Язык эмоций
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 22.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общая характеристика эмоциональной сферы человека 5
1.1 Определение эмоционального состояния 5
1.2 Виды эмоций 7
1.3 Факторы, вызывающие эмоции 11
Глава 2. Исследование воздействия отрицательных эмоций на человека 19
2.1 Процедура и методы исследования 19
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 21
Заключение 24
Список использованных источников 26
Приложения 29
Цель метода САН: быстрая оценка самочувствия, активности и настроения.Описание методики САН. Опросник состоит из 30 пар противоположных признаков, по которым испытуемому предлагается оценить его состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает выраженность той или иной особенности своего состояния.Инструкция: испытуемых просят описать ваше текущее состояние с помощью таблицы, состоящей из 30 пар полярных штрихов. В каждой паре нужно выбрать характеристику, которая наилучшим образом описывает состояние, и отметить число, соответствующее степени выраженности этой характеристики.Обработка данных методом САН. При вычислении крайняя гравитация отрицательного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя гравитация положительного полюса пары оценивается в 7 баллов. Следует иметь в виду, что полюса весов постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы сгруппированы по ключам в три категории, и подсчитывается количество баллов за каждую из них.2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследованияОпросник для быстрой оценки САН предложили двадцати людям разного возраста, работающих в одной команде.Данное исследование проводилось с целью получения информации об уровне эмоционального состояния сотрудников команды. Тест состоял из тридцати пар противоположных признаков, по которым испытуемым предлагалось оценить свое состояние. Каждая пара представляла собой шкалу, в которой испытуемый должен был отметить число, отражающее серьезность той или иной характеристики его состояния (приложение 1). Обработка данных. При вычислении крайняя гравитация отрицательного полюса пары оценивается в одной точке, а крайняя гравитация положительного полюса пары оценивается в семи точках. Это учитывает тот факт, что полюса весов постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие оценки, а отрицательные состояния всегда получают низкие оценки.Полученные баллы сгруппированы по ключам в три категории, и подсчитывается количество баллов за каждую из них. Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.Интерпретация результатов. Выводы об уровне эмоционального состояния делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждой категории: самочувствие, активность, настроение. Средний балл по шкале - 4. баллы выше 4 указывают на благоприятное состояние испытуемого, баллы ниже четырех указывают на обратное.Нормальные баллы по штату составляют от 5,0 до 5,5 балла. При анализе функционального состояния учитываются не только значения его отдельных показателей, но и их соотношение. Результаты исследования. Проанализировав результаты опроса (приложение 2), можно сделать вывод, что почти у всех средний балл в категории «благополучие» составляет около 5,0. В категории «активность» - около 5,5. В категории «настроение» средний балл составляет около 5,0. Таким образом, таблица 1 показывает, что практически все испытуемые находятся в благоприятном состоянии на момент проведения опроса. Испытуемые имеют высокий уровень активности, а в анкете, в паре «желание отдохнуть – желание работать», оценки испытуемых преобладают с правой стороны. Проанализировав результаты опроса, можно сделать следующие выводы: 1. Улучшения самочувствия не увеличивает активность испытуемых. Респонденты, которые заполнили карту САН утром, имеют более высокий балл активности, чем те, кто заполнил ее днем. Оценка благополучия выше у респондентов, которые заполнили карту к середине рабочего дня. Оценка настроения в значительной степени остается стабильной, независимо от времени, затраченного на тест. 2.Респонденты с высокими баллами в категориях «благополучие» и «настроение» имеют более низкий балл в категории «активность» по сравнению с испытуемыми со средними баллами в этих категориях. 3. Процентный анализ (приложение 3) показал, что процент высоких баллов САН был выше в категориях «благополучие» - 50% и «настроение» -50%, а меньше в категории «активность» - 35%. Доля средних оценок уровня составляла 45% для категорий «благополучие» и 45% для «настроение», а также 65% для категории «активность». Таким образом, испытуемые со средним уровнем эмоционального состояния обладают менее высокой активностью, чем испытуемые с высоким уровнем. Процент баллов низкого уровня таков: в категориях «самочувствие» - 5% и «настроение» - 5%, а в категории «активность» - 0%. ЗаключениеИзучив литературу на данную тему, мы можем сделать следующий вывод. Эмоциональные процессы - особый класс процессов психической регуляции, обусловленных важными для индивида факторами. Существенным свойством этих процессов является их регуляторная функция в: - изменении запаса энергии, который организм может иметь в настоящее время; - формирование тенденции к поддержанию контакта с фактором, влияющим на индивида, или тенденции к устранению контакта с этим фактором; соответственно эмоции можно разделить на положительные и отрицательные; - организации специфических форм реакции, соответствующих качественным характеристикам фактора, влияющего насубъекта, то есть можно говорить о различных модальностях эмоций. Эмоциональные процессы обусловлены важными для индивида факторами. Прежде всего, это физические воздействия на органы чувств. Способность сенсорных раздражителей вызывать эмоции изменяется под влиянием переживания. Стимулы, источником которых является ход и результаты его собственной деятельности, также важны для индивида. Эмоциональными стимулами могут быть все факторы, сигнализирующие о значимых для субъекта событиях. Эмоции у человека также могут быть вызваны высшими психическими процессами, с помощью которых он анализирует и интерпретирует ситуацию. Эмоциональные процессы влияют на другие процессы регуляции, на внутреннее состояние организма, а также на внешнее поведение. Влияние на другие регуляторные процессы определяется уровнем возбуждения, признаком и содержанием эмоций. Отрицательные эмоции влияют на ход когнитивных процессов. Влияние эмоциональных процессов на качество выполнения интеллектуальных и двигательных задач зависит от степени эмоционального возбуждения. Эмоциональные процессы оказывают организационное влияние на поведение человека, являются причиной возникновения устойчивой готовности к определенной реакции на ряд внешних ситуаций.Практическое исследование показало, что улучшение самочувствия не повышает активность испытуемых (можно предположить, что самочувствие меньше зависит от вида деятельности, чем от других факторов), что оценка выше у респондентов, заполнивших карту к середине рабочего дня (можно предположить, что степень усталости без эмоций - положительных и отрицательных - человек теряет мотивацию к деятельности, теряет способность к развитию. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к тому, что происходит вокруг. Отсутствие стимулов, вызывающих эмоции, приводит к эмоциональному голоду. Если он длится долго, то, как голод, приводит к болезни.Таким образом, гипотеза подтверждена, низкий уровень эмоционального состояния человека способствует меньшей активности, чем высокий уровень эмоционального состояния.Список использованных источниковАнохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем /П.К.Анохин. - М.: Медицина, 2007.- 477 с.Байрамова, Л.К. Аксиологизм человеческих эмоций / Л. К. Байрамова// Филологические науки. 2016. - №1. - С.163 – 174.Беляева, В. Опять она, депрессия / В. Беляева // Спортивная жизнь России. 2017. - № 2. - С. 57-64. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, О.К. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров - М. : Наука, 2018. - 192 с. Вилюнас, В.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б.Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 288 с. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин -Минск: Харвест, 2008. - 800 с.Горбатков, А.А. Позитивные и негативные эмоции / А.А. Горбатков// Психологический журнал. 2001. - № 1. - С.23-37.Горбатков, А.А. Динамика эмоций в деятельности / А.А. Горбатков // Психологический журнал. 2017. - № 4. - С.108-115.Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных /Ч.Дарвин -3 изд. - СПб.: Питер, 2001. - 213 с.Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции / В.С. Дерябин - СПб.: Наука, 2012. - 258 с. Джемс, У. «Научные основы психологии» / У. Джемс - СПб.: Наука, 2013. - 328 с.Иванова, Е.М. Психологические исследования чувства юмора / Е.М. Иванова // Вопросы психологии. 2016.- № 4. - С.94-105.Изард, К.Э. Теория дифференциальных эмоций/ К.Э. Изард- М.: Наука, 2002. - 214 с.Касумов, Т.К. Агрессия как интегральное явление / Т.К. Касумов// СОТИС. 2007. - №4. -С.37-45.Конопкин, О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / О.А. Конопкин// Вопросы психологии. 2015. - № 3. - С.42-48.Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов - М.: Современный гуманитарный университет, 2019. - 217 с.Леонтьев, А.Н. Современная психология / ред. А.В. Запорожец - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.Куликов, Л.В. Психические состояния / Л. В. Куликов - СПб.: Питер, 2011. – 512 с.Лифень,Лю. Роль эмоций в процессе обучения / ЛюЛифень// Высшее образование сегодня. 2006. - № 12. - С.36 - 39. Методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» // Сайт о психологии URL: http://test-metod.ru/index.php/4/418 (дата обращения: 19.02.2021).Никифоров, А.С. Эмоции в нашей жизни / А.С. Никифоров - М.: Наука, 2013. - 272 с. Орехов, А.Н. Моделирование эмоций и чувств в трудных жизненных ситуациях / А.Н. Орехов // СОТИС. 2004. - №1. - С.20-28.Самойлов, М.С. Положительные эмоции заразнее отрицательных/ М.С. Самойлов //Вопросы социального обеспечения. 2007. - № 17. - С.14-25.Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие./ Д.Я Райгородский– Самара.: БАХРАХ-М, 2008. - 672 с.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2014. - 713 с.Симонов, П.В. Избранные труды / П.В. Симонов - М.: Наука, 2015. -314с.Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2018. - № 2. - С.45 – 57.Шаховский, В.И. Лингвистика эмоций / В.И. Шаховский// Филологические науки. 2018 - №5. - С.93-96.Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г.Х. Шингаров - М.: Наука, 2003. - 223 с. Шулятиков, В.М. Эдмунд Кениг. В. Вундт. Его философия и психология / В.М. Шулятиков. – М.: Машиностроение, 2018. - 909 c.Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций / П.М. Якобсон - М.: Наука, 2005. - 304 с. Яковлев, С. Эмоции, неврозы, депрессии / С. Яковлев // Спортивная жизнь России.2012. - № 12. - С.58-67.ПриложенияПриложение 1Типовая карта методики САНФамилия, инициалы__________________________Пол_______Возраст_______ Дата______________ Время_________________Инструкция. «Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы (см. ниже), состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».1.Самочувствие хорошее3 2 1 0 1 2 3Самочувствие плохое2.Чувствую себя сильным3 2 1 0 1 2 3Чувствую себя слабым3.Пассивный3 2 1 0 1 2 3Активный4.Малоподвижный3 2 1 0 1 2 3Подвижный5.Веселый3 2 1 0 1 2 3грустный6.Хорошее настроение3 2 1 0 1 2 3Плохое настроение7.Работоспособный3 2 1 0 1 2 3Разбитый8.Полный сил3 2 1 0 1 2 3Обессиленный9.Медлительный3 2 1 0 1 2 3Быстрый10.Бездеятельный3 2 1 0 1 2 3Деятельный11.Счастливый3 2 1 0 1 2 3Несчастный12.Жизнерадостный3 2 1 0 1 2 3 Мрачный13.Напряженный3 2 1 0 1 2 3Расслабленный14.Здоровый3 2 1 0 1 2 3Больной15.Безучастный3 2 1 0 1 2 3Увлеченный16.Равнодушный3 2 1 0 1 2 3Взволнованный17.Восторженный3 2 1 0 1 2 3Унылый18.Радостный3 2 1 0 1 2 3Печальный19.Отдохнувший3 2 1 0 1 2 3Усталый20.Свежий3 2 1 0 1 2 3Изнуренный21.Сонливый3 2 1 0 1 2 3Возбужденный22.Желание отдохнуть3 2 1 0 1 2 3Желание работать23.Спокойный3 2 1 0 1 2 3Озабоченный24.Оптимистичный3 2 1 0 1 2 3Пессимистичный25.Выносливый3 2 1 0 1 2 3Утомляемый26.Бодрый3 2 1 0 1 2 3Вялый27.Соображать трудно3 2 1 0 1 2 3Соображать легко28.Рассеянный3 2 1 0 1 2 3Внимательный29.Полный надежд3 2 1 0 1 2 3Разочарованный30.Довольный3 2 1 0 1 2 3НедовольныйПриложение 2Таблица №1 Средние баллы САН по опросу№САН14,74,24,526,76,77,034,44,04,245,24,35,353,93,94,062,84,62,174,24,93,585,96,15,595,04,44,9105,44,65,2115,65,66,5124,04,54,3136,45,56,1145,54,66,0154,54,13,7164,84,94,7174,85,64,9185,23,76,3194,85,06,3206,45,36,7Приложение 3Таблица №2 Процентное соотношение баллов респондентов по категориям САНВысокийСреднийНизкий%С50%45%5%А35%65%0%Н50%45%5%
2. Байрамова, Л.К. Аксиологизм человеческих эмоций / Л. К. Байрамова // Филологические науки. 2016. - №1. - С.163 – 174.
3. Беляева, В. Опять она, депрессия / В. Беляева // Спортивная жизнь России. 2017. - № 2. - С. 57-64.
4. Васильев, И.А., Поплужный, В.Л., Тихомиров, О.К. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров - М. : Наука, 2018. - 192 с.
5. Вилюнас, В.К., Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология эмоций / В.К. Вилюнас, Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: Изд-во МГУ, 2009. - 288 с.
6. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин -Минск: Харвест, 2008. - 800 с.
7. Горбатков, А.А. Позитивные и негативные эмоции / А.А. Горбатков // Психологический журнал. 2001. - № 1. - С.23-37.
8. Горбатков, А.А. Динамика эмоций в деятельности / А.А. Горбатков // Психологический журнал. 2017. - № 4. - С.108-115.
9. Дарвин, Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч.Дарвин - 3 изд. - СПб.: Питер, 2001. - 213 с.
10. Дерябин, В.С. Чувства, влечения, эмоции / В.С. Дерябин - СПб.: Наука, 2012. - 258 с.
11. Джемс, У. «Научные основы психологии» / У. Джемс - СПб.: Наука, 2013. - 328 с.
12. Иванова, Е.М. Психологические исследования чувства юмора / Е.М. Иванова // Вопросы психологии. 2016. - № 4. - С.94-105.
13. Изард, К.Э. Теория дифференциальных эмоций / К.Э. Изард - М.: Наука, 2002. - 214 с.
14. Касумов, Т.К. Агрессия как интегральное явление / Т.К. Касумов // СОТИС. 2007. - №4. - С.37-45.
15. Конопкин, О.А. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. 2015. - № 3. - С.42-48.
16. Левитов, Н.Д. Вопросы психологии характера / Н.Д. Левитов - М.: Современный гуманитарный университет, 2019. - 217 с.
17. Леонтьев, А.Н. Современная психология / ред. А.В. Запорожец - М.: Московский Университет, 2019. - 288 c.
18. Куликов, Л.В. Психические состояния / Л. В. Куликов - СПб.: Питер, 2011. – 512 с.
19. Лифень, Лю. Роль эмоций в процессе обучения / Лю Лифень // Высшее образование сегодня. 2006. - № 12. - С.36 - 39.
20. Методика «Самооценка психического состояния: самочувствие, общая активность, настроение (САН)» // Сайт о психологии URL: http://test-metod.ru/index.php/4/418 (дата обращения: 19.02.2021).
21. Никифоров, А.С. Эмоции в нашей жизни / А.С. Никифоров - М.: Наука, 2013. - 272 с.
22. Орехов, А.Н. Моделирование эмоций и чувств в трудных жизненных ситуациях / А.Н. Орехов // СОТИС. 2004. - №1. - С.20-28.
23. Самойлов, М.С. Положительные эмоции заразнее отрицательных / М.С. Самойлов // Вопросы социального обеспечения. 2007. - № 17. - С.14-25.
24. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Д.Я Райгородский – Самара.: БАХРАХ-М, 2008. - 672 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - СПб.: Питер, 2014. - 713 с.
26. Симонов, П.В. Избранные труды / П.В. Симонов - М.: Наука, 2015. - 314 с.
27. Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А.Б. Холмогорова // Вопросы психологии. 2018. - № 2. - С.45 – 57.
28. Шаховский, В.И. Лингвистика эмоций / В.И. Шаховский // Филологические науки. 2018 - №5. - С.93-96.
29. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г.Х. Шингаров - М.: Наука, 2003. - 223 с.
30. Шулятиков, В.М. Эдмунд Кениг. В. Вундт. Его философия и психология / В.М. Шулятиков. – М.: Машиностроение, 2018. - 909 c.
31. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотиваций / П.М. Якобсон - М.: Наука, 2005. - 304 с.
32. Яковлев, С. Эмоции, неврозы, депрессии / С. Яковлев // Спортивная жизнь России. 2012. - № 12. - С.58-67.
Вопрос-ответ:
Что такое эмоциональное состояние человека?
Эмоциональное состояние человека - это психическое состояние, возникающее в ответ на различные стимулы и сопровождаемое сильными внутренними переживаниями и физиологическими изменениями.
Какие виды эмоций существуют?
Существует множество видов эмоций. Они могут быть положительными (радость, удовлетворение, влечение) и отрицательными (грусть, страх, злость). Также эмоции могут быть базовыми (универсальными для всех людей) и контекстуальными (вызванными конкретной ситуацией).
Какие факторы могут вызывать эмоции у человека?
Факторы, вызывающие эмоции, могут быть разнообразными. Это могут быть внешние события, впечатления, переживания, а также внутренние мысли, ожидания и ценности. Также эмоции могут быть вызваны физическими реакциями организма.
Какие методы исследования использовались для изучения воздействия отрицательных эмоций на человека?
Для изучения воздействия отрицательных эмоций на человека были использованы различные методы исследования. Среди них - анкетирование, наблюдение, психологические тесты и эксперименты.
Какие результаты были получены в ходе эмпирического исследования воздействия отрицательных эмоций на человека?
Результаты эмпирического исследования воздействия отрицательных эмоций на человека позволили выявить, что отрицательные эмоции могут оказывать негативное влияние на психическое и физическое состояние человека. Они могут вызывать стресс, тревогу, депрессию и другие негативные последствия.
Как определить эмоциональное состояние человека?
Эмоциональное состояние человека можно определить по его выражению лица, жестам, тону голоса и общему поведению. Также можно использовать методику САН - быструю оценку самочувствия, активности и настроения.
Сколько видов эмоций существует?
Существует множество видов эмоций, но основными считаются радость, грусть, страх, гнев, удивление и отвращение. Каждая эмоция имеет свои уникальные характеристики и проявления.
Какие факторы могут вызывать эмоции?
Эмоции могут вызываться различными факторами, включая внешние ситуации, взаимодействие с другими людьми, внутреннее состояние организма и личные предпочтения и ценности. Каждый человек может воспринимать и реагировать на эти факторы по-разному, что определяет его индивидуальную эмоциональную сферу.
Какие методы исследования используются для изучения воздействия отрицательных эмоций на человека?
Для изучения воздействия отрицательных эмоций на человека используются различные процедуры и методы, включая проведение экспериментов, анкетирование, наблюдение и анализ физиологических показателей. Эти исследования помогают понять, как отрицательные эмоции влияют на психическое и физическое состояние человека, а также на его поведение и качество жизни.
Что такое методика САН?
Методика САН - это быстрая оценка самочувствия, активности и настроения. Этот метод позволяет оценить эмоциональное состояние человека с помощью трех шкал - самочувствие, активность и настроение. Он основан на самоотчете, где человек указывает свое текущее состояние по каждому из параметров. Методика САН широко используется в психологических исследованиях и клинической практике для оценки эмоциональной сферы человека.
Что такое эмоциональное состояние?
Эмоциональное состояние - это субъективное переживание, которое возникает в ответ на внутренние или внешние стимулы и проявляется в виде эмоций.