Системный анализ номенклатуры биологически активных добавок в товарном ассортименте аптечной организации
Заказать уникальную дипломную работу- 37 37 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 06.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБРАЩЕНИЯ БАД В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 6
1.1 Общая характеристика и определение БАД 6
1.1.1 Общие принципы использования БАД 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование обращения БАД в аптечных организациях 8
1.2.1 Особенности отпуска и фармацевтического консультирования при реализации БАД 9
ГЛАВА 2 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ НОМЕНКЛАТУРЫ БАД В ТОВАРНОМ АССОРТИМЕНТЕ АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 10
2.1 Классификация БАД согласно с методическими указаниями (МУК 2.3.2.721-98) 11
2.1.1 Нутрицевтики 12
2.1.2 БАД-парафармацевтики 13
2.1.3 БАД- эубиотики 14
2.2 Классификация БАД согласно с СанПиН 2.3.2.1078-01 14
2.3 Классификация БАД согласно с РЛС России 15
2.4 Классификация БАД согласно с DSM Group 15
ГЛАВА 3 СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА БАД В АПТЕЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Г. НОВОСИБИРСКА 17
3.1 Характеристика аптечной организации 17
3.2 Системный анализ ассортимента и номенклатуры БАД в аптечной организации г. Новосибирска 18
3.2.1 Распределение ассортимента БАД аптечной организации г. Новосибирска по стране производства 26
3.2.2 Объем продаж БАД СТМ в аптечной организации г. Новосибирска 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Приложение А. 35
Приложение Б. 36
«БАДы, не представленные в РЛС», в подавляющем большинстве являлись продукцией СТМ, отдельные ингредиенты которых, не регламентированы в составе ингредиентов БАД, представленных в РЛС. Группа «другие БАД» содержала различные наименования товаров, которые могли бы соответствовать другим классификационным группам РЛС, однако не представленные в них. Данная особенность объясняется исследованием Гаммель И. В. и соавторов, согласно которому данная группа содержит 70,8% всех торговых наименований БАД [13]. 3.2.1 Распределение ассортимента БАД аптечной организации г. Новосибирска по стране производстваДля анализа распределения ассортимента БАД в аптечной организации г. Новосибирска по стране производства отобрано 1733 единицы БАД, реализованных с 01.01.22 по 31.03.22. Установлено, что в подавляющем большинстве случаев страной производства являлась Россия – 71,6 % (1241 единица); реже Соединенные штаты – 5,9 % (103 единицы); Беларусь – 4,2 % (73 единиц); Словакия 3,3 % (58 единиц); Германия - 2,5 % (44 единицы) и другие страны (см. Рис. 3.2).Рисунок 3.2 – Распределение ассортимента БАД аптечной организации г. Новосибирска по стране производства3.2.2 Объем продаж БАД СТМ в аптечной организации г. НовосибирскаДля анализа объема продаж БАД СТМ отобрано 1733 единицы БАД, реализованных в аптечной организации г. Новосибирска в период с 01.01.22 по 31.03.22. Установлено, что на долю БАД СТМ приходится 475 единиц (28%) из 1733 проанализированных (см. Рисунок 3.3).Рисунок 3.3 - Объем продаж БАД СТМ в аптечной организации г. НовосибирскаЗаключениеБАД – это природные и/или идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции с целью обогащения рациона. Обращение БАД регулируется достаточно большим количеством нормативно-правовых документов, которые устанавливают требования к составу БАД, разработке, технологическому процессу производства, регистрации, хранению, транспортировке, маркировке, рекламе, работе с претензиями, изъятию и отзывам БАД. При отпуске БАД аптечными организациями следует учитывать причину покупки, многокомпонентность состава БАД, особенности приема, возможные аллергические и побочные реакции, а также противопоказания к приему. Номенклатура и классификаторы БАД достаточно разнородны и многообразны. Ввиду быстрого и динамического развития фармацевтического рынка БАД, отсутствует единый общепринятый классификатор БАД. В большинстве случаев в качестве классификационных признаков используется состав, физиологическое действие или функциональное назначение БАД. При системном анализе ассортимента БАД в аптечной организации г. Новосибирска также установлено отсутствуе регламентированных руководством классификационных групп БАД. Ввиду данного обстоятельства за основу для анализа взяты общедоступные классификационные группы РЛС. Стоит отметить, что большая часть ассортимента аптечной организации (около 80%) представлена БАД СТМ; а распределение, раскладка и хранение БАД осуществляется с общепринятыми классификационными группами (согласно с классификаторами МУК 2.3.2.721-98; СанПиН 2.3.2.1078-01; DSM Group и РЛС России). За основу для анализа взят квартальный отчет аптечной организации г. Новосибирска (период с 01.01.22 по 31.03.22). По данным отчета аптечный магазин за представленный период реализал 3154 единицы БАД. При системном анализе установлено, что наибольший вес занимали «БАДы — витамины, витаминоподобные вещества и коферменты» (32 %), «БАДы, не представленные в РЛС» (20 %), «БАДы — продукты растительного, животного или минерального происхождения» (14 %) и «другие БАД» (14 %). Перечисленное объясняется высоким спросом населения на «БАДы - источники витаминов, витаминоподобных веществ и коферментов», а также на «БАД - продукты растительного, животного или минерального происхождения». А «БАДы, не представленные в РЛС», в подавляющем большинстве являлись продукцией СТМ, отдельные ингредиенты которых, не регламентированы в составе ингредиентов БАД, представленных в РЛС. Группа «другие БАД» содержала различные наименования товаров, которые могли бы соответствовать другим классификационным группам РЛС, однако не представленные в них. Данная особенность объясняется исследованием Гаммель И. В. и соавторов, согласно которому данная группа содержит 70,8% всех торговых наименований БАД [13]. При анализе 1733 единиц БАД по стране производства согласно с квартальным отчетом реализованной продукции в аптечной организации г. Новосибирска установлено, что в подавляющем большинстве случаев страной производства являлась Россия – 71,6 %; реже Соединенные штаты – 5,9 %; Беларусь – 4,2 %; Словакия 3,3 %; Германия - 2,5 %. Объем продаж БАД СТМза 3 месяца, из проанализированных 1733 единиц, составил 28%. В заключение хотелось бы отметить, что наличие СТМ БАД способствует увеличению ассортимента БАД в аптечной организации, что несомненно благоприятно влияет на ее товарооборот, прибыль и рентабельность. Кроме того, товары СТМ отличаются более низкой стоимостью, что значительно больше привлекает посетителей аптечного магазина. Однако наличие СТМ, а также динамическое развитие рынка БАД не предоставляет возможности для создания общепринятого единственного классификатора БАД, что, конечно же, является определённым недостатком в плане возможности создания единого пространства учета БАД. Список использованной литературы1. Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств" от 12.04.2010 N 61-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_99350/.2. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция).3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 (ред. от 06.07.2011) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326).4. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 14.07.2021) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011).5. ГОСТ Р 56202-2014 Продукция пищевая специализированная. Биологически активные добавки к пище. Требования к производству в соответствии с принципами надлежащей производственной практики.6. МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.10.1998).7. Адаменко Г.В., Новицкая В.А. Особенности фармацевтического консультирования при реализации биологически активных добавок к пище и специализированных продуктов // Вестник ВГМУ. 2020. №5. 8. Антонова И. С., Веснина А. Д., Шадрин В. Г. Маркетинговое исследование рынка биологически активных добавок // Техника и технология пищевых производств. 2020. №3.9. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Иващенкова А. О. Биологически активные добавки как перспективное направление развития фармацевтического рынка // Научные результаты биомедицинских исследований. 2016. №4. 10. Бубешова М. С. и др. БАДЫ: Проблемы и пути решения // Том I. – С. 38.11. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. — 424 с.12. Гаммель И. В., Суворова О. В., Запорожская Л. И. Современные аспекты классификации и регулирования оборота биологически активных добавок к пище // Медицинский альманах. 2017. №1 (46). 13. Гаммель И. В., Суворова О. В., Запорожская Л. И. Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище // Медицинский альманах. 2017. №6 (51). 14. Илларионова Е. А. Биологически активные и пищевые добавки. Оценка эффективности и безопасности : учебное пособие / Е. А. Илларионова, И. П. Сыроватский; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра фармацевтической и токсикологической химии. – Иркутск : ИГМУ, 2020. – 56 с. 15. Лапина Т.П. Пищевые и биологически активные добавки: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. − 96 с.16. Позняковский В.М., Суханов Б.П. Биологически активные добавки в современной нутрициологии. Техника и технология пищевых производств. 2009. № 2 (13).17. Тутельян В. А., Суханов Б. П. Современные подходы к обеспечению качества и безопасности биологически активных добавок к пище в Российской Федерации // ТМЖ. 2009. №1 (35).18. Доктор Нутришин. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://consu-med.ru/company/ проверено 02.05.2219. Регистр лекарственных средств России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rlsnet.ru проверено 26.04.202220. DSM Group. Аналитический отчет “Фармацевтический рынок России Итоги 2021 г.» ЗAО «Группа ДСМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ проверено 25.04.22 21. DSM Group. Аналитический отчет “Фармацевтический рынок России Итоги 2020 г.» ЗAО «Группа ДСМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ проверено 25.04.2222. Consumed. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://consu-med.ru/company/ проверено 02.05.22ПриложенияПриложение А.Нормативно-правовые акты, регулирующие оборот БАД в России [12]Приложение Б.Соотношение торговых наименований БАД в разных классификационных группах РЛС [13]Сокращения: РДФВ - БАД в различных дозировках и формах выпуска, ТН – торговые наименования.
2. Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 02.01.2000 N 29-ФЗ (последняя редакция).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14.11.2001 N 36 (ред. от 06.07.2011) "О введении в действие Санитарных правил" (вместе с "СанПиН 2.3.2.1078-01. 2.3.2. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.03.2002 N 3326).
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (ред. от 14.07.2021) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (вместе с "ТР ТС 021/2011).
5. ГОСТ Р 56202-2014 Продукция пищевая специализированная. Биологически активные добавки к пище. Требования к производству в соответствии с принципами надлежащей производственной практики.
6. МУК 2.3.2.721-98. 2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище. Методические указания (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.10.1998).
7. Адаменко Г.В., Новицкая В.А. Особенности фармацевтического консультирования при реализации биологически активных добавок к пище и специализированных продуктов // Вестник ВГМУ. 2020. №5.
8. Антонова И. С., Веснина А. Д., Шадрин В. Г. Маркетинговое исследование рынка биологически активных добавок // Техника и технология пищевых производств. 2020. №3.
9. Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Иващенкова А. О. Биологически активные добавки как перспективное направление развития фармацевтического рынка // Научные результаты биомедицинских исследований. 2016. №4.
10. Бубешова М. С. и др. БАДЫ: Проблемы и пути решения // Том I. – С. 38.
11. Васнецова О.А. Медицинское и фармацевтическое товароведение. Учебник. Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Авторская Академия, 2016. — 424 с.
12. Гаммель И. В., Суворова О. В., Запорожская Л. И. Современные аспекты классификации и регулирования оборота биологически активных добавок к пище // Медицинский альманах. 2017. №1 (46).
13. Гаммель И. В., Суворова О. В., Запорожская Л. И. Анализ тенденций российского рынка биологически активных добавок к пище // Медицинский альманах. 2017. №6 (51).
14. Илларионова Е. А. Биологически активные и пищевые добавки. Оценка эффективности и безопасности : учебное пособие / Е. А. Илларионова, И. П. Сыроватский; ФГБОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра фармацевтической и токсикологической химии. – Иркутск : ИГМУ, 2020. – 56 с.
15. Лапина Т.П. Пищевые и биологически активные добавки: Учебное пособие. − Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2005. − 96 с.
16. Позняковский В.М., Суханов Б.П. Биологически активные добавки в современной нутрициологии. Техника и технология пищевых производств. 2009. № 2 (13).
17. Тутельян В. А., Суханов Б. П. Современные подходы к обеспечению качества и безопасности биологически активных добавок к пище в Российской Федерации // ТМЖ. 2009. №1 (35).
18. Доктор Нутришин. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://consu-med.ru/company/ проверено 02.05.22
19. Регистр лекарственных средств России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rlsnet.ru проверено 26.04.2022
20. DSM Group. Аналитический отчет “Фармацевтический рынок России Итоги 2021 г.» ЗAО «Группа ДСМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ проверено 25.04.22
21. DSM Group. Аналитический отчет “Фармацевтический рынок России Итоги 2020 г.» ЗAО «Группа ДСМ». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dsm.ru/marketing/free-information/analytic-reports/ проверено 25.04.22
22. Consumed. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://consu-med.ru/company/ проверено 02.05.22
Вопрос-ответ:
Что такое БАД и какие принципы использования у них?
БАД (биологически активная добавка) - это пищевая добавка, содержащая биологически активные вещества, которые оказывают благоприятное влияние на организм человека. Основные принципы использования БАД: соблюдение рекомендуемой дозировки, соответствие их использования индивидуальным потребностям, учет показаний и противопоказаний, прием в определенное время суток и с учетом режима питания.
Какие особенности отпуска и фармацевтического консультирования при реализации БАД в аптеках?
Отпуск БАД происходит без рецепта, так как они относятся к пищевым добавкам, а не к лекарственным препаратам. Фармацевты при реализации БАД должны оказывать консультацию клиентам о правильном применении данных добавок, рекомендовать нужные дозировки и объяснить показания и противопоказания к их использованию.
Какое нормативно-правовое регулирование существует для обращения БАД в аптечных организациях?
Обращение БАД в аптечных организациях регулируется законодательством, в котором учитываются особенности этих добавок. Одним из основных нормативно-правовых актов является "О правовом регулировании производства и оборота БАД", который устанавливает требования к их качеству, отпуску без рецепта и консультированию покупателей.
Какую общую характеристику и определение можно дать БАД?
БАД (биологически активная добавка) - это продукт, содержащий биологически активные вещества, предназначенный для дополнения рациона питания и обеспечения определенной биологической функции организма. Они не являются лекарствами и находятся в границах безопасных дозировок.
Что включает в себя системный анализ номенклатуры БАД?
Системный анализ номенклатуры БАД включает изучение ассортимента данных добавок в аптечных организациях с учетом особенностей их состава, качества, эффективности, показаний и противопоказаний к применению, а также цены, производителей и популярности на рынке. Данный анализ помогает оптимизировать ассортимент и выбор БАД для конкретной аптечной организации.
Что такое биологически активные добавки?
Биологически активные добавки (БАД) - это продукты, предназначенные для дополнения рациона и обогащения организма определенными веществами, такими как витамины, минералы, аминокислоты и другие ценные компоненты. Они не являются лекарственными средствами и не имеют медицинского применения, но могут помочь поддерживать нормальное функционирование организма при различных недостатках и дефицитах.
Какое нормативно-правовое регулирование существует для обращения БАД в аптечных организациях?
Обращение БАД в аптечных организациях регламентируется нормативно-правовыми актами, такими как Федеральный закон "О социальной защите населения, подвергающегося воздействию табакокурения и потребления алкогольной продукции", Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил продажи лекарственных средств через аптечные организации", а также Порядок обращения БАД в аптечных организациях, утвержденный Министерством здравоохранения РФ.
Какие особенности отпуска и фармацевтического консультирования при реализации БАД?
При отпуске и фармацевтическом консультировании при реализации биологически активных добавок (БАД) следует учитывать их статус как не лекарственных средств. Поэтому аптекарю необходимо проводить консультации с покупателями о правильном использовании БАД, но без каких-либо диагностических процедур и прописывания лечения. Также, при отпуске БАД аптекарям необходимо предупреждать покупателей о том, что эти средства не заменяют полноценное питание и не могут быть использованы в качестве единственного источника питательных веществ.
Какие общие принципы использования БАД?
Общие принципы использования биологически активных добавок (БАД) включают соблюдение принципа индивидуальности, когда необходимо учитывать особенности организма каждого конкретного человека и его потребности. Также, следует учитывать принцип безопасности, то есть использовать БАД только в соответствии с рекомендациями производителей и не превышать дозировки, указанные на упаковке. Кроме того, принцип системности подразумевает регулярное использование БАД для достижения максимального эффекта.
Какие есть нормативно-правовые основания для обращения БАД в аптечных организациях?
Обращение биологически активных добавок (БАД) в аптечных организациях регулируется несколькими нормативно-правовыми актами. Одним из основных является Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" № 29-ФЗ, где определены общие требования к качеству и безопасности БАД. Также, существуют нормативные документы Росздравнадзора, которые устанавливают порядок регистрации и разрешенные для обращения в аптечных организациях категории БАД.
Что включает в себя системный анализ номенклатуры БАД в товарном ассортименте аптечной организации?
Системный анализ номенклатуры биологически активных добавок (БАД) в товарном ассортименте аптечной организации включает изучение и анализ всего ассортимента БАД, их классификацию, характеристики и свойства, а также спрос на эти продукты. Такой анализ помогает оптимизировать предложение БАД, учитывая потребности и предпочтения покупателей, а также различные тренды на рынке.