Государственный бюджет: структура, функции, проблема сбалансированности.
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 29.06.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА: СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ 5
1.1. Понятие бюджетной системы и принципы ее построения 5
1.2 Формирование доходов и расходов бюджета 8
1.3. Сущность сбалансированности бюджета 12
2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В РОССИИ 20
2.1. Динамика и состав государственного бюджета 20
2.2. Проблема несбалансированности бюджета 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
В итоге, из-за распространения пандемии коронавирусной инфекции устойчивость бюджетов регионов нашей страны нарушена. Также актуальность реформирования финансовой политики современного российского государства в вопросах регулирования бюджетной системы обусловлена тенденцией уменьшения поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет, из-за чего формируется дефицит бюджетных средств для реализации поставленных целей расходной части.Нестабильная ситуация в экономической и финансовой деятельности государства отражается на дефиците бюджета. Необходимо разобраться в причинах такого явления, как дефицит бюджета. К ним относятся: - экономический кризис; - неспособность государства управлять финансовой ситуацией; - высокий уровень проявления коррупционных схем и преступлений в государственном управлении; - рост социальных программ, не обеспеченных доходами государства; - неэффективная налоговая политика, приводящая к высокой доле теневой экономики; - бюджетный федерализм. С целью повышения эффективности государственной финансовой политики в условиях реализации комплексных реформ в рамках регулирования бюджетной системой Российской Федерации, необходимо проведение мероприятий по следующим направлениям: 1) повышение эффективности исполнения регионального бюджета субъектов РФ по расходам, что возможно при помощи создания механизма поддержки сотрудников территориальных отделений федерального казначейства; формирования проведения межбюджетных трансфертов по принципу «необходимости»; реализации механизма предельного объема финансирования бюджетных расходов; 2) реформа системы оплаты государственных заказов путем создания механизма финансового обеспечения, при котором бюджетные расходы будут осуществляться по факту проведенных работ, а не перед ними; 3) проведение оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, которые реализовываются при участии бюджетных средств государства и регионов в рамках государственного-частного, регионально-частного и муниципально-частного партнерства. Также, возможно применение следующих мероприятий, направленных на оптимизацию расходной части региональных бюджетов субъектов РФ, которые изображены на рисунке 2.2.Рис. 2.2. Направления оптимизации расходной части региональных бюджетов субъектов РФЕще одним механизмов совершенствования текущего состояния бюджетной системы Российской Федерации является применение не дискреционной бюджетно-налоговой политики. Под не дискреционной бюджетно-налоговой политикой государства принято считать автоматическое без вмешательства государства изменение государственных расходов, налогов, сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний в экономике. При не дискреционной бюджетно-налоговой политике бюджетный дефицит и профицит возникают автоматически без вмешательства правительства в результате действия встроенных стабилизаторов. Основными преимуществами не дискреционной политики выступают: 1) наличие эффекта мультипликатора, то есть все инструменты отличаются мультипликативным эффектом влияния на объем равновесного выпуска. Каждое принятие решения органами власти приводят к дальнейшему воздействию на объем равновесного выпуска и размер ВВП страны; 2) применение инструментов не дискреционной фискальной политики позволяют автоматическим образом воздействовать на темпы экономического роста. Например, применение таких мероприятий, как предоставление налоговых льгот на уплату налога на прибыль для инновационно-ориентированных предприятий приведет к снижению их фискальной нагрузки и увеличения объемов инвестиций в основной капитал. В итоге, произойдет положительный эффект на ускорение роста ВВП.По итогам анализа установлено превалирование налоговых доходов в структуре бюджета РФ. Существенными источниками являются налоги на прибыль и доходы, страховые взносы, налог на добычу полезных ископаемых в части углеводородного сырья, таможенные пошлины. Анализ структуры доходов консолидированного бюджета позволяет говорить о положительной динамике поступлений в бюджет, что определяется различными факторами, такими как изменения во внутренней политики страны (борьба с фирмами-однодневками и прочими факторами теневой экономики) или рост объема выпускаемой продукции отечественного производителя как следствие введения санкций.ЗаключениеСегодня Россия находится в долгом историческом поиске оптимальной бюджетной политики, подходящей объективным и субъективным особенностям государства. Для этого правительство ищет пути развития, учась на собственных ошибках и анализируя опыт европейских государств. Таким образом, бюджетная система РФ является основой финансовой деятельности всех образований и организаций, находящихся на территории российского государства. Бюджетная политика является ядром финансовой системы государства, исходным пунктом осуществляемых социальной и экономической программ государства, исполняя роль самого важного компонента денежной составляющей любого государстваНа основе выполненного анализа видны трудно устранимые несовершенства в функционировании бюджетной системы. К ним относятся: -снижение темпов роста валового внутреннего продукта, сохраняющиеся инфляционные факторы; -сложности в достижении устойчивости формирования доходной базы при необходимости достижения бюджетного профицита; -наличие опережающих темпов роста расходов над темпами роста доходов бюджетов бюджетной системы страны. Применение теоретических концепций, анализ практики экономического и финансового регулирования позволил выявить проблемы, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы России. Сформулированы рекомендации по достижению сбалансированности доходов и расходов бюджетов; доказана необходимость повышения роли научного сообщества в проведении исследовательской деятельности и территориальных органов власти в управлении пространственным социально-экономическим развитием.Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022)//http://www.consultant.ru/Бюджетная система Российской Федерации: основы организации и функционирования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов неэкономических специальностей / [Т.В. Акимова, А.Ю. Выскребенцев, Е.А. Ермакова и др.]. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 140 сЗиновьева А.В. Расходы бюджета // Тенденции развития науки и образования– 2022. - №83-3. – с.30-35Имажап Б. Ю., Иванова Ю. А. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 19-22Калашникова И.В., Чумак Д.А. Актуальные вопросы финансирования дефицита бюджета государства // Сборник научных работ серии «право». – 2021. - №2 (22). – с. 73-82Каранец С.М. Бюджетный дефицит и его регулирование // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – том 5. - № 2(18). – с. 42-50Коваленко Ю.Б. Особенности бюджетной системы Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №46. – с. 1535-1540Косов М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2018. – № 1.-С.59-66Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 204, . Моисеенко Е.Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы // E-SCIO. –2021. - №6 (57). – с. 453-457Перескин В.С. Анализ структуры и динамики доходов государственного бюджета России // Наукосфера. – 2021. - №9-1. – с. 171-177Рыльская Е.Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-1.Фильчинкова М.Д. Структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. - № 1-4 (69). – с. 240-244Храмченко А.А., Орловская А.С., Сапожникова В.М. Современное состояние бюджетной системы Российской Федерации //Вестник Академии знаний. – 2022. - №1 (48). – с. 480-485Храмченко А.А., Пономареко А.В., Тараненко А.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36 (4). – с. 256-260Храмченко А.А., Терземан О.И., Данилов И.В. Актуальные проблемы в сфере бюджетной политики РФ // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45 (4). – С. 427-432Шапошникова А.Д., Сикаев Т.А., Матвеев В.В. Проблемы и пути решения бюджетного дефицита в России // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2021. – том 16. - №4. – с. 1766-1770Шарин Я.М. Понятие, сущность и функции бюджетной системы Российской Федерации // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – том 1. - №8 (20). – с. 652-655Шумская Е.Ю., Мясникова Е.Б. Особенности формирования доходов федерального бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 174-177Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022)// http://www.consultant.ru/
2. Бюджетная система Российской Федерации: основы организации и функционирования: учеб.-метод. пособие для студентов вузов неэкономических специальностей / [Т.В. Акимова, А.Ю. Выскребенцев, Е.А. Ермакова и др.]. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. – 140 с
3. Зиновьева А.В. Расходы бюджета // Тенденции развития науки и образования– 2022. - №83-3. – с.30-35
4. Имажап Б. Ю., Иванова Ю. А. Доходы и расходы федерального бюджета Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №15. — С. 19-22
5. Калашникова И.В., Чумак Д.А. Актуальные вопросы финансирования дефицита бюджета государства // Сборник научных работ серии «право». – 2021. - №2 (22). – с. 73-82
6. Каранец С.М. Бюджетный дефицит и его регулирование // Бюллетень инновационных технологий. – 2021. – том 5. - № 2(18). – с. 42-50
7. Коваленко Ю.Б. Особенности бюджетной системы Российской Федерации // Инновации. Наука. Образование. – 2021. - №46. – с. 1535-1540
8. Косов М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета; Сер.: Экономика. Информатика, 2018. – № 1.-С.59-66
9. Макроэкономика: учебник для бакалавриата и специалитета / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — С. 204, .
10. Моисеенко Е.Е. К вопросу о сбалансированности бюджетной системы // E-SCIO. –2021. - №6 (57). – с. 453-457
11. Перескин В.С. Анализ структуры и динамики доходов государственного бюджета России // Наукосфера. – 2021. - №9-1. – с. 171-177
12. Рыльская Е.Е. Проблема сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №4-1.
13. Фильчинкова М.Д. Структура доходов и расходов федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2021. - № 1-4 (69). – с. 240-244
14. Храмченко А.А., Орловская А.С., Сапожникова В.М. Современное состояние бюджетной системы Российской Федерации //Вестник Академии знаний. – 2022. - №1 (48). – с. 480-485
15. Храмченко А.А., Пономареко А.В., Тараненко А.В. Роль государственного бюджета в управлении экономикой России // Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. - №36 (4). – с. 256-260
16. Храмченко А.А., Терземан О.И., Данилов И.В. Актуальные проблемы в сфере бюджетной политики РФ // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 45 (4). – С. 427-432
17. Шапошникова А.Д., Сикаев Т.А., Матвеев В.В. Проблемы и пути решения бюджетного дефицита в России // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2021. – том 16. - №4. – с. 1766-1770
18. Шарин Я.М. Понятие, сущность и функции бюджетной системы Российской Федерации // Теория права и межгосударственных отношений. – 2021. – том 1. - №8 (20). – с. 652-655
19. Шумская Е.Ю., Мясникова Е.Б. Особенности формирования доходов федерального бюджета // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. – 2021. - №1. – с. 174-177
20. Федеральная служба государственной статистики: https://rosstat.gov.ru/
Вопрос-ответ:
Что такое бюджетная система и какие принципы ее построения?
Бюджетная система - это система, в которой осуществляется учет и распределение государственных доходов и расходов. Основными принципами построения бюджетной системы являются: принцип законности (все доходы и расходы должны быть закреплены законодательством), принцип единства (распределение доходов и расходов осуществляется единым бюджетом), принцип ежегодности (бюджет составляется на каждый отдельный год) и принцип целевого назначения (доходы и расходы направляются на конкретные цели).
Как формируются доходы и расходы государственного бюджета?
Доходы государственного бюджета формируются на основе налогов, взносов, сборов и других платежей, а также от продажи государственной собственности и получения займов. Расходы государственного бюджета направляются на финансирование социальных программ, обороны, инфраструктуры, культуры, образования и других сфер государственной деятельности.
Что означает сбалансированность бюджета?
Сбалансированность бюджета означает, что расходы не превышают доходы государственного бюджета. Это означает, что государство не планирует брать займы или использовать излишки из предыдущих лет для покрытия текущих расходов. Сбалансированный бюджет способствует финансовой устойчивости и предотвращает накопление государственного долга.
Какие проблемы связаны с несбалансированностью бюджета в России?
Одной из основных проблем связанных с несбалансированностью бюджета в России является дефицит бюджета, когда расходы превышают доходы. Это приводит к необходимости займов и увеличению государственного долга. Также несбалансированность бюджета может привести к сокращению социальных программ и инфраструктурных проектов, что негативно сказывается на развитии страны.
Что такое бюджетная система и какие принципы лежат в ее основе?
Бюджетная система – это система отношений, возникающих между государством и его субъектами по вопросам формирования, исполнения и контроля бюджета. Основными принципами бюджетной системы являются принцип единства бюджетной системы, принцип законности бюджетного процесса, принцип учетности и прозрачности бюджета, а также принципы гибкости и сбалансированности бюджетного процесса.
Как формируются доходы и расходы государственного бюджета?
Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, сборов, платежей и других поступлений в бюджетную систему страны. Расходы бюджета включают финансирование государственных программ, социальных выплат, содержание административного аппарата, обслуживание государственного долга и другие расходы.
В чем заключается проблема сбалансированности государственного бюджета?
Проблема сбалансированности государственного бюджета заключается в несоответствии между доходами и расходами бюджета. Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит бюджета, при котором государство вынуждено занимать деньги или привлекать инвестиции. Если доходы превышают расходы, то возникает избыток, который может быть направлен на погашение долга или инвестирован в развитие экономики.
Какова динамика и состав государственного бюджета в России?
В России динамика государственного бюджета изменяется в зависимости от экономической ситуации и государственной политики. Состав государственного бюджета включает доходную часть (налоговые поступления, сборы, платежи и прочие доходы) и расходную часть (финансирование программ, социальные выплаты, содержание административного аппарата и др.).
Что такое государственный бюджет?
Государственный бюджет - это документ, в котором фиксируются планы государства по доходам и расходам на определенный период времени, и он является основным инструментом финансовой политики государства.
Из чего состоит государственный бюджет?
Государственный бюджет состоит из двух основных частей - доходной и расходной. В доходную часть включаются источники доходов государства, такие как налоги, сборы, поступления от продажи имущества и т.д. В расходной части указываются цели и направления расходования этих средств, например, на социальные программы, оборону, инфраструктуру и т.д.
Что такое сбалансированность государственного бюджета?
Сбалансированность государственного бюджета означает, что расходы государства не превышают его доходы. То есть, государство не тратит больше, чем получает, чтобы избежать дефицита и необходимости занимать дополнительные средства.