Проблема неравенства доходов населения и функциональная роль государства
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 14.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические основы политики государства по снижению неравенства доходов населения 5
1.1 Причины неравенства, виды и классификация населения страны по уровню доходов 5
1.2 Методика оценки неравенства доходов («Кривая Лоренца») и уровня бедности населения 9
2. Система государственной поддержки населения и снижения дифференциации доходов 17
2.1 Анализ дифференциации доходов в национальной экономике 17
2.2 Анализ практики увеличения минимального размера труда, с целью снижения экономического неравенства 22
Заключение 29
Библиографический список 31
, а после удержания НДФЛ – 12 136 руб. Приступая к совершенствованию оплаты труда в России, необходимо задуматься, почему страна, обладающая громадными запасами природных ресурсов и квалифицированным трудоспособным населением, среди Топ-36 стран по производительности труда ВВП за час отработанного времени в 2017 г., в $ в текущих ценах по паритету покупательной способности, занимает последнее 36 место после таких стран, как Латвия, Венгрия и Чили, занимающих соответственно 33, 34 и 35 место[26]. Если рассмотреть позиционирование стран по уровню МРОТ, то ситуация еще хуже: Россия, имея МРОТ, равный 12 130 руб. в месяц, занимает 95 место среди 172 стран, в то время как Венгрия занимает 38 место, а Латвия и Чили соответственно 49 и 50 место. При этом индустриально развитые страны, такие как Великобритания, Германия, Франция, Канада и США, превышающие МРОТ России в 6-10 раз, занимают соответственно 8, 10, 11, 14 и 17 место[28]. Указанное выше подтверждает, что одним из факторов отставания страны по уровню МРТ является низкая производительность труда.При установлении МРОТ по субъектам Российской Федерации необходимо учитывать географические, климатические, социальные и другие специфические особенности страны с самой большой территорией в мире (у СССР территория была 1/6 в мире, а у современной России – 1/9, равная 17 125 200 км2), имеющей 11 часовых зон (поясов), где более 70 % занимает Северная зона[18, с. 98]. В таких условиях, как подтверждает практика, даже в одном субъекте Российской Федерации необходима дифференциация. Например, в Сахалинской области, в 2020 г. МРОТ для работников южных и центральных регионов был равен 23 442,3 руб., Ногликского и Охинского районов – не менее 29 023,8 руб., а на Курилах – не менее 31 256,4 руб., в то время как среднероссийское значение МРОТ в 2020 г. составляло 12 130 руб. При этом в Москве МРОТ был равен 18 781 руб., в Санкт-Петербурге – 17 000 руб., а в Камчатском крае – 29 024 руб.[27]. При совершенствовании системы оплаты труда, в соответствии с Федеральным законом от 9 ноября 2020 г. № 362-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», Правительству Российской Федерации целесообразно использовать сложившуюся практику установления МРОТ по субъектам Российской Федерации, учитывающую специфические особенности отдельных регионов, которые должны учитываться при установлении должностных окладов работников государственных и муниципальных учреждений.При совершенствовании системы оплаты труда, начиная, прежде всего, с МРОТ, нельзя, по нашему мнению, оставить без внимания инициативу, предложенную сайте Российских общественных инициатив, о введении максимально допустимого размера оплаты труда (МаксРОТ)[25]. Такой максимальный размер оплаты труда должен быть введен, по крайней мере, для работников государственных и муниципальных учреждений. Действительно, по нашему мнению, которое поддержит большая часть россиян, недопустимо, что в настоящее время руководители корпораций с государственным участием могут зарабатывать до 5 млн. руб. в день. Разве можно считать нормальным такое положение, при котором работнику, получающему 12 130 руб. в месяц (МРОТ 2020 г.), чтобы заработать такую сумму, необходимо работать более 1000 лет. Необходимость установления максимально допустимого размера в доходах (заработной платы) для работников высшей квалификации, топ-менеджеров и руководителей корпораций с государственным участием, государственных и муниципальных учреждений обусловлена тем, чтобы не допустить массового социально-экономического недовольства граждан России. А ведь причин для этого более, чем достаточно. Это и увеличение пенсионного возраста на пять лет, и отсутствие индексации пенсий для работающих пенсионеров, и придуманное теперь Минфином России налогообложение вкладов и процентов от вкладов, и комбинация Минфина России и Минобрнауки с заработной платой врачей, учителей и научных сотрудников, противоречащая Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»[4]. Это и сокращение доходов населения при росте цен на товары повседневного спроса, и вывоз капитала из России, исчисляемый триллионами долларов и евро, и возвращение нескольких десятков миллиардов долларов в результате трех амнистий; это и дополнительное налогообложение доходов богатых в размере 2 % с суммы, превышающей 5 млн. руб. в год, которые, по расчетам Минфина России, позволит получить 60 млрд. руб., вместо настоящей прогрессивной ставки НДФЛ, обеспечивающей пополнение бюджетной системы страны на 1,5 трлн. руб. в год [17]. Увеличение уровня минимального размера оплаты труда может быть использовано в качестве механизма сокращения показателей социальной напряженности в обществе посредством уменьшения индикаторов дифференциации доходов различных групп населения. Данные меры, способствуя росту доходов населения, могут быть рассмотрены в качестве факторов повышения эффективности воспроизводственных процессов в сфере трудового потенциала. Процесс увеличения минимального размера оплаты труда сопровождается рядом тенденций, которые, с одной стороны, увеличивают расходы бюджета и нагрузку на него, а с другой, обеспечивают прирост его доходных статей. Это реализуется не только за счет дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц, но и посредством экономического роста в экономике в целом.Таки образом, повышение минимального размера оплаты труда должно заставить предприятия выплачивать реально высокие зарплаты, что, в свою очередь, приведет к сокращению неэффективных кадров, либо начнется переход к «серым» схемам. Люди, которые окажутся уволенными, увеличат количество бедных и безработных, поэтому изменение размера МРОТ должно обязательно сопровождаться возможностью массового переобучения, смены профессии даже во взрослом возрасте. Серьезным стимулом для роста МРОТ станет увеличение уровня бюджетного финансирования культуры, образования и медицины. Необходимо предпринимать меры по реальному запуску неработающего механизма ежегодной индексации зарплат, нужно вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. А также определиться с правами профсоюзов, которые и должны, наконец, начать реально выполнять свою важнейшую функцию по защите прав и роста оплаты труда.ЗаключениеВ настоящее время в России установился достаточно высокий уровень бедности. Люди различных профессий вынуждены жить, зарабатывая меньше прожиточного минимума. Данная проблема отражается на экономике всей страны в целом, и решить её смогут только активные действия государства. В связи с этим Правительство РФ разрабатывает определённые меры, которые должны снизить дифференциацию доходов населенияПроблема неравенства в уровне жизни среди населения в России сегодня, как и прежде, остается одной из наиболее важных в рамках текущей социальной политики. Это связано с тем обстоятельством, что общий уровень жизни в стране является довольно низким в сравнении с рядом других стран, в том числе Европы и даже СНГ, а также происходит усиление расслоения населения по уровню доходов.В настоящее время в России установился достаточно высокий уровень бедности. Люди различных профессий вынуждены жить, зарабатывая меньше прожиточного минимума. Данная проблема отражается на экономике всей страны в целом, и решить её смогут только активные действия государства. В связи с этим Правительство РФ разрабатывает определённые меры, которые должны снизить дифференциацию доходов населения. К данным мерам относятся социальные выплаты определённым группам населения, индексация доходов, борьба с теневым сектором экономики и другие.С целью снижения неравенства доходов населения в России, мы предлагаем повысить уровень оплаты труда за счет повышения МРОТ. В конечном итоге увеличение минимального размера оплаты труда будет являться фактором развития и повышения эффективности региональной экономики на основе постепенного перехода от дешевого низкоэффективного труда к автоматизированному производству. Рост производительности труда, в свою очередь, позволит преодолеть назревающий дефицит трудовых ресурсов за счет роста эффективности их использования. Имеющийся в ряде отраслей и специальностей дефицит кадров, основанный на их непрестижности и низкой заработной плате, может быть преодолен за счет увеличение уровня оплаты труда. Эти же сферы, в свою очередь, будут способны трудоустроить дополнительное количество работников. Таким образом, увеличение минимального размера оплаты труда можно рассматривать в качестве мультипликативного механизма повышения производительности труда и преодоления высокой дифференциации доходов населения, что будет способствовать сокращению социальной напряженностиВ заключении хотелось бы еще раз отметить о крайней бедности и неравенстве в нашей экономике. В развитых странах средний класс является основополагающим слоем. Он является примером социально-экономического и культурного поведения, повышает социальную и политическую стабильность. Его представители способствуют развитию гражданского общества и эффективности государственного управления. Выступая в роли крупных потребителей и налогоплательщиков, квалифицированных рабочих, инвесторов, внося инновации в различные сферы деятельности, они стимулируют экономический рост экономики. Становится все более очевидной необходимость более широкой постановки проблемы с бедностью и неравенством в России, где большое количество бедных, небольшой круг богатых и весьма незначительный средний класс.Библиографический списокКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//http://www.consultant.ru/Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)//http://www.consultant.ru/Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"//https://base.garant.ru/АмбарянА.Я.,РазореннаяА.А.Показателиуровняжизни.Бедность//Энигма.–2020.-№22-2.–с.5-8АшагановА.Ю.,ТаштамировМ.Р.Бедность–экономическаяпроблемаРоссии//Молодойученый.2015.№19.С.353–356Баикова Э.Р., Шарафкллина Р.Р. Проблема неравенства доходов населения в России // Экономика и управлене: научно-практический журнал. – 2021. - №1 (157). – с. 21-25Варшавский, А.Е. Чрезмерное неравенство доходов – проблемы и угрозы для России / А.Е. Варшавский // Социологические исследования. – 2019. – № 8. – С. 52-61.Воинова В.И. Подходы к декомпозиции доходного неравенства: отличия и условия применения // Учет и статистика. – 2021. - №3 (63). – с 88-98Дугаржапова Д.Б. Особенности формирования и использования денежных доходов населения: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 10 (445). С. 1894-1905. Жердецкая Е.С. Неравенство в распределении доходов и экономический рост: поиск взаимосвязи // Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. 2016. № 7. С. 190-195., Капелюшников Р.И. Неравенство: как не примитивизировать проблему // Вопросы экономики. 2017. № 4. С. 117-139., Костылева, Л.В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование: монография / под рук.д.э.н., проф. В.А. Ильина; Л.В. Костылева. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2019. 223 сКубишин Е.С., Седлов А.П., Соболева И.В. Бедность в Росси: методология измерения и международные сравнения // Вестник института экономики Российской Академии наук. – 2021. - №1. – с. 56-70Литвинцева Г.П., Стукаленко Е.А., Воронкова О.В. Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография / под редакцией Г.П. Литвинцева. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. 338 c.Орусова А.В. Анализ бедности населения в современной России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2021. - №1 (53). – с. 124-132Павлов В. Российская бесступенчатая модель НДФЛ как инструмент финансово-бюджетной системы, автоматически сокращающий ставку для бедных и повышающий для богатых слоев населения страны // Управление риском. 2018. №2. С.34-39Павлов В.И. Минимальный размер оплаты труда как индикатор благополучия и социально-экономической безопасности // Развитие и безопасность. – 2021. – №1 (9). – с. 97-105Рамазанова С.Б. Основные тенденции государственного регулирования дифференциации доходов населения в РФ // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. - №4. – с. 194-198Сухарев О.С. Социальная политика в решении проблемы неравенства и бедности // Экономика. Право. Налоги. – 2021. – том 14. – с. 16-31Чернякова Ю.Д., Трофимова Г.А. Экономическое неравенство: развитие аналитического инструментария // HemanProgress. – 2020. – том 6. - №4. – с. 11Шевяков, А.Ю. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи / А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута. – М.: М-Студио, 2009. – 192 с.200 самых богатых бизнесменов России [Электронный ресурс] // Forbes. Электронный журнал. – URL: https://www.forbes.ru/rating/374633-200- samyh-bogatyh-biznesmenov-rossii-2019-reyting-forbesКонцептуальные и методические подходы к определению черты бедности в зарубежных странах [Электронный ресурс]// Аналитический центр при Правительстве РФ – URL: https:// PowerPointPresentation (mintrud.gov.ru)МаксРОТ: в России предлагают ввести максимальный размер оплаты труда [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/other/43885940/?utm_ content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylinkНа каком месте Россия по производительности труда [Электронный ресурс]. URL: https://zavodfoto.livejournal.com/6274873.htmlРазмер МРОТ в регионах РФ с 1 января 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlinrus.ru/article/181/101821Тюлягин С. Рейтинг стран мира по МРОТ в 2020 году – [Электронный ресурс]. URL: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-mrot.htmlФедеральнаяслужбагосударственнойстатистики/[Электронныйресурс].https://rosstat.gov.ru/
2. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)// http://www.consultant.ru/
3. Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020, с изм. от 06.12.2021) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"// http://www.consultant.ru/
4. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"// https://base.garant.ru/
5. Амбарян А.Я., Разоренная А.А. Показатели уровня жизни. Бедность // Энигма. – 2020. - № 22-2. – с. 5-8
6. Ашаганов А. Ю., Таштамиров М. Р. Бедность – экономическая проблема России // Молодой ученый. 2015. № 19. С. 353–356
7. Баикова Э.Р., Шарафкллина Р.Р. Проблема неравенства доходов населения в России // Экономика и управлене: научно-практический журнал. – 2021. - №1 (157). – с. 21-25
8. Варшавский, А.Е. Чрезмерное неравенство доходов – проблемы и угрозы для России / А.Е. Варшавский // Социологические исследования. – 2019. – № 8. – С. 52-61.
9. Воинова В.И. Подходы к декомпозиции доходного неравенства: отличия и условия применения // Учет и статистика. – 2021. - №3 (63). – с 88-98
10. Дугаржапова Д.Б. Особенности формирования и использования денежных доходов населения: региональный аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2017. Т. 15. № 10 (445). С. 1894-1905.
11. Жердецкая Е.С. Неравенство в распределении доходов и экономический рост: поиск взаимосвязи // Вестник Алтайского гос. аграрного ун-та. 2016. № 7. С. 190-195.,
12. Капелюшников Р.И. Неравенство: как не примитивизировать проблему // Вопросы экономики. 2017. № 4. С. 117-139.,
13. Костылева, Л.В. Неравенство населения России: тенденции, факторы, регулирование: монография / под рук. д.э.н., проф. В.А. Ильина; Л.В. Костылева. Вологда: Институт социально-экономического развития территорий РАН, 2019. 223 с
14. Кубишин Е.С., Седлов А.П., Соболева И.В. Бедность в Росси: методология измерения и международные сравнения // Вестник института экономики Российской Академии наук. – 2021. - №1. – с. 56-70
15. Литвинцева Г.П., Стукаленко Е.А., Воронкова О.В. Дифференциация доходов населения и государственная политика ее снижения в Российской Федерации: монография / под редакцией Г.П. Литвинцева. Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2012. 338 c.
16. Орусова А.В. Анализ бедности населения в современной России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: экономика и управление. – 2021. - №1 (53). – с. 124-132
17. Павлов В. Российская бесступенчатая модель НДФЛ как инструмент финансово-бюджетной системы, автоматически сокращающий ставку для бедных и повышающий для богатых слоев населения страны // Управление риском. 2018. №2. С.34-39
18. Павлов В.И. Минимальный размер оплаты труда как индикатор благополучия и социально-экономической безопасности // Развитие и безопасность. – 2021. – №1 (9). – с. 97-105
19. Рамазанова С.Б. Основные тенденции государственного регулирования дифференциации доходов населения в РФ // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. - №4. – с. 194-198
20. Сухарев О.С. Социальная политика в решении проблемы неравенства и бедности // Экономика. Право. Налоги. – 2021. – том 14. – с. 16-31
21. Чернякова Ю.Д., Трофимова Г.А. Экономическое неравенство: развитие аналитического инструментария // Heman Progress. – 2020. – том 6. - №4. – с. 11
22. Шевяков, А.Ю. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи / А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута. – М.: М-Студио, 2009. – 192 с.
23. 200 самых богатых бизнесменов России [Электронный ресурс] // Forbes. Электронный журнал. – URL: https://www.forbes.ru/rating/374633-200- samyh-bogatyh-biznesmenov-rossii-2019-reyting-forbes
24. Концептуальные и методические подходы к определению черты бедности в зарубежных странах [Электронный ресурс]// Аналитический центр при Правительстве РФ – URL: https:// PowerPoint Presentation (mintrud.gov.ru)
25. МаксРОТ: в России предлагают ввести максимальный размер оплаты труда [Электронный ресурс]. URL: https://finance.rambler.ru/other/43885940/?utm_ content=finance_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
26. На каком месте Россия по производительности труда [Электронный ресурс]. URL: https://zavodfoto.livejournal.com/6274873.html
27. Размер МРОТ в регионах РФ с 1 января 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlinrus.ru/article/181/101821
28. Тюлягин С. Рейтинг стран мира по МРОТ в 2020 году – [Электронный ресурс]. URL: https://tyulyagin.ru/ratings/rejting-stran-mira-po-mrot.html
29. Федеральная служба государственной статистики / [Электронный ресурс]. https://rosstat.gov.ru/
Вопрос-ответ:
Какие причины неравенства доходов в стране можно выделить?
Причинами неравенства доходов в стране могут быть различные факторы, такие как различия в образовании и квалификации работников, рыночные условия, наличие монополий, налоговая политика, наличие социальных программ и многое другое. Все эти факторы могут приводить к тому, что некоторые группы населения получают гораздо большие доходы, чем другие.
Какими методами можно оценить неравенство доходов в стране?
Для оценки неравенства доходов в стране можно использовать различные методы. Например, можно построить так называемую кривую Лоренца, которая показывает, как распределены доходы между населением. Также можно использовать показатели уровня бедности населения, которые также позволяют оценить неравенство доходов в стране.
Как государство может снизить неравенство доходов в стране?
Государство может использовать различные политики для снижения неравенства доходов в стране. Например, оно может ввести прогрессивную систему налогообложения, что означает, что люди с более высокими доходами будут платить больше налогов. Также государство может проводить различные социальные программы, направленные на поддержку наиболее малообеспеченных групп населения.
Какие анализы можно провести, чтобы изучить дифференциацию доходов в экономике страны?
Для изучения дифференциации доходов в экономике страны можно провести анализ различных показателей. Например, можно изучить долю доходов, получаемых различными группами населения, сравнить доходы различных регионов и отраслей экономики. Также можно анализировать различия в заработной плате мужчин и женщин, различия в доходах среди разных социальных групп и т.д.
Какая роль государства в снижении неравенства доходов?
Государство играет важную роль в снижении неравенства доходов. Оно может создавать условия для справедливого распределения доходов, проводить социальные программы, направленные на поддержку наименее обеспеченных групп населения, регулировать рынок труда, контролировать монополии и т.д. В общем, государство может использовать различные механизмы, чтобы снизить различия в доходах и обеспечить более равное распределение богатства в обществе.
Что такое неравенство доходов и почему оно возникает?
Неравенство доходов - это различия в доходах между людьми или группами в обществе. Оно возникает из-за различий в уровне образования, профессиональной подготовки, неравной доступности возможностей, дискриминации, а также из-за несправедливого распределения ресурсов и доходов.
Как государство может снизить неравенство доходов?
Государство может принять ряд мер по снижению неравенства доходов населения. Это включает в себя введение прогрессивной шкалы налогообложения для богатых слоев населения, повышение минимальной заработной платы, разработку программ социальной поддержки для малоимущих групп, создание равных возможностей в образовании и трудоустройстве, а также контроль за финансовой сферой и борьбу с коррупцией.
Как оценивается неравенство доходов?
Неравенство доходов оценивается с помощью таких показателей, как Кривая Лоренца и уровень бедности населения. Кривая Лоренца показывает, как распределены доходы между процентами населения, а уровень бедности определяет процент населения, живущего за чертой бедности. Чем ближе кривая Лоренца к идеальной прямой и чем ниже уровень бедности, тем меньше неравенство доходов в обществе.
Какие механизмы государственной поддержки населения существуют для снижения доходов?
Для снижения дифференциации доходов государство может предоставлять различные формы социальной поддержки населению. Это могут быть пособия по безработице, пособия на детей, пенсии, стипендии, субсидии на жилье и коммунальные услуги. Также государство может создавать программы поддержки для малоимущих групп населения, направленные на повышение их доходов и социальной мобильности.
Почему неравенство доходов населения является проблемой?
Неравенство доходов населения является проблемой, потому что оно создает социальную нестабильность и неравенство возможностей. Когда различия в доходах слишком велики, это может привести к возникновению конфликтов, а также к ограничению доступа к образованию, здравоохранению и другим основным услугам. Кроме того, неравенство доходов может препятствовать экономическому росту и развитию страны.
Какое решение предлагает государство для сокращения неравенства доходов?
Государство предлагает несколько решений для сокращения неравенства доходов. Одно из таких решений - это налоговая политика, которая предусматривает более прогрессивное налогообложение богатых слоев населения. Также государство может вводить социальные пособия и льготы для малоимущих граждан, а также осуществлять регулирование рынка труда и снижать различия в заработной плате различных профессий.