Использование инновационных технологий в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе
Заказать уникальную дипломную работу- 53 53 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 06.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические основы изучения использования инновационных технологий в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе 4
1.1 Сущностные характеристики понятия «инновационные технологии» 4
1.2 Особенности применения инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии 10
Глава 2. Особенности организации лабораторных работ по биологии с использованием инновационных технологий 20
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Определение современного состояния проблемы внедрения инновационных технологий в процесс обучения биологии 20
2.2 Формирующий этап эксперимента. Разработка занятий с использованием инновационных технологий при организации лабораторных работ по биологии 27
2.3 Контрольный этап эксперимента 38
Заключение 42
Список литературы 43
Приложение 1 47
Приложение 2 49
Приложение 3 51
Приложение 4 53
Укажите не менее трех функций», «Укажите область применения полученных знаний».По итогам выполнения лабораторной работы, группам раздали оценочные листы, в которых было необходимо оценить работу по следующим критериям:1. Как была выполнена работа? (подчеркните нужное)самостоятельно; с помощью учителя.2. Все ли задания в работе выполнены правильно?да/нет3. Верные ли выводы по работе Вы сделали?да/нет4. Указали ли Вы область применения полученных знаний?да/нет5. Ваше мнение:с работой справились в полном объеме; необходимо еще поработать.По итогам выполнения лабораторных работ с применением инновационных технологий, после урока у детей оставалось большое количество положительных эмоций, урок проходил в рабочей и благоприятной атмосфере, а результаты контрольных работ улучшились.2.3 Контрольный этап экспериментаЧтобы проверить, влияет ли проведение лабораторных работ с использованием инновационных технологий на качество знаний и формирование практических навыков учащихся, было необходимо сравнить результаты вводной (см. приложение 2) и итоговой контрольной работы. (см. приложение 3).Работы учащихся оценивались по следующим критериям:Отметка «5» - Знания учащегося позволяют ему выделять главное в изученном материале, основываться на фактах, примерах, делать выводы, устанавливать межпредметные связи и внутрипредметные связи, применять знания на практике. В работе допускается не больше 2-х недочетов. От 90-100% работы.Отметка «4» - Знания учащегося позволяют ему выделять главное в изученном материале, основываться на фактах и примерах, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять знания на практике. Учащийся допустил не более одной негрубой ошибки и одного недочета или не более двух недочетов. От 66-89% работы.Отметка «3» - Знания учащегося находятся на минимальном уровне, при работе требуется помощь преподавателя. Умеет работать на уровне воспроизведения и затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы. Учащийся выполнил не менее половины работы или допустил не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой и одной негрубой ошибки, и одного недочета. От 50-65% работы.Отметка «2» - Знания учащегося находятся ниже уровня минимальных требований. У учащегося отсутствует умение работать на уровне воспроизведения, затрудняется при ответах на стандартные вопросы. Учащийся допустил число ошибок и недочетов, которое превосходит норму, при которой может быть выставлена отметка «3». Выполнено менее 50% работы.По итогам проведения экспериментальной методики, учащимся 7 класса была предложена срезовая контрольная работа (см. приложение 3). Данная работа также состояла из 4 частей. В первой части было необходимо вставить пропущенные слова в предложениях. За правильное заполнение каждого пропуска, учащиеся могли заработать 1 балл. Во второй части контрольной работы, учащимся были предложены тестовые задания, ответом на которые мог быть один или несколько правильных вариантов ответа (в зависимости от формулировки вопроса). За каждый, верно, отвеченный вопрос во второй части, учащиеся также могли заработать один балл. В третьей части, учащиеся должны были найти предложения с ошибками и исправить их. За каждое верно исправленное предложение, учащиеся получали 1 балл. В заключительной части контрольной работы, были вопросы на которые нужно дать развернутый ответ. За каждый правильный ответ в 4 части, учащиеся получали 3 балла.Наиболее затруднительными для учащихся, снова оказались задания 4 части. Например, на вопрос: «Опишите значение насекомых в жизни человека (приведите примеры положительного и отрицательного значения)». Дети очень легко нашли примеры отрицательного значения (паразиты), но только 4 человека написали положительное значение насекомых для человека (опыление растений, пища для других животных, использование в медицине). Большинство учащихся полностью верно выполнили задания из 1 и 2 части. Что указывает нам на повышение качества знаний после проведения экспериментальной методики.Результаты выполнения итоговой контрольной работы представлены на рисунке 19.Рисунок 19 – Результаты выполнения итоговой контрольной работы.Из результатов таблицы видно, что после апробирования экспериментальной методики, сформированность знаний большинства учащихся оказалась на 4 уровне (50%).По итогам эксперимента было установлено, что после проведения геймифицированыхлабораторных работ, учащиеся лучше усвоили материал. В результате анализа усвоения учащимися биологических знаний, оказалось, что после проведения эксперимента средний балл увеличился с 3,4 до 4,1. Сравнительная диаграмма, на которой представлена разница между началом и окончанием эксперимента, представлена на рисунке 20.Рисунок 20 – Сравнительная диаграмма результатов усвоения учащимися биологических знаний.После проведения эксперимента, 14 учащихся смогли повысить свою оценку. При проведении вводной контрольной работы, отметку «2» получили 12,5% учащихся, при проведении итоговой контрольной работы, только 3,13% (1 учащийся). Отметку «3», по результатам вводной контрольной работы, получили 43,75% учащихся (данный результат являлся преобладающим), при выполнении итоговой контрольной работы, данный результат получили только 15,63% учащихся. Ситуация с отметками «4» и «5» получила обратную динамику. Количество детей, получивших положительный результат, увеличилось. При выполнении вводной контрольной работы, отметку «4» получили 31,25% учащихся, а по результатам итоговой контрольной работы 50%. Также увеличился процент количества отметки «5», он изменился с 15,63% до 31,25% соответственно.В современных реалиях биологического образования, важно изменить традиционный стиль преподавания и позволить школьникам самостоятельно искать ответы на вопросы, дать им возможность размышлять, совершать ошибки, чувствовать себя исследователями. Это возможно осуществить с помощью инновационных технологий.Как мы видим, благодаря использованию инновационных технологий, возможно достичь ряда целей, которые направлены на совершенствование навыков и умений учащихся в процессе обучения биологии. Образование выходит на качественно новый профессиональный уровень. Открывает возможности самовыражения обучаемых и развивает навыки использования современных средств взаимодействия не только в развлекательном, но и в образовательном формате.Представленные в данной главе приложения, программы и инновационные методики – расширяют границы образовательной среды. Предоставляют новые возможности передачи знаний учителем и восприятия их учениками, готовят подрастающее поколение к полноценному участию в бытовой, общественной и профессиональной деятельности в современном обществе. А также приведены примеры конспектов уроков, который были использованы во время проведения лабораторных работы по биологии и направлены на повышение качества знаний и мотивации учащихся.ЗаключениеВажной целью применения инновационных технологий при изучении биологии, является подготовка учащихся к профессиональной деятельности. Мир постоянно меняется и выпускники школ должны быть готовы к этим изменениям. Использование инновационных технологий направлено на самореализацию человека, умение проводить эксперимент, критически оценивать результаты работы и успешно взаимодействовать с людьми в команде. Благодаря внедрению инновационной деятельности, учащиеся смогут развить в себе навыки поиска творческих решений проблемы и способствовать превращению творчества в норму и форму сущетсвованиячеловека [18].В профессиональной деятельности, с которой, так или иначе, столкнутся все ученики, ценится не только умение выполнять работу по заданному шаблону или предложение различных идей. В наибольшей степени ценится умение воплотить идею в жизнь. Особенно, если человек работает в команде. Важно уметь правильно выделять этапы деятельности (например, выполнения проекта), распределять роли, ставить задачи, прогнозировать результат. Благодаря заданиям с использованием инновационных технологий, которые применяются в рамках проведения лабораторных работ, возможно сформировать разносторонне развитую личность.В рамках выполнения дипломной работы:1. Была определена специфика информационных технологий и перечень факторов, которые влияют на организацию процесса обучения биологии;2. Было проанализировано современное состояние проблемы использования инновационных технологий при организации лабораторных работ по биологии;3. Проведена экспериментальная проверка методики использования технологий геймификации в организации лабораторных работ по биологии в рамках изучения раздела «Животные».Таким образом, поставленная цель дипломной работы достигнута, задачи выполнены.Список литературыАлексеев, Н.Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А.В. Леонтович, А.В. Обухов, Л.Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2001. - №. 1. - С. 24-34.Алексеева, Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л.Н. Алексеева, Г.Г. Копылов, В.Г. Марача // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. - С. 25-28.Алешева, Л.Н. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник ГУУ. - 2018. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-obuchayuschie-sistemy (дата обращения: 9.05.2022).Аранова С.В., Андреева Н.Д., Шурилова Т.Б., Паничкин А.В. Феномен визуализации в образовании: коллективная монография. – СПб.: Астеритон, 2021. – 134 с.Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/588216#:~:text (дата обращения 11.05.2022).Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.Боголюбов, В. И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. – 2005. - №1. – С. 39-58.Вихор, В. Т. Информационные технологии в системе образования. // Народная асвета. – 2003. - №5. – С. 22-23.Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.Игровые технологии (Л. С. Выготский, К. Гросс) // Электронный ресурс // Режим доступа: https://skola55555.ucoz.ru/index/igrovye_tekhnologii_l_s_vygodskij/0-32 (дата обращения 11.05.2022).Инновационные технологии в образовании: примеры // Электронный ресурс // Режим доступа:http://spokist.ru/files/naukometod/%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86.%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/texnologii_primeri.pdf (дата обращения: 11.05.2022).Казарова, О.А. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в общем биологическом образовании // Биология в школе. - 2014. - №7. - С.35-39.Казарова, О.А. Использование адаптивно-инновационных технологий при создании тренажера «Учусь наблюдать» // Биология в школе. - 2017. - №3. - С.30-35.Караваев, Н. Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: [монография] / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с. vestnik43.ru (дата обращения: 16.05.2022)Кропова, Ю.Г., Полякова, А.А. Создание видеоконтента как одно из направлений информатизации биологического образования // Биология в школе. - 2020. - №7 - С.34-44.Мазелис, А.Л. Геймификация в электронном обучении. [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. - 2013. - №3. – 21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-velektronnom-obuchenii (дата обращения: 15.05.2022)Мусс Г.Н., Пахомова М.А. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 72 – 75. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770288.htm (дата обращения: 18.05.2022).Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 96 с.Орлова, О. В., Титова, В.Н. Геймификация как способ организации обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №9. – 162. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2015&issue=9&article_id=5508 (дата обращения: 15.05.2022)Павлов, Я. Ю. Возможности применения геймификации в онлайн обучении / Я.Ю. Павлов, С.А. Кочина [Электронный ресурс] // Новые вызовы для пелагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии. – Москва, 2014. http://conference2014.iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2014/11/Pavlov-Kochina.pdf (дата обращения: 15.05.2022)Парфенова, С. Р. Инновационные технологии преподавания биологии в школе // StudNet. - 2020. - №12. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-prepodavaniya-biologii-v-shkole (дата обращения: 17.05.2022).Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/ (дата обращения 11.05.2022).Решетина, Т.К., Марина, А. В., Бусарова, Н.В., Наталков, С.В. Создание и использование электронного образовательного портала при изучении биологии // Биология в школе. - 2020. - №4 - С.36-39.Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровыетехнологиикаксредствоприобщениямладшихдошкольниковксамообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 39-41. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5544 (дата обращения: 11.05.2022).Соболева, Н.Д. Исследовательская деятельность как средство организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 10.03.2022).Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.Степанова, Н. С. Методика проектного обучения в разделе «Общая биология» общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Н. С. Степанова. – Спб. – 2003. – С. 144.57.Суматохин, С.В. Биологическое образование в школе цифрового века // Биология в школе. - 2020 - №5 - С.13-22.Тимофеева, А. В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. - 2010. - №4 - С.23-25.Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» /Паспорт национального проекта «Образование». – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtifOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdfФурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник МГУКИ. – 2020. - 2 (94) март – апрель. – С. 163 – 168.59.Халимова, М Использование информационно-коммуникационной технологий на уроках биологии // LifeSciencesandAgriculture. 2021. №1 (5). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-biologii-1 (дата обращения: 15.05.2022).Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250 с.Языкова, М. Ю. Инновационные технологии в школьном практикуме // Наука и современность. 2010. №2-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-shkolnom-praktikume (дата обращения: 10.05.2022).Ярина, С. Ю. Геймификация: зарубежный и отечественный опыт / С.Ю. Ярина, И.А. Суслова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалыXIмеждународной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 26 февраля – 2 марта 2018 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. – С. 654-660.Приложение 1Анкета для учителейУважаемый коллега!Просим Вас ответить на вопросы, касающиеся проблемы использования инновационных технологий в организации лабораторных работ по биологии. Ваши ответы помогут нам в решении данной проблемы.1. Какой предмет Вы преподаете?2. Что Вы вкладываете в понятие «инновационные технологии»?А) Инновационные технологии – некий механизм, при помощи которого задействованы новые средства и способы образовательной системы, воплощаемые в реальном мире.Б) Инновационные технологии – совокупность передовых методов для повышения эффективности образовательного процесса. В) Инновационные технологии – методика и процесс создания чего-либо нового или усовершенствования уже существующего с целью обеспечения прогресса и повышения эффективности в различных сферах деятельности.Г) Инновационные технологии – методика организации учебно-воспитательной деятельности, предполагающая применение каких-то новых или качественное усовершенствование существующих приемов и средств для повышения эффективности образовательного процесса и создание условий учебно-воспитательной деятельности, максимально отвечающих текущим тенденциям социально-экономического развития общества.3. Существует несколько примеров современных инновационных технологий. Какие Вы используете в работе чаще всего?А) Личностно-ориентированные технологииБ) Информационно-коммуникационные технологииВ) Игровые технологииГ) Блочно-модульные технологииД) Проектно-исследовательские технологииЕ) Не использую современные инновационные технологии в работе4. Проводите ли Вы с учащимися лабораторные работы?А) даБ) нет5. Если да, то в каком формате вы проводите лабораторные работы / если нет, то почему___________________________________________________________________6. Какими умениями, по Вашему мнению, должен обладать школьник для того, чтобы успешно выполнять задания лабораторных работ?А) умение определять объект и предмет исследования;Б) умение структурировать, обобщать полученные знания;В) умение формулировать проблему;Г) умение составлять план работы;Д) умение проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;Е) умение выделять существенную информацию из различных источников;Ж) умение представлять результаты работы в разных формах;З) умение формулировать цель и задачи исследования;З) все вышеперечисленное.7. Какое значение, по Вашему мнению, играет организация лабораторных работ с использованием инновационных технологий в процессе обучения биологии?А) развивается критическое мышление;Б) формируются универсальные учебные действия, что даёт импульс к саморазвитию, самоанализу, самоорганизации;В) формируются коммуникативные и творческие способности;Г) расширяется кругозор в предметных областях;Е) происходит запоминание учебного материала, усвоение алгоритма научного исследования, формируется научный кругозор;Г) всё вышеперечисленное.8. Используете ли вы инновационные технологии для организации лабораторных работ? Если да, то какие?___________________________________________________________________9. Считаете ли Вы нужным проводить лабораторные работы на основе использования инновационных технологий?А) даБ) нет10. Если да, то почему / если нет, то почему:___________________________________________________________________Приложение 2Входная контрольная работа по теме «Тип Моллюски» для учащихся 7 класса.Часть 1. Вставьте пропущенное слово.1. Тело моллюсков несегментировано и состоит из головы (ее нет у Двустворчатых) … и … .2. В кровеносной системе моллюсков есть … - мышечный орган, перекачивающий кровь. Состоит из камер: … и одного или нескольких ….3. Моллюскам характерно только … размножение.4. Некоторые виды брюхоногих моллюсков, могут являться промежуточными хозяевами для паразитов, например … .5. Спасаться от врагов головоногим помогает … …, который соединен протоком с задней кишкой.Часть 2. Выберите правильный ответ.1. Мантия представляет собой:А) кожную складку, расположенную под раковиной; Б) орган передвижения; В) отдел в теле моллюска; Г) пищеварительную систему.2. Моллюски обитают: А) только в море; Б) только на суше; В) в море, пресных водоемах и на суше; Г) только в пресных водоемах.3. Двустворчатые моллюски – обитатели воды:А) имеют жабры; Б) имеют легкие; В) не имеют органов дыхания; Г) дышат покровами тела.4. Из перечисленных животных к брюхоногим моллюскам относят:А) осьминога и устрицу; Б) виноградную улитку; В) беззубку; Г) прудовика.5. К органам выделения большого прудовика относят:А) анальное отверстие; Б) печень; В) почку; Г) кишку.6. Тело моллюсков делится на:А) голову и грудь; Б) голову, туловище и ногу; В) головогрудь и брюшко; Г) головогрудь, брюшко и ногу.7. Кровеносная система моллюсков:А) имеет сердце, которое состоит из камер; Б) замкнутая; В) незамкнутая; Г) не включает сердце.8. Особое приспособление – чернильная железаесть у:А) всех моллюсков; Б) только у головоногих; В) только у двустворчатых; Г) только у брюхоногих.9. Нервная система моллюсков представлена: А) Окологлоточным кольцом и брюшной нервной цепочкой; Б) окологлоточным кольцом и нервными стволами; В) окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой; Г) окологлоточным кольцом и разбросанными по телу ганглиями.10. Укажите три признака Типа Моллюски:А) Обитают в воде, кроме некоторых брюхоногих; Б) Имеют членистые конечности; В) Дышат жабрами, наземные брюхоногие дышат легким (внутренней стенкой мантии); Г) Имеют три пары ходильных ног; Д) Тело делится на сегменты; Е) Нервная система разбросано-узлового типа.Часть 3. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.1)Моллюски – группа беспозвоночных животных. 2) Моллюски имеют складку кожи – мантию. 3)Мягкое тело моллюсков у большинства представителей заключено в раковину. 4)Водные моллюски дышат только с помощью жабр. 5)Наземные моллюски дышат всей поверхностью тела. 6)Среди моллюсков различают растительноядных, хищников, фильтраторов, паразитов. 7)Прудовики скоблят листья и стебли водных растений, беззубки и кальмары фильтруют воду, задерживая органические частицы, поступившие в мантийную полость с током воды.Часть 4. Ответьте на вопросы в развернутой форме.1. Сравните особенности строения органов дыхания наземных и водных моллюсков.2. Охарактеризуйте особенности строения и жизнедеятельности двустворчатых и брюхоногих моллюсков.Приложение 3Итоговая контрольная работа по теме «Тип Членистоногие» для учащихся 7 классаЧасть 1. Вставьте пропущенное слово1. Ракообразные имеют ... пар ходильных конечностей2. … относятся к паукообразным и являются паразитами растений, животных, человека.3. Голова и грудь насекомых несут ... 4. Крылья, одна или две пары, расположены на … и представляют собой складки стенки тела.5. Нервная система насекомых построена по типу ... ... цепочки.Часть 2. Выберите правильный ответ1.Где начинается переваривание пищи у пауков?а) в желудке б) в кишечнике в) в ротовой полости г) вне организма2. Хитиновый покров у членистоногих представляет собой скелет, так как он:а) не растягивается б) служит местом прикрепления мышц в) находится в полости тела г) предохраняет животных от высыхания3. С полным превращением развиваются:а) саранча и медведка б) пчела и кузнечик в) таракан и клоп г) майский жук и бабочка белянка4.На голову, грудь и брюшко тело четко расчленено у:а) речного рака б) клеща в) паука-каракурта г) мухи5.К ракообразным не относятся:а) мокрицы; б) дафнии; в) циклопы; г) водомерки6. Жить под водой способен:а) паук-крестовик; б) паук-серебрянка; в) паук-птицеед; г) каракурт7. Трахеи являются органами дыхания у:а) стрекозы б) острицы в) речного рака г) устрицы8.Паутинные железы у паука-крестовика располагаются наа) головогруди б) брюшке в) груди г) голове9.Насекомые дышат при помощиа) воздушных мешков б) легких в) трахей г) легочных мешков10. Укажите 3 признака класса паукообразных.A) Включают три отряда Б) Дышат легочными мешками и (или) трахеямиB) Замкнутая кровеносная система Г) Имеют 3 пары ходильных ногД) Раздельнополые, внутреннее оплодотворение Е) ГермафродитыЧасть 3. Найдите ошибки в приведенном тексте и исправьте их.1) Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие.2) Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. 3) У клещей тело слитное.4) Имеется три пары ходильных ног.5) Все пауки ведут наземный образ жизни.6) Классы отличаются по ряду признаков - например, только насекомые имеют 2 пары крыльев, расположенные на брюшке. 7) Особенностью ракообразных является большое число конечностей - они могут иметь до 10 пар ногЧасть 4. Ответьте на вопросы в развернутой форме.1. Какие вы знаете виды биологических методов зашиты растений у насекомых?2. Какие стадии развития имеются у насекомых с полным и неполным превращением?Приложение 4Кроссворд по теме «Членистоногие»По горизонтали4. Другое название сложных глаз у членистоногих5. Бесцветная или зеленоватая жидкость, циркулирующая по незамкнутой кровеносной системе у членистоногих6. Древнейшая группа среди паукообразных.7. Крупная группа паукообразных9. Твёрдое вещество, входящее в покровы тела членистоногих10. Органы чувств, располагающиеся на голове членистоногих.По вертикали1. Орган дыхания у членистоногих, обитающих в воде2. Самый распространённый и многочисленный класс членистоногих.3. Единственная группа сидячих форм среди ракообразных8. Процесс смены покрова животных, имеющий разнообразный характер.
2. Алексеева, Л.Н. Исследовательская деятельность учащихся: формирование норм и развитие способностей / Л.Н. Алексеева, Г.Г. Копылов, В.Г. Марача // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. - С. 25-28.
3. Алешева, Л.Н. Интеллектуальные обучающие системы // Вестник ГУУ. - 2018. - №1. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnye-obuchayuschie-sistemy (дата обращения: 9.05.2022).
4. Аранова С.В., Андреева Н.Д., Шурилова Т.Б., Паничкин А.В. Феномен визуализации в образовании: коллективная монография. – СПб.: Астеритон, 2021. – 134 с.
5. Блочно-модульная технология как средство повышения качества обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/588216#:~:text (дата обращения 11.05.2022).
6. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
7. Боголюбов, В. И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. – 2005. - №1. – С. 39-58.
8. Вихор, В. Т. Информационные технологии в системе образования. // Народная асвета. – 2003. - №5. – С. 22-23.
9. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
10. Игровые технологии (Л. С. Выготский, К. Гросс) // Электронный ресурс // Режим доступа: https://skola55555.ucoz.ru/index/igrovye_tekhnologii_l_s_vygodskij/0-32 (дата обращения 11.05.2022).
11. Инновационные технологии в образовании: примеры // Электронный ресурс // Режим доступа:http://spokist.ru/files/naukometod/%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%86.%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8/texnologii_primeri.pdf (дата обращения: 11.05.2022).
12. Казарова, О.А. Адаптивно-инновационные педагогические технологии в общем биологическом образовании // Биология в школе. - 2014. - №7. - С.35-39.
13. Казарова, О.А. Использование адаптивно-инновационных технологий при создании тренажера «Учусь наблюдать» // Биология в школе. - 2017. - №3. - С.30-35.
14. Караваев, Н. Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: [монография] / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с. vestnik43.ru (дата обращения: 16.05.2022)
15. Кропова, Ю.Г., Полякова, А.А. Создание видеоконтента как одно из направлений информатизации биологического образования // Биология в школе. - 2020. - №7 - С.34-44.
16. Мазелис, А.Л. Геймификация в электронном обучении. [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. - 2013. - №3. – 21. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-velektronnom-obuchenii (дата обращения: 15.05.2022)
17. Мусс Г.Н., Пахомова М.А. К вопросу об исследовательских умениях младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 72 – 75. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770288.htm (дата обращения: 18.05.2022).
18. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. – 96 с.
19. Орлова, О. В., Титова, В.Н. Геймификация как способ организации обучения [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. - №9. – 162. Режим доступа: https://vestnik.tspu.edu.ru/archive.html?year=2015&issue=9&article_id=5508 (дата обращения: 15.05.2022)
20. Павлов, Я. Ю. Возможности применения геймификации в онлайн обучении / Я.Ю. Павлов, С.А. Кочина [Электронный ресурс] // Новые вызовы для пелагогики и качества образования: массовые открытые онлайн курсы, облачные сервисы, мобильные технологии. – Москва, 2014. http://conference2014.iite.unesco.org/wpcontent/uploads/2014/11/Pavlov-Kochina.pdf (дата обращения: 15.05.2022)
21. Парфенова, С. Р. Инновационные технологии преподавания биологии в школе // StudNet. - 2020. - №12. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-prepodavaniya-biologii-v-shkole (дата обращения: 17.05.2022).
22. Понятие и назначение личностно-ориентированного обучения // Электронный ресурс // Режим доступа: https://spravochnick.ru/pedagogika/lichnostno-orientirovannaya_tehnologiya_obucheniya/ (дата обращения 11.05.2022).
23. Решетина, Т.К., Марина, А. В., Бусарова, Н.В., Наталков, С.В. Создание и использование электронного образовательного портала при изучении биологии // Биология в школе. - 2020. - №4 - С.36-39.
24. Сайгушева Л.И., Стряпухина И.С. Игровыетехнологиикаксредствоприобщениямладшихдошкольниковксамообслуживанию // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-2. – С. 39-41. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5544 (дата обращения: 11.05.2022).
25. Соболева, Н.Д. Исследовательская деятельность как средство организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (76). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-uchaschihsya-v-uchebnom-protsesse (дата обращения: 10.03.2022).
26. Современный словарь по педагогике / Е. С. Рапацевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
27. Степанова, Н. С. Методика проектного обучения в разделе «Общая биология» общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Н. С. Степанова. – Спб. – 2003. – С. 144.
28. 57. Суматохин, С.В. Биологическое образование в школе цифрового века // Биология в школе. - 2020 - №5 - С.13-22.
29. Тимофеева, А. В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. - 2010. - №4 - С.23-25.
30. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» /Паспорт национального проекта «Образование». – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtifOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
31. Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник МГУКИ. – 2020. - 2 (94) март – апрель. – С. 163 – 168.
32. 59. Халимова, М Использование информационно-коммуникационной технологий на уроках биологии // LifeSciencesandAgriculture. 2021. №1 (5). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-biologii-1 (дата обращения: 15.05.2022).
33. Щуркова, Н. Е. Практикум по педагогической технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250 с.
34. Языкова, М. Ю. Инновационные технологии в школьном практикуме // Наука и современность. 2010. №2-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-shkolnom-praktikume (дата обращения: 10.05.2022).
35. Ярина, С. Ю. Геймификация: зарубежный и отечественный опыт / С.Ю. Ярина, И.А. Суслова // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалыXIмеждународной научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 26 февраля – 2 марта 2018 г. – Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2018. – С. 654-660.
Вопрос-ответ:
Какие инновационные технологии могут использоваться при организации лабораторных работ по биологии в школе?
При организации лабораторных работ по биологии в школе могут применяться различные инновационные технологии, такие как виртуальные лаборатории, компьютерные симуляции, использование мультимедийных материалов и интерактивных досок. Эти технологии позволяют студентам более глубоко погрузиться в изучаемую тему, проводить эксперименты и анализировать полученные данные с использованием компьютерных программ.
Какие особенности применения инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии?
Применение инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии имеет свои особенности. Во-первых, это возможность проводить виртуальные эксперименты, что позволяет избежать использования опасных веществ и оборудования. Во-вторых, инновационные технологии позволяют студентам более эффективно изучать материал и лучше запоминать полученные знания. Наконец, использование компьютерных программ и симуляций позволяет проводить более сложные и точные эксперименты.
Какие характеристики имеют инновационные технологии в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе?
Инновационные технологии в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе имеют ряд характеристик. Во-первых, они используются для создания интерактивной обучающей среды, где ученики могут взаимодействовать с виртуальными объектами и проводить эксперименты. Во-вторых, они позволяют ученикам получать наглядное представление о биологических процессах, используя мультимедийные материалы и симуляции. Наконец, они способствуют активному вовлечению учеников в учебный процесс и позволяют им развивать навыки работы с компьютером и информационными технологиями.
Зачем использовать инновационные технологии при организации лабораторных работ по биологии в школе?
Использование инновационных технологий при организации лабораторных работ по биологии в школе позволяет улучшить качество обучения, сделать учебный процесс более интересным и привлекательным для учащихся. Он способствует развитию навыков самостоятельного исследования, анализа и решения проблем, а также формирует у обучающихся практические навыки работы с современными технологиями.
Какие особенности применения инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии?
Применение инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии позволяет использовать интерактивные методы обучения, такие как компьютерные программы, виртуальные модели и симуляторы. Это позволяет дать учащимся возможность проводить эксперименты, наблюдать и анализировать данные, моделировать и прогнозировать результаты, что значительно расширяет возможности лабораторного исследования и делает уроки биологии более практичными и интересными.
Какие сущностные характеристики имеют инновационные технологии в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе?
Инновационные технологии в организации лабораторных работ при изучении курса биологии в школе имеют следующие сущностные характеристики: активное использование современных информационных и коммуникационных технологий, интерактивные методы обучения, индивидуализация образовательного процесса, развитие навыков исследовательской работы, учет возрастных особенностей обучающихся.
Какие примеры инновационных технологий могут быть использованы при организации лабораторных работ по биологии?
При организации лабораторных работ по биологии можно использовать различные инновационные технологии, например: использование компьютерных программ и онлайн-ресурсов для моделирования биологических процессов, использование интерактивных досок и мультимедиа-проекторов для демонстрации и объяснения материала, организация виртуальных экскурсий и онлайн-лекций с участием ведущих специалистов, использование сенсорных технологий для измерения и анализа данных и др.
Какие можно использовать инновационные технологии при организации лабораторных работ по биологии?
При организации лабораторных работ по биологии можно использовать различные инновационные технологии, такие как виртуальные лаборатории, интерактивные электронные учебники, компьютерные программы для моделирования и анализа данных, мобильные приложения и т.д. Такие технологии позволяют сделать урок более интересным и практическим, а также облегчают процесс самостоятельной работы учеников.
Какие особенности применения инновационных технологий при организации лабораторных работ на уроках биологии?
При применении инновационных технологий на уроках биологии следует учитывать особенности каждой конкретной технологии и их соответствие целям и содержанию урока. Например, при использовании виртуальных лабораторий необходимо обеспечить доступ к компьютерам или другим электронным устройствам, а при использовании мобильных приложений - наличие смартфонов или планшетных компьютеров.
Какие сущностные характеристики имеют инновационные технологии?
Инновационные технологии характеризуются тем, что они являются новыми, оригинальными и позволяют достигать новых результатов в организации лабораторных работ на уроках биологии. Они используют передовые научные и педагогические достижения и направлены на повышение эффективности обучения и развития учащихся.
Какие особенности организации лабораторных работ по биологии можно выделить?
Организация лабораторных работ по биологии имеет свои особенности, такие как необходимость наличия специального оборудования и препаратов, разделение учащихся на группы для проведения экспериментов, распределение времени на выполнение и анализ результатов и т.д. Также важно учитывать возможные опасности и принимать меры для обеспечения безопасности учащихся.
Какие инновационные технологии могут быть полезны при изучении курса биологии в школе?
При изучении курса биологии в школе могут быть полезны такие инновационные технологии, как использование виртуальных лабораторий, создание интерактивных учебных пособий и приложений для мобильных устройств, применение компьютерных программ для моделирования биологических процессов и анализа данных, использование генетических технологий и т.д.