Мышление -высший познавательный процесс
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 27.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Мышление как высший познавательный психический процесс 5
1.1 Характеристика мышления как психологического процесса и его формы 5
1.2 Виды мышления 13
1.3 Развитие мышления. Основные теории развития мышления 17
Глава 2. Опытно-экспериментальное психологическое исследование Работа теоретическая!!! 30
2.1 Исследование готовности дошкольников к навыкам школьного мышления 30
2.2Стимулирование когнитивного развития дошкольников с помощью книг и совместного чтения 39
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Было высказано предположение, что целостный подход, который выдвигает различные переменные, такие как семейные факторы, культурные факторы и школьное образование, будет исследован в связи с развитием научного мышления. Двигаясь отсюда, в этом исследовании были исследованы упомянутые переменные.Другими словами, взаимосвязь между навыками научного мышления и опытом дошкольного образования изучалась в зависимости от возраста, пола, социально-экономического статуса ребенка.Исследование проводилось в соответствии с планом опроса и проводилось на основе данных, собранных в общей сложности у 300 детей, 180 из которых посещают дошкольное учреждение, 120 из которых не посещают такую школу, и их родителей. Детям 5,0, 5,5 и 6,0 лет. Количество детей в каждой возрастной группе выглядит следующим образом: в возрасте 5 лет 101 ребенок (51 девочка, 50 мальчиков), в возрасте 5,5 лет 99 детей (49 девочек, 50 мальчиков), в возрасте 6 лет 100 детей (50 девочек, 50 мальчиков). В общей сложности в исследовании приняли участие 300 детей, из которых 150 девочек и 150 мальчиков.Анкета состояла из 28 вопросов. Они касаются посещения детьми дошкольного учреждения или нет, возраста, пола и факторов, определяющих социально-экономический статус, таких как ежемесячный доход, дополнительный доход, право собственности на квартиру, количество комнат в квартире, имущество, количество людей, проживающих в квартире, и т.д.Шкала школьной готовностиДанные были собраны с помощью научного субтеста, которыйотносится к “Мраморной шкале готовности к начальной школе”, разработанной Unutkan в 2003 году. “Мраморная шкала готовности к начальной школе” состоит из 5 субтестов, а именно: математика, естественные науки, звук, рисование и изучение лабиринта.Шкала состоит в общей сложности из 74 вопросов. Исследователь применял его к детям индивидуально. В этом исследовании был использован научный субтест по всей шкале, состоящий из 14 вопросов, оценивающих навыки научного мышления детей (2 вводных вопроса, 6 дедуктивных вопросов, 6 вопросов для решения проблем).Корреляция между тестированием и повторным тестированием (коэффициент непрерывности) для формы заявки r=0,93, p< 0,01 была рассчитана как довольно высокая. Надежность внутренней согласованности (альфа Кронбаха) также высока (r=0,93 p<0,01). В качестве исследования валидности факторная структура всей шкалы была определена с помощью факторного анализа. Надежность внутренней согласованности - альфа Кронбаха - для научногосубтеста, который используется в исследовании, также довольно высока (r=.86 p<.01).Процедура Анкета была заполнена семьями. Научный субтест основной шкалы был проведен исследователем индивидуально для детей.Демографическая информация, полученная от семей через форму опроса, была сопоставлена с данными шкалы, и различия были оценены с помощью t-критерия и дисперсионного анализа. Уровень значимости был определен равным 0,05 и также был указан 0,01. Для определения источника различий был использован ЛСД-тест.Результаты статистического анализа представлены ниже в таблицах.Таблица1- Полученныерезультатыизтконтрольная работапроведенныйзанаучныймышлениенавыкивусловияизшколаготовностьпеременнаяНИксSDДфтпИНДУКЦИЯ Сшколаготовность120,725,8297298-р<0,01опыт4138Безшкола18012001059готовностьопыт1ВЫЧИСЛЕНИЕ Сшколаготовность12033661800298-р<0,01опыт72559Безшкола18038941715готовностьопыт8ПРОБЛЕМАСшколаготовность12017661453298-р<0,01РЕШЕНИЕопыт68391Безшкола18033721727готовностьопыт3ОБЩЕЕСшколаготовность12058583228298-6,78р<0,01опыт8Безшкола18084663282готовностьопыт5Согласно результатам t-теста, проведенного для определения навыков научного мышления с точки зрения опыта готовности к школе, были обнаружены достоверные различия во всех подтестах и в целом на уровне p<0,01 (для индукции t= 4,14, для дедукции t= 2,56, для решения проблем t= 8,39, для общего балла t= 6,78). Можно сделать вывод, что дети с опытом готовности к школе обладают более высокой степенью навыков научного мышления.Таблица2 - Полученные результатыизтконтрольнаяработапроведенныйзанаучныймышлениенавыкивусловияизПолпеременнаяНИксSDДфтпИНДУКЦИЯДевочка1501046,8301298,634-Мальчик150,9731 1466ВЫЧЕТДевочка15037531,7758298,686-Мальчик15036131,7600ПРОБЛЕМАДевочка15027461,8435298,160-РЕШЕНИЕМальчик15027131,7659ОБЩЕЕДевочка1507 5463,4903298,610-Мальчик15073003,5136Согласно результатам t-теста, проведенного для определения навыков научного мышления с точки зрения пола, нет существенных различий ни в каких субтестах, ни в целом. Когда средние арифметические значения оцениваются с точки зрения возрастной переменной, можно видеть, что в отношении всех навыков научного мышления средние арифметические значения для 5 и 6-летних детей выше, чем у других.Согласно результатам дисперсионного анализа, проведенного для навыков научного мышления с точки зрения возрастной переменной, существует значительная разница во всех навыках на уровне p<0,01 (для индукции F= 5,38, для дедукции F= 5,94, для решения проблем F = 5,46, для общего балла F= 9,82).,Таблица3 - Арифметикаозначает,стандартныйотклонениеценностизанаучныймышлениенавыкивусловияизвозрастпеременнаяНИксSDИНДУКЦИЯ5годыстарый101,7624,81425,5годыстарый991060,79306годыстарый10012101,2736Общее3001010,9999ВЫЧЕТ5годыстарый10132271,93845,5годыстарый9937671,49036годыстарый10040601,7513Общее30036831,7663ПРОБЛЕМА5годыстарый10122671,8324РЕШЕНИЕ5,5годыстарый9928681,64536годыстарый10030601,8412Общее300273018022ОБЩЕЕ5годыстарый10162573,74345,5годыстарый9976972,65906годыстарый10083303,6764Общее30074233 4983Таблица4 - Полученные результатыизодинспособдисперсионныйанализдлянаучныхмышлениенавыкивусловияизвозрастпеременнаяСуммаКвадратыДфКвадратОзначаетФпИНДУКЦИЯВ пределахГруппы10 447252235377р<0,01Между288 523297,971ГруппыОбщее298 970299ВЫЧЕТВ пределах35 858217 9295936р<0,01ГруппыМежду897 0592973020ГруппыОбщее932 917299ПРОБЛЕМАВ пределах34 415217 2075456р<0,01РЕШЕНИЕГруппыМеждуГруппы936 7152973154Общее971 130299ОБЩЕЕВ пределах226 9112113 4559817р<0,01ГруппыМеждуГруппы3432 32629711 557Общее3659 237299В результате ЛСД-теста было обнаружено, что эта разница составляет между 5,5 и 6-летними возрастными группами и против 5-летней возрастной группы.Таблица5 - Арифметикаозначает,стандартныйотклонениеценностизанаучныймышлениенавыкивусловияизсоциально-экономическийстатуспеременнаяНИксSDИНДУКЦИЯНижесоциально-экономический12,8083,8126статус0Серединасоциально-экономический1211411,2112статус0Верхнийсоциально-экономический601150,7988статусОбщее3001010,9999ВЫЧЕТНижесоциально-экономический1234251,7806статус0Серединасоциально-экономический1239161,7613статус0Верхнийсоциально-экономический6037331,7060статусОбщее30036831,7663ПРОБЛЕМАНижесоциально-экономический12222517074РЕШЕНИЕстатус0Серединасоциально-экономический1227751,8446статус0Верхнийсоциально-экономический6036501,5274статусОбщее300273018022ОБЩЕЕНижесоциально-экономический1264583 3478статус0Серединасоциально-экономический12783337085статус0Верхнийсоциально-экономический608 5332,8610статусОбщее30074233 4983Когда среднее арифметическое вычисляется в терминах переменной социально-экономического статуса, делается вывод, что по всем навыкам среднее арифметическое детей из семей с более низким социально-экономическим статусом ниже, а среднее арифметическое детей из семей с более высоким социально-экономическим статусом выше, чем у других детей.Таблица6- Полученныерезультатыизодинспособдисперсионныйанализдля научныхмышлениенавыкивусловияизсоциально-экономическийстатуспеременнаяСуммаКвадратыДфКвадратОзначаетФпИНДУКЦИЯВ пределах8 137240684155р<0,Группы01Между290 833297,979ГруппыОбщее298 970299ВЫЧЕТВ пределахГруппы14 692273462376-Между918 2252973092ГруппыОбщее932 917299ПРОБЛЕМАВ пределах81 630240 81513,62р<0,РЕШЕНИЕГруппы801Между889 5002972995ГруппыОбщее971 130299ОБЩЕЕВ пределах205 8452102 9238852р<0,Группы01МеждуГруппы3453 39229711 628Общее3659 237299В результате дисперсионного анализа, проведенного для переменной социально-экономического статуса, достигнута достоверная разница на уровне p<0,01 во всех навыках, кроме дедукции (для индукции F=4,15, для дедукции F= 2,38, для решения проблем F= 13,63, для общего балла F= 8,85).ЛСД-тест показал, что эта разница существует между группами со средним и высоким социально-экономическим статусом, а также между детьми из семей с более низким социально-экономическим статусом.В этом исследовании школьная готовность детей, у которых был опыт готовности к школе, и детей без опыта готовности к школе сравнивались на основе навыков научного мышления, связанных с возрастом, полом и социально-экономическим статусом.Было обнаружено, что дети, у которых был опыт готовности к школе, значительно отличаются от детей, у которых не было опыта готовности к школе, с точки зрения индукции, дедукции, навыков решения проблем и общего балла, полученного по шкале.Чтобы развить научное мышление у детей, Ллойд и Хоу (2003) отметили важность развития различных навыков мышления, которые могут обеспечить научное мышление, а не принятия подходов, которые непосредственно нацелены на научное мышление. Двигаясь оттуда и, как доказано в этом исследовании, можно предположить, что различные навыки мышления, такие как индукция, дедукция и решение проблем, способствуют развитию общих навыков научного мышления.С другой стороны, тот факт, что те дети, у которых был опыт подготовки к школе, более искусны в научном мышлении, продемонстрировал, что научное мышление связано с образованием. Что касается пола, то в навыках научного мышления детей не было обнаружено никаких различий.Результаты показали, что навыки научного мышления у детей различаются в зависимости от возраста. Навыки научного мышления у 5-летних детей недостаточны по сравнению с навыками 5,5 и 6-летних. Можно сделать вывод, что навыки научного мышления улучшаются с возрастом. Топричинами этого может быть увеличение детского опыта и их умственное созревание с возрастом.Не было никакой существенной разницы в плане отчислений, связанных с социально-экономическим статусом.С точки зрения индукции, решения проблем и общего балла по шкале существует значительная разница по сравнению с детьми с более низким социально-экономическим статусом. В соответствии с этим дети с более низким социально-экономическим статусом недостаточно готовы к получению начального образования с точки зрения навыков научного мышления, и они находятся в невыгодном положении по сравнению с другими детьми. По этой причине, особенно для детей с более низким социально-экономическим статусом, очень важно получать дошкольное образование.Как известно, по сравнению с детьми из семей с более высоким социально-экономическим статусом дети из семей с более низким социально-экономическим статусом находятся в невыгодном положении с точки зрения их развития (Unutkan, 2003; Zill, 1995).2.2Стимулирование когнитивного развития дошкольников с помощью книг и совместного чтенияДети погружаются в высоко социальный мир с момента своего рождения. Этот социальный мир включает в себя не только таких людей, как родители, братья и сестры, учителя и одноклассники, но также объекты и ценности, которые являются частью их культуры. Все это создает контекст для когнитивного роста и развития ребенка.В возрасте от 3 до 5 лет мыслительные навыки дошкольников претерпевают огромные изменения. Их способность использовать репрезентативное мышление и символы для обозначения предметов, людей и событий, начавшаяся еще в детстве, становится еще более сложной. Дошкольники также начинают использовать логику, чтобы думать о том, как и почему вещи работают в мире вокруг них. Однако, несмотря на огромные когнитивные достижения в дошкольном возрасте, они уже не маленькие взрослые и все еще демонстрируют множество когнитивных ограничений. Будучи частью своего социального окружения, учителя играют важную роль в когнитивном развитии дошкольников. Понимая их успехи и ограничения в мышлении, учителя могут наилучшим образом поддержать дошкольников в их когнитивном росте.Одним из способов для учителей развить мыслительные навыки дошкольников является чтение качественных детских книг, которые способствуют таким аспектам познания, как рассуждение и решение проблем, символическая игра, метакогнитивные знания, память и социальное познание. Ниже приведены методы обучения, рекомендации по книгам и мероприятия, которые могут быть использованы для стимулирования когнитивного развития в каждой из этих областей.В дошкольные годы дети пытаются объяснить, как все работает и почему все происходит. В то время как их объяснения часто могут показаться надуманными взрослым, их поток вопросов "как и почему" демонстрирует реальное желание рассуждать и решать проблемы о причинах событий.Чтобы отточить естественное любопытство детей в возрасте от 3 до 5 лет, учителя должны задавать наводящие на размышления вопросы, читая вслух своим ученикам. Например, “Очень голодная гусеница” Эрика Карла - прекрасная возможность спросить детей, как и почему животные или люди могут измениться. Учителя должны стараться помочь детям понять естественные причины явлений, чтобы подтолкнуть их когнитивное развитие за пределы простого наблюдения поверхностных изменений во внешнем виде вещей, когнитивного ограничения, часто проявляющегося в этом возрасте.Одним из отличительных признаков мышления дошкольников является способность участвовать в символическом представлении. Блок может стать телефоном, а коробка - автомобилем. Дошкольники, в отличие от малышей, начинают проявлять понимание разницы между тем, что реально, а что нет.В дошкольном возрасте учителя должны поощрять игру понарошку. Поскольку дети часто отождествляют себя с персонажами книг, чтение историй, в которых дети или другие персонажи участвуют в символической игре, является хорошим методом вдохновить детей на участие в притворной игре новыми или уникальными способами.Метапознание относится к размышлению о собственном мышлении. Способность явно контролировать собственное обучение или использовать мнемонические стратегии является рудиментарной у маленьких детей. Например, дошкольники понимают, что легче запомнить небольшой список предметов, чем более длинный, но не будут спонтанно использовать стратегию репетиции, чтобы запомнить список. Только после дошкольного возраста дети приобретают знания о стратегиях, которые влияют на их собственную память и обучение.Учителя могут побудить детей задуматься о своем собственном мышлении и обучении, предоставив время для посткнижной деятельности. Учителя также могут попросить каждого ученика назвать одну вещь, которую они узнали из книги. Написание ответов учащихся на доске может помочь детям понять индивидуальность их мышления и обучения.На память дошкольников влияют их предыдущие знания. Ребенок в этом возрасте легче запоминает новые понятия и идеи, когда у него уже есть обширные знания по данному предмету, чем когда он мало знает об этой теме. Дети в возрасте от 3 до 5 лет также лучше запоминают новые концепции, если они помещены в значимый контекст или если они изучаются с помощью практического опыта.Некоторые вещи, которые учителя могут сделать во время чтения вслух, чтобы помочь формированию памяти учащихся, заключаются в следующем:сделайте связи из истории с повседневной жизнью детей или личным опытом;задавайте вопросы, которые требуют от детей вспомнить более раннюю часть истории. Что произошло в начале истории?повторите важные понятия. Дети учатся через повторение, поэтому прослушивание новой информации более одного раза поможет им выучить и запомнить ее.Учителя также могут читать книги по определенной теме, прежде чем вводить новые понятия, связанные с ней. Эта история даст детям базу знаний, чтобы, когда они завершат практическую деятельность по тыкве, их новое обучение и опыт будут организованы в их текущее понимание тыкв.Социальное познание относится к мышлению о других и социальных ситуациях. По мере того, как дети приобретают новые когнитивные навыки, их понимание того, как работает социальный мир, растет. К дошкольному возрасту дети начинают понимать ум как сущность мысли и поэтому лучше понимают, почему другие ведут себя или чувствуют так, как они. В то время как дошкольники начинают демонстрировать «теорию разума», как часто называют эту способность, они ограничены в своей способности понимать перспективы других; однако эта «эгоцентрическая мысль» снижается в течение дошкольного возраста, когда коммуникативные способности детей начинают расти.Достижения в когнитивном развитии в дошкольные годы позволяют детям общаться, играть и логически мыслить способами, которые были невозможны в детстве. При тщательном планировании и знании когнитивного развития в дошкольные годы учителя могут способствовать когнитивному росту с помощью повседневной деятельности, такой как время рассказа. Улучшить мышление ребенка может быть так же просто, как открыть книгу и использовать эти методы и идеи!ЗаключениеУ дошкольника хорошо развиты способности к мысленному представлению и символическому мышлению. Однако доминирование сенсорного ввода, ограниченный жизненный опыт и отсутствие формального образования приводят к уникальной и очаровательной логике в этот период. Дошкольники часто предполагают, что все объекты живые, как и они сами. Например, автомобиль и трехколесный велосипед можно рассматривать как живые, возможно, потому, что они способны двигаться. Точно так же дети утверждают, что луна следует за ними на вечерней прогулке.На логику дошкольника во многом влияет внешний вид предметов. Поскольку самолет, кажется, становится меньше, когда он взлетает, дошкольник может предположить, что все люди в самолете тоже становятся меньше. Пиаже продемонстрировал, что дошкольники, похоже, думают, что количество и количество меняются в зависимости от внешнего вида. При определенных обстоятельствах 4-летний ребенок может показать понимание того, что величина остается инвариантной, если что-то не добавляется или не вычитается. Однако тот же самый ребенок может настаивать на том, что два ряда пенни отличаются по количеству просто из-за убедительной визуальной разницы между ними.Незрелая логика дошкольника постепенно вытесняется обычной логикой и мудростью. Дети школьного возраста следуют логике, похожей на рассуждения взрослых, по крайней мере, когда стимулы конкретны. Столкнувшись с одним и тем же вопросом о пенни, они с готовностью признают, что два ряда имеют одинаковое число независимо от их внешнего вида. Они также знают, что самолет выглядит меньше, потому что он отодвинулся дальше от зрителя, и они хихикают при предположении, что люди в самолете уменьшились. Их логические ограничения становятся очевидными, когда они должны рассуждать о гипотетическом или абстрактном.Подростки, особенно те, у кого есть преимущества формального образования, склонны распространять логические принципы на все более разнообразные проблемы. Они могут систематически генерировать множество логических возможностей при столкновении с научными экспериментами, а также могут рассматривать гипотетические проблемы. Эти принципы мышления применяются не только к школьной работе, но и к социальным ситуациям.Список использованной литературы1. Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - К.: Наукова думка, 2014. - 303 c.2. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. - М.: Искусство, 2010. - 416 c.3. Бондарев, Г.А. "Философия свободы" Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Машиностроение, 2011. - 912 c.4. Боно Латеральное мышление.учебник творческого мышления / Боно, Эдвард. - М.: Мн: Попурри, 2010. - 384 c.5. Веденов, А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. - Л.: Наука, 2013. - 160 c.6. Зорина, З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: моногр. / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект пресс, 2010. - 320 c.7. Кацнельсон, С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия / С.Д. Кацнельсон. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 864 c.8. Коул, М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: Прогресс, 2014. - 264 c.9. Майер, Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. - М.: Огни, 2010. - 952 c.10. Малиновский, С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. - М.: Гостехиздат, 2011. - 192 c.11. Надлер, Джеральд Мышление полного спектра / ДжеральдНадлер ,ШозоХибино , Джон Фаррелл. - Мн.: Попурри, 2014. - 464 c.12. Роэм Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке / Роэм, Дэн. - М.: РГГУ, 2010. - 296 c.13. Ружиэйро Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов / Ружиэйро, Р. Винсент. - М.: Огни, 2015. - 440 c.14. С.Е.Гаврина Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, дрю. - М.: Академия развития, 2015. - 811 c.15. Сидоренко, Е. А. Логика. Парадоксы. Возможные миры. Размышления о мышлении в девяти очерках / Е.А. Сидоренко. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 312 c.16. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Л.: Просвещение, 2012. - 248 c.17. Стьюер, Ш. Креативное мышление в Photoshop / Ш. Стьюер. - М.: Мир, 2011. - 272 c.18. Тигранова, Л. И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления. 1 класс / Л.И. Тигранова. - Л.: Просвещение, 2015. - 412 c.19. Шапиро, С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ / С.И. Шапиро. - М.: Советское радио, 2014. - 288 c.20. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 800 c.
1. Амосов, Н.M. Моделирование мышления и психики / Амосов Н.M.. - К.: Наукова думка, 2014. - 303 c.
2. Баткин, Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л.М. Баткин. - М.: Искусство, 2010. - 416 c.
3. Бондарев, Г.А. "Философия свободы" Рудольфа Штайнера как основание логики созерцающего мышления. Религия мыслящей воли. Органон современной культурной эпохи / Г.А. Бондарев. - М.: Машиностроение, 2011. - 912 c.
4. Боно Латеральное мышление.учебник творческого мышления / Боно, Эдвард. - М.: Мн: Попурри, 2010. - 384 c.
5. Веденов, А.А. Моделирование элементов мышления / А.А. Веденов. - Л.: Наука, 2013. - 160 c.
6. Зорина, З. А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных: моногр. / З.А. Зорина, И.И. Полетаева. - М.: Аспект пресс, 2010. - 320 c.
7. Кацнельсон, С. Д. Категории языка и мышления. Из научного наследия / С.Д. Кацнельсон. - М.: Языки славянской культуры, 2014. - 864 c.
8. Коул, М. Культура и мышление / М. Коул, С. Скрибнер. - М.: Прогресс, 2014. - 264 c.
9. Майер, Э. Контроллинг как система мышления и управления / Э. Майер. - М.: Огни, 2010. - 952 c.
10. Малиновский, С.В. Моделирование тактического мышления спортсмена / С.В. Малиновский. - М.: Гостехиздат, 2011. - 192 c.
11. Надлер, Джеральд Мышление полного спектра / ДжеральдНадлер ,ШозоХибино , Джон Фаррелл. - Мн.: Попурри, 2014. - 464 c.
12. Роэм Визуальное мышление. Решение проблем и продажа идей при помощи картинок на салфетке / Роэм, Дэн. - М.: РГГУ, 2010. - 296 c.
13. Ружиэйро Мышление: пятнадцать уроков для начинающих авторов / Ружиэйро, Р. Винсент. - М.: Огни, 2015. - 440 c.
14. С.Е.Гаврина Игры и упражнения на внимание и мышление. Тетрадь по развитию познавательных процессов. Практическое приложение / С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина, дрю. - М.: Академия развития, 2015. - 811 c.
15. Сидоренко, Е. А. Логика. Парадоксы. Возможные миры. Размышления о мышлении в девяти очерках / Е.А. Сидоренко. - М.: Едиториал УРСС, 2012. - 312 c.
16. Соколов, А.Н. Внутренняя речь и мышление / А.Н. Соколов. - Л.: Просвещение, 2012. - 248 c.
17. Стьюер, Ш. Креативное мышление в Photoshop / Ш. Стьюер. - М.: Мир, 2011. - 272 c.
18. Тигранова, Л. И. Наблюдаем, угадываем, сравниваем. Рабочая тетрадь по развитию логического мышления. 1 класс / Л.И. Тигранова. - Л.: Просвещение, 2015. - 412 c.
19. Шапиро, С.И. Мышление человека и переработка информации ЭВМ / С.И. Шапиро. - М.: Советское радио, 2014. - 288 c.
20. Щедровицкий, Г.П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г.П. Щедровицкий. - М.: СПб. [и др.] : Питер, 2014. - 800 c.
Вопрос-ответ:
Что такое мышление?
Мышление - это высший познавательный психический процесс, который включает в себя активное формирование и операций над представлениями, образами, символами и понятиями.
Каковы характеристики мышления?
Мышление характеризуется свойствами такими как абстрактность, логичность, способность к обобщению и анализу, а также к творчеству и поиску новых решений.
Какие виды мышления существуют?
Существуют различные виды мышления, включая образное, образно-логическое, речевое, рациональное и эмоциональное мышление.
Что известно о развитии мышления?
О развитии мышления существует ряд основных теорий, которые объясняют процесс развития познавательных способностей человека, такие как пиажевская теория, Виготского теория и теория культурно-исторического развития.
Какое психологическое исследование проводилось в статье?
В статье проводилось опытно-экспериментальное исследование готовности дошкольников к навыкам школьного мышления и стимулирование их когнитивного развития с помощью конкретных методик и заданий.
Каковы основные характеристики мышления как психологического процесса?
Мышление - это психологический процесс, который связан с процессом познания и преобразования информации. Он позволяет человеку анализировать, синтезировать, делать выводы, решать проблемы и принимать решения. Основные характеристики мышления включают его активность, направленность, логичность, креативность и способность к абстрактному мышлению.
Какие существуют формы мышления?
Существует несколько форм мышления, включая образное, символическое, вербальное мышление. Образное мышление основано на представлении конкретных образов, символическое мышление использует символы и знаки для представления понятий, а вербальное мышление связано с использованием языка и слов для формирования мыслей и идей. Кроме того, существуют логическое мышление, эмоциональное мышление, творческое мышление и другие формы мышления.
Какие виды мышления можно выделить?
Существует несколько основных видов мышления. Это аналитическое мышление, которое заключается в разложении целого на части для изучения и анализа, синтетическое мышление, которое заключается в объединении различных элементов для создания нового целого, абстрактное и конкретное мышление, которое отличается степенью абстракции и конкретности используемых понятий и идей, эвристическое мышление, которое направлено на нахождение новых решений и идей, и множество других видов мышления.
Что известно о развитии мышления и какие существуют теории развития мышления?
Развитие мышления происходит на протяжении всей жизни человека. Дети начинают формировать базовые когнитивные навыки уже в раннем детстве, а затем развивают их с возрастом. Существует несколько теорий развития мышления. Например, теория Жана Пиаже о развитии когнитивных структур, теория Льва Выготского о зоне ближайшего развития и социокультурном влиянии на развитие мышления, а также теория Льюиса Колберга о развитии морального мышления. Все эти теории предлагают свои подходы к пониманию и объяснению развития мышления.