Древнеарабская и мусульманская мифология
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 7 + 7 источников
- Добавлена 29.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………..….3
Глава 1. Древнеарабская мифология…………………………………….…5
Глава 2. Образование арабо-мусульманского государства……………..11
Глава 3. Мусульманская мифология…………………………………….…17
Заключение………………………………………………………………..…23
Список использованных источников и литературы……………………..25
Важнейшим источником для изучения мифологии служит также священное предание ислама - сунна, основанная на хадисах – рассказах о жизни Мухаммада, вобравших в себя и древние мифологические традиции. Развиваясь под непосредственным воздействием Корана, средневековая мифология значительно расширила круг мифологических сюжетов, персонажей и образов. Происходило ее обогащение также за счёт местных мифологических традиций народов, принявших ислам. В ходе активного освоения новой идеологии в странах Ближнего Востока в период второй половины VII–VIII вв. происходило интенсивное насыщение общими понятиями арабского языка, который становится языковой оболочкой формировавшегося мусульманского мировоззрения.В VIII в. стали зарождаться различные отрасли знания. Поэтому, едва оформившись, мусульманское мифотворчество всё больше ограничивалось священной историей, космогонией и эсхатологией. Многие мифологические персонажи коранической и послекоранической мифологии постепенно становились также фольклорными и литературными образами.Наиболее известные циклы такого рода рассказов из священной истории составили особый жанр религиозной литературы, так называемые «сказания о пророках», оказавшей большое влияние на формирование местных мифологических традиций и развитие религиозного фольклора. Деятельность бродячих проповедников послужила промежуточным звеном в последующей трансформации многих рассказов Корана из «священной истины» в притчу, в религиозный фольклор и, наконец, в литературные повествования этико-дидактического содержания.Как отмечают исследователи ислама, сам Мухаммад оперировал сведениями из христианства и иудаизма, известными ему в устной передаче. Однако сходство многих элементов мусульманской и библейской мифологий может быть объяснено и общностью истоков культурных традиций у арабов и евреев.Главный, высший персонаж мусульманской мифологии – Аллах, единственный бог, вечный и всемогущий. В данной мифологии христианской троицы не было.Иисус - «только раб наш, которого мы облагодетельствовали и поставили его в пример сынам Израиля». Христиане, почитающие мессию как сына божьего, «уподобляют себя неверным, бывшим прежде».Мусульманское предание обогащает отрывочные описания Корана. Согласно традиционной концепции, землю окружает гора Каф,отделённая от неё непроходимым пространством. По одной версии, земля покоится на плечах ангела, опирающегося на скалу, которую поддерживает бык, стоящий на плывущей рыбе, по другой - земля держится на роге быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, а воздух на влажности. Землетрясения происходят от того, что бык перебрасывает землю с одного рога на другой.Над седьмым небом помещается трон аллаха. В легенде об упорствующем в своём неверии царе Нимруде говорится, что первое небо можно пересечь лишь за пятьсот лет и столько же потребуется, чтобы достичь следующего неба. На небесах располагаются рай и ад, причём они не занимают всего пространства небес. Рай, по многим преданиям, находится на седьмом небе.Ад, по одной из версий находится ниже первого неба. Небожителями являются ангелы, сотворённые из света и передающие людям вести от аллаха. Доступ на небо надёжно охраняется от злых духов ангелами и звёздами, «поражающими светочами».Из множества ангелов выше других стоят четыре -Джибрил, передавший Мухаммаду текст Корана, Микал, Израил, Исрафил, образы которых заимствованы из христианской и иудаистической мифологий. Ангел Ридван поставлен стражем рая, ангел Малик возглавляет стражу ада. Согласно мусульманскому преданию, несколько видоизменившему коранический сюжет, Адам и Хавва в раю не вкушали пищи, а питались запахом, подобно ангелам. Затем они попробовали плод пшеницы, которая в те времена росла надереве и её зерно было размером с дыню, и осквернили рай. Совращать Адама и Хавву Шайтану помогают змея и павлин. Нарушив запрет аллаха, первые люди оказались на земле. Ежегодно рождая сына и дочь, Хавва произвела на свет семьдесят пар близнецов, положивших начало человеческому роду. В центре мифологизированной истории прошлого Коран и предания ставят пророков, что связано с общей концепцией мусульманства о завете аллаха, неоднократно посылавшемся через пророков разным народам. Ряд пророков упомянут в Коране, предание расширяет их круг. Выделяются высшая категория посланников, направлявшихся прежде к различным народам, простые пророки, появлявшиеся обычно среди «людей писания». Многие мусульманские пророки соответствуют персонажам Ветхого и Нового завета - Адам, Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Муса (Моисей), Лут (Лот), Аййуб (Иов), Харун (Аарон), Иса (Иисус), Йахья (Иоанн Креститель), Марйам (Мария), Закария (Захария) и др. Рассказы Корана о Мусе, Луте, Нухе и других пророках почти без отклонений воспроизводят ветхозаветные предания.Упоминания о ветхозаветных пророках в Коране основаны, в значительной мере, на Талмуде и Мидраше, а не непосредственно на Библии.Мусульманская традиция расцвечивает их деталями, которые придают им оригинальный, отличный от иудаистической версии колорит. Заметной редакции подверглись сюжеты Нового завета. Ислам, в частности разделяя христианское представление о вознесении Иисуса на небо, не воспринял евангельскую версию о его распятии на кресте и последующем воскресении. Согласно Корану, пророчество Мухаммада было предсказано Исусом. В значительной части мусульманские представления о пророках самостоятельны. Только немногие персонажи, признанные пророками в Коране и последующей традиции, играли такую же роль в Библии.К тому же соответствующие библейской и после библейской традиции персонажи, наделённые в мусульманстве функциями пророков, не рассматриваются в связи с историей евреев. В ряде случаев мусульманские мифы, героями которых выступают библейские патриархи, не имеют аналогий в Библии. Следуя сложившейся в европейском исламоведении традиции, многие исследователи искали сходные мотивы и сюжеты, прежде всего в послебиблейской иудаистической традиции или в христианских апокрифах, однако и они признавали, что круг связей и параллелей мусульманской мифологии значительно шире. Многие мифы Корана и священного предания мусульман восходят к доисламской традиции арабов, которая могла иметь и свои версии преданий об основных персонажах Библии. Отличается от Ветхого завета, в частности, история Ибрахима. Уже Коран описывает Ибрахима праведником, разбившим идолы, которым поклонялись его соплеменники; за это он был брошен в огонь, но волею аллаха остался невредимым. Мусульманская традиция утверждает, что Ибрахим собирался принести в жертву богу своего сына Исмаила. В память об избавлении Исмаила от смерти мусульмане отмечают праздник курбан-байрам. Отличные от библейской традиции черты имеет в мусульманской мифологии и пророк Сулайман, предания о котором вобрали мифологические представления разных народов. Ряд пророков Корана - Шуайб, Худ, Салих, Идрис, Зу-л-Кифл, Зу-л-Карнайн вообще неизвестен Библии. Мусульманские ученые иногда с сомнением отождествляют Идриса с Енохом, Зу-л-Кифла с Исайей, Иезекиилем и другими библейскими персонажами, но и при таком допущении ясно, что имена этих пророков и связанные с ними мифологические сюжеты отличны от библейских.ЗаключениеВ переводе с греческого слово «миф» означает «сказание». Оно появилось в глубокой древности.В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.Аравийский полуостров — самый большой на земном шаре и по площади превышает четвертую часть Европы. С древнейших времен Аравия и прилегающие к ней районы сирийской пустыни были заселены арабами.К началу VII в. в духовной культуре Аравии произошли значительные изменения - сложились единый арабский язык и арабская буквенная письменность, появились поэты среди степняков-бедуинов, в числе которых был и легендарный «неистовый» Меджнун. Мусульманские историки предшествующий исламу период иногда называют «джахилийей», т.е., периодом незнания и варварства, но нельзя отрицать существование древнеарабской духовности и ее влияния на возникновение новой религии.Мифология у арабов в целом не сложилась в единую систему, но отдельные этнокультурные общности имели достаточно содержательные и компактные верования.Прежде чем в Аравии появились первые мусульмане, там существовали сторонники монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI века он был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. В Аравии существовали стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, — ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями. В устах христиан и иудеев слово «ханиф» было бранным, а Мухаммед сделал его почетным и называл так тех, кто не был ни христианином, ни иудеем, кто следовал учению и образу жизни, соответствующим исламу.Список использованных источников и литературыНильсен Д. О древнеарабской культуре и религии / Д. Нильсен / Вестник Древней истории. – 1938. - № 3(4). – С. 36-48.Питерс, Фрэнсис Эдвард (2003), Ислам, Путеводитель для евреев и христиан, Издательство Принстонского университета, ISBN 978-0-691-11553-5Хойланд, Роберт Г. (2002), Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама, Рутледж, ISBN 978-1-134-64634-0Арабы в VI-XI вв.// https://www.istmira.com/srednie-veka/1429-araby-v-vix1-vv.htmlМусульманская мифология // https://www.socionic.ru/index.php/mmm/18310-musulmanskaya-mifologiya?format=pdfКоран, перевод и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963;Бертельс Е. Э., Избранные труды. Суфизм и суфийская литература, М., 1965;
1. Нильсен Д. О древнеарабской культуре и религии / Д. Нильсен / Вестник Древней истории. – 1938. - № 3(4). – С. 36-48.
2. Питерс, Фрэнсис Эдвард (2003), Ислам, Путеводитель для евреев и христиан, Издательство Принстонского университета, ISBN 978-0-691-11553-5
3. Хойланд, Роберт Г. (2002), Аравия и арабы: от бронзового века до прихода ислама, Рутледж, ISBN 978-1-134-64634-0
4. Арабы в VI-XI вв.// https://www.istmira.com/srednie-veka/1429-araby-v-vix1-vv.html
5. Мусульманская мифология // https://www.socionic.ru/index.php/mmm/18310-musulmanskaya-mifologiya?format=pdf
6. Коран, перевод и комментарии И. Ю. Крачковского, М., 1963;
7. Бертельс Е. Э., Избранные труды. Суфизм и суфийская литература, М., 1965;
Вопрос-ответ:
Какая информация содержится в третьей главе статьи "Древнеарабская и мусульманская мифология"?
Третья глава статьи "Древнеарабская и мусульманская мифология" рассказывает о процессе формирования арабо-мусульманского государства, его особенностях и значимости для мусульманской мифологии.
Какие источники использовались при написании статьи "Древнеарабская и мусульманская мифология"?
Источниками для написания статьи "Древнеарабская и мусульманская мифология" были использованы священное предание ислама, включая сунну основанную на хадисах, а также литературные произведения и исследования, посвященные древнеарабской и мусульманской мифологии.
Какое значение имеет священное предание ислама в изучении мифологии?
Священное предание ислама, основанное на хадисах, является одним из важнейших источников для изучения мусульманской мифологии. В них содержатся рассказы о жизни Мухаммада, которые вобрали в себя и древние мифы и легенды.
Какую информацию можно найти в пятой главе статьи "Древнеарабская мифология"?
В пятой главе статьи "Древнеарабская мифология" представлена информация о древнеарабской мифологии, ее основных богах и героях, а также о взаимодействии между древнеарабской и мусульманской мифологией.
Какие темы рассматриваются в главе о мусульманской мифологии?
Глава о мусульманской мифологии рассматривает темы, связанные с формированием и развитием мусульманской мифологии, особенностями ее богов и героев, а также сочетанием древних мифов с исламскими учениями.
Что такое древнеарабская мифология?
Древнеарабская мифология - это система верований, религиозных представлений и мифов, которые существовали в древней Аравии до появления ислама. Она включала в себя почитание множества богов и духов, а также различных явлений природы.
Какое значение имела древнеарабская мифология для арабского народа?
Древнеарабская мифология играла важную роль в жизни арабского народа. Она определяла их представления о мире, богатстве, природе и месте человека во вселенной. Мифологические истории и символы помогали людям понять и объяснить окружающую реальность, а также обеспечивали некоторую форму социальной и нравственной нормативности.
Какие боги почитали древние арабы?
Древние арабы почитали множество богов и духов, каждый из которых отвечал за определенную сферу жизни. Некоторые из наиболее известных богов это Аллах, Аль-Лат, Аль-Узза, Манат, Аль-Мугира и др. Каждый бог имел свои особенности и функции и был поклоняем в разных регионах и племенах.
Как появилось арабо-мусульманское государство?
Арабо-мусульманское государство появилось в результате завоеваний арабских племен в VII веке. Под руководством Мухаммада и его последователей, мусульманское войско сумело объединить множество племен и создать единую политическую и религиозную силу. Это государство впоследствии распространилось на большую часть Ближнего Востока и Северной Африки.
Какое значение имеет мусульманская мифология для ислама?
Мусульманская мифология играет важную роль в исламе. Священное предание ислама, изложенное в хадисах, включает в себя мифологические рассказы о жизни и деяниях пророка Мухаммада. Они служат важным источником для верующих, которые на основе этих рассказов строят свои представления о событиях прошлого и религиозных доктринах ислама.
Что изучается в статье "Древнеарабская и мусульманская мифология"?
В статье изучается древнеарабская и мусульманская мифология. В главе 1 рассказывается о древнеарабской мифологии, в главе 2 - образовании арабо-мусульманского государства, а в главе 3 - мусульманской мифологии. Также приводится список использованных источников и литературы.
Какой источник используется для изучения мифологии в статье?
Важнейшим источником для изучения мифологии является священное предание ислама - сунна, основанная на хадисах, рассказах о жизни Мухаммада, которые вобрали в себя и древние мифы.