Институционализация социологии как науки в России.
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 04.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Основная часть 5
1. Этапы развития и институционализации социологии в России 5
2. Процесс институционализации социологии в современной России 8
Заключение 13
Список используемой литературы 15
Зачастую в институтах с разными целями встречаются похожие способы и методы действия, это объясняется тем, что для выполнения своих функций социальный институт должен принимать во внимание способности различных функционеров, составлять стандарты поведения, придерживаться верности основным принципам и развивать взаимодействие с другими институтами. Социология в современном обществе имеет высокий статус, реализуя важнейшие функции, способствующие стабильному развитию всех сфер общественной жизни.За прошедшие годы после открытия социологических факультетов в Московском и Ленинградском государственных университетах образовались десятки факультетов, отделений и кафедр, которые готовят профессиональных социологов. Например, кафедры социологии есть в 30 учебных заведениях, включая Алтайский, Ростовский, Саратовский, Новосибирский и Томский университеты. В Москве поступил в Государственную академию управления, Академию труда и социальных отношений и Институт молодежи. "Перестройка" положила начало новому этапу в развитии российского общества, поспособствовала обновлению общественной жизни и развитию демократии. Для социологических исследований и публикаций на социологические темы была предоставлена полная свобода, а теоретическая и прикладная социология получила новый импульс для своего развития [4, C.313].Дальнейшая судьба российской социологии за полуторавековой период ее существования была нелегкой при всех режимах - царском, советском, постсоветском. Можно обозначить основные этапы превращения социологии в социальный институт, значимый для общества и государства, и в то же время в сравнительно автономный социальный институт. Процесс институционализации социологии не был законченным ни в одном из них.Таким образом, в институционализации социологии происходит развитие этой науки, предполагающее ее вхождение в систему высшего образования в виде специальных кафедр и факультетов, создание системы исследовательских центров; издание научных журналов, монографий и сборников; организация различных форм общения социологов - создание профессиональных ассоциаций для проведения конференций и семинаров с целью общения ученых и преподавателей, обмена передовым опытом и технологиями, обсуждения новых результатов и открытий.ЗаключениеНа основании проделанной работы можно сделать вывод, что в дореволюционной России, СССР и современной России социология прошла очень сложный путь от возвеличения до заката, от подъёма до упадка. С самого начала социология в России была поставлена в неблагоприятные условия по сравнению с теми, в которых работали социологи в Западной Европе, но, тем не менее, российская социология переступила через все трудности и поднялась на уровень мировых достижений.В основе формирования социальных наук лежит, прежде всего, наличие общественных потребностей в решении определенных проблем, появляющихся в социальной системе, а также теоретических и методологических предпосылок, которые позволяют обеспечить необходимый уровень научного анализа. Следовательно, причины возникновения социологии коренятся, во-первых, в самой социальной практике и, во-вторых, в уровне накопленных теоретических знаний.Становление социологии, ее институционализация и динамичное развитие было обусловлено комплексом причин, сформировавшихся к концу 18-го и началу 19-го веков. Основными социальными предпосылками являются:1. Переменами в социально-экономической жизни, вызванными бурным ростом промышленности (так называемые "промышленные революции"), несущими с собой усиление разделения труда, изменение и усложнение форм социального взаимодействия, усиление процессов урбанизации, появление новых социальных слоев;2. перемены в социальной и политической жизни, происходящие на фоне политической нестабильности в результате буржуазно-демократических революций и ведущие к формированию нового типа политической системы;3. изменения в общественном сознании, восходящие к утверждению позитивного образа мышления и рациональных действий.Вследствие вышеуказанных причин к середине XIX века происходит классический этап в развитии социологии, на котором складывается ее институционализация (закрепление статуса самостоятельной научной и академической дисциплины). Классический этап в истории социологии характеризуется двумя основными тенденциями: становлением социологии как самостоятельной отрасли знания и формированием принципов познания социальных явлений и процессов.Социология как научная дисциплина сегодня стала одной из ведущих областей теоретического и практического знания, поэтому разработка проблем истории социологии как самостоятельного раздела социологического знания важна для понимания судьбы науки, ее открытий, полезных начинаний и нереализованных возможностей.На Западе институционализм и его различные течения совершенствовались и конкурировали друг с другом, Россия в 1990-е годы получила синтез различных течений, разработанных на Западе, и является полигоном для испытания продукта, разработанного на Западе.Но сегодня ведущие российские ученые на основании институциональной теории оказывают существенный вклад в развитие мировой экономической науки. Таким образом, социальный институт - это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая в то же время может быть подвержена различным изменениям в ходе развития общества.В заключение отметим, что без серьезного анализа развития российской социологии, без обращения к ее богатому прошлому и пока еще во многом неиспользованному опыту невозможно возрождение науки в полном объеме ее теоретических и практических задач.Таким образом, при написании данного реферата были рассмотрены все поставленные задачи и достигнуты цели.Список используемой литературы[1] Алгебова, И.Ф.. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика [Текст] / авт. И.Ф. Алгебова. – Яросл.гос.ун.: Ярославль, 2004 г. – 163 стр.[2] Зборовский, Г. Е. История Социалогии: современный этап / учебник для вузов [Текст] / авт. Г. Е. Зборовский. – РИО СурГПУ: Сургут, 2015 г. – 260 стр.[3] Кравченко, С. А.. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения / Учебник для академического бакалавриата [Текст] / авт.С. А. Кравченко. – Юрайт: М., 2014 г. – 584 стр.[4] Кузнецов, В.Н.. Социология идеологии / Учебное пособие [Текст] / авт. В.Н. Кузнецов. – МГУ: М., 2007 г. – 414 стр.[5] Нурышев, Г.Н., Бразевич, Д.С.. Социалогия /Учебное пособие [Текст] / авт. Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. – СПбГУНиПТ: СПб., 2010 г. – 292 стр.[6] Фененко, Ю. В.. Социалогия [Текст] / авт. Ю. В. Фененко. – Проспект: М., 2006 г. – 207 стр.
[1] Алгебова, И.Ф.. Институционализация социальной работы в современной России: теория и практика [Текст] / авт. И.Ф. Алгебова. – Яросл.гос.ун.: Ярославль, 2004 г. – 163 стр.
[2] Зборовский, Г. Е. История Социалогии: современный этап / учебник для вузов [Текст] / авт. Г. Е. Зборовский. – РИО СурГПУ: Сургут, 2015 г. – 260 стр.
[3] Кравченко, С. А.. Социология. В 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения / Учебник для академического бакалавриата [Текст] / авт.С. А. Кравченко. – Юрайт: М., 2014 г. – 584 стр.
[4] Кузнецов, В.Н.. Социология идеологии / Учебное пособие [Текст] / авт. В.Н. Кузнецов. – МГУ: М., 2007 г. – 414 стр.
[5] Нурышев, Г.Н., Бразевич, Д.С.. Социалогия / Учебное пособие [Текст] / авт. Г.Н. Нурышев, Д.С. Бразевич. – СПбГУНиПТ: СПб., 2010 г. – 292 стр.
[6] Фененко, Ю. В.. Социалогия [Текст] / авт. Ю. В. Фененко. – Проспект: М., 2006 г. – 207 стр.
Вопрос-ответ:
Какие этапы развития и институционализации социологии прошла в России?
Социология в России прошла несколько этапов развития и институционализации. Одним из первых этапов было формирование социологической мысли в конце XIX - начале XX века, когда начали появляться первые исследования и теоретические концепции. Затем в Советском Союзе социология стала подвергаться ограничениям и официально запрещалась, но при этом в тайных кружках продолжались исследования и работа над развитием науки. После распада СССР произошло восстановление и развитие социологии, появились новые институты и центры, проводятся массовые социологические исследования.
Как происходит процесс институционализации социологии в современной России?
В современной России институционализация социологии происходит через создание специальных учебных заведений, научных институтов и центров, а также через проведение социологических исследований. В стране работает несколько университетов, предлагающих обучение по направлению "социология", что способствует подготовке кадров в данной области. Отдельные научные институты занимаются разработкой теоретических и методологических основ социологии. Также проводятся массовые опросы и исследования, которые способствуют развитию практической стороны науки.
Какова роль институтов в развитии социологии в России?
Институты играют важную роль в развитии социологии в России. Они являются основными учебными и научными заведениями, где происходит подготовка специалистов и проведение исследований. Институты предоставляют студентам образование по социологии, помогают им освоить теоретические и методологические основы науки. Кроме того, научные институты занимаются разработкой новых концепций и теорий, как в области социологии в целом, так и в конкретных ее направлениях.
Как происходит процесс институционализации социологии в современной России?
Процесс институционализации социологии в современной России включает в себя создание специализированных образовательных программ, научных институтов, центров, лабораторий и общественных организаций, которые занимаются исследованиями и развитием социологической науки. Также важной частью процесса институционализации является разработка профессиональных стандартов и этических кодексов, формирование научных журналов и издательств, а также социологическое образование и подготовка кадров в университетах и высших учебных заведениях.
Какие методы и способы действия используются в институтах для выполнения их функций?
В институтах используются различные методы и способы действия для выполнения своих функций. Например, проведение социологических исследований, сбор и анализ данных, проведение конференций и научных семинаров, публикация научных работ и журналов, образовательные программы и курсы, сотрудничество с другими научными организациями и учреждениями, а также участие в различных проектах и программам, направленных на развитие социологии.
Каковы этапы развития и институционализации социологии в России?
Этапы развития и институционализации социологии в России включают период формирования и развития социологических учреждений, создание академических кафедр и институтов, проведение исследований и научных конференций, а также развитие социологического образования и публикаций в этой области.
Как происходит процесс институционализации социологии в современной России?
В современной России процесс институционализации социологии осуществляется через создание специализированных учебных заведений, научных центров и лаборатории, привлечение квалифицированных научных сотрудников, проведение исследований и публикацию научных работ в этой области.
Какие методы и способы действия используются в институтах для выполнения своих функций?
В институтах для выполнения своих функций используются различные методы и способы действия, такие как проведение исследований, организация научных конференций и семинаров, обмен информацией с другими научными учреждениями, обучение молодых специалистов, публикация научных статей и книг, а также участие в научных проектах и программных мероприятиях.
Каковы основные этапы развития и институционализации социологии в России?
Основные этапы развития и институционализации социологии в России включают период ее становления как самостоятельной науки, создание первых социологических учреждений и кафедр, развитие социологического образования и исследовательской деятельности, а также формирование современной системы социологических институтов и центров.