Романтизм в русском искусстве
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 15.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. Романтизм – общая характеристика 4
1.1.Понятие и сущность романтизма 4
1.2.Характерные черты романтизма 6
ГЛАВА 2. Романтизм в русском искусстве 10
2.1.Романтизм в русской литературе 10
2.2 Романтизм в русском изобразительном искусстве 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 19
Кипренский, участвовавший в создании нового художественного направления, сумел найти и выразить в своих произведениях лучшие чувства и идеи своего времени, близкие и первым русским революционерам, - гуманизм, патриотизм, свободолюбие. Духовное содержание картин потребовало и новой формы выражения, поисков более правдивой и тонкой передачи индивидуального характера, мыслей и чувств современника. Все это не только повлекло отход от академических канонов портретного жанра, но и явилось значительным шагом вперед по пути реалистического воплощения действительности. Вместе с тем, верный духу романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью, изображает людей в особые моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить высокие эмоциональные начала натуры - героическое или мечтательное, вдохновенное или энергическое - и создать "драматическую биографию" того или иного лица.Архитектура первой трети века – это прежде всего решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте; гражданственная героика античности вдохновляет русских архитекторов. Используется дорический (или тосканский) ордер, который привлекает своей суровостью и лаконизмом. Некоторые элементы ордера укрупняются, особенно это касается колоннад и арок, подчеркивается мощь гладких стен. Архитектурный образ поражает величавостью и монументальностью.Значимую роль в общем облике здания имеет скульптура, которая имела важное смысловое значение. Огромное значение отводится цвету, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий основное место отводится общественным сооружениям: театры, ведомства, учебные заведения, существенное реже возводятся дворцы и храмы.Романтизм в России как мироощущение был в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Открытая романтиками для искусства тема состояния бытия развивалась позднее у художников «Голубой розы». Прямыми наследниками романтиков, бесспорно, были символисты. Романтические темы, мотивы, выразительные приемы вошли в искусство различных стилей, направлений, творческих объединений. Романтическое мироощущение или мировоззрение, оказалось одним из самых живых, живучих, плодотворных.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,для того, чтобы подробнее проанализировать взятую тему, необходимо понимать, что из себя представляет ключевое понятие. В научных источниках есть определение, согласно которому следует, что романтизм - направление начала XIX века, сменившее классицизм и смененное реализмом, а так же это художественный метод переосмысления и изображения жизни.В наши дни характеризуемое понятие описывается в различных научных трудах, да и в обычной жизни применяется довольно часто. Исходя из этого, следует проанализировать данное понятие подробнее.Романтизм — масштабное идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, которое пришло на смену холодному рационализму неоклассицизма и Просвещения. Романтики превознесли значение фантазии, эмоций, чувств и душевных метаний. В литературе и искусстве зародилась эпоха героев с сильными, дерзкими, противоречивыми и, зачастую, бунтарскими характерами. Это фигуры байроновского и прометеевского типов, которые провозглашают величие человека, а иногда яявляются игрушкой в руках судьбы. Их захватывают страсти, они бросаются в странствия и восходят на баррикады.Также имеется определение, согласно которому следует, что романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – определенное направление в искусстве, которое сформировалось в пределах общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Отметим, что данное направление получило распространение во всех странах Европы и Америки. Отметим, что со времен своего возникновения понятие «романтизм» претерпело большое количество различных изменения. Однако менялась не только этимология слова, но и масштабы данного понятия.В ходе выполнения работы было выявлено, что центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.Представители романтизма стремились отразить в своем творчестве национальное и индивидуальное своеобразие, изобразить идеальных героев и свободные чувства. Главный признак романтизма: изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах.Во-вторых, отметим, что романтизм нашел отражение в изобразительном искусстве, преимущественно в живописи и графике, а также в литературе, музыке и театре. Врусскую живопись романтизм пришел в первой трети XIX века.Русскийромантизм — направление в искусствеРоссийской империи, пик развития которого относится к 1810-м — 1830-м гг.Литература - это постоянно изменяющееся, непрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, которые произошли в русской литературе в различные века, невозможно обойти стороной тему меняющих друг друга литературных направлений.Литературных направлений имеется большое количество. Это и классицизм, и реализм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений считается романтизм.К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает главное место в русском искусстве, устанавливая, более или менее полно, собственное национальное своеобразие. Очень рискованно сводить данное своеобразие к какой-то черте или даже сумме черт. Одним из основоположников романтизма в России считается поэт В.А. Жуковский. Его баллады, поэмы, элегии, послания и романсы, наполненные глубоким философским смыслом и стремящиеся к некоему нравственному идеалу, полностью отражали романтические ценности.Появление и развитие романтизма в русском изобразительном искусстве относится к тому же периоду, когда данный процесс осуществляется в литературе и в театре. Романтизм в живописи и скульптуре был сформирован теми же социальными факторами, что и в литературе. Тому и другому были свойственны общие главные черты. Однако романтизм в изобразительном искусстве, в отличие от романтизма литературного, имел более трудное преломление, сочетаясь по большей части с элементами классицизма или сентиментализма. Значимую роль в общем облике здания имеет скульптура, которая имела важное смысловое значение. Огромное значение отводится цвету, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серый. Среди зданий основное место отводится общественным сооружениям: театры, ведомства, учебные заведения, существенное реже возводятся дворцы и храмы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫАлленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. М., 2006ГоловановаИ.С. Историямировойлитературы. - М., 2004. - 521 сГуревичП.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 336.Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. М., 2007. История русского и советского искусства. Учебное пособие для исторических специальностей вузов. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1989. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. - [Электронный ресурс]. URL:– https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/ (дата обращения: 15.05.2022)Канунова Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия / Ф.З. Канунова, И.А. Айзикова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 304 сКарев А.А. Искусство XVIII века в России. Учебное пособие. М., 2004Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / пер. с франц. С. Зенки-на М.: Издательство имени Сабашниковых 2001, 336 сЛифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2007. Мамедова А. С. Вопросы познания в философском романтизме // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 1. — С. 302-306.Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Учебник для вузов. М., 2009Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили / В.И. Сахаров. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 256 сСахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики / В.И. Сахаров. – М.: Рус.слово, 2004. – 317Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 15.05.2022)Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020Фролов Г.А., Хабибуллина Л.Ф. К смене литературных эпох на Западе: Теоретический аспект // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 187-194.Шевченко Г.П. Правоведение: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020;Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2018. - №4
1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII – начала XX века. М., 2006
2. Голованова И.С. История мировой литературы. - М., 2004. - 521 с
3. Гуревич П.С. Культурология. Учебник для вузов. М.: Проект, 2003, с. 336.
4. Евангулова О.С. Русское художественное сознание XVIII века и искусство западноевропейских школ. М., 2007.
5. История русского и советского искусства. Учебное пособие для исторических специальностей вузов. Под ред. Д.В. Сарабьянова. М., 1989.
6. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. - [Электронный ресурс]. URL: – https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina2/ (дата обращения: 15.05.2022)
7. Канунова Ф.З. Нравственно-эстетические искания русского романтизма и религия / Ф.З. Канунова, И.А. Айзикова. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. – 304 с
8. Карев А.А. Искусство XVIII века в России. Учебное пособие. М., 2004
9. Компаньон А. Демон теории. Литература и здравый смысл / пер. с франц. С. Зенки-на М.: Издательство имени Сабашниковых 2001, 336 с
10. Лифшиц Л.И. Русское искусство X – XVII веков. М., 2007.
11. Мамедова А. С. Вопросы познания в философском романтизме // Молодой ученый. — 2010. — № 1-2 (13). — Т. 1. — С. 302-306.
12. Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. Учебник для вузов. М., 2009
13. Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили / В.И. Сахаров. – М.: ИМЛИ РАН, 2004. – 256 с
14. Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики / В.И. Сахаров. – М.: Рус. слово, 2004. – 317
15. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 15.05.2022)
16. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020
17. Фролов Г.А., Хабибуллина Л.Ф. К смене литературных эпох на Западе: Теоретический аспект // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 187-194.
18. Шевченко Г.П. Правоведение: вопросы: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020;
19. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23
20. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2018. - №4
Вопрос-ответ:
Какая тема рассматривается в статье?
Тема статьи - романтизм в русском искусстве.
Что такое романтизм?
Романтизм - это художественное направление, которое активно развивалось в XIX веке и выражало индивидуальную свободу, связь с природой, внутренний мир и эмоциональность. Оно вдохновляло художников на передачу глубоких эмоций, чувств и идеалов через литературу и изобразительное искусство.
Какие черты характерны для романтизма?
Характерными чертами романтизма являются: признание чувств и эмоций как главного источника истины, восхищение природой, стремление к освобождению от социальных ограничений, интерес к мистическим и фантастическим элементам, утопические идеи и идеалы.
Как романтизм проявлялся в русской литературе?
В русской литературе романтизм проявлялся через сильное выражение чувств, восхваление природы, национальной истории и культуры, а также через создание образов истинных героев и утопических идеалов. Известными представителями русского литературного романтизма являются А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь и др.
Как романтизм проявлялся в русском изобразительном искусстве?
В русском изобразительном искусстве романтизм проявлялся через использование тем символизма, иррациональности и мистических образов. Художники стремились создать полотна, передающие глубокие эмоциональные состояния, показать внутренний мир человека и его связь с природой. Известными представителями русского художественного романтизма являются К.П. Брюллов, В.А. Тропинин, О.А. Кипренский и др.
Какая тема рассматривается в статье "Романтизм в русском искусстве"?
Тема статьи "Романтизм в русском искусстве" - анализ и обзор романтизма в русском искусстве.
Какие черты характерны для романтизма?
Характерные черты романтизма включают стремление к новаторству, подчеркивание индивидуальности, предпочтение эмоциональности и фантазии, увлечение загадками и тайнами, поэтизацию природы и свободы.
Как автор описывает романтизм в русском искусстве?
Автор рассматривает романтизм в русском искусстве как новое художественное направление, которое отражает лучшие чувства и идеи своего времени. Особое внимание уделяется романтизму в русской литературе и изобразительном искусстве.