Культурное наследие ранней Индии
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 23.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАННЕЙ ИНДИИ 5
1.1 Географическая среда. Государства 5
1.2 Особенности хозяйственной жизни и особенности социума 5
1.3 Политическое устройство 6
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 14
2.1 Литература и искусство 14
2.2 Религия и философия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В результате таких операций торговцы не только разбогатели, но и приобрели значительное влияние в развитии городских ремесел. Трудно сказать о степени экономической связи между городом и деревней.Судя по всему, городское ремесло в первую очередь обслуживало нужды политической элиты — царского двора, провинциальной знати, чиновников, а обмен товарами между городом и деревней оставался ограниченным. Внешняя торговля была гораздо более развита, чем внутренняя.В деревне и особенно в городе широко применялся наемный и принудительный труд. Умелые ремесленники использовали труд подмастерьев и подмастерьев, а особо тяжелая и грязная работа была, по-видимому, уделом рабов. Состоятельные купцы нанимали клерков и розничных торговцев, выплачивая им постоянную заработную плату или гарантируя долю прибыли, и использовали рабов в своих домах.Рабы считались собственностью хозяина и поэтому передавались по наследству, продавались, дарились, закладывались, терялись; рабы могли быть освобождены только по воле своего хозяина. Закон почти не вмешивался в отношения между господином и рабом, а если и были ограничения на произвол, то в основном по неписаному обычаю.Теоретически у рабов не должно было быть никакого имущества, потому что они сами принадлежали хозяевам, но фактически они могли владеть имуществом, и поэтому в Арташастре содержится предписание, что хозяин не должен присваивать наследство своего раба, если у него есть родственники.Помимо полного рабства, существовали и другие формы зависимости. Рабы, в самом широком смысле этого слова, часто классифицировались как люди, работавшие для погашения долга в течение определенного периода времени. Во время пребывания в рабстве должники работали на хозяина вместе с рабами, но их правовой статус отличался от статуса самого раба. Хозяин не мог продать их или заложить, не мог наказать их по своему желанию или заставить выполнять нечистую работу, если их выполнение было запрещено их кастой. Семья такого должника оставалась свободной, а сам он не терял принадлежности к своей касте.Некоторые наемники - поденщики, батраки - почти не отличались по социально-экономическому положению от рабов-должников и других рабов-слуг. Их использование было особенно выгодно во время сезонных работ. Систематический наемный труд был уделом низших каст, не имевших собственных средств производства, и стал для них не только экономической необходимостью, но и религиозной, кастовой обязанностью. По своему трудовому договору они выполняли те грязные работы, которые нельзя было заставить выполнять должников из более высокой касты.Как и в других древних обществах, большинство населения составляли налогоплательщики. Традиционный налог составлял одну шестую часть урожая, но различные дополнительные и надбавки значительно увеличивали эту ставку. Земли, принадлежавшие ученым брахманам, храмы и монастыри, как правило, освобождались от уплаты налогов.Конец эпохи характеризуется ростом крупных земельных владений. Деревни - за счет дотаций или покупок - становились собственностью монастырей, храмов и отдельных браминов. Даже состоятельные купцы могли стать владельцами деревни. Сосредоточив землю в своих руках, деревенские старосты превратились из представителей самоуправления в мелких землевладельцев, а кабальные долги и рента распространились по всему селу. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода античности рассматриваются в историографии как основные признаки перехода к новому периоду — Средневековью.2.2 Религия и философияТысячелетняя культурная традиция Индии развивалась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Основным религиозным течением был индуизм (сейчас его исповедует более 80% населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность.О религиозно-мифологических представлениях племен ведической эпохи можно судить по памятникам того периода - Ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии и обряду. Ведические гимны считались и считаются в Индии священными текстами, передавались устно из поколения в поколение, бережно сохранялись. Сочетание этих верований называется ведизмом. Ведизм не был паниндийской религией, а процветал только в восточном Пенджабе и Уттар-Продеше, которые были колонизированы группой индоарийских племен. Именно она создала Ригведу и другие ведические сборники (самхиты).В индуизме на первый план выходит бог-творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (троица) богов Брахмы, Шивы и Вишну.Брахма — правитель и творец мира, ему принадлежит установление социальных законов (тармов) на земле, деление на варны; он каратель неверных и грешников.Вишну — бог-хранитель; Шива — бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к возникновению двух течений в индуизме — вайшнавизма и шиваизма. Аналогичная конструкция была закреплена в текстах Пуран — главных памятников индуистской мысли, сложившихся в I веке нашей эры. Очень рано стал очень популярен культ Шивы, олицетворявшего разрушение в триаде главных богов. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами — он и аскетическое божество плодородия, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что местные верования были смешаны с ортодоксальным культом Шивы. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать — можно только родиться; что варна, социальная роль, предопределена навеки и менять ее — грех.Особенно в средние века индуизм набрал силу и стал основной религией населения. «Книга книг» индуизма была и есть «Бхагавад-гита», часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой любовь к Богу и, таким образом, путь к религиозному освобождению. Значительно позже ведизма в Индии развился буддизм. Создатель этого учения СидгартхаШаньямуни родился в Лумбине в 563 году в семье кшатриев. В возрасте 40 лет он достиг просветления и стал называться Буддой. Невозможно точно сказать, когда появилось его учение, но то, что Будда - реальная историческая личность, это факт.Буддизм берет свое начало не только с брахманизма, но и с другими религиозными и религиозно-философскими системами, связанными с древней Индией.Буддизм обогатил религиозную практику приемом, связанным со сферой индивидуального поклонения. Под этим понимается такая форма религиозного поведения, как бхавана — погружение в себя, в свой внутренний мир, с целью сосредоточенного размышления над истинами веры, получившая более широкое распространение в таких ответвлениях буддизма, как чань и дзен.Многие исследователи считают, что этика в буддизме имеет решающее значение, что делает его скорее этической философской наукой, чем религией. Большинство понятий в буддизме расплывчаты, неоднозначны, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Таким образом, последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными центрами распространения религии. В период Маурьев буддизм развился в две ветви: стхавиравадины и махасангики. Это последнее учение легло в основу Махаяны.Самые старые тексты Махая появляются еще в I веке до нашей эры. Одним из важнейших в учении Махаяны является учение бодхисаттвы о возможности стать буддой, приближаясь к достижению нирваны, но из сострадания к людям, не входящим в нее. Будда считался не реальной личностью, а высшим абсолютным существом. И Будда, и Бодхисаттва достойны поклонения.Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит через Бодхисаттву, и благодаря этому в I веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение буддизма на две ветви: хинаяну («маленькую повозку») и махаяну («большую повозку») было вызвано, в первую очередь, различиями социально-политических условий жизни в отдельных районах Индии. Хинаяна, наиболее тесно связанная с ранним буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира — монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только монахов-отшельников, но и мирян, и акцент делается на активной проповеди, на вмешательстве в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от хинаяны, легче приспосабливается к распространению за пределы Индии, порождая множество слухов и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в его честь строятся храмы, совершаются культовые действия.Ранний буддизм отличается простотой ритуала. Его основным элементом являются: культ Будды, проповедь, поклонение священным местам, связанным с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам – местам поклонения, где хранятся реликвии буддизма. Махаяна добавила к культу Будды поклонение бодхисаттвам, что усложнило обряды: были введены молитвы и всевозможные магические заклинания, практиковались жертвоприношения, возник грандиозный ритуал.Как и всякая религия, буддизм также содержал в себе идею спасения — в буддизме это называется «Нирвана». Этого можно добиться, только соблюдая определенные правила. Жизнь есть страдание, возникающее в связи с тягой, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричным путем» — праведные взгляды, праведное поведение, праведные усилия, праведная речь, праведные мысли, праведная память, праведная жизнь и самопоглощение. В буддизме этическая сторона играла большую роль. Следуя «восьмеричному пути», человек должен доверять себе и не искать помощи со стороны. Буддизм не признавал существования бога-творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личной слепоте; неспособность отпустить мирские желания. Только погасив любые реакции на мир, уничтожив самость, можно достичь нирваны. Философия достигла очень высокого развития в Древней Индии.Индийская философия – это поистине «живые плоды», продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохраняла полную преемственность. И ни одна философия не оказала на Западе такого сильного влияния, как индийская.Поиски «света, идущего с Востока», «истины о происхождении человечества», которыми занимались многие философы, теософы и, наконец, хиппи в 60-70-х годах нашего века, являются наглядным свидетельством живое звено, связывающее западную культуру с Индией. Индийская философия – это не только экзотика, а именно привлечение целебных рецептов, помогающих человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но делать йоговские дыхательные упражнения в чисто медицинских и физиологических целях. Главная ценность древнеиндийской философии заключается в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает перед нравственной личностью мир возможностей, в этом, вероятно, и заключается секрет ее привлекательности и жизненности.Философия Древней Индии характеризуется развитием в рамках определенных систем или школ и разделением их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (4-2 вв. до н.э.), Миманса (6 век до н.э.), Санкхья (VI век до н.э.), Нджаджа (III век до н.э.), Йога (II век до н.э.), Вайшешика (VI-V век до н.э.)). Вторая группа — неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (джайнизм (4 в. до н. э.), буддизм (7—6 вв. до н. э.), чарвака-локаята).Наиболее известной школой древнеиндийских материалистов была локаята. Дворецкий выступал против основных правил религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всемогущества богов.Главным источником познания они считали чувственное восприятие. Великим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишики. Школа санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из величайших древнеиндийских философов был Начарджуна, который изобрел понятие всеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложил основы школы логики в Индии. Джайнская школа возникла в 6 в. до н.э. на основе развития учений (эссе). Это одна из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник одновременно с буддизмом, а также в северной Индии. Он впитал в себя учение индуизма о перерождении души и наказании за поступки. Наряду с этим она проповедует еще более строгие правила не причинения вреда ни одному живому существу. Поскольку распашка земли может привести к уничтожению живых существ, червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не крестьяне, а торговцы, ремесленники, ростовщики.Этические заповеди джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, отстраненности и строгий запрет на воровство. Философия джайнизма получила свое название от одного из основоположников — Вардхаманы, по прозвищу Победитель («Гина»). Цель джайнского учения – добиться такого образа жизни, при котором возможно освободить человека от страстей. Джайнизм считает развитие сознания главным признаком души человека. Степень сознательности людей разная. Это потому, что душа склонна отождествлять себя с телом. И несмотря на то, что по своей природе душа совершенна и ее возможности безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (связанная телом) также несет на себе вес прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души в ее привязанностях и страстях. И здесь роль знания огромна, только в том, что оно способно освободить душу от привязанностей, от материи.Эти знания передаются педагогами, победившими (отсюда Джина - Победительница) собственные страсти и способными научить этому других. Знание – это не только послушание учителю, но и правильное поведение, способ действия. Освобождение от страстей достигается аскетизмом.Йога основана на Ведах и является одной из ведических философских школ. Йога означает «сосредоточение», ее основоположником считается мудрец Патанджали (II век до н.э.). Йога – это философия и практика. Йога является индивидуальным путем спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь посредством медитации. В системе йоги вера в Бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий.Связь с Единым необходима для реализации самого единства. При успешном овладении медитацией достигают состояния самадхи (то есть состояния полной интроверсии, достигаемого после ряда физических и умственных упражнений и сосредоточения). Также йога включает в себя правила приема пищи. Пища делится на три категории в соответствии с тремя гунами материальной природы, к которым она принадлежит. Учителя йоги обращают особое внимание на необходимость развития терпимости к другим учениям.ЗАКЛЮЧЕНИЕИндийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и течет через леса и равнины, сады и фермы, деревни и города. В нее впадают многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийская культура характеризуется в равной мере единством и разнообразием, привязанностью к традициям и открытостью новому. Индии на протяжении столетий пришлось через многое пройти, многое адаптировать, ассимилировать элементы разных культур, но при этом сохранить свое древнее наследие.Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре - это религиозно-философские системы (буддизм и др.) и древнеиндийская литература, оказавшая влияние на восточные и европейские страны.Культура Индии не только впитала в себя достижения других культур, но и внесла не меньший вклад в мировую культуру.В конце ХХ в. на Западе очень популярны религиозно-философские концепции Индии: рационализированные методы йоги, техники и идеи индийской мистики. Не говоря уже о том, что Упанишады, как и все поистине великие творения человеческой культуры, вызывают ответные мысли и переживания у людей, отстоящих от них на сотни и тысячи лет, живут жизнью в мыслях, действиях, творениях своих читателей, в том числе и наших современники.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАндреев А.Р. Культурология . - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.- 84с.Бонгард-Левин Г.М., 1980 – Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980; 2000. Бонгард-Левин Г.М., 2003 – Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. СПб., 2003. Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.А., 1971 – Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.М. Мудрецы-философы Древней Индии. Л., 1971.Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1985 – Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.Бэшем А.Л., 1977 – Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977; 2000. Древо индуизма, 1999 – Древо индуизма /Отв. ред. и рук. проекта И.П.Глушкова. М., 1999.История восточной философии, 1998 – История восточной философии: Учебное пособие. М., 1998. С. 3–20. История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с.Канаева Н.А., 2004 – Канаева Н.А. Индийская философия // Словарь философских терминов /Науч. ред. В.Г.Кузнецова. М., 2004. С. 196–199. Канаева Н.А., 2000 – Канаева Н.А. Культурный синтез СарвепаллиРадхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. С. 13–25. Канаева Н.А., 2006 – Канаева Н.А. Кальянамалла. «Анангаранга» (Подмостки любви). Фрагмент // SMARANAM. Памяти Октябрины Федоровны Волковой: Сб. ст. М., 2006. С. 122–140. Костюченко В.С., 1983 – Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. С. 17–84. Лукьянов А.Е., 1989 – Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989. Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.Культурология: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2001.-348с.Лысенко В.Г., 2000 – Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // Сравнительная философия. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 2000. С. 146–166. Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.Маккей Эдвард. Древнейшая культура долины Инда / Пер. с англ. М. Б. Граковой-Свиридовой. — М.: Иностранная литература, 1951. — 142 с.Маламуд Ш., 2005 – Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 2005. Мезенцева О.В., 2000–2001 – Мезенцева О.В. Индийская философия Нового и новейшего времени // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М., 2001. С. 113–114.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро»,2005.-344 с.Радугин А. А. «Введение в религиоведение». М, 2004.-215с.Смирнова В. В. «История Мировой культуры». М, 2004.-432с.УилерМортимер. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация / Пер. с англ. С. В. Меркулова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. — 206 с.Хрестоматия по культурологии. -М.: «Гардарики»,2006.-368с.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.Р. Культурология . - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.- 84с.
2. Бонгард-Левин Г.М., 1980 – Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., 1980; 2000.
3. Бонгард-Левин Г.М., 2003 – Бонгард-Левин Г.М. Древняя Индия. СПб., 2003.
4. Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.А., 1971 – Бонгард-Левин Г.М., Герасимов А.М. Мудрецы-философы Древней Индии. Л., 1971.
5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф., 1985 – Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
6. Бэшем А.Л., 1977 – Бэшем А.Л. Чудо, которым была Индия. М., 1977; 2000.
7. Древо индуизма, 1999 – Древо индуизма /Отв. ред. и рук. проекта И.П.Глушкова. М., 1999.
8. История восточной философии, 1998 – История восточной философии: Учебное пособие. М., 1998. С. 3–20.
9. История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с.
10. Канаева Н.А., 2004 – Канаева Н.А. Индийская философия // Словарь философских терминов /Науч. ред. В.Г.Кузнецова. М., 2004. С. 196–199.
11. Канаева Н.А., 2000 – Канаева Н.А. Культурный синтез Сарвепалли Радхакришнана // Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса. М., 2000. С. 13–25.
12. Канаева Н.А., 2006 – Канаева Н.А. Кальянамалла. «Анангаранга» (Подмостки любви). Фрагмент // SMARANAM. Памяти Октябрины Федоровны Волковой: Сб. ст. М., 2006. С. 122–140.
13. Костюченко В.С., 1983 – Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983. С. 17–84. Лукьянов А.Е., 1989 – Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия. М., 1989.
14. Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.
15. Культурология: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2001.-348с.
16. Лысенко В.Г., 2000 – Лысенко В.Г. Компаративная философия в России // Сравнительная философия. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 2000. С. 146–166.
17. Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.
18. Маккей Эдвард. Древнейшая культура долины Инда / Пер. с англ. М. Б. Граковой-Свиридовой. — М.: Иностранная литература, 1951. — 142 с.
19. Маламуд Ш., 2005 – Маламуд Ш. Испечь мир: ритуал и мысль в древней Индии. М.: Издат. фирма «Вост. лит.» РАН, 2005.
20. Мезенцева О.В., 2000–2001 – Мезенцева О.В. Индийская философия Нового и новейшего времени // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. II. М., 2001. С. 113–114.
21. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро»,2005.-344 с.
22. Радугин А. А. «Введение в религиоведение». М, 2004.-215с.
23. Смирнова В. В. «История Мировой культуры». М, 2004.-432с.
24. Уилер Мортимер. Древний Индостан. Раннеиндийская цивилизация / Пер. с англ. С. В. Меркулова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2005. — 206 с.
25. Хрестоматия по культурологии. -М.: «Гардарики»,2006.-368с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности ранней Индии относятся к её географической среде и государствам?
Ранняя Индия имела разнообразную географическую среду, включающую плодородные долины рек Инда и Ганг, а также горы Гималаи. Это способствовало развитию сельского хозяйства и торговли, а также формированию различных государств, таких как Махаджанапады.
Какие особенности ранней индийской культуры связаны с хозяйственной жизнью и социумом?
Ранняя Индия отличалась разнообразием хозяйственных отраслей, включая сельское хозяйство, ремесла и торговлю. Общество было организовано по кастовой системе, где каждый человек принадлежал к определенной касте. Кастовая система определяла социальный статус и ограничивала перемещение между кастами.
Каково политическое устройство ранней Индии?
Ранняя Индия состояла из различных государств, называемых Махаджанападами. Каждое государство имело своего короля и независимость внутри своих границ. Такие государства связывались в союзы и вели войны друг с другом. В конечном счете, Большая Могутна и Маурьянская империя объединили большую часть Индии под своим правлением.
Какую роль играли литература и искусство в ранней Индии?
Литература и искусство играли важную роль в ранней индийской культуре. В это время были созданы великие эпические произведения, такие как "Махабхарата" и "Рамаяна". Искусство также развивалось, включая скульптуру, архитектуру и живопись. Примером являются фрески в пещерах Аянты и Эллоры.
Какие особенности были характерны для ранней Индии?
Ранняя Индия имела разнообразные особенности, такие как географическая среда, особенности хозяйственной жизни и социума, а также политическое устройство. Более подробно можно ознакомиться с этим в статье.
Какая географическая среда была характерна для ранней Индии?
Географическая среда ранней Индии была разнообразной. Она включала горы, реки, пустыни и равнины. Эта разнообразная природа оказывала влияние на социальную и экономическую жизнь населения.
Какое политическое устройство было в ранней Индии?
В ранней Индии было множество государств, которые имели различные формы правления. Некоторые государства были монархическими, другие - республиками. Важную роль играла система каст, которая также влияла на политическую организацию.
Какие были особенности духовной культуры в ранней Индии?
В ранней Индии духовная культура занимала важное место. Литература и искусство развивались, а религия и философия играли значительную роль. Были созданы множество произведений, описывающих духовные и философские идеи того времени.