Языкознание

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 17 17 страниц
  • 4 + 4 источника
  • Добавлена 25.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1.Общие положения труда Л.С. Выготского «Психология искусства»: о значении искусства и сущности эстетического переживания 4
2.Проблемы слова, звуков, восприятия литературных произведений в труде Л.С. Выготского «Психология искусства» 9
3.Проблема бессознательного в искусстве. Эстетическая реакция на различные литературные жанры. Искусство как катарсис 10
Заключение 15

Фрагмент для ознакомления

Последовательно, на базе анализа басен Крылова, Выготский доказывает, что басня в аспекте своего исторического развития и психологической сути разбилась на два совершенно различных жанра и что все рассуждения Лессинга касаются исключительно прозаической басни, но никак не поэтической. На базе анализа басен Крылова Выготский заключает, что басня способна заставить нас силой поэзии, которая в ней заключена, реагировать на действие, которое данная басня развивает. Иными словами, речь идет о нахождении аффективного противоречия и его разрешении в коротком замыкании противоположных чувств, что собственно выступает в качестве истинной природы нашей психологической реакции на басню.Кроме жанра басни Л.С. Выготский обращается к прозаическому жанру, к новелле.Базовые элементы, из которых формируется построение любой новеллы, можно считать в самой необходимой степени уже выясненными теми морфологическими исследованиями, которые произведены в европейской поэтике за последние десятилетия, а также и в русской. Выготский считает, что особое внимание следует обратить на материал и форму рассказа. Материал – это житейские отношения, истории, случаи, бытовая обстановка, характеры, все то, что существовало до рассказа и может существовать вне и независимо от данного произведения, если это толково и связно пересказано собственными словами. Расположение данного материала согласно законам художественного построения следует определять как форму данного произведения. Проводя анализ рассказа И. Бунина «Легкое дыхание», Выготский делает весьма важный вывод о том, что художественное произведение всегда заключает некоторое противоречие, определенное внутреннее несоответствие между материалом и формой, что автор подбирает как бы нарочно трудный материал, который «сопротивляется» стараниям автора донести до читателя то, что он желает сказать. И чем непреодолимее, упорнее и враждебнее самый материал, тем как будто он для самого писателя более пригоден и интересен.Интересен также и взгляд Выготского на трагедию Шекспира «Гамлет». Выготский отмечает, что в качестве базиса рассуждений следует считать следующее: совершенно очевидно, что Гамлету невозможно приписать никакого характера, что этот характер сочетает в себе самые противоположные черты, что вряд ли возможно правдоподобно трактовать его поступки и речи. Итак, трагедия Шекспира «Гамлет» вовсе не является трагедией характера, как это было принято считать в литературоведении. Проводя анализ эстетической реакции на трагедию, Выготский заключает, что трагедия только потому способна совершать невероятные эффекты с нашими чувствами, что она заставляет их постоянно превращаться в противоположные, обманываться в собственных ожиданиях, сталкиваться с постоянными противоречиями, раздваиваться; и когда мы переживаем «Гамлета», нам кажется, что нами были пережиты тысячи человеческих жизней в один вечер, а точно — мы успели перечувствовать больше, чем в целые годы обыденной повседневной жизни. И когда мы вместе с героем начинаем чувствовать, что он более не принадлежит себе, что он делает не то, что он делать был бы должен, – тогда именно можно говорить о вступлении трагедии в силу. Пример «Гамлета», с позиции Выготского, очень удачен и показателен, так как, читая «Гамлета», мы движем наши чувства в двух планах: с одной стороны, мы все яснее и яснее сознаем цель, к которой идет трагедия, с другой стороны, мы столь же ясно видим, насколько она уклоняется от этой цели. Что же нового привносит трагический герой? Совершенно очевидно, что он объединяет в каждый данный момент оба эти плана и что он есть высшее и постоянно данное единство противоречия, заложенного в трагедии. Ранее мы отмечали, что для Выготского очень важно понимание искусства как катарсиса. В качестве базиса эстетической реакции выступают вызываемые искусством аффекты, которые переживаются человеком со всей реальностью и силой, но находят разрядку в деятельности фантазии, которая как раз разворачивается во время восприятия того или иного произведения искусства. Согласно позиции Л.С. Выготского, за счет данного центрального разряда происходят задержка и подавление внешней моторной стороны аффекта, личности кажется, что она переживает исключительно призрачные чувства. Данное единство чувства и фантазии является основой любого вида искусства. Ближайшая его особенность заключается в том, вызывая в человеке противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, через столкновение противоположных импульсов, ликвидирует аффекты содержания, аффекты формы, становясь причиной взрыва, разряда нервной энергии. Данная трансформация аффектов, их самосгорание, взрывная реакция, приводящая к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, составляют базис катарсис-эстетической реакции.Выготский призывает не рассматривать искусство лишь как нечто, что вызывает у нас определенные эмоциональные реакции и чувства. Искусство относится к жизни, поскольку искусство по своей сути базируется на жизненном материала, тем не менее, оно способно дать нечто большее, то, что в свойстве материала еще отсутствует. Ученый делает вывод о том, что чувство является первоначально индивидуальным, а посредством произведения искусства оно приобретает статус общественного, идет его обобщение в целом. Кроме того, все вышеуказанные процессы связаны с воображением. Воображение в качестве высшей психической функции рассматривается Л.С. Выготским в контексте вопроса художественного мышления и искусства как проблема, связанная с двумя областями: эмоциями и воображением. Анализ воображения и его связь с эмоциями и чувствами имеет, по мнению психолога, решающее значение, если мы хотим, чтобы глубокое понимание искусства осваивалось и присваивалось субъектом как приобретённый опыт. Произведение искусства, говорит Л.С. Выготский – это не просто проявление интерьера художника;скорее, здесь мы говорим об объективированном, внешнем средстве воображения. При восприятии произведения искусства субъект не просто получает доступ к внутреннему миру автора/художника; скорее он приобретает новые инструменты для воображения, игры, любви, ненависти, созерцания и т.д.ЗаключениеНа основании вышесказанного можно сделать следующие выводы.Л.С. Выготский предлагает совершенно уникальный метод осмысления и изучения искусства с психологической позиции. Он утверждает, что искусство является социальным феноменом, поскольку материал любого вида искусства взят из жизни, в той или иной степени. Выготским также была выведена центральная идея психологии искусства, которая заключается в том, что материал следует признать как художественную форму. Согласно позиции Выготского, существует теоретическая и прикладная психология искусства, изучающая механизмы, которые движут искусством, а также социология искусства. Вместе эти три аспекта и составляют базис для всех наук об искусстве. Таким образом, как дисциплина психология искусства является по своей сути синтетической, междисциплинарной. Задача психологии искусства заключается не только в том, чтобы разложить произведение искусства на составляющие его части, но и описать законы целого. При этом ученый отстаивает стремление к «научной трезвости» в психологии искусства – самой «спекулятивной и мистически неясной области психологии», по его мнению. Важно именно понимать искусство, механизмы его влияния и воздействия на нашу эмоциональную сферу.Искусство с позиции Выготского – это система мышления, это процесс познания. Особое внимание ученый уделил анализу эстетической реакции. И здесь Выготский вводит такое понятие, как эмоциональное мышление. В восприятии искусства задействованы также и бессознательные механизмы. В своем труде Выготский осуществляет анализ различных литературных произведений. И везде этот анализ подчинен единому методологическому принципу: от формы художественного произведения мы должны двигаться через функциональный анализ ее элементов и структуры к тому, чтобы воссоздать эстетическую реакцию, установить ее общие законы. Выготский полагает, что объективная структура произведения искусства вызывает у субъекта, как минимум, два противоположных аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе. Катарсис (от греч. – очищение) лежит в основе эстетических реакций человека. Психологический смысл катарсиса – эмоциональное потрясение под воздействием искусства, освобождение от переживаний, которое приводит к внутреннему очищению.Список литературыВыготский Л.С. Психология искусства.// https://bookap.info/clasik/vygotskiy_psihologiya_iskusstva/Липов А.Н. О специфике мышления в искусстве. Л.С. Выготский о соотношении мышления и языка (психологический аспект) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/36456 (дата обращения: 25.05.2022).Петрова И.Г. Базовые тезисы и основная мысль работы Л.С. ВЫГОТСКОГО «Психология искусства». – Режим доступа: https://www.pedopyt.ru/categories/4/articles/1896Яргин С. В. О механизмах эстетического восприятия // Молодой ученый. 2014. №1. С. 727-730.



1. Выготский Л.С. Психология искусства.// https://bookap.info/clasik/vygotskiy_psihologiya_iskusstva/
2. Липов А.Н. О специфике мышления в искусстве. Л.С. Выготский о соотношении мышления и языка (психологический аспект) // Гуманитарные научные исследования. 2020. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2020/12/36456 (дата обращения: 25.05.2022).
3. Петрова И.Г. Базовые тезисы и основная мысль работы Л.С. ВЫГОТСКОГО «Психология искусства». – Режим доступа: https://www.pedopyt.ru/categories/4/articles/1896
4. Яргин С. В. О механизмах эстетического восприятия // Молодой ученый. 2014. №1. С. 727-730.

Вопрос-ответ:

Какие общие положения описываются в статье?

В статье описываются общие положения труда Л.С. Выготского по психологии искусства, а именно значимость искусства и сущность эстетического переживания.

Какие проблемы связаны со словами и звуками восприятия литературных произведений?

В статье рассматриваются проблемы слова и звука восприятия литературных произведений, исследуется их взаимосвязь и влияние на эстетическое восприятие.

Какая проблема обсуждается в связи с бессознательным в искусстве?

Статья затрагивает проблему бессознательного в искусстве и его роль в эстетической реакции на различные литературные жанры. Также рассматривается искусство как катарсис.

Каким образом Л.С. Выготский использовал анализ басен Крылова в своих исследованиях?

В статье отмечается, что Выготский, анализируя басни Крылова, доказывает их историческое развитие и психологическую значимость в контексте психологии искусства.

Что писал Л.С. Выготский о значении искусства и сути эстетического переживания?

Л.С. Выготский в своем труде "Психология искусства" описывает важность искусства и его роль в развитии человека. Он считает, что искусство позволяет нам расширить свой кругозор, углубить понимание себя и мира, а также развить эстетическое восприятие. Выготский утверждает, что эстетическое переживание является особым видом психической деятельности, который позволяет человеку получать эстетическое удовольствие и переживать эмоции через взаимодействие с искусством.

Существуют ли проблемы слова и звука при восприятии литературных произведений?

Да, Л.С. Выготский в своей работе "Психология искусства" затрагивает эту проблему. Он считает, что слово и звук играют важную роль в восприятии литературных произведений. Слово, по его мнению, обладает особыми свойствами, которые позволяют передавать идеи и эмоции. Звуковые особенности речи также играют важную роль в восприятии и понимании текста. Однако, Выготский отмечает, что восприятие слов и звуков в литературных произведениях зависит от индивидуального опыта и культурного контекста каждого человека.

Как Выготский рассматривает проблему бессознательного в искусстве?

Л.С. Выготский интересовался проблемой бессознательного в искусстве и исследовал его влияние на человека. Он считал, что искусство может пробуждать глубинные чувства и эмоции, которые обычно скрыты от сознания. Бессознательное проявляется в различных формах искусства, таких как метафора, символы и аллегории. Использование бессознательного в искусстве позволяет создавать особые эстетические переживания и воздействовать на подсознание зрителя или читателя.

Какую информацию представляет статья "Языкознание"?

Статья "Языкознание" рассматривает общие положения труда Л.С. Выготского по психологии искусства, а также проблемы слова, звуков и восприятия литературных произведений.

Какую роль играет искусство в жизни человека?

Статья рассматривает значимость искусства и сущность эстетического переживания, отмечая, что искусство способно влиять на эмоции и состояние человека, являясь важной частью его жизни.

Какие проблемы связаны с восприятием звуков в литературных произведениях?

Л.С. Выготский в своей работе "Психология искусства" обращается к проблемам слова, звуков и восприятия в литературе, исследуя, как звуки и звукосочетания повышают выразительность и эмоциональность произведений.

Какую роль играет эстетическая реакция на различные литературные жанры?

В статье обсуждается проблема бессознательного в искусстве и эстетическая реакция на разные литературные жанры. Выготский пытается объяснить, что искусство способно вызывать катарсис и влиять на наши эмоции и психологическое состояние.

На каком примере доказывает Л.С. Выготский свою точку зрения о развитии басни?

В статье анализируется басня Крылова, и Л.С. Выготский представляет свои доводы о его историческом развитии и психологическом воздействии на читателя.