политико правовая природа главы государства в современных странах
Заказать уникальный доклад- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 20.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Рапопорт Э.Я., Плешивцева Ю.З. Методы полубесконечной оптимизации в прикладных задачах управления системами с распределенными параметрами. М.: Наука, 2021. — 289 с.
2. Корнеев А.П. Новый способ аппроксимации передаточной функции электромеханической системы с распределенными параметрами. Наука настоящего и будущего. V научно-практическая конференция с международным участием 17 – 18 марта 2017 г. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ", 2017. — 464 c.
3. Елисеев А.В. Интегральные преобразования в построении математических моделей динамических состояний технических объектов. Учебное пособие. — Иркутск: Иркутский государственный университет, 2019. — 125 с.
4. Королев А.Л. Компьютерное моделирование. Учебное пособие. — Челябинск: Библиотека А. Миллера, 2019. — 189 с.
5. Шмаль, И. И. Модель с распределенными параметрами для описания динамики процессов в растворах / И. И. Шмаль, М. А. Иванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — 11 (91). — С. 502-514. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19272/ (дата обращения: 28.05.2022).
Итак, в действовавшей раньше Конституции России Президент характеризовался в качестве высшего должностного лица и главы исполнительной власти. Сейчас он является главой государства. Данная формула является более точной. Собственно термин "президент" в конституционно-правовом понимании и значит глава государства.
Его такая роль внутренне свойственна каждой современной демократической республике, которая предусматривает пост президента, даже если в Конституции об этом не сказано напрямую. К примеру, в Конституции Америки президент характеризуется в качестве должностного лица, которое реализует исполнительную власть. Но по факту, и об этом говорят зарубежные и отечественные исследователи-юристы, он осуществляет функцию главы государства. В этом же качестве действовал и Президент России до утверждения действующей ныне Конституции России. Данный "выход" за рамки прежней конституционной формулы был достаточно обоснован.
С политико-правовой позиции естественность титула главы государства для президента вполне аргументирована. Политическая обязательность данной фигуры проистекает, в первую очередь, из потребностей в обеспечении стабильности сложной системы руководства делами государства.
Институты власти государства, даже в случае наличия развитой системы права, не способны (во всяком случае, на сегодняшнем уровне развития цивилизации) остаться без авторитетного арбитра, который, не имея с данными институтами прямых отношений власти-подчинения, вместе с тем гарантирует согласованную их деятельность, может оперативно вывести систему государства из вероятных (а точнее, неминуемых) тупиковых ситуаций, которые не всегда обладают формой правового спора. Таким образом, президент гарантирует требуемое единство власти государства в условиях разделения властей. Другими словами, институт президента должен цементировать страну, т.е. гарантировать, в первую очередь, стабильность механизма управления.
Перестав являться "высшим должностным лицом", Президент согласно новой Конституции России больше не считается и главой исполнительной власти. Тем самым, видоизменяются и его отношения с Правительством России и всей совокупностью учреждений исполнительной власти. Но данные изменения не имеют радикального характера, так как в России конституционно гарантируется модель "президентской республики", т.е. модель не просто представительствующего, а и действительно властвующего Президента.
В особенности ярко роль главы государства выражается в "треугольнике" отношений: Президент - Правительство - Государственная Дума. Практика до настоящего времени формируется так, что Президент опосредованно (через Премьера) образует непартийное Правительство, т.е. Кабинет, состав которого не связывается с распределением депутатских мест в нижней палате парламента. Собственно говоря, и Конституция Франции впрямую не требует от ее Президента учитывать партийный состав Национального собрания. Однако на практике Президент Франции (даже имея собственную партийную принадлежность) при выборе кандидатуры Премьера основывается на соотношении сил в нижней палате.
Данное отличие от зарубежной политической традиции вызывалось несовместимостью президентской стратегической программы, выражаемой в различных его документах, с программными установками некоторых партий, которые могли бы претендовать на формирование Правительства. Такой подход был со всей очевидностью проявлен при формировании Правительства после президентских выборов 1996 г. Однако со временем это стало тормозить развитие страны, а частая смена Кабинетов министров оказалась дестабилизирующим фактором. Тем более, что такая смена не обосновывалась принципиальными аргументами.
Администрация согласно собственному правовому статусу является государственным учреждением, которое обеспечивает деятельность Президента.
С целью обеспечения деятельности Президента России Администрация формирует все требуемые информационные, организационные, консультативно-правовые, материально-технические и иные условия, без которых не могут реализовываться полномочия главы государства, связь Президента России с иными федеральными учреждениями государственной власти и учреждениями государственной власти субъектов России.
Положение об Администрации Президента России устанавливает основные функции и задачи всех включенных в состав Администрации Президента структурных подразделений.
Указами Президента России происходит утверждение Положения о подчиненных ему напрямую самостоятельных подразделениях Администрации Президента России (Положение об Управлении протокола Президента РФ; Положение о Канцелярии Президента РФ; Положение о службе безопасности Президента РФ и др.).
Подводя итоги данной главы, отметим, что Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, осуществленный анализ правового статуса главы государства на в различных государства, дает представление и о месте глав разных государств в механизме разделения властей или в государственном аппарате при фактическом отсутствии осуществления данного принципа в стране (абсолютная монархия).
Невзирая на практическую и научную доказанность объективности разделения полномочий (власти) в государстве на три ветви – законодательную, судебную и исполнительную, не утрачен институт главы государства, который зачастую не вписывается в привычную трехзвенную систему, стоит словно над всем аппаратом государства и одновременно с тем обладает особой природой и особой властью.
В чем же особенность данной власти и нужно ли в данном случае выделять ее в качестве отдельной ветви?
Перед тем, как попытаться сформулировать собственную позицию по этому вопросу, необходимо обратить внимание на то, что концепция разделения властей за больше чем трехсотлетнюю историю собственного существования не раз подвергалась критике, она не застывшая константа, не непререкаемая догма.
Напротив, находясь в соответствии с требованиями времени, постулат относительно необходимости разделять государственную власть для недопущения произвола между учреждениями власти государства, имеющими соответствующие полномочия, однако одновременно с тем вынужденными взаимодействовать и искать компромисс с остальными государственно-властными учреждениями, подвергается полиморфизму и, сохраняя собственную сущность в целом, способен изменяться согласно особенностям государства и политической ситуации в нем.
Помимо этого, разграничение управленческих задач неминуемо влечет разделение аппарата государства, возникновение специализированных направлений деятельности государственных учреждений, то есть фактически разделение властей содействует повышению результативности управления государством.
Итак, глава государства имеет определенные общие полномочия вне зависимости от формы правления в государстве. Прежде, всего это представительские функции, заключающиеся в том, что глава представляет государство во внешних и внутренних отношениях. В частности, именно он предоставляет убежище и гражданство, может награждать государственными наградами, помиловать преступника. В международных отношениях глава от имени государства может проводить встречи на высочайшем уровне, принимает глав других стран, а также консульских и дипломатических представителей, аккредитуемых при нем, может назначать и отзывать глав консульских и дипломатических представительств своей страны за границей, принимает участие в международных переговорах, подписывает международные договоры.
Рассуждая о взаимодействии рассматриваемого института с разными ветвями власти и месте его в данной системе, можно отметить тяготение главы исполнительной власти от прямого руководства ею (президент в президентской республике, монарх в дуалистической или абсолютной монархии) до формальных полномочий в сфере формирования правительства (утверждения главы правительства монархом в парламентской монархии). В законодательной деятельности и взаимоотношениях с парламентом это созыв его сессий, инициатива в сфере законодательства, издание законов, право роспуска, право вето. В судебной области – назначение судей на должность. Однако реализация указанных полномочий на практике находится в зависимости от фактического положения главы государства: одни полномочия он может осуществлять самостоятельно, а для реализации иных необходимо утверждение либо согласие парламента либо даже согласие правительства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2019. № 12. С. 15-19.
Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М., 2021. С. 252–256.
Антропов Р. В. Функциональные обязанности президента Федеративной Республики Германия / Р. В. Антропов // Актуальные проблемы государственно-правового развития России : Всероссийская научно-практическая конференция, Чита, 01 декабря 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 12-15.
Баранов П.П. Роль конституционного законодательства в модернизации политической системы российской федерации на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 2. С. 69-78.
Борискова И.В. Некоторые особенности института главы государства в зарубежных странах // Территория науки. 2017. №6. С. 24-32.
Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-методические материалы. – М.: МИЭМП, 2018.
Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012.
Енгибярян Р. В., Караулова Ю. А., Селезнева В. В. Институт президенства США и России // Право и управление. XXI век. 2016. 3(40). С. 3-11
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция. 2019.
Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование. Автореферат диссертации. – Уфа. Институт права Башкирского государственного университета. 2000.
Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33-41.
Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты – М.: Ad Marginem, 1997. 357 c.
Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.1000dokumente.de.dokument.ru (дата обращения: 20.05.2022).
Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М., 2017.
Полещук Н. В. К вопросу о зарождении и развитии института президентской власти на примере США / Н. В. Полещук // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 52-2. С. 12-15.
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2021.
Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика – М.: Экзамен. 2016.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрист. 2017.
Шлезингер А. Циклы американской истории / пер. с англ. П. А. Развина, Е. И. Бухаровой. – М.: Прогресс-академия., 1992. 518 с.
Юридический словарь / Под ред. А.Ю.Никитина. – М.: Юрист. 2016.
Юридический словарь / Под ред. А.Ю.Никитина. – М.: Юрист. – 2016. С.113.
Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование. Автореферат диссертации. – Уфа. Институт права Башкирского государственного университета. – 2000.
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрист. – 2017. С.268.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция. - 2019. С.118.
Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика – М.: Экзамен. – 2016. – С.11.
Баранов П.П. Роль конституционного законодательства в модернизации политической системы российской федерации на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 2. С. 69-78.
Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М., 2021. – С. 252–256.
Авдеев Д.А. Особенности российской модели формы правления // Государство и право. 2019. № 12. – С. 15
Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2021. – С. 154–155.
Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-методические материалы. – М.: МИЭМП, 2018. – С. 89.
Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М., 2017. – С. 87–89.
Полещук Н. В. К вопросу о зарождении и развитии института президентской власти на примере США / Н. В. Полещук // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 52-2. – С. 12-15.
Шлезингер А. Циклы американской истории / пер. с англ. П. А. Развина, Е. И. Бухаровой. – М.: Прогресс-академия., 1992. – 518 с. С. 411.
Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты – М.: Ad Marginem, 1997. – 357 c. С. 64.
Енгибярян Р. В., Караулова Ю. А., Селезнева В. В. Институт президенства США и России // журн Право и управление. XXI век. –М. -2016., №3(40). С. 3-11
Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.1000dokumente.de.dokument.ru (дата обращения: 20.05.2022).
Антропов Р. В. Функциональные обязанности президента Федеративной Республики Германия / Р. В. Антропов // Актуальные проблемы государственно-правового развития России : Всероссийская научно-практическая конференция, Чита, 01 декабря 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. – С. 12-15.
Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012. – С. 73
Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33.
Борискова И.В. Некоторые особенности института главы государства в зарубежных странах // Территория науки. 2017. №6. – С. 26.
15
2. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. – М., 2021. С. 252–256.
3. Антропов Р. В. Функциональные обязанности президента Федеративной Республики Германия / Р. В. Антропов // Актуальные проблемы государственно-правового развития России : Всероссийская научно-практическая конференция, Чита, 01 декабря 2017 года / Министерство образования и науки Российской Федерации; Забайкальский государственный университет. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2017. С. 12-15.
4. Баранов П.П. Роль конституционного законодательства в модернизации политической системы российской федерации на современном этапе // Северо-Кавказский юридический вестник. 2018. № 2. С. 69-78.
5. Борискова И.В. Некоторые особенности института главы государства в зарубежных странах // Территория науки. 2017. №6. С. 24-32.
6. Дорохов Н.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебно-методические материалы. – М.: МИЭМП, 2018.
7. Едалов Е.В. Правовой статус Президента Российской Федерации как гаранта конституции России. // Бизнес в законе, 2012.
8. Енгибярян Р. В., Караулова Ю. А., Селезнева В. В. Институт президенства США и России // Право и управление. XXI век. 2016. 3(40). С. 3-11
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова - М.: Юриспруденция. 2019.
10. Лукьянова Л.Б. Становление президентуры Российской Федерации: историко-теоретическое исследование. Автореферат диссертации. – Уфа. Институт права Башкирского государственного университета. 2000.
11. Макаренко С.Н. Конституционный статус Президента РФ и его роль в законотворческом процессе. // Известия Южного федерального университета. Технические науки, 2011. – С. 33-41.
12. Нойштадт Р. Президентская власть и нынешние президенты – М.: Ad Marginem, 1997. 357 c.
13. Основной закон Федеративной Республики Германии от 23.05.1949 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.1000dokumente.de.dokument.ru (дата обращения: 20.05.2022).
14. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. – М., 2017.
15. Полещук Н. В. К вопросу о зарождении и развитии института президентской власти на примере США / Н. В. Полещук // Тенденции развития науки и образования. 2019. № 52-2. С. 12-15.
16. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. – М., 2021.
17. Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика – М.: Экзамен. 2016.
18. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. – М.: Юрист. 2017.
19. Шлезингер А. Циклы американской истории / пер. с англ. П. А. Развина, Е. И. Бухаровой. – М.: Прогресс-академия., 1992. 518 с.
20. Юридический словарь / Под ред. А.Ю.Никитина. – М.: Юрист. 2016.