Экстремальные формы культурно-досуговой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 11.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ДОСУГА…………………………………………………………………………..5
1.1 Экстремальный досуг: понятие и сущность………………………….…….5
1.2 Причины увлечения экстремальными видами досуга…………………..…8
1.3 Досуговая деятельность……………………………………………………..12
1.4 Экстремальный досуг как сфера самореализации…………………..……..18
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ДОСУГА КАК СФЕРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………..22
2.1 Описание выборки и методического аппарата исследования……...……..22
2.2 Интерпретация данных исследования……………………………………...22
2.3 Выводы по эмпирическому исследованию………………………….……..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31
Данные опроса показывают, что 51% респондентов любят проводить свободное время с друзьями; 32% молодых людей, принявших участие в опросе, проводят свободное время в социальных сетях и за компьютерными играми; 17% заявили, что посещают социальные, культурные и досуговые учреждения. На вопрос: "Играете ли вы в интеллектуальные игры? - 57% ответили "да", что говорит о том, что они стремятся учиться новому и развивать определенные навыки. Исследование показало, что 37% респондентов проявляют интерес к спорту. Согласно результатам этого опроса, больше всего молодые люди интересовались компьютерными играми - 174, посещением спортивных клубов - 132, творческих объединений - 110 и чтением книг - 60. Респондентов попросили ответить на следующий вопрос: "Какие мероприятия городской молодежи вас интересуют? Данные ответов показывают, что наиболее популярными мероприятиями для молодежи города являются традиционные: фестивали граффити; фестиваль молодежной субкультуры "CityUltra"; соревнования по экстремальным видам спорта (скейтбординг, рапплинг, паркур и триал), а также соревнования танцоров (рэп, брейк-данс, битбоксинг); рок-фестиваль "Над Землей"; акция "Аква-грин".Следует особо отметить, что 13% респондентов указали, что не участвуют в специально организованных мероприятиях, предпочитая организовывать свой досуг в свободной форме. Для этой группы респондентов досуг с "выбросом адреналина" кажется самым веселым.В связи с этим можно сделать вывод, что данные социологических опросов показывают, что в последние годы экстремальные увлечения стали особенно популярны среди молодежи. Склонность молодых людей к приключениям - это способ доказать свою зрелость, желание понравиться, завоевать уважение сверстников и повысить свой статус. Для молодого человека быть экстремалом - значит быть современным, прогрессивным и совершенным. Молодые люди демонстрируют свои особые способности и находят в социальных сетях единомышленников, разделяющих их желание освободиться от ограничений взрослой жизни.Экстремальный досуг, при котором не соблюдаются правила безопасности, может привести к различным социальным рискам, угрожающим жизни и здоровью несовершеннолетних. Рискованное поведение молодых людей ученые объясняют биологической природой организма, его метаболизмом и гормональными особенностями.г.А. Цукерман и Б.М. Мастеров считают, что в определенных системах мозга "любителей риска" наблюдается сильная реакция на новые стимулы и изначально низкий уровень норадреналина. По мнению ученых, эти люди чаще других испытывают скуку и живут в постоянном поиске опасности [10, с.65].Их положение улучшается только в том случае, если они активно вырабатывают норадреналин.А.В. Лакреева и Л.В. Варуха проанализировали исследования американского психолога ЛоуренсаСтейнберга и доказали, что молодые люди в два раза чаще идут на риск в присутствии сверстников [7].Стейнберг объясняет эту специфику незрелостью нейронных сетей, отвечающих за процесс оценки и анализа ситуации. Молодые люди не способны принимать взвешенные решения или полностью оценивать опасности, возникающие между друзьями.Их эпатажное поведение - это "самовнушение" для того, чтобы получить одобрение общества [9, P. 221].Психофизиологические особенности подросткового возраста объясняют причины рискованного поведения молодых людей.Причины этого скрыты в специфике возраста: импульсивность, экстраверсия, эмоциональная неустойчивость, желание раздвинуть границы дозволенного. Из-за низкого порога восприятия риска они склонны совершать общественно и личностно опасные действия, совершать преступления, употреблять психоактивные вещества [8, с. 126].Компания молодых людей часто подчиняется неформальному лидеру, власть которого основана на личных качествах: склонности к риску, стремлении к новому и экстремальному опыту.Получая удовольствие от игры со смертью, молодые люди пытаются наглядно доказать свое превосходство над другими. Уровень опасности в игре постоянно возрастает: от езды на ногах трамвая до прыжка на крышу проходящего поезда или товарного состава. Молодые люди не всегда объективно понимают ценность человеческой жизни и с удовольствием играют со смертью, иногда с фатальными последствиями.В ходе исследования были проанализированы группы молодых людей в социальных сетях и выявлены наиболее опасные экстремальные увлечения молодежи, которые перечислены в таблице 1.Исследования показывают, что только 10% молодых людей имеют "внутренний запрет" на любую форму риска, но с возрастом их склонность к стимуляции снижается. Вовлекая молодежь в разнообразные виды спорта и досуга, можно свести к минимуму возникновение социальных рисков.Важную роль в популярности экстремальных увлечений играет активный обмен в социальных сетях в Интернете.Виртуальное общение заменяет друзей и родителей, и эта зависимость в молодежной среде показывает растущую тенденцию. Компьютерные игры переносят молодых людей в виртуальный мир, где можно легко разбогатеть, обрести славу и стать правителем мира. Игра позволяет совершать действия и корректировать их на несколько шагов назад. Компьютерные игры развивают особый образ мышления, дикость, агрессивность, вседозволенность и отсутствие навыков разумного использования свободного времени.Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что перед учреждениями культуры, спорта и образования сегодня стоит задача внедрения инновационных форм социально-культурной деятельности, влияющих на досуговые предпочтения современной молодежи.В своей научной работе В.В. Туев убедительно подтвердил значимость и педагогический потенциал организации социально-культурной деятельности в молодежной среде через обмен клубами по интересам. И сегодня его рассуждения о том, что "социально-культурная деятельность - это управляемый обществом и его социальными институтами процесс, приобщающий человека к культуре и активно вовлекающий его самого в этот процесс", представляются весьма практичными.2.3 Выводы эмпирического исследованияМожно сделать вывод, что существует множество причин, по которым люди стремятся к экстремальным видам спорта, некоторые из них перечислены ниже.1. доказать себе, что "я могу это сделать". Недостаток уверенности в себе и своих способностях порождает потребность доказать себе, что вы можете это сделать. Попытка подняться над невозможным.2. доказывать другим свою силу и мощь. Из-за угнетения или давления дома или на работе человек хочет почувствовать себя свободным и доказать людям, что он независимый и бесстрашный человек.3. привлекать к себе внимание. Многим людям не хватает внимания к другим, и экстремальные виды спорта являются фактором привлечения внимания тех, кто любит такие виды спорта.4. подчеркивание индивидуальности и неповторимости человека. Условия жизни стирают индивидуальность, люди превращаются в "серую массу", и многим необходимо выделяться, особенно тем, кто занимается творчеством. Экстремальные виды спорта дают им ощущение уникальности, творческий подъем. На "сером" фоне повседневной жизни индивидуальность становится ярче и привлекательнее.Таким образом, экстремальный досуг играет важную роль в самореализации молодых людей.ЗАКЛЮЧЕНИЕИз проделанной работы можно сделать ряд выводов.Роль общения в жизни каждого человека трудно переоценить; в случае молодежи это один из важнейших факторов развития личности, а одним из важнейших аспектов общения является общение в семье, поскольку семья на протяжении веков была основной сферой воспитательного влияния на молодых людей.Если кружки рисования, вязания или бисероплетения еще можно где-то найти за символическую плату, то бесплатные спортивные клубы и отделения ушли в прошлое.И сегодня не каждый родитель готов ежемесячно выкладывать крупную сумму денег только для того, чтобы избавить своего малыша от лишнего выброса адреналина.В то же время естественная злость подростков, желание помериться силами и характером, никуда не исчезла и требует выхода.В семье, где у родителей и других родственников есть время поговорить с молодым человеком, открыто и конфиденциально, посоветоваться и помочь ему в делах, у молодого человека развивается позитивная самооценка и уверенность в своих силах. Если не хватает родительского внимания, молодой человек может начать чувствовать себя нежеланным гостем. Это может негативно сказаться на построении доверительных отношений с друзьями, коллегами по работе и супругами в будущем. Если отношения в семье носят эмоционально конфликтный характер, выход из этой ситуации - задуматься о принципах семейного воспитания и постепенно перестроить всю систему взаимоотношений с молодыми людьми. В основу семейного воспитания молодежи должны быть положены следующие принципы.1. принятие. Истинное принятие основано на важности человека в существовании семейного круга.2. признание, что означает поддержание и повышение чувства собственного достоинства и уверенности молодого человека в себе и своих способностях.3. доступность. Под этим принципом понимается, что родители должны своевременно отвечать на вопросы молодого человека, доверять его (особенно для подростков) опыту, помогать ему переживать собственную боль, постоянно говорить и своевременно обсуждать возникающие проблемы.Родители, имеющие в своем арсенале мощные инструменты принятия, одобрения и любви, смогут воспитать ответственность и самодисциплину, ведь родительский авторитет - один из важнейших компонентов успешного воспитания в любом возрасте.Что касается перевоспитания молодежи, то она проявляет стремление к экстремальным формам досуга, и в этом случае может быть использовано одно из средств досуговой деятельности, например, соревнование. Молодые люди очень активны и энергичны, они всегда хотят показать себя с лучшей стороны, поэтому родители и учителя могут помочь им найти занятия, где они смогут "превзойти" себя и своих друзей. Эти соревнования могут проводиться по различным популярным видам спорта, а также по изготовлению моделей, инструментов, игре на музыкальных инструментах или даже по компьютерным играм.Добровольное участие молодых людей с экстремальными наклонностями в экстремальных видах свободной деятельности, таких как спортивные клубы и отделения, кружки художественной самодеятельности, волонтерство и т.д., может оказать огромное положительное влияние на личность этих молодых людей и дать им возможность самоутвердиться в обществе социально приемлемым способом.Когда речь идет о личной работе с молодыми людьми, склонными к экстремальным формам проведения досуга, учителя и родители должны учитывать индивидуальные особенности молодого человека и находить творческие виды досуга, которые позволят молодому человеку выразить себя и открыть тот аспект себя, который будет неожиданным для него и окружающих, включая членов его семьи.Молодые люди, увлекающиеся экстремальными видами отдыха, в своей повседневной деятельности, скорее всего, будут участвовать в деструктивном и криминальном поведении. Чтобы предотвратить это, задача родителей и социальных педагогов - переориентировать молодых людей с негативных экстремальных видов досуга на позитивные социально значимые.Советуя молодым людям те или иные виды досуга, родители, учителя и социальные педагоги должны помнить, что даже те виды деятельности, которые лучше всего подходят (с точки зрения взрослых) для молодых людей и соответствуют их способностям, склонностям и задаткам, не окажутся желанными и не принесут удовлетворения, если молодые люди не заинтересованы в них.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Герасимова И.А. Досуговые предпочтения современной молодёжи: социально-культурный анализ // Вестн. Москов. гос. ун-та культуры и искусств. – 2014. – № 3 (59) – C. 128–131.2. Глушаченкова О.И., Моцовкина Е.В. Экстремальная субкультура скайдайвинг: мотивация к здоровой и спортивной жизни молодежи России // Инновационная наука. – 2016. - №3. – С. 202-204.3. Жизнь как ценность у молодежи, занимающейся экстремальными видами досуга. – 92.01.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kv.by/information/2015/01/29/zhizn-kak-tsennost-u-molodezhi-zanimayushcheisya-ekstremalnymi-vidami-dosuga (дата обращения: 16.06.2017).4. Котельников Н.В. Характеристика и виды досуговых стратегий молодежи. – 30.01.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2034 (дата обращения: 16.06.2017).5. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Концепт. – 2016. – Т. 24. – С. 141–146.6. Мичковская Н. Экстремальные развлечения: зачем подростки рискуют жизнью. – 02.04.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kp.ua/life/387102-ekstremalnye-razvlechenyia-zachem-podrostky-ryskuuit-zhyznui (дата обращения: 16.06.2017).7. Молодежный экстремизм: норма или патология?. – 25.07.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://youngspace.ru/faq/molodezhnyj-ekstremizm-norma-ili-patalogiya/ (дата обращения: 16.06.2017).8. Ногина М.А. Приключенческий и экстремальный туризм: содержание понятий и причины популярности в молодёжной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 126–130.9. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220-223.10. Прозорова Д.В. Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества // Смоленский медицинский альманах. – 2015. – С. 64-68.11. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.А. Попова. – М.: Академия, 2013. – 176 с.12. Старченко А.Ю. Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи. – 28.04.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/profilaktika-asocialnogo-povedeniya-podrostkovoy-molodezhi-1057993.html (дата обращения: 16.06.2017).13. Темников Т.А. Профилактика асоциального поведения подростков // Все для классного руководителя. – 2015. – №12(48). – С. 9-18.14. Юдина А.И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 257 с.15. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск; Барнаул. – 2013. – №4 (41). – С. 215–218.16. Юдина А.И. Досуговые предпочтения современных подростков: предупреждение социальных рисков // Вестник КемГУКИ. – 2017. – №38. – С. 146-152.
2. Глушаченкова О.И., Моцовкина Е.В. Экстремальная субкультура скайдайвинг: мотивация к здоровой и спортивной жизни молодежи России // Инновационная наука. – 2016. - №3. – С. 202-204.
3. Жизнь как ценность у молодежи, занимающейся экстремальными видами досуга. – 92.01.2015 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.kv.by/information/2015/01/29/zhizn-kak-tsennost-u-molodezhi-zanimayushcheisya-ekstremalnymi-vidami-dosuga (дата обращения: 16.06.2017).
4. Котельников Н.В. Характеристика и виды досуговых стратегий молодежи. – 30.01.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2034 (дата обращения: 16.06.2017).
5. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Концепт. – 2016. – Т. 24. – С. 141–146.
6. Мичковская Н. Экстремальные развлечения: зачем подростки рискуют жизнью. – 02.04.2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kp.ua/life/387102-ekstremalnye-razvlechenyia-zachem-podrostky-ryskuuit-zhyznui (дата обращения: 16.06.2017).
7. Молодежный экстремизм: норма или патология?. – 25.07.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://youngspace.ru/faq/molodezhnyj-ekstremizm-norma-ili-patalogiya/ (дата обращения: 16.06.2017).
8. Ногина М.А. Приключенческий и экстремальный туризм: содержание понятий и причины популярности в молодёжной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 3 (март). – С. 126–130.
9. Попова А.С. Сфера досуга молодежи в современном мире // Молодой ученый. – 2014. – №11. – С. 220-223.
10. Прозорова Д.В. Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества // Смоленский медицинский альманах. – 2015. – С. 64-68.
11. Социально-педагогическая профилактика зависимости от психоактивных веществ детей и подростков: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Под ред. В.А. Попова. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
12. Старченко А.Ю. Профилактика асоциального поведения подростковой молодежи. – 28.04.2016 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/profilaktika-asocialnogo-povedeniya-podrostkovoy-molodezhi-1057993.html (дата обращения: 16.06.2017).
13. Темников Т.А. Профилактика асоциального поведения подростков // Все для классного руководителя. – 2015. – №12(48). – С. 9-18.
14. Юдина А.И. Педагогика социализации подростков в трудной жизненной ситуации: социально-культурный подход. – Кемерово: КемГУКИ, 2013. – 257 с.
15. Юдина А.И. Педагогическое сопровождение социализации подростков в сфере досуга // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск; Барнаул. – 2013. – №4 (41). – С. 215–218.
16. Юдина А.И. Досуговые предпочтения современных подростков: предупреждение социальных рисков // Вестник КемГУКИ. – 2017. – №38. – С. 146-152.
Вопрос-ответ:
Что такое экстремальный досуг?
Экстремальный досуг - это форма культурно-досуговой деятельности, связанная с проведением различных экстремальных видов досуга, которые предполагают высокую степень физического и эмоционального напряжения.
Какие могут быть причины увлечения экстремальными видами досуга?
Причины увлечения экстремальными видами досуга могут быть различными: желание испытать адреналин и экстримальные ощущения, стремление преодолеть себя и свои ограничения, поиск новых эмоций и приключений, желание ощутить себя частью природы или экстремального сообщества.
Чему посвящена досуговая деятельность?
Досуговая деятельность - это форма занятости людей в свободное время, которая предполагает развлечения, отдых, развитие личности и самореализацию.
Какую роль играет экстремальный досуг в самореализации человека?
Экстремальный досуг играет важную роль в самореализации человека, так как позволяет ему испытать себя в экстремальных условиях, преодолеть свои страхи, развить физическую и эмоциональную выносливость, а также найти себя в новых ситуациях и участие в экстремальных видами досуга может дать человеку ощущение полноты жизни и удовлетворения от достижения поставленных целей.
Что показало эмпирическое исследование экстремального досуга как сферы самореализации?
Эмпирическое исследование экстремального досуга как сферы самореализации показало, что участие в экстремальных видах досуга способствует развитию у человека самооценки, самодисциплины, стойкости к стрессу, целеустремленности, а также способности работать в команде и принимать быстрые решения.
Что такое экстремальный досуг?
Экстремальный досуг - это форма культурно-досуговой деятельности, включающая в себя активные и рискованные виды отдыха, такие как альпинизм, парашютизм, серфинг и другие виды экстремальных спортов.
Почему люди увлекаются экстремальными видами досуга?
Увлечение экстремальными видами досуга может быть обусловлено различными причинами. Некоторые люди ищут адреналин и новые ощущения, они стремятся испытать себя на пределе возможностей. Для других людей это способ выпускания эмоциональной и физической энергии, а также способ побороть свои страхи и преодолеть личные границы.
В чем заключается роль экстремального досуга как сферы самореализации?
Экстремальный досуг может считаться сферой самореализации, так как он дает возможность людям проявить свои личностные качества и способности, а также достичь поставленных целей. Участие в экстремальных видов досуга требует смелости, уверенности в себе, выносливости и способности принимать решения в сложных ситуациях. При достижении успеха в этих видов досуга, люди могут почувствовать удовлетворение и гордость за свои достижения.