Сцепление грузового автомобиля с гидроприводом на примере Газель NEXT

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Транспорт
  • 64 64 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 26.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 5
1. Анализ конструкций сцеплений и их приводов 6
1.1 Однодисковое сцепление 6
1.2 Центробежное сцепление 7
1.3 Конструкция сцепления автомобиля ГАЗель NEXT 11
1.4 Принцип действия системы сцепления 13
1.5 Разновидности привода сцепления 16
1.5.1 Устройство механического привода 16
1.5.2 Устройство гидравлического привода 18
1.5.3 Устройство пневматического привода 20
2 Исходные данные 22
3. Тяговый расчет автомобиля 23
3.1 Определение внешней скоростной характеристики двигателя 24
3.2 Определение передаточного числа главной передачи 29
3.3 Определение передаточных чисел коробки передач 30
3.3.1 Определение передаточного числа первой передачи 30
3.3.2 Определение числа ступеней коробки передач 31
3.3.3 Определение передаточных чисел промежуточных передач 32
3.4 Мощностной баланс автомобиля 32
3.5 Динамический фактор автомобиля на различных передачах 36
3.3.6 Ускорения автомобиля на различных передачах 41
3.7 Время и путь разгона автомобиля 44
4 Расчет сцепления 49
4.1 Выбор размеров и параметров сцепления 49
4.2 Выбор параметров гасителя крутильных колебаний 50
4.3 Расчет показателей напряженности сцепления 50
4.3.1. Износостойкость фрикционных накладок 50
4.3.2. Функциональная надежность 51
4.4 Расчет деталей сцепления 52
4.4.1 Выбор размеров фрикционных накладок ведомого диска 52
4.4.2 Расчет диафрагменной пружины 53
4.5 Выбор и обоснование предложенной конструкции привода 57
5 Расчет на работоспособность 60
5.1. Усилие на педали 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63

Фрагмент для ознакомления

Время разгона автомобиля на определенной передаче от скорости vmin до скорости v находится из следующего соотношения:t=. (31)Интегрирование этого выражения производим численным методом.Время движения автомобиля t, при котором его скорость возрастает на vmin, определяется по закону равноускоренного движенияti== . (32) Суммарное время разгона автомобиля на k-й передаче от скорости vкmin до скорости vkmax.Потеря скорости за время переключенияvn=g**tn/n, (33) где tn- время переключения. tn=0,8.. .0,15 с. Пусть tn = 1 с; n-коэффициент учета вращающихся масс при переключении передач. n= 1.03... 1,05. Пусть n = 1.04;- коэффициент дорожного сопротивления.Ранее принято для первой, второй, третьей и четвертой передачи = f= 0,015, а для пятой и шестой передачи = v = 0.019.Путь разгона автомобиля в интервале скоростей vi= vi– Vi-1 равенSi = vcp*ti = 0,5(vi+ Vi-1)ti. (34) Таблица 3.13 - Ускорения автомобиля на третьей передачеV3, км/час15,1822,7830,3737,9647,4556,9566,4475,93D0,08930,0960,1020,1040,1040,10010,09190,0799j, м/с20,6410,7070,7510,7730,7710,7340,6640,559Для четвертой передачи при U4 = 1, v= f= 0,015, D= 0,063 (при скорости 21,18 км/час) имеем:= 1 +0,05 *12 + 0,04 = 1,09;j== 0,434 м/с2.Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 2.14).Таблица 3.14 - Ускорения автомобиля на четвертой передачеv4, км/ч21,1831,7742,3752,9666,279,492,68105,92D0,06330,0670,070,07030,0670,06120,05150,038j, м/с20,43480,4750,4960,4980,4720,4160,3290,211Для пятой передачи при U5 = 0,849, = 0,019, D = 0,053 (при скорости 24,95 км/час) имеем: = 1 + 0,849*12 + 0,04 = 1,076;j== 0,311 м/с2.Для остальных значений динамического фактора значения искомых величин сводим в таблицу (таблица 2.15).Таблица 3.15 - Ускорения автомобиля на пятой передачеV5, км/ч24,9537,4349,962,3877,9793,57109,17124,76D0,0530,0560,0570,05570,0510,0430,03150,0167j, м/с20,3110,3380,3460,3340,2920,2180,1140По результатам таблиц 3.12, 3.13,3.14 и3.15 строим график зависимости ускорения автомобиля от его скорости (рисунок 3.4).Путь разгона автомобиля от скорости vkmin до скорости vkmaxS=, (35)где n- число интервалов.Путь, пройденный автомобилем за время переключения tnс k-й передачи на (к+1)-ю передачу:Si = (vkmax-0,5*vn)tn. (36)Для разгона автомобиля на второй передаче в интервале скоростей от 5,30 до 7,06 км/час время и путь разгона будут равны:= 1,117c;Si=0,5(13,58+9,05)1,117/3,6 = 3,7015 м.Для остальных интервалов скоростей (интервалы скоростей составляются по значениям скорости, указанным в таблице 3.12) значения искомых параметров.Время разгона на второй передачеt2 = ti = 1,177+1,086+1,033+1,258+1,263+1,315+1,428=8,56 с.4Расчет сцепления4.1 Выбор размеров и параметров сцепленияК основным размерам и параметрам сцепления относятся: наружный и внутренний диаметры фрикционных накладок ведомых дисков, толщина накладок , число ведомых дисков , коэффициент запаса сцепления , нажимное усилие пружин , расчетный коэффициент трения , число и жесткость нажимных пружин, удельная нагрузка на фрикционные накладки [2, стр.55].Исходные данные для проектирования представлены в таблице 4.1.Таблица 4.1 - Техническая характеристика автомобиля ГАЗель NEXT№Наименование, параметрОбозначениеЗначениеРазмерность1Тип автомобиля-грузовой-2Колесная формула-4х2-3Полная массаma3500кг4Грузоподъемностьmгр1550кг5Масса приходящаяся на переднюю ось и тележкуmсц11550кгmсц21950кг6Тип двигателя-УМЗ Evotech А274-7Тип коробки передач-механическая-8Максимальная мощностьРе max78,5кВт9Максимальный крутящий моментМеmax220,5Нм10Частота вращения двигателя при максимальной мощностиnр4000об/мин11Частота вращения двигателя при максимальном моментеnм2350об/мин12Передаточное число главной передачиUo4,3-13Радиус качения колеса (шины 185/75 R16C)Ro0,225м4.2 Выбор параметров гасителя крутильных колебанийОсновными параметрами, характеризующими гаситель, являются: момент трения , момент предварительной затяжки пружин , жесткость пружин , угол замыкания гасителя [3, стр.155].Принимаем число пружин равным 6.Момент трения [2, стр.57]. Принимаем МТ = 0,12 ∙ 1225 = 147 Нм.Момент предварительной затяжки пружин [2, стр.57]. Принимаем МТ = 0,1 ∙ 1225 = 122,5 Нм.Угол замыкания гасителя [2, стр.57]. Принимаем .Параметры пружины [2, стр.57]: ,, ()число витков , зазоры между витками Пружины устанавливаются по окружности диаметром 80…120 мм в окнах длиной 25…27 мм. Принимаем диаметр 80 мм, окна длиной мм [2, стр.57].4.3 Расчет показателей напряженности сцепления4.3.1. Износостойкость фрикционных накладокРасчеты на износостойкость рабочих поверхностей производятсяусловно. Непосредственно определяется не износ, а ряд косвенныхпоказателей напряженности работы пары трения: давление на рабочейповерхности, удельная работа трения и повышение температуры заодно включение сцепления.Во включенном состоянии сцепления из перечисленных показателей определяется давление на рабочей поверхности при действиирасчетной нагрузки:р0=где р0- удельное давление на рабочей поверхности, МПа. Допускаемые значения: [ р0] = 0,15...0,25 МПа, меньшие значения имеют сцепления грузовых автомобилей.4.3.2. Функциональная надежностьВ сцеплении функциональная надежность оценивается изменениемкоэффициента запаса β в результате уменьшения деформации пружин вовключенном состоянии за счет износа фрикционных накладок.Толщина фрикционных накладок t н = 3...5 мм.Полный износ накладок рассчитывается по формулам (1) или (2).Коэффициент запаса после износа:из.=прЗадаются значениями деформации пружин при износе от 0 домаксимально допустимого износа с шагом 1 мм и подсчитываютсясоответствующие значения усилия пружин Рпр. изн .Значения усилий пружины при износе могут быть определеныкак аналитически, так и графически с использованием упругой характеристики пружины.По полученным данным строится график зависимости коэффициента запаса сцепления от суммарного износа накладок.4.4 Расчет деталей сцепления4.4.1 Выбор размеров фрикционных накладок ведомого дискаПредварительно принимаем:В соответствии с рекомендациями [3, стр.145] выбираем коэффициент запаса сцепления: для грузовых автомобилей.Принимаем .Число поверхностей тренияzμ= 4 (сцепление двухдисковое).Коэффициент трения составляет [2, стр.56]. Принимаем .Отношение наружного и внутреннего диаметров накладок . Принимаем .Удельное давление на фрикционные накладки для грузовых автомобилей составляет [2, стр.57]. Принимаем .Определяем статический момент трения сцепления [2, стр.55]:Мс= β ∙ Меmax = 1,7 ∙ 220,5 = 374,9Нм (1)Так как [2, стр.56] (2)и [3, стр.145], (3)где - радиус трения, - площадь накладки, то (4) предварительно находим:r = R ∙ Kr = 0,07 ∙ 0,55 = 0,04 м.Исходя из максимального момента и максимальных оборотов двигателя выбираем по ГОСТ12238-76 размеры фрикционных накладок:наружный диаметр :,внутренний диаметрd=110мм,толщина . [3, стр.145, табл.6.1]Определяем нажимное усилие [3, стр.145]: (5)FH = 374,5 / (0,27 ∙ 4 ∙ 0,16) = 1724,8 Нгде Производим проверку по удельному давлению на фрикционную накладку: данное значение не превышает рекомендуемое [2, стр.57].Производим проверку на разрыв по скорости вращения накладок по наружному диаметру:(6)V = 3,14 ∙ 2350 ∙ 0,14 / 30 = 34,4м/с <[V] = 65 м/сОкончательно принимаем: наружный диаметр: , внутренний диаметр d=110мм, толщина .Зазор между поверхностями трения Δ = 0,5…0,75 мм = 0,75 мм (для двухдисковых сцеплений) [2, стр.57]. Таким образом ход нажимного диска.S = 4 ∙Δ = 4 ∙ 0,75 = 3 мм4.4.2 Расчет диафрагменной пружиныРиунок.4.1- Расчетная схема для определения параметров пружины:- полная высота пружины, мм;Н = 5,8 - высота сплошного сечения, мм;h = 2,22 мм – толщина пружины;а = 64 - расстояние от центра пружины до начала лепестков;в = 95 - наружный радиус пружины;с = 65 - расстояние от центра пружины до опорного кольца;е = 30- внутренний радиус пружины;α - угол конуса.Расчет проводится в предположении недеформированности сечения пружины.Усилие пружины, Н:где f- деформация пружины в месте приложения силы Рпр, мм.Где f- деформация пружины в месте приложения силы , мм. МПа.где Е = 2* МПа- модуль упругости 1-го рода; µ = 0,25 – коэффициент Пуассона.Параметры пружины находятся в пределах:h=2,0…2,5 мм- для легковых автомобилей;h=3,0…5,0 мм- для грузовых автомобилей;H/h=1,5…2,0; b/h=75…100; b/с=1,2…1,5; b/е=2,5. При известных геометрических параметрах пружины, последовательно задавая деформацию (с интервалом через 1 мм) рассчитываются соответствующие значения Pпр. По результатам расчетов строится упругая характеристика пружины (рис.2) и по заданным параметрам двигателя и сцепления определяется потребная деформация пружины во включенном , выключенном состоянии, а также при предельном износе накладок.Деформация пружины при выключенном сцеплении, – дополнительная деформация пружины при выключениисцепления, мм; – зазор между трущимися поверхностями;мм для однодискового сцепления;мм для двухдискового сцепления; - деформация ведомого диска при включенном сцеплении;мм для упругого диска;мм для неупругого.мм; мм; i=2.мм.мм.4.5 Выбор и обоснование предложенной конструкции приводаСовременные города характеризуются значительной напряженностью движения транспорта с частыми остановками и интенсивным разгоном. Вождение автомобиля в этих условиях требует большого числа включений и выключений сцепления.Анализ конструкции привода сцепления показал, что наиболее эффективно работает гидравлический привод. Несмотря на большее количество конструктивных элементов и более сложное устройство, гидравлический привод более совершенен, нежели механический. Главной особенностью гидравлического привода является отсутствие троса, который является механическим элементом, подверженным износу и поломкам. [2]Гидравлический привод обеспечивает достаточный комфорт для водителя, учитывая небольшую жесткость диафрагменной пружины. Гидравлический привод наделен своими особенностями функционирования, плюсами и минусами применения, при этом устройства этого типа обеспечивает комфорт управления транспортным средством. В легковых машинах жёсткость диафрагменной пружины нажимного диска небольшая, так что водителю не нужно прилагать больших усилий.Вместо рабочего цилиндра используем гидравлический выжимной подшипник (рисунок 4.2).Рисунок 4.2 - Гидравлический выжимной подшипникДанный выжимной подшипник совмещает в своей конструкции сразу два элемента: выжимной подшипник и рабочий цилиндр сцепления.Регулировка сцепления будет осуществляться с помощью регулировочного винта поз.20 (рисунок 4.3). Такой метод регулировки позволит отказаться от сложных элементов привода сцепления и будет прост при эксплуатации.Рисунок 4.3–Устройство сцепления ГАЗель NEXT5 Расчет на работоспособность Критериями оценки выключения являются следующие эргономические показатели:- усилие на педали;- ход педали;- работа, совершаемая водителем при выключении сцепления.5.1. Усилие на педалиДля расчёта используем расчётную схему представленую на рисунке 5.1:Общее передаточное число механизма выключения сцепления:U=UхU, (5.1)где U- передаточное число рычажного механизма, U=b/a, (5.2)U- передаточное число привода.Рисунок 5.1 - Расчётная схема привода сцепленияХод педали при выключении сцепления (фрикциона):S=U(hU+g), (5.3)мм,где d1- диаметр главного цилиндра, мм,d2- диаметр рабочего цилиндра, мм,h- ход нажимного диска, h=1,5 мм,g- зазор между концами лепестков пружины и выжимного подшипника,Ход педали должен быть примерно 120…190 мм, в том числе холостой ход педали 25…40 мм. Усилие на педали, необходимое для полного выключения сцепления: P=Н,где η- К.П.Д. привода, η =0,8...0,9,Усилие на педали должно быть не более 150 Н для легковых автомобилей. Расчёт деталей привода на прочность и определение их геометрических параметров ведётся на усилие 500 Н, приложенное к педали. Зададимся геометрическими параметрами привода:d= 22,2 мм,d= 25,1 мм, g=4…5 мм, e=40 мм, f=265 мм,b=56 мм,a=15,5 мм.Передаточное число рычажного механизма: U=56/15,5=3,61Передаточное число привода U=14,4Общее передаточное число механизма выключения сцепления: U=3,61х14,4=52. Ход педали при выключении сцепления (фрикциона):S=14,4х(1,5х3,61+4,5)=142 мм.Усилие на педали, необходимое для полного выключения сцепления (фрикциона):P=141 Н. Все полученные параметры привода сцепления удовлетворяют заданным условиям.[5]ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе были проанализированы конструкции современных систем сцепления автомобилей, выполнен тягово-скоростной расчет автомобиляГАЗель NEXT.Определили максимальную мощность двигателя, произвели расчет и построение внешней скоростной характеристики автомобильного двигателя, тяговой и динамической характеристики автомобиля. Рассчитали и построили графики пути и времени разгона автомобиля. Используя внешнюю скоростную характеристику и зависимость, связывающую угловую и линейные скорости на различных передачах построили график мощностного баланса.Произведен расчет элементов гидравлического привода сцепления для автомобиля ГАЗель NEXTСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫГришкевич. А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов. - Мн.: Выш. шк.. 2006.208 с. Автомобильный справочник/ В.С.Васильев, М.С.Высоцкий, К.Л.Гаврилов и др. Под общ. ред. В.М.Приходько. - М.: ОАО Издательство «Машиностроение», 2004, 704 с,,ил. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета/ Осепчугов В.В., Фрумкин А.К.; – М.: Машиностроение, 2019. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия/ А.И.Гришкевич, В.А.Вавуло, Л.А.Молибошко и др. – Мн.: Выш.шк., 2015. , 504 с,,ил. Проектирование трансмиссии автомобиля: Справочник/ А.И.Гришкевич, Б.У.Бусел, Л.А.Молибошко и др.; – М.: Машиностроение, 2004. , 326 с,,ил. Армейские автомобили. Конструкция и расчет. Часть 1: Типы автомобилей, компоновка, силовые передачи/ под ред. А.С. Антонова – М.: Воениздат, 2010. , 374 с,,ил.Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы» / П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов. – М.: Машиностроение, 2014. , 256 с,,ил. Автомобили: Основы конструкции: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Вахламов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008, 234 с,,ил.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гришкевич. А.И. Автомобили: Теория: Учебник для вузов. - Мн.: Выш. шк.. 2006. 208 с.
2. Автомобильный справочник/ В.С.Васильев, М.С.Высоцкий, К.Л.Гаврилов и др. Под общ. ред. В.М.Приходько. - М.: ОАО Издательство «Машиностроение», 2004, 704 с,,ил.
3. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета/ Осепчугов В.В., Фрумкин А.К.; – М.: Машиностроение, 2019.
4. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Трансмиссия/ А.И.Гришкевич, В.А.Вавуло, Л.А.Молибошко и др. – Мн.: Выш.шк., 2015. , 504 с,,ил.
5. Проектирование трансмиссии автомобиля: Справочник/ А.И.Гришкевич, Б.У.Бусел, Л.А.Молибошко и др.; – М.: Машиностроение, 2004. , 326 с,,ил.
6. Армейские автомобили. Конструкция и расчет. Часть 1: Типы автомобилей, компоновка, силовые передачи/ под ред. А.С. Антонова – М.: Воениздат, 2010. , 374 с,,ил.
7. Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы» / П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов. – М.: Машиностроение, 2014. , 256 с,,ил.
8. Автомобили: Основы конструкции: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. К. Вахламов. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008, 234 с,,ил.

Вопрос-ответ:

Какие конструкции сцеплений с гидроприводом есть у Газели NEXT 5?

У Газели NEXT 5 существуют однодисковое и центробежное сцепления с гидроприводом.

Какая конструкция сцепления используется в автомобиле ГАЗель NEXT?

В автомобиле ГАЗель NEXT используется специальная конструкция сцепления, состоящая из однодискового или центробежного сцепления с гидроприводом.

Как работает система сцепления автомобиля ГАЗель NEXT?

Принцип действия системы сцепления автомобиля ГАЗель NEXT основан на взаимодействии диска сцепления и маховика при передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии.

Какие разновидности привода сцепления используются в Газели NEXT 5?

В Газели NEXT 5 используются механический, гидравлический и пневматический приводы сцепления.

Какие исходные данные нужны для проведения тягового расчета автомобиля?

Для проведения тягового расчета автомобиля необходимы данные о массе автомобиля, коэффициенте сцепления, передаточном отношении трансмиссии и характеристиках двигателя.

Какие преимущества имеет гидропривод сцепления грузового автомобиля?

Гидропривод сцепления грузового автомобиля, как у Газели NEXT 5, обладает рядом преимуществ. Во-первых, он обеспечивает плавное и точное сцепление, что позволяет более точно контролировать передачу мощности от двигателя к трансмиссии. Во-вторых, гидропривод надежен и имеет длительный срок службы. Также он менее подвержен износу и требует меньше обслуживания по сравнению, например, с механическим приводом сцепления.

Каков принцип действия системы сцепления у Газели NEXT 5?

Система сцепления у Газели NEXT 5 работает по принципу гидравлического преобразования силы. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, гидравлическая система передает давление на выключатель сцепления, который в свою очередь разъединяет двигатель и трансмиссию. При отпускании педали сцепления давление снимается, и двигатель снова связывается с трансмиссией, позволяя автомобилю двигаться.