантизация англоязычной лексики средствами смешанного обученияПодготовительный этап формирования лексической компетенции предусматривает ознакомление с новой лексикой (звуковая и графическая формы), ее семантизацию (раскрытие значений незнакомых лексических единиц) переводными или непреложными способами [29, с. 211]. Переводные способы - более традиционные, они предусматривают раскрытия значений незнакомых слов и словосочетаний по новой темы путем односливного перевода с L2 на L1 ( (37, с. 20) checkers | 'tfekorz\ - шашки; soccerteam | 'svkoti:m | - футбольное поле (тема «Спорт»)); многословного перевода ((34, с. 40) career \кэ'пэ\ - карьера, профессия, жизненный путь; toemploy \im 'ploi\ - брать на работу, нанимать, использовать, заниматься (тема «Профессии»)); дефиниции значения ( (31) fridge | fridf - a pieceofkitchenequipmentthatisusedforkeepingfoodat a coldtemperature; furniture | f3:.ni.tfo\ - thingsthatareputinto a housetomakeitcomfortableforlivingin (тема «Быт»)).Непереводные способы воплощаются с помощью наглядности путем демонстрирования схем, рисунков, предметов, жестов (невербально). Также можно прибегать к вербальной (языковой) семантизации, что может реализовываться несколькими вариантами:1) на основе контекстуальной догадки, что позволяет ученикам самостоятельно узнать значение незнакомого слова во фразе, предложении аутентичного текста базируясь на известной лексике. Например, при изучении темы " Семья и отношения между поколениями» в тексте учебника находим: (37, С. 10) “People ofthatageoftenhaveanenormousfamilywithgenerationsofgrandchildren. ButJeannedidn’thaveanylivingdescendants (потомки, нащадки)... ”;сопоставлением новой лексической единицы с теми, что уже известны, в частности синонимами или антонимами. Например: (37, с. 8) infant\ 'inf(d)nt\ (ребенок, детский) - ант.: grown \groon\ (взрослый); centenarian\tsenti'ne:ri&n\ (очень старый; столетний человек) - ант.: young \)лр\ (молодой);использованием известных способов словообразования, среди которых словосочетание, суффиксация, префиксация, переход одной части языка в другую (конверсия) и т. Например, ashamed\o'feimd\ (посрамлен) - происходит от известного shame \feim\ (стыд, позор);по созвучию с родным языком (L1) или интернациональной лексикой (заимствованиям): electronicinformation \infd 'meif(d)n\ - информация в электронном виде; energetic \ _ х 'dyetik\ - энергетический, энергичный; videoconference\ 'kvnf(d)r(d)ns\ - видеоконференция и т. п;путемдефиниции, описаниюзначениясловаспомощьюизвестногоактивноговокабуляра: basement \ 'beism(d)nt\ - one or more floors of a building that are completely or partially below the ground floor; lawn \lo:n\ - an area of grass, especially near to a house, that is cut регулярно in order to keep it short;демонстрациейсемантическогорядаслов, которыемогутбытьподеленынагруппы: (33, С. 54) motorcycle \ 'mootosdik(o)l\, underground (subway) \iwndd'graond\, helicopter \ 'июииkoptn , truck \ trsk\ - vehicles (транспортныесредства).На ознакомительном этапе формирования англоязычной ЛК проще пользоваться переводными способами, ведь такой традиционный метод позволяет сэкономить время на уроке [29, с. 211]. Однако он не всегда является эффективным и интересным для учеников старшей школы. Именно непреложные способы имеют особую ценность, ведь позволяют использовать и развивать зрительный, артикуляционный, акустический каналы восприятия и осмысления информации [2, с. 240]. По нашему мнению, любой из перечисленных способов семантизации лучше реализовывать на практике и с помощью средств U-learning: мобильных устройств или ПК с доступом в Internet.Internet-ресурсы предоставляют уникальный доступ к аутентичным текстам, а также открывают перед учениками возможность общаться с носителями языка, слушать лекции иностранных читателей [1, с. 53]. Поэтому на начальном этапе предлагаем обращаться и к электронным и мобильным приложениям, которые позволяют поощрить учеников.Например, учитель может подготовить flash-карточки для презентации новой лексики с помощью популярных во всем мире ресурсов AnkiWeb(www.ankiapp.com), Quizlet(www.quizlet.com), Oxford English VocabularyTrainer(www.oxfordevt.com), Brainscape(www.brainscape.com), Cram(www.cram.com) и многих других, которые доступны не только в режиме браузера на ПК, но и на операционных системах Android и IOS. С одной стороны, это позволяет учителю творчески подходить к планированию урока, ведь приложения предлагают креативный дизайн карт, опцию озвучивания слова носителем языка, возможность продемонстрировать лексическую единицу в контексте предложения, прикреплять картинки, группировать слова по темам и создавать подборки, делиться контентом с другими. С другой стороны - ученик имеет возможность в любое время просмотреть лексику по необходимой теме, скачать и учить ее в любом месте. Примеры применения возможностей электронного обучения для семантизации лексики с помощью карточек представлены в приложении А.При условии использования безпереводнойсемантизации лексики пригодится и популярный web-сайт Youtube(www.youtube.com), где можно найти большое количество образовательных каналов, которые предлагают бесплатные материалы для изучения иностранного языка:Oxford Online English,Learn English withPapaTeach Me, BBC Learning English, British Council, One Word a Day и другие.Благодаря использованию приведенных методов на ознакомительном этапе формирования ЛК, преподаватель имеет возможность задействовать стратегии, основанные на возможностях человеческой памяти (представление лексики в иерархической манере, влияние на зрительные и слуховые рецепторы с помощью карточек и аудио); эмоциональные (поднятие настроения интересными видео) и когнитивные (разработка структурированных способов семантизации, методов толкования слова) стратегии. Стоит помнить, что иногда стоит объединять несколько способов, уметь комбинировать их. Таким образом, существует шанс глубже повлиять на память старшеклассников и минимизировать трудности дальнейшего использования слов.Автоматизация лексических навыков средствами смешанного обученияНа этапе автоматизации лексики, учитель должен активизировать новые слова в определенном контексте (в пределах словосочетания, предложения, текста), создать ситуации для использования диалогического и монологического речи с целью формирования навыков их использования, а также обязательно проконтролировать правильность понимания и употребления ЛЕ на практике для дальнейшего формирования репродуктивных лексических навыков. Поэтому данный этап предусматривает использование условно-коммуникативных и некоммуникативных упражнений как на уровне слова, словосочетания, предложения, так и на уровне сверхфразы (монологического или монологического единства, микротекстов). Ученик сможет воспринять образец речи и в дальнейшем устной или письменной речи выполнять определенные действия.Мы предлагаем начать репродукцию нового вокабуляра на уровне слова путем имитации образца речи и формирование лаконичных вопросов, где ответом будет предусмотрено использование только нового слова. Например, входеизучениятемы “Communications and Technology” наосновеучебника “Solutions” преподавательможетспросить: Do you send the envelopes by post or by air? (bypost); Do you usually watch the video on DVD player or on the laptop? (on the laptop); Is IPhone a mobile device or a mashine? (a mobiledevice).Следующим способом автоматизации лексики на уровне слова является создание "карты памяти" (mindmap), на которой будут отображаться ассоциации и идеи вокруг главного слова. Учитель предлагает слово, а ученики подбирают к нему синонимы, антонимы или ассоциативные ЛО с использованием нового лексического запаса. Такое эффективное упражнение можно реализовать как традиционным способом (вручную на листах бумаги или с помощью электронных средств (с онлайн-приложениями Coogle(www.coggle.it.), MindMeister(www.mindmeister.com) и других) (см. приложение Б). Они могут служить как платформа для выполнения домашних заданий с целью запомнить и отработать пассивный вокабуляр и создать оригинальные карты собственноручно.Популярными традиционными упражнениями на уровне словосочетаний является подбор поданного слова (обычно глагола) логических лексических соответствий (глаголов, прилагательных). Например, ученикам дается набор существительных (cooker, cereal, spinachetc.), с которыми они должны образовать как можно больше словосочетаний: toinstalla cooker, toeatchocolatecereals, tochopspinachetc. Такая задача поможет понять парадигматические и синтагматические связи между английскими словами (см. приложение Б).На уровне предложений и сверхфразовых единств следует подчеркнуть необходимость выполнения традиционных заданий на подстановку. Учащиеся должны уметь логически завершать предложенное предложения, подбирать верные заголовки к мини - диалогов среди имеющихся, соединять части предложения в одно целое и т. п (см. приложение В). Если они поймут структуру употребления, то будут способны самостоятельно употреблять лексические единицы во время диалогической речи, сравнивать предметы между собой, лаконично описывать явления действительности, картинки, схемы, диаграммы и тому подобное.Наряду с условно-коммуникативными в процессе автоматизации актуальными считаются и некомуникативные упражнения, где ученики концентрируют внимание лишь на форме слова: повторяют ЛО за преподавателем или носителем языка, определяют значение подчеркнутого многозначного слова в контексте за словарем, кратко пересказывают прочитанный/прослушанный аутентичный текст с помощью простых предложений, группируют слова по различным признакам (например, по принадлежности к определенной части речи, по положительным или отрицательным признаком).Как видим, на этапе автоматизации внедрены когнитивные, компенсаторные, социальные и активационные стратегии, помогающие учителю в дальнейшем сформировать умение «манипулирование» лексическим материалом, преодолеть трудности, связанные с недостатком знаний во время речевой или письменной деятельности, верно формулировать вопросы и употреблять ЛЕ в корректной форме, узнавать их в контексте и, как результат, заставить учеников использовать вокабуляр.Возможности смешанного обучения на финальном этапеПоследний этап (применение лексики) требует не только активизации потенциального словарного запаса, но и использования его на практике. Задача учителя - создать ситуации для того, чтобы ученики имели возможность свободно применять необходимые слова в подготовленному или неподготовленному речи, на письме с помощью привлечения к дискуссиям, игровой деятельности, использования средств ИКТ и разнообразных коммуникативных (речевых упражнений).Традиционная дискуссия, по нашему мнению, является одним из лучших и главных способов стимуляции свободного непринужденного использования сформированного словарного запаса. В старшей школе темы ситуаций приближены к реальным условиям общения, а тематика общения заметно углублена по сравнению с младшими школьниками. Ученикам интересно обсуждать личные отношения, их виды (“Family andRelationships”), права и обязанности человека и гражданина (“Law”), досуга и спорт (“Holidays”, “Music andfestivals”, “Sports”), проблемы глобализации, экономики, окружающей среды (“Environmentalproblems”, “Modern technologiesandglobalization”), выбор будущей профессии (“Future profession’, “Career VS. Family") и т. На самом деле, такая возрастная особенность позволяет преподавателю оригинально подойти к разработке тематики индивидуальных или групповых дискуссий, которые были бы актуальными для современной молодежи.По нашему мнению, нестандартной для школьного формата является дискуссия в формате дебатов - командной игры, суть которой заключается в том, что определенные ученики должны доказать истинность поданного тезиса, а другая группа - отрицать его с целью убедить «третью сторону». Дебаты-отличный способ формирования умения логически выражать собственное мнение, подбирать доказательства в поддержку определенного тезиса и, самое главное, умения употреблять лексику в зависимости от контекста. Учитель в этом случае выступает в роли модератора (ведущего), делит старшеклассников на команды, предлагает тему для обсуждения, следит за временем, отведенным на полемику и корректирует ошибки, допущенные в речи. Такой вид деятельности, в отличие от обычного обсуждения, предполагает не только умственную, но и двигательную деятельность, что позволит избежать монотонности.На финальном этапе применения можно прибегнуть и к внедрению U - learning-средств в ходе занятия. На базисе образовательных порталов (BBC [35], Lingualeo [39], Brirtish Council [38]) учитель имеет возможность продемонстрировать видеоролик, мини - фильм по теме и обсудить его содержание с учениками или же заранее подготовить вопрос «на внимательность» (см. Приложение Г). По нашему мнению, такой подход позволяет разнообразить стандартный урок, научиться распознавать ЛО в речи носителей английского языка.Поскольку все виды речевой деятельности тесно связаны между собой, считаем целесообразным обеспечить проработку лексики не только в устной (говорение, чтение, аудирование) речи, но и на письме. Для улучшения навыков, рекомендуем дать ученикам индивидуальное домашнее задание: каждый может выбрать социальный видеоролик, рекламу, речь, лекцию на английском языке (на порталах TED-talks, Canvas Network, National geographicfreeviews, MOOC, Youtube в зависимости от темы урока), сделать письменный перевод, прочитать его перед аудиторией (проверка произношения), поделиться мнением по поводу просмотренного материала и придумать вопросы для одноклассников на проверку услышанного (см. Приложение Г). Для этого можно использовать платформы Blackboard, Google Docs, MC Office или же создать собственный блог в Internet с возможностью приобщить одноклассников и учителя/Описана модель выполнения задания представляет собой Flippedlearning (Flearning) - «перевернутое обучение», нацелено на усвоение материала дома, в то время как аудиторная работа посвящается выполнению заданий и командных интерактивных упражнений на проверку проработанного [14, с. 35]. Эффективность модели "перевернутого класса" демонстрируют ученые Бишоп и Верлегер благодаря многочисленным исследованиям проблемы восприятия такой нестандартной формы работы [14, с. 36]. Результаты свидетельствуют о вполне положительные впечатления студентов от «перевернутого» метода, что дает возможность успешно применять его на данном этапе усвоения лексики, экономить время, закрепить информацию самостоятельно в домашних условиях, а в классе - сконцентрироваться на практике.На данном этапе важным аспектом является самообразование, самоорганизация и контроль знаний. После того, как учитель сделал все возможное, чтобы запустить процесс формирования лексической компетенции, ученик обязан самостоятельно закрепить результат для успешного эффекта. На помощь снова приходят средства электронного и мобильного обучения: в сети Internet можно отыскать сотни удобных онлайн-словарей с рисунками или произношением (OxfordDictionary, Advanced English Dictionary & Thesaurus, AbbyyLingvo, WordReference, Multitranetc.), веб - сайтов (LearnEnglish, Memrise, ESLPod, LingQ, Easy Ten, Situational English etc.), мобильных приложений (Duolingo, LinguaLeo, Engvid, Words, EnglishPodetc), онлайн - курсов (Time4Learning, Coursera, British Council, BBC Learning English etc.), предлагают невероятное количество лексических тренажеров, упражнений на подстановку, аутентичных материалов, заданий для аудирования, перевода - все необходимые материалы всегда под рукой независимо от места.Однако среди такого разнообразия способов закрепления лексического материала, хотим выделить подкасты (podcasts) - цифровые медиа-файлы, которые распространяются по Интернету для воспроизведения на портативных медиа - плеерах, мобильных устройствах. Такое средство M-learning напоминает радио-шоу, однако, в отличие от слушателей радио, система «подкастинг» позволяет самостоятельно выбирать материал для прослушивания [21, с. 260]. К тому же, к аудиофайлам обычно прилагаются документы с заданиями, субтитры, списки незнакомых слов, которые помогут пользователям, изучающим английский.Подкастинг-отличный инструмент самообразования в ходе формирования лексической компетенции. Самые известные подкасты “The English We Speak” (ВВС), “Daily ESL”, “Voice of America Learning English”, “English as a Second Language Podcast”, “6 Minute English” предлагают ознакомиться с произношением носителей английского языка, повторить лексику по любой теме (от научной или технологической к повседневной). Каждый выпуск, как правило, длится несколько минут и содержит опцию замедления произношения, чтобы можно было правильно услышать, как произносятся те или иные слова и выражения.Использование компьютерных устройств и смартфонов в процессе овладения английским дает старшеклассникам возможность отвлечься от традиционных форм обучения и повысить уровень индивидуализации их образовательной деятельности. По нашему мнению, именно поэтому активацийна и метакогнитивный стратегии - ключевые на финальном этапе формирования ЛК, поскольку школьники учатся организовывать и планировать процесс закрепления лексического материала, организовывать собственный учебный пространство, а также применять освоенный материал на практике в устной и писемному речи.Необходимо понимать, что определение уровня усвоения лексического материала невозможно без скрытой (коммуникативные или условно-коммуникативные упражнения) или открытой (запланированные контрольные задания) проверки знаний наставником. Поэтому для контроля результативности предложенных методов формирования англоязычной лексической компетенции чаще всего используется тестирование, ведь оно позволяет экономить аудиторный время, минимизировать субъективность при оценке, привлечь средства ИКТ (конструкторы тестов), создать разнообразные по форме и наполнению задания. Поскольку объектом контроля является лексическая компетенция, то основными критериями оценки является правильность понимания текста во время чтения или аудирования, употребление верных лексических единиц в пределах определенного контекста. Онлайн-ресурсы (CRAM [36], Quizlet [40]) являются дополнительным источником необходимых материалов контроля сформированности лексических умений и навыков учащихся старших классов.Таким образом, формирование рецептивных и репродуктивных лексических навыков учащихся должно проходить поэтапно, и эффективная организация учебного процесса старшеклассников зависит не только от адекватности подбора некоммуникативных, условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений, дидактических пособий. , стратегии, методы контроля, но и с точки зрения инноваций и точности. Поэтому на сегодняшний день лучшим способом тренировки английских лексических компетенций является внедрение системы смешанного обучения, сочетающей традиции (очное обучение) с техническим прогрессом (повсеместное обучение с использованием мобильных устройств и компьютеров), благодаря чему уроки носят информативный и познавательный характер, интересны для молодежи.Согласно основным принципам проведения методического эксперимента материалы итогового контроля должны быть разработаны таким образом, чтобы верифицировать составляющие переменные эксперимента по тем же критериям, которые используются в предэкспериментальном контроле. Поэтому, чтобы проверить уровень своей готовности к ВОК, студентам ЭГ и ГК было предложено выполнить задания, аналогичные представленным в разделе оценивания. Вырезной материал был подобран исходя из тем, изучаемых учащимися КГ и ЭГ по школьной программе.После подсчета средних баллов всех групп сравнивались средние баллы, полученные студентами по каждому критерию, а также средние баллы по всему итоговому разделу.Подаем эти данные по группам в табл. 2.6Таблица 2.6— Сравнение результатов заключительного среза вэкспериментальных и контрольной группах по каждому критерию (средний балл)Индекс группыКогнитивный критерий (max -45 баллов)Смысловой критерий (max - 35 баллов)Культурно- коммуникативный критерий (max - 20 баллов)Общий среднийбалл(max 100 балловЕГ3529.6415.7480,38КГ30,3827,7014,1672,24В связи с полученными данными были отмечены существенные положительные изменения в учащихся ЭГ (с 62,56 до 80,38), которые было зафиксировано по каждому критерию: ЭГ когнитивный -35 (было 25,62), смысловой - 29,64 (было 23,90), языково-коммуникативный -15,74 (было 13,22). В КГ результаты оказались значительнониже (с 63,46 до 72,24): когнитивный - 30,38 (было 25,98), смысловой - 27,70 (было 24,44), культурно-коммуникативный - 14,16 (было 12,90).Для объективности оценивания итогового уровня сформированности АЛК учащихся было обращено внимание на результаты заключительного среза через коэффициент обученности по формуле Стьюдента. Результаты среза показали, что разработанная методика формирования АЛК учащихся является эффективной, поскольку по данным заключительного среза средний коэффициент обученности студентов ЭГ составил 0,80, а в КГ едва достиг 0,7. По данным передекспериментального среза средний коэффициент обученности учащихся ЭГ и КГ был ниже 0,7.Рассмотрим сравнительные количественные данные уровней владения АЛК по результатам предэкспериментального и заключительного срезов (табл. 2.7). Согласно полученным результатам, при определении уровней сформированности АЛК у учащихся ЭГ были отмечены существенные положительные изменения. Так, высокий уровень сформированности АЛК по результатам заключительного среза в ЭГ - 20 %, тогда как предэкспериментальный срез выявил высокий уровень у ЭГ-7 %. Как свидетельствуютданные таблиц, количество учащихся достаточного уровня в ЭГ выросло на 20% (с 25% до 45%).Таблица 2.7Таблица 2.7-сравнительные количественные данные уровней сформированностианглоязычной лексической компетентности учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп (в%) (предэкспериментальный и заключительный срезы)Уровни сформи - ности АЛКГр упаЭГКГПередекс- перимен- тальнийПрикинцевийПередекс- перимен- тальнийПрикинцевийВысокий7258Продолжение таблицы 2.7 7-сравнительные количественные данные уровней сформированности англоязычной лексической компетентности учащихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп (в%) (предэкспериментальный и заключительный срезы)Достаточный2542634Удовлетворительное3833043Низкий30-3915Снизились показатели количества учащихся на удовлетворительном уровне в ЭГ на 3 % (с 38% до 35 %). На низком уровне в ЭГ не было зафиксировано ни одного ученика.По результатам заключительного диагностирования учащихся КГ, там не наблюдалось значительных изменений в уровнях сформированности АЛК. Высокий уровень сформированности АЛК был выявлен у 8% учащихся (предэкспериментальный срез выявил 5%). Достаточный уровень увеличился на 8% (с 26% до 34%) респондентов. Удовлетворительный уровень был зафиксирован у 43% респондентов по сравнению с 30% в начале эксперимента. На низком уровне осталось 15 % (было 39 %). Следовательно, в КГ не было обнаружено таких существенных положительных изменений, как в ЭГ.Сцелью проверки достоверности полученных данных эксперимента воспользуемся статистическими методами обработки экспериментальных данных по критериям Стьюдента.Отметим, что во время предэкспериментального среза исходные данные обеих групп были почти одинаковы. Средний балл, набранный учащимися ЭГ - 62,74. После эксперимента средний балл в группе значительно повысился: ЭГ - 80,37.Таблица 2.8 — Сравнительные результаты обучения учащихся экспериментальнойгруппыГруппаДо эксперимента в средних баллахКоэффициент обученностиПосле эксперимента в средних баллахКоэффициент обученностиПрирост коэффициента обученностиЭГ62,740,6380,380,800,17Как видим, коэффициент обученности в группе ЭГ - 0,17. То есть прирост коэффициента обученности в группе ЭГ составил 0,17.Проведенный во время исследования экспериментальное обучение, а также сопоставление их результатов и использования методов статистической обработки данных дали возможность доказать, что у учащихся среднихклассов значительно расширился запас слов, которые принадлежат к различных семантических групп (неологизмы, архаизмы, историзмы, профессиональная лексика, диалектизмы), расширились знания значений многозначных слов, омонимов и синонимов, знания стилистически маркированной лексики, фразеологизмов.У учащихся значительно усовершенствовались умения использовать стилистически маркированную лексику в продуктивном речи, умения подбирать слова и фразеологизмы адекватно соответствии стиля произведения; умение определять значение слов по контексту; умение использовать лексику в собственной речи (соответствие слов стиля произведения, богатство речи, владение художественными средствами).Основными факторами, которые влияли на положительную динамику качества формирования лексической компетентности учащихся среднихклассов, были такие:сквозность в обучении лексики, которая заключалась в постоянном подборе новых слов в упражнениях на аспектных уроках (наполненность упражнений новыми словами составляла от 15 до 30 %);обучение лексике английского языка в аспекте функционально - семантического подхода, которое предусматривало комплексное изучение семантики слова и особенностей его функционирования в речи (в зависимости от стиля, жанра, коммуникативной цели);формирование лексических знаний, навыков и умений происходило в пять этапов: рецептивно-аналитический; устный имитационно-репродуктивный; письменный имитационно- репродуктивный, которые проходили на подготовительном степени развития речи, устный производительный и письменный производительный, что приходились на основной степень развития речи;тематический отбор и организация лексики, а также подчиненность лексики упражнений, что подавались на аспектных уроках, теме уроков развития речи;обязательное употребление новых слов в устной речи; использование интерактивных методов обучения на уроках развития речи (в частности, методов «совместного проекта», «мозгового штурма»);проведение словарной работы на уроках развития речи на дотекстовому этапе, постановка перед учащимися задач, что побудили к употреблению новых слов во время составления переводов и сочинений, анализ лексических ошибок - слов, которые не соответствовали содержанию предложения, стиля и типа речи на контрольном этапе.Выводы по главе 2Итак, экспериментальные данные проведенного исследования подтвердили эффективность разработанной системы заданий для формирования лексической компетентности учащихся 5-7-х классов с помощью зрительной наглядности на уроках иностранного языка, а также целесообразность ее реализации.Результаты экспериментально-опытного обучения подтвердили, что предложенная система заданий для формирования лексической компетентности учащихся 5-7-х классов за помощью зрительной наглядности на уроках иностранного языка в аспекте функционально-семантического подхода, который включает комплексное изучение семантики слова и особенностей его функционирования в речи (в зависимости от стиля, жанра, коммуникативной цели), обеспечила значительное повышение уровня усвоения лексических единиц учащимися экспериментальных групп по сравнению с учащимися контрольных групп.Достижение именно такого уровня является обязательным результатом работы над развитием речи в соответствии с современными стандартами и требованиями к речи школьников. В реальном учебном процессе предложенную систему упражнений целесообразно вводить на уроках речевого развития, при изучении всех разделов школьного курса.ЗАКЛЮЧЕНИЕОпределение теоретических аспектов и изучение взглядов зарубежных и отечественных ученых на понятие компетентности в образовательном процессе позволило установить, что современный подход в сфере образования в 21 веке требует активного развития различных умений и навыков. способности. возможности. и возможности современных старшеклассников в процессе приобретения социально-политических, информационных, межкультурных, образовательных и коммуникативных навыков. Развитие коммуникативных навыков на иностранном языке как основы эффективного и результативного общения позволяет выбирать необходимые модели общения, взаимодействовать с социумом, приобретать иноязычный опыт посредством изучения иностранных языков, в том числе английского, языка межнационального общения. Установлено, что успешное изучение иностранного языка зависит от регулярного и поэтапного пополнения лексического запаса - формирование лексической компетенции, что предполагает способность к корректного оформления высказываний, понимание аутентичных источников информации; базируется на теоретических сведениях о системе правил языка; зависит от верно выбранных стратегий развития рецептивных и репродуктивных лексических навыков путем выполнения некоммуникативных, условно-коммуникативных и некоммуникативных упражнений в зависимости от этапа (ознакомительном, автоматизацийному или этапе усвоения).В ходе исследования было выяснено, что в ХХИ веке преподаватели действительно имеют все необходимые ресурсы, чтобы отказаться от скучной теории, многотомных сборников с устаревшими задачами на пользу оригинальных и креативных средств обучения лексики, что способны мотивировать и заинтересовать учащихся старших классов, учитывая их возрастные, психологические особенности и общие интересы, на которые влияет масштабная глобализация и технологизация. Для достижения этой цели учителю английского языка общеобразовательной школы следует помнить об обеспечении методологического компонента содержания обучения лексике, охватывает необходимые пояснения относительно эффективных способов обучения в ходе изучения слов, развития репродуктивных и рецептивных лексических навыков на разных этапах.Установлено, что эффективная организация процесса обучения старшеклассников зависит не только от целесообразности выбора традиционных некомуникативних, условно - коммуникативных и коммуникативных упражнений, средств обучения, стратегий, методов контроля, но и от критерия их инновационности и актуальности. Поэтому, на сегодня, самым лучшим способом формирования англоязычной лексической компетенции является система смешанного обучения (blended-learning), сочетающую в себе традиции (очное, offline - обучения) с технологическим прогрессом (всепроникаючим обучением U-learning с использованием мобильных устройств и электронных компьютерных технологий).Смешанное обучение позволяет разнообразить учебный процесс, как благодаря выполнению упражнений на основе инструкций учителя, традиционных аутентичных источников: учебников, справочников, словарей, так и разрабатывать задачи с помощью средств E-learning и M-learning: подкастинга, чатов, электронной почты, блогов, социальных сетей, образовательных онлайн-платформ, видеоматериалов YouTube, электронных словарей и тому подобное.Перспективой дальнейших исследований считаем разработку учебных материалов для формирования иноязычной лексической компетенции учащихся младших и средних классов на основе смешанного обучения, поиск инновационных методик внедрения системы «перевернутого класса» (F-learing) во время обучение английскому языку в российских общеобразовательных школах.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Вопрос-ответ:
Какие психологические особенности детей среднего школьного возраста влияют на процесс обучения лексике иностранного языка?
Дети среднего школьного возраста находятся в переходном периоде между детством и юношеством. Их психологические особенности, такие как развитие самосознания, формирование личности и социализация, могут влиять на процесс обучения лексике иностранного языка. Например, некоторые дети могут испытывать затруднения в запоминании иностранных слов из-за развивающегося самосознания и сомнений в своих способностях. Также, социализация в этом возрасте может привести к желанию учеников быть взаимодействовать со сверстниками, что может быть использовано в обучении лексике через коммуникативные игры и ситуации.
Каковы основные теоретические основы обучения лексической стороне речи?
Одна из основных теоретических основ обучения лексике - это идея о том, что лексическая сторона речи должна быть развита параллельно с грамматической и фонетической сторонами. Лексика является основой для формирования смысловых связей и коммуникации. Другая теоретическая основа - это концепция активного и пассивного словарного запаса. Ученик должен иметь возможность не только распознавать и понимать новые слова, но и использовать их в устной и письменной речи. В обучении лексике также важно учитывать контекстуальные аспекты и использовать разнообразные методы и техники, такие как игры, задания на коллективное и индивидуальное формирование словарного запаса.
Как можно использовать ИКТ при обучении лексике иностранного языка в основной школе?
Использование ИКТ может быть полезным в процессе обучения лексике иностранного языка в основной школе. Например, можно использовать компьютерные программы и онлайн-ресурсы, чтобы предоставить учащимся дополнительные возможности для практики новых слов. Такие программы могут предлагать интерактивные упражнения, игры и тесты, которые помогут ученикам учить и повторять лексику в интересной и захватывающей форме. Также, можно использовать электронные словари и переводчики в классе, чтобы ученики могли проверять значения слов и искать нужные переводы. ИКТ также может быть использован для создания мультимедийных презентаций, видео и аудиоматериалов, которые помогут учащимся лучше понять и запомнить новую лексику.
Почему использование цифровых платформ эффективно при обучении лексике английского языка в основной школе?
Использование цифровых платформ при обучении лексике английского языка в основной школе эффективно, так как эти платформы позволяют создать интерактивную среду обучения, которая мотивирует учащихся к изучению новой лексики. Дети среднего школьного возраста обладают высокой мотивацией к использованию современных технологий, поэтому использование цифровых платформ становится дополнительной мотивацией для изучения языка. Кроме того, цифровые платформы предоставляют возможность для повторения и закрепления изучаемой лексики через различные игры и упражнения.
Какие психологические особенности детей среднего школьного возраста влияют на обучение лексике иностранного языка?
Дети среднего школьного возраста находятся в периоде развития когнитивных функций, включая способность к анализу и обобщению информации. Это позволяет им более оперативно и эффективно усваивать новую лексику. Кроме того, дети в этом возрасте обладают высокой мотивацией к обучению, что также способствует успешному изучению иностранного языка. Особенностью этого возраста также является повышенный интерес к использованию современных технологий, что делает цифровые платформы привлекательным инструментом для обучения лексике.
Какие теоретические основы используются при обучении лексической стороне речи?
При обучении лексической стороне речи используются различные теоретические подходы. Одним из них является семантический подход, основанный на изучении значения слов и словосочетаний. Другим подходом является контекстный подход, при котором лексика изучается в контексте предложений и текстов. Также применяется лексико-грамматический подход, который учитывает грамматические особенности при изучении слов и словосочетаний. Использование цифровых платформ позволяет совмещать эти подходы и создавать интерактивные упражнения для закрепления лексики.
Какие психологические особенности у детей среднего школьного возраста могут повлиять на использование цифровых платформ в обучении лексике английского языка?
Дети среднего школьного возраста находятся на стадии интеллектуального и эмоционального развития, что может повлиять на их способность использовать цифровые платформы в обучении лексике английского языка. Например, наличие определенных навыков работы с компьютером может способствовать легкому освоению цифровых платформ и эффективному обучению.
Какие теоретические основы обучения лексической стороне речи могут быть использованы в использовании цифровых платформ при обучении английскому языку?
Теоретические основы обучения лексической стороне речи включают в себя такие подходы, как контекстуальное обучение, мнемонические стратегии и использование картинок и ассоциаций. При использовании цифровых платформ можно применять эти подходы, например, через интерактивные игры и упражнения, которые помогут учащимся запомнить и понять новые слова и выражения.