Исследование национально-исторических и социально-экономических предпосылок формирования и становления модели менеджмента в Германии.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.Исторические корни формирования немецкой модели менеджмента 6
1.1. Национально -исторические предпосылки формирования менеджмента Германии 6
1.2.Исследование теории Вебера о рациональной бюрократии 8
1.3.Ключевые черты Гарцбургской модели управления 13
2.Социально-экономические особенности развития менеджмента
Германии 19
2.1. Становление социально-экономической модели Германии 19
2.2.Формирование нового хозяйственного порядка в Германии 21
2.3.Современная немецкая модель менеджмента 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
После войны возник огромный внутренний и внешний спрос, что создало хорошие условия для высокого экономического роста. Затем, когда рынок насытился, произошла стабилизация. Были квалифицированные рабочие, которые были освобождены от военной службы и поэтому остались после войны.Современная немецкая модель менеджмента.Для немецкого менеджментахарактерен особый стиль, выработанный веками и уходящий корнями в традиции средневековых мастерских и профсоюзов.В то же время немецкие менеджеры известны своей проницательностью и ориентацией на будущее. Немецкий стиль соперничества можно охарактеризовать как ожесточенный, но даже самое ожесточенное соперничество никогда не направлено на уничтожение соперников. Компании конкурируют друг с другом, но при этом заинтересованы не в монопольном господстве, а в распределении рыночных площадей или в создании своего особого положения на рынке товаров и услуг. Немецкие компании отвергают практику ценовой конкуренции, которая развивается только в крайних случаях.Главной отличительной чертой немецкого стиля конкуренции является соперничество в обеспечении более высокого качества товаров и услуг, которое немецкие менеджеры называют Leistungswettbewerb (букв.: соревнование достижений). Качество продукции и обслуживание продукции (productservice) - вот главные приоритеты. Немецкий менеджер убежден, что высококачественная продукция продает себя сама, и поэтому, желая сделать свою компанию лучшей, стремится довести до совершенства качество выпускаемой продукции. Обращать внимание на продукцию означает в первую очередь обращать внимание на производственный процесс. Поэтому немецкие руководители всех уровней хорошо разбираются в производстве, знают все этапы производства на практике и ориентированы на тесное сотрудничество с непосредственными производителями. Им сложно понять своих американских коллег, которые предпочитают изучать финансовые показатели и итоговые данные, а не посещать производственные лаборатории. Немецкие руководители убеждены, что налаженное производство и высокое качество продукции являются главными факторами достижения высоких конечных показателей.Качество, отзывчивость, целеустремленность, улучшение, доведение дела до конца – вот лозунги немецкого менеджера.Важнейшая задача немецкого менеджера – сотрудничать или хотя бы координировать свою деятельность с государством. Немецкая промышленность традиционно тесно сотрудничала с государством, и поэтому в «немецкой совести» закрепилось представление о том, что частная инициатива должна развиваться при четком государственном регулировании.Менеджеры всегда обращают внимание на государственные стандарты, инструкции и правила.Немецкие промышленные стандарты (DeutscheIndustrieNormen - DIN) разработаны в процессе переговоров и консультаций, в которых принимают участие представители правительства, промышленности, ассоциаций менеджеров, торгово-промышленных палат, профсоюзов.Частые судебные разбирательства нетипичны для немецкого менеджмента. К передаче спорных вопросов в суд отношение настороженное (конечно, речь не идет об откровенных нарушениях).Разногласия обычно разрешаются в ходе дискуссий, которые проходят или в неформальной обстановке, за кружкой пива, или в рамках более формальных круглых столов, организованных представителями торгово-промышленных палат или промышленных ассоциаций. Урегулирование конфликтов проходит спокойно, без привлечения общего внимания, иногда в ходе неофициальных личных встреч.Считается, что частые обращения к судебным разбирательствам говорят больше не об обвиняемом, но об обвинителе. Немецкие менеджеры традиционно набираются из рядов инженеров и технологов, то есть тех, кто непосредственно связан с разработкой, дизайном и производством. Но в последнее время все большее число менеджеров высших уровней не имеют за плечами инженерного образования и опыта работы. Зарплата немецкого менеджера в среднем выше, чем у его европейских коллег (за исключением шведов), но на треть меньше зарплаты американского менеджера.В Германии руководители обычно работают в одной и той же компании до конца своей карьеры и постепенно поднимаются по карьерной лестнице. От них ожидают не быстрых практических результатов, а скорее долгосрочного планирования, чтобы руководителям не приходилось опасаться, что их карьера будет разрушена плохими квартальными или годовыми показателями компании.Из этих традиций и обычаев постепенно выработался особый немецкий стиль управления, который характеризуется коллективностью, координацией усилий, ориентацией на продукт и качество, преданностью компании и особым вниманием к перспективам ее долгосрочного развития.Одни считают, что немецкий стиль руководства очень консервативен и не допускает быстрой реакции на изменения, в отличие от американского стиля руководства, для которого характерны агрессивность, гибкость и нацеленность на быстрый результат.Однако это мнение ошибочно. Немецкий стиль правления, безусловно, направлен на перемены, но постепенно, под лозунгами стабильности и последовательности и постоянно под давлением конкурирующих иностранных влияний.Немецкие руководители постоянно говорят, что изменения идут очень медленно, но сами не уверены, стоит ли менять устоявшиеся традиции, и если да, то как именно.В сравнительных исследованиях чаще всего выделяются следующие характеристики немецкой модели управления.Стимулирование профессионального обучения.Особенности немецкой модели управления заключаются в национальной системе профессионального обучения, которая характеризуется механической, технической и ремесленной направленностью и является, по некоторым оценкам, лучшей в Европе. Обучает молодежь в возрасте 16-21 года в течение 3 лет с получением государственного диплома. Учебный процесс включает в себя как обучение на рабочем месте (4 дня в неделю), так и теоретическое обучение (1 день в неделю). Содержание программы обучения в системе профессионального образования и обучения утверждается тремя органами - правительством, организациями работодателей и профсоюзами. Управление осуществляется местными торгово-промышленными палатами.Техническая подготовленность менеджеров. Немецкие менеджеры известны как специалисты. Любопытно в этой связи, что в Германии не слишком высоко ценится общеуправленческая подготовка и соответственно степень МВА не является распространенной. Поскольку менеджмент не считался в Германии отдельной научной отраслью, то соответствующие учебные дисциплины до 1980-х гг. были редкостью в отличие от США. Немцы полагали, что менеджмент как самостоятельная дисциплина может породить эгоизм, нелояльность, а также опасную тенденцию к пренебрежению вопросами качества продукции. В немецкой деловой речи в качестве похвалы гораздо чаще используется прилагательное untemehmerisch (предпринимательский, предприимчивый, инициативный), чем managerhaft (управленческий). Как образно отмечает Г. Хофстеде, менеджер не является культурным героем в Германии. Если кто и может считаться таковым, то скорее это будет инженер.Большинство немецких менеджеров промышленных предприятий, даже высшего звена управления, хорошо ориентируются в вопросах производственного менеджмента, не считают зазорным постоянно бывать в заводских цехах. Им трудно понять поведение менеджеров в США, которые предпочитают больше работать с финансовой отчетностью вместо того, чтобы глубже изучать производственные процессы на предприятии. Немецкий менеджер убежден, что отлаженный технологический процесс и высококачественная продукция значат гораздо больше для показателей экономической эффективности по сравнению с другими факторами.Уважительное отношение к компетентности. Профессионализм и компетентность играют решающую роль в немецкой культуре, требующей значительной самодисциплины и самоконтроля. Немецкие менеджеры ценят высокую квалификацию работников и стремятся быть ближе к цехам и производственным подразделениям. Такое отношение создает потенциал для взаимоприемлемых внутриорганизационных отношений, эффективной коммуникации между штабными и линейными структурами в немецкой организации. Немецкая система управления предполагает наличие тесных связей между инженерно-техническим и административно-управленческим персоналом, поддерживаемым высококвалифицированными рабочими.Что касается управленцев в немецких компаниях, то их авторитет основан больше на их профессиональных навыках, чем положении в служебной иерархии. Высокий уровень квалификации немецких менеджеров позволяет им действовать посредством более плоской иерархии и шире простирать свой контроль.Расширенный объем ответственности и полномочий. Если линейный персонал обладает высокой квалификацией, то он меньше нуждается в контроле и помощи со стороны административно-управленческого аппарата, удельный вес которого в немецких фирмах меньше по сравнению с аналогичными организациями в Англии и Франции. При этом больше доля производственных управленцев. Г. Хофстеде пишет, что высококвалифицированным и ответственным немецким работникам не обязательно нужен для их "мотивации" менеджер американского типа ("Дженералист"). Они считают, что руководитель или мастер (Meister) должен поручить им задания и выступать в качестве эксперта в решении технических проблем.Лояльность менеджеров. Среди немецких менеджеров меньше распространена перемена места работы и соответственно выше уровень корпоративной лояльности. Средний стаж работы на одном предприятии в Германии составляет 8 лет, в то время как в американских фирмах - 3 года. В исследовании Р. Стюарт 20 из 30 обследованных немецких управленцев на одном предприятии были заняты свыше 5 лет, а 6 из них - свыше 20 лет. С точки зрения британцев (как и американцев), столь длительный непрерывный стаж работы на одном месте (одном предприятии) имеет или будет иметь губительный эффект. Для немцев же длительный стаж работы на одном рабочем месте позволяет добиться необходимого уровня технической компетентности.Многие немецкие предприятия давно уже используют принцип заместителей, или "теневых работников" (Stellvertreter). В таких организациях менеджеры подбирают и обучают своих заместителей. Это обеспечивает непрерывность и последовательность процесса принятия решений. В случае отпуска, болезни и т. п. служебные обязанности выполняются заместителями.Качество и инновации. Качество продукции, своевременная ее доставка и послепродажное обслуживание являются основной целью и конкурентным преимуществом немецких компаний. Высокий уровень доходов позволяет немецким потребителям платить за высокое качество. Стратегией, позволяющей сохранить н укреплять свои конкурентные позиции на рынке, было и остается технологическое совершенствование, инновации. Такая стратегия может реализовываться различным путем: через слияния и поглощения, создание совместных предприятий, закупку патентов и лицензий или инвестиции в НИОКР. Последний подход является наиболее распространенным в немецких компаниях, которые по сравнению с фирмами других стран тратят существенно большую часть доходов на финансирование НИОКР. Причем считается, что эта доля в кризисные годы должна быть даже больше.Эффективные трудовые отношения. Стабилизирующим фактором для немецкой экономики являются стабильные и устойчивые отношения между менеджерами и профсоюзами, а также рабочими советами. Для послевоенной Германии не свойственны те классовые антагонизмы, которые имели место в Великобритании, Франции и Италии. Немецкая культура менее индивидуалистична по сравнению с англосаксонской. Поэтому идея долгосрочного сотрудничества и партнерства собственников, управляющих и рабочих находит благодатную почву в немецком обществе.Формализованный производственный менеджмент. Немецкие менеджеры придают важное значение детальному описанию трудовых функций и процедур. Относительно высокой является степень формализации в виде инструкций, правил, обязанностей и т. п. Менеджеры склонны меньше импровизировать, а больше действовать в соответствии с правилами и инструкциями. Причем эта особенность - точное определение роли и правил - особенно культивируется в государственных учреждениях и крупных корпорациях. Немецкие управляющие уделяют много внимания планированию. Если ситуация усложняется более, чем ожидалось, немцы постараются активизировать плановую деятельность, тогда как в английских компаниях могут пойти на сокращение отдела планирования.ЗАКЛЮЧЕНИЕНемецкий менеджмент прошел свой уникальный путь развития от средних веков до сегодняшнего дня. За это время сформировались определенные традиции в области управления предприятиями.Постепенно из этих традиций и практики возник особый немецкий стиль менеджмента, который отличают коллегиальность, стремление к согласованию, ориентированность на продукцию и качество, преданность одной компании и особое внимание к перспективам ее долгосрочного развития.На сегодняшний день немецкий компании имеют традиционную структуру с обязательной и обособленной иерархией. Дисциплина же и почитание вертикальных взаимоотношений в немецкой организации помогают преодолевать проблемы многоуровневой структуры.Некоторые считают, что немецкий стиль управления слишком консервативен и не позволяет быстро реагировать на изменения, в противоположность американскому стилю управления, который характеризуется агрессивностью, гибкостью и ориентацией на быстрые результаты.Однако это мнение ошибочно. Немецкий стиль управления достаточно ориентирован на изменения, хотя они проходят постепенно, под лозунгами стабильности и постоянства, и все время под нажимом конкурирующего иностранного влияния.В послевоенный период разделения Германии на ФРГ и ГДР развитие менеджмента стало отличаться коренным образом. Даже в современной вновь объединенной Германии чувствуются различия в управлении организациями в западных и восточных землях, но зависимо от этого у немецкого менеджмента есть общие черты, присущие абсолютно всей Германии. Они имеют уникальные черты, характеризующие лишь немецкий стиль управления.Немецкий менеджмент сыграл большую роль в развитии экономики Германии. Поэтому на сегодняшний день Германия является ведущей торговой державой Европы, играет важную роль в формировании объединенного рынка ЕС.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫЛитератураА.В, Авилова, A.M. Волков, В.П. Гутник, В.Н. Зуев, ЕЛ. Западноевропейские страны: Особенности социально-эконо-мических моделей / Отв. ред. В.П. Гутник; Ин-т мировой эконо-мики и междунар. отношений.- М.: Наука, 2002. - 271 с. ISBN 5-02-013136-9 (в пер.).Бахур, А. Б. Особенности национального менеджмента / А. Б. Бахур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 5. – С. 23-35. – EDN SIKSWN.Белов В. Немецкий предпринимательский дух. / Белов В.// Эксперт. -2007, -9 апреля.Белковец Л.П., Глушанин Е.П. и др. История Германии. Том 1: С древнейших времен до создания Германской империи. Учебное пособие. — Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. — М.: КДУ, 2008. — 544 с.История Германии : учебное пособие : в 3 тт. / Под общ.ред. Б. Бонвеча, IЮ. В. Галактионова ]. — М.: КДУ, 2008.История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, - 199 с.. 2009.Ойкен В. Основные принципы экономической политики / пер. с нем.; под ред. Л. И. Цедилина, К. Херманн-Пиллата; вступ. слово О. Р. Лациса. М.: «Прогресс», 1995. 496 с.Погорелецкий А.И. Экономика зарубежных стран. - СПб., 2000. 421 с.Путешествуя по Интернету. Культура немецкого менеджмента.// Корпоративный менеджмент. -2002. №1.Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.-М.:Питер, 2008.Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ. - М.: "Дело", 2007.Мальхер Е.А. Современный менеджмент в странах Западной Европы. Учебное пособие. Изд-во ВШБ ТГУ, 2008.Интернет РесурсыБеркалов С. В. Становления социально-экономической модели Германии. https://cyberleninka.ru/article/n/stanovleniya-sotsialno-ekonomicheskoy-modeli-germanii.(дата обращения: 09.05.2022).Норвардян, К.Р. Менеджмент в германии / К.Р. Норвардян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 307-310. — URL: https://novainfo.ru/article/10442 (дата обращения: 10.05.2022).Осетрова О. П. Особенности западноевропейской модели экономического роста. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zapadnoevropeyskoy-modeli-ekonomicheskogo-rosta. (дата обращения: 09.05.2022).Минервин И. Г. 2002. 02. 041. Шли Э. Х. , Уорнер М. "американизация" немецкого менеджмента. Schlie E. H. , Warner M. The "Americanization" of German management // J. of general management. Oxford, 2000. Vol. 25, № 3. P. 33-49. https://cyberleninka.ru/article/n/2002-02-041-shli-e-h-uorner-m-amerikanizatsiya-nemetskogo-menedzhmenta-schlie-e-h-warner-m-the-americanization-of-german-management-j-of. (дата обращения: 09.05.2022).Маркеева Б.Э. Особенности менеджмента в современных немецких компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3898 (дата обращения: 09.05.2022).
2) Бахур, А. Б. Особенности национального менеджмента / А. Б. Бахур // Менеджмент в России и за рубежом. – 2005. – № 5. – С. 23-35. – EDN SIKSWN.
3) Белов В. Немецкий предпринимательский дух. / Белов В.// Эксперт. -2007, -9 апреля.
4) Белковец Л.П., Глушанин Е.П. и др. История Германии. Том 1: С древнейших времен до создания Германской империи. Учебное пособие. — Под общ. ред. Б. Бонвеча, Ю.В. Галактионова. — М.: КДУ, 2008. — 544 с.
5) История Германии : учебное пособие : в 3 тт. / Под общ.ред. Б. Бонвеча, IЮ. В. Галактионова ]. — М.: КДУ, 2008.
6) История менеджмента: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / И.И. Семенова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ- ДАНА, - 199 с.. 2009.
7) Ойкен В. Основные принципы экономической политики / пер. с нем.; под ред. Л. И. Цедилина, К. Херманн-Пиллата; вступ. слово О. Р. Лациса. М.: «Прогресс», 1995. 496 с.
8) Погорелецкий А.И. Экономика зарубежных стран. - СПб., 2000. 421 с.
9) Путешествуя по Интернету. Культура немецкого менеджмента.// Корпоративный менеджмент. -2002. №1.
10) Пивоваров С.Э., Максимцев И.А. Сравнительный менеджмент.-М.:Питер, 2008.
11) Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента Пер. с англ. - М.: "Дело", 2007.
12) Мальхер Е.А. Современный менеджмент в странах Западной Европы. Учебное пособие. Изд-во ВШБ ТГУ, 2008.
Интернет Ресурсы
13) Беркалов С. В. Становления социально-экономической модели Германии. https://cyberleninka.ru/article/n/stanovleniya-sotsialno-ekonomicheskoy-modeli-germanii. (дата обращения: 09.05.2022).
14) Норвардян, К.Р. Менеджмент в германии / К.Р. Норвардян. — Текст : электронный // NovaInfo, 2017. — № 58. — С. 307-310. — URL: https://novainfo.ru/article/10442 (дата обращения: 10.05.2022).
15) Осетрова О. П. Особенности западноевропейской модели экономического роста. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zapadnoevropeyskoy-modeli-ekonomicheskogo-rosta. (дата обращения: 09.05.2022).
16) Минервин И. Г. 2002. 02. 041. Шли Э. Х. , Уорнер М. "американизация" немецкого менеджмента. Schlie E. H. , Warner M. The "Americanization" of German management // J. of general management. Oxford, 2000. Vol. 25, № 3. P. 33-49. https://cyberleninka.ru/article/n/2002-02-041-shli-e-h-uorner-m-amerikanizatsiya-nemetskogo-menedzhmenta-schlie-e-h-warner-m-the-americanization-of-german-management-j-of. (дата обращения: 09.05.2022).
17) Маркеева Б.Э. Особенности менеджмента в современных немецких компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/03/3898 (дата обращения: 09.05.2022).
Вопрос-ответ:
Какие факторы лежат в основе формирования менеджмента в Германии?
Национально исторические предпосылки, теория Вебера о рациональной бюрократии и Гарцбургская модель управления являются основными факторами формирования менеджмента в Германии.
Какую роль играют национально исторические предпосылки в формировании менеджмента Германии?
Национально исторические предпосылки, такие как преобладание феодальной системы, промышленная революция и развитие капитализма, сыграли важную роль в формировании немецкой модели менеджмента. Они влияли на структуру и организацию компаний, а также на отношения между руководителями и подчиненными.
Какую роль сыграла теория Вебера о рациональной бюрократии в формировании менеджмента в Германии?
Теория Вебера о рациональной бюрократии оказала значительное влияние на формирование немецкой модели менеджмента. Она подчеркивала необходимость четкой структуры и процедур в организации, а также приверженность квалификации и профессионализма в руководстве компанией. Эти идеи были взяты на вооружение немецкими предпринимателями и использованы при разработке менеджмент-практик.
Какие ключевые черты имеет Гарцбургская модель управления?
Гарцбургская модель управления включает в себя такие ключевые черты, как коллективное принятие решений, сильная социальная ответственность компании, учет интересов работников и стимулирование социального диалога между руководством и трудовыми коллективами. Эта модель стала основой для развития современной системы социального партнерства и социального рынка в Германии.
Как социально-экономические особенности развития влияют на формирование менеджмента в Германии?
Социально-экономические особенности развития, такие как сильная социальная защита работников, равные возможности для образования и профессиональной подготовки, а также широко распространенная модель медиации и согласования интересов различных сторон, способствовали формированию немецкой модели менеджмента, основанной на социальном партнерстве и взаимном уважении между руководством и трудовыми коллективами.
Какие национально-исторические предпосылки способствовали формированию модели менеджмента в Германии?
Национально-исторические предпосылки, способствовавшие формированию модели менеджмента в Германии, включают в себя сочетание культурных, политических и экономических факторов. Важными предпосылками являются наличие прочной индустриальной базы, сильной среднего класса, высокого уровня образования и инновационной культуры. Кроме того, влияние теории Макса Вебера о рациональной бюрократии также оказало значительное влияние на формирование немецкой модели менеджмента.
Какая теория была исследована в контексте формирования менеджмента в Германии?
Теория Макса Вебера о рациональной бюрократии была исследована в контексте формирования менеджмента в Германии. Эта теория утверждает, что бюрократия является эффективной формой организации, основанной на четких и рациональных правилах. Вебер выделял такие ключевые элементы бюрократии, как иерархическая структура, специализация рабочих мест, формализованные процедуры и системы контроля. Именно этот подход Вебера оказал значительное влияние на формирование немецкой модели менеджмента.
Какие национально-исторические предпосылки стали основой формирования менеджмента в Германии?
Основой формирования менеджмента в Германии стали национально-исторические предпосылки, такие как присутствие рационализма, национальной дисциплины, организованности и приверженности качеству.