Формирование умения поискового чтения на уроках английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школе

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Теория и методика преподавания иностранных языков
  • 53 53 страницы
  • 28 + 28 источников
  • Добавлена 13.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1.Чтение как вид речевой деятельности 6
1.2.Особенности обучения поисковому чтению на уроках английского языка на среднем этапе 15
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 31
2.1.Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку «Английский в фокусе» («Spotlight») для 7 класса 31
2.2.Комплекс упражнений, направленный на обучение поисковому чтению на уроках английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы (по УМК «Английский в фокусе» - 7) 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЯ 53
Фрагмент для ознакомления

Таким образом, у учителя есть широкий спектр возможностей использования проблемных ситуаций в процессе обучения и формирования навыка поискового чтения. Почти все современные УМК подходят для этого в достаточной мере хорошо. В целом, как мы уже отмечали – в современных УМК есть проблемные ситуации, которые направлены на развитие навыка поискового чтения, однако, количество подобных упражнений может быть увеличено. Поисковое чтение – это особый вид речевой деятельности, предполагающий процесс самостоятельного анализа и поиска. Продуктом является высказывание, особое и сложное умение, которое также нужно специально формировать. Таким образом, мы можем синтезировать работу с навыком поискового чтения и диалогом. Кроме того, большим потенциалом при изучении иностранного языка, по мнению исследователей, обладает проблемная ситуация и проблемное обучение для формирования навыков поискового чтения.Обучение, основанное на решении проблем, включает в себя решение реальных проблем, связанных с изучаемыми дисциплинами. В дополнение к развитию общих навыков, таких как критическое мышление и абстрактное мышление, проблемная ситуация является идеальным способом для учащихся, чтобы применить свои теоретические знания в аутентичной форме. Проблемная ситуация часто используется учениками как способ приобретения опыта в процессе решения проблемы, а не просто для поиска «правильного» решения. По этой причине, проблемы, используемые для проблемных ситуаций, включают в себя четко определенные с четким решением (или набором возможных решений), а также менее четко определенные или без известного решения.Проблемная ситуация может быть интегрирована в любую учебную ситуацию. В самом строгом определении проблемная ситуация – это подход, используемый в качестве метода обучения. И он идеально подходит под психолого-педагогическую ситуацию формирования навыка поискового чтения в 7 классе.Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Основная цель поискового чтения заключается в том, чтобы быстро найти в тексте определенные данные, факты, указания, показатели и т.п. То есть, информация должна быть предельно конкретна. Благодаря такому чтению у учащихся формируется умение лучше ориентироваться в логической, смысловой текстовой структуре, они получают возможность интегрировать информацию из несколько текстов по тем или иным вопросам, аспектам.Безусловно, в 7 классе поисковое чтение – это преимущественно упражнение, но и его можно и нужно сделать интересным, увлекательным. Поисковая деятельность прививает вкус и интерес к чтению, а использование новых технологий способствует осуществлению самореализации личностных возможностей учащихся 7 класса. От учителя во многом зависит активизация учебного процесса. Прекрасно для этого подходят современные методы и технологии, в частности, проблемная. Проблемная технология дает возможность учащимся 7 класса научиться правильно читать, проводить анализ текста, систематизацию, работать в группе, искать, обсуждать, работать самостоятельно и осуществлять эффективный самоконтроль. Свободное владение языком подразумевает умение реагировать на всевозможные ситуации в реальной жизни. Поэтому при преподавании любого языка особое внимание следует уделять максимальному развитию не только устной речи, но и навыку поискового чтения.ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ПОИСКОВОМУ ЧТЕНИЮ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА2.1.Анализ учебно-методического комплекса по английскому языку«Английский в фокусе» («Spotlight») для 7 классаДля анализа был выбран УМК «Английский в фокусе» («Spotlight») для 7 класса средней школы. Выбор данного УМК обусловлен его полным соответствием всем требованиям ФГОС в аспекте обучения иностранному английскому языку в школе. Кроме того, определенные стандарты в обучении разработал и предложил Совет Европы. И в данном учебнике эти стандарты также были учтены, что можно считать положительным фактором. Весьма привлекательно и то, что в разработке УМК участвовали специалисты из России, а значит, УМК подходит под специфику отечественных общеобразовательных школ.Безусловно, анализ УМК убеждает в том, что основная цель учебника заключается в том, чтобы сформировать коммуникативную компетенцию. Тем не менее, учебник базируется на комплексном решении вышеозначенной задачи, а именно, учтены все составляющие, как то: собственно речевая, языковая, социокультурная, учебно-познавательная. УМК является многокомпонентным, он представлен:- основным учебником- рабочей тетрадью- книгой для учителя- книгой для чтения с диском- языковым портфелем- аудиокурсом для занятий с учителем- комплексом для занятий аудированием дома.Кроме того, в УМК включены контрольные задания, можно воспользоваться электронным приложением, сайтом.В целом, следует оценить структуру данного УМК как достаточно сбалансированную. Обратимся к структуре учебника для 7 класса. И здесь мы сможем увидеть десять модулей. В каждый модуль входят девять уроков. Есть и «запасной» урок, которым учитель может воспользоваться, если пожелает или посчитает необходимым это сделать. Примечательно и то, что в учебнике есть раздел Spotlight on Russia, тексты песен, соответствующие упражнения.Поурочные словари, грамматический справочник в значительной степени облегчают освоение материала, делают процесс обучения более интересным. Учебник прекрасно иллюстрирован, что послужит дополнительным стимулом для того, чтобы по нему заниматься. Иными словами, все основные потребности школьников 7 класса учтены здесь в полной мере. Положительным моментом является факт наличия четкой структуры каждого из модулей: • введение нового лексико-грамматического материала с элементами проблемной технологии (уроки a, b, c);• урок English in Use (здесь все внимание – на этикет, на коммуникативный аспект);• лингвострановедческийаспект (Culture Corner, Spotlight on Russia);• дополнительноечтение (Extensive Reading. Across the Curriculum);• книга для чтения (по эпизоду из книги для каждого модуля);• урок самоконтроля, рефлексии учебной деятельности (Progress Check).Как можно видеть, в каждом модуле семь подчастей, учебник выстроен так, чтобы развивать все необходимые виды деятельности, а именно, речь идет о говорении, чтении, письме, аудировании. Все упражнения выделены, четко разделены, что представляет определенное удобство как для детей, так и для учителя - Vocabulary, Reading&Listening , Speaking, Grammar, Writing.Рассмотрим данный УМК на предмет наличия упражнений на формирование навыка поискового чтения. Для этого обратимся к избранным модулям. В частности, в первом модуле, который посвящен таким вопросам, как жизнь людей в различных местах, странах, досуг, достопримечательности Британии, акцент сделан на говорение. Кроме того, представлены упражнения для развития навыка диалогической речи, в частности, предлагается составить ситуацию на заданные темы. Все представленные упражнения действительно позволяют учащимся освоить стандартные типовые диалоги. В разделе Extensive reading, который посвящен географии, предлагается прочитать текст про город Мехико, тем не менее, нет достаточного количества упражнений для развития навыка поискового чтения, несмотря на то, что по данному тексту действительно можно составить интересные вопросы. Рассмотрим также второй модуль “Tale time” . В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Книголюбы», грамматический материал “Past Simple” и упражнения на улучшение произношения, также представлены упражнения для развития навыков чтения, в том числе и поискового. В частности, предлагается прочитать тексты, поработать с ответами, поработать в парах.Третий модуль “Profiles”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Известные люди», грамматический материал – причастия настоящего и прошедшего времени, порядок имен прилагательных, относительные местоимения и наречия, упражнения на развитие навыков говорения, а именно на развитие навыков монологической речи (монолог о своих увлечениях на основе прочитанного; рассказ об удивительном человеке, изложение содержания прочитанного; составление тезисов), диалогической речи (диалог-описание внешности и характера; диалог-расспрос на основе прочитанного). То есть, акцент сделан именно на навыке говорения. И это вполне понятно, учитывая коммуникативную направленность УМК.Четвертыймодуль “Inthenews”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме «Об этом говорят и пишут», грамматический материал - Past Continuous, Past Simple, фразовый глагол “go” . Однако снова наблюдается недостаточный акцент на поисковом чтении, хотя тексты для чтения традиционно присутствуют. Однако в данном модуле есть интересное упражнение на составление полилога в связи с прочитанным текстом. На наш взгляд, это упражнение полезно как с позиции формирования навыка поискового чтения, так и с позиции навыка говорения. Пятый модуль носит название “Whatthefutureholds”. В данном модуле содержится лексический материал по теме «Что день грядущий нам готовит?», грамматический материал- Future Simple, Zero& 1st Conditional, фразовый глагол “look”.Здесь есть упражнения диалогового плана – сначала дети читают текст, а затем на основе прочитанного текста задают вопросы. Использована в данном модуле и проектная технология, которую, как мы уже отмечали ранее, можно использовать при желании учителя для формирования и совершенствования навыка поискового чтения. Шестой модуль “Having fun”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Развлечения», грамматический материал – Present Perfect, словообразование (прилагательные с отрицательным значением). Акцент сделан в данном модуле на работе с неподготовленной диалогической речью. Седьмой модуль носит название “Inthespotlight” . В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «В центре внимания», грамматический материал - степени сравнения прилагательных и наречий, фразовый глагол “turn”, Present Perfect vs Past Simple, словообразование прилагательных с суффиксами –ful/-less. И здесь опять же мы можем видеть акцент на формировании навыка говорения, в особенности диалогической речи.Восьмой модуль “Green Issues”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме «Экология», грамматический материал- Present Perfect Continuous, фразовый глагол “make”, словообразование (глаголы от прилагательных).Девятый модуль “Shopping time”. В данном уроке представлен новый лексический материал по теме «Время покупок», грамматический материал- Present Perfect vs Present Perfect Continuous, фразовый глагол “take”.Как и в предыдущих модулях большое внимание уделяется развитию диалогической речи. В двух последних разделах предлагается составить сообщение на основе прочитанного текста, что косвенно способствует формированию навыка поискового чтения. Десятыймодуль “Healthy body, Healthy mind”. В данном модуле представлен новый лексический материал по теме «В здоровом теле – здоровый дух», грамматический материал - модальный глагол should/shouldn’t, reflexive pronouns (возвратные местоимения), фразовый глагол “fall”, словообразование (прилагательные от глаголов). Акцент сделан на развитии навыка построения монологической речи. Таким образом, в рассматриваемом УМК сделан акцент на формировании навыка говорения, построения диалогической и монологической речи, чтению отведено вторичное значение. Тем не менее, текстовый материал учебника крайне разнообразен и интересен, что позволяет использовать его, при условии разнообразия упражнений на формирование навыка поискового чтения на уроках в 7 классе. Используемый в УМК коммуникативно-когнитивный подход к обучению английскому языку можно считать дополнительным преимуществом. Прекрасное визуальное оформление грамматического, лексического и текстового материала повышает мотивацию и интерес учащихся. 2.2.Комплекс упражнений, направленный на обучение поисковому чтению на уроках английского языка в 7 классе средней общеобразовательной школы (по УМК «Английский в фокусе» - 7)На основе текстов из учебника «Английский в фокусе» для 7 класса были разработаны упражнения, направленные на формирование навыка поискового чтения. Эти упражнения могут использоваться как в комплексе, так и по отдельности. Прочитать следующий диалог.Рис.1Из предложенного текста найти и выписать слова, словосочетания, выражения которые можно соотнести со следующими группами- Greeting- Advice- Agreement- Caution.Прочитатьтекст.Найти в тексте следующие слова, догадаться, что они значат по контексту, попытаться показать, объяснить:- famous- crime- appearance- investigation- at first glance.Можно предложить упражнение, направленное на быстрое прочтение предложенных текстов про себя, а затем учитель предлагает ответить на вопросы по двум текстам – нужно найти конкретную информацию про героев.Рис.2На чтение текстов про себя отведено 15 минут.Далеезадаютсяследующиевопросы:- Who helped Raynese to do a science project?- Who is Esteban Cortеzar?- How much money did А. Kramarik make?На втором этапе упражнения детям предлагается составить небольшой текст о персоне, которая является для них кумиром по примеру представленных выше текстов. Далее к самому тексту нужно составить несколько вопросов, которые затем задаются партнеру. Работаем в парах. На составление самостоятельного небольшого текста отведено 15 минут. Кроме того, можно предложить и такое упражнение. Рис.3Изначально детям нужно прочитать небольшие тексты.Далее требуется распределить тексты по следующим темам:- Haunted Castle- Classical fortress- The Tower with ravens- The Castle on the top of volcano.Последний этап задания – объяснить, почему именно этот текст, найти в тексте предложения, слова, которые подтверждают выбор.Следующее упражнение – сначала читаем текст, далее выполняем упражнения по учебнику, а далее делаем дополнительные задания.Рис.4После прочтения текста и ответа на вопросы в учебнике (заполнение предложений), проработки новых слов, выполняем следующее упражнение. Из приведенных высказываний нужно выбрать правильные и неправильные.Свой выбор обязательно пояснить и подтвердить цитатой из прочитанного текста.1. A lot of children worked in cotton factories.2. The masters were friendly.3. Lord Shaftesbury started school project for poor children.4. By the end of Victorian times not all children went to school.5. Orphans worked in coal mines.6. Street children worked as chimney sweeps. Обратимся к следующему упражнению.Рис.5Для формирования навыка поискового чтения будет полезна работа с расстановкой смысловых акцентов в тексте. В учебнике предложены заголовки, которые нужно расставить по своим местам.Тем не менее, на этом мы работой с текстом не ограничимся.Работаем в парах. Каждый из партнеров должен подготовить по три вопроса к тексту. Соответственно, в парах отвечаем на вопросы, обязательно подтверждаем свой ответ цитатами из текста, пояснениями. Проверяем друг друга. В конце – коллективное обсуждение, рефлексия. Читаем следующие тексты про себя.Рис.6Далее выполняем следующее упражнение.Ниже даны слова, географические названия, даты, факты, имена… Соотнесите их с прочитанными текстами. Поясните выбор цитатами из прочитанных текстов. - 12 yearsold- Nantes- 1859- imagination- adventure- Watson- Edinburgh- underwater city- Medicine.Далее знакомимся со следующими текстами. Рис.7После прочтения выполняем комплекс упражнений, представленный в учебнике.После выполняем дополнительные упражнения.Выделите и напишите ключевые слова к каждому тексту.Придумайте заголовки. Найти в тексте слова, которые переводятся следующим образом, прочитайте предложения с ними, объясните смысл:- загрязнение- верить- существовать- космический корабль- робот.- дорожная пробка.Составить собственные предложения с найденными словами. Следующее упражнение.Посмотрите на следующие картинки.Рис.8Опишите, что вы видите.Можно обсудить, видели ли данные фильмы, к какому жанру они относятся. Далее читаем следующий текст:Рис.9Задание заключается в следующем: детям нужно выписать из текста те словосочетания, которые в большей степени подошли бы для музыкального сопровождения тех фильмов, которые были изображены на картинке. Например:- violintunes – p.b и т.п.Далее найти в тексте следующие слова:- аккомпанировать- настроение- названия музыкальных инструментов- музыкальные термины.Выписать по отдельности и в предложениях. Перевести текст.Составить план, по которому пересказать текст.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.Чтение является одним из важнейших видов речевой деятельности. При обучении английскому языку в средней общеобразовательной школе формированию навыка чтения уделяется особое внимание в силу его сложности и многоаспектности. Школьникам нужно научиться не только просто читать, но и понимать текст, находить в нем смысловые акценты, полезную для себя информацию, улавливать общий контекст, если текст сложный и перенасыщен новой лексикой. Поисковое чтение – это особо ценный навык в современном мире. Как уже отмечалось ранее, невозможно себе представить современный мир без англоязычного общения, соответственно, всем нам приходится обращаться к английским источникам, искать информацию. И во всем этом помогает именно поисковое чтение. Без развитого навыка поискового чтения школьникам, очевидно, будет достаточно сложно в будущей учебе и профессиональной деятельности. Кроме того, поисковое чтение на английском языке развивает внимательность, мышление. При обучении поисковому чтению в 7 классе важно обязательно обращать внимание на возрастные особенности детей, их психологию, уровень владения языком. В частности, не следует сразу же перегружать детей сложными текстами, поскольку они могут быстро утратить мотивацию к чтению. Следует постепенно учить детей ориентироваться в логико- смысловой структуре текста, выбрать из него необходимую информацию по определенной проблеме, выбрать и объединить информацию нескольких текстов по отдельным вопросам.Как уже отмечалось ранее, при формировании навыка поискового чтения нужно максимально разнообразить текстовый материал, упражнения также должны быть разнообразными, интересными для детей 7 класса. При формировании навыка поискового чтения можно использовать различные педагогические методы и технологии, в частности, проблемную технологию. Все зависит от личного стиля и предпочтений учителя, потребностей конкретной группы. В данной работе был проведен анализ УМК «Spotlight»-7. Анализ УМК показал, что данный учебник в полной мере соответствует существующим стандартам, кроме того, он позволяет учителю выбирать интересные, прекрасно иллюстрированные тексты, придумывать на основе предложенных текстов и упражнений собственные. На основе вышеназванного УМК были предложены некоторые упражнения, которые направлены на формирование навыка формирования поискового чтения в 7 классе средней общеобразовательной школы. Представленные упражнения будут способствовать более глубокой проработке текстов УМК, эффективному формированию навыка поискового чтения. БИБЛИОГРАФИЯ

1. Барилова, Е.Э.. Обучение французскому алфавиту в младших классах школы на основе выделения конкретных ориентиров : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : - Москва, 1998 - 162 c.
2. Бим, И. Л. Теория и практика обучения иностранного языка в средней школе. - М. 2005.
3. Гальскова, Н.Д., Гез, Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
4. Гез Н.И., Ляховицкий М.В, Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1992. - 264- 294 с.
5. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с.
6. Гордеева, И. В. Чтение как один из видов речевой деятельности на уроках английского языка / И. В. Гордеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 19 (99). — С. 569-571. — URL: https://moluch.ru/archive/99/22317/ (дата обращения: 28.03.2022).
7. Горчев, А.Ю. Объекты и приемы контроля // Иностранные языки в школе - 1994. -№6. -С.68-73.
8. Дадиани, Т.М. Обучение чтению как основному виду речевой деятельности. - Интернет nsportal.ru 2012.
9. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления.// https://bookap.info/vozrast/kazanskaya_podrostok_trudnosti_vzrosleniya/ (Дата обращения 17.04.2022)
10. Калмыкова, Е.И. Организация контроля сформированности навыков и умений устной речи // Методические указания по организации контроля в системе обучения иностранным языкам. - М.: МПГИИ им. М.Тонза, 2001. -97 с.
11. Клычникова, З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. Пособие для учителя. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1983. - 207 с.
12. Комарова, Е. В. Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на иностранном языке / Е. В. Комарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 574-576. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15779/ (дата обращения: 28.03.2022).
13. Кон, И.С. Психология половых различий // Вопр. психол.. 1981. №2. С. 47-57
14. Кон, И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— М.: Институт практической психологии, 1996. С.259-264
15. Левицкая, Л. В. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса / Л. В. Левицкая, А. А. Чернова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1036-1039. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29104/ (Дата обращения 17.04.2022)
16. Мазенцева, Е. А. Чтение как один из основных видов речевой деятельности / Е. А. Мазенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 8 (88). — С. 979-981. — URL: https://moluch.ru/archive/88/17093/ (дата обращения: 28.03.2022).
17. Общая методика преподавания иностранных языков в средних специальных учебных заведениях / под ред. А.А. Миролюбова, -2-е изд., исправленное. - М.: Высшая школа, 1994. -С.27-61.
18. Орещенко, Э. А. Психологические особенности обучения чтению на английском языке. /Орещенко Э.А. - П. Синегорск, 2009.- 13с.
19. Пассов, Е.И. Контроль как методический феномен: тезис, сущность, функции (при коммуникативном методе обучения)// контроль в обучении иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение 1996. - С. 13-19.
20. Пиаже, Ж. Избранные труды. — М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. - СПб., 1997. - 304 с.
22. Самсонова, Н. И. Чтение как один из эффективных видов речевой деятельности в обучении немецкому языку / Н. И. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 5 (191). — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/archive/191/48180/ (дата обращения: 28.03.2022).
23. Саперова, Д. А. Современный подход к образованию. Новые требования к текстам при обучении чтению на уроках английского языка / Д. А. Саперова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа : Лето, 2015. — С. 133-136. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7463/ (дата обращения: 17.04.2022).
24. Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
25. Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. — СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
26. Холодная, М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта. Автореф. дисс. д-ра психол. наук. — М.: МГУ, 1990. 34 с.
27. Чалабян, О.В. Новое в обучении поисковому чтению на уроках английского языка. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/652048? (Дата обращения 17.04.2022)
28. https://prosv.ru/umk/english-spotlight.html?ysclid=l23fq3vqkl