Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Методика преподавания
  • 78 78 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 20.07.2022
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 5
1.1 Сущностные характеристики понятия «познавательные универсальные учебные действия» 5
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 8
1.3 Педагогические условия эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроке технологии 24
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Выбор методик для диагностики сформированности познавательных универсальных учебных действий 24
2.2 Формирующий этап эксперимента. Разработка занятий по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 31
2.3 Контрольный этап эксперимента. Динамика сформированности познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии 43
Выводы по второй главе 44
Глава 3. Разработка и изготовление творческого проекта на тему «Изготовление вязаной картины». 46
3.1 Разработка и изготовление творческого проекта на тему «Изготовление вязаной картины» 46
3.2 Операционно-технологическая стадия проекта «Изготовление вязаной картины» 48
3.3 Заключительная стадия проекта «Изготовление вязаной картины» 60
Выводы по третьей главе 63
Заключение 65
Список использованной литературы 66
Приложение А 71
Приложение Б 72
Приложение В 74
Приложение Г 75
Приложение Д 76
Приложение Е 77

Фрагмент для ознакомления

Контрольная работа состояла из 3 частей. В первой части работы было необходимо выбрать 1 один правильный вариант ответа из трех возможных. Во второй части работы была представлена таблица, в которой учащимся нужно соединить стрелкой вид петли и правильное обозначение к ней. Третьей частью работы было выполнение образца полотна столбиками без накида за заднюю стенку петли. Итоги выполнения работы представлены на рисункеСЛАЙД 16При разработке и создании творческого проекта – панно «Лето» в технике вязания крючком, мы придерживались следующего плана, который представлен на слайде.Целью данного проекта было: изготовить панно «Лето» в технике вязания крючком.Одной из наиболее популярных разновидностей текстильных техник, является выполнение работ в ручном исполнении.СЛАЙД 17После изучения литературы о техниках вязания картин крючков и ознакомления с работами различных мастериц, было необходимо определиться, каким будет итоговое изделие, было представлено три варианта (представлены на слайде). Все картины были похожи техникой исполнения и занимали примерно равное количество времени для выполнения. Окончательным был выбран 1 вариант вязаной картины, представленный на слайде.Для изготовления вязаной картины была выбрана хлопковая и акриловая пряжа. Так как типы пряжи можно смешивать и обыгрывать детали особенностями фактуры, я использовала разные формы ниток. СЛАЙД 18Чтобы правильно подобрать пряжу для вязания, необходимо знать, как именно влияют друг на друга различные цветы. Одним из наиболее популярным методом, который можно использовать для подбора цветов, является использование цветового круга, который состоит из цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой и фиолетовый).СЛАЙД 19Далее для работы необходимо подобрать правильные инструменты, приспособления. Технологическая карта изготовления вязаной картины представлена на слайде.Также, важно уделить внимание выбор крючка, с помощью которого будет изготавливаться картина. Мною был выбран металлический крючок. После того, как основная часть работы готова, было необходимо прикрепить к ней объемные элементы и обработать изнаночную сторону. СЛАЙД 20Уровень затрат связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходами фонда оплаты труда и т.д.Для обобщения стоимости продукта составлены данные о стоимости используемых материалов, которые приведены на слайде.СЛАЙД 21В работе использовались натуральные материалы, которые безвредны для организма человека – хлопок и акрил. Работая над изделием, были соблюдены все меры безопасности и санитарно-гигиенические требования. Изделие экологически безопасно.СЛАЙД 22Познавательные УУД включают действия, которые направлены на планирование и осуществление собственной деятельности. А также управление ей в ходе работы. В рамках образовательного процесса у учащихся формируются умения решать проблемы, которые близки к жизненным ситуациям. И используют знания из различных учебных предметов.На основе полученных результатов можно утверждать, что изменения, внесенные в учебный процесс при проведении эксперимента, значительно повлияли на формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий, что несомненно отразилось на успеваемости учащихся.Таким образом, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список использованной литературы
1. Айхель Н.В. Типологическая модель познавательных умений // Проблемы современного образования. 2021. - №6. – С. 95-106. DOI: 10.31862/2218-8711-2021-6-95-106.
2. Асмолов А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как про-ектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов - М.: Академия, 2010. – 338с.
3. Ахтырская Е. Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО / Теоретический журнал «Инновации в науке» / Е. Н. Ахтырская. – 2016. – № 9. – С. 67-71.
4. Бабина Н.Ф., Бурлуцкая В. Р. Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии // ПНиО. - 2017. - №4 (28). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-tehnologii (дата обращения: 20.05.2022).
5. Бальцер Э.П., Портнягин И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов во вне-урочной деятельности по технологии // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2015. №47. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-uchaschihsya-nachalnyh-klassov-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-po-tehnologii (дата обращения: 14.05.2022).
6. Безрукова В. С. Педагогика. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», - 119 с.
7. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы) / В.П. Беспалько. – М.: Высш. шк., 1970. – 300 с.
8. Большой психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. – 2003. – 632 с.
9. Васильченко А. А. История техники вязания (к вопросу о возник-новении ажурного пуховязания на Южном Урале) // Вестник ОГУ. 2015. №5 (180). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-tehniki-vyazaniya-k-voprosu-o-vozniknovenii-azhurnogo-puhovyazaniya-na-yuzhnom-urale (дата обращения: 20.05.2022).
10. Васютина Е.Ю. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №5. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvenno-esteticheskoe-vospitanie-uchaschihsya-sredstvami-dekorativno-prikladnogo-iskusstva (дата обращения: 20.05.2022).
11. Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс: учеб. пособие по возрастной и педагогической психологии: в 2 ч. / О.В. Кузьменкова, М.М. Елфимова, М.Н. Олекс и др, под ред. О.В. Кузьмен-ковой. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. – Ч. 1. – 288 с.
12. Воронов, В.В. Педагогика школы: новый стандарт / В.В. Воро-нов. - М.: ПО России, 2017. - 288 c.
13. Газейкина А. И. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы / Теорети-ческий журнал «Педагогическое образование в России» / А. И. Газейкина, Ю. О. Казакова. – 2016. – № 7. – С. 161-168.
14. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. От-крытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учите-ля. / А.А. Гин - М.: Вита-Пресс, 2015 – С. 92 - 97.
15. Давыдова И. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием / И.Н. Давыдова, О.В. Смирных // Нар. образование. – 2012. - №1. – С. 172.
16. Дунилова Р. А., Бобрикова, Л. Г. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников: организационно-методические аспекты // Эксперимент и инно-вации в школе. 2013. - №3. – С. 5-11.
17. Еник О. А. Педагогические условия формирования познаватель-ных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возрас-та / Научный журнал «В мире научных открытий» / О. А. Еник, С. А. Фоми-на. – 2014. – № 3. – С. 676-688.
18. Казакевич, В. М. Технологическое образование в век высоких технологий/ В.М. Казакевич.-Спб.: Школа и производство, 2001.-78 с.
19. Карабанова О. А. Индивидуальные траектории развития в фокусе внимания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - №1. – С. 3-6.
20. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. / Л.Б. Константинова - Начальная школа. – 2013, № 7, С. 66-71.
21. Круподерова К. Р, Бойко, А. В., Барсук Н. С., Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии с помощью сетевых сервисов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №65. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah-tehnologii-s-pomoschyu-setevyh-servisov (дата обращения: 20.05.2022).
22. Мартынец М.С. О классификации универсальных учебных дей-ствий // Народное образование. 2015. №8 (1451). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-klassifikatsii-universalnyh-uchebnyh-deystviy (дата обращения: 20.05.2022).
23. Мичурина Ю.Д. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения // Инноваци-онная наука. 2017. №2-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deystviy-u-mladshih-shkolnikov-v-protsesse-obucheniya (дата обра-щения: 20.05.2022).
24. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студ. вузов. М.: Академия, 2000. 430 с.
25. Нестерова И. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Энциклопедия Нестеровых - Режим доступа: https://odiplom.ru/lab/formirovanie-poznavatelnyh-universalnyh-uchebnyh-deistvii.html (дата обращения 12.05.2022)
26. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. / А.В. Никитина- Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.
27. Николаев В. В. Научно-методические основы проектирования урока технологии: учебное пособие. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2010.
28. Примерная основная образовательная программа образователь-ного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. – 454 с. – (Стандарты второго поколения).
29. Пышьева, Н. С. Повышение творческой активности детей школь-ного возраста в процессе ручного труда / Н. С. Пышьева // Преподаватель XXI век. – 2015. – № 4. – С. 36–40.
30. Рихвк Э. В. Мастерим из древесины / Книга для учащихся 5-8 классов средней школы / М.: «Просвещение». - 1988. – С. 42.
31. Симоненко, В.Д. Технология 7 класс (девочки). Поурочные пла-ны по учебнику Технология. 7 класс. / В.Д. Симоненко. – Волгоград: Учи-тель – АСТ, 2012. – 112 с.
32. Смирнова В. А. Теоретические основы формирования познава-тельных универсальных учебных действий у школьников / Научный журнал «Ярославский педагогический вестник» / В. А. Смирнова. – 2015. – № 2. – С. 21-28.
33. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учеб-ным предметам. Технология 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010.
34. Тимофеева Л. Л. Организация работы детей в процессе проект-ной деятельности // Управление начальной школой. – 2012. - №9. – С.56-57.
35. Утемов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – Режим доступа: koncept.ru/2013/53572.htm
36. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креа-тивности: Прикладной курс научного творчества: Учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с
37. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. / В.П. Ушачев - Магнитогорск, 2013. – С. 104 – 106.
38. Хнычкина Е. Е. Познавательные универсальные учебные дей-ствия и их оценка - стратегия развития учителя // Муниципальное образова-ние: инновации и эксперимент. - 2014. - №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnye-universalnye-uchebnye-deystviya-i-ih-otsenka-strategiya-razvitiya-uchitelya (дата обращения: 15.05.2022).
39. Чуланова Н. А. Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности: ав-тореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Саратов, Саратовский науиональ-ный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышев-ского; Н.А. Чуланова. – Саратов. – 2017. – С.224.
40. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко - М.: Центр "Педагогический поиск", 2014. – С. 50 – 55.
41. Широкий В. А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и ограничению // Общество: социоло-гия, психология, педагогика. - 2016. - №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/universalnye-uchebnye-deystviya-nauchno-metodicheskie-podhody-k-soderzhaniyu-i-strukture (дата обращения: 19.05.2022).

Вопрос-ответ:

Какие особенности есть у формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии заключаются в создании условий для активного взаимодействия учеников с учебным материалом, учете индивидуальных особенностей каждого ученика, включении практических заданий и конструирования в учебный процесс.

Какие педагогические условия нужны для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии необходимы такие педагогические условия, как специально организованная образовательная среда, использование активных методов и форм обучения, индивидуальный подход к каждому ученику, обратная связь и поощрение учебных достижений.

Какие сущностные характеристики имеют познавательные универсальные учебные действия на уроках технологии?

Познавательные универсальные учебные действия на уроках технологии характеризуются разнообразием способов и методов деятельности, активным поиском информации, анализом и синтезом полученных знаний, развитием критического мышления и творческого потенциала учеников.

Какие теоретические основы используются для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии используются такие теоретические основы, как активный и проблемный подходы в обучении, применение конструктивистской парадигмы, принципы информационных технологий и др.

Какие преимущества имеют познавательные универсальные учебные действия на уроках технологии?

Познавательные универсальные учебные действия на уроках технологии позволяют развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, анализа и синтеза информации, способствуют формированию творческого потенциала учеников, а также развивают коммуникативные и практические навыки.

Какие познавательные универсальные учебные действия формируются на уроках технологии?

На уроках технологии формируются такие познавательные универсальные учебные действия, как анализирование, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, синтез, самостоятельное изучение технологического процесса, оценка и самооценка выполняемой работы.

Какие особенности есть в формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии связаны с необходимостью учащимся самостоятельно изучать технологический процесс, применять различные способы анализа, обобщения, сравнения и классификации, осуществлять контроль качества выполненной работы.

Какие педагогические условия способствуют эффективному формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии необходимо создание комфортной и мотивирующей образовательной среды, использование разнообразных методов и форм работы, организация систематической и целенаправленной работы над развитием познавательных умений учащихся.

Что является сущностными характеристиками познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Сущностными характеристиками познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии являются умение анализировать и сравнивать различные технологии, умение систематизировать и классифицировать информацию, умение самостоятельно изучать технологические процессы, умение оценивать и самооценивать собственную работу.

Какие познавательные универсальные учебные действия помогают развивать на уроках технологии?

На уроках технологии развиваются такие познавательные универсальные учебные действия, как анализирование, сравнение, классификация, систематизация, самостоятельное изучение технологического процесса, оценка и самооценка работы.

Какие особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии?

Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках технологии зависят от ряда факторов. Так, важную роль играют мотивационный аспект, содержательный аспект и организационно-деятельностный аспект. На уроках технологии формирование познавательных универсальных учебных действий осуществляется через решение практических задач, создание продуктов, исследовательскую деятельность и другие практические виды работы. Такой подход позволяет учащимся преодолевать проблемы и находить творческие решения, развивая свои когнитивные способности и формируя универсальные учебные действия.