Перспективы использования средств информационных технологий в формировании профессионального самоопределения старшеклассников
Заказать уникальную дипломную работу- 56 56 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 29.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1Возможности применения средств информационных технологий при формировании профессионального самоопределения старшеклассников 4
1.1 Современные представления о профессиональном самоопределении личности 4
1.2 Информационные технологии в сфере образования 8
1.3 Возможности использования информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками 11
Выводы по первой главе 27
Глава 2Экспериментальная проверка методики формирования профессионального самоопределения старшеклассников с помощью использования информационных технологий 28
2.1 Программа организации профориентационной работы со старшеклассниками на основе информационных технологий 28
2.2 Организация и проведение экспериментальной проверки выявленных условий и технологий при профориентационной работе со старшеклассниками. 39
Выводы по второй главе 50
Заключение 51
Список литературы 53
Приложение 1 58
Приложение 2 61
Приложение 3 64
План-конспект виртуальной экскурсии представлен на слайде.Учащиеся 8-х классов просмотрели видео «Погружение в профессию».Первым видеороликом стал сюжет о работе спасателя, парикмахера, повара, строителя, программиста, хирурга.Предложенная информация поспособствовала выработке интереса к профессиональному самоопределению и к профессиям, которые кажутся обыденными. А также, у некоторых учащихся укрепился ранее имевшийся интерес к той или иной специальности, расширился кругозор.СЛАЙД 16В рамках занятия «Ярмарка профессий», учащимся было необходимо рассказать о выбранной специальности или придумать себя в роли профессионала той или иной области.Целью данного занятия было – больше узнать о выбранной специальности, расширить кругозор.В начале занятия учащиеся разделились на группы по 5-6 человек. Им было необходимо коллективно выбрать понравившуюся специальность и создать презентацию в MicrosoftPowerPoint, для того чтобы рассказать о ней одноклассникам.Одна из групп выбрала создание презентации о специальности «Программист». На слайде приведен один из слайдов презентации, на котором рассказано о плюсах и минусах данной профессии.После выступления, дети выполнили кластер на тему «Профессия – требуемые качества». Каждый учащийся выбирал специальность для себя и анализировал полученную информацию во время занятий по профориентации. Необходимо было назвать не менее 5 качеств и навыков, которые необходимы специалисту. Также, при выполнении кластера, нужно было учитывать свои индивидуальные особенности характера и личностные качества, которые могли бы помочь стать более успешными. Чтобы детям было легче выполнять кластер, они могли воспользоваться статьями с сайта «Проектория».В ходе занятия дети выяснили, что для каждой профессии нужны определенные качества. Рассмотрели профессии изнутри и сопоставили свои индивидуальные особенности с предварительным выбором.СЛАЙД 17По итогам проведения анкетирования после проведения профориентационных занятий, количество учащихся со слабовыраженным интересом упало с 11,54% до 3,85%. Также, у многих учащихся слабовыраженный интереса к профессии стал более выраженным, например в ситуации с педагогикой и медициной, география и геология (с 3,8% до 7,69%), химия и биология (с 11,54% до 19,23%). После получения результатов, с детьми были проведены беседы, выяснилось, что некоторые пересмотрели выбор специальности после проведенных занятий или наоборот укрепились в мнении, что профессия им подходит. Это свидетельствует нам о том, что проведенные занятия по профориентации положительно повлияли на выбор учащихся.Результаты вводного и итогового анкетирования на тему профессионального самоопределения, представлены на слайде.СЛАЙД 18В рамках исследования были:1. Сформулированы принципы организации учебной деятельности с использованием информационных технологий;2. Систематизированы и проанализированы имеющиеся приемы, которые используются для профессионального самоопределения старшеклассников;3. Определены перспективы использования средств информационных технологий для профессионального самоопределения старшеклассников.Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что применение информационных технологий в профориентационной работе со старшеклассниками, приводит к выраженному положительному эффекту. Исходя из этого можно сказать, что поставленная цель достигнута, задачи выполнены.
2. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М., 1980. - 368 с.
3. Блинов В. И., Сергеев И. С. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // В.И. Блинов, И.С. Сергеев [и др.]: ФИРО. М.: Перо, 2014. – С. 38.
4. Боголюбов, В. И. Использование инновационных технологий в педагогике // Школьные технологии. – 2005. - №1. – С. 39-58.
5. Воронин A.M. Управление развитием инновационной образовательной среды школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Брянск, 1995. - 15 с.
6. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Учебник – шаг на пути к системе обучения информатизации образования. М.: ИСМО РАО, 2015. С 225.
7. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Образовательные электронные издания и ресурсы. Курск: КГУ, 2013. С. 222.
8. Данилов М.А. Проблемы методологии педагогики и методики исследований. Под ред. докт. пед. наук М.А. Данилова и докт. пед. наук Н.И. Болдырева (Академия пед. наук СССР. Науч. исслед. ин-т общей педагогики). - М., «Педагогика», 1971. – 352 с.
5. Дубровин Д.Н. Профессиональное самоопределение в подростковом и раннем юношеском возрасте как психологический феномен и психолого-педагогическая проблема // Журнал прикладной психологии. – 2004. - №4. – С. 17-24.
6. Есимов Б.К., Шаймерденова Г.З. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе // Биологическое и экологическое образование в средней и высшей школе: состояние, проблемы и перспективы развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23-26 ноября 2015 г. / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, факультет биологии, кафедра методики обучения биологии и экологии. – Санкт- Петербург, 2010. – С. 329 - 333.
7. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 208 с.
8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М., 2004. – С. 246.
9. Извекова Е. М. Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник ХГУ им. Н.Ф. Катанова. - 2020. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-tsifrovyh-tehnologiy-dlya-formirovaniya-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (дата обращения: 05.06.2022).
10. Исаев И.Ф., Исаева Н.И., КормаковаВ.Н., ЕрошенковаЕ. И. Программное обеспечение реализации культурологической концепции профессионального самоопределения старшеклассников // Russian Journal of Education andPsychology. 2013. №9 (29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/programmnoe-obespechenie-realizatsii-kulturologicheskoy-kontseptsii-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov (дата обращения: 26.05.2022).
11. Исаева И.Ф., Кормакова В.Н. Теоретико-методологические основы исследования профессионально-личностного самоопределения школьников // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. - №7 (55). – С. 12-22.
12. Караваев, Н. Л. Совершенствование методологии геймификации учебного процесса в цифровой образовательной среде: [монография] / Н.Л. Караваев, Е.В. Соболева. – Киров: Вятский государственный университет, 2019. – 105 с. vestnik43.ru (дата обращения: 16.05.2022)
13. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2010. – С. 304.
14. Кормакова В.Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление: Учеб. пособие. Белгород: ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – С. 304.
15. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 123 с.
16. ПоломошноваС. А. Модель педагогического управления профессиональным самоопределением старшеклассников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-pedagogicheskogo-upravleniya-professionalnym-samoopredeleniem-starsheklassnikov (дата обращения: 06.06.2022).
17. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999 – С. 108.
18. ПфетцерА. А. Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №1 (25). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-primenenie-sovremennyh-instrumentov-informatsionnogo-soprovozhdeniya-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 26.05.2022).
19. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы. Методика «Профиль». М.: Генезис. – 2005.
20. Реморенко И. М., Григорьев С. Г., Гришкун В. В. Подходы к интеграции средств информатизации образования: «Умная аудитория» // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. 2013. - №4 (44). С 59-68.
21. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И. Рожков – М., 2000. – С. 58-72.
22. Романова Е. С. Организация профориентационной работы в школе. Санкт-Петербург, Academia. – 2013 г. – С. 304.
23. Степанова, Н. С. Методика проектного обучения в разделе «Общая биология» общеобразовательной школы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / СПб, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена; Н. С. Степанова. – Спб. – 2003. – С. 144.
24. Тимофеева А.В. Информационные технологии – друзья или враги? // Биология в школе. - 2010. - № 4 - С. 23 - 25.
25. Фурсова Д.А. К проблеме определения понятия «информационно-коммуникативная среда» // Вестник МГУКИ. – 2020. - № 2 (94) март – апрель. – С. 163 – 168.
26. Ходырева Е.А. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в организации самостоятельной работы студентов // Вестник ВятГУ. - 2010. - № 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolzovaniya-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-organizatsii-samostoyatelnoy-raboty-studentov (дата обращения: 10.03.2022).
27. Царапкина Ю.М. Использование информационных технологий в профориентации как основа профессионального самоопределения // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017. №4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-proforientatsii-kak-osnova-professionalnogo-samoopredeleniya (дата обращения: 10.06.2022).
28. Царапкина Ю. М. Лебедева А. В. Использование информационных технологий при обучении студентов в вузе // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2014. - № 1 (21). С. 203-211.
29. Царапкина Ю. М., Лебедева И. И. Об использовании интернет-технологий в профориентации // Европейский журнал социальных наук. 2016 - № 6. С. 207-212.
30. Черникова Т. В. Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников. Санкт-Петербург, Планета. – 2011. – С. 304.
31. Чистякова С. Н. Актуальность проблемы профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование и рынок труда. 2018. - №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnost-problemy-professionalnogo-samoopredeleniya-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 26.05.2022).
32. ЭстерлеА. Е. Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» // СНВ. - 2014. - №4 (9). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-predstavleniya-o-soderzhanii-ponyatiya-professionalnoe-samorazvitie-lichnosti (дата обращения: 06.06.2022).
Вопрос-ответ:
Какие возможности предоставляют средства информационных технологий при формировании профессионального самоопределения старшеклассников?
Средства информационных технологий предоставляют широкий спектр возможностей при формировании профессионального самоопределения старшеклассников. Они позволяют получать доступ к разнообразной информации о профессиях, узнавать о различных карьерных путях и требованиях к определенным специальностям. Также с помощью информационных технологий старшеклассники могут проходить тесты и анкетирование, которые помогут им выявить свои профессиональные предпочтения и интересы. Кроме того, средства информационных технологий позволяют старшеклассникам получать консультации и советы от профессионалов, делиться опытом с другими людьми и участвовать в онлайн-курсах и тренингах по профессиональному развитию.
Какие современные представления существуют о профессиональном самоопределении личности?
Современные представления о профессиональном самоопределении личности говорят о том, что это процесс, включающий определение своих профессиональных целей, интересов, навыков, ценностей и личностных качеств, а также осознание своих возможностей и ограничений. Он ассоциируется с процессом самопознания, позволяет лучше понять свои способности и предпочтения, а также определиться с выбором профессии и карьеры. Современные представления обратное внимание на индивидуальность каждого человека и признают его право на самоопределение и развитие в профессиональной сфере.
Какие возможности предоставляют средства информационных технологий в сфере образования?
Средства информационных технологий предоставляют широкий спектр возможностей в сфере образования. Они позволяют учиться дистанционно, используя онлайн-курсы и вебинары. С помощью информационных технологий можно получать доступ к разнообразным учебным материалам, электронным учебникам и базам данных. Также средства информационных технологий позволяют учителям и преподавателям лучше организовывать учебный процесс, проводить интерактивные занятия и оценивать успеваемость студентов. Кроме того, информационные технологии способствуют развитию информационной грамотности, творческого мышления и навыков работы с компьютером.
Какие средства информационных технологий могут быть использованы при формировании профессионального самоопределения старшеклассников?
Средства информационных технологий, которые могут быть использованы при формировании профессионального самоопределения старшеклассников, включают в себя онлайн-тестирование, виртуальные экскурсии по профессиям, интерактивные тренинги по профориентации, электронные портфолио, специализированные веб-ресурсы и приложения для самостоятельного исследования профессий и прочее.
Какие представления существуют о профессиональном самоопределении личности?
Современные представления о профессиональном самоопределении личности предполагают, что это сложный и многомерный процесс, который включает в себя осознание своих способностей, интересов и ценностей, а также изучение возможных профессий, принятие решений и последующее развитие в выбранной профессиональной сфере.
Какие возможности предоставляют информационные технологии в сфере образования?
Информационные технологии в сфере образования предоставляют широкий спектр возможностей, таких как дистанционное обучение, использование виртуальных классов и лабораторий, доступ к электронным учебникам и онлайн-курсам, использование образовательных приложений и программ, а также обмен знаниями и опытом через социальные сети и форумы.
Как можно использовать информационные технологии для профориентационной работы со старшеклассниками?
Информационные технологии могут быть использованы для профориентационной работы со старшеклассниками путем проведения онлайн-тестирования по профессиональным предпочтениям, предоставления доступа к специализированным веб-ресурсам и базам данных о профессиях, организации виртуальных экскурсий по предприятиям, создания интерактивных тренингов и мастер-классов по профориентации, а также поддержки ведения электронных портфолио с информацией о профессиональных достижений и планах.
Какие возможности предоставляют средства информационных технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников?
Средства информационных технологий предоставляют широкий спектр возможностей для формирования профессионального самоопределения старшеклассников. Они позволяют обеспечить доступ к информации о различных профессиях, проводить онлайн-тестирование и ориентированные уроки, создавать виртуальные среды для знакомства со спецификой профессий и многое другое.
Каковы современные представления о профессиональном самоопределении личности старшеклассников?
Современные представления о профессиональном самоопределении личности старшеклассников основаны на идеях индивидуализации образования и активного включения студентов в процесс выбора профессии. Важными аспектами являются самоанализ, самоопределение, саморазвитие и самоориентация, которые способствуют формированию осознанного выбора профессионального пути.
Какие возможности предоставляют информационные технологии в сфере образования?
Информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей в сфере образования. Они позволяют повысить доступность образования, улучшить качество обучения, расширить образовательное пространство и обеспечить персонализацию образовательного процесса. Благодаря информационным технологиям ученики могут получать новую информацию, выполнять задания, общаться с учителями и одноклассниками, развивать навыки самостоятельной работы и творчества.
Как можно использовать информационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками?
Информационные технологии могут быть полезными инструментами в профориентационной работе со старшеклассниками. Их можно использовать для проведения онлайн-тестирования и определения индивидуальных предпочтений, организации виртуальных экскурсий и знакомства со спецификой различных профессий, предоставления доступа к информации о рынке труда и требованиях к разным профессиям, а также для оказания психологической поддержки и консультации по выбору профессии.