Влияние христианских религиозных норм на художественную культуру эпохи возрождения
Заказать уникальное эссе- 21 21 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 21.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Ему принадлежит полотно «Мадонна с куропатками», отличающаяся выверенной, почти театрально организованной композицией.Работа была выполнена ван Дейком в 1630-е гг. по заказу «содружества холостяков» при антверпенском соборе, членом которого с 1628 г. являлся и сам мастер.Распространенный в европейском искусстве библейский сюжет – отдых святого семейства на пути в Египет трактуется мастером несколько нетипичным, своеобразным образом.Во-первых, как было отмечено ранее, это театральный принцип организации композиции – фигуры Мадонны с младенцем, других детей, святого Иосифа тщательно распределены в пространстве. Детский хоровод, развлекающий младенца-Иисуса, воссоздан почти в рамках балетно-постановочного искусства. Помимо этого, художник активно использует символику, аллегорически повествующую историю данного библейского сюжета. Следует отметить, что образ Мадонны имеет достаточно развитую и упорядоченную систему символов, указывающую на те или иные аспекты ее роли и значении в христианском Писании. И очевидно, что художник, стремясь добиться в своем полотне большей человечности в изображении сакрального образа Мадонны, вместе с тем, окружил ее аллегорическими предметами, однозначно указывающими на ее святость.Таким образом, изобилию пышной природы в картине соответствует богатство сакральной символики. Так, подсолнечник, растущий над Девой Марией, попугай на ветке, куст белых роз за ее спиной, хризантемы на первом плане выступают символами чистоты Девы. Тыква, смоква и гранат, лежащие у ног Мадонны являются символом Церкви и ее паствы. Плодоносящая яблоня выступает аллегорией преодоленного Мадонной первородного греха; улетающие к морю куропатки, которые сами по себе символизируют распутство и бесстыдство, указывают на то, что «чистота Марии обращает в бегство все греховное». Танец детей, развлекающий Христа, также наполнен символикой, раскрывающий суть изображаемого библейского сюжета и повествующего о судьбе Девы Марии, вынужденной месте с Иосифом и младенцем-Иисусом спасаться бегством от царя Ирода.Дети в хороводе воспроизводят достаточно известную в то время игру – «золотые ворота», пропуская через условные ворота, образуемые движениями рук, вереницу Путти. Врата – это традиционный символ во многих культурах, который был особенно подробно развит в христианской доктрина. Сам Иисус также неоднократно уподоблял себя вратам: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет». Неслучайно взгляд Иисуса на картине устремлен именно к этим символическим воротам. Таким образом, танцевальный мотив детской игры позволят добиться более глубокого впечатления от произведения. РоберКампен – нидерландский живописец, известный также как мастер из Флемаля и Мастер алтаря Мероде, который, согласно сохранившимся источникам, был учителем и наставником знаменитого Рогира Ван дер Вейдена. Самыми известными из дошедших до наших дней произведениями Р. Кампена являются четыре фрагмента алтарей, которые в настоящее время хранятся в Штеделевском художественном институте во Франкфурте-на-Майне. Как принято считать, три из указанных фрагментов, происходят из Флемальского аббатства, по названию которого мастер получил имя Флемальского мастера. Триптих, прежде принадлежавший графине Мероде и находившийся в Тонгерлоо в Бельгии, явился причиной появления и другого прозвания художника – Мастер алтаря Мероде. В настоящее время данный алтарь находится в коллекции музея Метрополитен (Нью-Йорк). Кроме того, кисти Кампена принадлежат также полотна «Рождество Христово» из музея в Дижоне, две створки Алтаря Верля, хранившиеся в коллекции музея Прадо, и ещё около двадцати картин, многие из которых представляют собой фрагменты крупных произведений или копии давно утраченных работ, сделанные еще при жизни художника.Алтарь Мероде представляет собой интерес, помимо его безусловной художественной ценности, еще и тем, что в нем представлена достаточно самобытная интерпретация образа Мадонны, получившая название «бюргерской мадонны». Эта интерпретация представляет собой органичный синтез высокого символизма с реалистическим жанром. Более того, алтарь Мероде является произведением, оказавшем особое влияние на развитие реализма в нидерландском искусстве и, в частности, для оформления стиля нидерландского портрета.В данном триптихе перед глазами зрителя разворачивается современное художнику городское жилище, воспроизведенное во всей его достоверности. Центральная композиция, изображающая сцену Благовещенье, представляет главную жилую комнату дома. На левой створке представлен отгороженный каменной стеной двор со ступенями крыльца и слегка приоткрытой входной дверью, ведущей в дом. На правой створке изображена вторая комната, где располагается столярная мастерская хозяина. Здесь наглядно продемонстрирован тот путь, по которому Р. Кампен пошёл, превращая впечатления реальной жизни в художественный образ. Главной своей целью художник считал изображение сцены Благовещения и запечатление фигур заказчиков, поклоняющихся Мадонне. Как уже отмечалось ранее, Р. Кампен стал автором того типа «бюргерской мадонны», который долго сохранялся в нидерландской живописи. Мадонна Р. Кампена обычно изображена в типичной комнате типичного бюргерского дома, окруженная домашней обстановкой, выдающая руку заботливых хозяев. Она сидит на дубовой скамье возле камина или деревянного стола в окружении множества предметов домашнего быта, которые подчеркивают человечность и простоту её облика. Лицо её спокойно и ясно, глаза опущены и смотрят либо в книгу, либо на младенца, лежащего у неё на коленях; в этом образе подчёркнута не столько связь с областью сакральных представлений, сколько его земная, человеческая природа; он исполнен ясного и сосредоточенного благочестия, понятного и близкого психологии и чувствам простого человека того времени. Это подтверждается целой серией произведений, созданных Р. Кампеном– «Мадонна у камина», «Мадонна в комнате», Мадонна со сцены «Благовещенья» алтаря Мероде.Очевидно, что художник отвергает идею передачи религиозных идей художественными средствами, требовавших изъятия образа благочестивого человека из сферы повседневной жизни; в его произведениях не человек возвышается до небесных сфер, а религиозные персонажи находятся среди обыкновенных людей среди их повседневных дел и обязанностей. Облик Мадонны под кистью Р. Кампена обретает своеобразную целостность; ему удается примирить земное происхождение Марии и ее божественную миссию. Этому во многом способствует созвучность психологического состояния персонажей сюжетных картин окружающей их материальной, обыденной среде.Таким образом, эпоха Возрождения породила многомерную, сложную культуру. Искусство Ренессанса остро отреагировало на новые веяния эпохи, придав гуманистическим принципам Возрождения зримую форму. Художественный облик эпохи определили такие величайшие фигуры, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, Кампен, Ван Дейк – в Нидерландах. Несмотря на индивидуальную,уникальнуюи узнаваемую манеру творчества каждого из них, можно отметить и общее для всех них стремление отразить в своих работах новый пафос эпохи, утвердить ценность личности человека, вписать новое гуманистическое мировоззрение в общий контекст европейской христианской культуры. Этот посыл сохраняется даже при обращении художников к религиозным сюжетам, которые теперь наполняются антропоцентризмом.Список использованной литературыАралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.Бабина Н. П., Грицай Н. И. Фламандская живопись 17-18 веков / Н.П. Бабина, Н.И. Грицай // Каталог коллекции. – Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. – 582 с.Байгузина Е. Н. Загадки старых мастеров. Скрытый смысл танцевальных сцен в дивопии фламандской и голландской школ XVII века / Е.Н. Байгузина // Вестник Академии русского балета им. А,Я, Вагановой. – 2012. - № 27 (1). – С. 295-317.Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.Варшавская М. Я. Ван Дейк. Картины в Эрмитаже / М.Я. Варшавская. – Санкт-Петербург : Изд-во ГЭ, 1963. – 152 с.Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: в 2 т., т. 2 / М. Дворжак. – Москва : Искусство, 1978. – 394 с. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи / А.К. Дживелегов – Москва : Искусство, 2014. – 203 с.Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.Рамазонов Ш.Р. Образ великого художника Микеланджело/ Ш.Р. Рамазонов // Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 633-636.Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен–Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.
Список использованной литературы
1. Аралова Е. В. Духовность и гуманизм эпохи Возрождения / Е.В. Аралова // Власть. – 2015. - № 3. – С. 48-52.
2. Бабина Н. П., Грицай Н. И. Фламандская живопись 17-18 веков / Н.П. Бабина, Н.И. Грицай // Каталог коллекции. – Санкт-Петербург : Издательство Государственного Эрмитажа, 2005. – 582 с.
3. Байгузина Е. Н. Загадки старых мастеров. Скрытый смысл танцевальных сцен в дивопии фламандской и голландской школ XVII века / Е.Н. Байгузина // Вестник Академии русского балета им. А,Я, Вагановой. – 2012. - № 27 (1). – С. 295-317.
4. Будянская Д. А., Римский В. П. Социокультурные и ментальные контексты Возрождения и Реформации: к методологии исследования генезиса новоевропейской философии / Д.А. Будянская, В.П. Римский // Научные ведомости – 2010. - № 2(97). – С. 5-14.
5. Варшавская М. Я. Ван Дейк. Картины в Эрмитаже / М.Я. Варшавская. – Санкт-Петербург : Изд-во ГЭ, 1963. – 152 с.
6. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения: Курс лекций: в 2 т., т. 2 / М. Дворжак. – Москва : Искусство, 1978. – 394 с.
7. Дживелегов А. К. Леонардо да Винчи / А.К. Дживелегов – Москва : Искусство, 2014. – 203 с.
8. Дмитриева А. А. Бытовой жанр в творчестве Яна Вермеера Делфтского 1650-х годов. Основные проблемы иконографии / А.А. Дмитриева // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 1. – С. 274-288.
9. Загрядская А. С. Антропоцентризм как вектор преобразования христианской культуры в эпоху Возрождения / А.С. Загрядская // TerraHumana. – 2013. - № 4 (29). – С. 189-193.
10. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII вв. Эпохи и стили / Д.С. Лихачев – Ленинград : Наука, 1973. – С. 75-127.
11. Мейендорф И. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. / И.О. Мейендорф // Труды Отдела древнерусской литературы. – Ленинград : Наука, 1973. – 384 с.
12. Рамазонов Ш. Р. Образ великого художника Микеланджело / Ш.Р. Рамазонов // Молодой ученый. – 2017. - № 3. – С. 633-636.
13. Ревко-Линардато П. С. Влияние византийских гуманистов на культуру итальянского Возрождения / П.С. Ревко-Линардато // Ценности и смыслы. – 2015. - № 1(35). – С. 5-18.
14. Романов Ю. И., Сандулов Ю. А. Краткая история философской мысли / Ю.И. Романов, Ю.А. Сандулов – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 224 с.
15. Сергеев К. А. Ренессансные основания антропоцентризма / К.А. Сергеев – Санкт-Петербург : Наука , 2007. – 594 с.
16. Сыпачева Т. А. Преподавание курса «Религиоведение» в компаративистском контексте / Т.А. Сыпачева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2014. - № 3. – С. 25-36.
17. Эншлен Ш. Происхождение религии / Ш. Эншлен – Москва : Изд-во иностранной литературы, 1954. – 293 с.
Вопрос-ответ:
Кто является автором полотна "Мадонна с куропатками"?
Автором полотна "Мадонна с куропатками" является ван Дейк.
Когда было создано полотно "Мадонна с куропатками"?
Полотно "Мадонна с куропатками" было создано в 1630-х годах.
Кто заказал выполнение работы?
Работу "Мадонна с куропатками" заказал содружество холостяков при антверпенском соборе.
Каким образом мастер трактует библейский сюжет "отдых святого семейства на пути в Египет"?
Мастер трактует библейский сюжет "отдых святого семейства на пути в Египет" несколько нетипичным образом.
Чем отличается композиция полотна "Мадонна с куропатками"?
Композиция полотна "Мадонна с куропатками" отличается выверенной и почти театрально организованной структурой.
Кто является автором полотна "Мадонна с куропатками"?
Автором полотна "Мадонна с куропатками" является ван Дейк.
Когда было выполнено полотно "Мадонна с куропатками"?
Полотно "Мадонна с куропатками" было выполнено в 1630-х годах.
Кто заказал выполнение полотна "Мадонна с куропатками"?
Полотно "Мадонна с куропатками" было выполнено по заказу содружества холостяков при антверпенском соборе.
Каким образом христианские религиозные нормы влияли на художественную культуру эпохи возрождения?
Христианские религиозные нормы влияли на художественную культуру эпохи возрождения, включая полотно "Мадонна с куропатками", через представление библейских сюжетов и образов, пропагандируя христианскую веру и ценности.
В чем отличие полотна "Мадонна с куропатками" от других произведений ван Дейка?
Полотно "Мадонна с куропатками" отличается выверенной почти театрально организованной композицией, что делает его нетипичным для других произведений мастера.
Какие религиозные нормы влияли на художественную культуру эпохи возрождения?
Христианские религиозные нормы играли значительную роль в формировании художественной культуры эпохи возрождения. Художники были вдохновлены библейскими сюжетами и догмами христианства, которые часто становились основой для создания произведений искусства.