Коммуникативные характеристики дошкольников в полных и неполных семьях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 66 66 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 25.06.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
_Toc103639522
Введение 4
Глава 1. Теоретический аспект исследования коммуникативной компетентности дошкольников в полных и неполных семьях 8
1.1 Развитие коммуникативных навыков как психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Характеристика особенностей детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 12
1.2 Особенности развития коммуникативной компетентности дошкольников из полных и неполных семей 16
Глава 2. Организация эмпирического исследования коммуникативных характеристик детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей 20
2.1 Процедура исследования 20
2.2 Описание выборки исследования 21
2.3 Методики исследования 21
2.4 Методы обработки данных 25
2.5 Математико-статистические методы исследования 25
Глава 3. Результаты эмпирического исследования коммуникативных характеристик детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных семей 26
3.1 Сравнительный анализ особенностей развития коммуникативных характеристик дошкольников в полных и неполных семьях 26
3.2 Результаты проведения программы развития коммуникативных компетентностей у старших дошкольников из полных и неполных семей 32
3.3. Особенности развития коммуникативных характеристик дошкольников в полных и неполных семьях после проведения программы развития 40
Практические рекомендации 47
Выводы 50
Заключение 52
Список литературы 61
Приложения 66











Фрагмент для ознакомления

Данный прогресс оказывается весомый, так как при проведении первичной диагностики, дети в большинстве своем своего главного «героя» олицетворяли с самим собой, с мамой, с друзьями, с чужими людьми, и в редких случаях с отцом (все обследуемые дети воспитываются без отца).В контрольной группе, дети по-прежнему в большей степени олицетворяют себя с самим собой, потом с мамой, потом с отцом. Здесь обнаруживается значимый показатель того, что ребенок воспитывается в полной семье, и конечно же, выбирает олицетворение с родителями тоже.2. После проведения эксперимента, у экспериментальной группы резко изменились и личностные характеристики «героя». Если на констатирующем этапе превалирующими были потребности «агрессии», «уничтожения», то на контрольном этапе большинство детей, определили личностную характеристику героя как «чувственность», «опека», «игра». Данные потребности были определены и в контрольной группе (как на констатирующем этапе эксперимента, так и на контрольном).3.Механизмы защиты «героя» также кардинально изменились. Если в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента были выбраны формы «отрицание» и «всемогущий контроль», то после реализации программы, дети выбрали механизмы защиты в форме диссоциации. В контрольной группе, на контрольном этапе эксперимента большинством была выбрана форма проекции. 4.Уровни описания также кардинально изменились в экспериментальной группе. Если до внедрения программы, у большинства детей были уровни построения сюжета и интерпретации, то после ее реализации, появились уровни обобщения и фиксации деталей, что очень важно для формирования коммуникативных навыков и предстоящей школьной жизни. В контрольной группе, у большинства детей был уровень построения сюжета.Исходя из проведения данной методики, мы пришли к выводу, что большинство детей растущих в неполных семьях склоны или уже испытывают такое чувство как агрессия. Такие дети не готовы идти на компромисс, не учитывают мнение другие, плохо коммуницируют, возможно, это связано, в том числе с микроклиматом в семье.4.Рисуночная методика Т.А. Репиной - «Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)» Проведя данную методику, мы выяснили, что очень высокий уровень эмоциональной привлекательности выявлен у 14 детей (12 (80%) из экспериментальной и 2 (13%) из контрольной группы). Дети данного уровня рисовали своих друзей предпочтительными для них цветами, и это свидетельствует о том, что дети общительны со сверстниками, дружелюбны. Высокий уровень эмоциональной привлекательности выявлен у 4 детей (3 (20%) из экспериментальной и у 1 (7%) из контрольной группы). Дети данного уровня для изображения друзей выбрали только два цвета фломастера, что говорит о том, что дети дружелюбны, но плохо идут на компромисс и ограничивают свою социальную дистанцию.Средний уровень выявлен у 4 (27%) детей из контрольной группы, в экспериментальной группе детей с средним уровнем не выявлено. Дети в своих рисунках использовали и предпочтительные и непредпочтительные цвета.Низкий уровень эмоциональной привлекательности обнаружен у 8 (53%) детей из контрольной группы, у детей с экспериментальной группы низкий уровень не выявлен. Дети выбирали в основном 1 или 2 цвета, которые не являлись для них предпочтительными, что говорит о недоверии, обиде, агрессии.5. Опросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» А. М. Щетинина.Анализ результатов по данной методике показал, что у 14 детей (11 из контрольной и у 3 из экспериментальной группы) был выявлен гуманистический тип эмпатии. Данные дети проявляют эмоциональную отзывчивость к сверстник и активно включаются в ситуацию и предлагают помощьСмешанный тип эмпатии был выявлен у 3 детей их экспериментальной группы. У 6 детей (1 из экспериментальной и 5 из контрольной) был выявлен эгоцентрический тип эмпатии. Дошкольники пытались обратить внимание взрослого только на себя, эмоционально реагирували на боль другого, но при этом отмечали, что он в таких ситуациях, например, не плачут.У 7 детей их контрольной группы, был выявлен низкий уровень сформированностиэмпатии. Дети данного уровня не проявляют эмоциональной отзывчивости к сверстнику, очень слабо реагируют на переживания и боль другие детей, не испытывают сочувствия.Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута.Список литературыАбраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 60-70.Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб.для вузов. - М.: Юрайт, 2010. – 181 с.Андреенко Т.А, Развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 155 с.Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре :автореф. дисс. канд. психол. наук.- М., 1987. - 16 с.Арушанова А. Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №5. - С. 22-25Арушанова А.Г., Иванкова, Р.А.Игровые диалоги. 5-8 лет. Развитие речи и культуры общения. – М. : Высшая школа, 2011. – 223 с.Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.Белова И.М. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3 (часть 3). – 700 с.Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/ (дата обращения: 22.04.2022)Былкина Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2011. № 5. С. 23-27.Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 2016. С. 15-17Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с.Волков Б.С. Возрастная психология: учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу. - М.: Владос, 2010. – 173 с. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. – 80с.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М. : Просвещение, 1967. – 265 с.Габышева Т. Е. Формирование эмпатии детей среднего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 24.04.2022)Гаврилова Т.П. Психология семьи. – М.: Амфора, 2012. – 234 с.Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста :автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1977. – 36 с.ГруздоваИ.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. Наук. - М., 1998. – 14 с.Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализ. Деятельность детей 4 – 6 лет : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2004. – 125 с.Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9-14.Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвешение, 1985. –175 с.Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб.заведений. – М.: Академия, 2003. – 273 с.Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4. – С. 120-127.Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие. - М. : Смысл, 2005. - 345 с. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. – № 3. – С. 117–124.Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М., 1974. – 36 с.Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как основной фактор возникновения активной речи в раннем возрасте // Материалы симпозиумов XXIV Все–союз. совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 125–летию со дня рождения И. П. Павлова. – М., 1974. – С. 295–297.Лисина М. И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974. – С. 128–146.Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого–педагогические проблемы общения. – М., 1979. – С. 60–79.Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – М.: МПГУ, 1997. –16 с..Лосева И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста: монография. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 102 с.Максакова А.И. Учите, играя. – М. :Просвещение, 2007. – 198 с.Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. - 145 с.Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. – М. :Линка-Пресс, 2015. – 91 с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 112 с.Новоселова С.Л. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника. - М: Просвещение, 2003. - 336 с.Римашевская Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2(50). – С. 105-112.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000 .– 254с.Рузская А.Г., ГаношенкоН.И., МещеряковаС.Ю. и др. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. - М., 2001. – 234 с.Сафронова М.А. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 348 с.Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск.: Харвест, 1998. – 365с.Спиваковская А. С. Психотерапия: Игра, детство, семья. T.1. Т.2. - М. :ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.Усова А. П.Роль игры в воспитании детей. - М: Просвещение, 1976. - 96 с.Усова А. П. Об организации обучения дошкольников. - М: Сфера, 2011. – 254с.Ушакова О. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. - Волгоград, 2012. – 123 с.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.Фомичева О. А. Игровая деятельность дошкольника // Молодой ученый, 2016. - №12. - С. 923 - 926.Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. - №10. - С. 13-17 Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 276 с.Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика. - М. : Просвещение, 1978. – 45 с.Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. М. : Институт практической психологии, 2010. – 213 с.ПриложенияПриложениеАМетодика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор:М.И. Лисина)ПриложениеБКартинка 1 Картинка 2Картинка 3 Картинка 4Картинка 5 Картинка 6Картинка 7 Картинка 8Картинка 9 Картинка 10ПриложениеВМетодика «Нарисуй, как ты играешь с другом (подругой)» (Автор:Т.А. Репина)Приложение ГОпросник «Характер проявлений эмпатических реакций и поведения у детей» (А.М.Щетинина)ПриложениеДСосатав выборки№пол (1-м, 2-ж)возрастсостав семьи (полная-1, неполная -2)126121613272417152626162726181619272101711126212162132611417215261161621726218172192612017121261221722326224171252612627227161282722916130272ПриложениеЕРезультаты проведения коммуникативной игры «Разговор по телефону» до проведения эксперимента№ п/пИмя ребенкаКомпонентыОбщее кол-во балловАктивность в общенииКультурное речевое поведениеПостроение общения с учетом ситуацииПоследовательность выражения мыслейОценивание поступковФормулы речевого этикетаАктивный словарьЭкспериментальная группа1Арина В.111001152Бронислава Ю.201101163Борис Х.100101144Валерия Я.000110025Вероника П.100110036Влад П.011020267Георгий П.101010148Дима Б.000121159Дарья У.1100010310Дамир П.0100100111Жан В.1100100312Жанна Ш.2101211813Каролина В.0001110314Лиана Т.1001100315Яна А.10011014Контрольная группа1Алена К.110122292Артем В.211211193Богдан Т.100122174Белла Т.000111145Виктор А.2111212106Вадим З.010110037Гульназ Р.100110148Диана П.001101149Дарина Д.2110101610Егор С.1001000211Елена Ц.2111011712Захар К.1010110413Инна Б.1001011414Лев У.1001011415Назар В.11001104Для сравнения группы «Экспериментальная» и группы «Контрольная» до эксперимента между собой был использован критерий Т-Вилкоксона. Данные представлены в таблице.Таблица. Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона.Названия шкалСреднее значение в группе «Экспериментальная»Среднее значение в группе «Контрольная»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиАктивность в общении1.0670.80017.50.102Культурное речевое поведение0.4670.4009.00.655Построение общения с учетом ситуации0.4000.26722.50.48Последовательность выражения мыслей0.8670.60027.00.157Оценивание поступков0.8670.93337.00.869Формулы речевого этикета0.8670.46731.50.034*Активный словарь0.8670.60036.50.331Общее кол-во баллов5.4004.06759.50.105Результаты проведения коммуникативной игры «Разговор по телефону» после проведения эксперимента№ п/пИмя ребенкаКомпонентыОбщее кол-во балловАктивность в общенииКультурное речевое поведениеПостроение общения с учетом ситуацииПоследовательность выражения мыслейОценивание поступковФормулы речевого этикетаАктивный словарьЭкспериментальная группа1Арина В.2222222142Бронислава Ю.2212122123Борис Х.2112122114Валерия Я.1112212105Вероника П.2112212116Влад П.1222212127Георгий П.2121212118Дима Б.2112222129Дарья У.22111211010Дамир П.12122211111Жан В.22222121312Жанна Ш.22122221313Каролина В.11122211014Лиана Т.21222121215Яна А.211221211Контрольная группа1Алена К.110122292Артем В.211211193Богдан Т.100122174Белла Т.000111145Виктор А.2111212106Вадим З.010110037Гульназ Р.100110148Диана П.001101149Дарина Д.2110101610Егор С.1001000211Елена Ц.2111011712Захар К.1010110413Инна Б.1001011414Лев У.1001011415Назар В.11001104Для сравнения группы «Экспериментальная» и группы «Контрольная» между собой был использован критерий Т-Вилкоксона. Данные представлены в таблице.Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона после экспериментаНазвания шкалСреднее значение в группе «Экспериментальная»Среднее значение в группе «Контрольная»Эмпирическое значение критерияУровень значимостиАктивность в общении1.0671.7330.00.004**Культурное речевое поведение0.4671.4670.00.001***Построение общения с учетом ситуации0.4001.3330.00.004**Последовательность выражения мыслей0.8671.8670.00.001***Оценивание поступков0.8671.8003.50.007**Формулы речевого этикета0.8671.5330.00.008**Активный словарь0.8671.8000.00.002**Общее кол-во баллов5.40011.5330.00.001***ПриоржениеЖ«Выявление уровня развития коммуникативных навыков» М.И. Лисинадо проведения жксперимента «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» М.И. Лисина; Имя ребенка Порядок выбора ситуаций:Основной объект внимания в первые минуты опыта:Характер активности по отношению к объекту вниманияУровень комфортности во время экспериментаАнализ речевых высказываний детейИтогоИгры, занятияЧтение книгиБеседа на личные темыИгрушкиКнигиВзрослыйНе смотритБеглый взглядПриближениеПрикосновенияречевые высказыванияНапряжен, скованОзабоченСмущен СпокоенРаскованВеселПо формеПо теме:ФункцииПо содержанию:Продолжительность деятельностиСитуативныеВнеситуативныеНесоциальныеСоциальныеПросьбы о помощиВопросыВысказыванияКонстатирующие высказыванияВысказывания о пренадлежностиОценка мненияМинимальная - до 3 минутСредняя - до 5 минутВысокая - до 10 минут и болееЭкспериментальная группаАрина В.10010000030000300101002010010014Бронислава Ю.10010000030000040101010010002015Валерия Я.01002000200010000020210002010014Вероника П.00100300004000000021002302310022Влад П.10010002000010000100210310302018Георгий П.00300301030012000020202000310023Дима Б.02002001001000305100102010010020Дарья У.00300300005123000021002010010024Дамир П.00300300005120000001002010010019Жан В.10010000030000300101002010010014Жанна Ш.00100300004000000021002302310022Каролина В.00300300005123000021002010010024Лиана Т.10010000030000040101010010002015Яна А.10010000030000040101010010002015Контрольная группа Алена К.10010000030000300101002010010014Артем В.00100300004000000021002302310022Богдан Т.10010002000010000100210310302018Белла Т.10010000030000300101002010010014Виктор А.10010002000010000100210310302018Вадим З.00300301030012000020202000310023Гульназ Р.00100300004000000021002302310022Диана П.10010000030000300101002010010014Дарина Д.10010000030000040101010010002015Егор С.01002000200010000020210002010014Елена Ц.10010000030000040101010010002015Захар К.10010000030000040101010010002015Инна Б.00300301030012000020202000310023Лев У.02002001001000305100102010010020Назар В.00300300005123000021002010010024экспер группа (ср результатыконтрольная группаU - значение критерия Манна-Уитни p-value (уровень значимости)итог18,5018,0797,00,74Чтение книги0,210,20104,00,98Беседа на личные темы1,000,7394,00,65Книги0,290,27104,00,98Взрослый1,291,0095,00,68Не смотрит0,000,00105,00,98Беглый взгляд0,290,4792,00,59Приближение0,140,13104,51,00Прикосновения1,291,6094,00,65речевые высказывания1,710,9385,00,39Напряжен, скован0,210,0789,50,51Озабочен0,640,4796,00,71Смущен0,570,47102,00,91Спокоен0,640,8099,50,83Раскован0,860,80103,50,97Весел0,360,33104,51,00Внеситуативные0,860,80102,00,91Социальные0,500,7392,00,59Вопросы1,291,20100,50,86Высказывания0,640,8099,50,83Высказывания о пренадлежности0,430,40103,50,97Оценка мнения0,861,2093,00,62Средняя - до 5 минут0,570,67100,00,84Высокая - до 10 минут и более0,000,00105,00,98«Выявление уровня развития коммуникативных навыков» М.И. Лисина после проведения жксперимента«Выявление уровня развития коммуникативных навыков» М.И. Лисина;Имя ребенка   Порядок выбора ситуаций: Основной объект внимания в первые минуты опыта: Характер активности по отношению к объекту внимания   Уровень комфортности во время эксперимента   Анализ речевых высказываний детей  ИтогоИгры, занятия Чтение книги Беседа на личные темы Игрушки Книги Взрослый Не смотрит Беглый взгляд Приближение Прикосновения речевые высказывания Напряжен, скован Озабочен Смущен  Спокоен Раскован Весел По форме По теме: Функции  По содержанию:  Продолжительность деятельности   СитуативныеВнеситуативныеНесоциальныеСоциальныеПросьбы о помощиВопросыВысказыванияКонстатирующие высказыванияВысказывания о пренадлежностиОценка мненияМинимальная - до 3 минутСредняя - до 5 минутВысокая - до 10 минут и более Экспериментальная группаАрина В.12012000234010333100212312300343Бронислава Ю.12012000234000045100212312302041Валерия Я.12012000234000335100211012000337Вероника П.12312300234000345120202322300353Влад П.12012000234010333100212312300343Георгий П.10310301030000045020212310300338Дима Б.12012001204000335100212010000334Дарья У.10310300005000345021012312300343Дамир П.12312300235000335020212012302048Жан В.10310300034000345120212312300347Жанна Ш.01200300204000335021012312300341Каролина В.02302300234000345020212010300345Лиана Т.12012000234000345100212312002041Яна А.12312300234000345120212312300353 12129213150 43,35714 225121-114  Алена К.10010000030000300101002010010014Артем В.00100300004000000021002302310022Богдан Т.10010002000010000100210310302018Белла Т.10010000030000300101002010010014Виктор А.10010002000010000100210310302018Вадим З.00300301030012000020202000310023Гульназ Р.00100300004000000021002302310022Диана П.10010000030000300101002010010014Дарина Д.10010000030000040101010010002015Егор С.01002000200010000020210002010014Елена Ц.10010000030000040101010010002015Захар К.10010000030000040101010010002015Инна Б.00300301030012000020202000310023Лев У.02002001001000305100102010010020Назар В.00300300005123000021002010010024allkidsdifferences are highlighter in redbeforeafterTp-levelЧтение книги0,20690,82760,000000,005062Беседа на личные темы0,86211,17243,500000,0678900,0000Книги0,27590,82760,000000,011719Взрослый1,13791,34482,50000Беглый взгляд0,37930,31032,50000Приближение0,13790,82760,000000,005062Прикосновения1,44831,96550,000000,043115речевые высказывания1,31032,34481,000000,010863Смущен 0,51720,24142,500000,108810Спокоен0,72411,65520,000000,007686Раскован0,82762,13790,000000,003346Весел0,34482,44830,000000,001474Внеситуативные0,82760,96552,500000,361311Социальные0,62071,20690,000000,007686Вопросы1,24141,55172,500000,043115Высказывания0,72411,44832,500000,130546Высказывания о пренадлежности0,41380,96550,000000,000517Оценка мнения1,03451,75862,500000,207579Средняя - до 5 минут0,62070,55172,000000,255989Итого18,275928,03450,000000,000982experementalgroupTp-levelЧтение книги0,000000,005062Беседа на личные темы0,000000,067890Книги0,000000,011719Взрослый0,00000Беглый взгляд0,00000Приближение0,000000,005062Прикосновения0,000000,043115речевые высказывания1,000000,010863Смущен 0,000000,108810Спокоен0,000000,007686Раскован0,000000,003346Весел0,000000,001474Внеситуативные2,500000,361311Социальные0,000000,007686Вопросы0,000000,043115Высказывания0,000000,017961Высказывания о пренадлежности0,000000,011719Оценка мнения0,000000,017961Средняя - до 5 минут2,000000,592980Итого0,000000,000982controlgroupthe data hasn't changedat all!!!!! Thisdoesen'thappenValidTZp-level1 & 23150,000002 & 24150,000003 & 25150,000004 & 26150,000005 & 27150,000006 & 28150,000007 & 29150,000008 & 30150,000009 & 31150,0000010 & 32150,0000011 & 33150,0000012 & 34150,0000013 & 35150,0000014 & 36150,0000015 & 37150,0000016 & 38150,0000017 & 39150,0000018 & 40150,0000019 & 41150,0000020 & 43150,00000Приложение ЗРезультаты проведения методики САТ до экспериментаСАТ Значимый другой потребностимеханизмы защитыУровни описанияИмя пебенкатексты яматьотецсестры братьяБабушки, дедушки Другие родственникиДруг, подругаЧужие люди Животныеобщее число персонажейУничижениеДостижениеАффилиацияАгрессияПовиновение/ПодчинениеСамооправданиеДоминированиеДемонстративностьИзбегание опасностиИзбегание неудачОпекаПорядок ИграОтвержениеЧувственностьСексПоиск помощипониманиеавтономияПримитивная изоляцияОтрицаниеВсемогущий контрольПр. Идеализация, ВсемогуществоРасщипленное эгоДиссоциацияПроекция,ИнтроекцияПримитивизацияФиксация деталейсюжетуровень интерпретации уровень обобщенияАрина В."Цыалята за столом"300100000220040343010121102011301012110201Бронислава Ю."Медведи, перетягивающие канат"410010000303003101441223201012144122320101Валерия Я."Лев с трубкой"221120000502002100231213304203023121330420Вероника П."Кенгуру с кенгурятами"200003003300103001232200504204123220050420Влад П."Два медвежока в кроватке"043000022200002112042000001120400021120422Георгий П."Медведи в затемненной пещере"000000043202102211042021002110421022110422Дима Б."Разъяренный тигр и обезьяна200000034224201322042242003220442013220422Дарья У."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"400000034243221441032432204410332214410322Дамир П."Зайченок в темной комнате"120000034232230100032322301000322301000322Жан В."Щенок на лапах взрослой собаки"220020034222230202032222302020322302020322Жанна Ш."Цыалята за столом"410410031311030301232110303012310303012322Каролина В."Медведи, перетягивающие канат"012000232201000410143010004101410004101423Лиана Т."Лев с трубкой"002000030320002132142200001321400021321432Яна А."Кенгуру с кенгурятами"001000040240001223143400002231400012231423Алена К."Два медвежока в кроватке"031000041330301310132303003101303013101332Артем В."Медведи в затемненной пещере"101302033223321402133233204021333214021323Богдан Т."Разъяренный тигр и обезьяна200010024312322121322123201213223221213232Белла Т."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"200000303201303230323013002303213032303223Виктор А."Зайченок в темной комнате"310000002322204332222222003322222043322232Вадим З."Щенок на лапах взрослой собаки"120000001242212411223422104112222124112223Гульназ Р."Цыалята за столом"130000001332211110212322101102122111102132Диана П."Медведи, перетягивающие канат"030000002220200202113202002021102002021123Дарина Д."Лев с трубкой"231020100310402303022104003030204023030232Егор С."Кенгуру с кенгурятами"210111030202403400023024004000224034000223Елена Ц."Два медвежока в кроватке"100300030323411102022234101020234111020232Захар К."Медведи в затемненной пещере"401200030211312211023113102110213122110223Инна Б."Разъяренный тигр и обезьяна102100031302301310032023003100323013100332Лев У."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"012001132203300402033033004020333004020323Назар В."Зайченок в темной комнате"021202134303201121032032001210332011210332Для сравнения группы «Экспериментальная» и группы «Контрольная» между собой был использован критерий Т-Вилкоксона. Данные представлены в таблице.\ Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона – до экспериментаНазвания шкалСреднее значение в группе «Экспериментальная»Среднее значение в группе «Контрольная»Эмпирическое значение критерияУровень значимостия1.3331.60023.50.679мать1.2671.06751.00.695отец0.6000.66714.01сестры братья0.8000.40027.00.196Бабушки, дедушки0.2670.4005.00.48Другие родственники0.4000.20010.00.496Друг, подруга0.4000.13311.00.336Чужие люди1.8002.33319.50.411тексты1.6001.86739.50.673общее число персонажей2.5332.53314.01Уничижение0.8670.60029.00.431Достижение1.7331.33329.00.431Аффилиация2.2000.73366.00.003**Агрессия0.5331.00017.00.28Повиновение/Подчинение1.6001.20038.50.253Самооправдание2.5332.06758.50.317Доминирование1.0001.26718.00.59Демонстративность1.1331.26739.50.666Избегание опасности1.0000.93349.50.773Избегание неудач2.2003.33311.00.007**Опека2.4671.86728.00.014*Порядок1.4001.86737.00.322Игра1.7331.33347.50.498Отвержение2.8671.26764.50.005**Чувственность0.5331.4679.00.056Секс0.0670.0671.51Поиск помощи2.5332.46760.50.976понимание1.0001.26713.50.521автономия1.1331.06739.01Примитивная изоляция0.2670.5333.50.102Отрицание0.2000.33310.50.527Всемогущий контроль0.0670.3330.00.046*Пр. Идеализация, Всемогущество0.0670.0671.51Расщипленное эго0.2000.3331.50.414Диссоциация0.3330.40012.00.705Проекция,0.1330.0672.00.655Интроекция0.1330.2671.50.414Примитивизация0.1330.0672.00.655Фиксация деталей1.0000.66758.00.357сюжет2.2003.33313.50.012*уровень интерпретации2.5331.86728.00.014*уровень обобщения2.4671.73328.00.016*Результаты проведения методики САТ после экспериментаСАТ Значимый другой потребностимеханизмы защитыУровни описанияИмя пебенкатексты (просто в ячейку вставьтеяматьотецсестры братьяБабушки, дедушки Другие родственникиДруг, подругаЧужие люди Животныеобщее число персонажейУничижениеДостижениеАффилиацияАгрессияПовиновение/ПодчинениеСамооправданиеДоминированиеДемонстративностьИзбегание опасностиИзбегание неудачОпекаПорядок ИграОтвержениеЧувственностьСексПоиск помощипониманиеавтономияПримитивная изоляцияОтрицаниеВсемогущий контрольПр. Идеализация, ВсемогуществоРасщипленное эгоДиссоциацияПроекция,ИнтроекцияПримитивизацияФиксация деталейсюжетуровень интерпретации уровень обобщенияАрина В."Цыалята за столом"243200106202000013012120102310000002120433Бронислава Ю."Медведи, перетягивающие канат"240010003303001001443220201312000002320434Валерия Я."Лев с трубкой"221120006502000010232210304200020021330433Вероника П."Кенгуру с кенгурятами"220003003300000001233230504200120200050434Влад П."Два медвежока в кроватке"043000022400001002043030001120000001120433Георгий П."Медведи в затемненной пещере"040000243302001201042230002110000002110434Дима Б."Разъяренный тигр и обезьяна240000034404000002042240003220000003220433Дарья У."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"240000034503220001032422204410000014410434Дамир П."Зайченок в темной комнате"120000034302030000032322301300000001020423Жан В."Щенок на лапах взрослой собаки"223020034402230002031220302320022302020334Жанна Ш."Цыалята за столом"240411231501030001232120303310000003012433Каролина В."Медведи, перетягивающие канат"042000232301000000142210004101000004101434Лиана Т."Лев с трубкой"242200030400000102142200001320000021321434Яна А."Кенгуру с кенгурятами"041000042542001023142420002330000002231323Алена К."Два медвежока в кроватке"031000041302001000132300003100000003101433Артем В."Медведи в затемненной пещере"101302033403010002133230204320003014021333Богдан Т."Разъяренный тигр и обезьяна200010224502000001322123201310000021213433Белла Т."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"240000303301300200323210002300000002323323Виктор А."Зайченок в темной комнате"210200002422201002222220003320000003322434Вадим З."Щенок на лапах взрослой собаки"123000001502011001223420104312000024112334Гульназ Р."Цыалята за столом"140000001302210000212320101300020001102424Диана П."Медведи, перетягивающие канат"040202202400000002113200002321000002021333Дарина Д."Лев с трубкой"141020100502000103022100003330004003030433Егор С."Кенгуру с кенгурятами"2201110303020020000232200043000200340003333Елена Ц."Два медвежока в кроватке"140300030403011002022230101320000101020433Захар К."Медведи в затемненной пещере"241200231512010011023113102310210022110333Инна Б."Разъяренный тигр и обезьяна122120031302300300032020003100300003100433Лев У."Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой"022001132403300012033230004320300004020323Назар В."Зайченок в темной комнате"031202134503200001032230001210302011210334Для сравнения группы «Экспериментальная» и группы «Контрольная» между собой был использован критерий Т-Вилкоксона. Данные представлены в таблице.Эмпирические значения критерия Т-Вилкоксона – после экспериментаНазвания шкалСреднее значение в группе «Экспериментальная»Среднее значение в группе «Контрольная»Эмпирическое значение критерияУровень значимостия1.0671.26718.00.584мать2.6003.4009.00.099отец0.8001.06717.00.506сестры братья1.0670.60040.50.176Бабушки, дедушки0.4000.40011.00.914Другие родственники0.5330.26719.00.391Друг, подруга0.8000.46729.50.399Чужие люди1.8002.33319.50.411тексты1.6673.0009.50.036*общее число персонажей4.0003.73351.00.328Уничижение0.2000.2673.01Достижение2.0671.73329.50.399Аффилиация1.0000.26730.00.083Агрессия0.3330.73310.00.256Повиновение/Подчинение0.4000.33312.00.739Самооправдание0.4000.2007.00.45Доминирование0.1330.1335.01Демонстративность1.1331.26739.50.666Избегание опасности1.0000.80054.50.512Избегание неудач2.2003.33311.00.007**Опека2.4672.13318.00.096Порядок1.9332.13333.00.628Игра1.7331.93336.50.52Отвержение0.1330.2673.00.458Чувственность0.5331.3335.00.036*Секс0.0670.0671.51Поиск помощи2.1331.93332.00.633понимание2.6672.33336.00.374автономия1.1331.06739.01Примитивная изоляция0.2000.2005.01Отрицание0.2000.0674.50.414Всемогущий контроль0.2000.1334.00.564Пр. Идеализация, Всемогущество0.2670.0674.50.414Расщипленное эго0.0670.0671.51Диссоциация0.3330.0678.00.257Проекция,0.2000.4008.00.257Интроекция0.2670.0674.50.414Примитивизация0.2000.1336.00.705Фиксация деталей1.2001.66713.00.124сюжет3.4673.8670.00.014*уровень интерпретации2.8002.8672.00.564уровень обобщения3.2003.46713.50.248


1. Абраменкова В. В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 60-70.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учеб. для вузов. - М.: Юрайт, 2010. – 181 с.
3. Андреенко Т.А, Развитие эмоциональной отзывчивости дошко-льников. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 155 с.
4. Антонова Т. В. Роль общения в регулировании отношений детей дошкольного возраста в игре : автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1987. - 16 с.
5. Арушанова А. Г. Формы организации совместной игровой дея-тельности и общения младших дошкольников // Детский сад от А до Я: журнал., 2014. - №5. - С. 22-25
6. Арушанова А.Г., Иванкова, Р.А.Игровые диалоги. 5-8 лет. Развитие речи и культуры общения. – М. : Высшая школа, 2011. – 223 с.
7. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. — М.: Юрайт, 2020. — 171 с.
8. Белова И.М. Структурные и динамические характеристики ком-понентов самосознания: системный подход // Фундаментальные исследова-ния. – 2014. – № 3 (часть 3). – 700 с.
9. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // URL: http://psychology.academic.ru/ (дата обращения: 22.04.2022)
10. Былкина Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии.  2011.  № 5.  С. 23-27.
11. Веракса А. Н. Практический психолог в детском саду. - М.: Мо-заика - Синтез, 2016. С. 15-17
12. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. – М. : Айрис-пресс, 2009. – 128 с.
13. Волков Б.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 - Психология). В 2 ч. Ч. 1. От рождения до поступления в школу. - М.: Владос, 2010. – 173 с.
14. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981. – 80с.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. – М. : Просвещение, 1967. – 265 с.
16. Габышева Т. Е. Формирование эмпатии детей среднего дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 24.04.2022)
17. Гаврилова Т.П. Психология семьи. – М.: Амфора, 2012. – 234 с.
18. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста : автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 1977. – 36 с.
19. Груздова И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста: Автореф. дис. … канд. пед. Наук. - М., 1998. – 14 с.
20. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М.: Педагогика, 1996. – 356 с.
21. Доронова Т.Н. Играем в театр: Театрализ. Деятельность детей 4 – 6 лет : пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М. : Просвещение, 2004. – 125 с.
22. Загвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследования // Педагогика. – 1997. – № 2. – С. 9-14.
23. Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника : пособие для воспитателей детского сада. – М. : Просвешение, 1985. –175 с.
24. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников : учебное пособие: для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 273 с.
25. Курносова С.А. К вопросу о воспитании у младших школьников эмоциональной отзывчивости // Начальная школа: плюс-минус. 2008. № 4. – С. 120-127.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное по-собие. - М. : Смысл, 2005. - 345 с.
27. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии, 1961. – № 3. – С. 117–124.
28. Лисина М. И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. докт. дис. – М., 1974. – 36 с.
29. Лисина М. И. Общение ребенка со взрослым как основной фак-тор возникновения активной речи в раннем возрасте // Материалы симпозиумов XXIV Все–союз. совещания по проблемам высшей нервной деятельности, посвященного 125–летию со дня рождения И. П. Павлова. – М., 1974. – С. 295–297.
30. Лисина М. И., Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Об избирательном отношении к речевым воздействиям взрослого у детей раннего и дошкольного возраста // Проблемы общения и воспитания. – Тарту, 1974. – С. 128–146.
31. Лисина М. И., Галигузова Л. Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста // Психолого–педагогические проблемы общения. – М., 1979. – С. 60–79.
32. Литвинова С.Н. Формирование игрового взаимодействия детей 5-го года жизни в сюжетно-ролевых играх : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. – М.: МПГУ, 1997. – 16 с..
33. Лосева И.И. Развитие речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста: монография. - Ульяновск: Зебра, 2016. - 102 с.
34. Максакова А.И. Учите, играя. – М. : Просвещение, 2007. – 198 с.
35. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М., 1982. - 145 с.
36. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду : пособие для воспитателя. – М. : Линка-Пресс, 2015. – 91 с.
37. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество // 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 112 с.
38. Новоселова С.Л. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника. - М: Просвещение, 2003. - 336 с.
39. Римашевская Л. С. Субъектные проявления старших дошкольников в процессе сотрудничества со сверстниками: особенности сопровождения // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 2(50). – С. 105-112.
40. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство «Питер», 2000 .– 254 с.
41. Рузская А.Г., Ганошенко Н.И., Мещерякова С.Ю. и др. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. - М., 2001. – 234 с.
42. Сафронова М.А. Сотрудничество дошкольника со взрослым и со сверстником как возможность свершения акта развития. – М.: Изд-во РГГУ, 2005. – 348 с.
43. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск.: Харвест, 1998. – 365 с.
44. Спиваковская А. С. Психотерапия: Игра, детство, семья. T.1. Т.2. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 120 с.
45. Усова А. П.Роль игры в воспитании детей. - М: Просвещение, 1976. - 96 с.
46. Усова А. П. Об организации обучения дошкольников. - М: Сфера, 2011. – 254 с.
47. Ушакова О. В. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. - Волгоград, 2012. – 123 с.
48. Федеральный Государственный образовательный стандарт до-школьного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
49. Фомичева О. А. Игровая деятельность дошкольника // Молодой ученый, 2016. - №12. - С. 923 - 926.
50. Чумовская О. Н. Игра как средство формирования межличност-ных отношений детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. - №10. - С. 13-17
51. Эльконин Д. Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: гуманит. центр ВЛАДОС, 2009. - 360 с.
52. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУ-Зов. – М.: ИНФРА-М. 2007. – 276 с.
53. Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика. - М. : Просвещение, 1978. – 45 с.
54. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. М. : Институт практической психологии, 2010. – 213 с.

Вопрос-ответ:

Какие коммуникативные характеристики развиваются у дошкольников в полных и неполных семьях?

У дошкольников в полных и неполных семьях развиваются такие коммуникативные характеристики, как умение слушать и понимать других, выражать свои мысли и чувства, устанавливать контакт с окружающими, использовать разные языковые и невербальные средства общения.

Какие особенности развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей?

Дети дошкольного возраста из полных и неполных семей развивают свою коммуникативную компетентность в различных социальных условиях. Однако, дети из неполных семей могут испытывать большие трудности в общении из-за возможных психологических проблем, связанных с разводом родителей или отсутствием одного из них.

Почему развитие коммуникативных навыков является психолого-педагогической проблемой?

Развитие коммуникативных навыков является психолого-педагогической проблемой, так как оно непосредственно связано с социализацией ребенка и его успешной адаптацией в обществе. Коммуникативные навыки являются основой для установления контактов с окружающими людьми, выражения своих мыслей и чувств, а также успешного участия в образовательном процессе.

Какие особенности детей дошкольного возраста из полных и неполных семей влияют на их коммуникативную компетентность?

Дети дошкольного возраста из полных и неполных семей могут иметь разные особенности, влияющие на их коммуникативную компетентность. Например, у детей из неполных семей может быть недостаток общения с отсутствующим родителем или различные эмоциональные проблемы, связанные с изменениями в семейной структуре. В то же время, дети из полных семей могут иметь больше возможностей для общения и получения поддержки от обоих родителей, что позитивно сказывается на их коммуникативной компетентности.

Какие характеристики развития коммуникативных навыков у дошкольников из полных и неполных семей?

Дети из полных и неполных семей могут иметь разные характеристики развития коммуникативных навыков. Например, дети из полных семей часто имеют более высокий уровень вербальной и невербальной коммуникации, так как в полных семьях чаще проводятся общие занятия и есть больше возможностей для практики коммуникативных навыков. В то же время, дети из неполных семей могут иметь определенные трудности в развитии коммуникативных навыков из-за отсутствия одного из родителей или из-за изменений в семейной ситуации.

Какие особенности развития коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста из полных и неполных семей?

Дети дошкольного возраста из полных и неполных семей могут иметь разные особенности в развитии коммуникативной компетентности. Например, дети из полных семей часто имеют более развитые навыки общения и социализации, так как в полных семьях чаще проводятся общие мероприятия и родители активно взаимодействуют с ребенком. В то же время, дети из неполных семей иногда испытывают затруднения в развитии коммуникативных навыков из-за отсутствия одного из родителей или из-за конфликтов в семье.

Какие проблемы могут возникать при развитии коммуникативных навыков у детей из неполных семей?

У детей из неполных семей могут возникать различные проблемы при развитии коммуникативных навыков. Например, отсутствие одного из родителей может привести к ощущению неполноценности и негативно сказаться на самооценке ребенка. Также, конфликтные ситуации и нестабильность в семье могут создать дополнительные преграды для развития навыков общения и социализации.

Какие коммуникативные навыки могут быть развиты у дошкольников из полных и неполных семей?

У дошкольников из полных и неполных семей могут быть развиты различные коммуникативные навыки, такие как умение выражать свои мысли и чувства, слушать и понимать других, поддерживать диалог, участвовать в общении с педагогами и сверстниками, использовать вербальные и невербальные способы коммуникации, развивать социальные навыки и эмоциональную интеллектуальность. Но при этом дети из неполных семей могут испытывать определенные трудности в коммуникативной сфере, так как в таких семьях может отсутствовать один из родителей или доминировать недостаток времени и внимания, что может повлиять на развитие их коммуникативной компетентности.