НДФЛ, его сущность, значение и перспективы развития
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.05.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение……………………………………………...…………………..2-4
Теоретические основы НДФЛ в РФ
Экономическая сущность НДФЛ и его место в налоговой системе РФ…………………………………………………………………………….….5-8
Характеристика налоговой базы, виды налоговых вычетов и порядок исчисления НДФЛ ………………………………………………..…9-11
Контроль налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ…………………………………..………12-19
Оценка действующего порядка взимания и уплаты НДФЛ
Анализ поступления НДФЛ в бюджет системы РФ (в федеральный бюджет и в бюджет Орловской области)………………………………..…..20-26
Пути совершенствования налогообложения доходов физических лиц в РФ
Совершенствования налогообложения НДФЛ………….…….27-31
Повышение эффективности налогового контроля по НДФЛ...32-38
Заключение. ……………………………………………………...……39-41
Список литературы ……………………………………………………….42
Сегодня налоговые льготы остаются неизменными и составляют следующие суммы:1400 руб. за первого и второго ребенка, 3000 — за третьего, последующих, а также детей-инвалидов. Проект предложения Министерства финансов Российской Федерации об увеличении этих сумм до 2000 и 4000 рублей пока не одобрен. На самом деле, незначительные налоговые льготы могут не оказать существенного влияния на финансовое положение определенных социальных групп, поэтому они остаются формальными.Предложения по улучшению стандартных налоговых вычетов по НДФЛ с целью приблизить их к эффекту необлагаемого минимума представлены в Таблице №3:Совершенствование стандарстных налоговых вычетовВид вычетаДействующие вычетыПредложенияСуммаПорядок предоставленияСуммаПорядок предоставленияДля любой категории налогоплательщикаОтменен в 2012 г.До уровня дохода, не более 40 т.р.На уровне прожиточного минимума в регионеДо уровня доходов, не превышающих 10 прожиточных минимумовНа ребенка до 18 лет1400До уровня дохода, не более 30 т.р.На уровне прожиточного минимума в регионеДо уровня доходов, не превышающих 10 прожиточных минимумов на 1 члена семьиГерои Великой Отечественной войны и инвалиды500На основании соответствующих документовНа уровне 2 прожиточных минимумов в регионеБез ограничения уровня доходаИнвалиды Чернобыльской атомной электростанции3000На основании соответствующих документовНа уровне 3 прожиточных минимумов в регионеБез ограничения уровня доходаВажно различать те области, которые следует поощрять с помощью налоговых льгот, и те, которые целесообразно поддерживать прямым бюджетным финансированием. Например, льготы по налогу на недвижимость при покупке жилья должны быть заменены целевой прямой поддержкой. Это позволило бы более тщательно и надежно оценивать соответствие критериям и оказывать адресную финансовую поддержку, сократив при этом административные расходы. Таким образом, решение вопроса о необходимости совершенствования системы налоговых вычетов при определении налоговой базы по НДФЛ позволит максимизировать регулирующую функцию и социальное воздействие.Повышение эффективности налогового контроля по НДФЛ.Проанализировав работу ИФНС Орловской областив области исчисления и выплаты НДФЛ, можно выделить следующие проблемы:1. Рост недоимок по налогу на доход физических лиц;2. Введение в ИФНС новой программы«АИС Нал0г-3», в связи с чем происходит потеря данных;3. Присутствие в государствесамозанятого населения, доходы которого декларируются не должным образом;4. Наличие недобросовестных работодателей, нанимающих работников с так называемой «зарплатой в конверте».Для повышенияэффективности налогового котроля по НДФЛ можно внести изменения в контрольную деятельность Федеральной налоговой службы. Для повышения взысканий по недоимкам, автор предлагает ввести вознаграждение для налоговых инспекторов, в виде 0,05% от суммы взыскания, при этом минимальное вознаграждение составляло бы 100 руб., а максимальное – 5 000 руб. В целях повышения взыскания недоимок можно ввести премию для налоговых инспекторов в размере 0,05% от взысканной суммы, с минимальным размером в 100 рублей и максимальным в 5 000 рублей.Так, при взыскании недоимки налогоплательщика в размере 1 000 000 рублей аудитор получал вознаграждение в размере 500 рублей. Это предложение станет отличным стимулом для налоговых инспекторов для выяснения обстоятельств и поощрения налогоплательщиков к своевременной уплате НДФЛ.К тому же необходимо предлагает ужесточить налоговый контроль за исчислением и уплатой налогоплательщиками налога на доходы физических лиц путем дополнительных проверок отдельных нарушителей и обязательных вызовов в Комиссию. Отказ от уплаты налога должен наказываться, например, если организация не в состоянии погасить задолженность, ее бизнес будет объявлен банкротом и ликвидирован с рынка.Так же для повышения эффективности налогового контроля руководству следует обеспечить бесперебойную работу программного продукта "Автоматизированная информационная система "Налог-3" путем найма сотрудников, являющихся экспертами в данной области и конкретно в этой программе. Руководство должно предоставить сотрудникам точные инструкции по использованию программного обеспечения, поскольку сотрудники не являются экспертами в этой области.К тому же есть необходимость в повышении контроля за самозанятым населением.В России неоспорима необходимость совершенствования по практическим вопросам, связанным с созданием среды, способствующей законному применению условий, которые облегчат самозанятым легальное ведение бизнеса,чтобы не обременять законопослушных налогоплательщиков. Для успешного решения этих задач необходимо активно использовать возможности современных программно-коммуникационных технологий и Интернета. Эффективность IT технологий в налоговом администрировании отмечают многие эксперты. Создание единого государственного электронного объединит самозанятых, повысит их доверие к государству, поможет им найти клиентов на свои услуги и обеспечит их полной информацией по всем вопросам, связанным с их деятельностью.Помимо развития соответствующих электронных услуг, важной государственной задачей является снижение анонимности физических лиц, особенно тех, кто предоставляет услуги через электронные посреднические интернет-источники. Этого можно достичь, в частности, путем усиления контроля за деятельностью интернет-ресурсов, создающих электронные площадки для взаимодействия между поставщиками услуг и их клиентами (биржи фриланса, службы такси, рекламные сайты и т.д.), а также путем установления требования к интернет-ресурсам регистрировать физических лиц, оказывающих услуги на таких ресурсах, предоставляя паспортные данные, номер социального страхования и другую информацию, необходимую для идентификации налогоплательщиков и расчета налоговых платежей, а затем передавать эту информацию в налоговые органы.Для решения этих проблем, направленных на снижение уровня анонимности фрилансеров, предлагающих услуги и осуществляющих сделки через электронные биржи фриланса, необходимы соответствующие поправки в российское законодательство.Следует учитывать, что электронные сетевые платформы (в том числе биржи фрилансеров) становятся центральным звеном электронной экономики и используются для осуществления электронных сделок между фрилансерами и их клиентами. Определение участников электронных сделок и их налоговой ответственности, характер и структура электронных сделок, а также масштабы экономических операций в электронной среде во многом зависят от поведения субъектов. Поэтому необходимо тщательно продумать законодательные, организационные, технологические и программные аспекты взаимодействия государственных органов, в том числе налоговых администраций, с этими платформами.Следует также рассмотреть вопросы, связанные с блокировкой деятельности таких сетевых платформ в российском секторе Интернета, если они уклоняются от соблюдения российского законодательства и сотрудничества с налоговыми органами. Кроме того, следует рассмотреть способы предотвращения обхода возможной блокировки. Серьезной проблемой регулирования деятельности таких ресурсов является то, что российские фрилансеры потенциально могут использовать сетевые платформы, расположенные вне российской юрисдикции, то есть, как правило, в других странах, деятельность которых не регулируется российским законодательством. Необходимо наладить соответствующее международное сотрудничество для противодействия исключению российских фрилансеров из российской правовой базы электронных экономических отношений, а также провести работу по дальнейшему развитию технологических и программных средств для предотвращения электронного взаимодействия и взаиморасчетов между самозанятыми лицами и клиентами через эти электронные платформы.Таким образом, проблема налогообложения самозанятых в России формируется под влиянием ряда социальных, экономических, технических и правовых факторов. Это непростая задача и требует комплексного подхода, включающего как серьезный пересмотр действующего законодательства, так и поиск соответствующих технических решений. В то же время отсутствие или частичный характер мер, не решающих всех существующих проблем, связанных с налогообложением самозанятых, способствует дальнейшему развитию теневой экономики в современных условиях, в которую вовлекается все большее количество граждан.Так же существует два основных подхода к легитимизации теневой экономики: увеличение "ожидаемого" наказания (путем повышения вероятности применения "карательных" мер и/или увеличения тяжести наказания) и стимулирование добровольного выхода из теневой экономики. Эти подходы редко используются по отдельности. Чаще всего применяется сочетание "более строгих" и "стимулирующих" мер. Практические меры по сокращению теневого сектора включают: 1. ужесточение требований для получения налоговых льгот в отраслях с высоким риском теневизации (Канада, Швеция, Великобритания, США); 2. расширение использования данных "третьих лиц" для выявления "бросающегося в глаза" потребления (чрезвычайно дорогих товаров и предметов роскоши) (Австралия);3. раскрытие имен значительных неплательщиков - политика "называй и позорь" (Великобритания); 4. создание системы стандартов или контрольных показателей для отраслей промышленности, чтобы показать взаимосвязь между вводимыми и производимыми ресурсами (Австралия); 5. обязательное использование сертифицированных (черный ящик) кассовых аппаратов в организациях, работающих за наличный расчет (Канада, Швеция, Греция); 6. обязательное использование реестров работников с обязательным указанием личных данных работника, рабочего времени, вида деятельности и названия организации (Швеция); 7. дополнительные санкции для налогоплательщиков, которые ранее были осуждены за уклонение от уплаты налогов (Великобритания); 8. создание службы связи с проверяемыми налогоплательщиками для мониторинга текущей ситуации и оказания помощи в случае необходимости (Австралия). Одной из наиболее успешных мер по борьбе с теневым сектором стало создание схем добровольного выхода из него крупных компаний. Основной упор в таких программах делается на снижение штрафов за добровольное переселение. Ключевыми элементами стимулов являются высокий уровень ответственности за нарушение налогового законодательства и значительно сниженные штрафы за добровольное "признание вины". В частности, снисхождение может выражаться в уменьшении штрафов, процентов и пени или в снятии уголовной ответственности с нарушителей. При обсуждении неформальной экономики следует особо упомянуть вопрос неформальной занятости. По некоторым оценкам, 60% несельскохозяйственных работников в мире заняты в неформальном секторе. Существует мнение, что чем выше уровень экономического развития в стране, тем ниже уровень неформальной занятости. Неформальная занятость наиболее распространена в Латинской Америке, Африке и Южной Азии. С этой точки зрения кажется, что эффективной мерой против неформальной занятости было бы увеличение темпов экономического роста. Однако это не совсем так. Во-первых, снижение неформальной занятости возможно только в том случае, если экономический рост происходит именно в тех секторах, где присутствует неформальная занятость (или если неформальные работники имеют легкий доступ к секторам, где происходит рост). Если рынок труда сегментирован, а мобильность работников низкая, экономический рост не решит проблему неформальных связей в сфере занятости. Во-вторых, экономический рост в низкопроизводительных секторах может, напротив, привести к увеличению неформальной занятости. Существуют исследования, которые показывают, что изменения в размере неформальной занятости меняются проциклически. Это можно объяснить шоками спроса на нетоварные товары, производители которых часто занимаются неформальной деятельностью. Хотя маловероятно, что неформальную занятость можно полностью ликвидировать, есть некоторые меры, которые могут способствовать ее сокращению. К ним относятся, прежде всего, повышение качества институциональной среды и создание эффективных механизмов для перехода к формальной занятости.Борьба с теневым сектором в России должна основываться на двух принципах: 1. комплексные меры и одновременная работа по всем направлениям борьбы с теневым сектором; 2. баланс между стимулирующими и ограничительными мерами.Сокращение теневого сектора во многом зависит от решения институциональных проблем России, которые включают низкий уровень доверия граждан к действиям правительства, недостаточную защиту прав и свобод и т.д.Повышение финансовой и фискальной грамотности населения и установление в общественном сознании связи между понятиями "уплата налогов" и "качество государственных услуг" может заложить основы для создания "общества налогоплательщиков" как фундаментального элемента гражданского общества в России.ЗаключениеРассматривая тему курсовой работы, можно утверждать, что сущность налога на доходы физических лиц - это денежные отношения между государством и физическим лицом, направленные на сбор части дохода физического лица в бюджет страны. История налога на доходы физических лиц начинается в период существования Советского Союза. Экономическая роль этого налога выражается в следующих функциях: фискальной и регулирующей. Подоходный налог с физических лиц является важной частью налоговой системы Российской Федерации. Налоги с физических лиц играют значительную роль в формировании налоговых поступлений в бюджеты, и это особенно актуально для налога на доходы физических лиц. Налог на прибыль занимает 13% консолидированного бюджета России. В данной курсовой работебыли рассмотрены основные понятия и элементы налога на доходы физических лиц.Практически любой налогоплательщик может претендовать на получение вычета по НДФЛ, но для этого должны быть соблюдены все условия. Согласно Налоговому кодексу РФ, налоговый вычет - это сумма, уменьшающая налоговую базу, с которой уплачивается налог. Налоговый вычет можно также понимать как возврат ранее уплаченного индивидуального подоходного налога в отношении деятельности, на которую распространяется налоговый кредит. Также в курсовой работе рассмотрены виды налоговых льгот и порядок их применения. Каждый вид налоговых льгот подлежит отдельной процедуре.Для получения стандартного вычета необходимо представить в бухгалтерию определенные документы, подтверждающие право на вычет. Этот вычет является самым распространенным, на него приходится 78% вычетов по НДФЛ в 2017 году и 82% в 2018 году. При обращении за социальным вычетом налогоплательщик должен заполнить декларацию по налогу на доходы физических лиц (3-НДФЛ) и представить ее в налоговую инспекцию вместе с перечнем документов. В этом случае налоговый кредит предоставляется в виде возврата определенной суммы денег налогоплательщику. В 2017 году социальный налоговый кредит составлял небольшую долю от общего налогового кредита - 0,28%, в 2018 году - 1%.Налогоплательщики могут получить вычет двумя способами: через налогового агента и через налоговую инспекцию. Для получения вычета через налогового агента налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию перечень необходимых документов для получения уведомления о вычете с указанием размера разрешенного вычета. В налоговый орган необходимо представить справку 3-НДФЛ и документы, подтверждающие право на вычет. По общему объему налоговых вычетов 2017 год (17%) и 2018 год (18%) занимают второе место - 18%. Для некоторых налогоплательщиков могут быть доступны профессиональные налоговые льготы. Эти вычеты могут быть предоставлены в пределах суммы фактически понесенных и документально подтвержденных расходов. Однако в исключительных случаях самозанятым лицам может быть предоставлен вычет в размере 20% от общего дохода вместо учета фактически понесенных расходов. Вычет принимает форму суммы, которая уменьшает налогооблагаемую сумму по НДФЛ. В 2017-2018 годах вычет составил 1% на каждый из общих вычетов. Инвестиционный налоговый вычет может быть заявлен через налоговую инспекцию. Чтобы получить этот вычет, необходимо подать в налоговую инспекцию заполненную декларацию по 3-НДФЛ с соответствующими документами. Налоговый вычет предоставляется на сумму расходов в данной ситуации по перечню расходов, определенному Налоговым кодексом РФ. Доля этого вычета в общей сумме вычетов незначительна - 0,28% в 2017 году и -1% в 2018 году.Рассматривая статистику налоговых кредитов за 2016-2018 годы, мы видим, что их количество увеличивается с каждым годом. За этот период произошел рост на 7,4%. Это говорит о том, что налогоплательщики со временем становятся более информированными и постепенно используют инструменты для минимизации своих расходов. В этом случае также вступает в игру регулятивное значение подоходного налога с физических лиц. Поскольку доходы более обеспеченной части населения перераспределяются между налогоплательщиками, нуждающимися в льготах. Поэтому налогообложение физических лиц является важнейшим элементом налоговой системы в Российской Федерации. Подоходный налог с физических лиц влияет на внимание как государства, так и его граждан. Поэтому при проведении реформ необходимо учитывать интересы обеих сторон. В России основным направлением совершенствования налогообложения физических лиц должно стать снижение налогового бремени и совершенствование системы налоговых стимулов.Список использованных источников:Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО/ под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017 Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглубова, Н.М. Бобошко. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: ИНИТИ-ДАНА, 2016"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2022)Проект Министерства Финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695 Гончаренко Л. И., Савина О. Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. Письмо ФНС РФ от 29 декабря 2017 г. № АС-4-16/26923@[Электронный ресурс], действуйщая редакция.Майбуров И.А. Налоги и налогообложение 2007 г.Пансков, В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков/ В.Г. Пансков // Финансы. - 2011. - №12.
Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО/ под ред. Г.Б. Поляка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»/ [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглубова, Н.М. Бобошко. — 4-е изд., перераб и доп. — М.: ИНИТИ-ДАНА, 2016
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2022)
Проект Министерства Финансов Российской Федерации «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».[Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов РФ. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=119695
Гончаренко Л. И., Савина О. Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6.
Письмо ФНС РФ от 29 декабря 2017 г. № АС-4-16/26923@[Электронный ресурс], действуйщая редакция.
Майбуров И.А. Налоги и налогообложение 2007 г.
Пансков, В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков/
В.Г. Пансков // Финансы. - 2011. - №12.
Вопрос-ответ:
Что такое НДФЛ?
НДФЛ - это налог на доходы физических лиц, который взимается с доходов, получаемых гражданами Российской Федерации.
Какова экономическая сущность НДФЛ?
Экономическая сущность НДФЛ заключается в том, что данный налог является одним из основных источников доходов государства и используется для финансирования различных государственных программ и социальных нужд.
Какова роль НДФЛ в налоговой системе РФ?
НДФЛ занимает важное место в налоговой системе РФ, так как является одним из основных налогов, взимаемых с населения. Он составляет значительную часть доходов бюджета.
Какие виды налоговых вычетов существуют при исчислении НДФЛ?
При исчислении НДФЛ применяются различные виды налоговых вычетов, такие как: налоговый вычет на детей, налоговый вычет на обучение, налоговый вычет на лечение и т.д.
Как осуществляется контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ?
Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ осуществляется налоговыми органами. Они проводят проверки, запрашивая соответствующую документацию у налогоплательщиков.
Что такое НДФЛ и какую роль он играет в российской налоговой системе?
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - это налог, который взимается с доходов, полученных физическими лицами. Он является важной составляющей российской налоговой системы, поскольку позволяет государству получать средства на финансирование важных социальных программ и обеспечение функционирования государства.
В чем экономическая сущность НДФЛ и какое место он занимает в налоговой системе России?
Экономическая сущность НДФЛ заключается в том, что он является налогом на доходы физических лиц, то есть взимается с заработанных ими денег. НДФЛ занимает важное место в налоговой системе России, так как он является одним из основных источников доходов государства.
Существуют ли налоговые вычеты при исчислении НДФЛ и какой порядок их применения?
Да, существуют налоговые вычеты при исчислении НДФЛ. Налоговый вычет - это сумма денег, которая может быть вычтена из дохода физического лица, установленная законодательством для уменьшения налогооблагаемой базы. Порядок применения налоговых вычетов определяется законодательством и зависит от различных условий и категорий налогоплательщиков.
Каковы механизмы контроля налоговых органов за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ?
Налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты НДФЛ. Этот контроль осуществляется путем проверок, аудитов и перепроверок деклараций налогоплательщиков. В случае выявления нарушений, налоговые органы могут применять штрафы и санкции в соответствии с законодательством.
Каковы основные проблемы и перспективы развития взимания и уплаты НДФЛ?
Основные проблемы взимания и уплаты НДФЛ связаны с несовершенством законодательства, сложной процедурой декларирования и сложностью контроля за правильностью исчисления и уплаты налога. Перспективы развития взимания и уплаты НДФЛ связаны с внедрением новых технологий и автоматизации процессов, упрощением процедуры декларирования и контроля, а также усилением мер по борьбе с налоговым уклонением.
Какая экономическая сущность у НДФЛ и какое место он занимает в налоговой системе РФ?
НДФЛ (налог на доходы физических лиц) является прямым налогом на доходы граждан. Его сущность заключается в обложении налогом доходов физических лиц, полученных как от предпринимательской деятельности, так и из других источников. НДФЛ является одним из основных источников доходов бюджета РФ и занимает важное место в налоговой системе страны.
Каковы виды налоговых вычетов и как они влияют на исчисление НДФЛ?
Виды налоговых вычетов включают: вычеты на детей, вычеты на обучение, вычеты на лечение и другие. Налоговые вычеты позволяют уменьшить налогооблагаемую базу и, соответственно, сумму НДФЛ. Например, если человек имеет налоговый вычет на детей, то он может уменьшить сумму налога в зависимости от количества детей.