Концертные этюды Ф.Листа в практике китайских педагогов-пианистов
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 42 + 42 источника
- Добавлена 24.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.1 Становление и основные характеристики европейского композиторского фортепианного искусства XIX столетия 8
1.2 Эволюция жанра «этюд» в фортепианной музыке в творчестве европейских композиторов XIX столетия 16
1.3 Художественно-стилевые особенности жанра «концертный этюд» в творчестве Ф.Листа 23
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ФОРТЕПИАННОЙ ШКОЛЫ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА XIX – XX СТОЛЕТИЙ 31
2.1 Становление и развитие концертного исполнительства в фортепианном искусстве XIX – начала ХХ столетий 32
2.2 Концертные этюды Ф.Листа в мировой исполнительской практике ХIХ –XX столетий, как вершина фортепианного искусства 38
2.3 Концертные этюды Ф.Листа в фортепианном исполнительстве китайских пианистов-педагогов 43
2.4 Этюды Ф.Листа в репертуаре китайских пианистов-педагогов и студентов китайских консерваторий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
ЛИТЕРАТУРА 55
Листа стало более активновостребоваться пианистами. Концертные этюды Ф.Листа в последние десятилетия ХХ столетия включали в репертуар известные пианисты: Х.Болет, Г.Йохансен, Л.Кентнер, Д.Роуз, Д.Цифра, К.Франс,Ф.Дюшабаль,Е.Яндо,Л.Ховард и др.Интересным примером авторского прочтения этюдов Листа является исполнительство Д. Цифры, который претворяет в практике принцип максимально-реалистичнойобразнойпортретности, детальнойакцентировке эпизодов. Каждый мотив в его исполнении характеризуется контрастностным отношением к темповым, динамическим, фактурным, звуковым категориям текста. Творчествопианиста, по мнению музыковедов, оптимальносоответствуетпрограммности музыкальных образов, раскрытию глубинных смысло-формул,вложенныхФ. Листом в свои этюды. Воспроизведение скрыто-образных подсмыслов выступаетведущей «трансцендентной»задачей, обозначенной композитором перед исполнителями.Творчество австралийскогопианистаЛ.Ховарда раскрылось в полной мере во второй половине ХХ столетия благодаряосуществленным записям всехфортепианныхсочинений Ф.Листа, включая и транскрипции,за что он внесен в Книгу рекордов Гиннесса. Исполнение концертных этюдовЛ.Ховардом отличаетсяэмоциональной экспрессией, смелымиспользованием регистрово-гармонических находок, богатствомхудожественно-музыкальнойобразности, разнообразием звуковых и метро-ритмических эффектов.Природаисполнительства Ховардапроявляетсяв длительном изучении фортепианного творчества Ф. Листа и «транцендентной» эволюцией фактурности этюдов от первой до последней редакции.Это проявилось в мастерстве пианиста, обманывая слух публики восприниматьобъективныетемповыезначенияиконтрастность вихчередовании,оперируя звуко-темпометрическими, тембрально-динамическими и регистрово-фактурнымикатегориями.Записьпоследнейредакциидоказываетэволюционностьфактурногописьмаотинструктивного стиля в духе К.Черни до регистрово-содержательныхтворчески-экспериментальныхавторских находок [40].Среди пианистов ХХI столетия, обращавшихся в сольном творчестве к концертным этюдам Ф.Листа следует выделить Даниила Трифонова, осуществившего студийную запись «Трансцендентных этюдов». Каждый этюд в его исполнении представляется определенным этапомхудожественно--духовной эволюции, от бурляще-энергичной юности в первом этюде через сложно-драматические состояния программных этюдов «Героика» и «Мазепа» ккульминационному взлету в № 8 - «Дикая охота». По мнению исполнителя это: «поворотная точка цикла, после которой повествование от ностальгической тоски в «Воспоминании» движется к созерцательной развязке в «Метели»» [39].Пианист, сосредоточенно очерчивая сюжетную канву, предельно концентрируется на программном содержании, демонстрируя предельную чистоту и легкостью виртуозно-технических приемов: мощь октавных пассажей, упругость каскадов двойных нот и тремоло. Переходя в последних четырех этюдах в пространство внутренних сосредоточений, пианист движется к индивидуально-трактуемой романтично-поэтической стихии, в его исполнении обретающей особо изломанные, хрупко-нестабильные формы. Слушатель ощущаетмагическоесвоеобразие исполнения, необычайно красивого, богато-оттененного нюансами, подчас отстраненного и эмоционально-тонкого.В программе второго диске автором собраны остальные концертные этюды Листа. Здесь исполнитель представляет слушателям подсказки: в этюдах «Шум леса» и «Хоровод гномов» он отсылает к визуальным образам Каспара Давида, Фридриха.Концертные этюды № 144 характеризуются в качестве арий. Краткий анализ предваряет «Большие этюды по Паганини», хотя комментарии в данном случае не требуются: насыщенно-виртуозная игра, зримо-воссоздающая романтичность пейзажей, волшебныймир фантастических героев и бурно-блестящего карнавала. Разнообразная палитра звукописи, динамическаямножественность градаций, умиротворенность лирико-романтического созерцания и реальный размах масштабных кульминаций. Достаточно выразительно комментирует игруД.Трифонова Марта Аргерих:«В его игре есть абсолютно все, и даже больше…» [39].Среди молодых российских исполнителей концертных этюдов Ф.Листа выделяются смелым авторским прочтением и яркой индивидуальностью: обладатель Гран-при Московского Международного конкурса пианистов им. В.Крайнева Валентин Малинин, заслуженный артист РФ Александр Гиндин, победитель «Евровидения-2018» в классической музыке - Иван Бессонов, обладатель Гран-при Международного конкурса «Monte-Carlo Piano Masters» Николай Кузнецов,лауреаты международных конкурсов пианисты Александр Струков, Денис Власенко, Петр Аверин, Артем Ослин,Анна Ушакова, Лариса Бурнакова и др.2.3 Концертные этюды Ф.Листа в фортепианном исполнительстве китайских пианистов-педагоговБлагодаря целенаправленной политике поддержки молодых талантливых исполнителей, в последние десятилетия в фортепианном искусстве на мировой уровень выдвинулось достаточно большое количество талантливых пианистов: Ли Юньди, Ланг Ланг, Ван Юйцзя, Чэнь Са, Чжан Хаочен, Нюню (Чжан Шэнлян), Цзя-И Сун, Чанг Хаочен, Цзя-Янь Сунн и других, демонстрирующих не только блестящую техническую оснащенность, высокую виртуозность, но понимание и способность тонкого художественного осмысления музыкальной драматургии и содержательности разных образцов мирового фортепианного репертуара, способности к уникально-индивидуальному прочтению лучших образцов классического наследия [17].Культурной основой китайского пианизма выступают традиционные духовные практики конфуцианства и даосизма, а также синтез национальной доктрины и лучших тенденций зарубежных музыкальных культур. Технологической особенностью исполнительства пианистов определяется особая статическая техника – выражаемая во внешней сдержанности, связанной также с духовными принципами эмоциональной концентрации человеческих чувств, которые не должны достаточно ярко проявляться во внешне-физических действиях. Современные китайские исполнители демонстрируют сегодня значительно высокие достижения в фортепианном искусстве. Рубеж двадцатого и двадцать первого столетий в музыкальной культуре Китая характеризуется небывалой активностью в музыкально-исполнительском творчестве в разных инструментальных направлениях. Наиболее ярко это проявилось в фортепианном искусстве. Выдающиеся китайские пианисты, начавшие свою карьеру в эти десятилетия: Ли Юньди, Ван Юйцзя, Чэнь Са, Чжан Хаочен, Нюню (Чжан Шэнлян), Цзя-И Сун, Чанг Хаочен, Цзя-Янь Cунн и другие, вывели фортепианное исполнительство Китая на мировой уровень, доказав авторитетность китайской пианистической школы и высочайший уровень в целом музыкальной культуры страны [32].В начальные десятилетия ХХ столетия в китайских городах активно работали иностранные преподаватели, в том числе и российские, которые занимались подготовкой первого поколения китайских пианистов: Чжоу Гуанжэнь, Фу Цунь, У Лэй, Чжу Гунъи и других. Хорошо зарекомендовал себя знаменитый китайский педагог Лю Ши Кунь, явившийся основоположником около тридцати школ вразных регионах, объединивших более ста тысяч пианистов.Среди его знаменитых выпускниковможно назвать Ли Щанминя, Дин Шандэ, У Лэя, Ли Цуй-чжэнь, Дин Шандэ и других [29]. Главными задачами этих многочисленных творческих объединений были,в том числе, и вопросы подбора фортепианного репертуара, необходимого для воспитания юных и молодых пианистов, начинающих свою исполнительскую карьеру.Для формирования высочайших идеалов фортепианного мастерства педагоги активно использовали произведения западноевропейской классики и конечно произведения Ф.Листа. Так Дин Шандэ в середине ХХ столетия прославился выдающимся исполнением «Больших этюдов по Паганини» Ф.Листа в Китае и зарубежных поездках.В последнее десятилетие ХХ столетия пианисты Кита смело заявили о себе на престижных международных конкурсах, например: Ли Юньди – первая премия на Шопеновском конкурсе в Варшаве; Чэнь Са (Чен Са) - первая премия на международном китайском конкурсе в 1994 году, третья премия в 1995 году в Лидсе, первак премия в 2002 году на конкурсе им. Л.Бетховена и третье место в Шопеновском конкурсе; Чжан Хаочен – в 12 лет самым юным участником Конкурса юных пианистов им. Чайковского,первак премия на Азиатском конкурсе им. Шопена в Японии в 2004 году [21]. Все эти победители многочисленных международных конкурсов активно включают в свой пианистический репертуар произведения Ф.Листа, в том числе и концертные этюды. Тем более, что в программных требованиях многих престижных конкурсов произведения Листа входят в обязательный исполнительский репертуар.С 1990-х годов пианисты из Китая принимают активное участие и в российских международных фестивалях-конкурсах. Так в 1994 году третья премия конкурса им. П.Чайковского - Хай Сун Пек, в 2002 году третья премия- Цзюй Цзинь. В 1996 году третья премия Московского международного конкурса юных пианистов им. Шопена - Ди И Тан; в 2004 годупервая премия - Цзя-И Сунн, лауреаты - Цзя-И Сун, Чанг Хаочен, Цзя-Янь Сунн [9]. На рубеже ХХ – XXI столетий на пианистическом олимпе зажглась новая яркая звезда - Ланг Ланг, триумф которого осуществилсяв 1999 году ссовместного концерта с симфоническим оркестром Чикаго. На сегодняшний день в репертуаре пианиста все номера «Трансцендентных этюдов» Ф.Листа. Приведем высказывания музыковедов, относительно исполнения Ланг Лангом первых двух номеров данного цикла, которые были неоднократно исполняемы им в ряде концертных выступлений в Китае и гастрольных поездок. Этюд№1Ланг Ланг интерпретируеткакконтрастное сопоставлениехарактеровдвухобразно-тематическихпланов, чтоощутимо слышится в темпово-динамических проявлениях.Темповов первомразделе основноезначение близко кPresto,вовтором разделе к Allegro. По драматургическому настрою и динамической палитре первый раздел преподносится стремительно-энергично,эмоционально-контрастно,нодостаточносглаженнорегистрово.Указанноев тексте accelerando Ланг Ланг начинает замедлять раньше, уже в 7 - 8 тактах, что в принципе не противоречит общему замыслу трактовки.Первые четыре такта динамически значимо меняются с достаточно высокой амплитудной шкалой:отsubitoforte,fortissimo,rinforzandoвплоть доsubitopiano [11].В аккордовой связке9–10тактовпианист выделяет крайние регистры, исполняет с небольшимritenuto,благодарячемудостигаетэффектамаксимально-напряженного речитатива накануне каденции. В 12 и 13 тактевнутренняя энергия,аккумулированнаяв предыдущем разделе,освобождается, при этом сохраняя общий вектор направления смыслового движения.Ввторойразделэтюда, построенный нааккордовойтемебасовогорегистрапреподносится в качестве торжественного гимна, с помощью которого пианиствыпукло представляеткаждуюгармоническую последовательность,имелодическуюлинию, проводимую в верхнем голосеаккордово-вертикальных построений.Амплитуда темповых изменений, используемых Ланг Лангом в этюде № 2 минимальна: Allegro molto-MoltoVivace.Внесколькихэпизодах,отмеченных Листом какtemporubato,пианист сохраняетединуютемповую градациюдвижения.Но в целом романтическое прочтениепианистабогатотемпо-артикуляционными и тембрально-динамическими контрастами. Начальныйэпизодэтюда Лангиграет marcato и tenuto, стремяськ соответственной ритмо-двигательной направленности мелкими длительностями. Большое внимание пианист уделяет содержательно-динамическим и артикуляционно-звуковымконтрастам: большая глубиналибо легкость звучания инструмента,дифференцируемоетонко педализируемое туше, с сохранением максимальной прозрачностифактуры.Эпизод Prestissimo определяется пианистом в качествецентрально-кульминационноговсегоэтюда, относительнотемпа и динамики. Возникновение Tempo primo помогает осмыслить возвращение первоначальнойтемы, чтообозначаетновуюконтрастнуюволнудинамическм-артикуляционного аспекта. Завершающий движение пассаж, предваряющий проведение основного мотива произведения, пианист исполняет стремительно, непрерывно нагнетаяэнергию за счет динамического усиления до fff и ускорения темпового движения. Завершающиймотиввоспринимаетсяболееэкономнопохарактеру(mezzo-forte) [11].2.4 Этюды Ф.Листа в репертуаре китайских пианистов-педагогов и студентов китайских консерваторийВ практике обучающихся пианистов-исполнителей и педагогов Центральной консерватории в Пекине большой популярностью пользуются произведения выдающегося европейского композитора Ф.Листа, в частности его разнообразные этюды. Данные произведения привлекают большими исполнительскими возможностями, перспективой развития виртуозно-технических показателей пианистов, широким диапазоном эмоционально-смысловых характеристик, богатой художественно-драматургической палитрой. В данном параграфе целесообразно проследить исполнительский путь нескольких представителей данной фортепианной школы. Творчество Мэн Ичжо, лауреата отечественных и зарубежных пианистических конкурсов, обучавшегося вначале в Кёльнской консерватории в Германии, а затем в Центральной Пекинской консерватории у профессоров Яо Цзинчжуана и Ван Чуня, свидетельствует о его высочайшем пианистическом уровне исполнительства. В репертуар пианиста включены произведения Ф.Листа в большом разнообразии: «Этюды трансцендентного исполнения», «Большие этюды Паганини» «Два концертных этюда» («Шум леса», «Хоровод гномов») и другие[9]. Еще один молодой представитель данной школы, Сюй Цзиньчао,получив образование в Центральной музыкальной консерватории Пекина, является основателем «Дубового фортепианного трио». Сюй Цзиньчао неоднократно участвовал в Международном конкурсе пианистов имени Ф.Листа вУтрехте, где становился обладателем множествапрестижных наград, в том числе за исполнение цикла Ф.Листа «Большие этюды Паганини».Профессор Пекинской консерватории Кирай Чаба, являясь председателем Венгерской ассоциации Листа, проводит большую работу по пропаганде и популяризации произведений Ф.Листа для китайских слушателей. Так, в честь 70-летия дипломатических контактов Китая и Венгрии в 2019 году, была проведена Международная молодежная музыкальная неделя, посвященная творчеству Ф.Листа в Пекине, в рамках которой студенты-пианисты нескольких китайских консерваторий исполняли произведения Ф.Листа: цикл «Двенадцать больших этюдов», цикл «Альбом путешественника», цикл «Годы странствий», «Трансцендентные этюды» и др. Данный молодежный форум, проведенный мастерамифортепианного образования, послужил созданиюмузыкально-художественных ориентиров творческого роста и развития фортепианного искусства [17]. Получив статус ежегодной, Международная молодежная музыкальная неделя имени Ф.Листа в настоящий момент представляется единственным международно-молодежнымфорумом, названным в честь выдающегося пианиста-композитора «Лист». Художественными руководителямиявляются Тамаш Вазари (венгерский пианист) и пианист-музыкальный педагог, Лю Шикунь, являющийся первым победителем конкурса имени Ф.Листа в Китае.Среди выпускников Пекинской консерватории можно выделить Ли Юнди, осуществившую в 2002 году запись альбома «Фортепианная коллекция Листа» и бросившую своеобразный вызов через поколение пианисту-романтикуФ.Листу, исполнив наиболее виртуозные из его произведений в одной программе, в том числе «Трансцендентные этюды» и «Большие этюды по Паганини». Данный проект получил профессиональное признание пианистов разных стран: премию авторитетного немецкого журнала«Classic Echo» за лучшую сольную запись, премию нидерландского издательства«Edison Classical Record Award», а также престижную премию в Китае «Golden Record Solo Award» и специальный приз«Нью-Йорк Таймс» - как выдающаяся классическая запись года [21]. По словам Ли Юнди в творчестве Листа много эпатажных фортепианных произведений, сложность исполнения которых заключается как в мастерскомтехническом воплощении, так и необходимости эмоционально-драматургической исполнительской экспрессии, являющейсяпрофессиональной проверкой для пианистов. Увлеченность произведениями Листа у пианистки началась с победы в 1999 году в Международном фортепианном конкурсе имени Листа в г.Утрехте в Нидерландах, после чего пианистка представляла сольные программы из произведений Листа в . С тех Утрехте, Роттердаме и других городах Нидерландов.Дружеские творческие контакты связываюткитайские консерватории в Шанхае и Пекине с различными творческими и правительственными объединениями Венгрии: муниципалитетом г. Печь, ассоциацией Ф.Листа в Пеште, Венгерской музыкальной ассоциацией им. З.Кодаи. Благодаря данным учреждениям осуществляется много творческих музыкальных проектов, в том числефортепианный конкурс «Музыкальная неделя Листа»,направленныйна популяризацию творческого наследия Ф.Листа, развитие молодежного фортепианного исполнительства, выявление одаренных молодых пианистов в Китае [29].В 2021 году финал форума в Китае проходил в Шанхае, председатель- профессор Кирали Чаба (возглавляетассоциацию Ф.Листа,руководит Школой музыки университета г.Печь) и профессор - Ли Мин (вице-президент ассоциации пианистовКитая, родоначальник фортепианного отделаПекинской консерватории). Ли Мин, в качестве профессора, в 2003 году удостоился премии Ф.Листа за плодотворную художественно-исполнительскую деятельность.Профессор Ли активно пропагандирует музыку Ф.Листа через исполнительство студентами произведений композитора в рамках престижных фортепианных конкурсов: «Национальногофортепианного конкурса на премию Вэньхуа», «Конкурса пианистов и скрипачей CCTV», конкурсов - «Золотой колокол», «Кубок Синхая» и других.Ли Мин успешно концертирует, активно включая в гастрольные программы(Пенсильвания, Массачусетс, Нью-Йорк, Флорида и т.д.) произведения Ф.Листа, в что числе знаменитые «Трансцендентные этюды», «Большие этюды по Паганини», Концертные этюды («Шум леса», «Хоровод гномов»).Творческая деятельность еще одного выдающегося пианиста - профессора Ван Цзянь, председателя профессионального фортепианного комитета Музыкальной ассоциации провинции Хубэй, профессора кафедры фортепиано Уханьской консерватории, также связана с активной исполнительской практикой произведений Ф.Листа [21].За более чем тридцатилетний стаж преподавания в консерватории Ван Цзянем было воспитано много выдающихся фортепианных талантов, вершиной пианистического исполнительства которых являются произведения Ф,Листа, представляемые ими на различных международных и национальных форумах фортепианного искусства. Учениками профессора активно исполняются и этюды венгерского композитора «Трансцендентные», «Большие по Паганини», «Три концертных этюда» («Жалоба», «Легкость», «Вздох»), «Два концертных этюда» («Шум леса», «Хоровод гномов») и другие.Профессор Ван Цзянь успешно гастролирует в Канаде, Германии, Франции, Австрии, Италии, Японии,в провинциях Китая Ханчжоу, Чэнду, Сиане, Тайюане, Ухане, Цюаньчжоу и др., демонстрируя на сцене творческое долголетие и высокий профессионализм. Профессор Ян Чэнган является Вице-президентом Сычуаньского общества пианистов и главным руководителем факультета фортепианного искусства консерватории в Сычуане. Ученики Ян Чэнганя неоднократностановились лауреатами различных Международных конкурсов, в том числе:«Кубка Синхайя», «Жемчужной реки Кайзербург», Национального молодежного конкурса«Steinway», фортепианного форума в Эттлингене (Германия), Американского молодежного конкурса пианистов (IIYM) и др., благодаря высочайшему исполнительскому мастерству и включению в конкурсные программы произведений Ф.Листа [29]. Представителем Пекинской Центральной консерваторииявляется профессор фортепиано Чжан Чживэй – пианист-виртуоз, блестящий исполнитель произведений Ф.Листа. Чжан Чживэй и его ученики демонстрируют высочайший исполнительский уровень на международных и отечественных конкурсах. Среди самых талантливых студентов-победителей международных форумов необходимо назвать Чэнь Юйтэня, Юй Хэ, Пу Яоюань, завоевавших высшие музыкальные награды Китая, Японии, Гонконга, исполняя различные произведения композиторов-романтиков, в том числе и этюды Ф.Листа.Студенты профессора Чжан Чживэ успешно концертируют с Китае и за рубежом, дают сольные концерты, активно включая в программы творческое наследие венгерского композитора Ф.Листа, как образцы высочайшей технической виртуозности с глубокими эмоционально-драматургическими характеристиками. Разнообразная исполнительская палитра профессора Чжан Чживэ и его студентов, их блестящее мастерство завоевали широкое признание у слушателей разных стран [11].Активную исполнительскую деятельность ведет профессор Го Юнь, директор Китайского общества фортепиано, доцент фортепиано Пекинской консерватории. Адъюнкт-профессор фортепианного искусства, директор «Пекинской ассоциации общества базового фортепианного образования», носит звание «Отличный учитель» за воспитание целой плеяды молодых исполнителей-пианистов получивших в разные годы награды «Steinway», «YAMAHA», «Little Golden Bell», Пекинского «Профессионального конкурса клавишников» и других, где обязательными конкурсными произведениями являются этюды Ф.Листа, как образцы высшего исполнительского професионализма.Го Юнь также активно выступает на концертной эстраде, гастролируя в Москве, Бирмингеме, Берлине и других городах, обязательно включая в программы этюды Ф.Листа, например «Два концертных этюда» («Шум леса», «Хоровод гномов») и другие. Таким образом, можно констатировать факт высочайшего профессионализма педагогов-пианистов и студентов разных консерваторий Китая, их активной концертно-исполнительской деятельности, успешной гастрольной работы, результативного выступления на престижных конкурсах и фестивалях фортепианного искусства в разных странах мира. Важно также отметить, что все отмеченные исполнители обязательно включают в свои программы различные этюды Ф.Листа, для демонстрации своего блестящего пианизма, силы творческого дарования, владения художественно-стилевыми особенностями произведений композиторов-романтиков.ВыводыВо второй главе настоящего исследования был проведен анализ исполнительской интерпретации концертных этюдов Ф.Листа в фортепианном исполнительстве мировых мастеров.В первом параграфе было выявлено, что особенности исполнительства достаточно органичны, взаимосвязаны, взаимообусловлены. Аспект трансцендентности раскрываетсяисполнителями черезпризмумощно-оркестровойфактурной наполненности,контрастностипротивопоставления противоположных клавиатурных регистров, рельефности их звучания. Рассмотренные этюды складываютсявединствоцикла.Во втором параграфе было выявлено, что на сегодняшний день в Китае имеются достойные представители фортепианной школы, активно пропагандирующие музыкальное наследие великого венгерского композитора: Юя Ванг, Чен Са, Чжан Хаочень, Шэнь Веньюй, Чжан Шэнлянь, Чжан Хао-Чень.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе изучения исторического и практико-теоретического аспектов творческого наследия Ф.Листа,в частности жанра концертный этюд, а также особенностей исполнительской практики китайских педагогов-пианистов в процессе освоения данного жанра,были сделаны следующие выводы:1. Проведенисторически-ретроспективный анализ становления и развития фортепианного искусствав XIX-XX столетиях, основных принципиальных исполнительских позиций европейского композиторского фортепианного искусстваXIX столетия. Рассмотрены связующие звенья европейской и российской фортепианных композиторско-исполнительских школ, определена общность концептуально-теоретических и методических позиций, послужившие основой развития фортепианного исполнительского искусства в XX столетии.2. Определены основные этапы и направления развития и эволюция жанра «этюд» в фортепианной музыке в творчестве европейских композиторов XIX столетия, как представителя принципов и традиций мирового фортепианного исполнительства; особенности становления национально-исполнительского репертуара, содействие активизации связейисполнительства с особенностями своеобразного строямузыкального искусства. 3. Выявлены художественно-стилевые особенности жанра «концертный этюд» в творчестве Ф.Листа, основные этапы и характерные черты данного фортепианного жанра, особенности исполнительства иинтерпретационная уникальностьна пути достижения высочайшего профессионального технического и художественного уровня. 4. Рассмотрены этапы становления и развития концертного исполнительства в фортепианном искусстве XIX – ХХ столетий в пространстве западноевропейского, российского и китайского регионов. 5. Проанализированы особенности жанра концертного этюда Ф.Листа в мировой исполнительской практике ХIХ – XX столетий, а также роль концертных этюдов Ф.Листа в фортепианном исполнительстве китайских пианистов-педагогов. Выявлено, что ведущей чертой игры китайских пианистов является неординарность и экстравагантность исполнительского стиля. ЛИТЕРАТУРААсафьев Б. В. Русская музыка: XIX и начало XX века. Л.: Музыка 1968. - 324 с.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.:Музыка, 1978. – 458 с.Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974. – 356 с.Алексеев А. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981 – 312 с. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.: Музгиз (Ленингр. отд-ние), 1957. Т. 1. 1829-1867. - 455 с. Бордонюк B.И.. Стилистика символизма в модификации фортепианных жанров прелюдии и этюда XIX - начала XX столетий: автореф. дисс…- Одесса, 2008. - 17 с.БуасъеА. Уроки Листа. - СПб.: Композитор, 2002. - 75 с.Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Дисс. канд. иск-я С.-Петербург, 1994 – 220 c.Ван Сяовэй. Исследование китайского фортепианного образования с 1949 г., Хэбэйский пед. институт, 2010. – 210 с.Ван Эй. Интервью с Ланг Лангом и Ли Юньди // «Диалог» 2007. 2014, 1 (14) Российский научный специализированный журнал. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docplayer.com/65384973-2014-1-14-rossiyskiy-nauchnyy-specializirovannyy-zhurnal-russian-journal-of-academic-studies-issn.html(Дата обращения 20.04.2022) Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. - СПб.: Композитор, 2004. - 144 с.ГубареваЛ.Н.,СмирноваН.А.КвопросуэволюциижанраконцертногоэтюдавтворчествеФ.Листа//Фортепианноенаследиекомпозитороввенскойшколы:история, педагогика, интерпретация. Сб. мат-лов III Международ. науч.-практ.конф.Белгород,2020.- С.79–84.Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург; под общ. ред. Т.Б. Веркиной. Харьков, 2002. – С. 34-38Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. СПб.: Лань, 2000. – 468 с.Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: 1997. - 415 с. Известный пианист, великий музыкант и уважаемый педагог - господин Лю Шикунь. Текст радиопередачи от 6.07.2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russian.cri.en/289/2008/06/07/l@238659.htm(Дата обращения 20.04.2022) Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа. - М.: Музыка, 1974. – 56 с.Леонтьева Н. Антология и стилевые модификации жанра фортепианного этюда в первой половине ХХ века / Н. Леонтьева // Харьков: С.А.М., 2011. - Вип. 33. - С. 12-25.Лист Ф. Соч. 1. Юношеские этюды для фортепиано / ред. Л.Просыпаловой и Н. Судзан. М.: Музыка, 1967. – 126 с.Лю Сяо Лун. Китайское фортепианное искусство. 60 лет развития // «Фортепианное искусство» 16.11.2009 Электронный ресурс. Режим доступа: https://cheloveknauka.com/fenomen-fortepiannogo-ispolnitelstva-v-kitae-na-rubezhe-xx-xxi-vekov(Дата обращения 20.04.2022) МильштейнЯ.ФеренцЛист.М.:Музыка,1999. - 686с.Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа. М., 1961. – 128 с.Митекина Л. М. Ассоциативный сюжет в интерпретации (на примере Трансцендентного этюда № 10 f-moll) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2012. - С. 22 Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988. – 340 с.Новикова Е.С. Программность как воплощение идеи взаимодействия искусств в творчестве Ференца Листа: теоретико-методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). – C. 48-52Носова И.П.Социокультурная детерминация эволюции малых музыкальных форм в художественной культуре Нового времени: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. культурологии: Кемерово, 2009. - 17 с.ОвсянниковаТ.Ю.Этюд / Т.Ю. Овсянникова // Музыкальная энциклопедия: [в 6-т.]; [Гл. ред. Ю.В. Келдыш]. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6: Хейнце - Ягушин. - С. 581-582.Пианисты из Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: https://tvtambov.ru/news/kultura/tambov-posetili-pianisty-iz-kitaja/2019/02/20/(Дата обращения 20.04.2022) Портная И. Этюд как явление художественного творчества / И. Портная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - №1 (15): в 2-х ч. - Ч. 1. - С. 157-159. СтупинаА.С.ЖанрыэтюдавфортепианномтворчествеФ.Листа//КультурныетрендысовременнойРоссии:отнациональныхистоковккультурныминновациям.Сб.докладовVIIIВсерос.науч.-практ.конф.студентов,магистрантов,аспирантовимолодыхученых:в4т./подред.Н.В.Бараниченко.Белгород,2020.-С.130–135.Сюй Бо.Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. № 1. - С. 59-68.Терентьева Н. А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Л., 1974. - 24 с.Терентъева Н. Карл Черни и его этюды.- СПб.: Композитор,1999.-68 с.Этюд // Музыкальный словарь Гроува. Второе русское издание, испр. и доп. [пер. с англ.]. - М.: Практика, 2007. - С. 1060.Этюд. –Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wiktionary.org/wiki/Этюд(Дата обращения 20.04.2022) Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969 – 344 с. ЦыпинГ.М.Портретысоветскихпианистов.М.:Сов.композитор,1990. - 328с.Трансцендентный Трифонов Елена Чишковская, Электронный ресурс. Режим доступа: «Muzium»https://www.classicalmusicnews.ru/recording-industry/transcedent-trifonov/(Дата обращения 20.04.2022) Шонберг Г. Великие пианисты. – М.: «Аграф», 2003. – 401 с.Яворский Д. Ференц Лист и Фридерик Шопен: пересечение параллелей? 2017. Электронный ресурс. Режимдоступа: URL: https://docplayer.com/ 42091265-Ferenc-list-i-friderik-shopen.html(Датаобращения 20.04.2022) Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1994. Vol. 26. The Young Liszt (the surviving piano music by Liszt up to the age of sixteen)
2. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд.3 – М.: Музыка, 1978. – 458 с.
3. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики: Хрестоматия. Киев, 1974. – 356 с.
4. Алексеев А. История фортепианного искусства: Учебник. В 3-х ч. Ч. 1 и 2. - 2-е изд., доп. - М.: Музыка, 1988. - 415 с.
5. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Сов.комп., 1981 – 312 с.
6. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: в 2-х т. Л.: Музгиз (Ленингр. отд-ние), 1957. Т. 1. 1829-1867. - 455 с.
7. Бордонюк B.И.. Стилистика символизма в модификации фортепианных жанров прелюдии и этюда XIX - начала XX столетий: автореф. дисс…- Одесса, 2008. - 17 с.
8. Буасъе А. Уроки Листа. - СПб.: Композитор, 2002. - 75 с.
9. Бянь Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры. Дисс. канд. иск-я С.-Петербург, 1994 – 220 c.
10. Ван Сяовэй. Исследование китайского фортепианного образования с 1949 г., Хэбэйский пед. институт, 2010. – 210 с.
11. Ван Эй. Интервью с Ланг Лангом и Ли Юньди // «Диалог» 2007. 2014, 1 (14) Российский научный специализированный журнал. Электронный ресурс. Режим доступа: https://docplayer.com/65384973-2014-1-14-rossiyskiy-nauchnyy-specializirovannyy-zhurnal-russian-journal-of-academic-studies-issn.html (Дата обращения 20.04.2022)
12. Гринштейн С. Великие фортепианные педагоги прошлого. - СПб.: Композитор, 2004. - 144 с.
13. Губарева Л.Н., Смирнова Н.А. К вопросу эволюции жанра концертного этюда в творчестве Ф. Листа // Фортепианное наследие композиторов венской школы: история, педагогика, интерпретация. Сб. мат-лов III Международ. науч.-практ. конф. Белгород, 2020. - С. 79–84.
14. Демченко А.И. Ференц Лист: вехи эволюции. Ференц Лист и проблемы синтеза искусств: сб. научных трудов / сост. Г. И. Ганзбург; под общ. ред. Т.Б. Веркиной. Харьков, 2002. – С. 34-38
15. Должанский А. Н. Краткий музыкальный словарь. СПб.: Лань, 2000. – 468 с.
16. Зенкин К.В. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М.: 1997. - 415 с.
17. Известный пианист, великий музыкант и уважаемый педагог - господин Лю Шикунь. Текст радиопередачи от 6.07.2008 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://russian.cri.en/289/2008/06/07/l@238659.htm (Дата обращения 20.04.2022)
18. Крауклис Г.В. Симфонические поэмы Ф. Листа. - М.: Музыка, 1974. – 56 с.
19. Леонтьева Н. Антология и стилевые модификации жанра фортепианного этюда в первой половине ХХ века / Н. Леонтьева // Харьков: С.А.М., 2011. - Вип. 33. - С. 12-25.
20. Лист Ф. Соч. 1. Юношеские этюды для фортепиано / ред. Л.Просыпаловой и Н. Судзан. М.: Музыка, 1967. – 126 с.
21. Лю Сяо Лун. Китайское фортепианное искусство. 60 лет развития // «Фортепианное искусство» 16.11.2009 Электронный ресурс. Режим доступа: https://cheloveknauka.com/fenomen-fortepiannogo-ispolnitelstva-v-kitae-na-rubezhe-xx-xxi-vekov (Дата обращения 20.04.2022)
22. Мильштейн Я. Ференц Лист. М.: Музыка, 1999. - 686 с.
23. Мильштейн Я. Этюды Ф. Листа. М., 1961. – 128 с.
24. Митекина Л. М. Ассоциативный сюжет в интерпретации (на примере Трансцендентного этюда № 10 f-moll) // Актуальные вопросы искусствознания: музыка - личность - культура: сборник статей по материалам X Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. Саратов, 2012. - С. 22
25. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. Изд-е 5-е. М.: Музыка, 1988. – 340 с.
26. Новикова Е.С. Программность как воплощение идеи взаимодействия искусств в творчестве Ференца Листа: теоретико-методологический аспект // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). – C. 48-52
27. Носова И.П. Социокультурная детерминация эволюции малых музыкальных форм в художественной культуре Нового времени: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. культурологии: Кемерово, 2009. - 17 с.
28. Овсянникова Т.Ю. Этюд / Т.Ю. Овсянникова // Музыкальная энциклопедия: [в 6-т.]; [Гл. ред. Ю.В. Келдыш]. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6: Хейнце - Ягушин. - С. 581-582.
29. Пианисты из Китая. Электронный ресурс. Режим доступа: https://tvtambov.ru/news/kultura/tambov-posetili-pianisty-iz-kitaja/2019/02/20/ (Дата обращения 20.04.2022)
30. Портная И. Этюд как явление художественного творчества / И. Портная // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2012. - №1 (15): в 2-х ч. - Ч. 1. - С. 157-159.
31. Ступина А. С. Жанры этюда в фортепианном творчестве Ф. Листа // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сб. докладов VIII Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых: в 4 т. / под ред. Н. В. Бараниченко. Белгород, 2020. -С. 130–135.
32. Сюй Бо. Китайские пианисты на рубеже ХХ-ХХI веков: исполнительские достижения и система обучения // Южно-Российский музыкальный альманах. 2011. № 1. - С. 59-68.
33. Терентьева Н. А. Зарубежные инструктивные этюды и упражнения первой половины XIX века для фортепиано: автореф. дисс. … к. искусствоведения. Л., 1974. - 24 с.
34. Терентъева Н. Карл Черни и его этюды.- СПб.: Композитор, 1999.- 68 с.
35. Этюд // Музыкальный словарь Гроува. Второе русское издание, испр. и доп. [пер. с англ.]. - М.: Практика, 2007. - С. 1060.
36. Этюд. – Электронный ресурс. Режим доступа: ru.wiktionary.org/wiki/Этюд (Дата обращения 20.04.2022)
37. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М., 1969 – 344 с.
38. Цыпин Г. М. Портреты советских пианистов. М.: Сов. композитор, 1990. - 328 с.
39. Трансцендентный Трифонов Елена Чишковская, Электронный ресурс. Режим доступа: «Muzium» https://www.classicalmusicnews.ru/recording-industry/transcedent-trifonov/ (Дата обращения 20.04.2022)
40. Шонберг Г. Великие пианисты. – М.: «Аграф», 2003. – 401 с.
41. Яворский Д. Ференц Лист и Фридерик Шопен: пересечение параллелей? 2017. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://docplayer.com/ 42091265-Ferenc-list-i-friderik-shopen.html (Дата обращения 20.04.2022)
42. Howard L. Liszt - The Complete Piano Music. L.: Hyperion Records, Ltd., 1994. Vol. 26. The Young Liszt (the surviving piano music by Liszt up to the age of sixteen)
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики европейского композиторского фортепианного искусства XIX столетия?
Европейское композиторское фортепианное искусство XIX столетия было отмечено рядом характеристик, включая развитие технических возможностей инструмента, изображение широкого спектра эмоций, использование разнообразных форм и жанровых элементов.
Как развивался жанр этюда в фортепианной музыке в XIX столетии?
В XIX столетии жанр этюда в фортепианной музыке претерпел эволюцию. Использовались новые музыкальные идеи, художественные подходы и технические задачи, что привело к появлению более сложных и требовательных этюдов.
Какие художественно-стилевые особенности присутствуют в жанре концертный этюд Ф. Листа?
Жанр концертного этюда Ф. Листа отличается виртуозными техническими требованиями, сложной структурой, использованием богатой гармонии и эмоциональной мощностью. Он также является перекличкой с другими музыкальными жанрами и стилями.
Каковы историко-теоретические основы развития концертных фортепианных жанров в европейской композиторской практике?
Историко-теоретические основы развития концертных фортепианных жанров в европейской композиторской практике включают в себя влияние музыкальных школ и стилей предшествующих эпох, технические достижения в фортепианной технике, интерес композиторов к разнообразным формам выражения.
Каким образом китайские педагоги и пианисты внедряют концертные этюды Ф. Листа в своей практике?
Китайские педагоги и пианисты используют концертные этюды Ф. Листа в своей практике для развития технических навыков, музыкального выражения и понимания различных стилей и жанров. Эти этюды активно изучаются и исполняются как на концертах, так и на музыкальных соревнованиях.
Какие историко-теоретические основы лежат в основе развития концертных фортепианных жанров в европейской композиторской практике?
Основными основами развития концертных фортепианных жанров в европейской композиторской практике являются становление и характеристики европейского композиторского фортепианного искусства XIX столетия.
Какой жанр был эволюционирован в фортепианной музыке европейских композиторов XIX столетия?
Эволюция жанра этюд произошла в фортепианной музыке европейских композиторов XIX столетия. В творчестве таких композиторов, как Шопен и Шуман, этот жанр приобрел новые характеристики и стал более сложным и выразительным.
Каковы художественно-стилевые особенности жанра концертный этюд в творчестве Ф. Листа?
Жанр концертный этюд в творчестве Ф. Листа отличается высокой художественной экспрессией и сложностью исполнения. Он сочетает в себе технические сложности и музыкальную выразительность. Композитор использует разнообразные музыкальные темы и развивает их в своих этюдах.
Какие работы Ф. Листа представляют собой концертные этюды?
Ф. Лист написал несколько концертных этюдов, включая "Трансцендентные этюды", "Два концертных этюда", "Революционный этюд" и другие. Эти произведения сложны в исполнении и часто используются пианистами для развития техники и выразительности.