Программа развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 07.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретический экскурс в проблему исследования…………………………..6
1.1. Предпосылки речевого развития в дошкольном возрасте………………6
1.2. Экспрессивная речь и ее интонационная выразительность: сущность, компоненты, становление в онтогенезе……………………………………...…11
2. Практико-методический экскурс в проблему исследования………………..19
2.1 Принципы проектирования коррекционно-развивающих и образовательных программ для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии…………………………………………………………………………..19
2.2 Разработка программы развития экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ…………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….34
Список использованных источников…………………………………………...37
Задачи проекта:Совершенствовать произвольность и самоконтроль.Способствовать развитию экспрессивной речи, внимания и воображения.Формировать согласованность действий.Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения.Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.Целевая группа программы:ребенок старшей группы ДОУ «Умнички» в возрасте 5 лет с СДВГ.Жизненный цикл и этапы реализации программы:Сроки реализации проекта:01.09.2022 – 30.09.2022 (1месяц)Этапы реализации проекта: - Этап 1. Подготовительный (с 01.09.2022 по 08.09.2022)- Этап 2. Основной (с 09.09.2022 по 28.09.2022)- Этап 3. Заключительный(с 29.09.2022 по 30.09.2022)Отличительной чертой данной программы является индивидуальный характер проведения занятий. Каждое индивидуальное занятие включает в себя систему речевых игр, заданий, упражнений, направленных на развитие экспрессивной речи (диалогической, повторной, автоматизированной, спонтанной), внимания, контроля над импульсивностью. В содержание программы включены не только упражнения, но и игры, что способствует большему раскрепощению ребенка и снятию его напряжения в процессе работы с логопедом.3. Организационный разделМетодическая база индивидуальной коррекционно-развивающей образовательной программыЗа основу методической базы нами взяты методические пособия Г.А. Власовой, М.С Певзнера «Учителю о детях с отклонениями в развитии» (1967), Н.Н. Заваденко «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания» (2000); коррекционно-развивающие программы для детей с СДВГ К.В. Павлова, Ю.А. Клещиной и Ю.В. Овчинниковой; «Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений» (2013) Г.В. Чиркиной; «Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития» (2004) Т.А. Датешидзе и др.Методологические основы.Нами рассмотрены общеметодологические принципы:- принцип системности,- принцип деятельностного подхода, - принцип гуманистического подхода.К основным методам и приемам работы в контексте данной программы относятся:- метод беседы (в контексте данного метода используется такой методический прием, как составление дошкольником рассказа о себе и своей семье посредством вопросов, задаваемых логопедом);- игра (работа с материалом игровых заданий для младшего школьника, посредством которых происходит развитие внимания, воображения и мышления; проведение словесной игры, картотека игр для развития экспрессивной речи детей с СДВГ.В работе с гиперактивными детьми требуется системный подход к коррекции как речевого, так и психического развития ребенка. Структура коррекционно-развивающих занятий для гиперактивных детей, включает специальные игры и упражнения. Приведенные варианты занятий рассчитаны на ребенка старшего дошкольного возраста с СДВГ. Продолжительность одного занятия не должна превышать 15-20 минут. Результативность проведенных занятий должна быть отслежена повторным обследованием ребенка по данным заданиям и упражнениям.4. Календарно-тематическое планирование коррекционной работыЗанятия, реализуемые в рамках программы, в период с 01.09.2022 г. по 30.09.2022 г. №Комплекс мерМесто проведенияСрок проведенияОтветственныйЭтап 1. Подготовительный (с 01.09.2022 по 08.09.2022)1Вводное занятие «Это Я»Кабинет логопеда01.09.2022Логопед2Составление рассказа «Моя семья»Кабинет логопеда02.09.2022Логопед3Обследование моторных функций ребенка по методике И.К. СветловойКабинет логопеда05.09.2022Логопед4Входная диагностика развития экспрессивной речи у старшего дошкольника (методика Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и ТБ. Филичевой)Кабинет логопеда06.09.2022Логопед5Психодиагностическое обследование ребенка по методике А.Я. ИвановойКабинет психолога ДОУ07.09.2022Педагог-психолог6Диагностика координации движений «Проба на реципрокную координацию» по методике А.Р. ЛурияГруппа ДОУ08.09.2022 Старший воспитательЭтап 2. Основной(с 09.09.2022 по 28.09.2022)1Речевая игра №1 «Волшебный ключ»Кабинет логопеда09.09.2022Логопед2 Речевая игра №2 «Давай позвоним маме»Кабинет логопеда14.09.2022Логопед3Речевая игра №3 «Заказ такси по телефону»Кабинет логопеда16.09.2022Логопед4Речевое упражнение №4 «Скажи наоборот»Кабинет логопеда19.09.2022Логопед5Речевое упражнение №5 «Маленький поваренок» Кабинет логопеда22.09.2022Логопед6Речевое упражнение №6«Закончи предложения»Кабинет логопеда26.09.2022Логопед7Речевое упражнение №7«Составление рассказа-описания»Кабинет логопеда28.09.2022ЛогопедЭтап 3. Заключительный(с 29.09.2022 по 30.09.2022)1Повторная диагностика развития экспрессивной речи у старшего дошкольника (методика Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и ТБ. Филичевой) Кабинет логопеда29.09.2022Логопед2Обследование эмоциональной сферы по методике «Несуществующее животное» Кабинет психолога ДОУ30.09.2022Педагог-психолог 5. Картотека речевых игр и упражнений для развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с СДВГРечевая игра №1 «Волшебный ключ»Цель: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.Ход игрыИгра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется». Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?». Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:1. Разрешите пройти.2. Разрешите, пожалуйста.3. Позвольте пройти.4. Пропустите меня, пожалуйста.5. Вы не могли бы пропустить меня?6. Если можно, пропустите, пожалуйста.7. Извините, я могу пройти?Речевая игра №2 «Давай позвоним маме»Цель: закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.Ход игры1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.— Спасибо.— Алло, Алеша, что случилось?— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.— Что с бабушкой?— Она простыла, и у нее болит голова.— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.— До встречи, сынок.Речевая игра №3 «Заказ такси по телефону»Цели: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси); помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику.Ход игрыЛогопед сообщает, что к ребенку за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.- Поможем зайке вызвать такси?- Да!- Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок) .- Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?- На какое время вам нужна машина?- На 10 часов утра.- Ваш адрес.- Куда поедете?- В детскую поликлинику.- Назовите ваш телефон.- Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.- Спасибо. До свидания.- Кто желает вызвать такси для зайки?Ребенок по желанию имитирует звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет диалог. Речевое упражнение №4 «Скажи наоборот»Цель: обогащение экспрессивной речи словами-антонимами.Ход: логопед катит мяч одному из детей и начинает предложение, ребенок ловит мяч, заканчивает предложение, подобрав слово-антоним.- Помидор круглый, а огурец… (овальный).- Помидор мягкий, а огурец… (твердый).- Помидор гладкий, а огурец… (шершавый).- Помидор большой, а огурец… (маленький).Речевое упражнение №5 «Маленький поваренок»Цель: активизировать словарь глаголов.Ход: логопед предлагает ребенку представить себя поваром и рассказать, как можно приготовить различные овощи. После этого логопед достает из «чудесного мешочка» овощи, а ребенок подбирает нужные глаголы.- Капуста (Можно резать, мять, тушить, солить).- Картофель (Можно чистить, нарезать, жарить, варить).- Морковь (Можно чистить, тереть, резать, делать сок).- Огурец (Можно мыть, солить, мариновать, укладывать в банки).Речевое упражнение №6 «Закончи предложения»Цель: развитие синтаксической стороны речи (обучение составлению сложносочиненных предложений со словами потому что)Ход: логопед выставляет на наборное полотно сюжетные картинки. Затем он начинает говорить предложение, а ребенок заканчивает. Часть предложения, которую произносит ребенок, начинается со слова потому что.1. Я люблю рассматривать картинки, … (потому что …).2. Папа готовит обед, … (потому что…).3. В саду было весело, … (потому что…).4. Я ем овощной салат, … (потому что…)5. За котенком нужно ухаживать, … (потому что…).Речевое упражнение №7 «Составление рассказа-описания»Цель: развитие связной речи, мышления.Ход: логопед помещает на наборное полотно схему составления рассказа, каждая картинка на схеме соответствует вопросу:1. Как он называется? Это фрукт или овощ?2. Где он растет?3. Какой он по величине?4. Какой он по цвету?5. Какой он по форме?6. Какой он на вкус?7. Какой он на ощупь?8. Что из него можно приготовить?ЗаключениеРассмотрев в настоящем исследовании вопрос, посвященный специфике разработки программы развития экспрессивной речи детей дошкольного возраста с СДВГ, мы пришли к следующим выводам. В главе 1.«Теоретический экскурс в проблему исследования» мы подробно изучили теоретический материал, касаемый определения предпосылок речевого развития, в частности экспрессивной речи в дошкольном возрасте. Исходя из анализа научной и специальной литературы, мы пришли к выводу, что особенно важно для детей дошкольного возраста развивать экспрессивную речь (спонтанную, диалогическую, повторную, номинативную речь). Вместе с тем большое значение имеет роль логопеда и воспитателя, а именно характер и специфика работы по развитию речи у детей дошкольного возраста.В настоящем исследовании мы опирались на аудиторию детей дошкольного возраста с СДВГ. Нарушения речевого развития являются одним из наиболее частых сопутствующих расстройств у старших дошкольников с СДВГ. Наличие расстройства речевого развития у детей с СДВГ во многом усугубляет их дезадаптацию, ограничивая тем самым их коммуникационное развитие. Наиболее частотны у детей с СДВГ следующие речевые нарушения:задержка речевого развития;недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата;брадилалия или тахилалия;нарушения голоса и речевого дыхания;заикание. Выделенные виды нарушений обуславливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. При этом страдает экспрессивная речь. Так, у детей с СДВГ спонтанная речь проявляется в непонятном наборе слов и фраз, часто не связанных и не согласованных между собой. Диалогическая речь у детей с СДВГ также характеризуется нарушениями во внешнем оформлении – таким детям трудно поддерживать диалог, как правило, они не дожидаются ответной реплики, перебивают, «наслаивая» фразы и слова друг на друга. В главе 2.«Практико-методический экскурс в проблему исследования» мы рассмотрели вопрос, касаемый определения принципов проектирования программ для детей с нарушениями развития, и привели разработку программы развития экспрессивной речи для дошкольников с СДВГ.В параграфе 2.1 «Принципы проектирования коррекционно-развивающих и образовательных программ для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии» мы выделили следующие ключевые принципы, согласно которым должна разрабатываться любая программа развития для ребенка, имеющего нарушения в развитии (или для ребенка с ОВЗ): принцип интеграции, принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ОВЗ, принцип интегрированного подхода к отбору содержания индивидуальной образовательной программы, принцип учета возрастных границ, принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала, принцип соблюдения линейности и концентричности при построении индивидуальной образовательной программы, принцип вариативности программного материала, принцип комплексного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы, принцип системного подхода к проектированию индивидуальной образовательной программы, принцип индивидуально-дифференциального подхода при проектировании и реализации индивидуальной образовательной программы.В параграфе 2.2. «Разработка программы развития экспрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с СДВГ» нами приведена модель программы индивидуальной коррекционно-образовательной и развивающей работы с ребенком с СДВГ. Программа развития включает в себя 5 основных разделов:1. Пояснительная записка.2. Краткая характеристика программы.3. Организационный раздел.4. Календарно-тематическое планирование коррекционной работы.5. Картотека речевых игр и упражнений для развития экспрессивной речи детей старшего дошкольного возраста с СДВГ.Отличительной чертой данной программы является индивидуальный характер проведения занятий. Каждое индивидуальное занятие включает в себя картотеку речевых игр, заданий, упражнений, направленных на развитие экспрессивной речи (диалогической, повторной, автоматизированной, спонтанной), внимания, контроля над импульсивностью. В содержание программы включены не только упражнения, но и игры, что способствует большему раскрепощению ребенка и снятию его напряжения в процессе работы с логопедом.Таким образом, можно утверждать, что цель достигнута, задачи реализованы в полном объеме. Список использованных источников:Власова Г.А. О детях с отклонениями в развитии. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – С.140-149.Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2012. – 352 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2006. – 162 с.Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2015. – 290 с.Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал «Логопед». – 2007. – №3. –С.33-39.Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2000. – 251 с.Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. – М.: МГПИИЯ, 2005. – Ч.1. – С.169-172.Мухина В.С. Детская психология. – М., 2015. – 239 с.Павлов, К.В. Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ. – СПб., 2016. – С.20-24.Пешковский А.Н. Интонация и грамматика. /Известия по русскому языку и словесности. – Л., 1998. – Т.1. – С.456-476.Пособие по развитию языковой, символической и ритмической способности / Под ред. Л. П. Носковой – М.: Просвещение, 1994. – 108 с.Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук. – СПб, 1996. – 352 с.Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 1964. – 167 с.Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. – Т.35. – 4-е изд. – М., 2000. – 190 с.Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1984. – 216 с.Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524 сФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // [Электронный ресурс]. –URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 06.06.2022)Яровенко О.И. Становление интонационной системы детей младшего школьного возраста /Становление речи и усвоение языка ребенком. – М., 2015. – С.33-46.
1. Власова Г.А. О детях с отклонениями в развитии. – 4-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – С.140-149.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Издательство «Лабиринт», 2012. – 352 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2006. – 162 с.
4. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004. – 128 с.
5. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М., 2015. – 290 с.
6. Заломихина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей // Журнал «Логопед». – 2007. – №3. – С.33-39.
7. Крюкова Е.А. Теоретические основы проектирования и применения личностно-развивающих педагогических средств. Дис. … д-ра пед. наук. – Волгоград, 2000. – 251 с.
8. Леонтьев А.А. Признаки связности и цельности текста // Лингвистика текста. – М.: МГПИИЯ, 2005. – Ч.1. – С.169-172.
9. Мухина В.С. Детская психология. – М., 2015. – 239 с.
10. Павлов, К.В. Коррекционно-развивающая программа для детей с СДВГ. – СПб., 2016. – С.20-24.
11. Пешковский А.Н. Интонация и грамматика. /Известия по русскому языку и словесности. – Л., 1998. – Т.1. – С.456-476.
12. Пособие по развитию языковой, символической и ритмической способности / Под ред. Л. П. Носковой – М.: Просвещение, 1994. – 108 с.
13. Радионов В.Е. Теоретические основы педагогического проектирования: Дис. ... д-ра пед. наук. – СПб, 1996. – 352 с.
14. Развитие речи // Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. – М., 1964. – 167 с.
15. Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Уч. записки ЛГПИ им. Герцена. – Т.35. – 4-е изд. – М., 2000. – 190 с.
16. Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.,1984. – 216 с.
17. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 524 с
18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // [Электронный ресурс]. – URL: https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения: 06.06.2022)
19. Яровенко О.И. Становление интонационной системы детей младшего школьного возраста /Становление речи и усвоение языка ребенком. – М., 2015. – С.33-46.
Вопрос-ответ:
Какие основные принципы лежат в основе разработки коррекционно-развивающих программ для дошкольников?
Программы развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ учитывают основные принципы индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, активного взаимодействия педагога и ребенка, комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
Каковы предпосылки речевого развития у детей дошкольного возраста?
Предпосылками речевого развития у дошкольников являются правильное формирование органов артикуляции и слухового анализатора, развитие речевого слуха, сенсомоторных и ментальных процессов, усвоение базовых элементов речевой деятельности.
Что такое экспрессивная речь и в чем заключается ее интонационная выразительность?
Экспрессивная речь - это форма речевой деятельности, которая отражает эмоциональное состояние и позволяет выразить индивидуальные характеристики ребенка. Интонационная выразительность экспрессивной речи заключается в использовании различных интонационных моделей, которые передают эмоциональный оттенок высказывания.
Какими методическими приемами можно развивать экспрессивную речь у детей с СДВГ?
Развитие экспрессивной речи у детей с СДВГ осуществляется с помощью методических приемов, таких как игра-драматизация, использование изобразительной деятельности и музыки, работа с различными видами текстов (стихи, сказки, рассказы), физические упражнения и дыхательная гимнастика.
Какие результаты можно ожидать от реализации программы развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ?
Реализация программы развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ может привести к улучшению речевой активности, расширению словарного запаса, повышению интонационной выразительности, развитию коммуникативных навыков и умений, а также повышенной самооценке и уверенности в себе.
Какая цель преследуется в программе развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ?
Целью программы развития экспрессивной речи у дошкольников с СДВГ является развитие и улучшение произношения, грамматической структуры и интонационной выразительности речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Какие предпосылки речевого развития рассматриваются в программе?
В программе рассматриваются предпосылки речевого развития в дошкольном возрасте, включающие развитие фонетических навыков, грамматической структуры и лексического запаса.
Какие компоненты экспрессивной речи становятся основой для ее интонационной выразительности в онтогенезе?
Основой для интонационной выразительности экспрессивной речи в онтогенезе становятся фонетическая выразительность, лексическая и грамматическая выразительность. Эти компоненты развиваются в процессе обучения и тренировки речевым навыкам.