наставничество как инструмент развития персонала в современной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление персоналом
  • 33 33 страницы
  • 23 + 23 источника
  • Добавлена 26.06.2022
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы наставничество как инструмента развития персонала в современной организации 5
1.1. Понятие и сущность наставничества в организации 5
1.2. Значение наставничества в организации 14
2. Анализ системы наставничества на примере организации МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск» 18
2.1 Общая характеристика организации 18
2.2. Анализ трудовых ресурсов организации 21
2.3. Анализ системы наставничества организации 23
2.4. Направления усовершенствования наставничества в организации 25
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Мероприятия по развитию процесса адаптации новых сотрудников в МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск»в рамках двух очередей представлены в таблице 3 и таблице 4.Таблица 3 - Мероприятия по развитию наставничества (первый этап) Наименование мероприятияСредства реализацииОжидаемые результаты1. Общие подготовительные мероприятия1.1. Подготовка материала для беседы с поступающим в организациюБеседа работника отдела кадров с вновь поступающими на работуОзнакомление с условиями труда1.2. Подготовка материала по правилам техники безопасности и по охране трудаЛекция сотрудника отдела труда по технике безопасности и охране трудаОзнакомление с правилами техники безопасности и по охране труда1.3. Подготовка материала о сохранении конфиденциальностиБеседа работника отдела кадров с вновь поступающими на работу о сохранении конфиденциальностиПонимание о режиме работы объекта2. Проведение адаптации в целом в организации2.1. Беседа с поступающим об организацииБеседа наставника с новым сотрудникомОзнакомление с работой в организации2.2. Экскурсия по офисуЭкскурсия работника ОК по офису с вновь поступающими на работуЗнакомство с нахождением подразделений и служб на территории офиса2.3. Ознакомление с перечнем реализуемых услуг и требованиями к качествуБеседа зам. начальника отдела с новым сотрудникомЗнакомство с перечнем реализуемых услуг3. Проведение адаптации на рабочем месте3.1. Знакомство с отделом и с непосредственным рабочим местомБеседа начальника отдела с новым сотрудникомОзнакомление с непосредственным рабочим местом3.2. Знакомство с технологией оказания услуг (выполнения работы)Беседа начальника отдела с работником о технологии оказания услугЗнакомство с технологией оказания услуг3.3. Знакомство с процедурой окончания работы и отключения оборудованияДемонстрация начальника отдела работы и отключения оборудованияЗнакомство с правилами поведения на рабочем местеДанные мероприятия необходимы для создания благоприятного образа организации у нового сотрудника, так необходимого для его адаптации к работе и для успешного её выполнения.Таблица 4 - Мероприятий по развитию наставничества (второй этап)Наименование мероприятия Средства реализацииОжидаемые результаты4. Проведение адаптации в процессе выполнения должностных обязанностей4.1. Выдача и объяснение задания, и показ выполнения задания Показ начальником отдела выполнения заданияИзучения выполнения задания4.2. Заполнение необходимой документации Оформление совместно с начальником отдела необходимой документацииОзнакомление с необходимой документацией5. Проведение адаптации при ознакомлении и работе по бизнес-процессу в отделе5.1. Ознакомление с бизнес-процессом в отделе и с взаимодействием различными службами Беседа наставника с сотрудником о бизнес-процессах в отделеОзнакомление с бизнес-процессами в отделе5.2. Знакомство с процедурой получения и возврата необходимой нормативной документации Беседа и показ наставником получения нормативной документацииОзнакомление с получением нормативной документации6. Проведение адаптации при изменении бизнес-процесса оказания услуг6.1. Знакомство с процедурой изменения бизнес-процесса оказания услуг на рабочем месте и в офисе Беседа наставника и показ новой схемы работы бизнес-процессаОзнакомление с процессом получения нового бизнес-процесса оказания услуг6.2. Взаимодействие со службами изготовления документационного обеспечения бизнес-процессов Беседа наставника с сотрудником о взаимодействии со службами по получению измененного бизнес-процессаОзнакомления с процедурой получения нового подпроцесса управления7. Процесс адаптации при различных ситуациях7.1. Знакомство с медицинской службой для оказания помощи коллеге на рабочем месте и тренировка действий при возникновении нештатной ситуации в отделе Беседа наставника с работником о действиях в случае аварииОзнакомление с поведением в случае аварии7.2. Знакомство с расположением служб за пределами офиса Беседа наставника о взаимодействии со службами других подразделенийОзнакомление с со службами других офисов7.3. Сдача допуска при работе на новом оборудовании Прием наставника у сотрудника допуска к работе на оборудованииСдача допуска для работы на оборудованииВторой этап мероприятий посвящен, в основном, адаптации новых сотрудников при выполнении непосредственных обязанностей на рабочем месте при помощи наставничества. Результатом таких мероприятий будет: -повышение производительности труда на рабочем месте; -повышение производительности труда при оказании услуг с изменениями; -повышение уровня знаний об организации. Именно в данный момент сотрудник становится одним из этих ресурсов организации, который может внести свой вклад или стать конкурентным преимуществом организации. ЗаключениеОрганизация МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск» это учреждение, в основу работы которого заложен принцип «одного окна», где предоставление услуг осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами власти различных уровней осуществляется центром без участия заявителя.Основная цель МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск» - предоставление услуг населению в области государственных и муниципальных услуг. Организационная структура организации имеет линейно функциональный вид и три уровня управления.В качестве основных методов управления персоналом применяются экономические и организационно-распорядительные. В МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск» есть отдел по управлению персоналом, который отвечает за систему управления трудовыми ресурсами.В работе мы рассмотрели процесс адаптации сотрудников организации, он состоит из пяти этапов. Все новые сотрудники предприятия проходят процесс адаптации под руководством наставника. Наставником назначается сотрудник определенного отдела.В работе мы разработали программу наставничества и адаптации персонала на примере анализируемой организации. Данная программа содержит два основных этапа, которые содержат подэтапы.Оптимизация программы наставничества и адаптации персонала в МБУ «МФЦ городского округа Солнечногорск» будет способствовать не только улучшению социально-психологического климата в коллективе, повышению сплоченности, но и снижению времени на вхождение в рабочий процесс новых сотрудников, текучести персонала, а также повысит результативность новых сотрудников.При осуществлении контроля во время адаптационных мероприятий учитывались три направления адаптации (организационная, социально-психологическая и производственная). Адаптация считается успешно пройденной, если сотрудник в полном объеме выполняет свои должностные обязанности в установленные сроки, установленного качества, не допускает нарушений трудового распорядка и комфортно чувствует себя в коллективе.Подводя итог, следует отметить важность применения системы наставничества в организации, так как с помощью её использования компания уменьшает свои издержки, снижает текучесть кадров и предотвращает серьезные ошибки, которые могли бы совершить сотрудники. А получаемые выгоды стоят примененных усилий.Список использованной литературыФедеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // http://www.consultant.ru/Баутина Е.В., Перевалова О.С., Батракова Д.Н. Алгоритм внедрения системы наставничества в организации // Проектное управление в строительстве. – 2020. - №3 (20). – с. 85-91Бикметов Е.Ю., Сизоненко Р.В. Наставничество в контексте корпоративной социальной ответственности // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: сб. науч. тр. / под ред. У.Г. Зиннурова; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2018. – С. 53–58Буланникова И.Ю. Экономическая и социальная эффективность программ адаптации персонала // Экономическая среда. – 2020. - №2 (32). – с. 9-13Булгаков А. В. Концепция межгрупповой адаптации в организациях как платформа управления персоналом современной российской компанией // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада / под общ. ред. проф. Л. Н. Захаровой, доц. М. В. Прохоровой. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. 675 сГалеева Л.В. Наставничество: современные модели взаимодействия // Современное образование: Актуальные вопросы и инновации. – 2021. - №4. – с. 64-67Емельянова А. Д. Наставничество как метод адаптации персонала организации // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада / под общ. ред. проф. Л. Н. Захаровой, доц. М. В. Прохоровой. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. 675 сКозловский А.А. Особенности подготовки горных инженеров и рабочих при переходе к новому технологическому укладу. В: Калмыков В.Н., Рыльникова М.В. (ред.) Комбинированная геотехнология: переход к новому технологическому укладу: материалы междунар. науч.-техн. конф., г. Магнитогорск, 27–31 мая 2019 г. Магнитогорск: МГТУ; 2019. С. 40–42Ломовцев В.В. Организация процесса наставничества (на примере IT-компании) // Аллея науки. – 2021. – том 1. - №4 (55). – с. 377-381Несина А.И. Наставничество как инструмент системы адаптации в добывающий промышленности // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №7. – с. 93-96Резновская С.А., Такахо Б.Р. Риски при адаптации новых сотрудников // Научные известия. – 2020. - №21. – с. 31-35Руденко И.В., Ошкина А.А. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9 № 2(31). С. 225-229Семенова Е.Н. Российский и зарубежный опыт адаптации персонала // Экономические исследования и разработки. – 2020. – №10. – с. 45-49Сизоненко Р.В. Наставничество в промышленной сфере как управленческая практика и технология: концептуальный анализ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2021. - №1. – с. 69-82Сизоненко Р.В. Наставничество как технология подготовки молодых специалистов в СССР // Единство. Гражданственность. Патриотизм: сб. материалов науч. сессии студ. и асп. Междунар. науч. форума «Единство. Гражданственность. Патриотизм» (к 100-летию Республики Башкортостан). – Ч. 1. – Уфа: АльфаРеклама, 2019. – C. 64–66.Сизоненко Р.В. Наставничество на производстве: поиск оптимальной модели // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2022. - №1. – с. 96-107Соколинская Ю.М., Скакалина Л.С. Наставничество как один из методов адаптации персонала в современных компаниях // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: материалы IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19 марта 2018 г. / отв. ред. Е.Ю. Иванова. –Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. – С. 175-184.Спирин В.Ю. Организация системы наставничества для развития рабочих кадров промышленных предприятий // Вестник науки. – 2020. – том 1. -№1 (22). – с. 124-128Чиркова Ю.Р. Современные проблемы управления трудовой адаптацией персонала организации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2020. - №1 (20). – с. 37-41Чиркова Ю.Р. Эффективные технологии трудовой адаптации персонала // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. - № 1(32). – с. 93-102Шибанова В.К. Оптимизация системы адаптации персонала // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №4. – с. 167-171Особенности процесса наставничества в системе адаптации персонала в Японии и США [Электронный ресурс] // Еsa-conference. – URL: https://esa-conference.ru/wp-content/uploa ds/files/pdf/Tolstosheev-Nikita-Evgenevich.pdfПоложение о наставничестве ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». – URL: http://www.k-chgaz.ru/files/338/poloj_nastav.pdf

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // http://www.consultant.ru/
2. Баутина Е.В., Перевалова О.С., Батракова Д.Н. Алгоритм внедрения системы наставничества в организации // Проектное управление в строительстве. – 2020. - №3 (20). – с. 85-91
3. Бикметов Е.Ю., Сизоненко Р.В. Наставничество в контексте корпоративной социальной ответственности // Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности: сб. науч. тр. / под ред. У.Г. Зиннурова; Уфим. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа, 2018. – С. 53–58
4. Буланникова И.Ю. Экономическая и социальная эффективность программ адаптации персонала // Экономическая среда. – 2020. - №2 (32). – с. 9-13
5. Булгаков А. В. Концепция межгрупповой адаптации в организациях как платформа управления персоналом современной российской компанией // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада / под общ. ред. проф. Л. Н. Захаровой, доц. М. В. Прохоровой. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. 675 с
6. Галеева Л.В. Наставничество: современные модели взаимодействия // Современное образование: Актуальные вопросы и инновации. – 2021. - №4. – с. 64-67
7. Емельянова А. Д. Наставничество как метод адаптации персонала организации // Психология управления персоналом и социальное предпринимательство в условиях изменения технологического уклада / под общ. ред. проф. Л. Н. Захаровой, доц. М. В. Прохоровой. Н. Новгород: ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2019. 675 с
8. Козловский А.А. Особенности подготовки горных инженеров и рабочих при переходе к новому технологическому укладу. В: Калмыков В.Н., Рыльникова М.В. (ред.) Комбинированная геотехнология: переход к новому технологическому укладу: материалы междунар. науч.-техн. конф., г. Магнитогорск, 27–31 мая 2019 г. Магнитогорск: МГТУ; 2019. С. 40–42
9. Ломовцев В.В. Организация процесса наставничества (на примере IT-компании) // Аллея науки. – 2021. – том 1. - №4 (55). – с. 377-381
10. Несина А.И. Наставничество как инструмент системы адаптации в добывающий промышленности // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №7. – с. 93-96
11. Резновская С.А., Такахо Б.Р. Риски при адаптации новых сотрудников // Научные известия. – 2020. - №21. – с. 31-35
12. Руденко И.В., Ошкина А.А. Проектирование апостериорной модели профессиональной подготовки будущих педагогов в вузе//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9 № 2(31). С. 225-229
13. Семенова Е.Н. Российский и зарубежный опыт адаптации персонала // Экономические исследования и разработки. – 2020. – №10. – с. 45-49
14. Сизоненко Р.В. Наставничество в промышленной сфере как управленческая практика и технология: концептуальный анализ // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2021. - №1. – с. 69-82
15. Сизоненко Р.В. Наставничество как технология подготовки молодых специалистов в СССР // Единство. Гражданственность. Патриотизм: сб. материалов науч. сессии студ. и асп. Междунар. науч. форума «Единство. Гражданственность. Патриотизм» (к 100-летию Республики Башкортостан). – Ч. 1. – Уфа: АльфаРеклама, 2019. – C. 64–66.
16. Сизоненко Р.В. Наставничество на производстве: поиск оптимальной модели // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. социально-экономические науки. – 2022. - №1. – с. 96-107
17. Соколинская Ю.М., Скакалина Л.С. Наставничество как один из методов адаптации персонала в современных компаниях // Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом: материалы IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 19 марта 2018 г. / отв. ред. Е.Ю. Иванова. –Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2018. – С. 175-184.
18. Спирин В.Ю. Организация системы наставничества для развития рабочих кадров промышленных предприятий // Вестник науки. – 2020. – том 1. -№1 (22). – с. 124-128
19. Чиркова Ю.Р. Современные проблемы управления трудовой адаптацией персонала организации // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. – 2020. - №1 (20). – с. 37-41
20. Чиркова Ю.Р. Эффективные технологии трудовой адаптации персонала // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. – 2020. - № 1(32). – с. 93-102
21. Шибанова В.К. Оптимизация системы адаптации персонала // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. - №4. – с. 167-171
22. Особенности процесса наставничества в системе адаптации персонала в Японии и США [Электронный ресурс] // Еsa-conference. – URL: https://esa-conference.ru/wp-content/uploa ds/files/pdf/Tolstosheev-Nikita-Evgenevich.pdf
23. Положение о наставничестве ПАО «Газпром» [Электронный ресурс] // ПАО «Газпром». – URL: http://www.k-chgaz.ru/files/338/poloj_nastav.pdf