"Морфология волшебной сказки", Пропп В. Я.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Языкознание
  • 18 18 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 30.06.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.В.Я. Пропп и его концепция волшебной сказки: проблема метода и подхода к осмыслению волшебной сказки 4
2.Правила построения сюжета в волшебной сказке согласно концепции В. Проппа и специфические особенности волшебной сказки 9
3.Проблема героя в волшебной сказке согласно концепции В. Проппа. Композиция волшебной сказки 11
4.Функции как аспекты и свойства волшебной сказки в концепции В. Проппа 14
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Фрагмент для ознакомления

д.Эти две группы мотивов не исключают друг друга, Пропп пишет об их взаимосвязи. 4.Функции как аспекты и свойства волшебной сказки в концепции В. ПроппаСлово «функция» есть ключ к тому методу изучения, исследования волшебной сказки, который предлагает В. Пропп. Функция в его представлениями является аспектами, свойствами сказки. Именно функция определяет поведение персонажа, его поступки. Согласно утверждению Проппа, сказка требует именно функционального изучения. Всего он выделил 31 функцию волшебной сказки. Они участвуют в образовании основных составных частей волшебных сказок и не могут меняться от того, кем и как сделан определенный поступок в процессе сказочного повествования. Теперь назовем те функции, которые выделил исследователь. Волшебная сказка всегда начинается тем, что один из членов семьи отлучается из дома («отлучка»). Отлучается кто-то либо из старшего поколения, либо из младшего. При этом к герою кто-то обращается с запретом («запрет»). По сказочному канону этот запрет всегда нарушается («нарушение запрета»). Нарушение запрета сопровождается какой-то бедой («вредительство»): может быть похищена царевна, сестра или мать, кто-то нарушает мир в семействе. После этого герой отправляется в путь. Отправление героя-мотивируется по-разному: по повелению царя требуется спасти царевну или достать некие диковины для отца или царя («недостача»), найти невесту («недостача») или просто показать себя. В некоторых случаях изгнанный герой увозится из дома. Далее герой по пути встречается с волшебным помощником или дарителями волшебного предмета. Нередко здесь в качестве дарителя и иногда антагониста появляется Баба-Яга. В некоторых случаях герой спасает жизнь тем или иным животным. Они начинают помогать герою в беде или в ином трудном положении или перевозят его в «тридевятое царство, тридесятое государство». Герой приобретает волшебные предметы и с помощью этих волшебных предметов побеждает антагониста (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т.п.) и спасает похищенную царевну или достает диковины, такие как «молодильные» яблоки, жар-птицу и т.п. Иногда сказка кончается возвращением домой героя и его женитьбой на царевне, а иногда ход сюжета осложняется появлением ложного героя. Обычно роль ложных героев играют старшие браться героя. Они, убивая подлинного героя, захватывают то, что достал герой. Герой опять попадает в беду и гибнет, но с помощью волшебных помощников оживает. Далее следует разрешение героем трудных задач, которые задает царь или царевна, и в результате этого совершается узнавание настоящего героя. Ложные герои наказываются, а подлинный герой женится на царевне и получает обещанные царем полцарства. Этим сказка заканчивается. Все тонкости и подробности, разумеется, не включены в вышеприведенное описание. Это лишь краткий обзор тех функций или сюжетных мотивов волшебных сказок, которые обычно в них встречаются. Любую волшебную сказку можно разложить на вышеуказанные функции. Исходя из этого факта, можно сказать, что все волшебные сказки в известном смысле однотипны по строению. Эта однотипность в композиции является существенным признаком, по которому волшебная сказка выделяется из других сказочных жанров. В ходе изложения мысли, особенно в последней главе «Морфология волшебной сказки», В. Я. Пропп постепенно приводит читателей к идее целесообразности и необходимости изучения сказки с точки зрения её генезиса, и тем самым внушает читателям мысль о необходимости исследования исторических корней волшебной сказки.Однако эта задача будет реализована Проппом уже в другой монографии – «Исторические корни волшебной сказки». Пропп утверждал, что дальнейшее изучение сказок должно осуществляться в свете исторического подхода по той причине, что сюжеты сказок не созданы самыми сказителями - крестьянами, а унаследованы ими. Поэтому, по выражению автора, «ключ к сказке - не в настоящем, а в прошлом». В. Я. Пропп увидел основную задачу своей работы в том, чтобы выяснить социальные источники волшебной сказки в исторической действительности. Он отмечает, что в сказке отражены разные стадии развития хозяйственных занятий - от охоты на диких зверей до животноводства и земледелия.Следующая предпосылка: сказку надо сравнивать с социальными институтами прошлого и в них искать её корни. Вместе с тем В.Я. Пропп замечает, что существует связь сказки с весьма древними обрядами. В сказке есть мотивы, которые трудно понять без изучения соотношений сказочных мотивов с архаическими обрядами. Истоки волшебной сказки связаны с древними первобытными обрядами посвящения. В частности, цикл инициации является древней основой волшебной сказки. В сказке представлены и мотивы, которые отсылают нас к культу смерти и загробному миру, представлениям о нем. Данные мотивы в концепции Проппа выступают в качестве ядра волшебной сказки, соответственно, в труде «Исторические корни волшебной сказки» Пропп очень подробно рассматривает данные мотивы, проводя соответствия.Пропп в качестве истока волшебной сказки рассматривает также и мифы. Обряды посвящения сопровождались «священными рассказами». Данным рассказам был присущ сакральный характер. Как отмечает Пропп, мифы постепенно отделялись от обрядов, мифы трансформировались в профанные, став зачатком волшебной сказки. Все это привело к тому, что волшебная народная сказка стала представлять собой отражение народного мироощущения и миропонимания. Образная структура волшебной сказки основана на противостоянии между героем, олицетворяющим добро, и героем, олицетворяющим злое начало. Кроме того, большую роль в сказке играют герои-помощники, которые, как правило, помогают главному герою в прохождении испытаний.ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Таким образом, в центре внимания В. Проппа – строение волшебной сказки, тем не менее, через проблему строения волшебной сказки Пропп также рассматривает и функциональные, содержательные, смысловые аспекты волшебной сказки. Как уже отмечалось ранее, изучение морфологии волшебной сказки во многом подтолкнуло исследователя к тому, чтобы более углубленно разрабатывать проблему истоков волшебной сказки. И эта задача была реализована Проппом в другой фундаментальной монографии – «Исторические корни волшебной сказки». Данные труды, как считают многие исследователи наследия Проппа, могут считаться дилогией, поскольку одно вытекает из другого, концепция Проппа обретает целостность и самобытность.Основные тезисы монографии «Морфология волшебной сказки» можно свести к следующему:- Морфология сказки является по своей сути описанием сказки согласно ее частям, кроме того, Пропп исследует проблему соотношения между различными частями и элементами сказки не только относительно друг друга, но и по отношению к структуре сказки как целого.- Сказка наделена как постоянными, так и переменными величинами. Как постоянные Пропп рассматривает функции героев, последовательность. Что касается функции, то речь идет о действии персонажа, его влиянии на развитие действия волшебной сказки. Функции собственно определяют составные части сказки. Пропп также высказал идею о том, что число функций в волшебной сказке является достаточно ограниченным. - Другое важное положение – это однотипность строения и композиции волшебной сказки, иными словами, в них содержатся и репрезентованы одинаковые функции.- Пропп выделил и так называемые переменные параметры, а именно, речь идет о количестве и способах реализации функций, мотивировке, атрибутах героев, языковом стиле. Но все же, в сюжетном отношении сказки могут быть действительно достаточно разнообразными. Всего в волшебной сказке Пропп выделяет 31 возможную функцию. При этом многие функции расположены попарно (запрет — нарушение, борьба — победа, преследование — спасение и так далее). Также функции логически объединяются по кругам действий персонажей волшебной сказки, то есть в сказке имеется всего семь действующих лиц: герой, вредитель, отправитель, даритель, помощник, царевна, ложный герой.Список использованной литературыПропп Владимир Яковлевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.Пропп, В.Я. Морфология сказки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txtПропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php

1. Пропп Владимир Яковлевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
2. Пропп, В.Я. Морфология сказки. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt
3. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/01.php

Вопрос-ответ:

Какие методы и подходы использовал В.Я. Пропп для анализа волшебной сказки?

В.Я. Пропп использовал структурно-функциональный метод и архетипический подход для анализа волшебной сказки. Он разработал концепцию, основанную на выделении определенных функций, которые выполняют различные герои и предметы в сказке.

Какие правила построения сюжета в волшебной сказке согласно концепции В.Я. Проппа?

Согласно концепции В.Я. Проппа, волшебная сказка строится по определенным правилам. В ней должны присутствовать фиксированные элементы сюжета, такие как появление злого героя, появление героя-спасителя, возникновение конфликта, разрешение конфликта и возвращение героя в исходное состояние.

Какие специфические особенности волшебной сказки согласно концепции В.Я. Проппа?

Согласно концепции В.Я. Проппа, волшебная сказка имеет свои специфические особенности. Она часто начинается с описания обычного мира, затем происходит нарушение равновесия, что приводит к возникновению проблемы или конфликта. Далее герой отправляется в путешествие или испытывает различные испытания, а в конце сказки проблема решается и герой возвращается в исходное состояние.

Какое место занимает проблема героя в волшебной сказке согласно концепции В.Я. Проппа?

Согласно концепции В.Я. Проппа, проблема героя играет важную роль в волшебной сказке. Герой сталкивается с препятствиями, испытывает трудности и проходит различные испытания, чтобы решить проблему. Это создает напряжение и интерес у читателя и помогает развитию сюжета.

Какие функции выполняют различные герои и предметы в волшебной сказке согласно концепции В.Я. Проппа?

Согласно концепции В.Я. Проппа, различные герои и предметы выполняют определенные функции в волшебной сказке. Например, злой герой совершает злодеяние, герой-спаситель устраняет злого героя и разрешает конфликт, предметы могут обладать магическими свойствами и помогать герою в его путешествии.

В чем заключается концепция В.Я. Проппа о волшебной сказке?

Концепция В.Я. Проппа о волшебной сказке заключается в том, что сказка – это особый литературный жанр, имеющий свою специфику построения сюжета и композиции. Пропп разработал систему из 31 функции, которые выполняют герои и события в волшебной сказке. Он считал, что сказка имеет определенные правила и шаблоны, которые можно анализировать и классифицировать.

Какие правила построения сюжета в волшебной сказке согласно концепции В.Я. Проппа?

Согласно концепции В.Я. Проппа, волшебная сказка строится по определенным правилам. Основными элементами сюжета являются герои, функции и мотивы. Сказка начинается с введения, затем следуют функции действия, различные мотивы и задачи героя. Сказка заканчивается разрешением конфликта и завершением истории. Важно отметить, что функции повторяются и могут присутствовать в разных сказках, но не обязательно в одной последовательности.

Какие специфические особенности волшебной сказки выделяет В.Я. Пропп?

В.Я. Пропп выделяет несколько специфических особенностей волшебной сказки. Во-первых, сказка обычно имеет четкую структуру, состоящую из определенных элементов и функций. Во-вторых, в сказке присутствует волшебство и волшебные предметы, которые играют важную роль в развитии сюжета. В-третьих, волшебная сказка часто имеет мораль или урок, который передается читателю через события и героев.

Какую проблему героя волшебной сказки рассматривает концепция В.Я. Проппа?

Концепция В.Я. Проппа рассматривает проблему героя волшебной сказки. Он указывает, что у героя всегда есть проблема или задача, которую он должен решить. Герой совершает путешествие или проходит испытания, чтобы достичь своей цели. Иногда герой получает помощь от волшебных предметов или персонажей, но в конечном счете он обязан преодолеть препятствия и победить зло.

Какие проблемы возникают при осмыслении волшебной сказки согласно концепции В.Я. Проппа?

При осмыслении волшебной сказки согласно концепции В.Я. Проппа возникают такие проблемы, как сложность определения жанра сказки, методологические вопросы в исследовании сказок, а также интерпретация и классификация мотивов и функций сказки.