Как формировалось рыцарство? Идеальный образ рыцаря, рыцарский эпос и образ жизни.
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 02.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Глава 1. Рыцарство в средневековом обществе в Западной Европе в XI-XII вв.
1.1 Истоки зарождения рыцарства. Римское наследие.
1.2 Рыцарство как феномен средневекового общества.
2. Глава 2. Рыцарский этос как часть социальной культуры средневековья.
2.1 Этика и этос рыцаря.
2.1.1 Влияние церкви
2.2. Идеальный образ рыцаря.
2.2.2 Рыцарский кодекс чести
2.3. Воинские ценности и культурные идеалы
Заключение.
Список литературы
Наконец, с полными желудками и в веселом расположении духа все поднимались из-за стола; слуги убирали и снимали скатерти, затем господа снова мыли руки и расходились по комнатам или направлялись на прогулку по саду.В общем виде рыцарский кодекс чести базируется на трех основных принципах: верность данному слову, порядочность в отношениях с людьми; великодушие и помощь Церкви и защита её добра. 2.2.3. Воинские ценности и идеалыРыцарство жило войной и неудивительно, что в культурных текстах эпохи война предстает в качестве самоценности. Рыцарь сражается ради славы, но не всегда её приносила только победа. Героическая смерть в честном бою считалась достойным завершением его жизни. Рыцарские идеалы отчасти противостояли этическим принципам, диктовавшимся христианством. Гордыня, провозглашенная церковью главнейшим из смертных грехов, считалась важнейшим достоинством рыцаря. Месть за оскорбление (нередко мнимое) была законом этики, в которой не оказалось места для христианского всепрощения.Рыцари мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Они привыкли проливать кровь, и война им казалась естественным делом.Пренебрежение к чужой жизни усугублялось тем, что свой этический кодекс рыцари считали необходимым выполнять только в рамках своей социальной группы.По отношению к другим – крестьянам, горожанам, купцам и им подобным – не было и речи о каком-то «рыцарском отношении», напротив, грубость пренебрежение, даже грабёж в таком случае считались у рыцарей «хорошим тоном». Воспевание войны обнаруживают многие культурные феномены средневековой Европы.Характерная деталь – именно в литературной и поэтической лексике рыцарства, принадлежащего к той категории, что называлась вальвассорами и шателенами (представителями мелкого рыцарства), но никак не грандами, самоценность войны выла исполнена очевидного и непреходящегомного замка смысла. ТакНо по мере того как в Европе росли города, развивалась торговля, укреплялись позиции королевской власти, всё чаще и целенаправленнее прибегавшей к политическим, а не только силовым способам отстаивания своих интересов, идеалы воинственности начали утрачивать былую силу, как, впрочем, и весь комплекс рыцарских ценностей, с ними связанных.смертнОднако в среде мелкого, небогатого рыцарства война как таковая представляла особую ценность не только в ранний период средневековья, но и значительно позже.Только благодаря войне эта категория рыцарей могла пополнить свое состояние. Но, что не менее важно, именно во время военных действий эта часть рыцарства имела особый шанс самоутверидиться. таким уважением Идеал отношений взаимопомощи и взаимоуважения, которые в реалии имели шанс дать о себе знать именно на бранном поприще, имел вполне определенную социально-психологическую почву.Именно война позволяла рыцарской молодёжи и мелкому, небогатому рыцарству не только подтвердить свою воинскую удаль, но и оправдать свое социальное призвание, наконец, отстоятьесвоё личное достоинство, доказать магнатам, что они люди «одной крови», равной смелости, отстоять свою независимость.И здесь мы видим опять-таки явление специфически европейского происхождения. Своеобразие социальной почвы средневекового Запада, характерной чертой которого был определенный эгалитаризм как в отношениях правителей и тех, кого принято именовать великими герцогами Запада, так и в отношениях магнатов и рядового рыцарства, дало жизнь тем культурным смыслам, ведущим к воспеванию войны.Одно из неписанных правил рыцарского кодекса чести означало, что рыцарь должен быть мужественным. была В идеале рыцарь не являлся рыцарем, если он лишен этого родового признака богатства, если он не готов к героическому подвигу. Обращает на себя внимание тот факт, что этот идеал, особенно на заре становления рыцарского богатства, носил особо избыточный характер.форма Любой ценой рыцарь должен был испытать свою силу и мужество, даже ценой своей жизни.этогоЭтот набор установок, лежащих в основе рыцарского идеала имел «варварский компонет» - самоутверждение власти – который был закреплён как Поведенческий ценностный императив, поскольку общество могло защитить себя от врагов только в том случае, если у него был профессиональный слой военнослужащих, готовых, по крайней мере в идеале, пожертвовать всем, даже жизнью, ради благополучия. Данный идеал некоего избыточного мужества, доблести, героизма транслировался во многих других поведенческих императивах рыцарского поведения.предательство. Зазорно было сражаться со слабым или плохо вооруженным противником. И, наоборот, особую честь можно было бы получить, выбрав намеренно сильного противника. Отсюда и многие привычки рыцарского богатсва – обычай обязательности равенства вооружения во время турнира, равенства вспомогательных сил во время турнира, равенства вспомогательных сил во время поединка. Демонстрация того, что может быть названо избыточным героизмом и без чего невозможно представить рыцарский идеал, чем ближе к закату средневековья, тем явственнее обнаруживает свою неадекватность реалиям времени. Идеалы рыцарской героики, на необходимости постоянного подтверждения рыцарем собственной силы и мужества, имели смысловую параллель с традициями того, что именуется рыцарской авантюрой.обществоРыцарь должен был следить за положением в обществе,это требовало от все новых и новых побед, того, что он поправу принадлежит к сословию. Репутация для рыцаря была ценнее жизни. По крайней мере среди своего сословия.Говоря о комплексе идеалов, связанных с функциональным рыцарей как людей сословия и подчеркивая родство этих со многими ценностями мира,следует отметить, что их отличало религиозное наполнение.Когда Горнеман де ГоорПерсеваля рыцарем, то, вручив ему меч, перед ним вход в высокий орден из Богом:«-Это рыцарства,Который должен чист от любой низости»- Что это значит?Горнеман разъясняет в правилах, которые Кретьен де постарается позднее всему рыцарству. Первое из них — на помощь дамам и девицам, лишенным опоры; — не убивать предумышленно рыцаря, признает себя и просит пощады. Что немаловажно для раскрытия образа рыцаря, нужно упомянуть о том факте, что рыцари, аристократия, к которой они потом примкнут крайне фривольно относились к королю. Об этом могут свидетельствовать труды средневековых авторов: упоминалось, как Паладин устыдил короля, который сбежал с поля боя на коне, убитого рыцаря, который отпраился на помощь королю. Это считалось недопустимым. Так же он запретил передать феод убитого рыцаря в пользу короля, так как у покойного был малолетний сын. Паладин не просто запретил, он угрожал расправой над теми, кто не послушает его запрет. Если мы протянем нить с Xвека до XIII-XVвеком, можно понять как же сильно преобразовалось сословие рыцарей. Изначально это воины варварских племен, которые стали на первое место сражение, верность своей общине, то впоследствии – это элитарное сословие, которое внесло вклад не только в военное ремесло, но и оказало влиянеие на культуру, жизнь городов. Средневековая свидетельствует, насколько упорядочился,оцивилизовался мир, сумевший укротить воинственность бывшего варвара, ее, подчинив новым ценностям. Благодаря христианству в внимания окажется борение, претворение в жизнь добродетелей.Хотя к сожалению, и церковь, и рыцари преследовали свои цели, что не помешало обоим прослыть истинными борцами за свои идеалы.Помпезность рыцарства, его декоративные к концу Средних усиливаются настолько, что заставляют наших историков исконную чистоту и идеализм первоначального рыцарства, то рыцарства XI–XII веков, рыцарей позднего Средневековья.Нужно понимать, что эпоха рыцарства пришлась именно на развитый феодализм. Натуральное хозяйство, большое значение замков, слабая власть короля. Это эпоха, когда именно рыцари были залогом победы войска на поле брани. Кроме всего прочего, надо отметить тенденцию, которая особенно сильно будет ощущаться в конце XV в., а именно медленное ослабление религиозного чувства, которое отчасти притупит у бойцов чувство совестливости, когда им придется исполнять военную обязанность, превращающую людей в убийц на государственной службе. К тому же постепенно воинственности рыцарей пришло на смену перо и чернильница дворянства.Для рыцарства началась агония, которой не было видно конца. Так, после XV в. — конец Столетней войны во Франции — институт рыцарства более не имел реальной силы, но вплоть до конца XVIII в. можно найти какие-то оставшиеся от этого братства следы, стершиеся вместе с наступлением XIX в. и торжеством буржуазной культуры. После чего рыцарство исчезло, лишь оставив по себе память.Заключение. грустно прощаться с рыцарства, но в рамках темы, я развернуто рыцарство как феномен общества. Рыцарский этос Запада это взаимосвязанный стильмышления и мироощущения, ценностей и культуры, включающее всебя идеалы, обеты, символы, чести, проявляющее себя как в образах замков, маргинальных и скульптур, так исловесных конструкциях текстов.Cсредневековая культурa Западной Европы и рожденный на её основе феномен рыцарства – это то явление, которое можно понять и проникнуться только вкупе «большого времени». Мы должны понимать, что в рыцарской культуре важную роль занимает индивидуализм. Да, был и кодекс чести, и различные идеалы героизма, мужества, честности, долгу, «высокой»любви, но всё это определяло именно индивидуалистический подтекст. Рыцарю не было дела до подвигов других, если он сам никак себя не проявил. Это связано со спецификой социокультурного ландшафта рыцарская культура в Европе имеет свой неповторимый звук и дизайн, а также современную эпохальную концепцию. Следует понимать, что в генезисе рыцарства сыграли немаловажную роль широкие материальные и властные ресуры, которые позвoлили сохранить им некую независимость от короля, так сказать, держать дистанцию. Если мы рассмотрим русскую дружину или армию Тамерлана, то основная концепция их существование – это сплочение, все как одни, чувство плеча. Что же касается рыцарства, то у них сформировалась относительная автономность даже небогатого воина, что вкупе с римским наследием и католицизмом (персонализм и гуманизм) позволили рыцарям раскрыть интонацию отдельно взятого воина и человека. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на романтизацию и идеализацию рыцарского эпоса, именно он на долгие столетия вперед направляли духовные поиски европейцев ипоследующих эпох. Именно феномен рыцарства внес в багаж культурного наследия, который лег в основуевропейского гуманизма, пронизанного ценностью и значимостьючеловеческого «Я» во всех проявлениях его диалога с окружающим миром. В Западной Европе не часто встретишь понятие «Мы», как, допустим, в менталитете постсоветского пространства. Возникшее в XI веке и прекратившее свое существование в конце XV векарыцарство оставило неизгладимый след в культурном наследии мира.Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципыверности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себевлияние рыцарской эпохи. Благодаря реформам Петра I дух рыцарства проник и в русскую культуру.Рыцарство не было бы жизненным идеалом в течение целых столетий,если бы оно не обладало необходимыми для общественного развития высокимиценностями, если бы в нем не было нужды в социальном, этическом иэстетическом смысле. Именно на прекрасных преувеличениях основываласьсила рыцарского идеала. Рыцарство сошло с исторической сцены. Оно оставило нам не толькоэлементы своей военной тактики, но и культурное наследие: рыцарские романы. Список литературы.Литература:Пастуро М. Повседневная Франции и Англии во рыцарей круглого Пер. с фр. М.О. Гончар; Научн.ред. Т.Д.Сергеева. М.: Мол. Гвардия, 2004. 239 с.Флори Жан. жизнь рыцарей в века./Издательство;Молодая Гвардия,2006.356 c.Тайны, забралом: Энциклопедический по истории рыцарства. М.: Современник, 2002. 416 с.Дополнительная литература:Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г
1. Пастуро М. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола/ Пер. с фр. М.О. Гончар; Научн.ред. Т.Д.Сергеева. М.: Мол. Гвардия, 2004. 239 с.
2. Флори Жан. Повседневная жизнь рыцарей в Средние века./Издательство;Молодая Гвардия,2006.356 c.
3. Тайны, скрытые забралом: Энциклопедический путеводитель по истории рыцарства. М.: Современник, 2002. 416 с.
Дополнительная литература:
1. Руа Ж. История рыцарства. М., 1996 г
Вопрос-ответ:
Откуда взялось рыцарство?
Рыцарство имело свое происхождение как феномен средневекового общества Западной Европы. Его истоки уходят в древние времена, когда влияние римской культуры смешалось с варварскими традициями.
Какая роль церкви в формировании образа рыцаря?
Церковь играла важную роль в формировании образа рыцаря. Она внушала рыцарям идеалы благочестия, справедливости и верности. Через призывы церкви рыцари находили смысл и цель своей жизни, руководствуясь рыцарским кодексом чести.
Какие воинские ценности и культурные идеалы приветствовались в рыцарском этосе?
В рыцарском этосе приветствовались такие ценности, как мужество, щедрость, преданность, справедливость и галантность. Рыцари стремились к совершенству во всяком отношении и воплощали в себе идеалы благородного воина.
Какие требования предъявлялись к идеальному образу рыцаря?
Идеальный образ рыцаря требовал безупречной чести, благородства и доблести. Рыцарь должен был быть отважным воином, с тактичностью в сражениях, готовым отстоять слабых и бороться за справедливость.
Чем рыцарский кодекс чести отличался от других этических систем?
Рыцарский кодекс чести отличался от других этических систем своим ориентиром на доблесть, благородство и честь. В отличие от традиционных этикетных норм, рыцарский кодекс призывал рыцарей к героическим поступкам и справедливому поведению.
Какие были истоки зарождения рыцарства?
Истоками зарождения рыцарства можно считать римское наследие и переход от племенной дружины к вассальным отношениям. Рыцарство возникло в Западной Европе в XI-XII веках.
Как выглядел идеальный образ рыцаря в средневековье?
Идеальный образ рыцаря включал в себя такие качества, как доблесть, честность, верность, благородство, щедрость, рыцарская доброта, умение владеть оружием и боевой искусством, а также нравственную непорочность.
Какую роль играла церковь в формировании рыцарского этоса?
Церковь играла значительную роль в формировании рыцарского этоса. Она учила рыцарей к соблюдению христианских ценностей, призывала к защите слабых и бедных, и продвигала идею рыцарской чести и благородства. Церковные обряды также играли важную роль в жизни рыцарей - они клялись верностью и честью перед святыми иконами и получали благословение церкви перед сражениями.