В чем проявляется синтезирующая роль социальной психологии в системе наук
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 20.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Роль социальной психологии как интегратора наук 4
Заключение 13
Список использованной литературы 14
Каждое действие индивида исходит из определенных мотивов и ориентировано на определенную цель; оно разрешает конкретную задачу и выражает отношение индивида к окружающему.Сознание включается и выключается в зависимости от отношений – между задачами и способами их осуществления, – которые оформляются в самом процессе деятельности. Сознание не выступает внешней силой, которая управляет деятельностью индивида. Являясь предпосылкой деятельности, сознание одновременно и ее результат. Сознание и деятельность человека образуют единство. Сознательное действие отличается от неосознанного в своем объективном обнаружении: у него иная структура и иное отношение к ситуации, в которой оно совершается. Определение деятельности индивида в отрыве от его сознания невозможно, также как невозможно определение его сознания в отрыве от реальных отношений, которые устанавливаются в деятельности. Единство сознания и деятельности базируется на единстве сознания и действительности, объективное содержание которого опосредует сознание, на единстве субъекта и объекта. Одно и то же отношение к объекту обусловливает и сознание в идеальном плане, и поведение в материальном плане.Связь психического с физическим ставит психофизическую проблему, проблему о взаимоотношении психического и физического. Генезис и развитие новых форм психического обусловлены возникновением и развитием новых форм жизни существования. Так, возникновение и развитие сознания связано с эволюцией форм общественной жизни.Задача психологии – познание психического путем раскрытия объективных, существенных связей, которыми оно объективно определяется. Психология исследует психику в закономерностях ее развития.Фундаментальная теоретическая задача психологии состоит в раскрытии специфических психологических закономерностей.В задачи психологического исследования входит исследование и теоретической (познавательной деятельности ученого) и практической деятельности, посредством которой люди меняют природу и перестраивают общество.Современная наука подвержена влиянию двух процессов, которые противоположны по своей сути. В первую очередь, это процессы интеграции, или NBIC-конвергенции. Этот процесс отражает сближение в современном научном поле разных дисциплин, так или иначе, ориентированных на изучение феноменов, имеющих отношение к исследованию объективного физического. Это является закономерной реакцией научной парадигмы на рост взаимосвязи всех явлений в мире. Кроме того, наблюдается значительное число смежных дисциплин. Так, проблемное поле социальной психологии имеет точки пересечения с психологией и социологией, а через них, с современными изысканиями в области социально-гуманитарных наук. Обратной стороной процесса интеграции в науке, как ни парадоксально, являются процессы дифференциации. Появление узких отраслей знаний, междисциплинарных подходов – все это свидетельствует о тенденции к дроблению научного исследования. Этот процесс, безусловно, таит в себе определенные угрозы научному познанию: так, бесконечное разложение объекта исследования на множество аспектов и сторон может привести к утрате понимания его, как целостного явления. Следует отметить, что начало влияния данных тенденций относится еще к началу ХХ в., когда начала формироваться неклассическая наука, однако в условиях тотальной информатизации они выразились в полной мере [2, с. 232]. Как и во всем научном знании, гуманитарные науки переживают этап мультиспециализации, побочным негативным эффектом которого может явиться утрата целостного представления о социальном мире.В этой ситуации значительный эвристический потенциал заключает в себе социально-психологическая база науки, в рамках которой накоплен значительный эмпирический и теоретический опыт, позволяющий направить процессы NBIC-конвергенции в конструктивное русло выработки полноценной научной картины социального мира с учетом не только фундаментальных знаний комплекса психологических наук, но и смежных дисциплин.ЗаключениеВ данной работе был рассмотрен круг основных вопросов, составляющих предметное поле социальной психологии.На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.Социальная психология относится к фундаментальным отраслям психологической науки. В рамках социальной психологии ученые изучают комплекс факторов, которые детерминируют поведение человека в конкретной обстановке, в присутствии других людей, и выявляют условия, которые определяют поведение, действия и чувства человека. Введение в социальную психологию связано с чувствами, мыслями, убеждениями, намерениями и целями, которые созданы благодаря психологическим факторам, влияющим на наше отношение и взаимодействие с окружающими людьми.Социальная психология дифференцируется на общетеоретическую, охватывающую собой спектр наиболее общих вопросов методологии, структуры, и прикладную, задача которой заключается в решении конкретных практических вопросов в той или иной сфере человеческой деятельности.С момента зарождения и практически до начала ХХ в. наука шла по пути институционализации и обособления предметных областей научного исследования, что было продиктовано стремлением преодолением наследие античности с ее всепроникающим влиянием натурфилософии во все отрасли знания.Однако в начале ХХ в. по мере роста научных знаний и расширения доступного инструментария познания действительности, ученые столкнулись с новыми психологическими явлениями психологии, исследование которых с позиций прежней, биологической парадигмы, становилось более невозможным.Закономерной реакцией стало усиление и возникновение новых междисциплинарных связей, позволяющей вести исследование психологических явлений одновременно на нескольких уровнях и различных ракурсах. Наиболее показательным в данном контексте является пример социальных наук, которые, зародившись в первичных идеях античности, сформировавшись и институционализировавшись в самостоятельные отрасли знания в конце XIX в., в ХХ-XXIвв. достигли такого уровня развития, на котором для решения внутридисциплинарных вопросов необходимо привлечение комплекса смежных дисциплин, а также формирование отрасли, способной взять на себя роль интегратора наук, каковой и стала социальная психологии. Процессы формирования и усиления междисциплинарных связей в гуманитарном знании свидетельствует о наступление качественно нового этапа в существовании науки, в рамках которого взаимопроникновение дисциплин ведет не к размыванию ее проблемного поля, а к получению представления об организации социально-психологического мира на метауровне.Список использованной литературыВеричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва : Логос, 2003. – 355 с.Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского / Е.Ю. Завершнева // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 89-106.Игнатова Е. С. Отрасли психологии и психологические практики / Е.С. Игнатова. – Пермь : Изд-во Пермского государственного национально-исследовательского университета, 2019. – 96 с.Лефевр В. А. Общая схема современной психологии. Место рефлексивных исследований в системе наук // Математические структуры и моделирование. – 2018. - № 1 (45). – С. 108-110.Мазилов В. А. Предмет психологии: новая версия [Электронный ресурс] / В.А. Мазилов // Теоретические достижения психологии. – 2017. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-psihologii-novaya-versiya (дата обращения: 08.02.2021).Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.Перепелкин Л. С. Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы / Л.С. Перепелкин // Историческая психология и социология истории. – 2013. - № 2. – С. 5-28.Семина М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) / М.В. Семина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 130-135.Сухов А. Н. Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. - № 3(82). – С. 275-278.Утлик Э. П. О нашей социальной психологии: от психологии к социальной психологии и обратно / Э.П. Утлик // Вестник Московского государственно областного университета. – 2018. - № 3. – С. 130-140.Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.Шачнев А. В. Первые теории в зарождении социальной психологии / А.В. Шачнев // Academy. – 2020. - № 1 (52). – С. 87-89.
1. Веричева, К.В. Социальное конструирование личности / К.В. Веричева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 149. – С. 51-58.
2. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века / И. Валлерстайн / Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. – Москва : Логос, 2003. – 355 с.
3. Завершнева Е. Ю. Проблема свободы как отличительной характеристики человека в работах Л. С. Выготского / Е.Ю. Завершнева // Вопросы психологии. – 2015. - № 5. – С. 89-106.
4. Игнатова Е. С. Отрасли психологии и психологические практики / Е.С. Игнатова. – Пермь : Изд-во Пермского государственного национально-исследовательского университета, 2019. – 96 с.
5. Лефевр В. А. Общая схема современной психологии. Место рефлексивных исследований в системе наук // Математические структуры и моделирование. – 2018. - № 1 (45). – С. 108-110.
6. Мазилов В. А. Предмет психологии: новая версия [Электронный ресурс] / В.А. Мазилов // Теоретические достижения психологии. – 2017. - № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predmet-psihologii-novaya-versiya (дата обращения: 08.02.2021).
7. Мид, Дж. Интернационализированные другие и самость / Дж.Г. Мид // Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 265 с.
8. Перепелкин Л. С. Социальная эволюция: некоторые дискуссионные вопросы / Л.С. Перепелкин // Историческая психология и социология истории. – 2013. - № 2. – С. 5-28.
9. Семина М. В. Опережая время (к 120-летию со дня рождения Л. С. Выготского) / М.В. Семина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2016. - № 5. – С. 130-135.
10. Сухов А. Н. Предмет социальной психологии: общетеоретический аспект / А.Н. Сухов // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2020. - № 3(82). – С. 275-278.
11. Утлик Э. П. О нашей социальной психологии: от психологии к социальной психологии и обратно / Э.П. Утлик // Вестник Московского государственно областного университета. – 2018. - № 3. – С. 130-140.
12. Цифанова, И.В. Понятие идентичности и его сущностно-характерологические константы / И.В. Цифанова // Исторические, философские, политические юридические науки, культурология и искусствоведение. – 2016. – № 11 (73). – С. 191-196.
13. Шачнев А. В. Первые теории в зарождении социальной психологии / А.В. Шачнев // Academy. – 2020. - № 1 (52). – С. 87-89.
Вопрос-ответ:
Какая роль социальной психологии в системе наук?
Социальная психология играет синтезирующую роль в системе наук. Она объединяет знания и методы из различных областей, таких как психология, социология, антропология и другие, чтобы лучше понять, как индивиды взаимодействуют друг с другом и социальным окружением.
Как социальная психология выступает в роли интегратора наук?
Социальная психология выступает в роли интегратора наук путем объединения и анализа знаний исследований в различных областях. Она использует понятия и методы как из психологии, так и из социологии, для более глубокого понимания влияния социальных факторов на индивидов.
Что определяет каждое действие индивида?
Каждое действие индивида определяется определенными мотивами и ориентировано на определенную цель. Оно помогает решить конкретную задачу и выражает отношение индивида к окружающему миру.
Какова роль сознания в деятельности человека?
Сознание включается и выключается в зависимости от отношений между задачами и способами их осуществления, которые формируются в процессе деятельности. Сознание не выступает внешней силой, но оно играет важную роль в оценке ситуаций, выборе стратегий и контроле над действиями.
Как социальная психология помогает понять влияние среды на индивидуальное поведение?
Социальная психология помогает понять влияние среды на индивидуальное поведение, изучая как социальные факторы, такие как нормы, ценности и ожидания, формируются и воздействуют на поведение индивидов. Она исследует взаимодействие между личностью и социальной средой, чтобы понять, как наши мысли, чувства и действия формируются под воздействием окружающего сообщества.
В чем состоит синтезирующая роль социальной психологии в системе наук?
Синтезирующая роль социальной психологии в системе наук заключается в объединении и интеграции знаний и методов из различных областей, таких как психология, социология, антропология и другие, для изучения и понимания социального поведения и взаимодействия людей.
Как социальная психология выполняет роль интегратора наук?
Социальная психология выполняет роль интегратора наук путем анализа и синтеза знаний и идей из разных дисциплин, чтобы лучше понять, как социальные факторы влияют на поведение и мышление человека. Она объединяет социологические, психологические и антропологические подходы, чтобы рассматривать социальные явления исходя из разных перспектив и получить более полное понимание социального мира.
Какова роль мотивов и целей в действиях индивидов?
Мотивы и цели играют важную роль в действиях индивидов, поскольку каждое действие исходит из определенных мотивов и ориентировано на определенную цель. Они помогают индивиду выражать свое отношение к окружающему миру и разрешать конкретные задачи. Мотивы и цели могут быть различными для каждого индивида и зависят от его потребностей, ценностей и представлений.