Особенности развития вокальных данных в подростковом возрасте

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Искусствоведение
  • 28 28 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 04.07.2022
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕВЧЕСКОГО ГОЛОСА………………………………
5
1.1. Аспекты развития детского и юношеского голоса. Охрана голосового аппарата………………………………………………
5
1.2. Характеристика особенностей и возможностей голоса подростка…………………………………………………………..
10
ГЛАВА 2. МУТАЦИЯ ГОЛОСА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ………………………………………………………………
15
2.1. Основные этапы мутации голоса в подростковом возрасте…….. 15
2.2. Особенности занятий вокалом с подростками в мутационный период голоса……………………………………………………………..
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Фрагмент для ознакомления

2.2. Особенности занятий вокалом с подростками в мутационный период голосаОсобенности работы с подростками в мутационный период голоса находят своё отражение в работах Е.Д. Малининой, Н.Д. Орловой, Н.Н. Добровольской и многих других. Основная и главная мысль, которые выделили многие педагоги – неумение правильно работать с подростками в период мутации т.е. или сильное напряжение голосового аппарата или отказ от занятий. В период мутации заниматься можно, но работа должна строиться на бережном отношении к голосу подростка. Правильных подход не только поможет развить певческие данные, но и будет положительно влиять на лёгкое протекание мутации. Режим занятия должен иметь дифференциальный (индивидуальный) подход. Примерное время занятий: 30-50 минут: Дыхательная гимнастика – это ряд упражнений, которые помогают настроить организм на вокально-певческую работу. Дыхательная гимнастика помогает: при нарушениях носового дыхания, устранение застоев в лёгких, укрепить сердечно-сосудистую систему [1]: - упражнение «Насос» - исходное положение нагнуться, руки в свободном падении. Вдох, через нос – выпрямиться, выход – через рот, согнуться;- упражнение «Погончики» - вдох носом обнять себя двумя руками за плечи, выдох ртом, развести руки в сторону;- упражнение «Аквалангист» - вдох носом, задержка дыхания, надуть щёки, выдох ртом со звуком «ПХА»; - упражнение «Подуй на снег» - вдох носом, выдох с открытым ртом, как будто греем руки; - упражнение «Мяч» - вдох носом, надуть живот, выдох – медленный, через рот (губы сомкнуть в трубочку);- упражнение «Свеча» - вдох носом, выдох ртом – плавно и медленно – не задуть свечу; Для подростка во время занятия нужно так же включить двигательно-опорные упражнения, которые расслабят тела, уберут зажимы: - наклоны в сторону;- «обними себя»; - массаж лица; - похлопывания по всему телу и т.д. Артикуляционная гимнастика – это гимнастика, которая направленна на выработку правильного положения органов артикуляционная аппарата во время речи и пения. - упражнение «покусай язычок» - слегка нужно покусать зубами язык;- упражнение «Чистим зубки» - поднять язык и скользящими движениями провести по верхним и нижним зубам в одну и другую сторону; - упражнение «Улыбка-грусть» - нахмурить брови, затем улыбнуться;- упражнение для языка «Дудочка» - вытянуть губы в трубочку, расслабить;- упражнение «Напиши своё имя» - вытянуть губы в трубочки и написать своё имя в воздухе (голова и корпус остаются неподвижными) Дикционная гимнастика – система упражнение для отработки правильного произношения гласных и согласных звуков. - упражнение «буква у и улыбка;- упражнение «р-р-р»;- упражнение «машина»;- скороговорки; - упражнение «Па-По-Пэ-По-Пу» и т.д. Вокальные упражнения –к вольным упражнениям в мутационный период вокальные упражнения должны быть лёгкими и не перенапрягать голосовой аппарат. Упражнение должны иметь небольшую тесситуру, удобное положение мелодических оборотов. В работу можно взять вокальные упражнения Н.Н. Добровольской или Вокализы для детей и юношества И.И. Францкевич, «Вокально-хоровое упражнения» В. Палкина, «Упражнения для распевания» В.Буловой (см. приложение Б). Основная работа по разучиванию вокальных произведений должна составлять от всего времени занятий 10 минут. Если подросток жалуется на неприятные или болезненные ощущения, то занятие нужно закончить. Репертуар должен составляться исходя их индивидуальных возможностей подростка., но при этом он не должен быть очень лёгким в котором нет развивающей функции. В работе могут использоваться произведения М.А. Парцхалазде: «Снова осень», «Наша тихая река», «Мотылёк», «Яблоня», «Речка, море, океан», «Листья», «Туман»; Произведения из сборников Я.И. Дубравина «Огромная речка», «Синий дом», «О чем мечтают дети на планете». При выборе произведения нужно учитывать:- тесситуру, она должна быть удобной для вокалиста;- произведений без резких скачков и возникновения форсированного звука;- произведения с умеренной динамикой; Примерный репертуарный список:Вокализы: - «Вокализы» Ф. Абт; - «Вокализы» Н. Ладухин; - «Вокализы» Г. Зейдлер; - «Вокализы» Г. Шарф. Народные песни- «Не летай соловей»;- «Во поле берёза стояла»;- «Пастушья песня»;- «Французские народные песни»; - «Как пошли наши подружки»; - «Ты соловушка умолкни»; - «Я с комариком плясала»;- «Я на камушке сижу». Классический репертуар- «Окликание дождя» А. Лядов;- «Там вдали за рекой» А. Аренский;- «Петрушка» И. Брамс;- «Белка» Ц. Кюи. - «У колыбели я стою» И. Бах; - «Человек слова». Л. Бетховен; - «Вечерняя звезда» Р. Шуман; - «Сборник для детей» П. Чайковский. Произведения советских композиторов: - «Капитан Немо» Я. Дубравин; - «Летите голуби, летите» И. Дунаевский; - «Кукушка» И. Христаниди. Работа над произведениями может начинаться с обычного музыкально-теоретического анализа: тональность, динамические оттенки, ритмический рисунок. Педагог не должен спешить приниматься за изучение произведения сразу, в мутационный период лучше постепенно вводить новый материал (можно брать отдельные кусочки произведения и отрабатывать из в разной тесситуре в период распевания). Так же хочется отметить, что самое главная особенность работы с подростками в мутационные период голоса – это профессионализм педагога. Педагог должен знать все свойство голосового аппарата, с осторожностью работать и подбирать правильный комплекс упражнений, прислушиваться к словам своего ученика и поддерживать его (для этого нужно знать психофизиологические особенности подросткового возраста). Для работы с подростком будет достаточно применение двух методик – это метод показа и методическое объяснение. Эти два метода помогут развить образное мышление, понятие правильного пения и взятия дыхания. Педагог должен всегда помнить, что перед ним стоит ответственность за голос певца и главная задача не навредить, а помочь правильному и естественному развитию голоса подростка. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении реферата хочется ещё раз отметить, что только профессиональная работа педагога по вокалу будет положительно влиять на протекание мутационного периода подростка. Этот факт укреплён ещё со временен начала зарождения музыкальной грамотности. Профессионализм – это залог успеха. Правильно подобранные методики работы, соблюдение всех правил гигиены и охраны голоса помогут подростку развить свои голосовые данные даже в период мутации. А.М. Егоров писал, что, «для здоровой, нормальной творческой работы необходима, прежде всего, спокойная атмосфера нормального психологического климата, доброжелательности, что исключает нервно-психические травмы и срывы. Не случайно при нервных расстройствах первой страдает голосовая функция. Такт и культура в общении — это главное условие сохранения здоровья. Не должно быть никаких насильственных искусственных приемов в учебе и работе, совершенно исключается агрессия и враждебность. В общении необходима предельная естественность и доброжелательность. Требуется индивидуальный подход к каждой личности с учетом ее физиологических возможностей»[4].БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАмосова Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Т.Ю. Амосова – М.: Рипол, 2008. 64 с.Богачек И. С. Акцентуированные черты характера как фактор социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте / И.С. Богачек // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. - №3(56). – С. 83-91.Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч. Т. 11. /подг. Н.Н.Загорный. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113 с.Егоров А.М. «Гигиена голоса и его физиологические основы». / А.М. Егоров. М.: Медгиз, 1970. 172 с. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб: Лань,1997. 192 с.Калужникова Т.И. Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19377/1/fu6-1982-08.pdf (дата обращения: 01.06.2022 г.) Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. / Е.М. Малинина - М.: Музыка, 2004. 88 с.Никольская–Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХ века/ К.Ф. Никольская-Береговская - М.: ВЛАДОС, 2003. 189 с. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д.Е. Огороднов - Киев: Музычна Украина, 1988.164 с. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика совершенствования. 2-е изд., испр. и доп. / С.Е. Оськина, Д.Г.Парнес- М. :АСТ, 2005. 78 с.Павлищева О.П. Методика постановки голоса./ О.П. Павлищева - М.: Музыка, 2005. 123 с.Яковлева А.C. Вокальный словарь, изд.2./ А.С. Яковлева - М.: Музыка, 2007. 70 с.ПРИЛОЖЕНИЕ АПРИЛОЖЕНИЕ Б


1. Амосова Т.Ю. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой / Т.Ю. Амосова – М.: Рипол, 2008. 64 с.
2. Богачек И. С. Акцентуированные черты характера как фактор социально-психологической дезадаптации в подростковом возрасте / И.С. Богачек // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2021. - №3(56). – С. 83-91.
3. Глинка М.И. Упражнения для усовершенствования голоса // Полное собр. соч. Т. 11. / подг. Н.Н.Загорный. — Л.: Госмузиздат, 1963. — 113 с.
4. Егоров А.М. «Гигиена голоса и его физиологические основы». / А.М. Егоров. М.: Медгиз, 1970. 172 с.
5. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. / В.В. Емельянов - СПб: Лань, 1997. 192 с.
6. Калужникова Т.И. Роль кантовости в казачьем песенном фольклоре. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/19377/1/fu6-1982-08.pdf (дата обращения: 01.06.2022 г.)
7. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. / Е.М. Малинина - М.: Музыка, 2004. 88 с.
8. Никольская–Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа от древности до ХХ века / К.Ф. Никольская-Береговская - М.: ВЛАДОС, 2003. 189 с.
9. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. / Д.Е. Огороднов - Киев: Музычна Украина, 1988.164 с.
10. Оськина С.Е., Парнес Д.Г. Музыкальный слух: Теория и методика совершенствования. 2-е изд., испр. и доп. / С.Е. Оськина, Д.Г.Парнес- М. :АСТ, 2005. 78 с.
11. Павлищева О.П. Методика постановки голоса. / О.П. Павлищева - М.: Музыка, 2005. 123 с.
12. Яковлева А.C. Вокальный словарь, изд.2. / А.С. Яковлева - М.: Музыка, 2007. 70 с.








Вопрос-ответ:

Какие аспекты развития певческого голоса важно учитывать при работе с подростками?

При работе с подростками необходимо учитывать аспекты развития певческого голоса, такие как охрана голосового аппарата и характеристика особенностей и возможностей голоса подростка.

Какие особенности и возможности голоса у подростков?

У подростков есть свои особенности и возможности голоса. Например, голос подростка обладает большой энергией и диапазоном, но может быть неустойчивым из-за мутации голоса.

В чем заключаются основные этапы мутации голоса в подростковом возрасте?

Мутация голоса в подростковом возрасте проходит через несколько этапов. Сначала меняется тембр голоса, затем увеличивается его диапазон, и, наконец, стабилизируется новый звуковысотный уровень голоса.

Какой вред может причинить несоблюдение охраны голосового аппарата в подростковом возрасте?

Несоблюдение охраны голосового аппарата в подростковом возрасте может привести к различным проблемам, таким как голосовые расстройства, потеря голоса, хрипота и другие проблемы, связанные с здоровьем голоса.

Какие теоретические аспекты развития певческого голоса важны для понимания особенностей развития вокальных данных в подростковом возрасте?

Для понимания особенностей развития вокальных данных в подростковом возрасте важно учитывать такие теоретические аспекты, как аспекты развития детского и юношеского голоса, охрана голосового аппарата и характеристика особенностей и возможностей голоса подростка.

Какие аспекты влияют на развитие певческого голоса в подростковом возрасте?

Развитие певческого голоса в подростковом возрасте зависит от таких аспектов, как охрана голосового аппарата и особенности и возможности голоса самого подростка.

Какие особенности и возможности голоса присущи подросткам?

У голоса подростка есть свои особенности и возможности, которые включают в себя преходный период между детским и взрослым голосом, а также изменения в тональности и тембре голоса.

Что такое мутация голоса и какие этапы она проходит в подростковом возрасте?

Мутация голоса - это процесс изменения голоса подростка, который происходит во время переходного периода между детским и взрослым голосом. Этот процесс проходит несколько этапов, включая прелюбодеяние, певческое освобождение и окончательную мутацию голоса.

Какие аспекты охраны голосового аппарата играют роль в развитии певческого голоса подростка?

Охрана голосового аппарата играет важную роль в развитии певческого голоса подростка. Это включает правильную вокальную технику, правильное дыхание и уход за голосом.

Какие изменения происходят в голосе подростка во время мутации?

Во время мутации голоса у подростка происходят изменения в тональности и тембре голоса, он становится более низким и грубым. Это связано с гормональными изменениями в организме подростка.

Какие аспекты развития певческого голоса важны в детском и юношеском возрасте?

Важными аспектами развития певческого голоса в детском и юношеском возрасте являются охрана голосового аппарата и характеристика особенностей и возможностей голоса подростка.

Какие этапы проходит мутация голоса в подростковом возрасте?

Мутация голоса в подростковом возрасте проходит несколько этапов, причем каждый подросток может проходить их индивидуально. Основные этапы мутации голоса включают в себя изменение тональности голоса, расширение диапазона, изменение тембров и установление стабильности нового голоса.