Экспрессивные средства языка, речевые приемы
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 20.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ ЭКСПРЕССИВНОСТИ 5
1. Экспрессивность в лингвистике 5
2. Виды экспрессивности текста 8
3. Стилистические средства экспрессивности 11
ГЛАВА 2. ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА И РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ В АНГЛИЙСКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ 20
1. Экспрессивные средства в стихотворении У. Эйнсворта «A Chapter of Highwaymen» 20
2. Экспрессивные средства в стихотворении Э. По «The Raven» 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
БИБЛИОГРАФИЯ 29
Также Уильям Эйнсворт использует сленговое слово coxcomb(хлыщ), подчеркивая специфичность тематики стихотворения.Немаловажную роль в произведении играет экспрессивный синтаксис. Стихотворение «AChapterofHighwaymen» построенонаприеме эпифоры. В конце каждой строфы рефреном повторяется: Which nobody can deny.Таким образом акцентируется авторская уверенность в том, что действительно никто не станет отрицать приведенных им фактов.Имеютместоидругиеповторы: OLDMOB, OLDMOB; TOMCOX, TOMCOX;Black Bess! BlackBess!, оказывающие эстетическое воздействие на читателя.ВпервойстрокеOfeveryrascalofeverykindмывидим синтаксический параллелизм, обеспеченный анафорой ofevery – ofevery. Такая конструкция придает строке особую ритмику.§ 2. Экспрессивные средства в стихотворении Э. По «TheRaven»Приведемчасть оригинальноготекстастихотворения: Once upon a midnight dreary, while I pondered, week and weary,Over many a quaint and curious volume of forgotten lore-While I nodded, nearly napping, suddenly there came a tapping,As of someone gently rapping, rapping at my chamber door.“Tis some visitor,” I muttered, “tapping at my chamber door- Only this and nothing more.”Ah, distinctly I remember, it was in the bleak December,And each separate dying ember wrought its ghost upon the floor.Eagerly I wished the morrow;-vainly I had sought to borrowFrom my books surcease of sorrow - sorrow for the lost Lenore-For the rare and radiant maiden whom the angels name Lenore- Nameless here for evermore.And the silken, sad, uncertain rustling of each purple curtainThrilled me - filled me with fantastic terrors never felt before;So that now, to still the beating of my heart, I stood repeating,“'Tis some visitor entreating entrance at my chamber door-Some late visitor entreating entrance at my chamber door; - This it is and nothing more.”<...>And the Raven, never flitting, still is sitting, still is sittingOn the pallid bust of Pallas just above my chamber door;And his eyes have all the seeming of a demon's that is dreaming,And the lamp-light o'er him streaming throws his shadow on the floor;And my soul from out that shadow that lies floating on the floorShall be lifted-nevermore! [13].Встихотворении «Ворон» частоиспользуетсятакоефонетическоесредствоэкспрессивности, какаллитерация:weekandweary;surcease of sorrow - sorrow for the lost Lenore; And the silken, sad, uncertain rustling;filled me with fantastic terrors never felt before; What this grim, ungainly, ghastly, gaunt; lies floating on the floor.Прием аллитерации повторяется порой в последовательных строках, создавая особый ритм:Deep into that darkness peering, long I stood there wondering, fearing,Doubting, dreaming dreams no mortal ever dared to dream before.Использование одних и тех же звуков придает тексту благозвучность, особую мелодичность. Помимо этого, повторяющийся звук «s» создает атмосферу таинственности и интимности, заставляет произносить строки полушепотом; повторяющиеся звуки «d» и «r» – наоборот делают текст жестким, бескомпромиссным. К фонетическим приемам также относится обыгрывание похожих по звучанию слов ravenи neverс целью создания прочной ассоциации между ними:QuoththeRaven, “Nevermore”.В рамках данного стихотворения можно говорить и о словообразовательной экспрессивности, построенной на инверсии и дефисе: uttered-not, us-by.Грамматическая экспрессивность стихотворения выражена в превращении имен нарицательных в имена собственные с помощью их написания с заглавной буквы: Raven,Hopes, Heaven.Лексические приемы экспрессивности в стихотворении многочисленны.Художественныйэффектсоздаютэпитеты: midnight dreary; week and weary; quaint and curious;gently rapping; bleak December; rare and radiant maiden; silken, sad, uncertain rustling; fantastic terrors; deep peering; wondering, fearing; stately Raven; saintly days; grave and stern decorum; ghastly grim and ancient Raven; lordly name; ungainly fowl.Оживляюттекстсравнения: withmienoflordorlady (овороне); That one word, as if his soul in that one word he did outpour.Яркостьиобразностьтекступридаютметафоры:ghost upon the floor; the angels name Lenore; my soul burning; ebony bird; Nightly shore; Night's Plutonian shore.ДостичьпоэтическойвыразительностиЭдгаруПопомогаютиолицетворения: the stillness gave no token; an echo murmured back; art sure no craven; Hopes have flown; soul hath spoken.Экспрессивность текста стихотворения поддерживается также метонимией: the countenance it wore.На экспрессивном синтаксисе базируется особая музыкальность стихотворения. Каждая строфа заканчивается словами nothingmore, evermoreили nevermore. Неполной эпифорой можно считать строки:Only this and nothing more.This it is and nothing more.Darkness there and nothing more.Merely this and nothing more. ит. д.Полная эпифора также имеет место. СтрокаQuoththeRaven, “Nevermore”повторяетсяпослепяти строф. Внутрисамихстрофчетвертаяипятаястрокитожечастозаканчиваютсяодинаково: at my chamber door– at my chamber door;and this mystery explore – and this mystery explore; have flown before –have flown before; ominous bird of yore –ominous bird of yore.В последней строфе три строки подряд начинаются со слова And, что позволяет говорить о наличии в стихотворении анафоры.Повторы, к которым прибегает поэт: you came tapping, tapping at– создают не только эффект ретардации, о чем говорилось в первой главе, но и делают текст похожим на заклинание, что соответствует его мистической тематике.Эдгар По обращается также к риторическому вопросу: Lenore? и риторическим восклицаниям: Tis the wind and nothing more!; She shall press, ah, nevermore!; Leave my loneliness unbroken!, добавляющим тексту эмоциональности. Второе из приведенных восклицаний, как видим, построено с помощью междометия ah.Интонационныеоттенкистихотворениюпридаетинверсия: midnightdreary; therecameatapping; andthismysteryexplore.Таким образом, представленные в проанализированных стихотворениях средства экспрессивности разнообразны и разноуровневы. Это позволяет поэтам комплексно воздействовать на читателя. Предельная выразительность поэтических текстов достигается неодинаково, хотя многие экспрессивные средства присутствуют в обоих стихотворениях. Если хулиганский настрой стихотворения «AChapterofHighwaymen» предается в основном за счет экспрессивной лексики, то лирическое «TheRaven» построено прежде всего на экспрессивной фонетике и синтаксисе, красной нитью проходящих через весь текст.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги проделанной работы, сформулируем основные результаты исследования.Явление экспрессивности базируется на определенных психологических закономерностях, касающихся как выражения эмоций и чувств, так иих восприятия. Главным механизмом экспрессивности в лингвистике является нарушение нормы использования единиц языка разных уровней.На зарождение экспрессивности как свойства речи или текста обязательно влияютсвойства ситуации общения: исходные знания и представления автора и читателя или же собеседников.Понятие экспрессивности тесно взаимосвязано с понятиями эмоциональности, образности, оценочности, их границы диффузны. Интенсивность же представляется мерой экспрессивности.Экспрессивные средства языка помогают автору придать эмоциональный заряд тексту. Экспрессивность позволяет усилить эффект от определенной информации, включенной в текст, акцентировать внимание на важных аспектах, тем самым воздействуя на читателя и его восприятие. Язык поэзии обладает своей собственной поэтической экспрессией, проявляющейся на всех уровнях структурной организации текста.Экспрессивность можно разделить на языковую и речевую. Языковая экспрессивность бывает внешней и внутренней. Внешняя экспрессивность в свою очередь делится на словообразовательную, фонетическую, грамматическую, лексическую и синтаксическую. Именно она и анализировалась в выбранных образцах английской поэзии. Лексическая экспрессивность делится учеными на общеоценочную и тематически определенную лексику. Внутри последней выделяются три основные темы: человек, артефакты и натурфакты.Список экспрессивных средств языка, описанных в третьем параграфе первой главы, не является полным. Создание исчерпывающего перечня может представлять интерес для последующего исследования, как и привлечение компьютерных технологий для выявления всех приемов и средств экспрессивности конкретного текста.Проанализированное стихотворение Уильяма Гаррисона Эйнсворта «AChapterofHighwaymen» отличается экспрессивной грамматикой, обилием экспрессивной лексики, а также обращением автора к синтаксическим средствам экспрессивности. Грамматическая экспрессивность в данном случае представлена использованием капслога. Из лексических средств экспрессивности автором использованы эпитеты, метафоры, аллегория, олицетворение, оксюморон, а также включение в текст стихотворения сленгового слова coxcomb. На синтаксическом уроне экспрессивность достигается за счет эпифоры, повторов и синтаксического параллелизма.Стихотворение Эдгара Аллана По «TheRaven» построено на аллитерации и эпифоре. Эти фонетическое и синтаксическое средства экспрессивности в данном случае можно назвать текстообразующими. Также поэт прибегает к словообразовательным, грамматическим,многочисленным лексическим средствам экспрессивности: сравнениям, эпитетам, метафорам, олицетворениям, метонимии. Синтаксическая экспрессивность находит отображение и в повторе, анафоре, частой инверсии, риторических вопросе и восклицаниях.Таким образом, задачи работы выполнены, цель достигнута. БИБЛИОГРАФИЯБиджелова, Б. А. Специфика употребления экспрессивных синтаксических конструкций в поэтическом тексте / Б. А. Биджелова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2017. – № 4(28). – С. 151-157. Вахитова, Г. В. Внутренняя экспрессивность текста / Г. В. Вахитова. – Текст : непосредственный // Вестник ВЭГУ. – 2014. – № 4 (72). – С. 69–76.Гашкова, М. Г. Уровни языковой экспрессивности (на материале немецкого языка) / М. Г. Гашкова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2010. – № 3. – С. 153-157. Зотова, А. Б. К вопросу о соотношении категорий "эмоциональность", "эмотивность", "экспрессивность" / А. Б. Зотова. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 6(50). – С. 14-17. Королева, Е. И. Опыт построения полевой модели категории экспрессивности (на материале романа Хелен Филдинг "Дневник Бриджит Джонс") / Е. И. Королева. – Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 3-2(33). – С. 109-113. Кузнецова, Н. Н. Категория экспрессивности и связанные с нею понятия / Н. Н. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 4(50). – С. 63-74. Матвеева, Т. В. Экспрессивность русского слова / Т. В. Матвеева. – Palmarium Academic Publishing, 2013. – 173 с.– Текст : непосредственный.Николаев, А. И. Основы литературоведения : учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново : ЛИСТОС, 2011. – 255 с. – Текст : непосредственный.Пилюгина, А. И. Экспрессивные средства печатного текста / А. И. Пилюгина. – Текст : непосредственный // Молодежный исследовательский потенциал : Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 23 августа 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 22-29. Рамазанова, Д. А. Экспрессивность в художественном тексте и способы ее выражения / Д. А. Рамазанова, Х. М. Хасбулатова, З. Г. Курбанова. – Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 86-91. Филимонова, О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте : учебное пособие / О. Е. Филимонова. – Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. – 448 с. – Текст : непосредственный.Хасанова, Н. Ф. Категория экспрессивности и ее соотношение с категориями интенсивности, эмоциональности, эмотивности и образности / Н. Ф. Хасанова. – Текст : непосредственный // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 6. – С. 105-108. По, Э. А. Ворон.– Текст : электронный / Э. А. По // Eng-poetry.ru. – URL: http://eng-poetry.ru/PoemE.php?PoemId=8526(дата обращения: 17.05.2022).Эйнсворт, У. Г. Баллада о знаменитых английских разбойниках.– Текст : электронный / У. Г. Эйнсворт // Eng-poetry.ru. – URL: http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=10128l (дата обращения: 17.05.2022).
1. Биджелова, Б. А. Специфика употребления экспрессивных синтаксических конструкций в поэтическом тексте / Б. А. Биджелова. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2017. – № 4(28). – С. 151-157.
2. Вахитова, Г. В. Внутренняя экспрессивность текста / Г. В. Вахитова. – Текст : непосредственный // Вестник ВЭГУ. – 2014. – № 4 (72). – С. 69–76.
3. Гашкова, М. Г. Уровни языковой экспрессивности (на материале немецкого языка) / М. Г. Гашкова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. – 2010. – № 3. – С. 153-157.
4. Зотова, А. Б. К вопросу о соотношении категорий "эмоциональность", "эмотивность", "экспрессивность" / А. Б. Зотова. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2010. – № 6(50). – С. 14-17.
5. Королева, Е. И. Опыт построения полевой модели категории экспрессивности (на материале романа Хелен Филдинг "Дневник Бриджит Джонс") / Е. И. Королева. – Текст : непосредственный // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2014. – № 3-2(33). – С. 109-113.
6. Кузнецова, Н. Н. Категория экспрессивности и связанные с нею понятия / Н. Н. Кузнецова. – Текст : непосредственный // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. – 2007. – № 4(50). – С. 63-74.
7. Матвеева, Т. В. Экспрессивность русского слова / Т. В. Матвеева. – Palmarium Academic Publishing, 2013. – 173 с. – Текст : непосредственный.
8. Николаев, А. И. Основы литературоведения : учебное пособие для студентов филологических специальностей / А. И. Николаев. – Иваново : ЛИСТОС, 2011. – 255 с. – Текст : непосредственный.
9. Пилюгина, А. И. Экспрессивные средства печатного текста / А. И. Пилюгина. – Текст : непосредственный // Молодежный исследовательский потенциал : Сборник статей IV Международного научно-исследовательского конкурса, Петрозаводск, 23 августа 2021 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 22-29.
10. Рамазанова, Д. А. Экспрессивность в художественном тексте и способы ее выражения / Д. А. Рамазанова, Х. М. Хасбулатова, З. Г. Курбанова. – Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – 2017. – Т. 11. – № 3. – С. 86-91.
11. Филимонова, О. Е. Эмоциология текста. Анализ репрезентации эмоций в английском тексте : учебное пособие / О. Е. Филимонова. – Санкт-Петербург : ООО «Книжный Дом», 2007. – 448 с. – Текст : непосредственный.
12. Хасанова, Н. Ф. Категория экспрессивности и ее соотношение с категориями интенсивности, эмоциональности, эмотивности и образности / Н. Ф. Хасанова. – Текст : непосредственный // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2015. – № 6. – С. 105-108.
13. По, Э. А. Ворон. – Текст : электронный / Э. А. По // Eng-poetry.ru. – URL: http://eng-poetry.ru/PoemE.php?PoemId=8526 (дата обращения: 17.05.2022).
14. Эйнсворт, У. Г. Баллада о знаменитых английских разбойниках. – Текст : электронный / У. Г. Эйнсворт // Eng-poetry.ru. – URL: http://eng-poetry.ru/Poem.php?PoemId=10128l (дата обращения: 17.05.2022).
Вопрос-ответ:
Что такое экспрессивность в лингвистике?
Экспрессивность - это категория языка, которая отражает экспрессивные состояния говорящего, его эмоциональную окраску и отношение к высказываемой информации.
Какие виды экспрессивности текста существуют?
В тексте можно выделить несколько видов экспрессивности, такие как эмоциональная, оценочная, авторская, апеллятивная, ситуативная экспрессивность.
Какие стилистические средства используются для создания экспрессивности?
Для создания экспрессивности в тексте часто используются такие стилистические средства, как метафоры, эпитеты, повторы, сравнения, эмоциональная лексика, интонационные средства и другие.
Какие экспрессивные средства применяются в стихотворении У Эйнсворта "A Chapter of Highwaymen"?
В стихотворении "A Chapter of Highwaymen" У Эйнсворта используются экспрессивные средства, такие как метафоры ("A cold wind swept down the street"), эпитеты ("hungry hours", "crimson floor"), причастные обороты ("whispering, sneaking, stealing"), звукопись ("whirr", "clang"), риторические вопросы и другие.
Какие экспрессивные средства использованы в стихотворении Э. По "The Raven"?
В стихотворении "The Raven" Э. По использованы экспрессивные средства, такие как повторы ("Nevermore", "quoth the Raven"), аллитерация ("weak and weary"), символика ("Raven"), олицетворение ("the Night's Plutonian shore"), эмоциональная лексика ("dying ember"), интонационные средства и другие.
Что такое экспрессивность в лингвистике?
Экспрессивность в лингвистике - это категория, которая выражает различные эмоциональные состояния, отношения и оценки говорящего. Она помогает передавать эмоциональную окраску текста.
Какие виды экспрессивности текста существуют?
Существуют различные виды экспрессивности текста, такие как эмоциональная экспрессивность, экспрессивность личности, экспрессивность ситуации и экспрессивность стиля. Каждый вид выражает свои особенности и задачи в тексте.
Какие стилистические средства используются для выражения экспрессивности?
Для выражения экспрессивности текста используются различные стилистические средства, такие как повторение, эпитеты, гипербола, сравнение, метафора, аллитерация, ассонанс и онирокритическая фигура. Эти средства помогают создать эмоциональный фон и эффект в тексте.