Экономическая теория .Развитие импортозамещения в России

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая теория
  • 46 46 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 21.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ 6
1.1 Понятие и виды импортозамещения 6
1.2 Нормативное регулирование политики импортозамещения 8
1.3 Модели импортозамещения в зарубежных странах 11
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РОССИИ 18
2.1 Тенденции снижения импортозависимости 18
2.2 Факторы, влияющие на импортозамещение в России 27
2.3 Импортозамещение в 2022 году 30
3 CОСТОЯНИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РФ 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Фрагмент для ознакомления

Таким образом,импортозамещение становится не только насущной проблемой, но и должна стать долгосрочной государственной стратегией, в рамках которой государство, реализуя структурную политику, выделить приоритетные направления и предприятия, которые становясь научно-производственными комплексами при поддержке государства разрабатывали и производили высокотехнологичную наукоемкуюпродукцию,востребованнуюдругимимашиностроительными предприятиями. Возможно в качестве прототипов выбрать уже существующие крупные машиностроительные предприятия, имеющие соответствующую научно-производственную инфраструктуру, развитую сеть хозяйственных связей и известность на мировом рынке. Необходимо также готовить инженерно-технические кадры, ученых в сфере технических наук, создавать условия для научных исследований и опытно-конструкторских работ. Нужен системный подход к восстановлению и развитию моделей интеграции науки и производства. Причем это должно осуществляться в рамках стратегии национального масштаба, разработанной на долгосрочную перспективу, реализуемой поэтапно с запланированными результатами. Важным сопутствующим процессом должна выступать диверсификация тех промышленных предприятий, продукция которых не отвечает современным запросам экономики и не имеет перспектив в наступающей информационной стадии развития общества. Диверсификация позволит перейти на производство дефицитной наукоемкой продукции, способной заменить зарубежные аналоги для нужд российских предприятий.2.2 Факторы, влияющие на импортозамещение в РоссииС 2015 года импортозамещение стало ориентиром российской экономики. Это было обусловлено множеством факторов, основным из которых стали антироссийские санкции, введенные против России после присоединения Крыма и Севастополя к Российской Федерации. Однако программа импортозамещения существовала и ранее. Еще с 90-ых годов 20-го века Россия имела проблему зависимости от импортных товаров. В 2012 году была принята Государственная программа развития сельского хозяйства на предстоящие 7 лет, но из-за вступления Крыма и Севастополя в РФ программу пришлось пересмотреть. В 2015 году была создана специальная Правительственная программа по вопросам импортозамещения. Кроме этого, почти ежегодно Правительством РФ выпускались новые приказы об импортозамещении и вносились изменения в уже имеющиеся, с целью повышения стимулирования российских производителей пользоваться товарами и услугами отечественного производства.Основными сферами реализации импортозамещения являются:– сельское хозяйство;– машиностроение;– информационные технологии;– государственные закупки.С 2018 года основные программы развития России включили в национальные проекты, поэтому финансирование импортозамещения теперь идет по конкретным направлениям.Импортозамещение достаточно длительный процесс, особенно если речь идет о сельском хозяйстве. На официальном уровне программу импортозамещения называю успешной. Эксперты говорят, что наибольший положительный эффект от программ импортозамещения получили сельхозпроизводители и представители IT-сферы. Тогда как по производству продуктов питания однозначного тренда нет. По ряду позиций производство выросло, а по некоторым наблюдается спад.После того, как были введены санкции в отношении России, произошли изменения в составе основных стран поставщиков продуктов питания. С 2013 г. по сентябрь 2020 г. российский импорт рыбы и рыбной продукции сместился из Норвегии на Фарерские острова и в Чили (доля этой страны в российском рыбном импорте увеличилась в два раза). В поставках плодоовощной продукции доля китайских поставок выросла в два с половиной раза, а ввоз из ЕС был заменен египетскими и азербайджанскими поставками. Экспорт фруктов из ЕС переместился в Эквадор как основную страну-отправитель. Белоруссия также «забрала» на себя весь объем мясных поставок на российский рынок, ранее приходившийся на ЕС [3].По подсчетам экспертов, за последние 8 лет с начала программы импортозамещения государству, к сожалению, практически не удалось достигнуть поставленных целей:– импорт молока сократился на 20%, тогда как планируемое сокращение составляло 30%;– импорт овощей сократился на 27%, при планируемом сокращении на 70,3%.Однако у существующей программы есть и успешные позиции:– импорт мяса и субпродуктов из стран Евросоюза снизился с 2,5-3 миллионов тонн в 2000-е годы до 600 тысяч тонн в 2020-м;– наблюдается рост выпуска мяса птицы (с 0,8 до 5,05 миллионов тонн) и свинины (с 1,6 до 4,25 миллионов тонн);– рост производства рыбной продукции составил 0,58 миллионов тонн, повысившись с 3,68 до 4,21 миллиона тонн;– производство товаров, попавших под санкции, внутри страны, было в 2,5 раза больше импорта из стран, не попавших под санкции. С другой стороны, доля импорта так и не снизилась ниже 30%.На некоторые отрасли экономики Российской Федерации импортозамещение не нанесло почти никакого влияния, так, например, в фармацевтической индустрии на импорт приходится большая часть лекарств, в то время как российских препаратов продается всего 20%.2.3 Импортозамещение в 2022 годуВ 2022 году, в связи с ситуацией, сложившейся на Украине, вводом странами Евросоюза и США новых санкций, вышел закон правительства РФ об импортозамещении. Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений - нанесение урона по экономики России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях.Для достижения цели программы импортозамещения в первую очередь необходимо наладить локальное производство в следующих отраслях экономики:1.Промышленное станкостроение (на текущем этапе доля импортных станков более 50% в пищевой промышленности и более 60% в нефтедобывающей и тяжелой промышленности),2.Электронная промышленность (на текущем этапе доля импорта 8090%),3.Легкая промышленность (на текущем этапе доля импорта 70-90%),4.Медицинская промышленность (на текущем этапе доля импорта 7080%),5.Тяжелое машиностроение (на текущем этапе доля импорта 60-80%),6.Машиностроение для пищевой промышленности (на текущем этапе доля импорта 60-80%).Самыми приоритетными направлениями политики импортозамещения являются:– для промышленности - диверсификация производства;– для массовой продукции - обеспечение высокой ценовой конкурентоспособности;– для машиностроения - обеспечение технологического развития и завоевание новых рынков сбыта.Среди позитивных результатов импортозамещения на текущий момент:– России удалось снизить зависимость от импорта, что повлияло на уменьшение политических рисков;– рост секторов экономики из-за стимулирования спроса, наращивания производственных мощностей и модернизации;– в некоторых отраслях Россия сократила импорт до минимума и обеспечила рынок собственными товарами.Среди негативных результатов импортозамещения на текущий момент:– России удалось увеличить производство отечественных товаров, однако выпускаемого объема отечественных товаров недостаточно для обеспечения необходимого количества, а в некоторых случаях (например импортозамещения ПК и СХД, а также в космической отрасли) - уступает качество товаров;– на имеющихся у России трудностях заработали дружественные ей страны, от своего имени продавая российские товары (например, в магазинах продаются «белорусские» треска и креветки);– в итоге наблюдается значительный рост цен на российские продукты.Для достижения поставленных целей необходимо улучшить следующиепозиции:– нормативная база. Постановления должны быть максимально конкретизированы и понятны для производителей, должен обеспечиваться качественный контроль за промежуточными результатами;– инфраструктура. Необходимо развивать кластеры, технопарки, бизнес- инкубаторы, транспортно-логистические комплексы и особые экономические зоны;– финансирование. Необходимо предоставление дополнительных льготных кредитов, грантов, субсидий и лизинговых программ;– маркетинг. Правительству необходимо создавать позитивный образ товаров с пометкой «Сделано в России», которые будут вызывать у потребителей доверие, а не предосторожность.Вопросом импортозамещения обеспокоены не только Государство и отечественные производители, но и потребители. В связи со сложившимися реалиями потребители крайне обеспокоены тем, что привычных для них товаров больше нет в доступности. Особенно остро ощущается дефицит медикаментов и технологического оборудования. Именно поэтому отечественным производителям необходимо активизироваться и производитькачественные аналоги импортных товаров. Согласно социологическому опросу, отношение россиян к импортозамещению следующее: 42,95% респондентов положительно относится к импортозамещению, 18,79% - скорее положительно, чем отрицательно, 14,77% респондентов затруднились ответить, 9,4% высказались отрицательно и такой же процент составляет доля тех, кто нейтрально относится к политике импортозамещения, только 4,7% выразили скорее отрицательное, чем положительное отношение к импортозамещению.Таким образом, становится понятно, что Россия уже давно встала на путь импортозамещения, однако успеха достигла далеко не во всех отраслях. Для того, чтобы программа импортозамещения успешно осуществлялась, необходимо внедрение государственных программ по поддержке производителей импортозаменяемой продукции, совершенствование самой программы импортозамещения и создание четкого плана по ее осуществлению. Кроме того, отечественные производители должны ориентироваться на потребительский спрос. Требуется детальное исследование рынка спроса для определения товаров, которые уже сейчас необходимы потребителю, но он не может их приобрести из-за санкций и множества других причин. При соблюдении этих пунктов Россия сможет почти в полном объеме отказаться от импортируемых товаров и поддерживать стабильность национальной экономики.3Состояние тенденции политики импортозамещения в РФПроблема технологического отставания России сформировалась не сегодня, а на протяжении двух последних десятилетий. Одним из свидетельств российской технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится свыше 50%. Взятый США курс на изоляцию России - ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для устранения существующего разрыва в технологическом отставании, крайне важна четкая политика импортозамещения. В связи с этим России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.Технологический прогресс не стоит на месте и, к сожалению, Россия здесь показывает не лучшие результаты. Лучше всего данную картину иллюстрирует статистика по импорту, согласно которой техническое оборудование занимает больше половины процентов от всего импорта России. Например, в станкостроении доля импорта превышает 90 процентов. Если же обратиться к статистике оборудования, импортируемого для тяжелой промышленности, то можно увидеть, что на его долю приходится больше 70%, а для легкой же этот результат превышает 80%. Импорт оборудования, поставляемого для медицинской и фармацевтической, а также пищевой промышленности превышает 80%. Эти показатели свидетельствуют о том, что Россия сильно отстает в технологическом прогрессе от развитых стран. Эта ситуация еще более обострилась с 2014 года, когда были введены санкции со стороны западных стран и США. Из-за введенных санкций доступ России к финансовым ресурсам, а также инновационным технологиям стал ограничен. Санкции, препятствующие поступлению в Россию новых технологий, а также денежных ресурсов ведут к тому, что отставание страны, только увеличивается. В целях устранения существующих дисбалансов в техническом и технологическом развитии, необходимы новые подходы направленные на создание наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.Западноевропейские страны, а также Соединенные Штаты ввели определенные экономические, промышленные и технологические ограничения против России в марте 2014 года. Первые санкции, однако, были направлены только на визовые ограничения для лиц, которые были включены в определенный перечень, а также на ряд организаций из государств, поддерживающих санкционные мероприятия, сотрудничать с лицами и компаниями, включенными в перечень. Позднее все-таки данный перечень расширился и в него вошли компании не только России, но и Крыма, а также некоторых областей Украины.В последующем под данные санкции попала оружейная сфера РФ, а также товары, имеющие двойное предназначение и технологии, необходимые для создания военного вооружения. Были введены экспортные ограничения на оружейные товары, а российских экспортеров обязали получать специализированное разрешение на ввоз в страну разрешенных видов оборудования, относящегося к энергетическому комплексу, а также оборудования, необходимого для нефтегазовой отрасли, в частности, для добычи углеводородов и сланцевой нефти в тяжелых арктических условиях. Была запрещена организация долгового финансирования топливно-энергетических компаний России: «Роснефти», «Транснефти», «Газпром нефти». Был введен полный запрет использование облигаций и акций данных компаний, со сроком обращения выше 30 дней, а также участие компаний, функционирующих в государствах, поддержавших санкции против России в выпуске и распространении данных ценных бумаг. Позже санкции, затронувшие отечественную банковскую систему, были усилены. Ограничения коснулись крупневших банков России, в число которых вошли: «Сбербанк России», «Банка ВТБ», «Газпромбанк», «Внешэкономбанк», «Россельхозбанк». Были введены запреты на кредитование таких банков сроком более 30 дней, приобретение и торговля их новыми облигациями, акциями и подобными фининструментами сроком обращения более 30 дней. В связи с введенными ограничениями российское правительство было вынуждено немедленно начать вводить определенные меры, по предотвращению серьезных потерь от прекращения сотрудничества с зарубежными компаниями. Наиболее заметные для граждан стали «контрсанкции», коснувшиеся продовольственной сферы. 6 августа 2014 вышел Указ Президента Российской Федерации № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», 7 августа 2014 года Правительство Российской Федерации выпустило постановление № 778 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». Ответные санкции со стороны РФ не носили сильного экономического ущерба для страны и собирались восполниться за счет введения политики импортозамещения, а также за счет импорта из государств, не поддерживающих санкционную политику западно-европейских стран и США. Несмотря на имеющийся план по импортозамещению, в него все же были внесены некоторые доработки, которые в частности, отражали сложности, возникшие при анализе возможностей страны в плане импортозамещения. Был отменен запрет на ввоз в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в частности: мальков лосося атлантического и форели; безлактозного молока и безлактозной молочной продукции; картофеля семенного, лука-севка, кукурузы сахарной гибридной и гороха для посева; биологически активных добавок, витаминно-минеральных комплексов, вкусоароматических добавок, концентратов белков (животного и растительного происхождения) и их смесей, пищевых волокон и пищевых добавок. Такие ограничения как со стороны стран запада, так и со стороны самой России, однако, менее затронули другие области и санкционноя политика принесла меньшие экономические убытки.Показательным примером может послужить рыбная отрасль, так, из-за прекращения поставок норвежской рыбы, резко поднялись на нее цены. Однако, несмотря на введенные санкции, отечественное рыбное производство в первый год введенных санкций не смогло справиться с поступившими объемами, в следствие чего заменить норвежскую рыбу на отечественную не получилось, что привело к резкому повышению цен. Возможности импортозамещения в продовольственном секторе на сегодняшний день лимитируются ограниченными возможностями имеющихся производственных мощностей в пищевой промышленности. Сильнее всего это проявляется в производстве мясных и молочных товаров, а также сыров.Еще одной острой проблемой, затронувшей большинство отечественных отраслей и мешающей эффективному развитию импортозамещающей политики, является нехватка сырья. Введение санкций против российских сырьевых компаний, активизировало работу по обеспечению независимости страны в области геологоразведки. Россия до введения санкций была сильно зависима от импорта многой продукции, что угрожало не только экономическому состоянию страны, но и ее национальной безопасности. Именно поэтому было решено начать разработку плана по импортозамещению большинства технологических и продовольственных товаров. Установленные задачи должны привести к снижению импортозависимости страны в ряде отраслей до 50-60%. Так, из-за событий на Украине, Россия прекратила импортировать из нее стратегически важную для оборонно-промышленного комплекса продукцию и практически полностью перешла на отечественную. Однако, еще не до конца российские предприятия смогли наладить производство комплектующих изделий и сырья, именно поэтому были налажены поставки из стран Таможенного союза и Китая.По мнению многочисленных экспертов, страна не сможет достичь должного уровня импортозамещения без использования инновационных технологических разработок, а также без наличия высокопроизводительных рабочих мест. Эти факторы являются основополагающими для выполнения всех поставленных задач в сфере импортозамещения. Однако, проводимая Россия политика в сфере привлечения рабочих кадров не соответствует поставленным требованиям, вместо высококвалифицированных специалистов, привлекаются низкоквалифицированные рабочие мигранты из стран СНГ. Так, на 2020 год было создано порядка 26 млн. рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны. Такая государственная политика не позволяет бизнесу модернизировать рабочие места и технологические процессы. Если у компании не будет возможности использовать дешевую рабочую силу, то ей ничего не останется, кроме как инвестировать капитал в развитие новых технологий, тем самым повышая производительность организации, создавая такие рабочие места, которые заинтересовали бы высококвалифицированных работников.В условиях напряжённой и нестабильной геополитической и экономической ситуации сложно сказать, как будет развиваться российская промышленность дальше. Возможно, произойдёт снижение Индекса промышленного производства в секторе добычи природных ископаемых, так как Минфин, в случае отказа европейских стран от нефти, прогнозирует спад её добычи по итогам 2022 г. на 17% [26]. Кроме того, замглавы крупнейшего холдинга «Газпром» (GAZP), на долю которого в 2021 г. пришлось около 72% всего добытого российского газа, заявил, что в 2022 г. компания планирует добыть на 4% меньше природного газа, чем в 2021 г,. или 494,4 млрд м3 против 514,8 млрд м3 годом ранее[18].Если производственные показатели сырьевого сектора могут снизиться по итогам этого года, то обрабатывающую отрасль может ждать рост. Введение новых санкций не только создаёт новые препятствия для производственного сектора экономики, но и формирует новые импульсы и перспективы для импортозамещения и роста спроса на продукцию отечественных производителей. Чем быстрее и грамотнее произойдёт трансформация российской промышленности в сторону новых рынков покупки материалов и сбыта готовой продукции, тем увереннее будет чувствовать себя производственный сектор по итогам 2022 г., который может стать определяющим для российской экономики.ЗаключениеИмпортозамещение –это организационно- и технико-экономическое явление, состоящее в возможности отечественного производства конкретных номенклатур конечной или промежуточной (полуфабрикаты, сырье, материалы) продукции и замещение ими импорта во внутреннем потреблении. Это такой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, который направлен на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства. В настоящее время тема импортозамещения стала одной из самых обсуждаемых. Драйвером реализации политики импортозамещения стали отказ Украины от сотрудничества в ряде производств и вводимые США и Евросоюзом в отношении России экономические санкции. Нет сомнений в том, что сама по себе стратегия импортозамещения – это курс на модернизацию отечественного производства, который способствует развитию индустриального сектора, его техническому перевооружению, повышению качества производимых товаров, развитию инновационной активности. Политика импортозамещения способствует созданию благоприятной среды для роста национальной промышленности. И это особенно актуально для страны, уровень развития производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует и конкурирует на мировых рынках. Россия в новейшей истории уже имеет положительный опыт реализации политики импортозамещения. Имеющийся опыт импортозамещения показывает, что такая политика ведет к:– росту занятости населения и, как следствие, снижению безработицы и повышению уровня жизни, более полному использованию национальных ресурсов социально-экономического развития;– повышению уровня научно-технического прогресса и, как следствие, уровня образования, стимулированию процессов инновационного развития социально-экономической системы;– укреплению экономической и продовольственной безопасности страны, повышению устойчивости национального развития;– росту спроса на товары внутреннего производства, что, в свою очередь, стимулирует развитие экономики страны, расширение производственных мощностей, техническое перевооружение и общий подъем деловой активности;– сохранению валютной выручки внутри страны и, как следствие, росту валютных резервов, улучшению торгового и платежного баланса страны, появлению возможности переориентации валютных ресурсов на иные направления использования.В России уже немало сделано для поддержки промышленности: действуют механизмы государственно-частного партнерства; созданы налоговые стимулы для открытия новых производств; субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения; софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения; усовершенствована нормативная база. Но этого недостаточно.Для преодоления технологической зависимости для нас жизненно важна последовательная политика импортозамещения. В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий - электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. Не менее важны меры организационного характера - создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научно-технической политики. Для успешной реализации этих задач требуется эффективная долгосрочная государственная промышленная политика, первоочередной задачей которой является разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения реиндустриализации. Основой тому является Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». В условиях, связанных с введением санкций, необходимо уделять, особое внимание внутренним источникам совершенствования технологий - перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов. Необходимо также сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки. Во-первых, обеспечить доступ к инвестиционным ресурсам под 3 - 4% годовых. Следует отметить, также и создание Фонда развития промышленности для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности. Этот Фонд, нацеленный на модернизацию и строительство новых предприятий в рамках политики импортозамещения, будет получать из бюджета 15-20 млрд. рублей в год. Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий. Во-вторых, необходимо наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога. В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, то федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей. По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2023 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70-90% до уровня 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели.Таким образом, реализуемые российским Правительством программы импортозамещения в полной мере отвечают нынешним запросам российской экономики. Такая экономика, нацеленная на прорывные современные технологии, способна обеспечить конкурентноспособность российских товаров, инвестиционную привлекательность предпринимательской среды, создание новых качественных рабочих мест, повышение уровня жизни населения и обеспечение национальной безопасности страны.Список использованных источниковФедеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации»Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 29.06.2015 № 188-ФЗФедеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 20.07.2021) Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 12.02.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 16.05.2022) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (ред. от 16.05.2022) «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2021 № 564 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 июля 2021 г. № 2775 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022 г. «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 522 (ред. от 14.04.2022) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию" на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности»Акьюлов, Р. И. Импортозамещение и диверсификация в обеспечении экономической безопасности России / Р. И. Акьюлов // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2022. – С. 25-31.Драмарецкая, Я. В. Сущностная характеристика экономической категории «импортозамещение» / Я. В. Драмарецкая // Новая наука: новые перспективы : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2021. – С. 61-65.Никаева, Р. М. Импортозамещающая модель развития национального хозяйства: зарубежный опыт / Р. М. Никаева, С. К. Шардан, Х. М. Дикаева // ФГУ Science. – 2021. – № 3(23). – С. 106-112. Тоцкойнова, А. Ф. Оценка эффективности политики импортозамещения овощеводства в Российской Федерации / А. Ф. Тоцкойнова // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – С. 373-377. «Газпром» планирует снизить добычу газа на 4% в этом году / Электронный источник. URL: https://quote.rbc.ru/news/short_article/626a64f99a794768a4915439?ysclid=l3zevf7umiДеловая активность организаций в России в марте 2022 года / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/53_30-03-2022.htmlИмпорт РФ: итоги 2021 года / Электронный источник. URL: https://journal.open-broker.ru/research/import-rf-itogi-2021-goda/О промышленном производстве в I квартале 2022 года / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/67_27-04-2022.htmlОб индексе цен производителей промышленных товаровв марте 2022 года / Электронный источник. URL:https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/63_20-04-2022.htmlОбзоры внешней торговли России / Электронный источник. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-1-polugodii-2020-goda/Регионы России. Социально-экономические показатели - 2021 г.» // Федеральная служба государственной статистики / Товарная структура экспорта и импорта / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf(rosstat.gov.ru) Торговля в России 2021 //Федеральная служба государственной статистики / Товарная структура импорта Российской Федерации / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Torgov_2021 .pdfСимачев А., Кузык М., Зудин Н. «Зависимость от импорта: как лечить промышленность. Прямое принуждение предприятий к импортозамещению нанесет вред экономике.» / Электронный источник. URL: https://iq.hse.ru/news/204326723.html

1. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.05.2022) «О промышленной политике в Российской Федерации»
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 29.06.2015 № 188-ФЗ
3. Федеральный закон от 08.03.2022 № 46-ФЗ (ред. от 28.05.2022) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 20.07.2021)
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 12.02.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
6. Постановление Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 (ред. от 16.05.2022) «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»
7. Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (ред. от 16.05.2022) «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства»
8. Постановление Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 (ред. от 16.05.2022) «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком»
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 г. № 514 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.2021 № 564 «О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».
11. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 26 июля 2021 г. № 2775 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
12. Постановление Правительства РФ № 297 от 06.03.2022 г. «Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий путем проведения электронного запроса котировок».
13. Постановление Правительства РФ от 31.03.2022 № 522 (ред. от 14.04.2022) «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии из федерального бюджета автономной некоммерческой организации «Агентство по технологическому развитию" на поддержку проектов, предусматривающих разработку конструкторской документации на комплектующие изделия, необходимые для отраслей промышленности»
14. Акьюлов, Р. И. Импортозамещение и диверсификация в обеспечении экономической безопасности России / Р. И. Акьюлов // Организационно-правовые основы экономической безопасности субъектов хозяйствования в условиях новых вызовов внешней среды: проблемы и пути их решения : Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 12 апреля 2022 года / Под общей редакцией Н.В. Мальцева. – Екатеринбург: Уральский государственный горный университет, 2022. – С. 25-31.
15. Драмарецкая, Я. В. Сущностная характеристика экономической категории «импортозамещение» / Я. В. Драмарецкая // Новая наука: новые перспективы : Материалы Х Международной научно-практической конференции, Краснодар, 30 ноября 2021 года. – Краснодар: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт стандартизации, сертификации и метрологии», 2021. – С. 61-65.
16. Никаева, Р. М. Импортозамещающая модель развития национального хозяйства: зарубежный опыт / Р. М. Никаева, С. К. Шардан, Х. М. Дикаева // ФГУ Science. – 2021. – № 3(23). – С. 106-112.
17. Тоцкойнова, А. Ф. Оценка эффективности политики импортозамещения овощеводства в Российской Федерации / А. Ф. Тоцкойнова // Инновации и инвестиции. – 2022. – № 3. – С. 373-377.
18. «Газпром» планирует снизить добычу газа на 4% в этом году / Электронный источник. URL: https://quote.rbc.ru/news/short_article/626a64f99a794768a4915439?ysclid=l3zevf7umi
19. Деловая активность организаций в России в марте 2022 года / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/53_30-03-2022.html
20. Импорт РФ: итоги 2021 года / Электронный источник. URL: https://journal.open-broker.ru/research/import-rf-itogi-2021-goda/
21. О промышленном производстве в I квартале 2022 года / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/67_27-04-2022.html
22. Об индексе цен производителей промышленных товаров
в марте 2022 года / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/63_20-04-2022.html
23. Обзоры внешней торговли России / Электронный источник. URL: https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2020-08/vneshnyaya-torgovlya-rossii-v-1-polugodii-2020-goda/
24. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2021 г.» // Федеральная служба государственной статистики / Товарная структура экспорта и импорта / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2021.pdf (rosstat.gov.ru)
25. Торговля в России 2021 //Федеральная служба государственной статистики / Товарная структура импорта Российской Федерации / Электронный источник. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Torgov_2021 .pdf
26. Симачев А., Кузык М., Зудин Н. «Зависимость от импорта: как лечить промышленность. Прямое принуждение предприятий к импортозамещению нанесет вред экономике.» / Электронный источник. URL: https://iq.hse.ru/news/204326723.html

Вопрос-ответ:

Что такое импортозамещение?

Импортозамещение - это политика, направленная на сокращение импорта товаров и услуг с целью развития отечественного производства и увеличения доли отечественных товаров на рынке.

Какие виды импортозамещения существуют?

Существуют два основных вида импортозамещения: горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное импортозамещение означает замену импортируемых товаров отечественными, но технически аналогичными. Вертикальное импортозамещение предполагает замену импортируемых товаров новыми, более совершенными моделями, разработанными внутри страны.

Какое нормативное регулирование существует в политике импортозамещения?

Нормативное регулирование политики импортозамещения осуществляется через различные меры поддержки отечественного производства, такие как таможенные пошлины на импортные товары, субсидии и льготы для отечественных производителей, законы о государственных закупках, протекционистские меры и другие.

Какие факторы влияют на импортозамещение в России?

На импортозамещение в России влияют различные факторы, включая экономические, политические и технологические. Экономические факторы включают уровень конкурентоспособности отечественных товаров, курс валюты, стоимость импорта. Политические факторы связаны с политикой государства, включая законодательство о таможенном регулировании и государственных закупках. Технологические факторы связаны с доступностью новых технологий и их использованием в отечественном производстве.

Как предполагается развитие импортозамещения в России в будущем?

Предполагается, что импортозамещение в России будет продолжать развиваться и снижать зависимость от импорта товаров и услуг. В 2022 году ожидается рост доли отечественных товаров на рынке и увеличение объемов отечественного производства.

Что такое импортозамещение?

Импортозамещение - это политика государства, направленная на сокращение зависимости от импорта и развитие отечественного производства и промышленности. В рамках импортозамещения стремятся заменить импортируемые товары и услуги на аналогичные отечественного производства.

Какое нормативное регулирование существует в отношении политики импортозамещения в России?

В России политика импортозамещения нормативно регулируется набором мер, включающим законы и правила, направленные на поддержку российских производителей и ограничение импорта. К таким мерам относятся введение таможенных пошлин на импортные товары, санкции в отношении определенных стран-импортеров, государственные программы и субсидии для отечественных производителей и др.

Какие факторы оказывают влияние на импортозамещение в России?

Влияние на импортозамещение в России оказывает ряд факторов. Во-первых, экономический фактор, предполагающий создание условий для развития отечественного производства и обеспечения его конкурентоспособности. Во-вторых, политический фактор, включающий в себя решения и меры государства по поддержке российских производителей. В-третьих, внешнеэкономический фактор, связанный с изменением мировой экономической ситуации и политики других стран, которые могут повлиять на импорт и экспорт товаров. И, наконец, технический фактор, который определяется наличием технологий и сырья, необходимых для производства отечественных товаров.