Поэтика названий романов «данцигской трилогии» Г. Грасса
Заказать уникальный доклад- 11 11 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 26.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
В соответствующей части трилогии одно начинает доминировать над другим, во многом из-за нравственной, философской и социальной проблематики этой части.Образ «грешного» города вдохновляет на создание традиционной мифологической темы неотвратимой кары, трактуемой Грассом как апокалиптическая — разрушения города. Автор романа «Жестяной барабан» констатирует, что Данциг за свою многовековую историю много раз разрушался, но возрождался среди многих могущественных, но бедных соседей, благодаря возможности приобретать невообразимые богатства, а, следовательно, конечная гибель города, следующая. Дело не в завоевании, а в том, что город добровольно принял идеологию завоевателя и сделал окончательный выбор в пользу зла. Вполне естественно, что Данциг вспыхнул в пожаре, который сам и создал. В произведении «Собачь годы» ареал расширяется и включает в себя не только Данциг и его пригороды, но и рыбацкие деревни Шивенхорст и Никельсвальде, расположенные на пологих, влажных берегах Вислы.Центральным образом здесь является река Висла, символизирующая невозможное, необратимое течение истории. Эта река становится своеобразным напоминанием о прошлом, которое нельзя повернуть вспять, изменить или исправить.Что может нести в своих водах такая река, как Висла? Да, все, что обращается в прах... Все забытое, заросшее прошлым, вдруг появляется в водах Вислы и уносится потоком памяти.Домашняя библиотека занимает особое место в воспоминаниях писателя. Она достаточно бессистемна: книга «Распутин и женщины» и развлекательный роман Викки Баум соседствуют в ней с вполне серьезной литературой. Именно мамин книжный шкаф позволяет герою «Луковицы памяти» получить первое представление о творчестве не только немецких писателей эпохи «Просвещения», но и с книгами лауреатов Нобелевской премии шведской писательницы Сельмы Лагерлеф, норвежского писателя Кнута Гамсуна, классиков швейцарской и русской литературы.Второй мотив - проблема исторической вины немецкого народа, - представленный в «Данцигской трилогии» имплицитно, в «Луковице памяти» перенесен в идеологическую плоскость и находит свое выражение в публицистической форме.Конформистский подход главного героя «Луковицы памяти» к событиям, окружавшим его во времена нацистского режима, противоречит гражданской позиции рассказчика, занимающего теперь антифашистские позиции. Именно поэтому Г. Грасс акцентирует внимание на изменениях облика города и образа жизни. Он не хотел осуждать внутренний мир, который был им построен. Если сопоставить разные события, свидетелем которых стал молодой Грасс, то мы получим достаточно полную картину жизни города и его окрестностей во времена Третьего рейха. Эта жизнь протекает в двух параллельных плоскостях. Немецкая молодежь вступает в ряды Гитлерюгенда, несет рабочую службу, служит во вспомогательных частях ПВО в зенитных батареях Кайзерхафена и Брезен-Гпеткау, принимает призывы на фронт, в том числе в войска СС.Образ, созданный Грассом в «Луковице памяти», был нужен автору не только для анализа условий, в которых формировалась его личность, но и для того, чтобы показать, как мелкобуржуазное немецкое общество, в котором он вырос, повлияло на его творчество.Тесная связь воспоминаний Г. Грасса о прошлой юности с их отражением в его творчестве лишний раз подтверждает правоту М.М. Бахтина, который говорит, что авторы автобиографии «помнят из своего прошлого только то, что не переставало быть им доступным и переживалось ими как настоящее».Библиографический список1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. - М. - Ausburg: Werden-Verlfag. - 167 с.2. Грасс Г. Жестяной барабан / Г. Грасс. - М.: Терра, 2002. -688 с.3. ГрассГ. Кошки-мышки / Г. Грасс. - М.: Астрель, 2010. -288 с.4. Грасс Г. Луковица памяти / Г. Грасс. - М.: Изд-во Иностранка, 2008. -590 с.5. Грасс Г. Продолжение следует ... - В кн.: Грасс Г. Под местным наркозом. Из дневника улитки. Нобелевская речь / Г. Грасс. - М.: Олимп, АСТ. 6. ГрассГ. Собачьи годы / Г. Грасс. - М.: Амфора, 2008. -736 с.7. Лотман М.Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 2.8. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» / Топоров В.Н. // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995 9. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте / В.Н. Топоров // Исследования по структуре текста. - М.: Наука, 1987. 12. Добряшкина А.В. Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса: дис. канд. филол. наук: М., 2005.13. Рудницкий М.А. Жизнь, оказавшаяся книгой / М.А. Рудницкий // Грасс Г. «Собачьи годы». - СПб.: Амфора, 2000.14. Бондарь И.А. Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса: дис.канд. филол. наук: М., 2015.Интернет источникиАнтифашистская проблематика романа Г. Грасса Собачьи годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/33869924/Антифашистская_проблематика_романа_Г_Грасса_Собачьи_годы_docxПоэтика фарсовой условности в «Данцигской трилогии» Гюнтера Грасса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/79065/Downloads/poetika-farsovoy-uslovnosti-v-dantsigskoy-trilogii-gyuntera-grassa%20(2).pdf
2. Грасс Г. Жестяной барабан / Г. Грасс. - М.: Терра, 2002. -688 с.
3. Грасс Г. Кошки-мышки / Г. Грасс. - М.: Астрель, 2010. -288 с.
4. Грасс Г. Луковица памяти / Г. Грасс. - М.: Изд-во Иностранка, 2008. -590 с.
5. Грасс Г. Продолжение следует ... - В кн.: Грасс Г. Под местным наркозом. Из дневника улитки. Нобелевская речь / Г. Грасс. - М.: Олимп, АСТ.
6. Грасс Г. Собачьи годы / Г. Грасс. - М.: Амфора, 2008. -736 с.
7. Лотман М.Ю. Символика Петербурга и проблемы семиотики города / Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3 т. - Таллин: Александра, 1992. - Т. 2.
8. Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» / Топоров В.Н. // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995
9. Топоров В.Н. Текст города-девы и города-блудницы в мифологическом аспекте / В.Н. Топоров // Исследования по структуре текста. - М.: Наука, 1987.
12. Добряшкина А.В. Гротеск в творчестве Гюнтера Грасса: дис. канд. филол. наук: М., 2005.
13. Рудницкий М.А. Жизнь, оказавшаяся книгой / М.А. Рудницкий // Грасс Г. «Собачьи годы». - СПб.: Амфора, 2000.
14. Бондарь И.А. Эготекст в творчестве Гюнтера Грасса: дис.канд. филол. наук: М., 2015.
Интернет источники
1. Антифашистская проблематика романа Г. Грасса Собачьи годы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.academia.edu/33869924/Антифашистская_проблематика_романа_Г_Грасса_Собачьи_годы_docx
2. Поэтика фарсовой условности в «Данцигской трилогии» Гюнтера Грасса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/79065/Downloads/poetika-farsovoy-uslovnosti-v-dantsigskoy-trilogii-gyuntera-grassa%20(2).pdf
Вопрос-ответ:
Какие темы освещает трилогия Г. Грасса?
Трилогия Г. Грасса освещает различные темы, включая нравственную, философскую и социальную проблематику.
Что именно начинает доминировать в соответствующей части трилогии?
В соответствующей части трилогии одно начинает доминировать над другим во многом из-за нравственной, философской и социальной проблематики этой части.
Как автор ассоциирует образ города с традиционной мифологической темой?
Образ грешного города вдохновляет автора на создание традиционной мифологической темы неотвратимой кары, трактуемой Г. Грассом как апокалиптическое разрушение города.
Как автор оценивает историю города Данциг?
Автор романа "Жестяной барабан" констатирует, что город Данциг за свою многовековую историю много раз разрушался, но всегда возрождался среди.
Какие ценности раскрывает трилогия Г. Грасса?
Трилогия Г. Грасса раскрывает ценности, связанные с историей города, проблемами нравственности и философией в социальном контексте.
Что символизирует название романа "Жестяной барабан"?
Название романа "Жестяной барабан" символизирует неотвратимую кару и разрушение города Данцига.
Какая тема преобладает в названии романа "Жестяной барабан"?
Тема грешного города и апокалиптического разрушения Данцига преобладает в названии романа "Жестяной барабан".
Что вдохновило автора на создание темы неотвратимой кары в романе "Жестяной барабан"?
Один из источников вдохновения автора для создания темы неотвратимой кары в романе "Жестяной барабан" - это образ грешного города Данцига.
Что согласно автору романа "Жестяной барабан" произошло с городом Данцигом в свою многовековую историю?
Согласно автору романа "Жестяной барабан", город Данциг много раз разрушался, но всегда возрождался.
Какие нравственные, философские и социальные проблемы рассматриваются в романе "Жестяной барабан"?
В романе "Жестяной барабан" рассматриваются нравственные, философские и социальные проблемы, связанные с историей и судьбой города Данцига.
Почему в названиях романов данцигской трилогии Г. Грасса используется поэтическая форма?
Вероятно, Г. Грасс использовал поэтическую форму в названиях романов данцигской трилогии, чтобы выразить эстетический и символический характер своих произведений.
Какие социальные проблемы отражаются в названиях романов данцигской трилогии Г. Грасса?
В названиях романов данцигской трилогии Г. Грасса отражаются различные социальные проблемы, такие как нравственность, философия и проблемы города Данциг.