Полемика славянофилов и западников о русской культуре
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 28.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Исторические предпосылки славянофильства и его особенности 5
2.Идеология славянофильства 8
3.Западничество и суть Великого спора 12
Заключение 15
Список литературы 16
Однако справедливости ради стоит заметить, что западники не считали возможным копирование Россией западноевропейского культурного опыта. Они предлагали взять у Западной Европы главные достижения, что позволит России избежать повторения ошибок, отрицательных сторон западноевропейской практики. В этом случае Россия сможет явить миру высокие, более совершенные образцы социальной и духовной жизни. Что касается идеала нравственной личности у западников и славянофилов, то в нравственной западники признавали те личность, которая ориентирована на высокие моральные ценности и нормы, подчиняет им свое поведение «на основе свободного волеизъявления, без какого-либо внешнего принуждения» (14).Однако в плане конкретных социальных, политических и культурных характеристик между западниками и славянофилами наблюдались резкие противоречия. Различия взглядов касались следующих вопросов преимущественно правовой и обыденной культуры России: какова самая лучшая форма правления, какие законы следует считать самыми эффективными и подходящими для России, справедливыми; есть ли необходимость в правовых гарантиях свободы личности; каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место в жизни общества должна занимать религия; какое значение имеют национальные элементы культура, традиции, обычаи, обряды.Одним из главных и принципиальных различий между западниками и славянофилами было решение вопроса о том, на какой основе возможно выстроить путь к социальному и нравственному идеалу. Среди вариантов предлагались следующие: религия и вера, опора на исторический опыт народа, его психологию, или опора на разум, науку, логику, на преобразование социальной действительности в соответствии с ними (10).Стоит заметить, что многие из разрабатываемых западниками и славянофилами вопросов, касающихся российской действительности, остаются актуальными до сих пор.Для западников исторические пути развития России были иными, чем для славянофилов. В противоположность славянофилам западники утверждали, что Россия, несмотря на существенное отставание, идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны. Таким образом, европеизация для западников являлась средством достижения цели динамичного социального, политического, экономического и духовного развития России. Для западников, как и для славянофилов, неприемлемым было сохранение крепостного права. Они выступали за его отмену сверху, поскольку оно тормозит социально-культурное развитие России. Кроме того, резкой критике со стороны западников подвергалась самодержавно-бюрократическая система николаевского царствования (1). Ориентиром развития для западников всегда выступал разум. Они полагали, что человеческая личность самоценна, она является носителем разума. Западниками собственная идея свободной личности противопоставлялась славянофильской идее корпоративности или соборности. Для западников особую ценность имели реформы Петра I, они считали, что именно этому государю удалось привести Россию в первую фазу обновления страны. Следует сказать о том, что спор между западниками и славянофилами стал значимым этапом в активизации культурной и общественной мысли в России. Эта дискуссия поставила много актуальных проблем исторического прошлого и настоящего России.ЗаключениеСлавянофилы волновались за культурную судьбу России, о её будущем развитии и благополучии. Единственно, что по сравнению с западниками они придерживались иных воззрений относительно последующего культурного прогресса нашего Отечества. Для западников основа заключалась в общности исторического пути России и Западной Европы, тогда как славянофилы полагали, что исторический культурный путь России является самобытным, и в своей основе имеет христианские ценности и идею соборности. Славянофилами и западниками единодушно осуждались крепостное право и административно-судебный произвол, славянофилы часто указывали на то, что Россия нуждается в грамотных и последовательных реформах. Славянофилы полагали, что Россия должно осуществить выполнение великой задачи – построения новой жизни на христианских началах и ценностях, а также донесения данных принципов высокодуховной жизни до всего человечества. Именно России необходимо показать всему миру дорогу к истинному братству и истинному единению - соборности. Несмотря на различия в понимании историческо-культурного пути России, западники и славянофилы сходились в том, что осознавали важность реформ и преобразований. Дискуссия по поводу дальнейшего будущего России способствовала активизации общественной мысли и общественного движения в России. Для русской философии, культурологии и политической, исторической науки особенно важно то, что славянофилы предложили удивительно самобытные концепции развития историко-культурного процесса, западной и восточной цивилизаций, предъявили актуальные мнения относительно того, по какому культурному пути следует пойти России. Список литературыБагаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL:https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL:https://www.twirpx.com/file/1335993/Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL:http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с. Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885 Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htm Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL:https://www.twirpx.com/file/1493482/
Багаева К.А., Жапова Н.А. Славянофилы и западники: двести лет спустя. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/slavyanofily-i-zapadniki-dvesti-let-spustya?
Барер И. Западники и славянофилы // Исторический журнал. 1939. № 2. С. 72-81.
Дмитриев С.С. Раннее славянофильство и утопический социализм // Вопросы истории 1993. № 5. С. 24-40.
История философии.//А.Н. Волкова, В.С. Горнев. М.: Изд-во Приор, 1997. 464 с.
История России (Россия в мировой цивилизации)./Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 2020. 290 с.
Китаев В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. Волгоград: Изд-во Волгоградского ун-та, 1994. 68 с.
Летняков Д.Э., Чижков С.Л. Очерки истории русской политической мысли. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1335993/
Лосский, О.Н. История русской философии. [Электронный ресурс] URL: Режим доступа: http://www.vehi.net/nlossky/istoriya/03.html
Новикова, Л.И., Сиземская, И.Н. Русская философия истории [Электронный ресурс] URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/novikova_russksja/02.aspx
Олейников Д.И. Классическое российское западничество М.: Механик, 1996. 68 с.
Рудницкая, Е. Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России./Е.Л. Рудницкая//Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37-55.
Спиркин, А. Г. История философии : учебник для вузов / А. Г. Спиркин. М. : Издательство Юрайт, 2020. 136 с. // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/450885
Хомяков, А.С. Записки о всемирной истории. [Электронный ресурс] URL: http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/semiramida/primechanie.htm
Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. [Электронный ресурс] URL: https://www.twirpx.com/file/1493482/
Вопрос-ответ:
Какие были исторические предпосылки славянофильства?
Исторические предпосылки славянофильства включали традиции православия, различия с западной Европой в политической и социальной структуре, и несоответствие русской культуры западным стандартам.
Чем отличалась идеология славянофильства?
Идеология славянофильства включала уверенность в уникальности и превосходстве русской культуры, призыв к развитию русских национальных ценностей и отвержение западных влияний.
Какие были основные идеи западничества?
Основные идеи западничества включали признание необходимости освоения западного опыта и культуры для развития России, считавшейся отсталой и зачахшей.
В чем суть Великого спора между славянофилами и западниками?
Суть Великого спора заключалась в противопоставлении взглядов славянофилов, призывающих сохранить и развивать уникальность русской культуры, и западников, призывающих усвоить западные ценности для прогресса России.
Какими были позиции западников относительно русской культуры?
Западники не считали возможным полностью копировать западноевропейский культурный опыт, они предлагали взять у запада главные достижения, чтобы избежать повторения ошибок западных стран.
Какие были исторические предпосылки славянофильства и какие особенности оно имело?
Исторические предпосылки славянофильства заключались в желании сохранить и преобразить русскую национальную и культурную идентичность, отвергнуть западные влияния и выразить протест против западного образа жизни. Особенности славянофильства включали в себя утверждение значимости русской культуры, религии и обычаев, а также стремление к сохранению традиций и отказ от западных инноваций.
Какую идеологию пропагандировали славянофилы?
Славянофилы пропагандировали идеологию, основанную на признании и возвеличивании русской культурной и духовной традиции. Они считали, что Россия обладает особым пути к развитию и должна опираться на свои уникальные отличия от западной Европы. Они подчеркивали роль Православной церкви и народного единства в формировании русского общества.
В чем заключалась суть Великого спора между славянофилами и западниками?
Суть Великого спора заключалась в противостоянии между славянофилами и западниками по поводу развития русской культуры. Славянофилы выступали за сохранение и развитие русской национальной идентичности, в то время как западники призывали к принятию западных ценностей и реформ. Конфликт между этими двумя лагерями был символом идеологической борьбы и поиска пути развития России.
Какие были основные аргументы западников?
Основные аргументы западников заключались в том, что Россия должна учиться у западных стран, принять их политические и экономические институты, а также модель общественного развития. Они считали, что только таким образом Россия сможет достичь высокого уровня развития и прогресса, избегая ошибок и негативных сторон западного опыта.
Чем отличались идеология славянофильства и западничество?
Идеология славянофильства подразумевала признание особой роли России и славянской культуры, языка и народа. Славянофилы считали, что Россия имеет своеобразный путь развития и не должна стремиться к копированию западноевропейского образа жизни. Западничество, напротив, пропагандировало признание и принятие западных ценностей, идеалов и институтов. Западники считали, что Россия должна изучать западный опыт и брать оттуда только лучшее.
Какие особенности имело славянофильство?
Славянофилы отличались особым пониманием русской культуры и национальной идентичности. Они придавали большое значение духовным и моральным ценностям, считая их повышенной ценностью перед материальными благами. Славянофилы акцентировали внимание на многовековой истории России и ее особой миссии. Они выступали за преодоление западозависимости и развитие оригинальных русских форм культуры и самобытности.
Какие идеи пропагандировали западники?
Западники призывали к модернизации и развитию России по западному образцу. Они выступали за активное освоение ценностей западной цивилизации, таких как наука, образование, правовые нормы и политическая свобода. Западники считали, что развитие страны и ее прогресс возможны только через признание и принятие западных ценностей и институтов.