Средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в ДОО

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 34 34 страницы
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 28.06.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1 Сущность понятия «познавательное развитие» в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 11
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1 Методы и приемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 18
2.2 Игра как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33

Фрагмент для ознакомления

Каждый этап, или станция, представляет собой решение познавательной задачи. В игре дети участвуют командами, что создает условия для соревновательности и формированию заинтересованности в достижении цели, получения выигрыша. На станциях предлагаются такие задания, как решить загадку или ребус о природе, ответить на вопросы, провести опыт и изучить свойства неживой природы (например, воды, воздуха и т.д.), рассказать стихотворение или спеть песню и другие.
Игра-путешествие может быть организовано по сюжету сказки, в форме экскурсии в зоопарк, в виде научной экспедиции, кругосветного путешествия. В процессе игры дети не только узнают новые факты о мире природы, но и проявляют различные эмоции, волевые усилия по решению познавательных задач, что в свою очередь способствует формированию интереса к природе. Игры-путешествия позволяют интегрировать различные виды деятельности – экспериментирование, наблюдение, труд в природе, продуктивную деятельность (рисование, лепка, конструирование).
Сюжет игр-путешествий продумывается таким образом, чтобы дети были заинтересованы и выполняли разнообразные роли – «туристов», «посетителей зоопарка», «исследователей», «геологов» и т.д. В процессе игры дети слушают объяснение педагога, отвечают на вопросы, задают вопросы, рассуждают, фиксируют результаты наблюдения («фотографируют», отображают в процессе рисования). Игра требует четкого распределения ролей, подготовку атрибутов игры (бинокли, подзорные трубы, самодельные фотоаппараты). Действия с данными предметами интересны для детей, что позволяет удерживать их внимание в пространстве игровой ситуации и стимулировать познавательную активность. Тематика игр-путешествий [8]:
– «Путешествие в зоопарк» (формирование интереса к диким животным – обитателям зоопарка);
– «Поход в лес» (формирование интереса к растениям и животным леса);
– «Подводный мир» (формирование интереса к растениям и животным водных экосистем);
– «Экспедиция в Арктику» (формирование интереса к природе Севера, животному и растительному миру);
– «Путешествие в Африку (формирование интереса к природе жарких стран, животному и растительному миру);
– «Путешествие капельки» (формирование интереса к неживой природе, роли воды для природы, экспериментированию по изучению свойств воды);
– «Экспедиция геологов» (формирование интереса к неживой природе, изучению минералов, коллекций);
– «Путешествие по планете Земля» (формирование интереса к нашей планете, ее континентам);
– «Путешествие на Луну» (формирование интереса к изучению космоса, планеты Земля, Луны, звезд и Солнечной системы);
– «Путешествие во времени» (формирование интереса к живой и неживой природе прошлого – динозавры, мамонты, древние люди).
Этапы игры:
1. Общий сбор. Проверка готовности к путешествию – наличие оборудование, инвентаря). «Садятся» в выбранный транспорт.
2. Выполнение заданий в ходе путешествия.
Станция 1. Загадочная. Дети отгадывают загадки, ребусы по теме игры (о растениях, животных, неживой природе, о человеке).
Станция 2. Познавательная. Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы по теме игры.
Станция 3. Музыкальная. Дети поют песни о животных, о природе по теме игры.
Станция 4. Спортивная. Проводится сюжетная подвижная игра между командами.
Станция 5. Опытная. Дети совместно с педагогом проводят опыты и эксперименты по изучению свойств неживой природы, наблюдают за поведением животных.
Станция 6. Творческая. Дети фиксируют результаты наблюдений и опытов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Станция 7. Игровая. Проводятся дидактические игры на закрепление полученных экологических представлений.
Станция 8. Гостевая. Дети рассказывают о правилах поведения в природе, о том, как помочь сохранить природу.
3. Подведение итогов. Обсуждение в кругу полученных впечатлений. Награждение команды-победителя, всех детей-участников грамотами и медалями.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что под игровой деятельностью понимается вид деятельности, в основе которого лежит воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. В работе по познавательному развитию детей можно использовать различные виды игр – сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, игры-путешествия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного анализа психолого-педагогической литературы были решены поставленные задачи и определены основные понятия исследования.
В дошкольном возрасте формируются познавательные интересы, которые определяют направленность личности и избирательное отношение к тем или иным сферам окружающей действительности, а также стремление получить новые знания в различных видах деятельности. В этой связи формирование познавательного интереса у дошкольников является одной из важнейших задач образовательного процесса.
У дошкольников познавательный интерес проявляется в потребности открыть новое для себя знание, поэтому они задают вопросы, играют, экспериментируют, общаются со сверстниками и взрослыми. Особенностью проявления познавательного интереса детей дошкольного возраста является наличие ярких положительных эмоций и переживаний.
Среди методов и приемов познавательного развития детей старшего дошкольного возраста можно выделить словесные, наглядные и практические методы. Словесные методы и приемы формирования познавательных интересов у детей дошкольного возраста – это различные виды беседы, рассказ педагога, чтение и обсуждение произведений художественной литературы.
Наглядные методы и приемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста – это иллюстрация, демонстрация, различные приемы визуализации (использование слайдов, презентаций), наблюдение, показ. Особое значение в современных условиях приобретают наглядные приемы, которые основаны на информационных технологиях.
Практические методы и приемы познавательного развития детей старшего дошкольного возраста – это упражнения, игры, экспериментирование, метод проектов.
Под игровой деятельностью понимается вид деятельности, в основе которого лежит воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними. В структуре игровой деятельности выделяются такие компоненты, как сюжет, игровые правила и игровые действия, роль, использование предметов-заместителей, реальные игровые взаимоотношения детей в процессе игры.
В работе по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные виды игр – сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные, игры-путешествия.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Алябьева, Е. А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2017. – 128 с.
Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
Венгер, Л. А. Психология развития: психологический лексикон. энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Венгер; ред.-сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. – Москва : ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c.
Гордиенко, Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55–8. – С. 33–35.
Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19–22.
Загорная, Е. В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. В. Загорная. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 197 c.
Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. – Москва : Просвещение, 2011. –324 с.
Иванова, А. И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А. И. Иванова, Н. В. Уманская. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019. – 270 с.
Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова; ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 720 с.
Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51–54.
Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 415 с.
Степенко, В. А. Развитие познавательной сферы детей 5–6 лет / В. А. Степенко // материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием. Секции 6–8. – Нерюнгри, 2018. – С. 74–78.
Удина, Е. Н. Изучение уровней познавательного интереса у старших дошкольников / Е. Н. Удина, Я. Л. Пичаевская // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – Т. 1. – № 2. – С. 61–65.
Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2022. – 80 с.
Шамарова, С. Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Шамарова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287–289.
Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Дидактическая игра «Угадай на ощупь»
Игровая задача: определить на ощупь предмет, отнести его к определенной группе.
Оборудование: мешочек, набор фигурок животных разных групп (птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие), природный материал (шишки, орехи, муляжи фруктов, овощей).
Ход игры: дети по очереди опускают руку в мешочек, пытаются определить предмет, называют его. Далее необходимо отнести предмет к определенной группе животных или растений.

Дидактическая игра « Узнай по описанию»
Игровая задача: определить по описанию, о каком животном или растении идет речь.
Оборудование: предметные картинки, подборка загадок.
Ход игры: педагог читает загадку, дает описание животного или растения. Дети должны определить, назвать животное или растение, дать его характеристику (внешний вид, среда обитания, охрана в природе).

Подвижная игра «Звериная зарядка»
Игровая задача: повторять движения, имитирующие животных, без ошибок за воспитателем.
Ход игры: педагог показывает различные движения, которые характерны для определенных животных, например, походка лисы, медведя, прыжки зайца и другие.

Игра-путешествие «Подводный мир»
Цель: формирование интереса к растениям и животным водных экосистем).
Оборудование: презентация, предметные картинки, загадки о животных, ребусы.
1. Общий сбор. Проверка готовности к путешествию – наличие оборудование, инвентаря). «Садятся» в выбранный транспорт – «подводный батискаф» и погружаются на морское дно.
2. Выполнение заданий в ходе путешествия.
Станция 1. Загадочная. Дети отгадывают загадки, ребусы по теме игры (о растениях, животных, обитающий в водной среде – о водорослях, кораллах, рыбах, медузах, млекопитающих и других водных обитателях). Рассматривают презентацию.
Станция 2. Познавательная. Дети участвуют в беседе, отвечают на вопросы по теме игры. Педагог задает вопросы об особенностях водной среды обитания, о способах приспособления животных и растений к среде обитания, о группах животных.
Станция 3. Музыкальная. Дети поют песни о животных, о природе по теме игры. Песня «Море, море – мир бездонный».
Станция 4. Спортивная. Проводится сюжетная подвижная игра между командами. «Море волнуется».
Станция 5. Опытная. Дети совместно с педагогом проводят опыты и эксперименты по изучению свойств неживой природы, наблюдают за поведением животных. Работа проводится в живом уголке (аквариум).
Станция 6. Творческая. Дети фиксируют результаты наблюдений и опытов в рисовании.
Станция 7. Игровая. Проводятся дидактические игры на закрепление полученных экологических представлений. Игра «Узнай по описанию».
Станция 8. Гостевая. Дети рассказывают о правилах поведения в природе, о том, как помочь сохранить природу, как охранять водные богатства, растения и животные – обитатели морей и океанов.











2



Методы познавательного развития детей дошкольного возраста

Словесные

Наглядные

Практические

Игра

Беседа

Рассказ

Наблюдение

Художественное слово

Эксперименти-рование

Упражнение

Демонстрация

Показ

Метод проектов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алябьева, Е. А. Познавательное развитие ребенка: сказки о природе / Е. А. Алябьева. – Москва : Сфера, 2017. – 128 с.
2. Андреева, Н. А. Влияние игровой деятельности на познавательную сферу ребенка / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2018. – № 3 (39). – С. 10–14.
3. Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
4. Венгер, Л. А. Психология развития: психологический лексикон. энциклопедический словарь в шести томах / Л. А. Венгер; ред.-сост. Л. А. Карпенко; под ред. А. В. Петровского. – Москва : ПЕР СЭ, 2015. – 176 с.
5. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.
6. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
7. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2016. – 1008 с.
8. Гасанова, Д. И. Игра в развитии познавательной сферы / Д. И. Гасанова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 74 c.
9. Гордиенко, Н. В. Современные образовательные технологии как средство развития познавательной сферы старших дошкольников / Н. В. Гордиенко, Н. В. Опара // Тенденции развития науки и образования. – 2019. – № 55–8. – С. 33–35.
10. Демешина, А. Р. Проблемы развития познавательной сферы дошкольников в современной педагогической психологии / А. Р. Демешина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 12. – С. 19–22.
11. Загорная, Е. В. Диагностика и развитие познавательной сферы дошкольников : учебно-методическое пособие / Е. В. Загорная. – Саратов : Вузовское образование, 2019. – 197 c.
12. Запорожец, А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. – Москва : Просвещение, 2011. –324 с.
13. Иванова, А. И. Мир, в котором я живу: программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников / А. И. Иванова, Н. В. Уманская. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 156 с.
14. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников / Н. В. Микляева. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 201 с.
15. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва : Литера, 2016. – 389 с.
16. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Академия, 2019. – 270 с.
17. Образовательная область «Познавательное развитие»: учебно-методическое пособие / З. А. Михайлова; ред. А. Г. Гогоберидзе. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 297 с.
18. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 720 с.
20. Скалина, О. В. Теоретические подходы к изучению вопросов развития познавательной сферы детей дошкольного возраста / О. В. Скалина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 2 (8). – С. 51–54.
21. Смирнова, Е. О. Детская психология : учебник / Е. О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 415 с.
22. Степенко, В. А. Развитие познавательной сферы детей 5–6 лет / В. А. Степенко // материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с международным участием. Секции 6–8. – Нерюнгри, 2018. – С. 74–78.
23. Удина, Е. Н. Изучение уровней познавательного интереса у старших дошкольников / Е. Н. Удина, Я. Л. Пичаевская // Гуманитарно-педагогическое образование. – 2015. – Т. 1. – № 2. – С. 61–65.
24. Урунтаева, Г. А. Детская психология : учебник / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва : ТЦ Сфера, 2022. – 80 с.
26. Шамарова, С. Ю. Дидактические игры как средство развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста / С. Ю. Шамарова // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Пенза 2019. – С. 287–289.
27. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва : Академия, 2014. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Что представляет собой познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста?

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста - это процесс усвоения и развития ребенком познавательных способностей, таких как внимание, мышление, память, воображение и речь.

Какие особенности в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста можно выделить?

Основные особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста включают формирование логического мышления, развитие самостоятельности и исследовательской активности, формирование понятийного и образного мышления, развитие воображения и речи.

Какие методы и приемы используются для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста применяются различные методы и приемы, такие как игровые ситуации, наблюдение и опыт взаимодействия с окружающим миром, конструирование, экспериментирование, решение логических задач, чтение книг, использование развивающих игр и игрушек.

Почему игра является важным средством познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Игра играет важную роль в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста, так как через активное участие в игровых ситуациях ребенок развивает свои познавательные способности, экспериментирует, осваивает новые знания и умения, обучается общению и сотрудничеству, развивает творческое мышление и воображение.

Какие средства могут использоваться для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста могут использоваться различные средства, такие как развивающие игры и игрушки, настольные игры, книги, аудиозаписи, инструменты для конструирования и экспериментирования, различные материалы для рисования и творческой деятельности.

Что такое познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста?

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста - это процесс приобретения и развития знаний, умений и навыков, который происходит во время игры, обучения и активного взаимодействия с окружающим миром.

Какие особенности характерны для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста включают развитие операций познания, интерес к самостоятельному изучению окружающего мира, формирование способности к конкретно-образному и абстрактно-логическому мышлению, развитие памяти и внимания, а также расширение словарного запаса.

Какие методы и приемы используются для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы, такие как игры, эксперименты, наблюдения, конструирование, решение задач, чтение книг, работа с пазлами и мозаикой, использование компьютерных программ и мультимедиа.

Как игра способствует познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста?

Игра является одним из основных средств познавательного развития детей старшего дошкольного возраста. Через игру дети учатся решать проблемы, осваивают новые навыки и знания, развивают воображение и творческое мышление, учатся работать в группе и общаться с другими детьми.

Как компьютерные программы могут быть использованы для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста?

Компьютерные программы могут быть использованы для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста путем предоставления интерактивных заданий, игр и упражнений, которые помогают развивать навыки логического мышления, внимания, памяти, а также познакомить детей с основными предметами и концепциями.