Политическая социализация в современном государстве
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 03.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы политической социализации 4
1.1 Теоретические подходы к исследованию политической социализации 4
1.2 Модели политической социализации 9
Глава.2 Особенности политической социализации 13
2.1 Характеристика процесса политической социализации российских граждан 13
2.2 Пути политической социализации 16
2.3 Типы политической социализации в зарубежных странах. 18
Заключение 23
Список использованной литературы 24.
Таким образом, сложившиеся традиции, нормы и ценности влияют на политическую социализацию личности. В процессе политической социализации они могут изменяться, обновляться в зависимости от принимающего их поколения. Но социализируясь, индивид пробует новый политический опыт, следовательно, появляются совершенно новые ценности.Эти пути являются составной частью реализации процесса политической социализации, они обеспечивают непрерывную самокоррекцию ценностных представлений человека, предпочтительных путей политического поведения.2.3 Типы политической социализации в зарубежных странах.Существуют разные типы политической социализации: прямая и косвенная (первичная и вторичная). Прямая социализация – это непосредственное приобретение политических знаний и взглядов. Косвенная социализация представляет собой своего рода «проецирование» черт характера, переживаний раннего детства, ближайшего окружения личности на формирующиеся политические установки. Так, например, установки ребенка по отношению к отцу, формирующиеся в первые периоды жизни, в дальнейшем могут превратиться в установки по отношению к политическим объектам (президенту, парламенту, суду, партии и т. д.).Существует несколько моделей политической социализации. Американский политолог Р. М. Мерельман выделяет четыре таких модели.Первый - системный - характеризуется формированием положительного отношения к власти, правовой системе и традиционным институтам. Важнейшими агентами социализации являются школа и семья, а также среда личности, ее сверстники.Вторая модель, обозначенная как гегемонистская, формирует молодежь, враждебную любому общественно-политическому строю, кроме «своего». Ведущими агентствами в этой модели являются СМИ.В третьей модели, называемой плюралистической, целями социализации являются формирование у граждан представлений о своих политических интересах, стремление участвовать в их реализации и высокий уровень гражданской активности. В результате граждане входят в определенные политические группы и могут свободно менять их в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и заинтересованные группы.Четвертая модель — конфликтная — сводится к формированию лояльности к той или иной группе и готовности поддержать ее в борьбе с другими группами. Агентства социализации — это органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.Первая модель социализации более характерна для англо-американской культуры. Второй — для незападных стран. Третий присущ континентальной европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.В любой политической системе процесс социализации имеет свои особенности. В США, например, создана комплексная система политической социализации. Процесс социализации начинается в самые ранние годы жизни. В этот период семья оказывает влияние на мышление ребенка. Именно семья знакомит ребенка с моральными, социальными, религиозными и политическими ценностями. В семье формируются первичные политические знания, реакции и предпочтения, которые затем оказывают основное влияние на мировоззрение человека на протяжении всей его жизни. Кроме того, исследования показывают, что роль семьи в политической социализации личности в США гораздо выше, чем, скажем, в Западной Европе. Отцы имеют большее влияние на формирующиеся политические взгляды детей, чем матери. Однако в случае расхождения политических предпочтений родителей дети чаще занимают позицию матери.Целенаправленная политическая социализация американцев начинается с первых лет обучения и затем продолжается в течение многих лет. В начальной школе детей знакомят с простейшими понятиями, олицетворяющими власть, «полицейский», «президент», «генерал», «начальник» и др. Дети знают символы национального государства: герб, флаг, гимн, имеют представление о нормах общественного поведения (уважение к чужому мнению, избрание одноклассников в органы самоуправления и др.). С переходом на следующую ступень образования процесс социализации усложняется. Уже в старших классах учащиеся знакомятся с американской Конституцией, правами и свободами человека, выдающимися политическими деятелями и историческими деятелями. Социализация продолжается в университетах и колледжах, где политология является одним из предметов, преподаваемых. Социализация на этом этапе призвана «устранить» из политического сознания элементы правого нигилизма и экстремизма. В будущем студенты получат знания, влияющие на их политический выбор, из курсов сравнительной политики, философии, социологии и истории. Результатом такой социализации является американизированный, патриотически настроенный гражданин, гордящийся своей историей и политической системой.В Западной Европе проблемы политической социализации со всей остротой вставали в странах, переходивших от тоталитаризма и авторитаризма к демократии. Таким образом, в послевоенной Германии формирующаяся демократия долгое время оставалась весьма неустойчивой из-за того, что демократические ценности не укоренялись в массовом сознании. Американские оккупационные власти, обеспокоенные возможностью восстановления авторитарного режима, предприняли беспрецедентный эксперимент по модернизации немецкой системы ценностей. С этой целью была разработана специальная программа, предусматривавшая реформирование среднего и высшего образования (увольнение значительной части преподавателей, переподготовка оставшихся, выпуск новых учебников и т. д.), а также массовое издание литературы, пропагандирующей демократические ценности.Однако социологическое исследование, проведенное спустя несколько лет, показало низкую эффективность предпринятых мер по «преобразованию» немецкой политической культуры. Сдвиги в политической культуре западных немцев в сторону демократических ориентаций стали очевидны только на рубеже 1960-х и 1970-х годов. Экономический кризис середины 1970-х годов (один из самых серьезных в истории Германии) не поставил под сомнение легитимность общественно-политического строя, что свидетельствовало об укреплении идеи демократии в западногерманской политической культуре. Сегодняшняя Германия все еще имеет мощную и достаточно эффективную систему политической социализации.В Испании кризис социализации последовал за падением франкистского режима. Большинство испанцев в силу своей аполитичности имели смутные представления об устройстве государства, не интересовались политикой и даже не обсуждали политические события, отсутствовала элементарная культура чтения газет. Семья и сверстники в силу своей аполитичности не могли выступать агентами социализации. Преодоление такого наследия, как и в Германии, оказалось трудным и длительным.ЗаключениеТаким образом, с одной стороны, политическая социализация отражает степень перехода требований и предписаний политической системы во внутреннюю структуру личности в виде усвоенных ею политических ролей и функций, принятых ценностей и норм политической жизни. жизни, а с другой стороны, характеризует формирование политических позиций личности, позволяющих избирательно усваивать предлагаемые властью политические цели и ценности. Взаимодействие власти и личности может быть основано на диалоге, консенсусе или конфликте, что определяется господствующим в обществе типом политической культуры, его однородностью или наличием в нем разнородных субкультур.Степень культурной однородности наряду с историческими, национальными традициями, конфессиональной средой при определенном влиянии экономических и социальных отношений позволяет выявить наиболее устойчивые черты политической социализации конкретных обществ. В западной политической науке, исходя из характера политических ценностей и норм, предписывающих индивидам определенные модели политического поведения, выделяют четыре типа политической социализации – это гармоничный, плюралистический, гегемонистский и конфликтный.Список использованной литературыМилорава, А. Р. Характеристика процесса политической социализации российских граждан / А. Р. Милорава, А. Г. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 168-169. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46703/ (дата обращения: 04.05.2022).Политическая социализация российских граждан в период трансформации /под ред. Шестопал Е.Б. - М.: Новый хронограф, 2008. - 551 с.Василенко, И.А. Политическая глобалистика / И.А. Василенко. - М.: Логос, 2019. - 360 c. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - М.: СПб: Михайлов В.А., 2016. - 253 c.Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2019. - 374 c. Василик М. А. Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005;Замалеев А. Ф. Русская политология: обзор основных направлений: Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994; Кривогуз И. М. – Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2003; Мухудадаев М. О. Образование: введение в дискурс социальной политики: Научное издание. – С. – П.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2005; Политология: Учебное пособие. /Под ред. Д. С. Клементьева – М.: НОРМА – ИНФРА, 2003.Василик М.А. Политология: учебник / М.А.Василик. - М.: Гардарики, 2006;Гатиева А.М. «Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования». / А.М. Гатиева // Вестник адыгейского государственного университета. - 2010. - №3. - С.109-114;Козырев Г.И. Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: РХТУ, 2003;Кондратьева Т.В. «Влияние СМИ на политическую социализацию молодежи: современные тенденции». / Т.В. Кондратьева // Точки над Ё. - 2012. - №3. - С.74-78; Конода И.В. «Политическая социализация в современном российском обществе». / И.В. Конода // Власть. - 2007. - №4. - С.32-34;Малаканова О.А., Акифьева Ю.Н. «Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения». / О.А. Малаканова, Ю.Н. Акифьева // Вестник СамГУ. - 2006. - №10. - С.46-54;Решетников С.В. Политология: учебник для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др. - М.: Тетрасистемс, 2000.Статья из журнала. Милорава, А. Р. Характеристика процесса политической социализации российских граждан / А. Р. Милорава, А. Г. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 168-169. Статья из сборника, книги. Вахнина Е. Г., Новикова Е.С. Политическая культура и политическая социализация // Политическая социализация как институциональный инструмент - «Институт Мира и исследования конфликтов», 2020. - С. 24-25 . Статья из газеты. Харламова О., Тышкевич И. «Мертвый герой — очень удобный герой». Мнения об эффективности политического процесса в Беларуси // Брестская газета. - 2021. - 16 октября.
2. Политическая социализация российских граждан в период трансформации /под ред. Шестопал Е.Б. - М.: Новый хронограф, 2008. - 551 с.
3. Василенко, И.А. Политическая глобалистика / И.А. Василенко. - М.: Логос, 2019. - 360 c.
4. Вершинин, М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - М.: СПб: Михайлов В.А., 2016. - 253 c.
5. Выготский, Л. С. Лекции по психологии. Психологические механизмы в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Говорящая книга, 2019. - 374 c.
6. Василик М. А. Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2005;
7. Замалеев А. Ф. Русская политология: обзор основных направлений: Учебное пособие. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994;
8. Кривогуз И. М. – Политология: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос, 2003;
9. Мухудадаев М. О. Образование: введение в дискурс социальной политики: Научное издание. – С. – П.: Издательство Санкт – Петербургского университета, 2005;
10. Политология: Учебное пособие. /Под ред. Д. С. Клементьева – М.: НОРМА – ИНФРА, 2003.
11. Василик М.А. Политология: учебник / М.А.Василик. - М.: Гардарики, 2006;
12. Гатиева А.М. «Политическая социализация: основные теоретические подходы исследования». / А.М. Гатиева // Вестник адыгейского государственного университета. - 2010. - №3. - С.109-114;
13. Козырев Г.И. Социология: учебное пособие / Г.И. Козырев. - М.: РХТУ, 2003;
14. Кондратьева Т.В. «Влияние СМИ на политическую социализацию молодежи: современные тенденции». / Т.В. Кондратьева // Точки над Ё. - 2012. - №3. - С.74-78;
15. Конода И.В. «Политическая социализация в современном российском обществе». / И.В. Конода // Власть. - 2007. - №4. - С.32-34;
16. Малаканова О.А., Акифьева Ю.Н. «Агенты политической социализации: теоретико-методологические и исследовательские аспекты изучения». / О.А. Малаканова, Ю.Н. Акифьева // Вестник СамГУ. - 2006. - №10. - С.46-54;
17. Решетников С.В. Политология: учебник для вузов /С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков и др. - М.: Тетрасистемс, 2000.
Статья из журнала.
18. Милорава, А. Р. Характеристика процесса политической социализации российских граждан / А. Р. Милорава, А. Г. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 168-169.
19. Статья из сборника, книги. Вахнина Е. Г., Новикова Е.С. Политическая культура и политическая социализация // Политическая социализация как институциональный инструмент - «Институт Мира и исследования конфликтов», 2020. - С. 24-25 .
20. Статья из газеты. Харламова О., Тышкевич И. «Мертвый герой — очень удобный герой». Мнения об эффективности политического процесса в Беларуси // Брестская газета. - 2021. - 16 октября.
Вопрос-ответ:
В чем состоят теоретические основы политической социализации?
Теоретические основы политической социализации состоят в изучении процесса формирования политических норм, ценностей и убеждений у граждан. В основе политической социализации лежат различные подходы, такие как функциональный подход, социализационный подход и культурологический подход.
Какие модели политической социализации существуют?
Существуют различные модели политической социализации, такие как авторитарная модель, либеральная модель и демократическая модель. Авторитарная модель предполагает политическую социализацию с ориентацией на власть и подчинение, либеральная модель - на индивидуальную свободу и права, а демократическая модель - на участие в политической жизни и принятие решений.
Как характеризуется процесс политической социализации российских граждан?
Процесс политической социализации российских граждан характеризуется сложностью и неоднозначностью. Он включает в себя влияние политических институтов, массовых медиа, образования и семьи. Важными компонентами политической социализации в России являются политическая культура, участие в выборах и формирование политических убеждений.
Какие пути политической социализации существуют?
Существуют различные пути политической социализации, такие как участие в политической жизни, участие в массовых мероприятиях, образование и передача политических ценностей через семью. Также важную роль играют политические партии, социальные организации и массовые медиа.
Какие типы политической социализации существуют в зарубежных странах?
В зарубежных странах существуют различные типы политической социализации, такие как либеральная, социалистическая и консервативная. Либеральная политическая социализация ориентирована на защиту индивидуальных свобод и прав, социалистическая - на равенство и социальную справедливость, а консервативная - на сохранение традиций и стабильности.
Что такое политическая социализация?
Политическая социализация - это процесс, в результате которого человек приобретает политические знания, убеждения и навыки, а также формирует свою политическую идентичность. Она включает в себя взаимодействие семьи, образовательных учреждений, СМИ и других институтов, которые передают политические ценности и нормы.
Какие теоретические подходы используются для изучения политической социализации?
В изучении политической социализации применяются различные теоретические подходы. Один из них - теория непосредственной социализации, которая утверждает, что политические убеждения и навыки передаются прямо от родителей к детям. Другой подход - теория институциональной социализации, основанная на предположении, что политические знания и ценности передаются через образовательные и политические институты.
Какие модели политической социализации существуют?
Существует несколько моделей политической социализации. Одна из них - модель "поток" или непрерывной социализации, которая предполагает, что политические знания и ценности приобретаются на протяжении всей жизни. Другая модель - модель "волн", где политическая социализация происходит эпизодически, например, во время выборов или политических кризисов. Еще одна модель - модель "перелива", где политические знания и ценности передаются от одного поколения к другому.
Какие особенности политической социализации российских граждан?
Политическая социализация российских граждан имеет свои особенности. Одна из них - высокая роль государственных СМИ, которые оказывают значительное влияние на политические убеждения и навыки. Также важную роль играет семья, особенно старшее поколение, которое передает свои политические ценности и нормы. Однако, наблюдается недоверие к политическим институтам и низкая политическая активность.