Предметная область кулинарии и её описание в словарях
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 03.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Элементы информационных систем. 5
1. Предметная область . 5
2. Информационно-поисковый тезаурус. 8
Глава 2. Лексика информационно-поискового тезауруса по кулинарии. 17
2.1. Классификация (категоризация) лексики. 17
Заключение 34
Списоклитературы 35
При этом необходимо исчерпывающе описать смысловую структуру слова, точно и выразительно сформулировать каждое значение, установить иерархические отношения между ними, разграничить омонимы и многозначные слова, указать грамматические и стилистические характеристики слова и многое другое. Словарь - справочно-информационное издание, в котором собраны и расположены в определенном порядке (обычно алфавитном) единицы языка (слова, морфемы, фразеологизмы и др.) с их толкованием, переводом на другой язык или информацией другого характера. В зависимости от назначения и объекта описания словари делятся на лингвистические (филологические) и энциклопедические.Влингвистических словарях языковые единицы описываются с точки зрения их значения, правописания, произношения, происхождения, морфемного состава, сферы употребления, сочетаемости и других языковых свойств описываемого материала. Для нашего исследования наиболее важны толковые, идеографические и ассоциативные словари.Энциклопедические словари описывают не слова и другие единицы языка, а понятия и обозначающие их термины, предметы, явления, исторические события, факты из общественно-политической жизни, экономики, науки, техники, биографии известных людей и другие сведения из разнообразных сфер человеческой деятельности. Для дальнейшей характеристики лексикографических понятий будет рассмотрена в основном структура толкового словаря, потому что структура данного типа словаря наиболее подробно разработана.В толковых словарях объясняются значения слов и фразеологизмов. Отечественная теория и практика составления таких словарей имеет богатые традиции. Наиболее известен толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, который много раз переиздавалсяКаждый словарь состоит из ряда компонентов, которые обеспечивают читателю доступ к содержащейся в словаре информации. Наиболее важными структурными компонентами словаря являются:Вводная статья, в которой объясняются принципы пользования словарем, содержится информация о структуре словарной статьи, приводится список условных сокращений.2. Словник словаря – список (реестр) заголовочных единиц словаря, расположенных в алфавитном порядке. Словник может быть представлен морфемами (в словарях морфем), словами в начальной форме (в толковых, диалектных, этимологических словарях), словоформами (в грамматических словарях), словосочетаниями (в словарях фразеологизмов). Словник задает область описания словаря и в структуре словаря специально не выделяется.3. Словарная статья – объект описания словаря. В словарной статье содержится информация о заголовочном (заглавном) слове и описываются его основные характеристики. Совокупное множество словарных статей формирует текст словаря. Структура словарной статьи определяется типом словаря, его основными задачами. Как правило, словарная статья любого словаря включает заголовочное слово (оно выделяется жирным шрифтом), различного рода пояснения в виде толкования слова, определения его лексических значений, этимологические, орфографические, грамматические, стилистические справки, экземплификации (нем. Exemplifikation от лат. exemplum ‘образец’, facere ‘делать’), то есть иллюстрации (примеры) из художественной литературы, подтверждающие лексическое значение слова. Словарная статья включает несколько зон описания, каждая из которых содержит особый тип словарной информации.Первая зона – лексический вход словарной статьи: вокабула (лат. vocabulum ‘слово, название’), или лемма (греч. lemma), – заглавная форма словарной статьи (заголовочное слово). В вокабуле, выделяемой полужирным шрифтом, как правило, указывается ударение. Заглавная форма – это представительная форма слова, обладающая назывной функцией. В парадигме глагола исходной формой является инфинитив, в парадигме существительных – форма именительного падежа единственного числа, в парадигме прилагательных – форма именительного падежа единственного числа мужского рода. Вторая зона, следующая после лексического входа, – это зона грамматической информации и стилистических помет. Так, в толковых словарях в качестве грамматической информации содержатся указания на принадлежность к определенной части речи (сущ., нареч., числ.), приводятся характерные грамматические формы (для существительных – форма родительного падежа единственного числа и указание на род, для глаголов окончания 1-го и 2-го лица и др.). Стилистические пометы – это специальные указания на какие-либо характерные признаки слова, на ограничения его употребление в литературном языке: книжн. – книжное слово, обл.- областное слово, прост.—просторечное слово, пренебр. − пренебрежительное слово, спец.—специальный термин, устар. – устарелое слово. Третья зона – зона толкования, дефиниция (лат. definitio ‘объяснение, определение’) – точное, логическое и краткое объяснение значения лексической единицы, определение её смысла. В словарях русского языка используются следующие виды дефиниций:а) краткая формулировка значения слова с указанием наиболее существенных его признаков: остров - ‘часть суши, со всех сторон окружённая водой’, бас - ‘самый низкий мужской голос’, блокнот - ‘записная книжка или тетрадь, состоящая из отрывных листов’;б) дефиниция, являющаяся синонимом (реже − синонимами) к реестровому слову: беда - ‘несчастье, бедствие, горе, невзгода’, огромный - ‘очень большой, громадный’, везде - ‘всюду, повсюду’, смелый - ’храбрый, отважный’;в) формулировка, раскрывающая не только смысл словообразовательной основы, но и значение аффиксов: взыскательность - ‘свойство по знач. прил. взыскательный’, взвешивание - ‘действие по знач. глаг. взвешивать’, воспитательница - ‘женск. к воспитатель’, алмазный - ‘прилаг. к алмаз’;г) дефиниция, подчеркивающая смысловое тождество реестрового слова с другими словами: флексия - ‘то же, что окончание’, префикс - ‘то же, что приставка’, лис - ‘то же, что лисица’, прочесть - ‘то же, что прочитать’;д) дефиниция, не раскрывающая смысл слова, а только указывающая на его грамматическую связь со словом, тождественным с ним по лексическому значению: решать - ‘несов. к решить’, взять - ‘сов. к брать’, виться - ‘страд. к вить’.Четвёртая зона – зона иллюстрации, экземплификации (нем. Exemplifikation от лат. exemplum ‘образец’, facere ‘делать’) – иллюстрации (примеры) из художественной литературы, подтверждающие лексическое значение слова. В интернет-словарях к этой зоне можно отнести фотографии и рисунки, иллюстрирующие заглавное слово. При создании текстов и поиске информации важную роль играют словари, в которых систематически представлены смысловые отношения между словами и словосочетаниями. Такие словари называются идеографическими. Идеографические словари (греч. idea ‘понятие’, grapho ‘пишу’) представляют лексический материал не по алфавиту заглавных слов, а по тематическому принципу, в виде систематизированных групп слов, в той или иной степени близких в смысловом отношении. Традиции составления идеографических словарей восходят к западноевропейской лексикографической школе. В настоящее время словари идеографического типа называются также тезаурусами (греч. thesauros ‘сокровище, сокровищница’. Наиболее известен тезаурус М.П. Роджета, составленный в 1852 году и многократно переиздававшийся. Примерами современных идеографических словарей (тезаурусов) являются словарь О.С. Баранова, К числу тезаурусов относят словари-справочники в информационно-поисковых системах, где лексические единицы заменены стандартизированными единицами и символами (дескрипторами), которые позволяют человеку (вычислительной машине, компьютеру) свободно ориентироваться в той или иной области знаний. В словарных статьях идеографического словаря (тезауруса) обычно отражены следующие отношения слов: синонимические, родо-видовые, ассоциативные. Могут быть отражены и другие смысловые отношения – часть – целое, процесс – его результат и другие Иногда смысловые отношения между словами выявляются на основе ассоциативного эксперимента. Результаты такого эксперимента оформляются в виде словаря, который называется ассоциативным словарём. В ассоциативных словарях лексический материал систематизируется на основе психологических ассоциаций названного слова (слова-стимула) со словами-реакциями. Весь словарный материал группируется в поля. В центр каждого из таких полей вынесено слово, объединяющее другие слова, в той или иной степени близкие ему по значению или ассоциирующиеся с ним по смыслу, например: насекомое – муха, пчела, муравей, стрекоза, бабочка, мотылёк, блоха. Принцип ассоциативных связей слов положен в основу «Словаря ассоциативных норм русского языка» под ред. А.А. ЛеонтьеваСледует упомянуть терминологические словари, которые имеют черты лингвистического и энциклопедического словаря. В терминологических словарях содержатся термины из определённой области науки, техники, производства, искусства, религии, экономики, права и др. «Термин – это отдельное слово или… словосочетание, обозначающее профессиональное понятие и предназначенное для удовлетворения специфических нужд общения в сфере определённой профессии…». С одной стороны, в терминологических словарях содержатся названия понятий определённой отрасли, с другой, в них представлены лингвистические свойства лексических единиц – слов и словосочетаний, являющихся терминами. ЗаключениеВ конце нашего анализа можно сказать, что тезаурус был задуман в контексте быстрого развития новых дисциплин и новых типов документальных коллекций, моделирования новых подходов к использованию информации и растущего присутствия информатики в документальной среде. Тезаурус, роль которого первоначально заключалась в обеспечении согласованности в представлении понятий и облегчении задачи искателя информации, стал полезным компонентом информационных систем. Основные функции тезауруса заключаются в следующем :облегчить и повысить эффективность поиска информации и документов;обеспечивать возможность исчерпывающего поиска путем связывания понятий и терминов с похожим значениемуменьшить трудности представления и поиска, вызванные синонимией и полисемией, присутствующими в естественном языке.Эти функции тезауруса важны для понимания Предметная область кулинарии и её описание в словарях. СписоклитературыAnderson EN. Everyone Eats: Understanding Food And Culture. New York. New York University Press, 2014. Annuk Eve. Culinary Discourse: Organic Food in Estonia, in Liisi Laineste. In Dorota Brzozowska and Wladyslaw Chlopicki (eds) Estonia and Poland: Creativity and Tradition in Cultural Communication, Tartu: ELM Scholarly Press. 2013; 2: 137-146.Betty, Crocker Кулинария. Все, что нужно знать о продуктах и технологии приготовления полезных и изысканных блюд / Betty Crocker. - Москва: Наука, 2017. - 608 c.Алпатов, В. Языкознание.От Аристотеля до компьютерной лингвистики / В. Алпатов. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. - 253 c.Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм (Советское языкознание сталинской эпохи) / В.М. Алпатов. - М.: УРСС, 2011. - 288 c.Ассаулова, С.В. Техникум/колледж с отличием. Языкознание / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2007. - 156 c.Ассаулова, С.В. Учебник для ССУЗов. Языкознание. / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2005. - 160 c. Антонова, Р.П. Технология приготовления блюд и кулинарных изделий / Р.П. Антонова. - М.: ПрофиБаранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.КС, 2016. - 578 c.Армянская кулинария. - М.: Госторгиздат, 2016. - 208 c.Белоусов, С.М. Вкуснодром: Книга о веселой кулинарии: Кулинарные байки, легенды, рецепты, анекдоты, курьезы. / С.М. Белоусов. - Москва: Огни, 2016. - 384 c.Белоусов, Сергей Веселая кулинария. Блюдоед / Сергей Белоусов. - М.: Мангазея, 2015. - 480 c.Белоцерковская, Ника Белоника и шефы. В 2 томах (подарочный комплект из 2 книг + сумка) / Ника Белоцерковская. - М.: Эксмо, 2014. - 514 c.Блюда из мяса, птицы и рыбы. - М.: Урал ЛТД, 2015. - 400 c.Бренц, М. Я. Технология приготовления диетических блюд / М.Я. Бренц, Н.П. Сизова. - М.: Экономика, 2018. - 206 c.Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 905 c.Березин, М.Ф. Общее языкознание: Учебник для ВУЗов / М.Ф. Березин, В.И. Головин. - М.: Альянс, 2014. - 416 c.Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Уебник для академического бакалавриата / Т.И. Вендина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Т.И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2010. - 391 c.Гумбольдт, В.фон О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: Введение во всеобщее языкознание. Пер. с нем. / В.фон Гумбольдт. - М.: КД Либроком, 2019. - 376 c.Даниленко, В.П. Общее языкознание и история языкознания: Курс лекций / В.П. Даниленко. - М.: Флинта, 2015. - 272 c.Карлов, В. Я. Криминалистика. Тезаурус-словарь и схемы / В.Я. Карлов. - М.: Альфа-пресс, 2011. - 282 c.Маковский, М. М. Краткий этимологический словарь-тезаурус индоевропейских языков / М.М. Маковский. - М.: Либроком, 2011. - 200 c.Онтологии и тезаурусы. Модели, инструменты, приложения. Учебное пособие / Б.В. Добров и др. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 176 c.Русова, Н. Ю. От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Н.Ю. Русова. - М.: Флинта, 2004. - 304 chttps://vkusnie-vkusnosti.ru/slovarikhttps://gufo.me/dict/linguistics_zherebilohttps://www.thesaurus.com/browse/culinaryМасленников, Ревунков, Сатова. Описание предметной области… // cyberleninka.ru/article/n/opisanie-predmetnoy-oblasti-kak-neotemlemyy-element-protsessa-proektirovaniya-avtomatizirovannoy-informatsionnoy-sistemy/viewerАлексеев В.Ф. Структуры и базы данных https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/27723/1/Alekseev_struk.pdf(здесь – раздел 2.1 и, может быть, 2.2).
2) Annuk Eve. Culinary Discourse: Organic Food in Estonia, in Liisi Laineste. In Dorota Brzozowska and Wladyslaw Chlopicki (eds) Estonia and Poland: Creativity and Tradition in Cultural Communication, Tartu: ELM Scholarly Press. 2013; 2: 137-146.
3) Betty, Crocker Кулинария. Все, что нужно знать о продуктах и технологии приготовления полезных и изысканных блюд / Betty Crocker. - Москва: Наука, 2017. - 608 c.
4) Алпатов, В. Языкознание.От Аристотеля до компьютерной лингвистики / В. Алпатов. - М.: Альпина Нон-фикшн, 2018. - 253 c.
5) Алпатов, В.М. История одного мифа: Марр и марризм (Советское языкознание сталинской эпохи) / В.М. Алпатов. - М.: УРСС, 2011. - 288 c.
6) Ассаулова, С.В. Техникум/колледж с отличием. Языкознание / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2007. - 156 c.
7) Ассаулова, С.В. Учебник для ССУЗов. Языкознание. / С.В. Ассаулова. - М.: Приор, 2005. - 160 c.
8) Антонова, Р.П. Технология приготовления блюд и кулинарных изделий / Р.П. Антонова. - М.: Профи
9) Баранникова, Л.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.
10) Баранникова, Л.И. Введение в языкознание / Л.И. Баранникова. - М.: КД Либроком, 2010. - 392 c.КС, 2016. - 578 c.Армянская кулинария. - М.: Госторгиздат, 2016. - 208 c.
11) Белоусов, С.М. Вкуснодром: Книга о веселой кулинарии: Кулинарные байки, легенды, рецепты, анекдоты, курьезы. / С.М. Белоусов. - Москва: Огни, 2016. - 384 c.
12) Белоусов, Сергей Веселая кулинария. Блюдоед / Сергей Белоусов. - М.: Мангазея, 2015. - 480 c.
13) Белоцерковская, Ника Белоника и шефы. В 2 томах (подарочный комплект из 2 книг + сумка) / Ника Белоцерковская. - М.: Эксмо, 2014. - 514 c.
14) Блюда из мяса, птицы и рыбы. - М.: Урал ЛТД, 2015. - 400 c.
15) Бренц, М. Я. Технология приготовления диетических блюд / М.Я. Бренц, Н.П. Сизова. - М.: Экономика, 2018. - 206 c.
16) Болотнова, Н. С. Коммуникативная стилистика текста. Словарь-тезаурус / Н.С. Болотнова. - М.: Флинта, Наука, 2009. - 905 c.
17) Березин, М.Ф. Общее языкознание: Учебник для ВУЗов / М.Ф. Березин, В.И. Головин. - М.: Альянс, 2014. - 416 c.
18) Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Уебник для академического бакалавриата / Т.И. Вендина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.
19) Вендина, Т.И. Введение в языкознание: Учебное пособие / Т.И. Вендина. - М.: Высшая школа, 2010. - 391 c.
20) Гумбольдт, В.фон О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода: Введение во всеобщее языкознание. Пер. с нем. / В.фон Гумбольдт. - М.: КД Либроком, 2019. - 376 c.
21) Даниленко, В.П. Общее языкознание и история языкознания: Курс лекций / В.П. Даниленко. - М.: Флинта, 2015. - 272 c.
22) Карлов, В. Я. Криминалистика. Тезаурус-словарь и схемы / В.Я. Карлов. - М.: Альфа-пресс, 2011. - 282 c.
23) Маковский, М. М. Краткий этимологический словарь-тезаурус индоевропейских языков / М.М. Маковский. - М.: Либроком, 2011. - 200 c.
24) Онтологии и тезаурусы. Модели, инструменты, приложения. Учебное пособие / Б.В. Добров и др. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2013. - 176 c.
25) Русова, Н. Ю. От аллегории до ямба. Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению / Н.Ю. Русова. - М.: Флинта, 2004. - 304 c
26) https://vkusnie-vkusnosti.ru/slovarik
27) https://gufo.me/dict/linguistics_zherebilo
28) https://www.thesaurus.com/browse/culinary
29) Масленников, Ревунков, Сатова. Описание предметной области… // cyberleninka.ru/article/n/opisanie-predmetnoy-oblasti-kak-neotemlemyy-element-protsessa-proektirovaniya-avtomatizirovannoy-informatsionnoy-sistemy/viewer
30) Алексеев В.Ф. Структуры и базы данных https://libeldoc.bsuir.by/bitstream/123456789/27723/1/Alekseev_struk.pdf
31) (здесь – раздел 2.1 и, может быть, 2.2).
Вопрос-ответ:
Какие элементы включает в себя информационная система в предметной области кулинарии?
Информационная система в предметной области кулинарии включает в себя различные элементы, такие как информационно-поисковый тезаурус, лексику, классификацию и категоризацию лексики.
Каким образом определяется лексика в информационно-поисковом тезаурусе по кулинарии?
Лексика в информационно-поисковом тезаурусе по кулинарии определяется путем установления смысловой структуры слов. Каждое значение слова описывается точно и выразительно, разграничиваются омонимы и многозначные слова, а также устанавливаются иерархические отношения между значениями.
Что включает в себя классификация и категоризация лексики в предметной области кулинарии?
Классификация и категоризация лексики в предметной области кулинарии включает в себя разделение слов и терминов на определенные категории или классы в зависимости от их семантического значения. Это позволяет более удобно и эффективно организовывать и структурировать информацию в информационно-поисковом тезаурусе.
Каким образом описывается смысловая структура слова в информационно-поисковом тезаурусе по кулинарии?
Смысловая структура слова описывается точно и выразительно, указывая каждое значение слова и объясняя его смысл. Также делается разграничение омонимов и многозначных слов, чтобы избежать путаницы и неоднозначности при поиске информации по кулинарии.
Какие отношения между значениями слов устанавливаются в информационно-поисковом тезаурусе по кулинарии?
В информационно-поисковом тезаурусе по кулинарии устанавливаются иерархические отношения между значениями слов. Например, можно установить отношение "включает в себя", где одно значение слова является более общим, а другое — более конкретным. Это помогает структурировать информацию и облегчает поиск по тезаурусу.
Что такое предметная область кулинарии?
Предметная область кулинарии - это сфера знания, которая охватывает все аспекты, связанные с приготовлением пищи и готовкой блюд. В ней включены такие понятия, как продукты, рецепты, кулинарные приемы и техники.
Что такое информационно-поисковый тезаурус?
Информационно-поисковый тезаурус - это справочник, который содержит информацию о предметной области и ее лексике. В тезаурусе описываются значения слов, их смысловые связи и иерархические отношения. Он используется для классификации и поиска информации в определенной области.
Как происходит классификация и категоризация лексики в информационно-поисковом тезаурусе?
Классификация и категоризация лексики в информационно-поисковом тезаурусе происходят путем установления связей между разными словами и понятиями. Слова и понятия группируются по сходству смыслов и устанавливаются иерархические отношения. Эта система позволяет легко находить и классифицировать информацию в предметной области.
Какие иерархические отношения можно установить в лексике информационно-поискового тезауруса по кулинарии?
В лексике информационно-поискового тезауруса по кулинарии можно установить такие иерархические отношения, как общее-частное (например, "пища" - "мясо"), часть-целое (например, "яйцо" - "белок"), абстрактное-конкретное (например, "продукт" - "огурец"). Эти отношения помогают структурировать и классифицировать информацию в тезаурусе.
Что делать, если в лексике информационно-поискового тезауруса по кулинарии есть омонимы и многозначные слова?
Если в лексике информационно-поискового тезауруса по кулинарии есть омонимы и многозначные слова, то необходимо исчерпывающе описать каждое значение, чтобы избежать путаницы. Каждое значение должно быть точно сформулировано и выразительно описывать смысл слова. Также важно разграничить эти омонимы и многозначные слова, чтобы было понятно, в каком контексте они используются.