Специфика христианского и исламского учения о грехе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 48 48 страниц
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 08.07.2022
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1.Специфика христианского учения о грехе 4
1.1Понятие «грех» в христианской традиции 4
1.2Духовно-нравственный идеал в христианстве 7
1.3Моральная и правовая оценка греха в христианской традиции 22
Глава 2.Специфика исламского учения о грехе 34
2.1Понятие «грех» в исламской традиции 34
2.2Духовно-нравственный идеал в исламе 37
2.3Моральная и правовая оценка греха в исламской традиции 38
Заключение 44
Библиографический список 46

Фрагмент для ознакомления

И апостол Марк постоянно эту непостижимость подчеркивает. Очевидно, тайна креста заключает в себе также и смысл выражения «тайны Царствия Божия» в Мк. 4:11. Как указывает апостол Павел, человек, освобожденный от проклятия закона, уже не раб, но сын Бога. Новые взаимоотношения усыновления как следствие освобождения устанавливаются с Самим Богом; усыновленные Богом дети затем с радостью исполняют Божественную волю, выраженную в Десяти Заповедях. Через это верующие становятся обладателями всего, что есть у Бога; они становятся «наследниками» Бога (Гал. 4:5–7) — не «подзаконными» рабами, но хозяевами или господами (кюриос) «всего» (стих 1), детьми Божьими, живущими по Духу (стих 6). Испытывая колоссальную благодарность, они радуются своему новому состоянию и соблюдают Божьи заповеди силой живущего в них Христа.Глава 2.Специфика исламского учения о грехе2.1Понятие «грех» в исламской традицииИслам — «монотеистическая авраамическая мировая религия. В переводе с арабского Ислам означает «покорность», «предание себя Единому Богу». Исторически ислам возник в VII веке в проповедях Мухаммеда, который является пророком для мусульман. Мухаммед, которому Аллах ниспослал своё священное учение — Коран, главную священную книгу ислама — считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду из посланных ранее пророков и посланников».В Коране нет подробного описания сотворения мира, что приводит к меньшему распространению буквалистского креационизма в мусульманском мире по сравнению с миром христианским. Ислам считает (в соответствии с текстом Корана), что Бог создал людей и джиннов. Что касается современных взглядов многих суннитов на теорию эволюции, то они сближаются с эволюционным креационизмом. Тем не менее, классический ислам считает эволюционную теорию в большей мере атеистической, не связанной с религиозными представлениями и противоречащей им.Коран - это священная книга ислама. Коран является прямым, вечным, несотворенным Божественным словом. Считается, что Коран Бог ниспослал на Седьмое Небо, а затем ангел Джабраил осуществлял частичную передачу священного текста пророку Мухаммеду через Откровения в течение 23 лет его пророческой деятельности. Коран – это Аманат для всех мусульман.Кроме того, важно отметить, что в Коран вошли многие аравийские легенды, имеющие отношение к реальным событиям, происходившим в Аравии в VI веке, соответственно, многие коранические предания можно принять за достоверную историческую информацию. Таким образом, историки, сопоставив коранические легенды с мусульманскими историческими сочинениями, эпиграфикой, доисламской поэзией, результатами археологических раскопок, получили возможность ряд реальных исторических событий, происходивших в Аравии в VI-VII вв. В Коране утверждается идея неравенства и повиновения, смирения, то есть рабы обязаны подчиняться своим хозяевам, но при этом господа не должны злоупотреблять своей властью и плохо относиться к своим рабам. Согласно Корану, частная собственность священна и посягательство на неё – тягчайшее преступление. Коран утверждает, что перед Аллахом все люди равны, но на земле существует строгая социальная иерархия, которую нужно соблюдать: запрещается завидовать чужим богатствам и благам, поскольку ими награждаются по воле Аллаха, а это священно. Кроме того, Коран учит людей любить и уважать труд.Согласно мусульманскому учению, грех есть нарушение человеком своих обязанностей перед Богом, проистекающее из неведения Божественного закона. Каждый мусульманин должен знать о том вреде, который несут в себе грехи и знать о том наказании, которое Всевышний Аллах уготовил для тех, кто их совершает, ибо знание этого будет способствовать тому, что человек будет остерегаться их. Грехи в Исламе классифицируются на два вида: кабира (большие) и сагира (малые). Многие богословы считают, что большие грехи это те грехи, которые запрещаются в Коране и Сунне и совершавшие их пугаются адом. Коран и Сунна учит запретам, вместе с их определениями, описаниями со стороны ученых. Путем соблюдения приказов и избегая запретов Аллаха, мусульмане предостерегаются от ада и гнева Аллаха.Грехи это - самые большие препятствия на пути достижения одобрения и милости Аллаха. Они загрязняют душу верующего. Грех это - поступок и деяние, которого Всемогущий Аллах не одобряет. Поэтому будь это маленькие или большие грехи пока верующий не будет избегать их, он не станет истинным мусульманином и совершенным человеком, даже если он бесконечно молится. Многие люди, покаявшись, избавляются от видимых грехов. Но предостерегаться от невидимых грехов, связанных с душой верующего труднее. Истинный мусульманин должен избегать всех грехов. Большим грехом, является ослушание, которое может повлечь за собой наказание Аллаха в виде лишения веры или проклятия. Малые грехи являются следствием отсутствия стыда и отсутствия страха перед Аллахом. Когда раб Аллаха часто совершает малые грехи, они входят в привычку, и он начинает пренебрегать даже большими грехами, и ставит их на одну ступень вместе с малыми: «Невелик грех, если просят прощения за него, но и не мал, если упорно продолжают его совершать».Покаяние для мусульманина - это отстранение от греха из страха перед Аллахом; ощущение мерзости греха; сожаление того, что произошло ослушание Аллаха; решимость впредь никогда не возвращаться к подобному и принятие для этого всех мер предосторожности. Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из людей, - утверждается в Коране.Мусульманские богословы говорят, что для спасения человека достаточно узнать откровение Аллаха - Коран, и следовать ему в своей жизни.Кроме того, в отличие от христианской традиции, в Коране отсутствует понятие первородного греха. Таким образом, если в христианской этике грех может рассматриваться как способ и состояние бытия, то в исламе грех – это поступок, определенное нарушение, которое было совершено человеком. Греховность человека есть следствие как его принадлежности от рождения греху мира, так и подверженности личному греху. Согласно Корану, грех имеет нравственную, но отнюдь не онтологическую природу. Добро и зло, как уже отмечалось, вообще не присущи природе людей. Единственный критерий нравственности - божественная воля. Различение добра и зла дается людям в откровении, в законе, в котором Бог возлагает на человека определенные обязанности - таклиф. От добросовестности их выполнения зависит судьба человека в этой и будущей жизни.2.2Духовно-нравственный идеал в исламеКонцепция нравственной природы греха определяет и особенности коранического учения о спасении, которое в общих чертах выглядит следующим образом. Человек по своей природе рождается добрым и верующим, но нравственно нестойким. Его собственных сил не хватает для того, чтобы быть праведным, но недостает ему для этого только моральных сил. Обрести эти силы человек может, приемля божественное руководство. Именно поэтому Бог по Своему милосердию периодически посылал людям Своего пророка или посланника с тем, чтобы напомнить людям, что они должны делать для своего спасения.В своей религиозной жизни представители данной религии ориентируются не только на Коран, но и на Сунну. Сунна является мусульманским священным преданием, которое излагает примеры жизни исламского пророка Мухаммеда в качестве образца и руководства для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина. Сунна - это второй после Корана источник исламского права (фикха), тесно связанный с Кораном, в значительной мере его дополняющий. Для традиционалистов следование сунне пророка Мухаммада – это основное содержание мусульманской жизни. Немаловажной частью мусульманского религиозного образования является обучение сунне. Сунна представлена поступками пророка Мухаммада (фи’л), его высказываниями (каул) и невысказанным одобрением (такрир). Кроме того, пять столпов ислама представлены пятью действиями, обязательными для каждого мусульманина, в частности, речь идет о:декларации веры, которая содержит исповедание единобожия и признание наличия пророческой миссии Мухаммада (шахада);пяти ежедневных молитвах (намаз);посте во время месяца Рамадан (ураза);религиозном налоге в пользу нуждающихся (закят);паломничестве в Мекку (хадж).Соответственно, с реализацией данных поступков связан духовно-нравственный идеал в исламе. 2.3Моральная и правовая оценка греха в исламской традицииВ исламском богословии очень трудно отделить область этики от предписаний религиозного закона. Это объясняется тем, что в исламе отсутствует разделение светской и религиозной сфер, поэтому исламское право (фикх) рассматривает практически любое действие человека как исполнение предписаний религиозного характера. Например, даже супружеские отношения, в которые вступает мусульманин ради плотского удовольствия с одной из своих жен, «становятся религиозным поклонением, приближающим человека к Богу, если за этим стоят благочестивые намерения и благородная цель» сохранения своей чистоты от прелюбодеяния и сохранения своей веры. Все нормы поведения, религиозные, общественные, семейные, бытовые, отражены в шариате «соблюдение которого необходимо всякому желающему достигнуть спасения мусульманину. «Шариат воплощается в фикхе, который, в свою очередь, выступает теоретическим обоснованием и осмыслением шариата, системой его принципов». Шариат основывается на Коране и Сунне – своего рода священном писании и предании ислама. В шариате представлены как нечто единое правовые, религиозные и этические начала. Мы видим ситуацию, принципиально, отличающуюся от христианства, в котором различается право и этика, более того, допускается возможность противоречия, конфликта между ними. В исламе этическое поведение регулируется правом, а правовое поведение понимается как религиозно-этическое. Как пишет А.В. Журавский, «принципиальное отличие шариата от христианского канонического права и других религиозных законодательных систем заключается в том, что последние, хотя и функционировали на протяжении веков, никогда полностью не заменяли сосуществовавших с ними светских правовых норм». Таким образом, становится понятным, что при изложении исламских представлений о нравственности невозможно в полной мере использовать традиционную для христианской мысли схему. Шариат делит все поступки на дозволенные (халяль) и запретные (харам). Постепенно оценочная шкала усложнилась. Наиболее распространено деление всех действий и поступков мусульманина на пять категорий: 1) фард – это обязательное действие, требующее строгого исполнения (различают индивидуальные обязанности мусульманина – фардайн и групповые обязанности общины мусульман – фардкифайа). Например, сюда относится соблюдение пяти столпов ислама, посещение мечети, ежедневный пятикратный намаз, соблюдение поста и др. Тот, кто не исполняет эти действия, переходит в категорию неверных; 2) мандуб–одобряемые, но необязательные к исполнению поступки (например, дополнительные молитвы, милостыня, посты); 3) харам – категорически запрещенные действия; кто совершает такой поступок, становится большим грешником с точки зрения шариата (например, убийство, воровство, употребление запрещенной пищи и др.); 4) макрух – действия запретные, греховные, которые лучше не совершать, но за них нет правового наказания (небрежно исполнять религиозные обязанности, слушать песни, заходить в туалет правой ногой, первым здороваться с неверным, женщине выходить в путь одной, без сопровождения родственников и т. д.); 5) мубах – действия нейтральные, то есть их выполнение не предполагает ни одобрения, ни осуждения (принятие пищи, женитьба, встать, сесть и т. п.).Исходя из толкований Корана, человек является наместником Аллаха на земле, весь мир создан для достижения человеческого блага, он должен заниматься строительством собственной жизни так, чтобы не нанести вред природе, живому. Соответственно, главная этическая проблема мусульманина заключается не в рассмотрении своего блага как высшей ценности, а в том, чтобы помнить об окружающих людях, живых существах. Этические нормы, в частности, не позволяют мусульманину разрушать постройки. Как считали мусульманские философы, достичь блага в земной жизни для человека является реально возможным. Необходимо лишь вернуться к своей изначально благой природе, которая человеком была самостоятельно испорчена. Это главная цель земной жизни любого мусульманина. В мусульманстве эта цель называется «фитра».Грех рассматривается как не упорство в действиях. Страшным является не сам грех, а факт постоянства его совершения. Если был совершен грех, то на помощь мусульманину приходит покаяние – тауба и просьба Аллаха о прощении – истигфар также толкуются как отсутствие упорства.Лучшие качества для мусульманина - это щедрость, богобоязненность, благочестие. Существует понятие «наблюдать Бога», что значит соизмерение собственной системы ценностей с Божественными.Недопустимым качеством для мусульманина определено, прежде всего, лицемерие – когда не соответствуют внутренние убеждения и внешнее поведение. Это качество сурово осуждается. В целом, мусульманская этика трактует отношение к человеку, как к божественному творению, в природе которого заложены черты Создателя, и которые он должен постоянно в себе развивать.Шариат является комплексом верований и религиозно-правовых норм, которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области, а именно, речь идет об отношениях человека с Богом и его отношениях с другими людьми и общиной, регулировании практически всех сфер повседневной жизни.В узком смысле шариат представлен только ясно зафиксированными нормами Корана и сунны. Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, обладающими прямым божественным происхождением, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Мусульманская этика является этикой конкретных норм, она носит сугубо практичный характер и ей интересны не общие основания поведения, а его предметное содержание. Ее основная проблема - как и что надо делать не вообще, а вполне конкретно, в каждой сфере жизни, каждый день. Кроме того, этика Корана осуществляет учет человеческих возможностей и обстоятельств. Так, строгие требования шариат предъявляет главным образом к тому, чтобы мусульмане выполняли религиозные обязанности, соблюдали культовые запреты, относительно светских дел занимали умеренную позицию. Здесь для шариата ведущим является стремление не обременять человека чрезмерно, не сковывать его посредством жестких ограничений.К примеру, мусульманину запрещается есть свинину, но в случае, когда нечего есть, кроме свинины, допускается отступление от данного запрета (II:168). Или существует обязанность поста, однако «...кто болен или в пути - то пусть постится столько же дней в другое время» (II:181). Поскольку, как говорится в Коране, «Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас» (II :181). Это нашло отражение и в мусульманской юриспруденции, одно из правил которой гласит, что при коллизии двух норм предпочтение отдается той, применение которой сопряжено с меньшими усилиями. Таким образом, нормы мусульманской этики допускают исключения, мера их императивности не рассматривается как абсолютная - за одним лишь исключением, которое имеет отношение к самой мусульманской вере. За веру можно и надо умереть, а все остальное не стоит человеческой жизни.Коран - книга для тех, кто верует, «руководство для богобоязненных» (II:2). Мусульмане считают, что он не только наставляет на путь веры, но и, что не менее важно, учит тому, как правильно воплотить веру. Коран отказывает человеку в богоподобии (даже Пророк лишен этого) и соответственно достаточно реалистично (кому сколько дано - с того столько и спрашивается) очерчивает пространство нравственно-ответственного поведения верующих.Согласно мусульманской традиции, вера (иман) включает в себя три элемента: внутреннее восприятие (тасдик), исповедание словом (икрар), совершение добрых дел (амаль). Вера должна соединиться с добродетелью (ихсан), из чего складывается религия (дин) в широком смысле слова. Только тот, кто искренне приемлет все три составных элемента веры, будет в числе избранных. Иначе говоря, суждение о том, что вера без дел греховна, и лишь единство веры и добродетели представляет нравственную ценность, является одним из важнейших принципов исламской нравственной доктрины.Вместе с тем добродетель непосредственно вытекает из веры в Бога, поклонения ему, связана с надеждой на милость Аллаха: «...кто творит благое из мужчин и женщин и верует, те взойдут в рай и наделены будут там без счета» (ХЬ:43). Суть добродетельного поведения верующего Мухаммад определяет так: «Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво» (ХХХ1:16-17).Исторические обстоятельства, эпоха, связь с городской культурой, в частности с интересами торговых кругов, обусловили то, что ислам выступает как менее аскетичный и наиболее жизнеутверждающий по сравнению с предшествующими ему мировыми религиями. Учение ислама утверждает, что положение человека в загробном мире полностью зависит от того, как человек выстраивал свое поведение в мире земном. Прежде чем попасть в рай или ад, ему надлежит пройти свой земной путь. Ещё в Х в. знаменитый богослов Аль-Газали писал: «Кто не постиг прелести познания в этом мире, невежественным останется и в загробном».Не удивительно, что ислам основан на допущении активистских установок поведения, своеобразном религиозном практицизме, единстве слова с делом. Он призывает проявлять усердие, стремиться к преодолению лени. Старание и действие - эти качества Всевышний возложил на человека. Как сказано в известном хадисе, «действуй (или работай в этом мире), как будто ты будешь жить вечно, а для приходящего мира (загробной жизни) -как будто ты умрешь завтра». Хотя у каждого своя дорога, но при этом «старайтесь же опередить друг друга в добрых делах» (II:43). ЗаключениеПроведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.В христианстве в отличие от ислама есть понятие первородного греха, более того, грех рассматривается в большей мере в нравственном аспекте. Послания апостолов, в частности, апостола Павла, труды Святых отцов убеждают в том, что грех может стать для человека способом бытия, в исламе утверждается идея о том, что грех – это поступок.Христианская этика обращает внимание на то, что грех портит человека, человеческую природу. Кроме того, апостолы, Святые отцы призывают к постоянному возрастанию в вере и добродетели, что будет способствовать спасению. Основная идея христианства – это невозможность замены законом, людским мудрствованием подлинной веры и спасения во Христе. Новые возможности человеческого бытия раскрываются благодаря Искупительной жертве Спасителя. Иисус заранее знал о том, что Ему предстоит принять страдание на кресте, принять смерть во имя спасения человечества. Апостол Павел неоднократно пишет о том, что Крест является вселенским символом победы, которую даровал Иисус, при том, что нами не были приложены какие-то усилия для получения этого величайшего дара. На Голгофе Христос – это и жертва, и священник, а крест – это жертвенник. Крестная жертва являлась всеобщной, она способствовала освобождению земли и неба от скверны. Своей жертвой Иисус освобождает вселенную от языческой скверны, тем самым создавая благодатное пространство для истинной веры и молитвы. Кроме того, Спаситель дает конкретные пути возрастания христианина. И эти пути опять же не имеют ничего общего с формальным соблюдением закона, это внутренняя духовная работа, хотя и закон не противоречит заповедям Спасителям. Кроме того, такая духовная работа связана с осознанием христианского единства. В связи с этим путем совершенствования апостол Павел вводит понятие младенчества во Христе – это только лишь начало пути христианина. Такой человек пока еще упорствует в грехе, он верует, но вера его пока не обрела прочности и не вошла органично в его естество. Эта проблема особенно актуальна в аспекте духовного кризиса и правильного выстраивания христианской жизни. Также важнейшая морально-нравственная идея апостола Павла – это необходимость борьбы с грехом. Эта борьба сложна для человека, поскольку человек подвержен искушениям и грехам. Невидимая брань потому и названа невидимой, что процесс борьбы христианина со страстями и греховными наклонностями осуществляется на внутреннем (духовном) уровне.Что касается исламской этики, то здесь достаточно сложно четко провести границу между нравственным и правовым аспектами вследствие их тесной взаимосвязи. Согласно исламу, человек обязан следовать законам, изложенным в Коране, Сунне, не нарушать этих законов и развивать в себе нравственное совершенство.Вместе с тем, от христианства ислам отличается более практическим и рациональным, ритуализированным осмыслением греха и нравственности. Библиографический списокАлымов В. Лекции по Исторической Литургике./Электронный ресурс// http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.htmlБартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.htmlБогатова, Э. Понятие «мунафик» в Коране / Э. Богатова // Ислам: религия, культура, язык. - М.: ИСАА при МГУ, 2001. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. -М., 1999Георгий (Капсанис), арх. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. – М., 2008. Глубоковский Н., проф. Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. [Электронный ресурс] - www.odinblago.ru/glubokovsky_blagovestie_svobodi/1 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990. Ефрем Сирин, преп. Толкование на Первое послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое Послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам – [электронный ресурс] – URL: http://bible.optina.ru/new:ef:06:11 Камышев В. Анализ понятия «грех» в Посланиях апостола Павла // Дипломное сочинение. СПб., 2003.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ: Русский путь, 2001. - 256 с.Кафаров Т.Э. Принципы этики Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmaninaМышцын В.Н., проф. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcyn/uchenie-sv-apostola-pavla-o-zakone-del-i-zakone-very/ Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань/ Пер. с греч.свт. Феофана Затворника. — М.: Изд-во Сретенcкогомонаcтыря, 2007. — 400 с.Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Polohov/nekotorye-aspekty-islamskoj-nravstvennosti-v-sravnenii-s-pravoslavnoj-etikoj/Послания апостола Павла. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Heraskov/poslanija-apostolskie-i-apokalipsis/8Правила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. М.: Сибирская Благозвоница, 2011. Т. 2. С 389.Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М., 1996. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия./Электронный ресурс// http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlato055.htm Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. / Азбука веры. / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8

Библиографический список

1. Алымов В. Лекции по Исторической Литургике./Электронный ресурс// http://lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/alimov/lecture/contents.html
2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. – М.: Изд. МГТУ, 1992.// http://krotov.info/libr_min/02_b/ar/told.html
3. Богатова, Э. Понятие «мунафик» в Коране / Э. Богатова // Ислам: религия, культура, язык. - М.: ИСАА при МГУ, 2001.
4. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов. -М., 1999
5. Георгий (Капсанис), арх. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. – М., 2008.
6. Глубоковский Н., проф. Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. [Электронный ресурс] - www.odinblago.ru/glubokovsky_blagovestie_svobodi/1
7. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М., 1990.
8. Ефрем Сирин, преп. Толкование на Первое послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-pervoe-poslanie-k-korinfjanam/
9. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Первое Послание к коринфянам. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolk_64/
10. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на послание святого апостола Павла к Ефесянам – [электронный ресурс] – URL: http://bible.optina.ru/new:ef:06:11
11. Камышев В. Анализ понятия «грех» в Посланиях апостола Павла // Дипломное сочинение. СПб., 2003.
12. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ: Русский путь, 2001. - 256 с.
13. Кафаров Т.Э. Принципы этики Ислама. https://cyberleninka.ru/article/n/printsipy-etiki-islama-nravstvennyy-orientir-dlya-musulmanina
14. Мышцын В.Н., проф. Учение св. апостола Павла о законе дел и законе веры. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcyn/uchenie-sv-apostola-pavla-o-zakone-del-i-zakone-very/
15. Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань/ Пер. с греч.свт. Феофана Затворника. — М.: Изд-во Сретенcкого монаcтыря, 2007. — 400 с.
16. Полохов Д., прот. Некоторые аспекты исламской нравственности в сравнении с православной этикой. – Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Polohov/nekotorye-aspekty-islamskoj-nravstvennosti-v-sravnenii-s-pravoslavnoj-etikoj/
17. Послания апостола Павла. [Электронный ресурс]. - https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Heraskov/poslanija-apostolskie-i-apokalipsis/8
18. Правила Святых Апостол и Святых Отец. Правила Святых Вселенских Соборов. Правила Святых Поместных Соборов. С толкованиями в трех томах. М.: Сибирская Благозвоница, 2011. Т. 2. С 389.
19. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. - М., 1996.
20. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия./Электронный ресурс// http://www.magister.msk.ru/library/babilon/greek/zlatoust/zlato055.htm
21. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение Истины. / Азбука веры. / URL: https://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florenskij/stolp-i-utverzhdenie-istiny/8


Вопрос-ответ:

Какое понятие греха существует в христианской традиции?

В христианской традиции грех рассматривается как нарушение божественного закона, противоречащее воле Бога и наносящее вред душе человека. Грех является последствием свободного выбора человека и отделяет его от Бога.

Какой духовно-нравственный идеал представлен в христианстве?

В христианстве идеалом является подражание Христу, следование его учению и принятие христианской этики. Основные принципы христианской морали - любовь к Богу и ближнему, милосердие, справедливость и терпимость.

Какова моральная и правовая оценка греха в христианской традиции?

В христианской традиции грех считается моральным проступком, нарушающим отношения человека с Богом и другими людьми. Грех осуждается как неправедный и несовершенный поступок. В правовом аспекте, нарушение божественного закона может влечь за собой наказание и воздаяние.

Как понимается грех в исламской традиции?

В исламской традиции грех рассматривается как противоречие законам Аллаха, нарушение его указаний и нанесение вреда душе человека. Грех считается актом непослушания Богу и некая форма неправедности.

Какой духовно-нравственный идеал представлен в исламе?

В исламе идеалом является покорность Аллаху, исполнение его указаний и соблюдение исламских предписаний. Мусульмане стремятся к достижению духовной чистоты и принятию жизни согласно указаниям Корана и примеру пророка Мухаммада.

Какое понятие греха существует в христианской традиции?

В христианской традиции грех понимается как нарушение Божьего закона, отступление от Божьей воли и неправедное поступок, который приводит к отдалению от Бога.

Каков духовно-нравственный идеал в христианстве?

В христианстве духовно-нравственный идеал заключается в совершенствовании души, стремлении к соподоблению с Богом и следованию примеру Христа. Центральные понятия такого идеала - любовь, милосердие и осознание своей ответственности перед Богом и людьми.

Как оценивается грех в христианской традиции?

Моральная оценка греха в христианской традиции основана на Божьем законе и нравственных принципах. Грех считается неправедным и вызывает раскаяние и сожаление. Правовая оценка греха осуществляется в церковных канонах и законодательстве государства.

Что понимается под понятием грех в исламской традиции?

В исламской традиции грех - это нарушение Шариата, закона Аллаха. Ислам призывает к подчинению воле Аллаха и соблюдению его заповедей. Грех является неправедным поступком и приводит к отдалению от Аллаха.

Каков духовно-нравственный идеал в исламе?

В исламе духовно-нравственный идеал заключается в стремлении к покорности перед Аллахом, исполнении его воли и следованию примеру пророка Мухаммада. Основными ценностями такого идеала являются верность, милосердие и справедливость.

Какое понятие имеет грех в христианской традиции?

В христианской традиции грех понимается как нарушение божьего закона и моральной нормы. Это сознательное или намеренное действие, которое противоречит воле и учению Христа.

Каков духовно-нравственный идеал в христианстве?

Духовно-нравственный идеал в христианстве - это стремление к образу Христа и следованию его учению. Он включает в себя принятие веры, исполнение заповедей, принципов честности, милосердия, справедливости, любви к ближнему и Богу.