Решение уравнений в целых числах
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 6 + 6 источников
- Добавлена 03.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 4
1.1. Уравнения с одним переменным 4
1.2. Уравнения первой степени с двумя переменными 5
Использование алгоритма Евклида 6
Использование цепных дробей 9
Метод построения подходящих дробей к данной цепной дроби 10
Использование сравнений 12
1.3. Уравнения второй степени с двумя переменными 13
Метод полного перебора всех возможных значений переменных, входящих в уравнение 14
Метод разложения на множители 16
Метод, основанный на оценке выражений, входящих в уравнение 18
Метод решения уравнения с двумя переменными как квадратного относительно одной из переменных 19
Метод бесконечного (непрерывного) спуска 21
Метод, основанный на выражении одной переменной через другую и выделении целой части дроби 23
Метод, основанный на выделении полного квадрата 24
1.4. Примеры уравнений второй степени с тремя переменными 25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
При этих условиях величины и выбираются произвольно, но так, чтобы было положительно. Формулы (19') действительно дают все решения в целых положительных и взаимно простых числах , , , так как, с одной стороны, мы доказали, что , , в этом случае должны представляться по формулам (19'), а с другой стороны, если мы зададим числа и , удовлетворяющие нашим условиям, то , , будут действительно взаимно просты и будут решением уравнения (19).
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задачи практической части заимствованы из таких источников: с 1 по 5 с книги Корянова А.Г., Математика, ЕГЭ 2010, Задания С6 – Брянск, 2010 г, 6 – 9 – Шевкина А.В., Пукаса Ю.О., ЕГЭ, Математика, Задание С6 – М.: «Экзамен», 2014 г.
Задача 1.
Группу школьников нужно перевезти из летнего лагеря одним из двух способов: либо двумя автобусами типа за несколько рейсов, либо тремя автобусами типа за несколько рейсов, причем в этом случае число рейсов каждого автобуса типа В будет на один меньше, чем рейсов каждого автобуса типа . В каждом из случаев автобусы заполняются полностью. Какое максимальное количество школьников можно перевезти при указанных условиях, если в автобус типа входит на 7 человек меньше, чем в автобус типа ?
Решение.
Пусть в автобус типа входит человек, а в автобус типа входит человек.
Пусть каждый из трех автобусов типа сделает по рейсов, а каждый из двух автобусов типа – по .
Так как в обоих случаях автобусы перевезут одно и то же количество детей.
Получаем уравнение:;
;
.
При получаем: или .
Число – один из восьми делителей числа . Перебирая их по очереди, мы получим все возможные решения (8 пар и ): , , , , , , , .
Для каждой пары последовательно находим количества перевозимых детей, равные : 1980, 1104, 816, 540, 504, 420, 504.
Ответ: 1980 детей перевозятся тремя автобусами типа (по 15 человек) или двумя автобусами типа (по 22 человека) за 45 рейсов.
Задача 2.
Шарики можно разложить в пакетики, а пакетики упаковать в коробки, по 3 пакетика в одну коробку. Можно эти же шарики разложить в пакетики так, что в каждом пакетике будет на 3 шарика больше, чем раньше, но тогда в каждой коробке будет лежать по 2 пакетика, а коробок потребуется на 2 больше. Какое наибольшее количество шариков может быть при таких условиях?
Решение.
Пусть в каждой из коробок лежит 3 пакетика, по шариков в каждом. Во втором случае коробок , пакетиков в коробке 2, а шариков в пакетике . По условию задачи получаем уравнение: , откуда .
Заметим, что из следует, что , откуда .
Учитывая, что числа и натуральные, получаем, что – натуральный делитель числа 36.
Количество шариков при этом .
Решение находим, исследуя функцию . Данная функция монотонно убывает при и монотонно возрастает при . Следовательно, наибольшее значение функции достигается, если – наибольший или наименьший натуральный делитель числа 36.
Если , то , .
Если , то , .
Ответ: 840 шариков.
Задача 3.
Целые числа , , образуют геометрическую прогрессию, а числа , , – арифметическую прогрессию (в указанном порядке). Найти , , .
Решение.
Из системы уравнений , , получим соотношение ( . Учитывая условие целочисленности, приходим к выводу, что выражение принимает целые значения, т.е. разность является делителем 31. Итак, возможны лишь случаи . Осуществляя их перебор с учетом требований , , имеем единственную возможность , , , приводящую к ответу.
Ответ: , .
Задача 4.
Последние члены двух конечных арифметических прогрессий , ,…, и , ,…, совпадают, а сумма всех совпадающих (взятых по одному разу) членов этих прогрессий равна 815. Найти число членов в каждой прогрессии.
Решение.
Имеем , и , .
Общие члены прогрессий удовлетворяют уравнению ( . Левая часть последнего уравнения делится на 3, следовательно ; , где .
Найдем . Общие члены двух прогрессий сами образуют арифметическую прогрессию с первым членом, равным 14, а последним – равным .
Значит, ( . Следовательно, . Поэтому ; .
Ответ: , .
Задача 5.
Натуральные числа , , образуют возрастающую арифметическую прогрессию, причем все они больше 1000 и являются квадратами натуральных чисел. Найти наименьшее возможное, при указанных условиях, значение .
Решение.
Пусть , , .
; ; , .
Тогда ( .
Пусть , ; .
Значит, числа и – одинаковой четности, а так как , то , , .
Отсюда .
Значит, ( .
При этих условиях необходимо найти минимум .
Так как , , то . Отсюда .
Перебираем случаи:
Если , то . Следовательно, решений нет.
Если , то . Следовательно, .
Если , то . Следовательно, .
Если , то . Следовательно, ; .
Если , то .
Значит, наименьшее значение , при этом ; .
Ответ: 2500 [5, c. 27-29].
Задача 6.
Натуральные числа и таковы, что и , и делится на . Найти и .
Решение.
Так как каждое из чисел и делится на , т.е. справедливо равенство , где – целое число.
Если , то – натуральное число и справедливы неравенства , , , равенство невозможно.
Если , то верно равенство , где – натуральное число.
Так как для натуральных чисел и справедливы неравенства , , , равенство невозможно.
Следовательно, .
Перепишем условие задачи « делится на » (т.е. на ) в виде , где – натуральное число.
Разделив равенство на натуральное число , получим равенство , которое перепишем в виде .
Для натуральных чисел и равенство верно лишь при условии и . Мы получили единственное решение задачи: .
Ответ: [6, c. 16–17].
Задача 7.
Найти все такие пары натуральных чисел и таких, что и делятся на .
Решение.
Сначала докажем, что и взаимно просты.
Предположим, что это не так. Тогда делится на , а делится на , где – некоторое простое число.
Будем считать, что .
Так как по условию делится на , то оно должно делиться на , так как на это число делится , но максимальная степень , на которую делится число , равна . Полученное противоречие показывает, что и взаимно просты.
Рассмотрим тождество . По условию его левая часть делится на , следовательно, на должна делиться и правая часть. Так как и взаимно просты, то и и не могут иметь общий делитель, больший 1. Получается, что на делится число . Это возможно только если , так как .
Итак, , следовательно .
Ответ: [6, c. 18–19].
Задача 8.
Найти все пары пятизначных чисел и такие, что число , полученное приписыванием десятичной записи числа после десятичной записи числа , делится на .
Решение.
По условию задачи число делится на , т.е. верно равенство , где – натуральное число.
Перепишем данное равенство в виде .
Так как не делится на , то делится на ; т.е. , где – натуральное число, меньшее 10 (в противном случае не пятизначное число).
Заменив в равенстве на и разделив полученное равенство на , имеем: .
Так как , то делится на . Число имеет делители, меньшие 10: 1, 2, 4, 5, 8.
Рассмотрим случаи:
Если , то равенство имеет вид . Первыми делителями числа являются и , но при и при число не пятизначное.
Если , то равенство имеет вид . Первыми делителями числа 50001 являются числа 1, 3 и 7.
При имеем: , , число не пятизначное.
При имеем: , .
При число не пятизначное.
Итак, числа , удовлетворяют условиям задачи.
Если , то равенство имеет вид . Первыми делителями числа 25001 являются числа 1 и 23.
При имеем , число не пятизначное.
При число не пятизначное.
Если , то равенство имеет вид .
При имеем , , число не пятизначное.
При число не пятизначное.
Если , то равенство имеет вид .
При имеем , , число не пятизначное.
При число не пятизначное.
Итак, в случаях 1), 3) – 5) не существует чисел и , удовлетворяющих условию задачи. Задача имеет единственное решение: , .
Ответ: [6, c. 12–14].
Задача 9.
Найти все натуральные , при каждом из которых число делится нацело на 169.
Решение.
Запишем равенство , где , .
Преобразуем данное равенство: ( .
Так как правая часть данного равенства делится на 13, следовательно, должна делиться и левая часть. Поэтому хотя бы один из его сомножителей ( или ) должен делиться на 13.
Так как , то сразу оба числа и делятся на 13. Следовательно, их произведение делится на 169. Так как 52 не делится на 13, то и сумма не делится на 13. Значит, не делится нацело на 169, т.е. нет натуральных , удовлетворяющих данному условию.
Ответ: таких чисел нет [6, c. 44–45].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ периодической и учебно – методической литературы, мы пришли к выводу, что в настоящее время существуют различные способы решения уравнений в целых числах, алгоритмы которых несложно запомнить. При решении уравнений первой степени чаще всего используют следующие методы и способы:
метод с использованием алгоритм Евклида;
метод цепных дробей;
метод построения подходящих дробей к данной цепной дроби;
метод сравнений
А для решения диофантовых уравнений высших степеней существуют другие методы, а именно:
метод полного перебора всех возможных значений переменных, входящих в уравнение;
метод разложения на множители;
метод, основанный на оценке выражений, входящих в уравнение;
метод решения уравнения с двумя переменными как квадратного относительно одной из переменных;
метод бесконечного (непрерывного) спуска;
метод, основанный на выражении одной переменной через другую и выделении целой части дроби;
метод, основанный на выделении полного квадрата;
Таким образом, можно сделать вывод что, общего способа быть не может, не существует единого алгоритма, позволяющего за конечное число шагов решать в целых числах произвольные диофантовы уравнения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гельфонд А.О. Решение уравнений в целых числах. -4-е изд. – М.: Наука, 1983. – 64 с. – (Популярные лекции по математике).
Бардушкин В.В., Кожухов И.Б., Прокофьев А.А., Фадеичева Т.П. основы теории делимости чисел. Решение уравнений в целых числах. Факультативный курс. – М.: МГИЭТ (ТУ), 2003 г.
Базылев Д.Ф. Справочное пособие к решению задач: диофантовы уравнения. – Минск: НТЦ «АПИ», 1999 г.
Корянов А.Г. Математика. ЕГЭ 2010. Задания С6. – Брянск, 2010 г.
Шевкин А.В., Пукас Ю.О. ЕГЭ. Математика. Задание С6. – М.: «Экзамен», 2014 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Диофантово_уравнение
2
2. Бардушкин В.В., Кожухов И.Б., Прокофьев А.А., Фадеичева Т.П. основы теории делимости чисел. Решение уравнений в целых числах. Факультативный курс. – М.: МГИЭТ (ТУ), 2003 г.
3. Базылев Д.Ф. Справочное пособие к решению задач: диофантовы уравнения. – Минск: НТЦ «АПИ», 1999 г.
4. Корянов А.Г. Математика. ЕГЭ 2010. Задания С6. – Брянск, 2010 г.
5. Шевкин А.В., Пукас Ю.О. ЕГЭ. Математика. Задание С6. – М.: «Экзамен», 2014 г.
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Диофантово_уравнение
Вопрос-ответ:
Какие методы можно использовать для решения уравнений в целых числах?
Для решения уравнений в целых числах можно использовать методы, такие как использование алгоритма Евклида, использование цепных дробей, использование сравнений и метод разложения на множители.
Каким образом можно использовать алгоритм Евклида для решения уравнений в целых числах?
Алгоритм Евклида можно использовать для решения уравнений в целых числах путем нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух чисел. Зная НОД, можно определить, существует ли решение уравнения и как его найти.
Каким образом можно использовать цепные дроби для решения уравнений в целых числах?
Цепные дроби могут быть использованы для построения подходящих дробей к данному целому числу. Зная подходящие дроби, можно найти решения уравнений в целых числах.
Каким образом можно использовать сравнения для решения уравнений в целых числах?
Сравнения можно использовать для нахождения остатков при делении чисел на заданное число. Это может помочь в решении уравнений в целых числах, так как остатки могут быть использованы для установления связей между различными переменными.
Какие методы можно использовать для решения уравнений второй степени с двумя переменными в целых числах?
Для решения уравнений второй степени с двумя переменными в целых числах можно использовать метод полного перебора всех возможных значений переменных входящих в уравнение и метод основанный на оценке.
Какие методы можно использовать для решения уравнений с одной переменной в целых числах?
Для решения уравнений с одной переменной в целых числах можно использовать методы: алгоритм Евклида, цепные дроби и сравнения.
Что такое алгоритм Евклида и как его можно применить для решения уравнений в целых числах?
Алгоритм Евклида - это алгоритм нахождения наибольшего общего делителя двух целых чисел. Для решения уравнений в целых числах можно использовать его для нахождения общих делителей и проверки существования решений.
Какой метод построения подходящих дробей к данной цепной дроби можно использовать для решения уравнений в целых числах?
Для построения подходящих дробей к данной цепной дроби можно использовать метод разложения цепной дроби на частные дроби и последовательное приближение к искомой подходящей дроби.
Какой метод может использоваться для решения уравнений второй степени с двумя переменными в целых числах?
Для решения уравнений второй степени с двумя переменными в целых числах можно использовать метод полного перебора всех возможных значений переменных, метод разложения на множители и другие методы, основанные на оценке.
Какие методы можно использовать для решения уравнений первой степени с двумя переменными в целых числах?
Для решения уравнений первой степени с двумя переменными в целых числах можно использовать методы: алгоритм Евклида, цепные дроби и сравнения.
Как решить уравнение первой степени с одной переменной?
Для решения уравнения первой степени с одной переменной в целых числах, необходимо привести уравнение к виду x = c, где x - переменная, а c - конкретное число. Это можно сделать путем применения различных алгоритмов, таких как алгоритм Евклида или использование цепных дробей. После приведения уравнения к виду x = c, можно найти все возможные целочисленные решения для переменной x.
Как можно использовать алгоритм Евклида для решения уравнений в целых числах?
Алгоритм Евклида можно использовать для нахождения наибольшего общего делителя (НОД) двух чисел. Если наибольший общий делитель двух чисел равен 1, то эти числа будут взаимно простыми. Используя это свойство, можно решать уравнения в целых числах, например, с помощью метода разложения на множители. Путем нахождения НОД двух чисел и разложения на множители одного из чисел, можно получить целочисленные решения уравнения.