«Стилистические функции обращения в поэтических текстах А. Блока».

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Стилистика
  • 38 38 страниц
  • 62 + 62 источника
  • Добавлена 29.05.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения стилистических функций обращения в лирическом тексте 3
1.1 Подходы к определению понятия «обращение» 3
1.2 Особенности функционирования обращений в художественных текстах 3
Глава 2. Анализ стилистический функций обращения в поэтических текстах А. Блока 3
2.1 Виды обращений в поэзии А. Блока 3
2.2 Функционирования обращений в стилистике стихотворений А. Блока 3
Заключение 3
Список литературы 3
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

» [3]. Если изначально идет обращение к женщине через личное местоимение «Тебе», то после образ женщины возвышается до «Закона», который ассоциативно относит к божественному закону. На особое отношение к женщине, как к проявлению божественности, указывает и использование обращения с большой буквы, что придает ритуальный характер обращения.Градация также добавляет стихотворению особый эмоциональный и экспрессивный характер. Также поэтом используются обращения-метонимии, содержащие краткую оценку героев и личного отношения автора: «В этих мечтах – навсегда отдалённая, Ты, лучезарная, ты…» [3]. Помимо выделенных функций, обращения в лирике поэта также используются для выражения экспрессии. В основном для этого Блоком используется такой стилистический прием, как обращение-повтор:«Мама, красивая мама, не плачь ты!»[3];«Весна, весна! Скажи, чего мне жалко? Какой мечтой пылает голова?»[3]. Стоит отметить, что по отношению к мужчинам, поэт редко использует красочные выразительные средства. При обращении к мужчинам Блок использует риторические обращения с согласованными определениями:«Милый брат! Завечерело. Чуть слышны колокола» [3]. «Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем уврачуешь раны?» [3].Посредством использования в обращении слов «друг» и «брат» поэт не акцентирует внимание читателя на личности адресата, однако указывает на близость взаимоотношений между героем и адресатом. На это же направлено использование дополнительных характеристик («милый»). Также поэт использует по отношению к мужчинам обращения с указанием реально существующих лиц или мифологических героев в рамках риторического вопроса: «Готов ли ты на путь далёкий, Добра певец?»[3];«Не твоих ли звуков сладостьВдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда?»[3]. Для выражения экспрессивности поэт также активно использует частицу «о» перед обращением в сочетании с восклицанием:«Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!»[3].В своих стихотворениях Блок чаще всего посредством метафор обращается к неодушевленным предметам и явлениям, что позволяет реализовать стилистический прием олицетворения. К неодушевленным объектам лирический герой обращается напрямую, наделяя их человеческими характеристиками. Чаще всего поэт «одушевляет» различные природные явления:«Снова жду, надежды полный: Солнце, светлый лик яви!»[3]. «Мы одну и ту же любим, Легковейная весна»[3]. При обращении к собственным чувствам поэт также использует метафоры, усиливая тем самым душевные состояния лирического героя, показывая их в наивысшей степени. Это позволяет передать особую трагическую или патетическую тональность стихотворения:«Красивой женщине смотрю в глазаИ говорю: «Сегодня ночь. Но завтра –Сияющий и новый день. Приди.Бери меня, торжественная страсть.А завтра я уйду – и запою» [3].Образ Родины является одним из центральных в творчестве Блока. При обращении к родной стране поэт также использует стилистический прием обращения-метафоры, наделяя образ страны человеческими чертами:«А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней»[3]. При этом в обращения к стране зачастую используются те же характеристики, что и в обращении к лицам женского пола. Лирический герой указывает на собственные близкие, родственные отношения к Родине:«О, Русь моя! Жена моя! До болиНам ясен долгий путь!Наш путь – стрелой татарской древней волиПронзил нам грудь» [3]. С помощью метафоризированного обращения к стране также передается особый пафос стихотворения, его возвышенное настроение. Обращение в данном случае выполняет функцию передачи экспрессии. Анализ рассмотренных выше стихотворений позволяет выделить следующие стилистические функции обращений в лирике Блока:- выражение личностного отношения автора и лирического героя, его оценку и экспрессии;- диалогизация стихотворного общения с героями стихотворения и читателем;- культурно-историческая функция, реализуемая через обращения к историческим лицам, литературным, мифологическим и религиозным образам;- текстообразующая функция, проявляющаяся через использование различных форм обращений в структуре текста;- экспрессивная функция, заключающаяся в передаче особого пафоса и настроения стихотворения;- условно-звательная или изобразительная функция, которая проявляется через номинацию героев стихотворений и поэм. Рассмотрев функциональные особенности обращений в лирических текстах Блока, можно сделать вывод, что обращения в поэтике автора позволяют ему создать особый адресный характер произведений, охарактеризовать героев и передать личностное отношение к ним. Посредством обращений поэт также передает авторский замысел и связывает события в стихотворениях с конкретными событиями современной ему исторической эпохи. ЗаключениеПроблема изучения обращения как синтаксической и коммуникативной единицы является одной из наиболее актуальной в современном языкознании и литературоведении. Основной целью данного исследования было рассмотрение стилистических функций обращения на примере лирического текста. Для решения данной цели были решены следующие задачи:1) изучены теоретические источники по проблеме определения понятия «обращение»;2) определены основные функции обращения в художественных текстах;3) осуществлена выборка обращений из текстов стихотворений А. Блока и классифицировать их по различным признакам;4) рассмотрены стилистические особенности функционирования обращений в лирике Блока.Анализ теоретических источников показал, что обращение не имеет единого определения в рамках исследований. Чаще всего обращение рассматривается как синтаксическая единица, направленная на формирование коммуникативной связи говорящего с адресатом. Обращение встречается в различных сферах употребления, обладает своими семантическими и структурными особенностями. Также обращение выделяется интонационно, имеет свои лексические признаки. Единой классификации функций обращения в тексте также не определено. Исследователями выделяются такие функции обращения, как звательная, апеллятивная, адресная, номинативная, указательная, побудительная, экспрессивно-оценочная и др. В поэтической и художественной речи обращение в первую очередь является средством выразительности, указывает на лирического героя и выражает его эмоциональное состояние.Анализ лирических текстов Блока показал частотность употребления поэтом такого средства, как обращение. Наиболее часто используются автором обращения к женскому полу. Автор использует различные семантические и структурные виды обращений. Обращения используются Блоком в совокупности с такими стилистическими приемами, как метафора, градация, метонимия, риторический вопрос. Также поэтом используются такие средства выразительности как междометия, частицы и повторы. Обращения в лирике Блока выполняют текстообразующую, номинативную, экспрессивную, культурно-историческую и характеризующую функции. Полученные результаты в дальнейшем могут быть использованы для лингвистического и литературоведческого анализа функционирования обращений в художественном тексте, использоваться в школьной практике и в научных исследованиях по выбранной тематике. Таким образом, цели и задачи данного исследования достигнуты.Список литературыБахаева, Л. М. Понятие и сущность обращения в языке литературных произведений // Казанская наука. – 2021. – № 11. – С. 143-145. Белоглазова, И.А. Обращение как вербальное лексическое средство выражения межэтнических отношений в художественных произведениях // Студенческий. – 2020. - №19-1. – С. 46-48. Блок, А.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А.А. Блок. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/ (дата обращения: 22.04.2022).Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2015. – 416 с. Гайсина, Р. М. Синтаксис осложненного предложения. Теория. Схемы и образцы анализа. Упражнения: учеб.пособие. - Уфа: БашГУ, 2006.– 164 с. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 129 с.Гольдин, В.Е. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы, 2-е изд. / В.Е. Гольдин. – Москва: Книжный дом, 2009. – 136 с.Дворная, З.М. Функционально-семантические и позиционные особенности обращения в текстах художественных произведений // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: Сборникматериалов I Международной научно-практической конференции, 27 марта 2019 г. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2019.– С. 34-40. Дворная, З.М. Основные функции обращений-высказываний в качестве особых коммуникативных единиц // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: материалы 6-й Международной научнопрактической конференции. - 2014. - С. 100-101.Дзюба, А. В. Обращение как компонент коммуникации в творчестве А.П. Чехова // Филологический аспект. – 2016. – № 6. – С. 28-35. Ильенко, С.Г. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц / С.Г. Ильенко. – Санкт-Петербург: Наука, 2003. – 363 с. Красикова,Е.Н. Функции вокатива в коммуникации // Вестник КГУ. - 2014. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-vokativa-v-kommunikatsii (дата обращения: 28.04.2022).Лупашку, Т.Г. Роль обращения в системе средств адресованности в лирике А. С. Пушкина: автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. фил.наук: 10.02.01 / Т.Г. Лупашку.– Санкт-Петербург, 2007. – 23 с. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. – М.: Либриком, 2019. – 434 с.Стойкова Н.С.К вопросу об обращениях в русском языке / Епископские чтения. – 2012. - №15. - С. 139-145.Федулова У.М. Стилистические функции обращения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-funktsii-obrascheniya (дата обращения: 28.04.2022).Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. –URSS, 2019. -626 с.ПриложениеПриложение 1Список используемых для анализа цитат из лирики А. Блока«Помедли, ночь! Небесный луч! / Не озаряй тюрьмы разурной!» (Над старым мраком мировым, 1899);«Все отошли. Шумите, сосны, / Гуди, стальная полоса» (1904);«Снова жду, надежды полный: / Солнце, светлый лик яви!» (Внемлю голосу свободы…, 1901);«Весна, весна! Скажи, чего мне жалко? Какой мечтой пылает голова?» (Жизнь медленная шла, как старая гадалка..., 1902);«Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня!» (Вербочки, 1906);«В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?» (Белой ночью месяц красный…, 1901);«Лети, как пролетала, тая, Ночь огневая, ночь былая…» (Седое утро, 1913);«Мы одну и ту же любим, Легковейная весна» (В синем небе, в темной глуби…, 1906).«Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!» (О весна без конца и без краю, 1907);«Живите, сны, под гнётом дней / И расцветайте в час урочный!» (Мой путь страстями затемнен…, 1901);«Чудо, я сплю, я устал непробудно. / Чудо, ложись в снеговые бугры» (Ветер хрипит на мосту меж столбами…, 1903);«Ты, время, память притуши, / А путь снежком запороши» (Седое утро, 1913);«С тобою, мой свет, говорю… / Пьяни, весели меня, боль!» (Бред, 1905);«Как с жизнью страстной я, мудрый царь, Сочетаю тебя, любовь?» (Стою у власти, душой одинок..., 1902);«И в воздушный покров улетела на зов / Навсегда… О, Влюблённость! Ты строже Судьбы!» (Влюбленность, 1905);«Смолкай, позорный плач! Уйми, о, Меценат, Все стоны похорон, – печали места нету…» (Liber II.Carmen XX (Гораций), 1901);«Бери меня, торжественная страсть. А завтра я уйду – и запою» (В дюнах, 1907). «Маска, дай мне чутко слушать Сердце тёмное твоё, / Возврати мне, маска, душу, Горе светлое моё!» (Смятение, 1907);«Так падай, перевязь цветная, Хлынь, кровь, и обагри снега!» (Идут часы, и дни, и годы…, 1910);«А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней» (Коршун, 1916);«О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!» (На поле Куликовом, 1908);«О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь?» (Осенний день, 1909);«Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, – Как слёзы первые любви!» (Россия, 1908). «Верь лишь мне, ночное сердце, Я – поэт!» (В углу дивана, 1907);«Благословляю всё, что было, Я лучшей доли не искал. О сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!» (Благословляю всё, что было…, 1912).«Если же ты, человек, не видишь конца этой ночи, Если без якоря ты в море блуждаешь глухом…» (Жизнь – как море она…, 1898);«Истерзанный, с язвой кровавой, Когда-нибудь выйду к вам, люди!» (Блаженный, забытый в пустыне…, 1902);«О, если б знали, дети, вы, / Холод и мрак грядущих дней!» (Голос из хора, 1910-1914);«Печальные люди, усталые люди, Проснитесь, узнайте, что радость близка!» (Голос в тучах, 1904).«Мать, что поют глухие струны?» (Венеция 1909); «Нет, мать. Я задохнулся в гробе» (Сон 1910); «Мама, красивая мама, не плачь ты!» (В лапах косматых и страшных…, 1905)«Лишь ты, сестра, твердила мне…»; «Сестра, сужденная судьбой» (Когда мы встретились с тобой… 1910-1914);«Сестра, откуда в дождь и холод / Идешь с печальною толпой? (Предвечернею порой… 1906);«Милый друг! Ты юною душою / Так чиста!» (Милый друг!Ты юною душою…, 1899);«Дева, не жду ослепительной встречи – Дай, как монаху, взойти на костёр!» (Девушка из Spoleto, 1909);«В этих мечтах – навсегда отдалённая, Ты, лучезарная, ты…» (Грустно и тихо у берега сонного…, 1901);«Неверная, лукавая, Коварная – пляши!» (Гармоника, гармоника!, 1907);«Ты, красавица, верно, ко мне!» (На весеннем пути в теремок… 24 апреля 1905 года);«О, бедная моя жена, О чём ты горько плачешь?» (Осенний день, 1909);«По тебе томится вечер, Черноокая моя!» (В этот серый летний вечер…, 1907); «Тебе, Тебе, с иного света, Мой Друг, мой Ангел, мой Закон!» (Тебе, Тебе, с иного света…, 1902);«Прими, Владычица вселенной, Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гроба - Последней страсти кубок пенный От недостойного раба!» (В ночи, когда уснёт тревога…, 1898); «Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?» (Встану я в утро туманное… 1901 года);«О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!» (Вхожу я в тёмные храмы…, 1902).«Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая…» (Двенадцать, 1918)«Ты встанешь бурною волною / В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, Кармен, твоих духов…» (О да, любовь вольна, как птица…, 1914);«Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета / Без счастья, без любви, богиня красоты…» (Мне снилась снова ты…, 1898);«Там, там, глубоко, под корнями Лежат страдания мои, Питая вечными слезами, Офелия, цветы твои!» (Есть в дикой роще у оврага…, 1898).«Милый брат! Завечерело. Чуть слышны колокола» Милый брат! (Завечерело…, 1906);«Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем уврачуешь раны?» (Моей матери (Спустилась мгла…), 1899);«Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»; «Холодно, товарищи, холодно!» (Двенадцать, 1918);«О, друг, здесь цел не будешь, Скорей отсюда прочь!» (В сыром, ночном тумане…, 1912);«Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты!» (Земное сердце стынет вновь…, 1914);«Свирель поёт: взошла звезда, Пастух, гони стада…» (Свирель запела на мосту…, 1908);«Обнимет рукой, оплетёт косой И, статная, скажет: Здравствуй, князь…» (В густой траве пропадёшь с головой…, 1907);«– Вы любезней, чем я знала, Господин поэт!» (Сквозь винный хрусталь 1907);«Готов ли ты на путь далёкий, Добра певец?» (Готов ли ты на путь далёкий…, 1899);«Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..» (Двенадцать, 1918);«Не твоих ли звуков сладость / Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость / Окрыляла нас тогда?» (Пушкинскому Дому, 1921);«Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!» (Сольвейг!О Сольвейг!, 1906);«Так все вещи меняют место, Неприметно уходят ввысь. Ты, Орфей, потерял невесту, – Кто шепнул тебе – «Оглянись…»?» (Дома растут, как желанья…, 1902).

Список литературы
1. Бахаева, Л. М. Понятие и сущность обращения в языке литературных произведений // Казанская наука. – 2021. – № 11. – С. 143-145.
2. Белоглазова, И.А. Обращение как вербальное лексическое средство выражения межэтнических отношений в художественных произведениях // Студенческий. – 2020. - №19-1. – С. 46-48.
3. Блок, А.А. Собрание сочинений [Электронный ресурс] / А.А. Блок. – Режим доступа: http://az.lib.ru/b/blok_a_a/ (дата обращения: 22.04.2022).
4. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка: учебник для вузов / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 2015. – 416 с.
5. Гайсина, Р. М. Синтаксис осложненного предложения. Теория. Схемы и образцы анализа. Упражнения: учеб. пособие. - Уфа: БашГУ, 2006. – 164 с.
6. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы / В.Е. Гольдин. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1987. – 129 с.
7. Гольдин, В.Е. Гольдин, В. Е. Обращение: теоретические проблемы, 2-е изд. / В.Е. Гольдин. – Москва: Книжный дом, 2009. – 136 с.
8. Дворная, З.М. Функционально-семантические и позиционные особенности обращения в текстах художественных произведений // Современные тенденции кросс-культурных коммуникаций: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 27 марта 2019 г. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2019. – С. 34-40.
9. Дворная, З.М. Основные функции обращений-высказываний в качестве особых коммуникативных единиц // Теоретические и практические проблемы развития современной науки: материалы 6-й Международной научнопрактической конференции. - 2014. - С. 100-101.
10. Дзюба, А. В. Обращение как компонент коммуникации в творчестве А.П. Чехова // Филологический аспект. – 2016. – № 6. – С. 28-35.
11. Ильенко, С.Г. Текстовые реализации и текстообразующие функции синтаксических единиц / С.Г. Ильенко. – Санкт-Петербург: Наука, 2003. – 363 с.
12. Красикова, Е.Н. Функции вокатива в коммуникации // Вестник КГУ. - 2014. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-vokativa-v-kommunikatsii (дата обращения: 28.04.2022).
13. Лупашку, Т.Г. Роль обращения в системе средств адресованности в лирике А. С. Пушкина: автореф. дисс. на соиск. уч.ст. канд. фил. наук: 10.02.01 / Т.Г. Лупашку. – Санкт-Петербург, 2007. – 23 с.
14. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Мир и Образование, 2018. – 1376 с.
15. Пешковский, А.М. Русский синтаксис в научном освещении / А.М. Пешковский. – М.: Либриком, 2019. – 434 с.
16. Стойкова Н.С. К вопросу об обращениях в русском языке / Епископские чтения. – 2012. - №15. - С. 139-145.
17. Федулова У.М. Стилистические функции обращения // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-funktsii-obrascheniya (дата обращения: 28.04.2022).
18. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка / А.А. Шахматов. – URSS, 2019. -626 с.








Приложение
Приложение 1
Список используемых для анализа цитат из лирики А. Блока
1. «Помедли, ночь! Небесный луч! / Не озаряй тюрьмы разурной!» (Над старым мраком мировым, 1899);
2. «Все отошли. Шумите, сосны, / Гуди, стальная полоса» (1904);
3. «Снова жду, надежды полный: / Солнце, светлый лик яви!» (Внемлю голосу свободы…, 1901);
4. «Весна, весна! Скажи, чего мне жалко? Какой мечтой пылает голова?» (Жизнь медленная шла, как старая гадалка..., 1902);
5. «Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня!» (Вербочки, 1906);
6. «В вас ли доброе таится, Красный месяц, тихий шум?» (Белой ночью месяц красный…, 1901);
7. «Лети, как пролетала, тая, Ночь огневая, ночь былая…» (Седое утро, 1913);
8. «Мы одну и ту же любим, Легковейная весна» (В синем небе, в темной глуби…, 1906).
9. «Принимаю тебя, неудача, / И удача, тебе мой привет!» (О весна без конца и без краю, 1907);
10. «Живите, сны, под гнётом дней / И расцветайте в час урочный!» (Мой путь страстями затемнен…, 1901);
11. «Чудо, я сплю, я устал непробудно. / Чудо, ложись в снеговые бугры» (Ветер хрипит на мосту меж столбами…, 1903);
12. «Ты, время, память притуши, / А путь снежком запороши» (Седое утро, 1913);
13. «С тобою, мой свет, говорю… / Пьяни, весели меня, боль!» (Бред, 1905);
14. «Как с жизнью страстной я, мудрый царь, Сочетаю тебя, любовь?» (Стою у власти, душой одинок..., 1902);
15. «И в воздушный покров улетела на зов / Навсегда… О, Влюблённость! Ты строже Судьбы!» (Влюбленность, 1905);
16. «Смолкай, позорный плач! Уйми, о, Меценат, Все стоны похорон, – печали места нету…» (Liber II. Carmen XX (Гораций), 1901);
17. «Бери меня, торжественная страсть. А завтра я уйду – и запою» (В дюнах, 1907).
18. «Маска, дай мне чутко слушать Сердце тёмное твоё, / Возврати мне, маска, душу, Горе светлое моё!» (Смятение, 1907);
19. «Так падай, перевязь цветная, Хлынь, кровь, и обагри снега!» (Идут часы, и дни, и годы…, 1910);
20. «А ты всё та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней» (Коршун, 1916);
21. «О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!» (На поле Куликовом, 1908);
22. «О, нищая моя страна, Что ты для сердца значишь?» (Осенний день, 1909);
23. «Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, – Как слёзы первые любви!» (Россия, 1908).
24. «Верь лишь мне, ночное сердце, Я – поэт!» (В углу дивана, 1907);
25. «Благословляю всё, что было, Я лучшей доли не искал. О сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!» (Благословляю всё, что было…, 1912).
26. «Если же ты, человек, не видишь конца этой ночи, Если без якоря ты в море блуждаешь глухом…» (Жизнь – как море она…, 1898);
27. «Истерзанный, с язвой кровавой, Когда-нибудь выйду к вам, люди!» (Блаженный, забытый в пустыне…, 1902);
28. «О, если б знали, дети, вы, / Холод и мрак грядущих дней!» (Голос из хора, 1910-1914);
29. «Печальные люди, усталые люди, Проснитесь, узнайте, что радость близка!» (Голос в тучах, 1904).
30. «Мать, что поют глухие струны?» (Венеция 1909);
31. «Нет, мать. Я задохнулся в гробе» (Сон 1910);
32. «Мама, красивая мама, не плачь ты!» (В лапах косматых и страшных…, 1905)
33. «Лишь ты, сестра, твердила мне…»; «Сестра, сужденная судьбой» (Когда мы встретились с тобой… 1910-1914);
34. «Сестра, откуда в дождь и холод / Идешь с печальною толпой? (Предвечернею порой… 1906);
35. «Милый друг! Ты юною душою / Так чиста!» (Милый друг! Ты юною душою…, 1899);
36. «Дева, не жду ослепительной встречи – Дай, как монаху, взойти на костёр!» (Девушка из Spoleto, 1909);
37. «В этих мечтах – навсегда отдалённая, Ты, лучезарная, ты…» (Грустно и тихо у берега сонного…, 1901);
38. «Неверная, лукавая, Коварная – пляши!» (Гармоника, гармоника!, 1907);
39. «Ты, красавица, верно, ко мне!» (На весеннем пути в теремок… 24 апреля 1905 года);
40. «О, бедная моя жена, О чём ты горько плачешь?» (Осенний день, 1909);
41. «По тебе томится вечер, Черноокая моя!» (В этот серый летний вечер…, 1907);
42. «Тебе, Тебе, с иного света, Мой Друг, мой Ангел, мой Закон!» (Тебе, Тебе, с иного света…, 1902);
43. «Прими, Владычица вселенной, Сквозь кровь, сквозь муки, сквозь гроба - Последней страсти кубок пенный От недостойного раба!» (В ночи, когда уснёт тревога…, 1898);
44. «Ты ли, подруга желанная, Всходишь ко мне на крыльцо?» (Встану я в утро туманное… 1901 года);
45. «О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты!» (Вхожу я в тёмные храмы…, 1902).
46. «Ах ты, Катя, моя Катя, Толстоморденькая…» (Двенадцать, 1918)
47. «Ты встанешь бурною волною / В реке моих стихов, И я с руки моей не смою, Кармен, твоих духов…» (О да, любовь вольна, как птица…, 1914);
48. «Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета / Без счастья, без любви, богиня красоты…» (Мне снилась снова ты…, 1898);
49. «Там, там, глубоко, под корнями Лежат страдания мои, Питая вечными слезами, Офелия, цветы твои!» (Есть в дикой роще у оврага…, 1898).
50. «Милый брат! Завечерело. Чуть слышны колокола» Милый брат! (Завечерело…, 1906);
51. «Как уследишь ты, чем душа больна, И, милый друг, чем уврачуешь раны?» (Моей матери (Спустилась мгла…), 1899);
52. «Товарищ, винтовку держи, не трусь! Пальнём-ка пулей в Святую Русь…»; «Холодно, товарищи, холодно!» (Двенадцать, 1918);
53. «О, друг, здесь цел не будешь, Скорей отсюда прочь!» (В сыром, ночном тумане…, 1912);
54. «Пускай зовут: Забудь, поэт! Вернись в красивые уюты!» (Земное сердце стынет вновь…, 1914);
55. «Свирель поёт: взошла звезда, Пастух, гони стада…» (Свирель запела на мосту…, 1908);
56. «Обнимет рукой, оплетёт косой И, статная, скажет: Здравствуй, князь…» (В густой траве пропадёшь с головой…, 1907);
57. «– Вы любезней, чем я знала, Господин поэт!» (Сквозь винный хрусталь 1907);
58. «Готов ли ты на путь далёкий, Добра певец?» (Готов ли ты на путь далёкий…, 1899);
59. «Стой, стой! Андрюха, помогай! Петруха, сзаду забегай!..» (Двенадцать, 1918);
60. «Не твоих ли звуков сладость / Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость / Окрыляла нас тогда?» (Пушкинскому Дому, 1921);
61. «Сольвейг! О, Сольвейг! О, Солнечный Путь! Дай мне вздохнуть, освежить мою грудь!» (Сольвейг! О Сольвейг!, 1906);
62. «Так все вещи меняют место, Неприметно уходят ввысь. Ты, Орфей, потерял невесту, – Кто шепнул тебе – «Оглянись…»?» (Дома растут, как желанья…, 1902).

Вопрос-ответ:

Какие подходы к определению понятия "обращение" применяются в статье?

В статье используются два подхода к определению понятия "обращение": теоретический и функциональный. Теоретический подход связывает обращение с актом общения и определяет его как речевой акт, который направлен на привлечение внимания, установление контакта или создание эмоциональной связи с адресатом. Функциональный подход рассматривает обращение как средство создания эмоциональной окраски и выражения отношения говорящего к адресату.

Какие особенности функционирования обращений в художественных текстах обсуждаются в статье?

Статья обсуждает особенности функционирования обращений в художественных текстах, в частности в поэтических текстах. Авторы отмечают, что обращения в поэзии могут иметь не только коммуникативную, но и эстетическую функцию. Они могут помогать создавать особую атмосферу и передавать эмоциональную окраску стихотворения. Также отмечается, что обращения в поэтических текстах могут быть использованы для создания ритмической и звуковой организации текста.

Какие виды обращений в поэзии А. Блока рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды обращений, использованные А. Блоком в своих поэтических текстах. Авторы указывают на употребление обращений к конкретным адресатам (людям, богам, природе) и абстрактным понятиям (любовь, жизнь, смерть и др.). Также в статье отмечается использование обращений как средства создания ритмической структуры стихотворений.

Какие функции выполняют обращения в стилистике стихотворений А. Блока?

В стилистике стихотворений А. Блока обращения выполняют несколько функций. Во-первых, они способствуют особой выразительности и эмоциональной окраске стихотворений. Во-вторых, обращения используются для создания ритмической организации текста и подчеркивания его звуковых особенностей. В-третьих, обращения могут помогать создавать особую атмосферу и образность стихотворения.

Какие подходы существуют к определению понятия "обращение" в поэтических текстах?

В теории литературы существует несколько подходов к определению понятия "обращение" в поэтических текстах. Одни исследователи рассматривают обращение как языковое средство, показывающее отношение говорящего к адресату. Другие подходы смотрят на обращение как на своеобразное художественное прием, способное передать эмоциональную окраску текста и выразить отношение автора к тому, кому обращается. Также существуют теории, в которых обращение рассматривается как один из компонентов стилистической самостоятельности текста.

Какие особенности функционирования обращений можно найти в поэтических текстах?

Обращения в поэтических текстах обладают определенными особенностями функционирования. Они могут использоваться для выражения эмоционального отношения автора к адресату или для создания определенной интонации текста. Также обращения могут быть использованы для установления контакта с читателем и привлечения его внимания. В поэтических текстах обращения могут играть роль метафоры и символа, передавая определенный смысл и образы.

Какие виды обращений можно найти в поэзии А. Блока?

В поэзии А. Блока можно найти различные виды обращений. Он часто использовал обращения к близким людям, таким как жена, друзья или родственники. Кроме того, в его стихотворениях встречаются обращения к природе, Богу, историческим личностям и даже к самому себе. Все эти обращения помогают передать эмоциональное состояние автора, создать особую атмосферу и выразить глубину его переживаний.

Как обращения функционируют в стилистике стихотворений А. Блока?

Обращения в стилистике стихотворений А. Блока выполняют различные функции. Они помогают передать эмоциональную окраску текста и выразить отношение автора к адресату. Обращения могут создавать особую интонацию стихотворения и влиять на его ритм и мелодику. Они также могут быть использованы для установления контакта с читателем и привлечения его внимания. В стилистике стихотворений А. Блока обращения играют важную роль в создании образности и выразительности текста.

Какие теоретические аспекты изучаются в статье?

В статье рассматриваются основные теоретические аспекты изучения стилистических функций обращения в лирических текстах.