Драматургия праздников первых лет советской власти
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 29.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПРАЗДНИКИ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ: ОСОБЕННОСТЬ ДРАМАТУРГИИ 5
1.1. Характеристика праздничного календаря первых лет Советской власти 5
1.2. Анализ праздников молодого Советского государства 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАЗДНИКОВ ПЕРВЫХ ЛЕТ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 19
2.1. Идейно-тематический анализ театрализованного представления «Свержение самодержавия». 19
2.2. Идейно-тематический анализ парада Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
4. Главное событие:Расстрел демонстрации5. Финальное событие:Финальное шествие осуждённых на каторгу рабочих с песней «В далекий сибирский путь». Организаторы расширили световые возможности шоу: активно использовали как полное освещение для непосредственного общения со зрителями, так и затемнение для создания образа сумерек на площади, суеты перед грядущей народной революцией. В сцене шествия к Царю единственным светилом был зажженный фонарь в руке ребенка как символ надежды на перемены для будущих поколений и потомков. В сценах обсуждения петиций специально установленные проекторы подсвечивали героев мессы во время выступления, акцентировали внимание зрителей на говорящих актерах (депутат, женщина и т.д.).2.2. Идейно-тематический анализ парада Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 годаЭто был первый парад только что созданной Красной Армии и первый военный парад в современной России. По состоянию на 2021 год парад ‒ единственный в своем роде, который не проводится на Красной площади.Сигналом к началу праздников послужил запуск сигнальной ракеты, взлетевшей над Кремлем, а затем прозвучал официальный гимн Советской России «Интернационал». А основные события начались в десять утра, вскоре после того, как члены советского правительства собрались и вышли на Красную площадь. Туда же стали ходить колонны участников первой в истории Советского государства первомайской демонстрации. Правда, назвать очереди большими было бы довольно сложно: на сохранившихся кадрах летописи ясно видно, что мало кто пришел отпраздновать главный праздник пролетариата. И это вполне понятно.С одной стороны, весна 1918 года выдалась очень поздней, и 1 мая в Москве выпал снег, и многие демонстранты ходили в зимних пальто и шапках, и, судя по фотографиям, председатель Совнаркома был также Владимир Ленин тепло одет. С другой стороны, давали о себе знать серьезность октябрьских событий и уже очевидная нехватка продовольствия и элементарных средств жизнеобеспечения. Такая атмосфера в городе не поддерживала праздничного настроения. Однако пришедшие старались поддерживать праздничное настроение: некоторые профсоюзы даже привезли на демонстрацию самоходные знамена, а у тех, кому не хватило фантазии и сил на подобную атрибутику, ограничились красными знамёнами и флагами [https://histrf.ru/read].На самой Красной площади установили грузовики, украшенные кумачами, и сделали несколько специальных трибун из досок, чтобы выступавших могли слышать только находящиеся возле трибун. Там проходили участники демонстрации. Воздушная часть парада продолжалась до глубокой ночи. На «аттракционе» того времени присутствовали самолеты Московского авиационного училища Б.К. Веллинг (в будущем ‒ участник первых советских дальних перелетов). Авиатор Б.И. показывал там трюки. Россинский, которого Ленин назвал на этом параде «дедушкой русской авиации». Считается, что в парадах принимало участие до тридцати тысяч солдат и командиров. Хотя не исключено, что в это число входят и мирные протестующие [https://zen.yandex.ru/media].Тема: О зарождении армии молодого Советского государства.Идея: СССР ‒ могучая и процветающая страна.Сверхзадача: За Родину!1.Фабула: Парад начался с прохода пехоты, затем прошли артиллерийские, пулеметные, кавалерийские части, Варшавский революционный полк, интернациональный и коммунистический батальоны и другие части. Владимир Ильич приветствовал их радушно и горячо, приложив руку к головному убору. После парада воинских частей летчики продемонстрировали фигуры высшего пилотажа. Парад продолжался до наступления сумерек. Это была впечатляющая демонстрация формирующейся армии молодого Советского государства.2.Основной конфликт: Как таковой конфликт отсутствует, это была больше демонстрация военной мощи молодого Советского государства. 3. Жанр праздника: парад.4. Актуальность: Демонстрационные парады актуальны и сегодня, взять хотя бы парады в Москве 9 мая. В этот праздник по Красной площади маршируют колонны мощной боевой техники, роты солдат. Мы помним всех погибших, отдавших жизнь за Родину. Это дань памяти тем, кто отдал свою жизнь за будущее поколение.Композиционное построение праздника1.Композиция:Экспозиция: Начало, приветственные слова гостей.Завязка: Прохождение пехоты.Развитие действиям: Мощные колоны артиллерии, пулемётчики.Кульминация: Прохождение Варшавского революционного полка, Интернациональный и Коммунистический батальоны.Развязка: Показательные выступления летчиков.Финал: Выступление Владимира Ильича Ленина.2.Сверхзадача праздника:Показать военную мощь СССР.3.Событийный рядИсходное событие: Приветственные слова гостей. Начальное событие: Прохождение пехоты. Центральное событие: Прохождение Варшавского революционного полка, Интернациональный и Коммунистический батальоны. Главное событие: Показательные выступления летчиков. финальное событие: Выступление Владимира Ильича Ленина. Таким образом, проанализировав театрализованное представление «Свержение самодержавия» и парад 1 мая 1918 года, мы пришли к выводу, что массовые гуляния первых лет Советской власти были направлены на раскрытие характера и героического облика Советского народа. Как показывает сценарный анализ, тема – самосовершенствования и воспитание молодежи на ярких, позитивных жизненных примерах.Разработанные новой властью праздничные мероприятия (парады, праздничные концерты, фейерверки, массовые театрализованные представления с торжественным сожжением чучела «буржуев») имели идеологическую основу. Представление русской истории в массовых театрализованных инсценировках, далеких от реальных событий (таких как «Взятие Зимнего дворца» или «Навстречу мировой коммуне», «Всемирный Октябрь»), запечатлелось в памяти участников торжеств. именно в предлагаемой интерпретации. Сценарии праздника представили Октябрьскую революцию и режим большевистской партии как неизбежное и логичное завершение борьбы рабочих за свои права.ЗАКЛЮЧЕНИЕОктябрьская революция и осуществление проекта построения социалистического общества установили новые общественные отношения, новое научно-материалистическое мировоззрение. Изменение образа жизни и ценностей населения потребовало новых праздников и обрядов, соответствующих представлениям о современном общественном устройстве, новых отношениях между людьми, основанных на принципах коллективизма, интернационализма и моральных норм коммунистической морали. Поэтому с самого начала советское правительство уделяло постоянное внимание вопросам пропаганды и введения гражданских праздников и обрядов. Процесс возникновения и признания новых праздников и обрядов в быту очень сложный, неоднозначный и длительный.Советская власть в революционный период активно развивала праздничную культуру, которая была направлена на формирование в общественномсознании концепции власти. Но праздничное представлениебыло адресовано пролетариату в силу его внешнего выражения и от городского население столиц и других провинциальных городов,крестьянство, менталитет которого не соответствовал пролетарскимпраздникам, оставались вне праздничной культуры. Восприятие их праздника былодалеко от желаемого результата, к которому стремилась советская власть.Первый советский праздник не дал большевикам должного эффекта. Первомай, проведенный в сложный для советской власти период, не мог стать символом единства, к которому стремились большевики. Ведь для закрепления в сознании человека праздника как «своего», где отражается новая история и власть воспринимается как единственно верная, учитывающая интересы рабочих и крестьян, должно было пройти какое-то время. Но накопленный опыт позволил сформировать один из механизмовсобственнойрепрезентативности и влияние на массовое сознание общества.За 1920-1930 годы проведена большая работа по совершенствованию и широкому внедрению общественно-политических, трудовых, семейных, бытовых и календарных праздников и обрядов. Во многих местах активно работали специальные комиссии по советским традициям, праздникам и обрядам, проводившие большую работу по распространению передового опыта и координации деятельности организаций, занимающихся пропагандой и внедрением советских праздников.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЛитератураАнненков Ю. П. (1889-1974). Дневник моих встреч [Текст] = Peopleandportraits: цикл трагедий: [в 2 т.] / Юрий Анненков; [рис. Ю. Анненкова]. – Репринтное воспроизведение издания 1966 года. – Москва: Художественная литература, 1991. – 388 с. Бибикова И. М. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств: [сборник / Академия художеств СССР, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, Центральный государственный архив народного хозяйства СССР]; авторы-составители: И. М. Бибикова, Н. И. Левченко; под редакцией В. П. Толстого. – Москва: Искусство, 1984. – 290 с. Вострикова А. В. Советские государственные праздники и их отражение в региональной печати 1920-1930-х годов. Саратов. – 2017. – 65 с. Генкин Д. М. Массовые праздники. М.: «Просвещение». – 1975. – 122 с. Пиотровский А. И. Меч мира: Праздничное зрелище / Адриан Пиотровский. – Петроград: Полит.-просвет. упр. Петрогр. воен. окр., 1921. – 31 с. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с. Ходасевич В. М. Портреты словами: Очерки: [О деятелях сов. культуры] / Валентина Ходасевич; [Вступ. ст. В. В. Иванова]. – М.: Сов. писатель, 1987. – 318 с.Яров С. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны [Текст]: [очерки] / С. Яров [и др.]. – Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2013. – 542.Периодические изданияАндрейчук Н. М. История и современность государственных праздников России // Учёные записки (АГАКИ). 2019. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennost-gosudarstvennyh-prazdnikov-rossii (дата обращения: 20.04.2022).Барышева Е. В. Коммеморация революции в праздничной культуре 1920–1930-х гг. // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2019 Т. 21 № 3 (190). С. 235–244. Бибикова И. М. Как праздновали 10-летие Октября // Декоративное искусство, 1966, №11, С. 5-10.Большакова О. В. 2001. 04. 010. Плаггенборг шт. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / пер. С нем. И. Карташевой. СПб., 2000. 416 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2001. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001-04-010-plaggenborg-sht-revolyutsiya-i-kultura-kulturnye-orientiry-v-period-mezhdu-oktyabrskoy-revolyutsiey-i-epohoy-stalinizma-per-s (дата обращения: 21.04.2022).Вереитинова Т. Ю., Галиченко А. Ю., Азарова Л. И. Праздник как историко-антропологический феномен // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2014. №9 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prazdnik-kak-istoriko-antropologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.04.2022). Кибардин А. А. Театрализованные представления Петрограда 1919–1920 годов: методы изучения массовых зрелищ // Художественная культура. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye-predstavleniya-petrograda-1919-1920-godov-metody-izucheniya-massovyh-zrelisch (дата обращения: 21.04.2022).Клямкин И. М. Историческая незавершенность советского человека / И. М. Клямкин // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. – Вып. 1. – Тюмень; М.: Центр прикладной этики, 1994. – С. 27–32.Неговоров В. В. Развитие молодёжной политики в России и СССР // Вестник ЧелГУ. 2014. №25 (354). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-molodyozhnoy-politiki-v-rossii-i-sssr (дата обращения: 21.04.2022).Немиро О. В. Художественное оформление театрализованных зрелищ в Петрограде-Ленинграде в 20-е годы // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Л., 1975. Вып. 1. С. 133.Шалаева Н. В. Становление советской праздничной культуры и особенности её восприятия в общественном сознании 1917-1920-х гг // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sovetskoy-prazdnichnoy-kultury-i-osobennosti-eyo-vospriyatiya-v-obschestvennom-soznanii-1917-1920-h-gg (дата обращения: 21.04.2022).Шаповалов С. Н. Советские революционные праздники в 1918-1920-е гг. // Теория и практика общественного развития. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskie-revolyutsionnye-prazdniki-v-1918-1920-e-gg-1 (дата обращения: 20.04.2022). Интернет-ресурсы20. Наш первый парад наступает: как РККА отметила 1 мая 1918 года. [электронный ресурс] / [сайт]:histrf.ru – Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/nash-piervyi-parad-nastupaiet-kak-rkka-otmietila-1-maia-1918-ghoda (дата обращения: 2.05.2022).21. Первый парад Красной армии. Когда, как и где он проходил?[электронный ресурс] / [сайт]:zen.yandex.ru – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/dark_historian/pervyi-parad-krasnoi-armii-kogda-kak-i-gde-on-prohodil-60662adf4e1bd50949acf589 (дата обращения: 2.05.2022).22. Свержение самодержавия. [электронный ресурс] / [сайт]:visualrian.ru – Режим доступа: https://visualrian.ru/media/82237.html (2.05.2022).23. Театрализованное представление «Кровавое воскресенье». [электронный ресурс] / [сайт]:www.art-education.ru – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralizovannoe-predstavlenie-krovavoe-voskresene-petrograd-1920 (дата обращения: 2.05.2022).24. ЦГАИПД СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 797. Л. 3, 3 об. [электронный ресурс] / [сайт]: spbarchives.ru – Режим доступа: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgaipd/funds (дата обращения: 21.04.2022).
2. Бибикова И. М. Агитационно-массовое искусство. Оформление празднеств: [сборник / Академия художеств СССР, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств, Главное архивное управление при Совете Министров СССР, Центральный государственный архив народного хозяйства СССР]; авторы-составители: И. М. Бибикова, Н. И. Левченко; под редакцией В. П. Толстого. – Москва: Искусство, 1984. – 290 с.
3. Вострикова А. В. Советские государственные праздники и их отражение в региональной печати 1920-1930-х годов. Саратов. – 2017. – 65 с.
4. Генкин Д. М. Массовые праздники. М.: «Просвещение». – 1975. – 122 с.
5. Пиотровский А. И. Меч мира: Праздничное зрелище / Адриан Пиотровский. – Петроград: Полит.-просвет. упр. Петрогр. воен. окр., 1921. – 31 с.
6. Попова В. Н. Праздник как социокультурный феномен: [учеб. пособие] / В. Н. Попова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с.
7. Ходасевич В. М. Портреты словами: Очерки: [О деятелях сов. культуры] / Валентина Ходасевич; [Вступ. ст. В. В. Иванова]. – М.: Сов. писатель, 1987. – 318 с.
8. Яров С. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны [Текст]: [очерки] / С. Яров [и др.]. – Москва: Центрполиграф; Санкт-Петербург: Русская тройка-СПб, 2013. – 542.
Периодические издания
9. Андрейчук Н. М. История и современность государственных праздников России // Учёные записки (АГАКИ). 2019. №1 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennost-gosudarstvennyh-prazdnikov-rossii (дата обращения: 20.04.2022).
10. Барышева Е. В. Коммеморация революции в праздничной культуре 1920–1930-х гг. // Изв. Урал. федер. ун-та. Сер. 2: Гуманитар. науки. 2019 Т. 21 № 3 (190). С. 235–244.
11. Бибикова И. М. Как праздновали 10-летие Октября // Декоративное искусство, 1966, №11, С. 5-10.
12. Большакова О. В. 2001. 04. 010. Плаггенборг шт. Революция и культура: культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма / пер. С нем. И. Карташевой. СПб., 2000. 416 с // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5, История: Информационно-аналитический журнал. 2001. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2001-04-010-plaggenborg-sht-revolyutsiya-i-kultura-kulturnye-orientiry-v-period-mezhdu-oktyabrskoy-revolyutsiey-i-epohoy-stalinizma-per-s (дата обращения: 21.04.2022).
13. Вереитинова Т. Ю., Галиченко А. Ю., Азарова Л. И. Праздник как историко-антропологический феномен // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2014. №9 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prazdnik-kak-istoriko-antropologicheskiy-fenomen (дата обращения: 20.04.2022).
14. Кибардин А. А. Театрализованные представления Петрограда 1919–1920 годов: методы изучения массовых зрелищ // Художественная культура. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannye-predstavleniya-petrograda-1919-1920-godov-metody-izucheniya-massovyh-zrelisch (дата обращения: 21.04.2022).
15. Клямкин И. М. Историческая незавершенность советского человека / И. М. Клямкин // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. – Вып. 1. – Тюмень; М.: Центр прикладной этики, 1994. – С. 27–32.
16. Неговоров В. В. Развитие молодёжной политики в России и СССР // Вестник ЧелГУ. 2014. №25 (354). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-molodyozhnoy-politiki-v-rossii-i-sssr (дата обращения: 21.04.2022).
17. Немиро О. В. Художественное оформление театрализованных зрелищ в Петрограде-Ленинграде в 20-е годы // Вопросы отечественного и зарубежного искусства. Л., 1975. Вып. 1. С. 133.
18. Шалаева Н. В. Становление советской праздничной культуры и особенности её восприятия в общественном сознании 1917-1920-х гг // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. История. Международные отношения. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-sovetskoy-prazdnichnoy-kultury-i-osobennosti-eyo-vospriyatiya-v-obschestvennom-soznanii-1917-1920-h-gg (дата обращения: 21.04.2022).
19. Шаповалов С. Н. Советские революционные праздники в 1918-1920-е гг. // Теория и практика общественного развития. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovetskie-revolyutsionnye-prazdniki-v-1918-1920-e-gg-1 (дата обращения: 20.04.2022).
Интернет-ресурсы
20. Наш первый парад наступает: как РККА отметила 1 мая 1918 года. [электронный ресурс] / [сайт]: histrf.ru – Режим доступа: https://histrf.ru/read/articles/nash-piervyi-parad-nastupaiet-kak-rkka-otmietila-1-maia-1918-ghoda (дата обращения: 2.05.2022).
21. Первый парад Красной армии. Когда, как и где он проходил? [электронный ресурс] / [сайт]: zen.yandex.ru – Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/dark_historian/pervyi-parad-krasnoi-armii-kogda-kak-i-gde-on-prohodil-60662adf4e1bd50949acf589 (дата обращения: 2.05.2022).
22. Свержение самодержавия. [электронный ресурс] / [сайт]: visualrian.ru – Режим доступа: https://visualrian.ru/media/82237.html (2.05.2022).
23. Театрализованное представление «Кровавое воскресенье». [электронный ресурс] / [сайт]: www.art-education.ru – Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/teatralizovannoe-predstavlenie-krovavoe-voskresene-petrograd-1920 (дата обращения: 2.05.2022).
24. ЦГАИПД СПб. Ф. 1. Оп. 1. Д. 797. Л. 3, 3 об. [электронный ресурс] / [сайт]: spbarchives.ru – Режим доступа: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgaipd/funds (дата обращения: 21.04.2022).
Вопрос-ответ:
Какие особенности были у праздничного календаря первых лет Советской власти?
Праздничный календарь первых лет Советской власти был отличался от предыдущих годов. Были учреждены новые праздники, связанные с идеологией большевиков и революцией. Также были изменены даты некоторых традиционных праздников.
Какие праздники молодого Советского государства были проанализированы?
Были проанализированы театрализованное представление "Свержение самодержавия" и парад Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года.
Какие идеи и темы обсуждаются в театрализованном представлении "Свержение самодержавия"?
В театрализованном представлении "Свержение самодержавия" обсуждаются идеи революции и свержения царской власти. Представление демонстрирует переход от старого режима к новому, социалистическому обществу.
Что представлял собой парад Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года?
Парад Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года был организован в честь Дня международной солидарности трудящихся и включал в себя демонстрацию военной техники и показательные выступления военных подразделений.
Какие особенности были присутствуют в драматургии праздников первых лет Советской власти?
Драматургия праздников первых лет Советской власти была связана с идеологией коммунизма и революции. Праздники ставились с целью пропаганды новой власти и формирования нового общества. Они включали в себя театрализованные представления, парады и массовые мероприятия.
Какая особенность драматургии праздников первых лет советской власти?
Особенностью драматургии праздников первых лет советской власти была их сильная идеологическая направленность. Все праздники были организованы с целью пропаганды и воспитания населения в соответствии с новой идеологией коммунизма.
Каким был праздничный календарь первых лет Советской власти?
Праздничный календарь первых лет Советской власти был характеризован большим количеством праздников, посвященных революции и победе советской власти. В этот период было установлено несколько новых праздников, таких как День Октябрьской революции и Международный женский день.
Какие праздники первых лет Советской власти анализируются в статье?
В статье анализируются два праздника первых лет Советской власти: театрализованное представление "Свержение самодержавия" и парад Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года.
Какие идеи и темы были представлены в параде Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года?
В параде Московского гарнизона Советской армии 1 мая 1918 года были представлены идеи борьбы за социализм и равенство, а также темы работы и обороны. Парад символизировал силу и мощь новой советской власти.