Особенности развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 36 36 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 24.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1 Этапы психического развития детей 5
1.2 Особенности развития психики детей старшего дошкольного возраста в онтогенезе 10
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по главе 1 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23
2.1 Методы и методики изучения психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
2.2 Описание базы исследования и группы испытуемых 26
2.3 Анализ результатов изучения психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 27
Выводы по главе 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36


Фрагмент для ознакомления

Задание 3. «Фотограф».
Оборудование: фотографии лиц с различными эмоциональными состояниями.
Ход исследования: педагог предлагает рассмотреть фотографии и определить, какое эмоциональное состояние у человека. Проводится беседа о том, почему у человека такое лицо и такое настроение, чем оно может быть вызвано, какими событиями. В процессе исследования ребенку может быть оказана помощь – ориентационная, содержательная и предметно-действенная.
Для исследования волевых процессов использовалась методика «Неразрешимая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга).
Методика позволяет выявить наличие волевого усилия в ответ на трудности, возникающие в процессе деятельности. Задание: собрать картинку, используя кубики Кооса. Первая картинка, которую экспериментатор предъявляет ребенку, должна складываться легко. Вторая картинка по условиям эксперимента должна складываться труднее. Третья картинка не должна складываться вообще. Результаты исследования позволяют выделить время, в течение которого испытуемый пытается решить задачу.
Таким образом, для исследования психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития использовался метод тестирования. Были определены следующие направления диагностики: познавательные процессы (внимание, память, мышление), эмоциональные процессы (эмоции), волевые процессы (волевая регуляция). Для диагностики использовались следующие методики: «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов), «Запомни рисунки» (Р.С. Немов), «Найди лишнее» (Р.С. Немов), «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова), «Неразрешимая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга).

2.2 Описание базы исследования и группы испытуемых

Исследование по изучению особенностей психических процессов детей проводилось на базе МБОУ «Детский сад № 126». В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста с ЗПР, всего 10 детей.
Дети посещают группу компенсирующей направленности. В ДОО реализуется адаптированная образовательная программа (АОП) для работы с детьми 5-7 лет с задержкой психического развития.
Адаптированная образовательная программа реализуется специалистами ДОО. В коррекционной работе задействованы дефектолог, логопед, педагог-психолог, воспитатели группы компенсирующей направленности, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
2.3 Анализ результатов изучения психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Результаты изучения познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлены в таблице 2 (Приложение).
Наглядно результаты диагностики познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Высокий уровень внимания у детей с ЗПР не выявлен. Средний уровень выявлен у 40% детей, которые допускали ошибки, пропускали фигуры. Не справились с заданием 60% детей (низкий уровень), они не смогли уложиться в отведенное время.
Объем кратковременной зрительной памяти оценивался по методике «Запомни рисунки». Успешно справились с заданием 10% детей старшего дошкольного возраста (высокий уровень), остальные дети допустили ошибки при воспроизведении фигур – 40% детей имеют средний уровень, 50% детей – низкий уровень памяти.
По методике «Найди лишнее» оценивался уровень сформированности мышления. Полученные данные показали, что данный тест вызвал затруднения у большинства детей. Высокие результаты показали только 10% детей. У остальных дошкольников средний (30%) и низкий уровни мышления (60%).
Наглядно результаты диагностики эмоционально-волевых процессов представлены на рисунке 4.

Рис. 4. Результаты исследования эмоционально-волевых процессов детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

На высоком уровне сформированы представления об эмоциях у 20% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Эти дети правильно определили эмоции на картинках, фотографиях, правильно нарисовали эмоции у гномов. В процессе выполнения задания дети назвали большинство эмоций, рассказали о ситуациях, которые вызывают то или иное эмоциональное состояние у человека, показывали эмоцию с помощью мимики. Задания выполнялись самостоятельно без оказания помощи со стороны экспериментатора.
На среднем уровне сформированы представления об эмоциях у 40% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Дети смогли определить только часть эмоций, назвать их, обосновать свой выбор, рассказать о ситуациях, которые могли вызвать такое эмоциональное состояние у человека. При этом в процессе выполнения задания детям оказывалась ориентационная или содержательная помощь в виде повторения инструкции, наводящих вопросов.
На низком уровне сформированы представления об эмоциях у 40% детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Дети не смогли правильно определить большинство эмоций, затруднялись их назвать, не могли обосновать свой выбор, не рассказывали о ситуациях, которые могли вызвать такое эмоциональное состояние у человека. Ответы были односложными, не полными. В процессе выполнения задания детям оказывалась предметно-действенная помощь (совместные действия с ребенком, наводящие вопросы, повторение инструкции).
По методике «Неразрешимая задача» высокий уровень волевых усилий в процессе преодоления трудностей не выявлен. Средний уровень показали 30% детей. Низкий уровень выявлен у большинства детей (70%). Эти дети выполнили одну-две попытки, затем потеряли интерес к заданию. Большинство детей не смогли объяснить, почему решение задачи невозможно (не хватает количества кубиков). Для детей с низким уровнем характерно быстрое эмоциональное и умственное истощение, снижение уровня работоспособности, неустойчивость внимания и стремления решать познавательную задачу.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено, что у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень познавательных процессов, а также волевой регуляции познавательной деятельности, что не соответствует возрастным нормам.
Выводы по главе 2

Для изучения психических процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития использовался метод тестирования. Направления диагностики включали исследование особенностей познавательных процессов (внимание, память, мышление), эмоций и волевой регуляции.
При исследовании познавательных процессов выявлено, что у большинства детей низкий уровень внимания, памяти и мышления. В процессе выполнения заданий дети допускали ошибки, пропускали фигуры, не могли уложиться в отведенное время.
При исследовании эмоциональных процессов выявлено, что представления об эмоциях у детей с ЗПР сформированы на среднем и низком уровне. Дети смогли определить только часть эмоций, назвать их. Ответы были односложными, не полными. В процессе выполнения задания детям оказывалась предметно-действенная помощь (совместные действия с ребенком, наводящие вопросы, повторение инструкции).
При исследовании волевых процессов высокий уровень не выявлен. Низкий уровень выявлен у большинства детей. Дети не смогли объяснить, почему решение задачи невозможно. Для детей с ЗПР характерно быстрое эмоциональное и умственное истощение, снижение уровня работоспособности, неустойчивость внимания и стремления решать познавательную задачу.
В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень познавательных процессов, а также волевой регуляции познавательной деятельности, что не соответствует возрастным нормам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что психические процессы – это совокупность познавательных, эмоциональных и волевых процессов, составляющих психику. Дети проходят ряд этапов в психическом развитии. Особенностью дошкольного возраста является освоение игры как ведущего вида деятельности, развитие наглядно-образного мышления и непроизвольность познавательных процессов, освоение различных эмоций и чувств, формирование волевых качеств. Для детей старшего дошкольного возраста характерно развитие психики: познавательной сферы, познавательных процессов, эмоций и мотивов поведения, волевых качеств.
Особым путем идет развитие психики у детей с ЗПР. Под задержкой психического развития понимается вид дизонтогенеза, при котором психические функции формируются с отставанием от норм для данного возраста. Выделяются четыре основных варианта ЗПР различного генеза: конституционального, соматического, психического и церебрально-органического. У детей с ЗПР отмечается отставание в развитии познавательной и личностной сферы. Это отражается на формировании восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, на развитии эмоциональной сферы и волевых качествах.
Для изучения психических процессов детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития использовался метод тестирования. Были определены следующие направления диагностики: познавательные процессы (внимание, память, мышление), эмоциональные процессы (эмоции), волевые процессы (волевая регуляция). Для диагностики использовались следующие методики: «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов), «Запомни рисунки» (Р.С. Немов), «Найди лишнее» (Р.С. Немов), «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова), «Неразрешимая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга).
В результате проведенного исследования выявлено, что у детей с задержкой психического развития наблюдается низкий уровень познавательных процессов, а также волевой регуляции познавательной деятельности, что не соответствует возрастным нормативам. В процессе выполнения задания детям оказывалась предметно-действенная помощь (совместные действия с ребенком, наводящие вопросы, повторение инструкции). Для детей с ЗПР характерно быстрое эмоциональное и умственное истощение, снижение уровня работоспособности, неустойчивость внимания и стремления решать познавательную задачу.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. М.: Наука, 2020. 212 с.
Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 136 с.
Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н.Ю. Борякова. Ярославль: Канцлер, 2017. 169 с.
Букирева Т. А. Организация специальных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации / Т. А. Букирева, А. А. Костюк // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Краснодар: КГИК, 2017. С. 106-108.
Бурцева Г. И. Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения / Г. И. Бурцева // Трибуна ученого. 2020. № 10. С. 19-23.
Виноградова С. И. Весь мир перед тобой: подготовка к школе детей с задержкой психического развития: методическое пособие / С. И. Виноградова, Ю. В. Хомякова. М.: Генезис, 2021. 110 с.
Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова. М.: Добрый мир, 2018. 331 с.
Егенисова А. К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А. К. Егенисова, Д. А. Бердибаева // Colloquium-journal. 2019. № 1-3 (25). С. 38-41.
Жаков Д. А. Основы специальной психологии / Д. А. Жаков, В. А. Сивков, Е. В. Щеголева. Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. 95 с.
Запорожец А. В. Психология / А. В. Запорожец. М.: Сфера, 2001. 228 с.
Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. 163 с.
Инденбаум Е. Л. Дети с задержкой психического развития / Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина. М.: Просвещение, 2021. 47 с.
Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
Лукина Г. Н. Повышение педагогической культуры родителей детей с задержкой психического развития / Г. Н. Лукина. Казань: Бук, 2017. 28 с.
Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2019. 767 с.
Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.
Миланич Ю. М. Психологическая диагностика задержки психического развития / Ю. М. Миланич. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. 173 с.
Немов Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т. Г. Неретина. М.: Инфра-М, 2021. 307 с.
Организация работы в ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для воспитателей / сост. Н.В. Ананьева. Омск: Институт развития образования Омской области, 2019. 72 с.
Певзнер М. С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М. С. Певзнер // Дефектология. 2003. № 6. С. 3-12.
Пирлик Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. М.: МПГУ, 2020. 370 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: курс лекций / С. Л. Рубинштейн; под ред. К. А. Альбухановой. М.: АСТ, 2020. 959 с.
Ульенкова У. В. Дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. Нижний Новгород, 1994. 230 с.
Урунтаева Г. А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева. М.: ИНФРА-М, 2020. 213 с.
Эльконин Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций / Б. Д. Эльконин. М.: Аuthors Club, 2022. 332 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1
Периодизация психического развития детей по Д.Б. Эльконину
Эпоха Название периода Ведущая деятельность Границы возраста Раннее детство Младенчество Непосредственно-эмоциональное общение От рождения до 1 года Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность От 1 года до 3 лет Детство Дошкольное Сюжетно-ролевая игра От 3 до 7 лет Младшее школьное Учебная деятельность От 7 до 10 лет Подрост-ничество Младшее Интимно-личностное общение От 10 до 15 лет Старшее Учебно-профессиональная деятельность От 15 до 17 лет
Таблица 2
Уровни развития психических процессов детей старшего дошкольного возраста ЗПР, количество детей в %
Методика Процесс Уровни высокий средний низкий «Найди и вычеркни» (Р.С. Немов) Внимание - 40 60 «Запомни рисунки»
(Р.С. Немов) Память 10 40 50 «Найди лишнее»
(Р.С. Немов) Мышление 10 30 60 «Эмоциональная идентификация (Е.И. Изотова) Эмоции 20 40 40 «Неразрешимая задача» (Н.Н. Александрова, Т.И. Шульга) Волевая регуляция - 30 70











7




Лист1
Диаграмма1

Мышление
Высокий
Средний
Низкий
Внимание
Память
-
40.00
60.00
10.00
40.00
50.00
10.00
30.00
60.00
Высокий
Средний
Низкий
количество детей в %
Познавательные процессы
Внимание
Внимание
Внимание
Память
Память
Память
Мышление
Мышление
Мышление
0.00
40.00
60.00
10.00
40.00
50.00
10.00
30.00
60.00
Лист1
Диаграмма1

Высокий
Средний
Низкий
-
Эмоции
Волевая регуляция
20.00
40.00
40.00
30.00
70.00
Высокий
Средний
Низкий
количество детей в %
Эмоционально-волевые процессы
Эмоции
Эмоции
Эмоции
Волевая регуляция
Волевая регуляция
Волевая регуляция
20.00
40.00
40.00
0.00
30.00
70.00

1. Бабкина Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития: монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. М.: Наука, 2020. 212 с.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л. Н. Блинова. М.: НЦ ЭНАС, 2003. 136 с.
3. Борякова Н. Ю. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с задержкой психического развития. Теория и практика: монография / Н.Ю. Борякова. Ярославль: Канцлер, 2017. 169 с.
4. Букирева Т. А. Организация специальных условий обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в условиях дошкольной образовательной организации / Т. А. Букирева, А. А. Костюк // Семнадцатые Кайгородовские чтения. Краснодар: КГИК, 2017. С. 106-108.
5. Бурцева Г. И. Формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе психолого-педагогического сопровождения / Г. И. Бурцева // Трибуна ученого. 2020. № 10. С. 19-23.
6. Виноградова С. И. Весь мир перед тобой: подготовка к школе детей с задержкой психического развития: методическое пособие / С. И. Виноградова, Ю. В. Хомякова. М.: Генезис, 2021. 110 с.
7. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, Ю. С. Галлямова. М.: Добрый мир, 2018. 331 с.
8. Егенисова А. К. Особенности психических процессов у детей с задержкой психического развития / А. К. Егенисова, Д. А. Бердибаева // Colloquium-journal. 2019. № 1-3 (25). С. 38-41.
9. Жаков Д. А. Основы специальной психологии / Д. А. Жаков, В. А. Сивков, Е. В. Щеголева. Вологда: Вологодский государственный университет, 2021. 95 с.
10. Запорожец А. В. Психология / А. В. Запорожец. М.: Сфера, 2001. 228 с.
11. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития / О. В. Защиринская. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. 163 с.
12. Инденбаум Е. Л. Дети с задержкой психического развития / Е. Л. Инденбаум, И. А. Коробейников, Н. В. Бабкина. М.: Просвещение, 2021. 47 с.
13. Лебединская К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К. С. Лебединская // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
14. Лукина Г. Н. Повышение педагогической культуры родителей детей с задержкой психического развития / Г. Н. Лукина. Казань: Бук, 2017. 28 с.
15. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2019. 767 с.
16. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина, Ю. М. Миланич. СПб.: Эко-Вектор, 2017. 539 с.
17. Миланич Ю. М. Психологическая диагностика задержки психического развития / Ю. М. Миланич. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. 173 с.
18. Немов Р. С. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
19. Неретина Т. Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т. Г. Неретина. М.: Инфра-М, 2021. 307 с.
20. Организация работы в ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для воспитателей / сост. Н.В. Ананьева. Омск: Институт развития образования Омской области, 2019. 72 с.
21. Певзнер М. С. Об отборе детей с временной задержкой темпа психического развития и стойкими церебрастеническими состояниями в специальные классы или школы / М. С. Певзнер // Дефектология. 2003. № 6. С. 3-12.
22. Пирлик Г. П. Возрастная психология: развитие ребенка в деятельности / Г. П. Пирлик, А. М. Федосеева. М.: МПГУ, 2020. 370 с.
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: курс лекций / С. Л. Рубинштейн; под ред. К. А. Альбухановой. М.: АСТ, 2020. 959 с.
24. Ульенкова У. В. Дети с ЗПР / У. В. Ульенкова. Нижний Новгород, 1994. 230 с.
25. Урунтаева Г. А. Психология познания дошкольника в профессионально-педагогической деятельности воспитателя: монография / Г. А. Урунтаева, Е. Н. Гошева. М.: ИНФРА-М, 2020. 213 с.
26. Эльконин Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции. Курс лекций / Б. Д. Эльконин. М.: Аuthors Club, 2022. 332 с.


Вопрос-ответ:

Какие этапы психического развития проходят дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проходят все общие этапы психического развития, но с некоторыми особенностями и с задержкой в развитии. Взаимодействие с окружающим миром для них может быть сложнее, и они могут развиваться медленнее сверстников.

Какие особенности развития психики наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются задержки в развитии речи, моторики, мышления и социальных навыков. Они могут иметь трудности с обучением, адаптацией в коллективе и взаимодействием со сверстниками.

Какие этапы психического развития проходят дети старшего дошкольного возраста без задержки психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста без задержки психического развития проходят следующие этапы: сенсорно-моторный период, предметно-действенный период, период конкретных операций и период формальных операций. На каждом этапе они осваивают новые навыки и умения.

Какие психолого-педагогические характеристики можно выделить у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития могут иметь низкий уровень развития речи, трудности с самостоятельностью, повышенную импульсивность, неспособность к обобщению и абстрактному мышлению. Они также могут испытывать трудности в обучении и социальной адаптации.

Какие особенности развития психики наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в онтогенезе?

В онтогенезе детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается задержка в развитии таких процессов, как речь, мышление, внимание и память. Они могут иметь трудности с решением простых задач, общением с окружающими и обучением.

Какие этапы присутствуют в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

В психическом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно выделить следующие этапы: инфантильный, преодоление инфантилизма и формирование предшкольного периода.

Какие особенности характеризуют развитие психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в онтогенезе?

В онтогенезе развития психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности: отставание в развитии речи и интеллектуальных способностей, затруднения в социальном взаимодействии, недостаточная саморегуляция и слабая концентрация внимания.

Каким образом можно психолого-педагогически охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития обладают такими особенностями, как: замедленное развитие когнитивных способностей, низкий уровень речевого развития, повышенная реактивность и подверженность стрессам, непостоянство в эмоциональной сфере.

Какие этапы присутствуют в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

В психическом развитии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно выделить следующие этапы: инфантильный, преодоление инфантилизма и формирование предшкольного периода.

Какие особенности характеризуют развитие психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в онтогенезе?

В онтогенезе развития психики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности: отставание в развитии речи и интеллектуальных способностей, затруднения в социальном взаимодействии, недостаточная саморегуляция и слабая концентрация внимания.

Какие этапы психического развития проходят дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития?

Дети старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития проходят все основные этапы психического развития, но в более медленном темпе и с отклонениями от типичного пути развития. Они проходят этапы сенсорно-двигательного периода, предоперационного периода и конкретно-операционного периода, однако на каждом этапе могут наблюдаться задержки в развитии некоторых психических функций.

Какие особенности развития психики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно выделить в онтогенезе?

У детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития можно выделить такие особенности развития психики как: отставание в развитии речи и коммуникативных навыков, ограниченность восприятия и воображения, затруднения в осознании собственных эмоций и эмоциональной регуляции, нарушения в области внимания и памяти, а также затруднения в освоении абстрактного мышления и логических операций.