Формирование умений говорения в основной школе
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 31.07.2022
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Говорение как вид иноязычной речевой деятельности
2. Психофизиологические механизмы говорения
3. Цели и содержание обучение говорение в основной школе.
4. Технология обучение говорению
5. Приемы, направленные на формирование умений говорений
Заключение
В-третьих, аутентичные тексты разных жанров служат хорошей языковой и речевой опорой, примером для подражания, основой для образцового составления собственных речевых предложений.Подход "снизу вверх" описывает путь от последовательного, систематического приобретения отдельных речевых актов (отдельных высказываний) на разных уровнях до их последующего объединения и слияния. Этот подход основан на предположении, что поэтапное, уровневое овладение элементами языковой системы, усвоение компонентов монологической речи, в конечном счете, приведет к способности самостоятельно участвовать в речевом общении - продуцировании связных устных и письменных высказываний.[14]Это путь, который может выбрать учитель:1. на ранних этапах обучения, когда ученики еще не владеют грамотой или когда академическое чтение не может обеспечить прочную содержательную базу для развития навыков говорения.2. на промежуточном и продвинутом этапах обучения, когда знание языка и содержания предмета находится на достаточно высоком уровне. В этом случае монологи могут быть основаны не столько на материале одного текста, сколько на нескольких прочитанных или услышанных текстах на родном и иностранном языках, что предполагает использование взаимосвязей между субъектами. Чтобы достичь желаемого уровня монологической речи в этом случае, учитель должен быть уверен, что:- Ученики имеют достаточный запас информации по предмету (с учетом межпредметных связей);- Уровень языка (лексический и грамматический) достаточен для успешного обсуждения темы на иностранном языке;- Уровень языка (лексический, грамматический) достаточен для успешного обсуждения темы на иностранном языке; - Уровень языка (лексический, грамматический) достаточен для успешного обсуждения темы на иностранном языке;- Студенты владеют необходимыми навыками говорения (способы сочетания различных речевых предложений, композиция речи).Поддержка развития навыков монологической речи носит лингвистический, речевой и содержательный характер. Последние можно разделить на вербальные и невербальные группы. Их количество и выбор определяются в зависимости от контекста обучения:- Возраст учащихся и уровень их начального образования.- Уровень владения языком всего класса и каждого отдельного ученика.- Уровень и уровень обучающихся и уровень обучаемых.- Характер речевого задания/уровень понимания речевого задания всеми участниками.- Индивидуальные особенности обучающихся.Диалогическое обучение происходит следующим образом:Диалогическая речь - это процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся попеременным повторением двух или более лиц (И. Л. Колесникова, О. А. Долгина). Это форма речи, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники чередуются между говорящим и слушающим. Продуктом этой формы речи является диалог или полилог (групповое обсуждение проблемы, дебаты, свободная дискуссия), который разворачивается в той или иной степени. Основной целью общения является поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого собеседники производят различные речевые акты в соответствии с их функционально-коммуникативным назначением. Эти речевые акты - высказывания, объединенные ситуативной и тематической общностью, - направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действию, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.5.Приемы, направленные на формирование умений говоренийГлавная задача учителя - развить навыки каждого ученика, чтобы вырастить человека, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Не случайно основной целью обучения иностранному языку является формирование и развитие личности обучающегося, способной достичь желаемого уровня иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, развивать способность самостоятельно говорить на иностранном языке. Говорение как вид речевой деятельности опирается в первую очередь на язык как средство общения. Язык обеспечивает общение между собеседниками, поскольку его понимает как тот, кто передает информацию, кодируя ее в значениях выбранных для этого слов, так и тот, кто получает информацию, декодируя ее, то есть расшифровывая эти значения и изменяя на этой основе свое поведение. Речь основана на осознании значения лексической единицы языка. Речь как речь - это вербальная коммуникация, т.е. речевой процесс языкового общения.Различают следующие виды разговорного языка: диалогический и монологический:- разговорная речь (диалог) характеризуется обменом репликами между говорящими, повторением предложений и самостоятельных слов за собеседником, вопросами, дополнениями, пояснениями, использованием аллюзий, понятных только говорящим, различных вспомогательных слов и междометий.- Монологическая речь отличается большей композиционной сложностью и требует законченности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности в изложении того, что хочет сказать говорящий монолог.Современные методы обучения речи основываются на таких категориях устного общения, как ситуация, роль, позиция, общность, тип и коммуникативная сфера, которые рассматриваются как модели речевого общения.Тип общения является важным элементом в методике обучения речи. Выделяем три типа общения: индивидуальное, групповое и публичное, которые определяют специфику методики обучения речи.На занятиях по иностранному языку целью обучения устной речи является развитие навыков говорения, позволяющих учащимся использовать их вне академической разговорной практики на уровне повседневного общения. Достижение этой цели связано с развитием следующих коммуникативных навыков:a) понимание и продуцирование высказываний на иностранном языке в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, речевой задачей и коммуникативным намерением;б) реализации их речевого и неречевого поведения с учетом правил общения и национально-культурной специфики страны изучаемого языка;в) использовать рациональные методы изучения иностранного языка и развиваться самостоятельно.Однако навыки говорения, как и все другие навыки, не развиваются спонтанно. Для этого требуются конкретные и эффективные методы и приемы. В методике преподавания русского иностранного языка существует два основных способа развития навыков говорения: 1) "сверху вниз"; 2) "снизу вверх".Для успешного достижения коммуникативных целей обучения иностранному языку необходимо определить коммуникативную сферу, в рамках которой учащийся осваивает языковой материал в учебных целях. Это достигается путем обучения речи в контексте определенных жизненных тем, отражающих деятельность и интересы учащегося, которые предопределяют содержание и объем общения на данном этапе обучения. Темы, их характер и объем зависят от возраста и интересов учащихся, а также от их лингвистической способности к их обработке на данном этапе обучения. Ситуации играют двоякую роль в обучении речи: они отражают или стимулируют общее содержание высказываний собеседника, а также определяют контекст и характер общения.Очевидно, что каждый учитель выбирает методы работы и приемы обучения речи на основе своего личного опыта. Использование различных приемов в рамках коммуникативного, индуктивного и дедуктивного методов дает положительные результаты и, несомненно, способствует повышению эффективности обучения речи. Поэтому, если использовать оптимальные методы и приемы для развития речевых навыков и умений, эффективность обучения речи возрастет.ЗаключениеРечь как вид речевой деятельности опирается прежде всего на язык как средство общения. Речь как речь - это вербальная коммуникация, т.е. речевой процесс языкового общения. Различают следующие виды разговорного языка: диалогический и монологический. Диалогическая речь имеет коммуникативные, психологические и лингвистические особенности, а именно: состоит из побудительных и ответных реплик; характеризуется адресностью, спонтанностью, эмоциональностью и выразительностью; для диалогической речи характерны эллиптические обороты речи, часто фиксируемые в коммуникативной практике и используемые как общее место.В своем исследовании я представила необходимость и важность коммуникативных методов обучения для развития и совершенствования навыков говорения, а именно монологической и диалогической речи. В классе речевая ситуация, созданная учителем или самими учащимися, дает ряд преимуществ, направленных на улучшение всех аспектов речевой деятельности учащихся. Система упражнений, направленных на развитие речевых навыков учащихся, должна быть разработана учителем в процессе обучения с учетом всех физиологических и психологических особенностей учащихся. В этой статье я показала, что навыки формируются и развиваются по принципу алгоритма. Решая поставленные задачи, я пришла к следующим выводам:- развитие навыков монологической речи учащихся должно основываться на коммуникативном аспекте обучения, что в дальнейшем способствует развитию практических навыков говорения учащихся;- постоянное и постепенное развитие лексических и грамматических навыков учащихся, чтобы их речь была хорошо сформирована и лексически обогащена; этого можно достичь путем постоянного обогащения словарного запаса и словарной работы;- для создания речевой ситуации в классе следует использовать наглядные учебные пособия и средства информационных технологий, которые позволят учителю не только создать впечатление англоязычной среды, но и сделать урок более насыщенным и интересным.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1.Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.2.Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.3.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Enjoy English: учебник 7 класса. М.: Титул, 2008 – 2010.4.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка «Enjoy English». М.: Титул, 2008. – 56с. 5.Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.6.Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972, с. 346.7.Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.8.Бухбиндер В.А., Миролюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. 1984. № 10, с.16.9.Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.10.Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.11.Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.12.Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.13.Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. //Иностранные языки в школе. 1999. № 2, с. 18.14.Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: МГУ, 1979, с. 348.15.Витт Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с124.16.Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.П. Петровский. М.: 1973, с. 48617.Воронина Е. К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией, на аудирование //Тезисы докладов. Научно-методическая конференция.— М.: МГПИИЯ, 1971, с. 68.18.Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984, с. 124.19.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987, с. 274.20.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ, 2001, с. 396.21.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, с. 248.22.Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.23.Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.24.Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.25.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.26.Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. – 345с.
1.Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 1988, с. 334.
2.Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., Высшая школа, 1966, с. 256.
3.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Enjoy English: учебник 7 класса. М.: Титул, 2008 – 2010.
4.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка «Enjoy English». М.: Титул, 2008. – 56с.
5.Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника.— М., Просвещение, 1977, с. 278.
6.Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ, 1972, с. 346.
7.Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения //Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках /Под ред. В. А. Бухбиндера. Киев: КГУ, 1980, с. 568.
8.Бухбиндер В.А., Миролюбов А. А. Основы перестройки школьного курса иностранных языков // Советская педагогика. 1984. № 10, с.16.
9.Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1981, с. 278.
10.Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций //Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ, 1981, с. 386.
11.Вайсбурд М.Л. Типы задач в обучении иноязычной речевой деятельности //Развитие познавательной активности в процессе овладения речевой деятельностью на иностранном языке.— М.: АПН/НИИСиМО, 1983, с. 186.
12.Вайсбурд М.Л., Ариян М.А. Ситуативная роль как методическое понятие //Иностранные языки в школе.1984.№ 5, с. 23.
13.Вайсбурд М.Л., Кузьмина Е.В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. //Иностранные языки в школе. 1999. № 2, с. 18.
14.Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: МГУ, 1979, с. 348.
15.Витт Н. В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку //Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ, 1971, с124.
16.Возрастная и педагогическая психология /Ред. А.П. Петровский. М.: 1973, с. 486
17.Воронина Е. К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией, на аудирование //Тезисы докладов. Научно-методическая конференция.— М.: МГПИИЯ, 1971, с. 68.
18.Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения //Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М.Тореза, 1984, с. 124.
19.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987, с. 274.
20.Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ, 2001, с. 396.
21.Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991, с. 248.
22.Карманова Н. А. Основы теории планирования учебного процесса по иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 1985, с. 372.
23.Кон И. С. Психология старшеклассника. М., Просвещение, 1980.
24.Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. с. 456.
25.Маслыко Е.А., Бабинская П.К. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 522 с.
26.Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. – 345с.
Вопрос-ответ:
Какие цели и содержание обучения говорению в основной школе?
Целью обучения говорению в основной школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся, развитие умений говорить на иностранном языке. Содержание обучения включает изучение различных видов речевой деятельности, а также практику в устной речи через различные задания и упражнения.
Какие технологии используются при обучении говорению в основной школе?
При обучении говорению в основной школе используются различные технологии, такие как ролевые игры, диалоги, презентации, дискуссии. Также используются компьютерные технологии, которые позволяют ученикам записывать и исправлять свою речь, а также аудировать и анализировать образцы правильной речи.
Какие приемы направлены на формирование умений говорения в основной школе?
Для формирования умений говорения в основной школе используются различные приемы, например, моделирование речи учителя, где ученики могут повторять и подражать правильной речи. Также используются приемы активного общения между учениками, игры на запоминание и использование новой лексики и грамматических конструкций, а также многочисленные упражнения на диалоги и монологи.
Как аутентичные тексты помогают в формировании умений говорения?
Аутентичные тексты разных жанров служат хорошей языковой и речевой опорой, примером для подражания и основой для образцового составления собственных речевых предложений. Они помогают ученикам развивать свои навыки восприятия на слух, анализа и воспроизведения речи на иностранном языке.
Какой подход используется при обучении говорению в основной школе?
При обучении говорению в основной школе используется подход "снизу вверх", то есть начинают с простых упражнений и заданий на слова и фразы, и постепенно переходят к более сложным заданиям на диалоги и монологи. Это позволяет ученикам постепенно развивать свои навыки и уверенность в говорении на иностранном языке.
Какие навыки формируются при обучении умению говорения в основной школе?
При обучении умению говорения в основной школе формируются следующие навыки: умение выразить свои мысли и чувства на иностранном языке, умение поддерживать беседу и вести диалог, умение описывать предметы, ситуации, людей, умение рассказывать о своих интересах и хобби, умение задавать и отвечать на вопросы, умение выступать публично и делать презентации.
Какие психофизиологические механизмы отвечают за говорение?
Говорение основывается на следующих психофизиологических механизмах: артикуляционный аппарат (губы, язык, голосовые связки), слуховой анализ речи, память, мышление и внимание. Все эти механизмы взаимодействуют для образования иноязычной речи.
Каковы цели и содержание обучения говорению в основной школе?
Целями обучения говорению в основной школе являются: развитие коммуникативных, речевых и познавательных навыков; формирование умения говорить на иностранном языке с правильным произношением, грамматикой и лексикой; развитие культуры устной речи, умения вести диалоги и общаться с иноязычными говорящими.
Какими приемами можно сформировать умения говорения в основной школе?
Для формирования умений говорения в основной школе могут применяться следующие приемы: использование аутентичных текстов разных жанров в качестве языковой и речевой опоры; моделирование и образцовое составление речевых предложений на основе аутентичных текстов; проведение коммуникативных упражнений и заданий, направленных на развитие устной речи, таких как диалоги, презентации, обсуждения.