межполушарная особенность ээг активности при ретроактивной интерференции кратковременная память
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 18.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕТРОАКТИВНОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭЭГ 6
1.1. Понятие ретроактивной интерференции в психофизиологии 6
1.2. Подходы к изучению ретроактивной интерференции 10
1.3. Особенности проявления межполушарной активности с помощью ЭЭГ 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИЗУЧЕНИЯ КРАТКОВРЕМЕНОЙ ПАМЯТИ ПОСРЕДСТВОМ ОЦЕНКИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭЭГ-АКТИВНОСТИ 21
2.1. Организация исследования 21
2.2. Результаты исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В исследовании приняли участие 30 человек, 15 девушек и 15 юношей в возрасте от 18 до 25 лет. Суть исследования состояла в изучении разницы в кратковременной памяти у мужского и женского пола как отдельно, так вместе.Биоэлектрическую активность мозга оценивали с помощью метода ЭЭГ-исследования, которое проводили в 21 отведении (рисунок 3)[13]:Рис. 3. Схема наложения электродов по схеме 10-20 (21 канал)На первом этапе записывали фоновые показатели ЭЭГ с закрытыми глазами (30 с) и фоновые показатели ЭЭГ с открытыми глазами (30 с).Затем участникам исследования давали для запоминания первую таблицу, в которой содержалось 7 пар слов для запоминания. Время на запоминание составляло 3 минуты. При этом в процессе самого запоминания одновременно записывались пробы 1, 2 и 3 соответственно в начале, середине и конце процесса запоминания таблицы (время записи составляло 30 с).Проба 4 записывалась с закрытыми глазами (запоминание таблицы 1) в течение 1 мин.На следующем этапе исследования респондентам предъявляли для запоминания таблицу № 2, аналогично первой таблице содержащую 7 пар слов, которую участники исследования также запоминали в течение 3 минут, с одновременной записью проб 5, 6 и 7 в начале, середине и конце процесса запоминания (по 30 с).Затем испытуемого просили озвучить запомненные им слова из таблицы № 1.Проба 8 (запоминание таблицы № 2) записывалась также с закрытыми глазами.По результатам выполненного исследования анализировали показатели ритмов ЭЭГ.2.2. Результаты исследованияНа ЭЭГ взрослого человека выделяют альфа-ритм и бета-ритм. После обработки полученных результатов совпадения были обнаружены только в бета-ритме у юношей и альфа-ритме у девушек (рисунки 4-6).Рис. 4. Результаты измерения активности бета1- ритма ЭЭГ у юношей Рис. 5. Результаты измерения активности бета-ритма ЭЭГ у юношей Рис. 6. Результаты измерения активности альфа-ритма у девушек Бета-активность усиливается при процессах запоминания, как в случае кратковременной, так и долгосрочной памяти. У юношей бета-1 активность (рисунок 4) при предъявлении первого стимульного материала (таблица 1 для запоминания) и второго стимульного материала (таблица 2 для запоминания) отмечены следующие изменения:- при предъявлении первого стимульного материала отмечено нарастание бета1-ритма от пробы 1 к пробе 3 (непосредственно процесс чтения материала для запоминания) и резко снижается при закрытии глаз в пробе 4 (запоминание с закрытыми глазами);- при предъявлении второго стимульного материала проба 5, аналогичная пробе 1 по характеру действия индивида, изначально отмечается высокими показателями активности бета1-ритма, затем на пробе 6 отмечается незначительное снижение внимания (что проявляется в уменьшении бета1-ритма) затем – некоторое увеличение внимания в пробе 7 (аналог пробы 3), а при пробе 8 отмечается резкое снижение бета1-ритма, что характеризует угнетение внимания как отражение выраженной ретроактивной интерференции;- необходимо отметить, что при предъявлении второго стимульного материала ни в одной пробе не было достигнуто такой величины бета1-ритма, отражающей выраженность активности процессов, характеризующих активацию нервной системы, которая наблюдалась в пробе 3.На рисунке 5 отражены изменения бета2-ритма у юношей, по которым также были получены значимые изменения в ходе исследования. Можно отметить следующее:- уменьшение активации нервной системы от пробы 1 к пробе 3 и увеличение аналогичных проб, измеренных при предъявлении второго материала для запоминания. Отмеченные выраженные изменения альфа-ритма у девушек (рисунок 6), выявленные преимущественно в правом полушарии, определяют более выраженные процессы, происходящие в головном мозге при активации кратковременной памяти, по правополушарному типу. Реакция активации альфа-ритма, выражаемая в виде его угнетения, при предъявлении материала для запоминания участникам исследования – девушкам – отмечается при предъявлении первого материала для запоминания в пробах 1 и 4, при предъявлении второго материала для запоминания – в пробах 6 и 8. Следовательно, при запоминании первого предъявляемого фрагмента активация происходит в начале этого запоминания и при закрытии глаз при предоставлении времени для запоминания. При запоминании второго фрагмента, предъявляемого непосредственно после первого, в первый момент (проба 5) активации альфа-ритма не происходит, но на следующей пробе (проба 6) акт запоминания вызывает гораздо более выраженную активацию альфа-ритма, чем в первом случае. Активность альфа-ритма при пробе 8, соответствующая по характеру предъявленной задачи пробе 4, выражена практически одинаково.Следовательно, можно сделать вывод, что у девушек предъявление второго материала для запоминания вызывает несколько отсроченную активацию нейронов головного мозга, участвующих в активации внимания для осуществления процесса запоминания. В то же время,активация нейронов во втором случае более выражена, что свидетельствует о более высоких энергозатратах на преодоление ретроактивной интерференции у девушек. У юношей, в свою очередь, аналогичных изменений выявлено не было.У девушек активностьбета1-ритма представлена на рисунке 7:Рис. 7. Результаты измерения активности бета1-ритма у девушекИсходя из анализа изменений бета1-ритма у девушек, можно сделать следующие наблюдения:- отмечается относительная однородность выраженности бета-ритма в первом и втором случае предъявления материала для запоминания;- отсутствуют закономерности, выявленные у юношей относительно активации бета-ритма в процессе запоминания и при ретроактивной интерференции.Таким образом, исходя из анализа полученных в ходе исследования результатов, можно сделать вывод о возможных различиях в характере процессов запоминания и ретроактивной интерференции в зависимости от пола: у юношей происходит преимущественно активация бета-ритма, а у девушек – активация альфа-ритма, причем преимущественно в правом полушарии (отвечающем за образное восприятие информации). Полученные результаты предполагают перспективность продолжения исследований в данном направлении.ЗАКЛЮЧЕНИЕДля нормального функционирования жизненно необходима способность забывать информацию: без неё память была бы перегружена данными. Интерференция представляет собой феномен памяти, при котором дополнительная работа с новой информацией препятствует извлечению из памяти другой, ранее усвоенной информации. Интерференция является защитным механизмом, предотвращающим перенапряжение нервной системы. Эффект интерференции оценивается как снижение показателей эффективности нового поведения после выполнения дополнительной задачи.Под ретроактивной интерференцией понимается снижение показателей эффективности одной формы поведения вследствие обучения другой. Ретроактивная интерференция возникает в том случае, когда индивид забывает ранее изученную задачу из-за изучения новой задачи, то есть более позднее обучение мешает более раннему обучению, когда новые воспоминания нарушают старые воспоминания. Уровень интерференции на каждом из функциональных уровней памяти определяется специфическим набором субъективных и объективных факторов, детерминирующих их эффективность. Возможность понимания механизма интерференции позволяет работать с улучшением процессов запоминания.Ретроактивная интерференция изучается с помощью различных подходов. Память как когнитивная функция исследуется как бланковыми методиками, так и с помощью инструментального метода электроэнцефалографии. Различные показатели ЭЭГ отражают активацию отделов ЦНС и, соответственно, активацию нейронов в процессе запоминания и интерактивной интерференции. ЭЭГ отражает согласованность работы разных структур мозга, что делает ЭЭГ уникальным и, безусловно, ценным методом диагностики функционального состояния мозга.Согласно полученным в ходе эмпирического исследования результатам, были выявлены определенные закономерности (преимущественная активация бета-ритма у юношей и альфа-ритма у девушек) в процессе запоминания и ретроактивной интерференции.Выводы:Ретроактивная интерференция рассматривается в психофизиологии как неизбежный процесс забывания информации, как обязательное условие нормального функционирования человека в условиях непрерывно поступающей информации.В качестве объективного метода, способного обеспечить воспроизводимость результатов в исследовании ретроактивной интерференции, может быть предложен метод ЭЭГ.В настоящее время электроэнцефалография является одним из самых быстрых и доступных методов визуализации нейронной активности в областях коры головного мозга.Можно сделать вывод о возможных различиях в характере процессов запоминания и ретроактивной интерференции в зависимости от пола: у юношей происходит преимущественно активация бета-ритма, а у девушек – активация альфа-ритма, причем преимущественно в правом полушарии (отвечающем за образное восприятие информации). Полученные результаты предполагают перспективность продолжения исследований в данном направлении.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫНовикова С.И. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Т. 4, № 1. - С. 91—108.Ворожейкин И. В., Шилов Ю. Е. Изучение ретроактивной интерференции в процессе познания // Психология познания. – 2009. – С. 12-16. Созинов А. А., Крылов А. К., Александров Ю. И. Эффект интерференции в изучении психологических структур // Экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 5-47.Фокин В. Ф., Пономарева Н. В., Медведев Р. Б., Лагода О. В., Танашян М. М. Влияние ретроактивной интерференции на вербальную память больных хронической ишемии мозга // Асимметрия. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 24-32.Vinney C. Proactive and Retroactive Interference / Social Sciences. – 2020. – URL: https://www.thoughtco.com/proactive-and-retroactive-interference-definition-and-examples-4797969.Ретроактивная интерференция / Библиотека по психологии. –URL: http://www.psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st080.shtml.Экспериментальное исследование особенностей проявления интерференции в памяти при усвоении текстовой информации - Рассматриваемые показатели. – Общая психология. – 2015. –URL: https://psixologiya.org/index.php/obshhaya/pp/2210-eksperimentalnoe-issledovanie-osobennostej-proyavleniya-interferencii-v-pamyati.html?start=1.Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля // Национальный психологический журнал. – 2016. - № 3 (23). – С. 64-71.Марей А. А., Подпругина В. В., Марей М. А. Интерференция как явление долговременной памяти у студентов, изучающих два иностранных языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - №1 (830). – С. 209-222.Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – М. : МОДЭК, 2000. – 608 с.Колодко В. Г. Электроэнцефалография как основной метод клинической нейрофизиологии // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - №1-2. – С. 16-21.Герасимова Е. В., Хазипов Р. Н., Ситдикова Г. Ф. Физиология нервной системы: Учебно-методическое пособие. –Казань: Казанский университет, 2012. – 52 с.Клиническая электроэнцефалография: учебное пособие / Л.Н.Неробкова, С.Б. Ткаченко ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016. – 213 с.Практические занятия по прикладной психофизиологии: учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета ГУ-ВШЭ / сост. Е.Г. Чернышева, Б. М. Чернышев. – М. : ГУ ВШЭ, 2010. – 54 с.Мельникова Т.С., Саркисян В.В. Характеристики электроэнцефалографии эмоциональной памяти у больных при первом эпизоде параноидной шизофрении // Российский психиатрический журнал. - 2017. - №5. – С. 68-72.Крижановский С.А., Зима И.Г., Тукаев С.В., Чернинский А.А. Взаимосвязь эффективности деятельности человека с ЭЭГ-характеристиками его исходного состояния покоя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. - 2009. - №1 (61). – С. 50-58.
1. Новикова С. И. Ритмы ЭЭГ и когнитивные процессы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2015. - Т. 4, № 1. - С. 91—108.
2. Ворожейкин И. В., Шилов Ю. Е. Изучение ретроактивной интерференции в процессе познания // Психология познания. – 2009. – С. 12-16.
3. Созинов А. А., Крылов А. К., Александров Ю. И. Эффект интерференции в изучении психологических структур // Экспериментальная психология. – 2013. – Т. 6, № 1. – С. 5-47.
4. Фокин В. Ф., Пономарева Н. В., Медведев Р. Б., Лагода О. В., Танашян М. М. Влияние ретроактивной интерференции на вербальную память больных хронической ишемии мозга // Асимметрия. – 2021. – Т. 15, № 1. – С. 24-32.
5. Vinney C. Proactive and Retroactive Interference / Social Sciences. – 2020. – URL: https://www.thoughtco.com/proactive-and-retroactive-interference-definition-and-examples-4797969.
6. Ретроактивная интерференция / Библиотека по психологии. – URL: http://www.psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st080.shtml.
7. Экспериментальное исследование особенностей проявления интерференции в памяти при усвоении текстовой информации - Рассматриваемые показатели. – Общая психология. – 2015. – URL: https://psixologiya.org/index.php/obshhaya/pp/2210-eksperimentalnoe-issledovanie-osobennostej-proyavleniya-interferencii-v-pamyati.html?start=1.
8. Нуркова В. В., Гофман А. А. Забывание: проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля // Национальный психологический журнал. – 2016. - № 3 (23). – С. 64-71.
9. Марей А. А., Подпругина В. В., Марей М. А. Интерференция как явление долговременной памяти у студентов, изучающих два иностранных языка // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2019. - №1 (830). – С. 209-222.
10. Зинченко Т. П. Когнитивная и прикладная психология. – М. : МОДЭК, 2000. – 608 с.
11. Колодко В. Г. Электроэнцефалография как основной метод клинической нейрофизиологии // Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2011. - №1-2. – С. 16-21.
12. Герасимова Е. В., Хазипов Р. Н., Ситдикова Г. Ф. Физиология нервной системы: Учебно-методическое пособие. – Казань: Казанский университет, 2012. – 52 с.
13. Клиническая электроэнцефалография: учебное пособие / Л.Н. Неробкова, С.Б. Ткаченко ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования». – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2016. – 213 с.
14. Практические занятия по прикладной психофизиологии: учебно-методическое пособие для студентов психологического факультета ГУ-ВШЭ / сост. Е.Г. Чернышева, Б. М. Чернышев. – М. : ГУ ВШЭ, 2010. – 54 с.
15. Мельникова Т. С., Саркисян В. В. Характеристики электроэнцефалографии эмоциональной памяти у больных при первом эпизоде параноидной шизофрении // Российский психиатрический журнал. - 2017. - №5. – С. 68-72.
16. Крижановский С. А., Зима И. Г., Тукаев С. В., Чернинский А. А. Взаимосвязь эффективности деятельности человека с ЭЭГ-характеристиками его исходного состояния покоя // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Биология. Химия. - 2009. - №1 (61). – С. 50-58.