Ссудный процент в полемике иосифлян и нестяжателей

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Религиоведение
  • 10 10 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
1. Предпосылки спора иосифлян и нестяжателей 3
1.1. Русская Церковь, как субъект хозяйственной деятельности: исторический аспект 3
1.2. Обоснование легитимности церковного имущества в канонических документах 4
2. Экономическая проблематика в споре иосифлян и нестяжателей 5
2.1. Обоснование позиции иосифлян 5
2.2. Аргументация Иосифа Волоцкого и Нила Сорского 6
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Фрагмент для ознакомления

Этот строитель персонально занимался всей организацией хозяйства, а именно нанимал за плату, из получаемых от жертвователей в скитскую казну денег, мирских людей для строительства церквей, мшенья стен в кельях, починку печей, мощения мостов[5]. По мнению С.М. Соловьёва, Нил Сорский рассматривал монастырь как сообщество людей, отказавшихся от земного мира, и совершенство такого сообщества тем более высоко, что менее оно сталкивается с другим миром. Иосиф же, кроме такого понимания монастыря, подразумевал ещё одно: он рассматривал его, как источник церковных властей. Если Нил видел идеалом отшельника, стремящегося покинуть мир, то Иосиф также имел в виду и владыку, епископа, который, будет взят из монастыря. Нил Сорскийфокусирует внимание на сакральности, а Иосиф Волоцкий обращает внимание на необходимость институционального укрепления, распространения веры, смягчения нравов в народной среде. Таким образом, Иосиф Волоцкий отдавал отчет и в экономических вопросах выполнения Церковью своих задач, которые, помимо прочего, включали в себя и просвещение, и образование, как служителей, так и паствы. Для Иосифа Волоцкого было закономерным, чтоцерковное имущество выступает гарантом осуществления не всей, конечно, но довольно просветительной и нравственной деятельности Церкви.В трудах же Нила Сорского больший акцент сделает на глубоком понимании идеалов истинной христианской жизни, фундирующихся на евангельских заветах[2].ЗаключениеНа наш взгляд, различное отношение к финансовой деятельности в целом, и к кредитной деятельности, в частности, у иосифлян и нестяжателей брало начало из различного понимания задач монастырей и Церкви. Для Иосифа Волоцкого характерно представление об «открытой» Церкви или обители, обращенной к обществу своей «социальной» стороной. При таком подходе необходимость в ведении финансовой деятельности обусловлена широким кругом забот, взятых на себя обителью. Для Нила Сорского же, обитель должна быть максимально закрыта для мира, поскольку только в этом случае духовное деланье будет полноценным. Соответственно, все земные заботы, включая ведение финансовых операций рассматривается, как притязание на время, которое могло бы быть посвящено духовному преображению.Можно сказать, что главной точкой расхождения между иосифлянами и нестяжателями является не собственно отношение к возможности приумножения богатства путем выдачи займа, а отношение к вовлеченности Церкви в мирские дела. Когда нестяжатели осуждали выдачу ссуд, они осуждали именно участие Церкви в деятельности, сопряженной с активным взаимодействие с мирскими людьми. Для иосифлян же осуществление финансовой деятельности, включая операции кредитования, оправдывает само себя, поскольку это позволяет Церкви более полно реализовывать социальные функции.Список использованной литературыАлексеев А. И. Полемика иосифлян и нестяжателей и складывание поминальной практики в России на рубеже XV-XVI вв. Опыт антропологического подхода/ А.И. Алексеев // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. –2021. - № 2 (14). –С. 127-160.Перевезенцев С. В. «Умное делание» преподобного Нила Сорского / С.В. Перевезенцев // Вестник Московского университета. – 2011. - № 4. – С. 63-72.Романенко Е.В. Взгляды Нила Сорского на проблемы личной собственности монахов и корпоративной собственности монастырей / Е.В. Романенко // Питирим (Нечаев), митр. и др. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. –Москва : Русский издательский центр: ИосифоВолоцкийставропигиальный мужской монастырь, 2011. –С. 74-123.Савицкий С. Г. Предыстория спора «нестяжателей» и «иосифлян» : по материалам древнерусских памятников канонического права / С.Г. Савицкий // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. – 2017. - № 8. – С. 164-170.Храмешин С.Н. Философско-теологический спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского о землевладении и ведении хозяйства монастырями / С.Н. Храмешин// Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. –2016. - № 2. –С. 217-226.Шамшурин В. И., Шамшурина Н.Г. О политике, экономике и икономике (о роли собственности в монастырской жизни православия) / В.И. Шамшурин, Н.Г. Шамшурина // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - № 46. – С. 176-182.Шульц Г. Нил Сорский и Васиан Патрикеев или проблема движения нестяжателей в России первой трети XVI века / Г. Шульц. –Берлин:ЕвангелишеФерлагсанштальт, 1983. –127 c.Ostrowski D. Church Polemics and Monastic Land Acquisition in Sixteenth-Century Muscovy/ D.Ostrowski// Slavonic and East European Review. –1986. - № 64. – Р. 357-379.

Список использованной литературы
1. Алексеев А. И. Полемика иосифлян и нестяжателей и складывание поминальной практики в России на рубеже XV-XVI вв. Опыт антропологического подхода / А.И. Алексеев // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. Научный журнал. – 2021. - № 2 (14). – С. 127-160.
2. Перевезенцев С. В. «Умное делание» преподобного Нила Сорского / С.В. Перевезенцев // Вестник Московского университета. – 2011. - № 4. – С. 63-72.
3. Романенко Е. В. Взгляды Нила Сорского на проблемы личной собственности монахов и корпоративной собственности монастырей / Е.В. Романенко // Питирим (Нечаев), митр. и др. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. – Москва : Русский издательский центр: ИосифоВолоцкий ставропигиальный мужской монастырь, 2011. – С. 74-123.
4. Савицкий С. Г. Предыстория спора «нестяжателей» и «иосифлян» : по материалам древнерусских памятников канонического права / С.Г. Савицкий // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. – 2017. - № 8. – С. 164-170.
5. Храмешин С. Н. Философско-теологический спор Иосифа Волоцкого и Нила Сорского о землевладении и ведении хозяйства монастырями / С.Н. Храмешин // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. – 2016. - № 2. – С. 217-226.
6. Шамшурин В. И., Шамшурина Н.Г. О политике, экономике и икономике (о роли собственности в монастырской жизни православия) / В.И. Шамшурин, Н.Г. Шамшурина // Вестник Томского государственного университета. – 2018. - № 46. – С. 176-182.
7. Шульц Г. Нил Сорский и Васиан Патрикеев или проблема движения нестяжателей в России первой трети XVI века / Г. Шульц. – Берлин : Евангелише Ферлагсанштальт, 1983. – 127 c.
8. Ostrowski D. Church Polemics and Monastic Land Acquisition in Sixteenth-Century Muscovy / D. Ostrowski // Slavonic and East European Review. – 1986. - № 64. – Р. 357-379.

Вопрос-ответ:

Какова предпосылка спора между иосифлянами и нестяжателями?

Предпосылкой спора между иосифлянами и нестяжателями было различное понимание роли и участия Русской Церкви в хозяйственной деятельности. Иосифляне считали, что Церковь должна быть активно включена в экономическую сферу, в то время как нестяжатели отвергали такую практику исходя из принципа отречения от материальных благ.

Каким образом была обоснована легитимность церковного имущества в канонических документах?

Легитимность церковного имущества была обоснована в канонических документах через установление правил и норм, регулирующих владение и использование имуществом Церкви. Так, например, в Кормчей Книге содержались указания по использованию церковного имущества для благотворительных целей и поддержки духовенства.

Какие экономические проблемы включались в спор между иосифлянами и нестяжателями?

В спор между иосифлянами и нестяжателями включались различные экономические проблемы, такие как вопросы о владении и использовании церковного имущества, определении долей доходов от хозяйственной деятельности, а также обеспечении и поддержке духовенства.

Какие аргументы приводили Иосиф Волоцкий и Нил Сорский в пользу своей позиции?

Иосиф Волоцкий и Нил Сорский приводили несколько аргументов в пользу своей позиции. Они указывали на необходимость включения Церкви в хозяйственную деятельность для обеспечения ее финансовой независимости и возможности заниматься благотворительностью. Они также ссылались на практику древних церквей, которые были активно вовлечены в различные хозяйственные дела.

Кто занимался организацией хозяйства в Русской Церкви по мнению иосифлян?

Иосифляне считали, что организацией хозяйства в Русской Церкви должен заниматься специальный служитель, который будет лично отвечать за вопросы экономики и финансов церковных владений. Этот строитель, как называли его иосифляне, должен был обеспечить эффективное использование ресурсов и благополучие церковных владений.

Какие были предпосылки спора между иосифлянами и нестяжателями?

Предпосылками спора между иосифлянами и нестяжателями были разногласия по вопросам ссудного процента и обоснования легитимности церковного имущества.

Как русская церковь выступала как субъект хозяйственной деятельности в историческом аспекте?

В историческом аспекте русская церковь выступала субъектом хозяйственной деятельности, занимаясь организацией своего имущества, включая земельные владения и финансовые операции.

Как обосновывалась легитимность церковного имущества в канонических документах?

Легитимность церковного имущества обосновывалась в канонических документах через утверждение, что все богатства принадлежат Богу, а церковное имущество является средством поддержания и развития духовной деятельности.

Какие были аргументы иосифлян и нестяжателей в экономической проблематике спора?

Иосифляне аргументировали, что ссудный процент является незаконным в церковной сфере и наводили примеры из канонических текстов. Нестяжатели же утверждали, что церковное имущество должно использоваться в коммерческих целях и ссудный процент является приемлемым способом для получения прибыли.